• РЕГИСТРАЦИЯ

Геннадий Шпаликов. Обреченность собою

77 7984

По просьбам друзей я продолжаю рассказ о талантливом человеке - поэте, режиссёре, драматурге Геннадии Шпаликове.
Предыдущая статья: Геннадий Шпаликов. Я шагаю по Москве.

Мои друзья ушли сквозь решето —

Им всем досталась Лета или Прана.

Естественною смертию — никто.

Все — противоестественно и рано.

/ Владимир Высоцкий /

В 1974 году, когда ушел из жизни Геннадий Шпаликов, мне было 20 лет, – вспоминает зав.отделом социально-гуманитарной литературы Ольга Федоровна Солодовникова. – Мы с ровесниками вовсю распевали любимые песни «Пароход белый-беленький» и «Я шагаю по Москве», еще не зная автора простых, но таких понятных и, оттого быстро запоминающихся строк. Песенки были, вроде бы, неказистые, какие-то самодельные, но они дышали живой жизнью, они были первичными, почти природными, трогательными, сентиментальными. В них была простая мечта о наивном человечном рае. И на самом деле:

Бывает все на свете хорошо,

В чем дело, сразу не поймешь, –

А просто летний дождь прошел,

Нормальный летний дождь.

Эти стихи и песни были написаны совсем молодым Геннадием Шпаликовым для таких же молодых, влюбленных, радостных, возвышенных и истово верящих еще в идеалы парней и девчат.

Пароход белый-беленький,

Дым над красной трубой.

Мы по палубе бегали –

Целовались с тобой.

Или какая природная, естественная патриотичность в малоизвестном куплете, не вошедшем в кинофильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве»:

Москва, Москва, люблю тебя как сын,

Как русский пламенно и нежно,

Люблю поток твоих машин

И летний воздух свежий.

Все находили в них самих себя. Они стали знаком времени, его надежд и пристрастий.

И фильмы, и стихи, и песни вошли в нашу жизнь с той самой «хрущевской оттепелью». Короткий период оттепели — всего 12 лет, с 1956-го по 1968-й, — изменил буквально всё. Время, которое многие шестидесятники вспоминают как лучшее не только в своей жизни, но и в истории страны. Удивительное время свободы в несвободной стране — свободы, конечно, относительной, но очень плодотворной.

Это был вдох, новый вдох в искусстве, тогда стали откровением для молодежи «Звездные мальчики» Василия Аксенова, первые песни Булата Окуджавы, не менее знаменитые фильмы «Мне 20 лет», «Я шагаю по Москве», «Коллеги». Тогда же страна и запела эти незатейливые, но такие очаровательные шпаликовские песенки. Кстати, песня из фильма «Я шагаю по Москве», как уверяли очевидцы, была написана Шпаликовым, что называется, на одном дыхании, тут же, на съемочной площадке. Успех картины был потрясающим.

Каким же был поэт, драматург, кинорежиссер Геннадий Федорович Шпаликов, который, по словам публициста Н. Ирина, - «За свою небольшую жизнь создал сравнительно немного. Однако несколько его творений проросли в национальную почву столь глубоко, что, кажется, без этих корней она расползлась бы, покрылась уродливыми трещинами».

Еще учась в суворовском училище, Гена начинает писать стихи и рассказы, редактировать молодежную газету, а также регулярно вести дневник. Привычку эту, к слову, Шпаликов сохранит на всю жизнь. В том же 1955 году первое стихотворение Шпаликова появляется в центральной печати. Голова у молодого человека не закружилась, он напишет зрелое определение своему творчеству:

Не смотри на будущее хмуро,

Горестно качая головой...

Я сегодня стал литературой

Самой средней, очень рядовой.

Пусть моя строка другой заслонится,

Но благодарю судьбу свою

Я за право творческой бессонницы

И за счастье рядовых в строю.

Общительный, дружелюбный, а главное искренне доброжелательный, он мгновенно стал лидером и любимцем студенческой «тусовки»: редко какие посиделки обходились без компанейского Гены Шпаликова. По воспоминаниям друзей, многих восхищала, а в ком-то вызывала зависть особенность Шпаликова: писал он легко и очень быстро, и, даже когда вся компания «отключалась» от выпитого, Геннадий преспокойно садился за стол и благополучно работал над очередным сценарием до утра. Вся беда была в том, что эксперименты с алкоголем не влияли на его работоспособность; впоследствии эта роковая особенность и сгубила в итоге кинематографиста.

