"Niemand ist mehr Sklave, als der sich für frei hält, ohne es zu sein."
(Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков.)
Гёте
«Свобода – это социальное понятие, его ключевой элемент – выбор. Свобода подразумевает право выбора, причем такого выбора, где обе опции – безопасные. «Родина или смерть» или «кошелек или жизнь» - это не свободный выбор. Слишком высокая цена выбора равнозначна его отсутствию, потому противопоставление свободы и безопасности – ложное, как и противопоставление свободы и ответственности. Я могу нести ответственность только за то, что я выбрал добровольно. Я в безопасности только тогда, когда могу делать выбор без страха. Вот это и есть свобода: моя воля, мое решение, моя ответственность». Текст Екатерины Шульман, который как-то перепостил близкий мне человек. В то время там ещё не было почетного звания «иноагент».
К сожалению, при беглом прочтении текст выглядит вполне осмысленным и потому воспринимается как правильный. Однако, если детально разобраться, то всё совсем иначе.
Согласно общепринятому философскому определению: «свобода» - это состояние субъекта при котором только он сам является причиной своих действий. В приложении к социуму: «свобода» - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Звучит очень красиво, но реалистичность находится где-то на уровне сферического коня в вакууме.
На практике любой субъект находится в сильной зависимости от окружающей среды, собственного внутреннего состояния и целей, к которым он устремлен. При чём, порой невозможно сказать, какой именно из этих факторов оказывает решающее влияние. Но, современное западное либеральное мировоззрение сконцентрировано полностью на внешних факторах окружающей среды. И настойчиво продвигает понимание свободы человека именно как независимости от влияния социума.
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.» (Статья 1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948))
Обратите внимание, что принимается аксиома в которой едва рожденный человек полагается свободным. А вот потом он уже вырастает и может либо остаться свободным, либо попасть под угнетение другими людьми. С моей точки зрения это явный абсурд; ибо предоставленный полностью самому себе младенец попросту умрет и на этом его свобода и закончится. Но, вот этот бред уже много столетий остается краеугольным камнем западной идеологии. В сегодняшнем западном мире имитация борьбы за предоставление человеку свободы добралась уже до обусловленностей собственным телом. Якобы совершенно неважно кто в каком теле родился, у всех есть право самому выбирать своё гендерное поведение.
Огромное количество усилий западного общества направлено именно на борьбу с ограничениями социальной свободы личности. Все препятствия к этой свободе как будто находятся исключительно вне самой личности. Сама же личность объявлена священным безгрешным идеалом, в которой менять уже ничего не надо. Человек уже венец природы и царь мироздания.
А вот с точки зрения теории управления человек совсем не простое существо. Система принятия решений – механизм не тривиальный и, что особенно важно, мало осознаваемый самим человеком. Давайте посмотрим на одну из моделей ума, используемую в менеджменте. Возьмем пирамиду результатов.
Две её верхние секции относятся к разделу сознания. То есть, они видны самому уму постоянно и без особых усилий. Это цели, к которым человек стремится прийти в результате своих действий. Действия человека обычно программируются некоторым рецептом, планом или правилами. Например, если целью является сварить супчик, то есть список ингредиентов и перечень действий с ними. Эта часть пирамиды довольно очевидна и вопросов не вызывает.
Вопросы вызывает результат, который у всех почему-то разный. Сколько людей будет варить суп по одному рецепту, столько будет разных результатов. Почему же так получается, если план действий у всех был одинаковый? А потому, что любой человек в своих действиях опирается не только на набор инструкций, но и на свои внутренние убеждения. А эта часть пирамиды находится уже в верхнем слое подсознания и чаще всего самому уму не видна. Какие это могут быть убеждения? В случае с супчиком это может быть уверенность, что контрольные пробы пищи в процессе приготовления не нужны. Или предположение, что рецепт написан с ошибками. Или жажда сделать всё как можно быстрее в ущерб качеству. Много вариантов.
Поэтому теория управления предполагает для достижения необходимых целей не только написание корректных планов действий, но и изменение внутренних убеждений людей. Если мы снова посмотрим на пирамиду, то увидим, что базисом убеждений человека является его опыт. Значит, для изменения убеждений нужен новый «правильный» опыт. Что и реализуется на практике через различные тренинги, семинары и другое обучение.
И вот тут надо понять, что человек набирает разнообразный опыт всю жизнь. И этот опыт формирует его убеждения, находящиеся на подсознательном уровне, и чрезвычайно сильно влияя на все решения человека. О какой свободе выбора между поездом и самолетом можно говорить, если у человека страх полётов? Какую свободу выбора питания в самолёте (мясо, птица, рыба) имеет вегетарианец? Но, это в реальности не самые серьёзные проблемы, так как они касаются только свободы выбора способа реализации некоторой задачи. В случае с поездкой/полётом – это выбор способа достигнуть пункт назначения. Но, ведь подсознательные убеждения влияют и на выбор поставленных перед собой целей. И, в большинстве случаев, мы даже не осознаем, что это происходит. Хотя, если поинтересоваться у любого человека, то он расскажет, что самостоятельно выбирает себе цели в жизни.
Известный психолог Станислав Гроф детально описал формирование первого опыта индивидуума ещё в перинатальный период. (Интересующимся предлагаю ознакомиться с его работой о перинатальных матрицах). Описал он и то, какие проекции этот опыт производит на глубинные базовые убеждения человека. Что, к примеру, при некоторых особенностях родового процесса один человек всю свою жизнь будет стремиться к путешествиям в разные страны, а при других особенностях – стремиться слиться с диваном. Разве это оставляет такому человеку свободу выбора своей жизни?
До тех пор, пока человек не осознает свои глубинные побуждения (чаще всего полагаемые частью своей личности) и не научится с ними взаимодействовать осознанно, ни о какой свободе выбора и действия речи нет и не может быть.
И вот тут мы подходим к самой забавной части. Начать работу со своими глубинными убеждениями из состояния безопасности попросту невозможно. Любая серьезная подсознательная установка находится в коконе негативных эмоций. И попытка пробиться к ней гарантированно вызывает поток разнообразных страхов. Так что, девизом саморазвития является название книги Джима Лоулесса «Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу.»
Поэтому, либеральные идеи о свободе, как возможности безответственного выбора (Хочу делать всё что мне угодно и никак за это не отвечать.) максимально дезориентируют на пути к истинной свободе. Именно тот выбор, где есть возможность допустить ошибку, является испытанием с заслуженной наградой в итоге – свободой осознания. А вся нынешняя западная либеральная идеология как раз наоборот, закрывает своим адептам малейшие возможности начать мыслить свободно и самостоятельно. И методы воздействия используются строго по Гёте.
P.S. Я далёк от мысли, что Александр Сергеевич писал свой текст «Во глубине сибирских руд…» под впечатлением от трансперсональных психологических практик. Однако же, строки про «Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа» удивительно точно описывают результат деятельной работы с подсознанием.
Оценили 6 человек
5 кармы