• РЕГИСТРАЦИЯ

Карл Фаберже: почем яичко ко Христову дню

54 1076

О самом прославленном ювелире известно немного. Личный архив Фаберже исчез в революцию, а современники в своих мемуарах о Карле Густавовиче почти ничего сообщить не могли – он был человеком замкнутым, ни с кем не общался, и вспоминать о нем было нечего. Зато о ювелирных шедеврах с клеймом фирмы Фаберже известна масса историй! Хватило бы на десяток авантюрных романов…  

Карл Густавович Фаберже за работой 

Все произошло стремительно. Большую Морскую – самую аристократическую улицу Петербурга, было не узнать. Кареты с вензелями с нее исчезли в одночасье. И вместо великих князей к витринам теперь стремились разудалые матросы с фабричными девицами под ручку — со смесью трусости и наглости в голосе требовали показать «яхонтовые бусы», указывая грязноватыми пальцами на тридцатитысячное колье.

На Большой Морской закрывались магазин за магазином. А старик Фаберже целый год еще жил так, будто в Петрограде ничего серьезного не произошло. И даже сам входил к покупателям, если таковые находились. При этом формально Карл Густавович уже не был хозяином — еще в ноябре 1917 по распоряжению новых властей фирма перешла в руки комитета работников. Просто с собственными работниками у Фаберже с давних пор сложились прямо-таки родственные отношения.

Петроград, 1917 г. 

Фаберже велел сворачивать производство только в июле 1918-го, когда до Петрограда дошла весть об убийстве императора Николая Александровича и всей его семьи. А в ноябре того же года мистер Дерик, секретарь английского посольства, передал ему великодушное предложение королевы Великобритании (давней клиентки фирмы): под видом дипкурьера выехать с супругой за границу. Прославленный ювелир не стал долго раздумывать: «Я только зайду домой. Дайте нам с женой 10 минут, чтобы надеть пальто и шляпы!». Англичанин понимающе усмехнулся: ходили слухи, что, кроме драгоценностей на 60 миллионов долларов, конфискованных большевиками из сейфов питерского и московского отделения фирмы Фаберже, у Карла в загашнике имеется и еще кое-что, хорошенько припрятанное, миллионов этак на 45.

Узнав о гибели главных своих клиентов – царской семьи – Фаберже принял решение уезжать из России 

На сборы у Фаберже ушло даже меньше десяти минут. Пропустив жену вперед, он на секунду замер у порога, оглянулся, вздохнул, еще чуть-чуть помедлил и, наконец, шагнул на улицу. Ему было семьдесят два года, и он навсегда покидал сою гордость, свидетельство небывалого успеха — этот великолепный дом: на подвалах, четырехэтажный (на этаж выше, чем у единственного серьезного конкурента — шведа Болина), объединявший и жилые помещения, и мастерские, и хранилище, и магазин. В новую жизнь Карл Густавович взял с собой лишь небольшой саквояж. «Будем надеяться, с вашей поклажей ничего не случиться, — сказал англичанин, кивнув на саквояж. — Дипкурьеров даже большевики пока не додумались обыскивать». «Пускай обыскивают, если хотят. Тут нет ничего, кроме смены белья», — рассеянно ответил Карл Густавович, думая какую-то свою, грустную думу.

«Так и сказал? Нет ничего, кроме смены белья?! — Встревожился сын Фаберже, Агафон Карлович, когда мистер Дерик чуть позже описал ему всю эту сцену. — Ну, значит, так оно и было. Не удивлюсь, если старик просто забыл про бриллианты. Не верите? Это вы его просто плохо знаете»…

Сам себе не ювелир

Добрых три десятка лет Карл Фаберже оставался на гребне популярности. Среди его постоянных клиентов были болгарский царь, австро-венгерский император, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгхорн.

В Зимнем дворце имелась специальная кладовая, где хранился запас готовых подарков от Фаберже — семья Николая II много путешествовала и по пути раздаривала тонны разнообразных предметов с клеймом фирмы. К примеру, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз (графин с 12 чарками на подносе) и ручное зерка¬ло матового золота в стиле Людовика XV. Китайскому богдыхану — две диадемы, хрустальная чаща с чеканным серебряным петухом, три серебряных вазы с хрустальными вкладками, два хрустальных графина и шпилька для шляпы с рубином и бриллиантами.

Брошь «Жук». Золото, рубины, сапфиры, бриллианты, лунный камень, жемчуг.

Брошь «Жук». Золото, рубины, сапфиры, бриллианты, лунный камень, жемчуг. 

