На Reuters мне попалась любопытная статья. Название статьи в заголовке поста. Автор — Линн Стюарт Парамор. Она часто пишет о проблемах социального неравенства в США, но на этот раз делает это параллельно с анализом смысловой подоплеки нового диснеевского фильма "Золушка". Интересно увидеть все эти проблемы глазами американки. Предлагаю вам собственный перевод.
* * *
Давным-давно, во время краткого эгалитарного периода в послевоенной Америке люди разных классов не жили в отдельных мирах. Перспектива мобильности и процветания была распространена по всей стране. В 1950 году Walt Disney Productions было спасено от банкротства выпуском хита "Золушка", которому зрители рукоплескали в тот момент, когда будущее казалось безоблачным и мечта выйти замуж за «принца» всё ещё могла обрести реальность.
Новый диснеевский фильм "Золушка" имеет сегодня большой кассовый успех, но, как всё изменилось! Браки Золушки становятся столь же редки, как золотые кареты. Экономист Джереми Гринвуд обнаружил, что ваши шансы выйти замуж за человека с другим уровнем дохода нежели ваш упали с 1950 года из-за чего-то под названием «ассортативное спаривание», что означает, что мы все чаще сближаемся с людьми из своей среды.
С 1980-х неравенство возросло, а мобильность застопорилась. Сегодня богатые выковывают свои союзы в эксклюзивных социальных клубах, колледжах из Лиги Плюща (8 частных университетов для детей элиты - прим. пер.) и охраняемых резиденциях. Если у вас нет состояния или феи-крестной, то вам, вероятно, не повезло. Без этой магии ворота остаются закрытыми.
На первый взгляд кажется, что римейк Кеннета Брана классического диснеевского фильма, предлагает солнечное приключение в волшебном королевстве. Но при ближайшем рассмотрении проявляется тревожное экономическое послание.
Экономисты, такие как Томас Пикети, неоднократно предупреждали, что если мы не будем делать что-то, чтобы остановить растущее неравенство в доходах, мы можем в конечном итоге опять очутиться в мире 19-го века, где тяжелая работа не будет поднимать вас вверх по экономической лестнице, потому что прибыль, которую вы можете ожидать от труда не может тягаться с унаследованным богатством. Это мир новой "Золушки".
Ещё более чем оригинальный фильм Диснея, версия Брана подчеркивает, что происходит, когда люди вынуждены соперничать за призрачные награды в суровых экономических условиях. Семьи ополчаются друг на друга, шансы преуспеть малы, и вам лучше надеяться на волшебную палочку.
Небольшие изменения в истории расставляют всё по своим местам. В оригинальной анимационной версии отец джентльмен, вдовец, вступает в повторный брак, а затем быстро умирает, оставив ревнивую мачеху и ее дочерей мучить своего любимого единственного ребенка. Но в фильме Брана, отец торговец, и его смерть лишает семью своего дохода — оставляя их всех в стесненных обстоятельствах.
Первая мысль мачехи на известие о смерти мужа полностью практична: как мы будем выживать экономически? Ее ответ: превратить Золушку в служанку и подыскать богатых женихов для своих двух дочерей.
Рынок брака, показанный в фильме, отражает то, что экономисты, как Роберт Х. Франк описывают как состязание, игру в стиле "победитель получает все", связанную с экономиками, где богатство все больше сосредотачивается на самом верху. В этих беспощадных рынках только горстка людей может выиграть по-крупному, в то время как остальные довольствуются малым.
Золушка и ее сводные сестры заперты в беспринципном состязании за ограниченные ресурсы, и они понимают, как высоки ставки. К счастью для нее, Золушка обладает преимуществами, которых нет у её сестер: она красива и очаровательна.
Она, также, умна. Но нет никакого намёка, что ее интеллект можно употребить на что-то кроме того, чтобы обойти ее конкурентов в брачном турнире. Она не собирается искать работу или получать образование. Это для лохов. Или крестьян.
Важность быть богатым отчетлива видна когда Золушка идет на бал — добрая фея должна сделать так, чтобы она выглядела богатой молодой леди. Вы не можете выиграть приз, одетой в лохмотья. Фильм может пустословить о значении добра и мужества, но именно способность получить доступ к роскоши, такой как ослепительное платье и золотая карета, вот что действительно позволяет вам занять подобающую роль.
Привилегии принца и его коллег из одного процента самых богатых просто принимаются как непреложный закон мироздания. Никаких желаний взорвать систему в стиле Китнисс Эвердин (героиня фильма "Голодные игры" - прим. пер.). Лучше всего принять всё как есть и завладеть лакомыми кусками, если сможешь.
В конце концов, Золушка получает принца и дворец, а другие женщины не получают абсолютно ничего. Так устроены состязания.
Послевоенная Америка продемонстрировала, что чрезмерное неравенство не обязано быть нашей реальностью. Американцы могут написать свою собственную историю так, что даже люди без удачи могут вести безопасную и достойную жизнь. Такие меры, как принуждение богатых платить свою долю в виде налогов, позволение профсоюзам объединять и увеличение бюджетных расходов на такие вещи, как инфраструктура и рабочие мест, будут гарантировать, что намного больше американцев могут ожидать счастливого конца.
Но Золушка Брана ни в коей мере не пытается подвергнуть сомнению, а тем более отменить, парадигму имущих и неимущих, что дает нам мало шансов. Фильм преподаёт маленьким зрителям суровый урок: если вы не богаты, вы можете с таким же успехом быть тыквой.
* * *
Статья, на мой взгляд, затрагивает сразу несколько актуальных проблемных тем: иммущественное расслоение, восстановление сословных перегородок, всепоглощающее желание отдельных молодых особ сорвать куш, выйдя "удачно" замуж и далеко не только безобидно-развлекательную роль кинематографа. И что ещё стоит отметить, с отказом от собственного видения будущего человечества и переходом к строительству общества по западным лекалам описанные проблемы стали актуальными и для России тоже.
А что Вы думаете по этому поводу?
Оценили 12 человек
11 кармы