Режиссёр Леонид Гайдай перед съёмками своей знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» обратился в конструкторское бюро одного из научных институтов с заданием разработать макет «машины времени» для фильма. Целых полгода специалисты бюро колдовали над «изобретением» и разродились проектом чуть ли не настоящего космического корабля. Главный герой картины – одиночка-изобретатель Шурик – даже в самых смелых своих мечтах не смог бы приблизиться к такому техническому совершенству. Да и габариты того агрегата не вписывались в московскую квартиру Шурика. Требовалось принципиально новое решение.
На фото: Вячеслав Почечуев
Сроки уже поджимали, съёмки подходили к концу, а в то же самое время режиссёр никак не мог «отправить» одного Ивана Васильевича в прошлое, а другого Иоанна Васильевича в наше время. И тут Гайдаю посоветовали: «Есть на Мосфильме такой специалист по фамилии Почечуев». В ту пору Вячеслав Почечуев работал художником-скульптором в кинофильме «Руслан и Людмила», и молва о нём шла по «Мосфильму» как о мастере на все руки: и лес сказочный сотворит, и чертоги Черномора.
Переговоры велись на равных. Гайдай был на мели из-за дефицита времени. Почечуев – из-за дефицита денег. И уже через два дня перед отчаявшимся режиссёром лёг новый проект. Вячеслав принёс большой лист ватмана, на котором углем было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, рычаги, кнопки, лампочки, шарики, пружины, шланги и провода! Сплошная научно-фантастическая абстракция и невиданное нахальство. Съёмочная группа онемела. Съёмки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен. Потому, что ему надо было кормить семью. И Гайдай сдался, другого «изобретателя» больше искать не стал...
В кратчайшие сроки, всеми правдами и неправдами «машина времени» была собрана. В помощники Почечуеву прислали двух слесарей. Вытащили со склада какие-то штуковины, оставшиеся после съёмок «Соляриса» Андрея Тарковского. Железными прутьями и рычагами разжились на одном из московских заводов. Почечуев и Гайдай съездили в город Клин на стекольный завод и разместили там заказ на нестандартную продукцию. Этот заказ руководство пообещало выполнить в течение недели. Не раньше. Но это было слишком долго!
На фото: Вячеслав Почечуев
И тогда Почечуев смог найти общий язык с одним из стеклодувов – за пару бутылок «русской валюты» местный мастер дядя Вася в кратчайшие сроки – всего за два дня – изготовил всю стеклянную красоту для «машины времени». Затем накупили мигалок, вспышек, лампочек, реактивов, посуды для химических опытов, десятки метров разноцветных проводов, и «машина времени» Почечуева предстала в мосфильмовском павильоне во всей своей сверкающей красе. Как только она заработала, тут же влюбила в себя всю съёмочную группу. Что-то в ней таинственно светилось, сверкало, пыхтело, булькало и колыхалось. Машина даже пускала дым и издавала таинственные «космические» звуки.
Каким-то образом Почечуеву, который был резчиком по дереву, удалось проявить талант конструктора. Фильм был спасён. Миллионы советских зрителей были впечатлены фантастической конструкцией изобретателя Шурика Тимофеева. А вот сам художник и скульптор Вячеслав Валентинович Почечуев получил премию от «Мосфильма» – целых сорок рублей. И справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени». Причем, два последних слова – машины времени – были без всяких кавычек. Вот так вот, на полном серьёзе. Совершил гениальное изобретение – и всё тут! Причём, всего за 40 рублей.
Интересно также то, что фотографий прототипа «машины времени», изготовленной конструкторским бюро одного из московских научных институтов, не сохранилось. На эту тему есть классная шутка – дескать, специалисты-конструкторы поняли заказ буквально. Они изобрели и собрали настоящую машину времени, а потом её законсервировали. И стоит она сейчас где-то в подвале института и пылится. Ждёт, когда какой-нибудь энтузиаст Шурик Тимофеев откроет портал во времена Иоанна Васильевича Грозного.
Оценили 106 человек
171 кармы