Каждый Божий день между 16 и 17 часами к дому номер 24 по Большой Морской съезжались великие князья — посмотреть, что нового у Фаберже выставлено на продажу. А потом в Зимнем, в специальном курительном закутке у Церковной лестницы, мужская половина семьи Романовых щеголяла портсигарами от придворного ювелира — причем высшим шиком считалось иметь каждый день разные.

Однажды в семидесятых годах из-за бесценных безделушек Фаберже в высочайшем семействе разразился скандал: император Александр II сослал своего троюродного брата — Николая Константиновича — в Туркестан за … клептоманию. На великого князя пожаловалась его собственная мать — великая княгиня Александра Иосифовна, страстная коллекционерка творений фирмы Фаберже: мол, сын то и дело таскает у нее экспонаты. Николай Константинович — человек весьма эксцентрический и, увы! не раз позоривший семейную честь Романовых — оправдывался тем, что хочет учиться ювелирному делу и нуждается в образцах для подражания. Он даже попросил Фаберже составить для него список необходимых инструментов. «А зачем в работе с золотом нужен тонкий кожаный ремень без пряжки?», — поинтересовался великий князь. «Без биться по рукам мастерству не научишь!», — невозмутимо пояснил Фаберже…

Введите описание изображения (необязательно) 

Карл Густавович имел все основания так говорить. В том смысле, что его самого по рукам не били, вот он толком и не выучился мастерству. Ведь ювелир, с легкой руки Романовых провозглашенный «величайшим гением современности» — по натуре своей был скорее историком, знатоком и ценителем искусства, чем истинным художником. И было время, когда к собственной ювелирной фирме Фаберже относился с неслыханным равнодушием!

Ювелирное дело в Петербурге основал его отец, Густав Петрович — полуфранцуз-полунемец. Но, прожив в России 18 лет, Фаберже-старший вдруг решил навсегда обосноваться в Дрездене. Предполагалось, что руководить фирмой станет Карл. Но тот с легкостью перепоручил дела управляющим, а сам пропадал в реставрационных мастерских Императорского Эрмитажа. Какой-нибудь полуразвалившийся золотой гарнитур эпохи Перикла занимал Карла куда больше, чем товар собственного магазина — густо усыпанные бриллиантами броши, перстни, колье — вещицы весьма заурядные, но пользующиеся неизменным спросом у купеческих любовниц. Примечательно, что в Эрмитаже Карл трудился совершенно бесплатно. Его просто забыли оформить в штат, а сам он за 15 лет так и не удосужился об этом напомнить. Позже умные люди заподозрили в этом хитрый ход — мол, Фаберже таким образом втирался в ближний круг царской семьи. Но умные люди, известное дело, оставляют право на чудачества, случайности, капризы и особенности характера только за собой – а в поступках окружающих всегда видят далеко идущий расчет и тайный умысел…

Ювелирный цех Фаберже 

Так вот на самом деле с ближним кругом у Фаберже все вышло совершенно случайно — в 1884 году нижегородское купечество преподнесло императрице Марии Федоровне вещицу, купленную в его магазине. И подарок понравился. Это был букетик ландышей из жемчуга и бриллиантов в миниатюрной золотой корзиночке — копия с древнего китайского оригинала, Бог весть как затесавшаяся среди заурядной продукции фирмы. Так «предметные фантазии» от Фаберже вошли в моду при дворе. А сам Карл Густавович уверовал в новый жанр!

Теперь он дни напролет проводил в фирме. Давал идеи мастерам. Присматривался к подмастерьям и, заподозрив хоть искру таланта, переводил в мастера. Отбирал лучших выпускников Центрального училища технического рисования и черчения и щедро платил им за эскизы. Ведущим ювелирам Фаберже позволял ставить на их творения личные клейма. Состарившихся служащих не гнал, платил жалование даже 82-летнему, совсем ослепшему граверу, работавшему в фирме с 25 лет. И — о чудо! — никто никогда не уходил от Фаберже, чтобы открыть собственное дело, а ведь могли бы — мастера-то подобрались экстра-класса!

Так что же, кроме руководства (сегодня сказали бы «менеджмента»), Фаберже осуществлял сам? Собственными руками он делал только две вещи. Во-первых, у него был специальный молоточек, который он постоянно носил с собой – и этим молоточком Карл Густавович лично разбивал любое изделие, если оно ему не нравилось — цена здесь не имела значения! И, во вторых — в том случае, если изделие нравилось — торжественно ставил его на ладонь и обходил всех служащих мастерской — рисовальщиков, ювелиров, златокузнецов, камнерезов и эмальеров — со словами: «Посмотрите на эту замечательную вещь, она закончена!».