У него был талант — огромный, сверхъестественный, всепроникающий и покоряющий всех. Он всегда тянулся к празднику в жизни. Стремясь к полету ввысь, он лепил свои легенды из талого льда. Но лед таял, и оставалась почти неуловимая краткость его бессмертия. Он и сам стал скоротечной тающей легендой, мифом.

Миф о жизни. Соавтор популярнейших фильмов, шумная женитьба на актрисе Инне Гулая, и, наконец, трагический финал. Художник, не принимая пустоты безбожного  времени, спивается и вешается на чердаке Дома творчества.

Миф о творчестве. Десятилетиями гуляли по стране тетрадки с его стихами, а гитаристы наигрывали в дружеских компаниях его песенки.

Ах, утону я в Западной Двине

Или погибну как-нибудь иначе,

Страна не пожалеет обо мне,

Но обо мне товарищи заплачут.

Но практически все фильмы, начиная с первой крупной работы с М. Хуциевым «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), выходили в свет через тернии цензурных проверок, сокращений, подвергались обструкции со стороны кинокритиков. В 1962 году фильм «Я шагаю по Москве» (режиссер Г. Данелия) также пробивался к зрителю через многочисленные замечания, исправления и утверждения в разнообразных инстанциях.

Единственная режиссерская работа Г. Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» (1966 г.) – несмотря на то, что на международном фестивале авторского кино в Бергамо картина получила главный приз, а дифирамбы ей пел сам Микеланджело Антониони, в СССР фильм прошёл малозамеченным.

Наконец, фильм Ларисы Шепитько «Ты и я» (1971 г.), в сценарии которого Шпаликов констатировал крах иллюзий шестидесятых, получив серебряную награду на Венецианском кинофестивале, был разруган критиками и пущен в ограниченный прокат, а позже – и вовсе забыт. Похожая судьба ждала и фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» (1971).

На фото гениальная троица ВГИКа: Геннадий Шпаликов, Арсений Тарковский и Василий Шукшин.

Миф идеологический. Чтобы понять лучшее, на что нацеливались его современники в шестидесятых, стоит всего лишь прочитать его лучшие сценарии «Я родом из детства» или «Девочка Надя, чего тебе надо?». Очередной сценарный проект Г.Шпаликова – фильм В. Турова «Я родом из детства», – многие белорусские критики называют лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино.

Геннадий Шпаликов и сегодня остается для читателей и зрителей знаменосцем романтизма и веры. Его стихи использовались в создании фильмов уже других режиссеров, которые не могли пройти мимо творчества пронзительного поэта.

Как известно, замечательный режиссер и прекрасный музыкант Петр Тодоровский дружил с Геннадием Шпаликовым, он вспоминал впоследствии: «…Поначалу я не особенно прислушивался к его стихам… а потом, когда я вчитался, когда вслушался, то понял, какой это серьезный замечательный поэт. Когда я вдруг набрел у него на эти строки — «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот, на площадке танцевальной сорок первый год», — я просто задрожал, я понял, что мой фильм (я снимал «Военно-полевой роман») без этих слов в чем-то очень сильно потеряет или чего-то не найдет. Самое поразительное, Генке Шпаликову в сорок первом году было четыре года! …И этот четырехлетний мальчик запомнил и в этих строфах — «городок провинциальный, летняя жара» — точно описал эту атмосферу, эту беззаботность, эту безответственность, это непонимание того, что сейчас случится…». Достойная, высокая оценка мастера.

"Рио-Рита" - песня из фильма "Военно-полевой роман".

Cтихи Геннадия Шпаликова, музыка Сергея Никитина

"Рио-Рита" - песня из фильма "Военно-полевой роман".

Пройдут годы и уже Валерий Тодоровский создаст фильм «Оттепель» (2013 г.) – картину, посвященную отцу и его друзьям, поколению шестидесятников. «Оттепель» продута теплым весенним сквозняком поэзии молодого Шпаликова. В ритме его стихов схвачена суть оттепельного мироощущения – доверие к жизни, которая много чего наобещала, и ей поверили. Геннадий Шпаликов, Моцарт 60-х, выразил и поколенческую эйфорию, и отчаяние обманутых и обманувшихся. Короткая, как вздох, история оттепели воплощена в трагической судьбе автора главных сюжетов времени. Его отраженное присутствие в сериале в образе нетрезвого, но гениального сценариста Кости Паршина, покончившего самоубийством, предваряет, не сильно забегая вперед, драматический финал светлейшей поры российской истории ХХ века».

