О достоверных исторических фактах

9 678

Читая старинные комментарии в журнале ув. Д.Дидроева, вспомнил собственную историю, когда один молодой человек, совращенный ниспровергателями официальной науки, страстно заявлял, что историки все выдумали, и требовал назвать "хотя бы один бесспорный исторический факт". В тот момент следовало бы ответить ему правильно, но пока я, со свойственной мне медлительностью, обдумывал "правильный" ответ, этому молодому человеку уже изрядно накидали примеров про 21 января 1924 и 9 января 1905 и подобное. Уже сложно было вернуться к исходным позициям и "махать руками после драки". 

Если бы мне задали такой вопрос сейчас, то я с готовностью ответил бы так: по моему скромному мнению,  историческая наука базируется исключительно на достоверных исторических фактах. Шокирует. Но давайте посмотрим, кто как воспринимает исторические факты. Для обывателя "исторический факт" - это некое событие из прошлого, о котором что-то рассказывают историки. 

Для меня лично "факт" - это нечто иное, это непосредственное отражение прошлого, след прошлого, нечто, свидетельствующее о прошлом. Объективно прошлого не существует, мы не можем наблюдать прошлое, мы можем лишь видеть его следы. Но следы существуют объективно, мы можем их потрогать, пощупать, изучить. 
Не события, но исторические источники, - это и есть бесспорные исторические факты. Прежде всего, не может быть спора в том, что они существуют. Это реальные физические объекты. 
Кроме того, что исторические источники достоверно существуют, мы можем высказать ряд позитивных утверждений о них. 

Во-первых, исторические источники (а это, прежде всего, тексты) имеют автора. Любой текст имеет автора. То есть кроме того, что мы можем достоверно утверждать, что вот этот текст/документ/вещь происходит из прошлого, мы вправе считать достоверным, что в прошлом был некий человек, который этот текст/документ/вещь создал. 

Пусть мы не знаем, кто конкретно это был, но мы знаем наверняка, что он был. Нет артефакта без автора. 

Кроме того, мы можем достоверно утверждать, что человек, создавший артефакт из прошлого, имел мотив или цель.  Документ/текст/вещь появились на свет не просто так, не случайно. Они созданы с какой-то целью

Кроме того, мы можем, ничего не зная об авторе, его мотивах, об эпохе, об обстоятельствах создания артефакта, достоверно утверждать, что в ту самую эпоху существовали те самые материалы и инструменты, с помощью которых это изделие было создано. То есть если перед нами рукописный текст, записанный пером и чернилами на бумаге, то мы знаем наверняка, что в момент написания текста чернила, бумага, перо были известны и доступны автору, и что в тот момент уже существовала знаковая система (письменность, язык, слова, речевые обороты) в том виде, в каком она применена автором документа.

Наконец, мы знаем достоверно, что тот или иной документ сохранился и дошел до наших дней в том виде, в каком мы его обнаружили, потому, что существовали обстоятельства, благодаря которым он смог сохраниться и приобрести нынешний вид. 

Как бы объяснить альтернативщикам следующее. Историкам незачем придумывать исторические факты-события. От слова совсем. В их распоряжении такое огромное количество фактов-источников (следов из прошлого), что им не хватает времени и сил элементарно разобраться с тем, что уже имеется в наличии. 

Эти факты-источники требуют объяснения: кто создал этот текст, почему это текст записали и кто это сделал, почему этот текст  дошел до наших дней, почему документ выглядит так, как он выглядит, почему текст содержит именно такое сообщение (информацию). И вот когда ученые-историки пытаются ответить на все эти вопросы (КТО, КАК, КОГДА, ЗАЧЕМ), создается такая виртуальная модель прошлого, в которой происхождению и существованию отдельных артефактов находится объяснение. 

Сама по себе объяснительная модель (события прошлого и персоналии) не претендует на абсолютную достоверность. Это всего лишь реконструкция, гипотетическая схема, сценарий. Чем больше источников и "следов" мы имеем, тем больше деталей, оттенков, уровней в нашей реконструкции. Я бы сравнил прошлое с длинным полотном белой ткани, на которой пятнами проступает рисунок в тех местах, которые были исследованы. И чем ближе это полотно ко мне, к моему времени, тем детальнее и цветастее узор, по отдалении же краски стираются, рисунок становится монохромным, детали расплывчаты, то и дело встречаются белые пятна. Если смотреть вдаль, то на белом полотне заметны лишь неясные контуры, а потом и они исчезают.