Цветочная серия Фаберже – с нефритовыми листьями и водой из горного хрусталя 

Это могло быть что угодно — инкрустированный рубинами портсигар за 30 тысяч, яшмовая ручка для зонтика за 3 рубля или «предметная фантазия»: букет цветов с эмалевыми лепестками, бриллиантовыми тычинками и нефритовыми листочками в вазе с «водой» из горного хрусталя, обсидиановый тюлень, носорог из серой яшмы, человеческие фигурки «Камер-казак Кудинов», «Певица Варя Панина», «Дворник»…

Фигурки из поделочного камня

Когда в Петербурге широкое распространение получило фотодело, Фаберже стал выпускать рамки для фотографий. Появилось электричество — дверные звонки. Одному журналисту Карл Густавович объяснял: «Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг. Иногда и не удобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит. У меня может купить каждый, ведь есть совсем недорогие предметы!»

Натюрморт: яшма, янтарь, серебро (из него в том числе – газета), хрусталь, горный хрусталь, кварц. 

С легкостью истинного художника Фаберже уравнял в правах драгоценные камни с полудрагоценными, бриллианты со стеклом, фарфором, костью, эмалью. «Если сравнивать с моим делом такие фирмы как Тиффани, Бушерон, Картье, то у них, вероятно, драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники», – говорил Фаберже в том же интервью.

В Америку – квадратные яйца

Что же касается гордости и вершины творчества его фирмы — серии ювелирных пасхальных яиц, то легенда гласит: идея родилась в связи со страшным несчастьем, постигшем царскую семью (а вместе с ней и всю Россию, лишившуюся царя-реформатора, так и не завершившего тех реформ, которые могли бы, вероятно, спасти уже клонящуюся к гибели страну). Речь об убийстве Александра II. Его невестка (жена старшего сына, будущего императора Александра III) Мария Федоровна была слишком потрясена видом истекающего кровью свекра, когда того принесли умирать в Зимний дворец. Вот сын убитого, ставший новым императором, и задумался, каким бы занятным подарком хоть на время отвлечь супругу от тяжких дум. А тут как раз приближалась Святая Пасха, и ювелир Фаберже вызвался изготовить пасхальный сюрприз, достойный императрицы…

Но, как известно, народовольцы убили Александра II в 1881 году, а первое яйцо для императрицы было заказано к Пасхе 1885-го. Впрочем, православная Пасха с ее обычаем христосоваться для титулованных особ и сама по себе — нелегкое испытание. Однажды император записал в дневнике, что обменялся пасхальными поцелуями с 280 лицами во время ночной церковной службы, а в пасхальное утро — с 730 военными. На долю царицы едва ли приходилось меньше. А, если учесть, что Мария Федоровна в недавнем прошлом называлась датской принцессой Догмарой и с детства к русским обычаям приучена не была, то ей оставалось только посочувствовать. Ну или поддержать ее настроение каким-нибудь милым и занимательным сюрпризом к Светлому Празднику. Так что общая канва: царь Александр Александрович заказал первое яйцо у Фаберже из жалости и горячего сочувствия к супруге, видимо, правильная.

Самое первое яйцо Фаберже: «Курочка», 1885 г. Золото, эмаль

Интересно, что, делая этот первый заказ, государь император не высказал никаких конкретных пожеланий. Любой другой ювелир принялся бы за колье, диадему или гарнитур. Возможно даже, что футляр был бы выполнен в форме яйца, скажем, из живых ландышей, а то и просто из искусно сплетенной соломы — так пасхальные подарки оформляли и задолго до Фаберже. Подарок выходил и в меру символическим, и практичным. Сувенир же, доставленный в Зимний дворец Карлом Густавовичем, не имел никакого практического применения: десятисантиметровое яичко, снаружи белое (эмалевое), изнутри, золотое, в нем – золотой желток, а там спрятана золотая курочка с глазами из рубинов и бриллиантовым гребнем. В свою очередь курочка тоже открывается, и в ней — рубиновое яичко и миниатюрная императорская корона. Пустяк, игрушка, к тому же относительно недорогая. Но Мария Федоровна с тех пор и вообразить не могла, чтобы Пасха обходилась без яичка от Фаберже. Когда умер ее муж, заказывать пасхальный сюрприз для нее стал сын — Николай II. Он, впрочем, просил делать по два яйца — еще для жены, царицы Александры Федоровны.

Всего для порфироносной семьи Фаберже изготовил то ли пятьдесят, то ли пятьдесят четыре яйца. Самое дорогое обошлось императору в двадцать пять тысяч рублей. Самое дешевое — чуть ли не в тысячу (для сравнения: тот же Фаберже за жемчужное ожерелье — обручальный подарок наследника-цесаревича Николая Александровича его невесте принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской (будущей Александре Федоровне) — получил 166 500 рублей, и еще 250 000 за другое колье — подарок императора Александра III будущей невестке). Иной раз Фаберже делал яйцо из золота, потом — из горного хрусталя, а однажды — к Пасхе 1916 года — из стали. Называлось оно «Военное», по дизайну было весьма простым, а в качестве подставки имело четыре стилизованных патрона (кстати, настоящие патроны фирма Фаберже тоже делала — по приказу Военного ведомства от 1914 года). Последнее яйцо, приготовляемое к Пасхе 1918 года, было из карельской березы — по понятным причинам, вручить его заказчику не удалось, хотя Фаберже и докучал Керенскому просьбами разрешить посылку в Царское Село (именно там царская семья содержалась под домашним арестом до прихода к власти большевиков).

Что же касается «начинки», Карл Густавович старался придерживаться принципа актуальности. В 1891 году, когда цесаревич путешествовал морем в Грецию, Египет, Индию, Сингапур, Китай и Японию, Фаберже спрятал в яйце точную модель крейсера из золота и платины — с крохотным капитанским мостиком, рулевым колесом, тончайшими парусами и всей оснасткой. К Пасхе 1897 года в яйцо «Коронационное» поместил копию кареты, в которой Николай и Александра полутора годами ранее ехали венчаться на царство: на оконцах из горного хрусталя выгравированы занавески, ступеньки поднимаются, крохотные, меньше рисового зерна ручки поворачиваются, открывая и закрывая дверцы, шасси амортизируют ход. Наконец, весной 1900 года по случаю завершения строительства Транссиба было изготовлено яйцо с раскладным царским поездом внутри (платиновый паровоз и пять золотых вагонов, из которых последний — походная церковь на колесах). Паровоз заводился золотым ключиком и тащил состав несколько метров, сверкая алмазными фарами и рубиновым фонарем. А в микроскоп можно было прочесть надписи на вагонах — ну чем не творение лесковского Левши?

«Коронационное», 1897 г. Подарено императрице Александре Федоровне на ближайшую Пасху после коронации. 

Золотая гильошированая поверхность просвечивает сквозь зелтую прозрачную эмаль. Накладка трельяжной решеткой из зеленого золота воспроизводит ткань платья императрицы на коронации. Венок из алмазов. Двуглавые орлы из черной эмали с алмазами на щитах. Сюрприз – миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, использовавшаяся в коронационной процессии Николая и Александры. Золото, земляничная эмаль с накладной трельяжной решеткой из золота с алмазами. Окна из горного хрусталя, гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается подножка. Кабина подвешена на золотых рессорах. Шины на золотых колесах платиновые.

Яйцо «Память Азова». 1891 г. Из цельного куска гелиотропа с золотым орнаментом в стиле рококо.

Инкрустация бриллиантами. Золотая кайма в месте соединения половинок яйца украшена рубином и двумя бриллиантами. Сюрприз – на куске аквамарина, имитирующего воду, миниатюрная модель крейсера «Память Азова» из красного и желтого золота, а также из платины, с бриллиантами в качестве стекол. Выполнено в подарок Марии Федоровне во время путешествия ее сына, наследника Николая Александровича (будущего Николая I) по Дальнему Востоку. Императрица яйцо не любила – ведь через несколько дней после того, как ей его подарили, на Николая в Японии было совершено покушение.

«Транссибирская магистраль», 1900 г.

Серебро, эмаль, акант. Гравировка: карта Российской империи с Транссибирской магистралью. Основание: белый оникс, позолоченное серебро. Сюрприз механический (с помощью золотого ключика приводится в движение): миниатюрная копия поезда из золота и платины, фары спереди алмазные, сзади рубиновые.

«Гатчинский дворец», в 1901 году подарено
Николаем II своей матери Марии Федоровне. 

Золотая гильошированная поверхность покрыта полупрозрачной эмалью молочного цвета, членение 12-ю нитями жемчуга. На остром и тупом концах яйца по плоскому бриллианту. Сюрприз: подробная, вплоть до деревьев и кустов миниатюрная модель Гатчинского дворца (загородной резиденции Марии Федоровны). Редкий случай: из яйца не достается.

«Павлин», 1908 г. Для матери императора Марии Федоровны. 

Горный хрусталь. На одной половинке гравировка: монограмма Марии Федоровны, на второй — дата 1908. Сюрприз: механический павлин из золота, сидящий на ветвях гравированного золотого дерева с цветами из эмали и драгоценных камней. Если завести – поворачивает голову и распускает хвост. Неточная копия павлина из часов XVIII века, изготовленных английским мастером Джеймсом Коксом по заказу Григория Потемкина для императрицы Екатерины II (нынче хранятся в Эрмитаже).