В промокампании «Оттепели» в эфире «Первого» канала на черно-белой пленке Михаил Ефремов читает стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью, истина проста...», Александр Яценко — «Людей теряют только раз», Евгений Цыганов — «Прощай, Садовое кольцо». И как читают!

Михаил Ефремов читает стихотворение Геннадия Шпаликова.

«По несчастью или к счастью, истина проста...»

Читает Михаил Ефремов: «По несчастью или к счастью, истина проста...»

Александр Яценко читает стихотворени Геннадия Шпаликова.

“Людей теряют только раз”

Читает Александр Яценко: “Людей теряют только раз”

Евгений Цыганов читает стихотворение Геннадия Шпаликова.

"Прощай, Садовое кольцо"

Читает Евгений Цыганов: "Прощай, Садовое кольцо"

В финале фильма «Подранки» звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью...» в блистательном исполнении режиссёра фильма Николая Губенко.

Читает Николай Губенко: «По несчастью или к счастью...»

В финале фильма «Гений» звучит песня на стихи Геннадия Шпаликова «Ах, утону я в Западной Двине...» в исполнении Александра Абдулова.

«Ах, утону я в Западной Двине...» в исполнении Александра Абдулова.

Песню на стихи Геннадия Шпаликов "Палуба" из к/ф "Коллеги"

исполняет Олег Анофриев. Музыка Юрия Левитина

Песня на стихи Геннадия Шпаликов "Палуба"

Стихотворение Геннадия Шпаликова "Я шагаю по Москве" читает Максим Битюков

"Я шагаю по Москве" читает Максим Битюков

В письмах и дневниках Г. Шпаликова начала семидесятых годов везде присутствует тема подведения итогов «...Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел. Не в назидание и не в оправдание это пишу — пишу лишь, отмечая истину. У меня не было настоящего честолюбия... У меня не было многого, что составляет гения или просто личность, которая как-то устраивает (в конце концов) современников или потомков. Пишу об этом совершенно всерьез, потому что твердо знаю, что при определенных обстоятельствах мог бы сделать немало. Обстоятельства эти я не знаю, смутно догадываюсь о них, никого не виню... Но то, что у меня, в конце концов, сложилось, глубоко меня не устраивает и очень давно уже».

В 1974 году Шпаликов принял на себя ответственность за добровольный уход из жизни. После смерти Геннадия Федоровича в его доме было обнаружено последнее стихотворение, которое часто называют его завещанием родным:

Не прикидываясь, а прикидывая,

Не прикидывая ничего,

Покидаю вас и покидываю,

Дорогие мои, всего!

Все прощание — в одиночку,

Напоследок — не верещать.

Завещаю вам только дочку —

Больше нечего завещать.

Шпаликов был сильным, умным и слишком любил людей. В советское время таких называли «художниками – гуманистами». Он был, что называется, «штучным человеком».

Как профессиональный киносценарист и режиссер, хотел писать про то, что ему представлялось важным и интересным. Хотел видеть свои сценарии воплощенными в фильмы. Хотел, чтобы эти фильмы смотрели люди, знакомые и незнакомые, чтобы они их обсуждали, хвалили или ругали, но только чтобы не оставались равнодушными, и, если бы кто-нибудь выразил ему за увиденное благодарность — был бы этому человеку признателен. Не получилось, не позволили, перекрыли поток жизнеутверждающей энергии.

Песня на стихи Геннадия Шпаликова "А я иду, шагаю по Москве"

из к/ф "Я шагаю по Москве". Музыка Андрея Петрова.

Песня на стихи Геннадия Шпаликова "А я иду, шагаю по Москве"


Бывают крылья у художников

Бывают крылья у художников,

Портных и железнодорожников,

Но лишь художники открыли,

Как прорастают эти крылья.

А прорастают они так,

Из ничего, из ниоткуда.

Нет объяснения у чуда,

И я на это не мастак.