Можем ли мы утверждать, что научная реконструкция прошлого верна? С отдельными допущениями, да, можем. Есть такая пословица: если нечто выглядит как утка, летает как утка и крякает как утка, то это скорее всего утка и есть. Если несколько независимых источников описывают нам некое сражение с одними и теми же участниками в одно и то же время, то нам или следует предположить, что такое сражение имело место в действительности, или следует найти правдоподобное объяснение тому, как вымышленное событие сохранилось в этих самых источниках. События, близкие нашему времени и отраженные во множестве источников, практически не вызывают сомнений. Вряд ли кто-то из самых оголтелых конспирологов сомневается в том, что Первая Мировая война имела место....

Но ученым в принципе не интересно оценивать реконструкции в категориях верна/не верна. Если схема позволяет дать объяснение подавляющей части фактов, то это хорошая схема, если она не способна объяснить все факты, то ученые пытаются найти другую схему. Это живой процесс научного поиска. Всем интересно найти ответ на вопрос: "что там было на самом деле?", но это не задача науки (если это честная наука). И не задача науки - доказать, что что-то там в прошлом было и чего-то там не было. Наука - о другом. Наука пытается понять, "о чем нам сообщают источники". Наука - это интерпретация комплекса источников. Все остальное лежит за пределами науки: в области публицистики, литературы, политической спекуляции, государственной пропаганды и чистой коммерции.  А, есть еще область медицины, в частности, психиатрии.

 Думаю, мой ответ не понравился бы начинающему альтернативщику. Он показался бы ему слишком скучным, обыденным. Хотелось про "факты", а нам снова про источники, еще в школе надоело.... А где же все эти увлекательные сюжеты про коварных сочинителей Байера, Миллера, Шлецера и примкнувшего к ним Карамзина? Где иезуиты, Ватикан, масоны, евреи и велоспидисты? Скуучно.

Но я надеюсь, что мой ответ хотя бы сможет объяснить, почему диспут между "официальными учеными" и "альтернативными исследователями" невозможен в принципе. Никогда не будет такого, чтобы историки встретились с Фоменко и Носовским в официальном открытом диспуте. То есть встретиться они смогут, но разговора не получится. Потому что ученые первым делом зададут вопрос (основной вопрос истории): опишите, на какие источники вы опираетесь. Альтернативщики в ответ: никаких достоверных источников не существует.   Ученые: ну, ок, тогда интерпретировать нечего. И покидают площадку. Занавес. 







Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Просто новости - 181

Сегодня кучно пошло: Под звуки похоронного марша из Нигера вылетел последний американский транспортник с успевшими уцепиться за шасси французами. Те, кто не успел, рванули в Чад, г...

Обсудить
  • Есть в районе метро Академическая на улице Дмитрия Ульянова скромная невзрачная пятиэтажка, где обитает Институт археологии. Но вот под землёй есть ещё несколько этажей хранилищ. И ещё более глубокие хранилища в ближнем Подмосковье в филиалах. Так вот - наличных сил всех работников института хватило только на то, чтобы просто и тупо каталогизировать, дай Бог, десятую часть всех находок! Объёмы выкопанного растут в чуть ли не геометрической прогрессии - охранные и спасательные раскопки, обследования перед большими стройками, случайные находки, которые тащат неравнодушные энтузиасты, а тётечек с гулечками, чтобы всё это богатство хотя бы самым поверхностным образом поставить тупо на учёт, катастрофически не хватает. Как мне за рюмкой чая сказал добрейший Седов В.В., "мы сами не знаем, что у нас тут копится, жизни не хватит всё разобрать". Это к вопросу о том, что источников нет. Ещё как есть!
  • В принципе, да: =Наука - это интерпретация комплекса источников= Причем, в наиболее исследованных темах важна именно их совокупность. Нельзя произвольно выдрать из комплекса сходных надписей, найденных в одном и том же месте, какую-то одну и интерпретировать ее, игнорируя остальные.Между тем, это едва ли не основной прием так называемых "альтернативных ученых". Тут вот один наш коллега пытался внести ясность в вопрос об источниках, но целевая аудитория как обычно отсиделась в сторонке) https://cont.ws/@kasket/251027 Откуда взялись "славящие правь словяне" https://cont.ws/@kasket/387161 Исторические источники, которые ничего не доказывают. Там комментов поменьше и заявки на всезнайство скромнее, хотя статья написана непосредственной по следам нескольких обсуждений. Спасибо за публикацию, Андрей!