«Ландыши», 1898 г. 

Гильошированая поверхность, полупрозрачная розовая эмаль, золотая подставка, ландыши из жемчуга, золота и зеленой эмали. Сюрприз: при нажатии на боковые жемчужины из верхней части выдвигаются три медальона: портреты Николая II старших великих княжон Ольги и Татьяны. Верхний медальон венчает корона с россыпью бриллиантов и рубином.

Яйцо «Бутон розы», 1895 г.

Пасхальный подарок наследника престола Николая Александровича супруге. Золото, прозрачная красная и непрозрачная белая эмаль, алмазы. Сюрприз: золото, непрозрачная зелено-желтая эмаль.

Предпоследнее яйцо, полученное на Пасху Александрой Федоровной
от мужа, Николая II: «Военное стальное», 1916 г.

Сталь, золото, нефрит. Сюрприз: мольберт с акварельной миниатюрой, где изображены император и царевич Алексей на позиции русских войск.

Проект пасхального сувенира каждый раз держался в строжайшем секрете. Бывало, что кто-то из высочайшей фамилии проявлял нетерпение и спрашивал у Фаберже, каким будет следующее яйцо. Карл Густавович неизменно отвечал: «Не извольте беспокоиться. Ваши Императорские Величества останутся довольны!». Ему позволялось все, было только единственное негласное условие: никаких яиц с сюрпризами на сторону! То есть заказы на простые ювелирные яйца принимать можно, а вот на яйца «с начинкой» — нет!

Рассказывают, что однажды честолюбивая американская миллиардерша мисс Вандербильд посулила Карлу Фаберже миллион долларов за нарушение этого правила: «Мне нужно яйцо, по оригинальности решения сопоставимое с теми, что вы делаете для вашего императора». В положенный срок она получила от русского ювелира … шкатулку в форме кубика с запиской: «Соблаговолите принять квадратное яйцо».

Миссис Вандербильт, владелица квадратного яйца Фаберже 

И все же по прошествии многих лет выяснилось, что Фаберже обманывал своих высочайших заказчиков. Семь яиц в подарок некой Варваре Кельх почти в точности повторяли царские — за исключением разве что вензеля. Конечно, Варвара с мужем владели Ленскими золотыми приисками, железными дорогами и пароходством и, безусловно, имели возможность щедро оплатить заказ. Но как-то не верится, что дело тут просто в деньгах. В конце концов риск потерять доверие Императорского Дома не стоит никаких денег! Можно предположить, что тут кроется что-то более личное. Недаром Варвара Кельх слыла женщиной жизнелюбивой, свободомыслящей и весьма кокетливой. В конце концов она убежала от мужа с очередным возлюбленным, прихватив с собой семь шедевров Фаберже.

Что же касается самого Карла Густавовича, то свою супругу Августу он уважал и оберегал от огорчений. Он женился задолго до своего взлета, и брак этот поначалу мог считаться выгодным: дочь мастера придворных мебельных мастерских Богдана Якобса имела и приданое, и связи. Главная же заслуга Августы в том, что она родила мужу четверых толковых сыновей.

…Карлу Густавовичу не пришлось долго ломать голову над тем, кому доверить управление филиалами фирмы, которая постоянно разрасталась. Лондонское отделение возглавлял младший сын Николай. Старший, Евгений, обучившись ювелирному мастерству, с двадцати лет руководил главным отделением — петербургским. Александр заправлял в Московском филиале. Доли в семейном деле не имел только второй сын, Агафон, и не осталось никаких документов, проливающих свет на причину такой немилости. Возможно, дело тут в эстетических разногласиях: Агафон Карлович был знатоком камней и страстным коллекционером, с двадцати двух лет занимал должности эксперта Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца и оценщика Ссудной казны и, по мнению некоторых современников, имел куда более утонченный вкус, чем Фаберже-старший с его пристрастием к затейливым и, как бы сейчас сказали, несколько «китчевым» игрушкам.

Интересно, что Агафон Фаберже, не оставивший профессию и после революции, оценивал для большевиков конфискованные у Романовых сокровища. В том числе и яйца Фаберже. Он прожил в советской России аж до 1927 года, а потом тайно перешел финскую границу. Другие сыновья Карла Густавовича тоже засиделись в Стране Советов дольше, чем большинство людей их круга. Просто у братьев Фаберже оставалось в России дело: драгоценности фирмы, столь легкомысленно брошенные их отцом.