/ Геннадий Шпаликов /

Сергей Никитин исполняет свою песню "Бывают крылья у художников" на стихи Геннадия Шпаликова.

Сергей Никитин исполняет свою песню "Бывают крылья у художников" на стихи Геннадия Шпаликова.

Геннадий Шпаликов читает свои стихи, звучит песня "Людей теряют только раз" в авторском исполнении Георгия Данелии, фотографии Геннадия Шпаликова.

                      *   *   *

Под ветром сосны хорошо шумят,

Светает рано. Ты не просыпайся,

Ко мне плечом горячим прикасайся,

Твой сон качают сосны и хранят.

Тебя держу, тебя во сне несу

И слышу — дятел дерево колотит,

Сегодня воскресение в лесу,

На даче, на шоссе и на болоте.

Покой еще не начатого дня,

Неясные предметов очертанья.

Я думаю, как ты вошла в меня,

В мои дела, заботы и сознанье.

Уходят в будни наши торжества,

Но по утрам хочу я просыпаться,

Искать слова и забывать слова,

Надеяться, любить, повиноваться.

Геннадий Шпаликов /

Геннадий Шпаликов читает свои стихи, звучит песня "Людей теряют только раз" в авторском исполнении Георгия Данелии, фотографии Геннадия Шпаликова.

Геннадий Шпаликов читает свои стихи "Под ветром сосны хорошо шумят"

В своих воспоминаниях о Шпаликове, подводя черту под своими размышлениями о страшной судьбе своего друга, русский писатель В. П. Некрасов написал: «Шпаликов не врал. Нигде и никогда. Ни в прозе, ни в поэзии, ни в жизни. А это счастье. И жизнь его — неустроенную, безденежную, приведшую к такому трагическому концу — мы можем смело назвать счастливой. Он не врал. Ему не приходилось краснеть. Для советского поэта, писателя это заслуга великая, незабываемая».

                                                                                                       По материалам статьи

Стихотворения Геннадия Шпаликова можно почитать на этом САЙТЕ


Вера. Надежда. Любовь

    Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

    Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

    «Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

    С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Семейная тайна жены Пушкина

      Наталья Николаевна Гончарова — жена и муза великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Она была одной из красивейших женщин Санкт-Петербурга. Об этом свидетельствуют и ее портреты, написанные художниками при жизни дивы. До сих пор вокруг ее личности не утихают дискуссии и споры.Рекомендуем к просмотру сюжет Юлии Меньшовой “Семейная тайна жены...
      182

      Со Светлым Христовым Воскресением!

      Христос Воскресе! Мои дорогие, от всей души поздравляю вас с Праздником праздников, с Торжеством торжеств, со светлой Пасхой! Снова свершилось величайшее чудо, которое наполняет сердца миллионов верующих радостью победы над тьмой, над злом, над смертью. Воскресение Спасителя дарит нам веру в торжество добра и справедливости, разума и милосердия, вдохновл...
      719

      Великий понедельник

      Великий Понедельник открывает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Спасителя и его бессмертному подвигу ради нас.Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице и неправедных виноградарях. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозав...
      465

      "Умение слышать время". 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008)

      «Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».(Роберт Рождественский)    Много ли на вашей памяти людей, которые одинаково близки для трех поколений, живущих сегодня? Ведь у каждого возраста свои кумиры, и...
      311

      С морем и небом в глазах. Интересные факты о фильме "Человек-амфибия"

      4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».   Что писала о фильме газета «Нью-Йорк Таймс», как героям делали необычный взгляд и из чего шили костюм Ихтиандра.Сценарий фильма о человеке с жабрами акулы 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «...
      1805

      Родовые грехи

      Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколения...
      386

      Фильм "Городской романс". Любовь в кадре и за кадром

      2 марта 1971 года состоялась премьера фильма «Городской романс». Это один из самых светлых и трогательных отечественных фильмов о любви, снятый на полутонах, на недосказанности... В нем крупные планы героев важнее тысячи слов. В нем музыка передает всю ту нежность и недосказанность. В нем молодость, идеализм, дыхание весны...Снимали картину на Одесской ...
      341

      Памятная доска экипажу императорского шлюпа «Диана». Саймонстаун, ЮАР.

