* * *
Невольники встречной любви,
Вы, словно дельфины на суше.
Что маетесь по ночам,
Срывая неверья кору.
Двум безднам не слиться в одну.
В заботе о хлебе насущном,
Утешьтесь пасхальным вином
И трезвостью сосен в бору.
Учитесь терпенью песков,
Смиренью угасших закатов,
Послушности швейной иглы,
Покорности егерей.
Ужели нас манит судьба
Ушедших в разведку комбатов,
Недолгое счастье росы,
Нездешние зовы морей?
Ужели вам чудится гул
И вздохи уснувших вулканов,
Сближение связей земных,
Движение материков?
Как нет без начала конца,
нет карликов без великанов.
И нет без церквей прихожан.
И нет без свободы оков.
Для всех, кто научится ждать,
Начнётся братание громов.
И пеплы влюблённых сердец
Сойдутся в единой горсти.
Прорвутся в совместный полёт
С расторгнутых ракетодромов
Счастливые души людей,
Разлуки свои отгрустив.
Поженян Григорий Михайлович (1922-2005), известный поэт-фронтовик, член Союза писателей Москвы, дважды лауреат Государственной премии России.
Краткая автобиография
"......Я родился 20 сентября 1922 года в Харькове. Отец - директор института научно-исследовательских сооружений, мать - врач харьковской клиники профессора Синельникова......Окончил 6-ю среднюю школу......Ушел служить срочную службу на Черноморский флот......Воевать начал в первый день войны в 1-ом особом диверсионном отряде. Первый взорванный мост - Варваровка, в городе Николаеве. Последний - в Белграде. Был дважды ранен и один раз контужен......Начал войну краснофлотцем, закончил капитан-лейтенантом......Награжден:
.....двумя орденами "Отечественной войны" I степени,
.....двумя орденами "Красной звезды",
.....орденом "Боевого Красного знамени",
.....орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени,
.....орденом "Знак почета"
.....Множество медалей:"За Одессу", "За Севастополь", "За Кавказ", "За Белград", "За Заполярье", "За боевые заслуги"...
.....Дважды представлялся к "Герою Советского Союза"......
.....Издано 30 книг, 50 песен......
.............................4 февр. 2002."
Из биографического словаря "Русские писатели 20 века":
Поженян Григорий Михайлович (20.9.1922, Харьков) - поэт.
Отец Поженяна, директор завода, был репрессирован, мать - врач; воспитывала Поженяна бабушка. В 1939 окончил десятилетку и был призван на флот. Прошел всю войну, служил в разведке, в диверсионном отряде, в морской пехоте, был ранен в обе ноги, в голову и в руку. В Одессе стоит обелиск, на котором среди погибших назван и Поженян:
"...Я ранен был.
Я был убит под Одессой"
(стихотворение "Севастопольская хроника").
"В семнадцать-
прощание с домом,
в девятнадцать -
две тонких нашивки курсанта,
а потом трехчасовая вспышка десанта,-
и сестра в изголовье с бутылочкой брома"
(стихотворение "Юность моя").
В военные годы Поженян начал писать стихи. В 1946 поступил в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1952), откуда его два раза исключали за поддержку опальных друзей и учителей (П. Антокольского и др.):
"мне говорят: замолчи!
А я уже намолчался в разведке"
(стихотворение "Зверь не может молчать...").
Большое влияние на творчество поэта, по его словам, оказали Антокольский, Ю. Олеша, М. Сведлов. В "перерывах" между учебой в институте и после его окончания Поженян работал
"верхолазом,
котельщиком и моряком"
(стихотворение "Высокие гнезда..."),
за 7 лет побывал во всех морях.
С 17 лет и на всю жизнь море стало судьбой и главной темой его поэзии:
"...Есть у моря такая сила,
что всегда возвращает к морю"
(стихотворение "Матрос")
Уже в 40-е гг. поэт посвящает морю немало стихотворений ("Два главных цвета", "Все до боли знакомо...", "Крылья", "Возвращение в Одессу", "В рокочущих морях России"), описывая "и соль,
и боль,
и синь морей":
"Я жил, по-своему счастливый,
и, от своих огней горя,
во все приливы
и отливы
я верил все-таки в моря"
(стихотворение "Но есть моря...").
Море становится мерилом и средоточием всего мира: "Мне все мерещится прибой", "И солнце тоже в море тонет", и в глазах у нас "синий и спокойный цвет волны", а на губах "соль морей". Море и его атрибуты становятся важными художественными средствами создания поэтических образов:
"Мы, как нитки в тельняшку,
в нашу жизнь вплетены"
(стихотворение "Возвращение в Одессу") - это из сороковых годов.
Я не гость, не приезжий,
Не искатель затей.
Кто ж я? –
Гул побережий,
Соль набухших сетей,
Боль ладоней растертых,
Смутный ропот полей
И летящий над портом
Легкий пух тополей.
Я сюда не с речами,
Не за праздным житьем.
Мне не спится ночами
В сытом доме моем.
Хмель жасмина дурманный
Стал не люб, хоть убей…
Я опять сквозь лиманный
Проползу Хаджибей.
Лягу в жиже дорожной,
Постою у плетня,
И не жаль, что, возможно,
Не узнают меня.
Утро юности, где ты?
Мне тебя не вернуть.
По незримым приметам
Продолжается путь,
Путь суровый и тяжкий
От зимы до весны…
Мы, как нитки в тельняшку,
В нашу жизнь вплетены.
1977
А вот из 60-х гг.:
Погоня
Я старею, и снятся мне травы,
а в ушах то сверчки, то шмели.
Но к чему наводить переправы
на оставленный берег вдали!
Ни продуктов, ни шифра, ни грязи
не хочу ни сейчас, ни потом.
Мне сказали:
— Взорвете понтон
и останетесь в плавнях для связи. —
… И остался один во вселенной,
прислонившись к понтону щекой,
восемнадцатилетний военный
с обнаженной гранатной чекой.
С той поры я бегу и бегу,
а за мною собаки по следу.
Все на той стороне. Я последний
на последнем своем берегу.
И гудят, и гудят провода.
Боль стихает. На сердце покойней.
Так безногому снится погоня,
неразлучная с ним навсегда.
1977 г.
"Погоня", читает Армен Джигарханян
Или из 70-х гг.:
"Мы входим в полосу потерь,
как входят в море"
(стихотворение "Бор").
Первой книгой Поженяна был сборник стихов "Ветер с моря" (1955). Такое же название имеет и первая поэма (1947), а третья называется "Впередсмотрящий" (1953-54). Вторая книга тоже посвящена морю: "Штормовые ночи" (1956). Да и многие поэтические книги Поженяна (из 21 сборника) носят "морское имя": "Степкино море: (Стихи. Для дошкольного возраста) (1963), "Великий или Тихий" (1969), "Мачты" (1973), "Тендров-ская коса" (1977), "Хлеб морей" (1989), "Прощание с морями" (1990). Даже книга статей имеет название с морским оттенком: "Погружение" (1985).
Поэтический мир Поженяна в 50-60-х годах постепенно становится разнообразнее. Поженяна интересует
"Связь веков,
распад времен,
воскрешенья, пересуды.
Сообщавшихся сосудов
поэтический закон"
(стих. "Ну и что же...").
Поэзия Поженяна 70-80-х годов, при прежней ее, казалось бы, "несерьезности", "шутливости" и "игривости" слога, приобретает еще более философский и трагический характер:
"Одним - субботы с вербами,
другим-шипы и тернии"
(стих. "Как слово, что под пытками...").
Все чаще на первый план выходит трагический образ лирического героя - одинокого поэта:
"Один пришел,
один уйду,
один спою свой гимн"
(стихотворение "Я с детства ненавидел хор...").
И это при том, чго Поженян- "поэт дружбы, философ дружбы, его гимны и реквиемы посвящены ей. Он хотел бы стихом своим поднять из могил погибших, вернуть из небытия забытых" (Золотус-ский И.) Считая себя
"связным
меж теми, кто живут
и кто мертвы"
(стихотворение "Освобожденная вода")
Поженян чаще пишет не гимны, а реквиемы. Ему не дает покоя "свинцовое наследство
неоттаявшей войны"
(стих. "Самолеты прежних лет..."),
он постоянно думает о тех, кто
"смертны давно,
а живы века"
(стихотворение "Нет смерти у жизни").
Бывая в разных странах, поэт и там видит русские могилы, и у него невольно рождается не стих, а стон:
"Господи! И здесь они лежат. Дома им погостов было мало. Снега им в России не хватало.И они в чужой земле лежат" (стихотворение "Остров Борнхольм").
Из размышлений о добре и зле, о воздаянии человеку за его жизнь родились эти строки:
* * *
И крик подранка в камышах
Григорий Поженян
И крик подранка в камышах,
беспомощный призыв: «Не надо»,
забор задушенного сада,
угрюмство шляпы на ушах
и жирный шаркающий шаг, -
за всё расплачиваться надо.
А ты-то думал: обойдусь,
живу вчерне и для парада.
И в небе, и на кухне гусь.
Что ж, соответствуй и не трусь:
за всё расплачиваться надо.
По всем земным счетам плати,
клади всё небо к изголовью,
за ложь бескровного пути,
чтоб реку жизни перейти,
расплачивайся алой кровью.
Но там, там тоже есть черта,
и суд всевышний, и награда,
и справедливости врата.
И надпись на воротах ада:
«За всё расплачиваться надо».
Обращаясь к современности, Поженян постоянно сравнивает ее со своим прошлым, с войной.
Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии занимает важное место и в творчестве Поженяна:
"Моря стареют,
не стареет слово"
(стихотворение "Слово").
Поженян не любит "округлое словцо", "ложно-опальные стихи", он считает, что острое слово должно подкрепляться поступками поэта: "Чем круче поэтам,
тем лучше стихам"
(стихотворение "Поэт").
Своеобразно звучат в поэзии Поженяна вечные мотивы любви и смерти:
"Двум безднам не слиться в одну...
И пеплы влюбленных сердец
сойдутся в единой горсти"
(стихотворение"Невольники встречной любви...").
Поженян написал около 50 песен, многие из которых стали популярными (например, "Два берега", "Песня о друге", "На Мамаевом кургане"), выпустил 4 пластинки песен и стихов, участвовал в создании 4 кинофильмов, подготовил к изданию стихи 21 поэта ("Поэты в раю не рождаются"), вместе с О. Горчаковым написал детектив под псевдонимом Гривадий Горпожакс: "Карьера агента ЦРУ 0014...". Последние годы Поженян пишет роман "И вот я вышел в город без левой руки...".
Григорий Поженян - лауреат Государственной премии России (1995).
Послушаем наши любимые песни на стихи Григория Поженяна:
* * *
Попрощаюсь и в седло с порога!
В детстве я любил скакать в Марокко,
Чтобы огорчёнными руками
Всех отрыть, засыпанных песками.
И жалел печальных бедуинов
Ничего не знавших про дельфинов.
А дельфины - это те же дети:
Плачут, если их заманут в сети.
Не кричат, не рвут капрон, а плачут -
Словно эти слёзы что-то значат.
А ещё я думал об оленях,
У отца усевшись на коленях, -
Как они бредут, забыв про отдых,
Мыть рога от крови в тёплых водах.
Как сорока любит олениху,
Как сорока бьёт ворону лихо,
Если та над оленёнком кружит!
Пусть охотники с оленем дружат,
Так просил я.
Пусть его не тронут.
И добавил:
Пусть слоны не тонут.
* * *
“Дельфины”, музыка и исполнение Микаэла Таривердиева
“Море не кончается нигде”, музыка Андрея Петрова,
исполняет Эдуард Хиль
“Два берега”, музыка А.Эшпая, исполняет Майя Кристалинская, песня из к/ф “Жажда” (1959)
“Песня о друге” из к/ф “Путь к причалу”, музыка Андрея Петрова, поют-Валентин Никулин И Бруно Оя
“Красные маки”, музыка и исполнение Юрия Антонова
"Вальс клоуна", исполняет Елена Камбурова, музыка: Юрий Саульский
“Нужно, чтоб кто-то кого-то любил” , песня из к/ф “Жизнь забавами полна”, исполняет - Екатерина Волкова
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
толстых, худых, одиноких, недужных,
робких, больных — обязательно нужно,
нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,
ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килем,
чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
но не забудьте, пока мы живем:
нет раздвоенья у супертурбин,
нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий — как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
1963 г.
Григорий Поженян пролил свою кровь в Севастополе , но выжил, хотя (на фронте умирают редко, на фронте погибают!) мог погибнуть не единожды.
Эпилог
— Вернешься – ты будешь героем,
ты будешь бессмертен, иди! –
И стало тревожно, не скрою,
и что-то кольнуло в груди,
и рухнул весь мир за плечами:
полшага вперед – и в века…
Как это не просто – в молчанье
коснуться рукой козырька,
расправить шинельные складки,
прислушаться к дальней пальбе,
взять светлую сумку взрывчатки
и тут же забыть о себе…
А почестей мы не просили,
не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
солдатской наградой была.
Да много ли надо солдату,
что знал и печаль и успех:
по трудному счастью – на брата,
да Красное знамя – на всех.
1956 г.
Фронтовые журналисты, бок о бок воевавшие с Поженяном, рассказали:
- Haш Гриша опоздал умереть, а теперь будет жить вечно.
Что значит - "опоздал"? Оказалось, смысл буквальный...
Журналист газеты "Красный черноморец" Григорий Поженян должен был на подводной лодке уйти в открытое море и оттуда дать репортаж в газету.
Предписание с разрешением было в кармане, и Поженян спешил на севастопольский пирс. Спешил и... опоздал! Ровно на полминуты. Подлодка ешё даже не выбрала полностью швартовы. Поженян хотел, было перескочить ограждение, но часовой, щелкнув затвором, строго предупредил: "Буду стрелять!". А ровно через пятнадцать минут, - Поженян ещё был на пирсе - пришла радиограмма: подлодка торпедирована фашистами, спастись не удалось никому".
* * *
Пока пути чисты,
Господь, друзей храни,
и я не жгу мосты
и не гашу огни.
У жизни на краю
не ерзаю, не лгу.
Живу, пока могу,
пока могу — пою.
1974
Оценили 37 человек
92 кармы