Золотая лихорадка

В доме на Большой Морской имелся весьма замысловатый лифт-сейф. Днем на нем можно было разъезжать с этажа на этаж, а ночью его частенько держали под током — там в опасное время суток хранили самое ценное. Понятно, что большевиков этим не остановишь, но братья Фаберже придумали хитрый ход: после отъезда Карла Густавовича сдать дом в аренду посольству Швейцарии. Во всем мире территории посольств иностранных государств считаются неприкосновенными. Могли ли младшие Фаберже предположить, что новой российской власти не писан и этот закон? Словом, шесть чемоданов с семейными драгоценностями провисели в лифте на уровне второго этажа на Большой Морской лишь до мая 1919 года. Затем в дипломатическую миссию ворвались чекисты и взломали сейф. Один из них — начальник особого отдела Гатчинского ЦК — тут же и сбежал, прихватив с собой ценностей на 100 тысяч старыми деньгами.

«Два гуся». Горный хрусталь, рубины, алмазы, золото. 

И все же у сыновей Карла Фаберже оставались еще кое-какие «крохи». Евгений на отцовской даче в Левашове лично закопал чемодан с изделиями фирмы общей стоимостью в 2 миллиона долларов. Он так и не придумал, как переправить их за границу, и, когда в воздухе запахло жареным, уехал налегке, планируя когда-нибудь вернуться в Левашово. Теперь дача Фаберже разрушена, и место клада найти невозможно, хотя до сих пор находятся желающие попытаться.

«Петух». Сердолик, золото, серебро

Так же безуспешно роют землю и у финской границы — жена Агафона Карловича спрятала там золото-бриллианты «под приметным деревом». Третье место паломничества кладоискателей — усадьба Мудупи под Ригой. Там, где-то под голубятней, которой теперь нет и в помине, изделия Фаберже закопал некто Бауэр, акционер фирмы и бухгалтер московского отделения. В Латвию ценности провезла его супруга, спрятав в одежде и в каблуках туфель. Но воспользоваться ими все равно не удалось — слухи дошли до Евгения Фаберже, и тот примчался из Парижа в Ригу, чтобы заявить на Бауэра латвийскому министру юстиции. Несколько недель бывшего бухгалтера протомили в тюрьме, а потом выпустили за отсутствием доказательств. Ну а чтобы этих доказательств, не дай Бог, не появилось, бухгалтер предпочел не трогать клад, а просто убраться подобру-поздорову. В 1936 он умер, успев в последние свои часы указать родной сестре на ту самую голубятню. Только вот сестра не сумела удержать язык за зубами, а агенты братьев Фаберже были на чеку. На этот раз в Ригу помчался Александр Карлович, перекопал усадьбу вдоль и поперек, но ничего не нашел и вообще еле унес ноги от советских солдат, внезапно оккупировавших Латвию. Ох, и недобрым же словом поминал он в те дни покойного батюшку, который мог спокойно вывезти все еще в 1918-м…

Кстати, в эмиграции Карл Фаберже протянул недолго – два года. Коротал остаток жизни в Лозанне, почти в нищете. Он вечно болел, хандрил и не испытывал желания разговаривать. Единственные слова, которые люди слышали от него достаточно часто, были: «Нет, это не жизнь!..» Когда же кто-то из сыновей спросил, почему Карл не воспользовался уникальной возможностью вывезти из России хоть что-то, старик удивился: «Что проку теперь было бы в бриллиантах?» Может, он имел в виду что-то вроде: потерявши голову, по волосам не плачут, и жалкие осколки былого богатства не утешат того, кто утратил дело жизни и любовь царей. А может, просто, что драгоценности к 1920 году до неприличия обесценились…

Шкатулка на аукционе Кристис 

От Фаберже оптом и в розницу

В Питере в Гражданскую «Фаберже» шел за несколько картофелин. Да и в Европе дело обстояло не многим лучше: ювелирный рынок перенасытили драгоценности, привезенные ордами русских эмигрантов. Когда же к 1922 году рыночная цена на камешки и драгметалы снова стала расти, большевики вспомнили, что в Москве, в Оружейной палате еще со времен Керенского пылятся сотни ящиков с конфискованным имуществом императорской семьи. Пасхальные яйца вместе с другими шедеврами ювелирного искусства одно за другим забирал у Оружейной палаты Наркомвнешторг: Стране Советов требовались деньги на индустриализацию. Высокую цену на яйца не назначали из принципа: принято было считать, что художественной ценности царские пасхальные игрушки не имеют и иметь не могут. Состоятельные иностранцы, понятное дело, не зевали.