      Южно-Африканская республика. Саймонстаун. Главная площадь города, в центре — гранитная памятная доска. Надпись на русском языке: «В честь двухсотлетия побега императорского шлюпа «Диана» из английского плена в 1809 году».   В начале XIX века экипаж российского шлюпа «Диана» под командованием известного мореплавателя, вице-адмирала Василия Миха...
      318

      "Я дежурный по апрелю". Четыре песни о втором месяце весны.

      Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Суханов, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев Весна в разгаре. На просторах нашей огромной страны где-то ещё лежит снег, и лишь появляются первые проталины, а где-то зима уже окончательно отступила и земля ждет появления первых ростков. Апрель – сердцевина весны, самый контрастный, переходный месяц, своего рода «буфер...
      550

      "Дети – гениальные филологи". Ко дню рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969).

      Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.Детская словесность, которая так прославила писат...
      2110

      Почему нам нужно нести Крест?

      Почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды...
      739

      Гвардии старший лейтенант Григорий Чухрай

      Григорий Наумович Чухрай — кинорежиссёр, народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны, десантник.   Григорий Чухрай умел не только снимать хорошее кино, он умел еще и писать кинематографично. Читаешь его воспоминания «Моя война» и сразу видишь детали готовых мизансцен: движения глаз, дрожание губ, выступающие слёзы. Слёзы очень ч...
      251

      Сводка новостных сообщений сегодня — это голос Бога. Объясняет священник

      Почему православие призывает покаяться? Для чего это необходимо? Об этом рассказал протоиерей, проповедник, писатель, блогер Андрей Ткачёв.   Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.Андрей Ткачёв, протоиерей:Пророк Иона получает повеление от Бога идти в город Ни...
      869

      Откровение Божьих уст

      В саду Южной Калифорнии я как-то увидел большую оранжевую бабочку с черным, непогрешимым в своей точно­сти двойным рисунком на крыльях. Это была удивительная красота среди зеле­ни, света и цветов — песнь Богу в цветах и красках. В тишине кроткого, чистого, покорного Богу творения возносилась эта песнь и светилась эта премирная красота… Она показывает се...
      248

      Советская фантастика

      Андрей Тарковский задумал снять картину «Солярис» по одноименному роману польского философа и писателя-фантаста Станислава Лема в 1968 году. Толчком явно послужил только вышедший на экраны и произведший эффект разорвавшейся бомбы фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».На удачу Тарковского, цензоры в Союзе были не сильно образованные и уж точно ...
      1770

      "Обыкновенное чудо" Марка Захарова

      «О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку» — эти слова звучат в прологе пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».   Вот и герои Захаровской телеверсии, разыгрывая эту удивительную, хрустально хрупкую сказку, говорят но, главное, прекрасно поют именно о ней — о любви.Марк Захаров, которому начальство предложило экрани...
      396

      Приятного аппетита. (рассказ)

      Уважаемый преподаватель и известный публицист Тит Иванович сегодня принимал гостей. Напротив него в потрёпанном, но весьма удобном ГДР-овском кресле сидел его коллега, недавно прибывший в университет на должность преподавателя иностранных языков — Петр Евграфович.Стол в гостиной, где они расположились, пестрил блюдами с разными вариациями блинов, как те...
      686

      Творческий путь Владимира Высоцкого

      Высоцкий снялся в 32 фильмах, конечно, далеко не во всех он пел. Но запомнились в основном те, в которых звучали его песни, а иногда название картины забывалось, а слова баллад остались с нами навсегда. И голос. Хриплый. Треснутый. Надрывный. Вроде и не пение вовсе, а крик, вой звериный, но по-другому исполнять нельзя. Кто только из профессиональных, с х...
      588

      Душу украли

      Они появились в нашем храме однажды к концу Литургии. Возраст - около сорока. Яркие, красивые, стильные. Только одна, которая поменьше, фактически волочила другую, высокую, и доволочила до амвона. А там стоял я с Крестом, и ко мне за благословением двигался народ.Одна из женщин, небольшая, темноволосая, в зеленой косынке, подходя громко выступила:- Батюшка! Скажите, б...
      657

      О Страшном суде

      Чтобы услышать от Господа на Суде: «Я тебя знаю»    Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева Экзамен не так уж страшен, если испытуемый готовился по всем билетам. Вот если известен только предмет по имени, а что и в каком объеме будут спрашивать, не известно, тогда экзамен – это подлинная экзекуция. В случае с Великим д...
      211
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика