АВТОР: https://dzen.ru/a/ZqisryaleG-N...
Здравствуйте! Ну как можно такое говорить, когда ты пример для многих в профессии? Константин Райкин обучил и учит студентов - актёров, является одним из ведущих мастеров в актёрской сфере, к его словам и методам прислушиваются тысячи артистов и режиссёров. И его слова о новаторском искусстве лично для меня стали большим разочарованием. Ох, сильные эмоции я испытываю и очень хочу поделиться ими с вами и обменяться мнениями.
Константин Райкин высказался об осовременивании и новых трактовках классических произведений. Только недавно мы с вами говорили об этих трактовках и повсеместном откровеннос издевательстве над классикой, и я категорически не согласен с Райкиным в этом вопросе. Я полностью поддерживаю и буду поддерживать позицию Юрия Соломина - о ней чуть ниже.
Итак, для начала, я приведу вам цитату Константина Аркадьевича:
«В театр люди ходят не за музейными впечатлениями, не за приятностями: как там было в старину - мало кого сейчас может привлечь.
Я считаю, что никакой черты, за которую нельзя переходить в искусстве, нет. Это выбор конкретного режиссера. Вообще в искусстве нет никаких «нельзя». Это «нельзя» определяется самим постановщиком. И не обязательно оно должно совпадать с «нельзя» других людей, в том числе зрителей.
Искусство всегда стремится к новому, свежему. И зритель это новое, этот свежий взгляд всегда воспринимает неоднозначно. Другое дело, что не надо сразу в прокуратуру звонить. Все самое великое, что потом в школах проходят, в свое время было неоднозначным. Оно шокирует. И в этом его гениальность.
И классику обязательно надо как-то трактовать, она должна быть адаптирована для сегодняшнего времени. А в противном случае под нее просто хорошо засыпать, она будет отличным средством от бессонницы».
Ого… да, мы много обсуждали с вами творчество Константина Богомолова и подобных ему режиссёров, чья главная «фишка» - это осовременивание классики и авторские трактовки. И Райкин, по сути, говорит, что так и нужно ставить спектакли. Но всё дело в том, что любая постановка любой пьесы - это уже авторская трактовка режиссёра. Сейчас очень редко ставят прям классически, то есть с костюмами, декорациями и выдержав стиль. Но даже такие постановки бывают совершенно не скучные. Я их видел много и многие люблю.
Я считаю, что самое главное - это как режиссёр относится к материалу. Да, можно привносить новые смыслы и перекликать классику с нынешней действительностью, к тому же, большинство пьес и сейчас звучат актуально, ведь основные пороки не меняются даже спустя столько лет. Можно поставить условного «Ревизора», переместив действие в современность, оставив авторский текст, а можно добавить туда мат, изменить всех персонажей до неузнаваемости и перенести действие на тюремные нары - и вот это уже издевательство и настоящее преступление.
Сколько раз я видел как на такую вот «классику» приходят целые классы школьников. Приходят на «Маскарад», например, Лермонтова, а видят совершенно иное, пошлое и настолько далёкое от Лермонтова, что страшно за них.
Райкин не говорит главное, на мой взгляд. Он не говорит, что нельзя издеваться над классикой! Молодой режиссёр может послушать его высказывание и решить, что раз Райкин так говорит, раз Богомолов в моде, то нужно скорее брать классику и извращаться над ней. Да, Райкин прав, что сейчас под классику без новаторства часто можно уснуть, но это зависит от таланта режиссёра! Если режиссёр не может поставить интересно и цепляюще, если он без своих добавлений и пошлости не может докопаться до сути пьесы, это беда. Значит, это плохой режиссёр.
Вот как говорил Юрий Мефодиевич Соломин:
«Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения и превращают Аркадину в шл@ху, Раневскую в наркоманку, а Глумова – в человека, который лезет бабам под юбку. Нельзя подминать классику под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому. Рахманинов, Глинка, Чайковский написали так, как написали, в этом выразилась их личность, их душа. Уважайте их, попробуйте понять, а это не так уж просто! Ставить классику и подминать ее под себя – воля ваша, но это изнасилование, и оно должно караться как уголовное преступление»
И вот с этими словами я согласен на все сто! А вы?
Оценили 8 человек
9 кармы