Карл Густавович в эмиграции

Директор Оружейной палаты Дмитрий Иванов бился за каждый музейный экспонат, писал никому не нужные объяснительные записки, а накануне изъятия последних десяти яиц Фаберже покончил с собой. Это, как ни странно, и спасло остатки коллекции — они и поныне хранятся в музеях Кремля.

При том, что художественная ценность яиц Фаберже по-прежнему многими ставится под сомнение (слишком декоративно, слишком пестро, слишком занимательно — просто какие-то киндерсюрпризы столетней давности), на аукционах такие лоты неизменно производят сенсацию. Да и другие изделия фирмы – тоже. К примеру, настольная фигурка слона с клеймом Фаберже ушла за 145 тысяч долларов. Что же касается яиц, то в основном продаются те, что были сделаны для Варвары Кельх. Стоят они дешевле императорских, но все равно цена доходит до 3,5 миллионов долларов. Самым же дорогим на сегодняшний момент считается «Зимнее яйцо», проданное лет пятнадцать назад на аукционе Кристи за 9 579 500 долларов. Ну а по сумме сделки лидируют те девять экземпляров, которые купил Виктор Вексельберг на аукционе Сотби в 2004 году: стартовая цена была 90 миллионов, но доторговались, по слухам, до 120-ти (точная сумма держится аукционом в тайне). Экскурсанты (не в Москве, правда, а в Питере) могут посмотреть их в музее Фаберже на Фонтанке.

Московское отделение фирмы Фаберже на Кузнецком мосту.
Прогуливаясь по Москве, интересно отыскать это место 

Ну а что касается фирмы «Фаберже» – она до сих пор существует. В 1923 году воссоздана в Париже силами Евгения и Александра Фаберже – правда, ей теперь приходится довольствоваться куда меньшим оборотом, чем в дореволюционной России. В магазине с громкой вывеской теперь торгуют отнюдь не императорскими игрушками, а, например, шампунем. Что ж! В некотором смысле на то была воля Карла Густавовича Фаберже. Подумал бы, что, кроме смены белья, положить в чемоданчик, глядишь, семейная история сложилась бы иначе.

                                                                                         Ирина Стрельникова


Вера. Надежда. Любовь

    Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

    Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

    «Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

    С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Семейная тайна жены Пушкина

      Наталья Николаевна Гончарова — жена и муза великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Она была одной из красивейших женщин Санкт-Петербурга. Об этом свидетельствуют и ее портреты, написанные художниками при жизни дивы. До сих пор вокруг ее личности не утихают дискуссии и споры.Рекомендуем к просмотру сюжет Юлии Меньшовой “Семейная тайна жены...
      230

      Со Светлым Христовым Воскресением!

      Христос Воскресе! Мои дорогие, от всей души поздравляю вас с Праздником праздников, с Торжеством торжеств, со светлой Пасхой! Снова свершилось величайшее чудо, которое наполняет сердца миллионов верующих радостью победы над тьмой, над злом, над смертью. Воскресение Спасителя дарит нам веру в торжество добра и справедливости, разума и милосердия, вдохновл...
      719

      Великий понедельник

      Великий Понедельник открывает Страстную седмицу, посвященную последним дням земной жизни Спасителя и его бессмертному подвигу ради нас.Сегодня на богослужениях читается Евангелие от Матфея, притчи о бесплодной смоковнице и неправедных виноградарях. В этот же день как прообраз Иудиного преступления звучит рассказ о предательстве родными братьями ветхозав...
      465

      "Умение слышать время". 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942-2008)

      «Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте».(Роберт Рождественский)    Много ли на вашей памяти людей, которые одинаково близки для трех поколений, живущих сегодня? Ведь у каждого возраста свои кумиры, и...
      311

      С морем и небом в глазах. Интересные факты о фильме "Человек-амфибия"

      4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».   Что писала о фильме газета «Нью-Йорк Таймс», как героям делали необычный взгляд и из чего шили костюм Ихтиандра.Сценарий фильма о человеке с жабрами акулы 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «...
      1805

      Родовые грехи

      Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколения...
      386

      Фильм "Городской романс". Любовь в кадре и за кадром

      2 марта 1971 года состоялась премьера фильма «Городской романс». Это один из самых светлых и трогательных отечественных фильмов о любви, снятый на полутонах, на недосказанности... В нем крупные планы героев важнее тысячи слов. В нем музыка передает всю ту нежность и недосказанность. В нем молодость, идеализм, дыхание весны...Снимали картину на Одесской ...
      341

      Памятная доска экипажу императорского шлюпа «Диана». Саймонстаун, ЮАР.

      Южно-Африканская республика. Саймонстаун. Главная площадь города, в центре — гранитная памятная доска. Надпись на русском языке: «В честь двухсотлетия побега императорского шлюпа «Диана» из английского плена в 1809 году».   В начале XIX века экипаж российского шлюпа «Диана» под командованием известного мореплавателя, вице-адмирала Василия Миха...
      318

      "Я дежурный по апрелю". Четыре песни о втором месяце весны.

      Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Суханов, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев Весна в разгаре. На просторах нашей огромной страны где-то ещё лежит снег, и лишь появляются первые проталины, а где-то зима уже окончательно отступила и земля ждет появления первых ростков. Апрель – сердцевина весны, самый контрастный, переходный месяц, своего рода «буфер...
      550

      "Дети – гениальные филологи". Ко дню рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969).

      Корней Чуковский по данным Российской книжной палаты почти каждый год попадает в пятерку самых издаваемых в России авторов детской литературы, а уж о выходе его книг в СССР и говорить не приходится – все они печатались миллионными тиражами и никогда не застаивались на полках книжных магазинов и библиотек.Детская словесность, которая так прославила писат...
      2110

      Почему нам нужно нести Крест?

      Почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды...
      739

      Гвардии старший лейтенант Григорий Чухрай

      Григорий Наумович Чухрай — кинорежиссёр, народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны, десантник.   Григорий Чухрай умел не только снимать хорошее кино, он умел еще и писать кинематографично. Читаешь его воспоминания «Моя война» и сразу видишь детали готовых мизансцен: движения глаз, дрожание губ, выступающие слёзы. Слёзы очень ч...
      252

      Сводка новостных сообщений сегодня — это голос Бога. Объясняет священник

      Почему православие призывает покаяться? Для чего это необходимо? Об этом рассказал протоиерей, проповедник, писатель, блогер Андрей Ткачёв.   Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.Андрей Ткачёв, протоиерей:Пророк Иона получает повеление от Бога идти в город Ни...
      869

      Откровение Божьих уст

      В саду Южной Калифорнии я как-то увидел большую оранжевую бабочку с черным, непогрешимым в своей точно­сти двойным рисунком на крыльях. Это была удивительная красота среди зеле­ни, света и цветов — песнь Богу в цветах и красках. В тишине кроткого, чистого, покорного Богу творения возносилась эта песнь и светилась эта премирная красота… Она показывает се...
      248

      Советская фантастика

      Андрей Тарковский задумал снять картину «Солярис» по одноименному роману польского философа и писателя-фантаста Станислава Лема в 1968 году. Толчком явно послужил только вышедший на экраны и произведший эффект разорвавшейся бомбы фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001».На удачу Тарковского, цензоры в Союзе были не сильно образованные и уж точно ...
      1771

      "Обыкновенное чудо" Марка Захарова

      «О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку» — эти слова звучат в прологе пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».   Вот и герои Захаровской телеверсии, разыгрывая эту удивительную, хрустально хрупкую сказку, говорят но, главное, прекрасно поют именно о ней — о любви.Марк Захаров, которому начальство предложило экрани...
      396

      Приятного аппетита. (рассказ)

      Уважаемый преподаватель и известный публицист Тит Иванович сегодня принимал гостей. Напротив него в потрёпанном, но весьма удобном ГДР-овском кресле сидел его коллега, недавно прибывший в университет на должность преподавателя иностранных языков — Петр Евграфович.Стол в гостиной, где они расположились, пестрил блюдами с разными вариациями блинов, как те...
      686

      Творческий путь Владимира Высоцкого

      Высоцкий снялся в 32 фильмах, конечно, далеко не во всех он пел. Но запомнились в основном те, в которых звучали его песни, а иногда название картины забывалось, а слова баллад остались с нами навсегда. И голос. Хриплый. Треснутый. Надрывный. Вроде и не пение вовсе, а крик, вой звериный, но по-другому исполнять нельзя. Кто только из профессиональных, с х...
      588

      Душу украли

      Они появились в нашем храме однажды к концу Литургии. Возраст - около сорока. Яркие, красивые, стильные. Только одна, которая поменьше, фактически волочила другую, высокую, и доволочила до амвона. А там стоял я с Крестом, и ко мне за благословением двигался народ.Одна из женщин, небольшая, темноволосая, в зеленой косынке, подходя громко выступила:- Батюшка! Скажите, б...
      657

      О Страшном суде

      Чтобы услышать от Господа на Суде: «Я тебя знаю»    Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева Экзамен не так уж страшен, если испытуемый готовился по всем билетам. Вот если известен только предмет по имени, а что и в каком объеме будут спрашивать, не известно, тогда экзамен – это подлинная экзекуция. В случае с Великим д...
      211
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика