Алехандро Ходоровски. Акт сновидения

0 672

(Взял отсюда:

https://zen.yandex.ru/media/id...)

Из книги «Психомагия. Воображение как основа жизни»

Толкование сновидений занимает главное место в деятельности артиста-шамана – режиссера-постановщика – мистического клоуна во время поисков другой формы безумия (мудрости).

Да, хотя толкованием снов занимались со времен сотворения мира. Со временем изменились только способы толкования – от упрощенной системы, состоящей из систематического присвоения символического значения тому или иному образу, до концепции Юнга, которая гласит, что сон нужно не объяснять, а прожить во время бодрствования и с помощью анализа увидеть, куда он приведет. Следующий этап ушел еще дальше. Он состоит в том, что, осознав, что ты видишь сон, нужно попытаться войти в него, чтобы изменить содержание.

Эта практика стала известна благодаря Карлосу Кастанеде…

Он ее популяризировал, но не изобрел. В действительности первая книга, посвященная осознанному сновидению, была, насколько я знаю, опубликована во Франции. Она называлась «Сновидения и способы ими управлять». Автор, Эрве де Сен-Дени, уже в 1867 году приблизился к сути вопроса, как ты увидишь из этого фрагмента, который я тебе прочитаю: Поскольку сон – отражение реальной жизни, то случающиеся в нем события обычно следуют (несмотря на свою бессвязность) определенным хронологическим законам, соответствующим нормальной последовательности реального события. Я хочу сказать, что если мне, например, снится, что я сломал руку, то мне будет казаться, что я ношу ее на перевязи, и я буду очень осторожен, а если мне снится, что в комнате закрыли ставни, то я буду полагать, что внутри стало темно. Если я во сне прикрываю рукой глаза, у меня возникнет то же ощущение, которое появилось бы при аналогичном жесте во время бодрствования, то есть я перестану видеть образы находящихся передо мной объектов. Затем я задумался, не создаст ли мое воображение при закрытых глазах новые объекты и смогу ли я сосредоточиться на них. Опыт показал, что это предположение было правильным. Прикрыв во сне глаза рукой, я стер ту картину, которую пытался безрезультатно изменить, используя одну лишь силу воображения. Точно так же, как в реальной жизни, какое-то мгновение я ничего не видел. Затем стал старательно вызывать в памяти знаменитое нашествие монстров, и, как по волшебству, это воспоминание отчетливо возникло в моей голове. Оно было настолько чистым, светящимся, бурным, что до пробуждения я даже не понял, как произошел этот переход… Если мы окончательно утвердимся во мнении, что воля может сохранять во время сновидения достаточную силу, чтобы управлять мозгом, находящимся в мире иллюзий и реминисценций (так же как днем управляет телом, действующем в реальном мире), то мы сможем сделать вывод, что у человека существует определенный навык выполнения подобных действий. В сочетании с осознанным пониманием своего состояния во сне это умение мало-помалу приведет упорного человека к значительным результатам. Он не только признает возможность использования воли в управлении осознанными и спокойными снами, но и поймет, что она влияет на бессвязные и кошмарные сновидения. Бессвязные сны и сумбурные и болезненные кошмары в значительной степени реализуются под этим влиянием. В результате приобретенного знания и свободы духа мы получаем возможность отгонять неприятные образы и призывать светлые. Страх перед кошмарами уменьшится по мере того, как мы осознаем их жестокость, а желание видеть приятные сны станет более сильным, когда мы осознаем возможность призывать их. Вскоре желание станет сильнее страха. И, принимая во внимание тот факт, что основная задача – заставить появиться образы, приятные сны будут превалировать. Таково описание явления, присутствующего в моей жизни постоянно.

Впечатляет, правда? Не знаю, читал ли Кастанеда эту книгу или его открытия случайно совпали с мыслями автора. Правда состоит в том, что этот текст, написанный в конце XIX в., описывает метод, который затем объяснил Карлос. Мне порекомендовал прочитать эту книгу Андре Бретон.

Вы начали видеть осознанные сновидения до или после ее прочтения?

Мне очень повезло. Свой первый осознанный сон я увидел в семнадцать лет. Мне снилось, что я нахожусь в кинотеатре, где показывают мультфильмы, достойные Дали. Вдруг я оказался сидящим посреди зала и осознал, что сплю. Я посмотрел на выход, но поскольку в те времена я был лишенным какой бы то ни было духовной культуры подростком и ничего не знал о психоанализе, то подумал: «Если я выйду в эту дверь, то попаду в другой мир и умру». Как я перепугался! Мне оставалось только проснуться, и я с невероятным усилием заставил себя это сделать. У меня было чувство, что я из глубин поднимаюсь в свое тело, скользящее где-то на поверхности. Я вернулся в свою оболочку и проснулся. Это был мой первый опыт, и он меня откровенно напугал. С тех пор осознанные сны стали для меня обычным явлением.

Как можно быть уверенным, что ты спишь? В конце концов я тоже могу сказать, что я сейчас сплю во время нашего разговора…

Сначала я поставил эксперимент. Я опирался обеими руками на воздух, как если бы там была невидимая доска, и отталкивался. Если я начинал подниматься, значит, это происходило во сне. Поэтому я возвращался к началу и принимался работать над своим сном. Я могу прочесть тебе один осознанный сон, который я записал в свою желтую тетрадь в 1970 году. Он был особенно важен для меня, потому что именно в нем я в первый раз применил описанную мной технику.

Я нахожусь один в незнакомом доме. Все кажется абсолютно реальным, но, сам не знаю почему, мне приходит в голову мысль: «Может быть, я сплю… Если я сплю, то смогу летать.». Я делаю усилие, опираюсь о воздух ладонями и лечу вверх. Облетаю комнату. «Это сон!» – говорю я себе. Я решаю воспользоваться возможностью и улучшить свой полет. Хочу не только видеть, но и чувствовать, как я лечу. Я облетаю вытяжной колпак, поднимаюсь и опускаюсь. Остаюсь довольным. Решаю облететь весь дом. Пролетаю по коридору и оказываюсь в темной зале. В углу вижу двух детей лет пяти. Подлетаю, чтобы рассмотреть их внимательнее и замечаю, что это не дети, а старые, худые, морщинистые гномы. Они смеются и прячутся. Это домовые. Они внушают тревогу. Гномы прячутся в тени и смеются надо мной. Сон поглощает меня, утрачивает осознанность. Я еду в автобусе без кондуктора и пассажиров. Смотрю в окно и вижу окаменелый лес. Говорю себе: «Возможно, это сон. Надо проверить». Вылетаю из автобуса через стекло и лечу в лес. Сон снова утрачивает осознанность. Теперь я в подвале с окном с мутным стеклом. Я сразу понимаю, что это сон, и говорю себе: «Я уверен, это сон». Пытаюсь вылететь в окно, но не могу. Мне кажется, что стены толщиной в несколько метров. Но мне нужно пройти сквозь них. Чувствую, что это невозможно, но заставляю себя. Я без труда пролетаю сквозь стену и оказываюсь на улице. Наверху – голубое небо, я лечу сквозь облака. Меня несет легкий ветерок. Я думаю: «Я должен воспользоваться этим сном, чтобы увидеть моего внутреннего Бога…» Вдруг я чувствую страшную усталость, очевидно, что она предшествует грандиозному испугу. Я объясняю себе: «Это слишком тяжелый эксперимент, я еще не готов к этой встрече, перенесу ее на потом». И просыпаюсь. С одной стороны, я чувствую удовлетворение, потому что открыл прием, который позволяет мне понять, сплю я или нет, с другой – я расстроен из-за своей слабости и отсутствия силы воли. В моей тетради для записи снов оставлена следующая запись: «Думаю, пришла пора рискнуть и сделать шаг вперед в исследовании осознанных снов. Но я все еще боюсь умереть и не осмеливаюсь. Я смог войти в свое бессознательное и нашел внутреннего Бога, поверил в Него. Я должен был идти за гномами, остановить их, поговорить с ними, не обращая внимания на их насмешки, установить с ними реальный контакт, узнать их секреты. Я должен был создать миры, пройти через смерть, достичь центра своего естества, победить монстров и страхи. В следующий раз я хочу быть сильнее и подняться над собственным страхом. И мне необходимо найти союзников, чтобы не делать всю работу самому».

Ваше увлечение осознанными снами развивалось поэтапно?

Я начал с игры. Я сказал себе: «Я хочу увидеть слонов в Африке». И через несколько секунд уже находился в Африке, глядя, как проходит передо мной стадо слонов. Я мог изменить декорации, пожелать попасть на Южный полюс и увидеть тысячи пингвинов… Я был так доволен, что просыпался от счастья. Затем я испытал на себе все грани нашего существования. Однажды я захотел узнать, что значит умереть. Я спрыгнул с высокого здания и разбился о землю. Тотчас я почувствовал, что нахожусь в другом теле, среди толпы, которая смотрит на труп самоубийцы. Так я понял, что мозг не знает, что такое смерть. В другой раз я решил отдаться одному из мифических богов.

Вы были женщиной? Вам удалось испытать женский оргазм?

Нет, этот опыт был гораздо глубже, чем обычные сексуальные отношения. Не забывай, что я работал с образами из сновидений, они с легкостью выходят за рамки реальности. Для того чтобы ты лучше понял, я могу прочитать тебе еще один сон из моей тетради, датированный 9 апреля 1978 года: «Я в спальне, сижу на полу между двух одинаковых кроватей, опираясь спиной о стену. У моих ног появляется имбунче…».

Имбунче?

Да, сейчас объясню. Накануне вечером я сидел в кафе с одним чилийским эмигрантом и расспрашивал его о фольклоре мапуче. Он рассказал мне, что согласно легенде колдуны из Чилоэ крадут и калечат детей, чтобы, став уродцами, дети прислуживали им. Вот эти дети и называются имбунче. Продолжаю: «…слепой обнаженный карлик с кожей общипанного цыпленка, клювом птицы, культями вместо рук, сутулым торсом и ногами колесом. Он похож на огромный, ужасный зародыш. Я подумал: „Это Бог, с которым я должен войти в контакт. Его уродство должно что-то породить в моей душе“. Сейчас я знаю, что я сплю и могу управлять сновидениями. Я решаю поработать с этим чудовищем, сделать его добрым божеством. У меня получается. Теперь имбунче высок ростом, с правильными чертами лица, он хорош собой, более того, он неописуемо прекрасен, словно живая статуя. Я выхожу из своего убежища между кроватями и ложусь лицом вверх посреди комнаты. Я знаю, что божество должно меня оплодотворить. Я ищу у себя женское начало и поднимаю ноги. Между ног Бога появляется прозрачный орган сантимеров сорок длиной. Я решаю отдаться без сопротивления и подставляю ему место между половым органом и анусом, в тантре оно называется чакра муладхара. Я знаю, что у меня нет вагины, и у меня нет ни малейшего желания предаться анальному сексу. Бог встает на колени между моими раскрытыми ногами и начинает проникать в меня. Я чувствую, как он поднимается по моему позвоночнику, как он касается мозга. Мое сознание взрывается».

Впечатляюще…

Если ты называешь этот сокрушительный взрыв «женским оргазмом», то да, Жиль, я его испытал, и это было потрясающе. Я был очень взволнован, позволив этому божеству, появившемуся из моего безобразия, овладеть мной. Потом я стал исполнять во сне свои желания, которые не мог бы реализовать в обычной жизни, особенно сексуального характера. Во сне я предавался фантастическим оргиям с полуженщинами, полупантерами. Позволь мне зачитать тебе другую запись, сделанную после одного из таких снов. Хотя сначала хотел бы подчеркнуть: перед тем как увидеть осознанный сон, в котором я контролировал образы, я должен был преодолеть серию препятствий, что-то вроде инициации.

Только когда это произошло, я заслужил право быть хозяином и властелином своих снов. Это доказывает следующая запись в моей тетради: «Я нахожусь в индустриальном мире, совершенно мертвом. Природы нет. Я подхожу к границе. У меня нет удостоверения личности. Три солдата запрещают мне пройти. Я перепрыгиваю через барьер и пускаюсь бежать, преследуемый военными. Открыв двери гаража, я оказываюсь перед колодцем глубиной в тысячи километров. Стоя на краю этой бездны, я понимаю, что сплю. Преследователи пропали. Я решаю прыгнуть вниз, зная, что со мной ничего не произойдет. Прыгаю и лечу на огромной скорости. Я не боюсь. Мне хочется замедлить падение, и падение прекращается. В стене появляется дверь. Вхожу и оказываюсь на портике церкви. Я понимаю, что обладаю магической силой и могу увидеть все, что захочу. Мне хочется провести сексуальный эксперимент. Я создаю трех бестий, полупантер-полуженщин. Они сидят на корточках или стоят на четвереньках. Я целую одну из них, ее широкие губы похожи на срамные. Я пробую ввести указательный палец в их половые органы, под хвостом. Пока я овладеваю одной из них, другие меня царапают, мне приятно, и я стараюсь достичь оргазма. Но неизбежно сон перестает быть осознанным, он поглощает меня и в итоге превращается в кошмар. Я просыпаюсь с сильным сердцебиением…»

И где же здесь начинается посвящение?

Ну, например, когда я начал заниматься любовью с женщинами-животными, мной овладело желание, из-за которого я утерял ясность мысли, и сон вышел из-под контроля. Я забыл, что сплю. То же самое происходило с желанием разбогатеть. Если я соблазнялся богатством, мой сон переставал быть осознанным. Каждый раз, когда речь шла об удовлетворении страстей человеческих, меня поглощал сон. Это был важный для меня урок: в конце концов я понял, что и в жизни, и во сне, для того чтобы не терять контроля, нужно отдалиться от происходящего, не отождествлять себя с ним. Это древний духовный принцип, который я вспомнил благодаря осознанным сновидениям. Во всех религиозных учениях желание и страх составляют две стороны нашей личности.

Другой сон научил меня действовать вопреки своим страхам. Одно время меня постоянно мучил один и тот же кошмар: я в пустыне, и на горизонте, словно огромное разрушительное облако, возникал некто, стремящийся меня уничтожить. Я просыпался с криком, весь в поту… Наконец я устал от этого и решил принести себя в жертву этому существу. Когда сон достиг наивысшего накала и я пребывал в состоянии осознанного ужаса, я сказал себе: «Ладно, я больше не буду хотеть просыпаться. У тебя нет другого выбора, как прийти и уничтожить меня». Существо приблизилось. и исчезло. Я проснулся на несколько секунд и вновь спокойно уснул. Я понял, что мы сами питаем наши страхи. То, что нас пугает, теряет всю свою силу в тот момент, когда мы перестаем с ним бороться. Это одно из классических положений осознанного сновидения. Мне несколько раз удалось обуздать свой страх, преодолев в итоге собственную смерть.

Не могли бы вы привести еще какие-нибудь примеры?

Сейчас поищу в своей тетради. Например: «Я очень хочу помочиться. Мой мочевой пузырь полон. Я писаю кровью в белую ванну. Говорю себе: „Жидкость красная, потому что я предпринял слишком много усилий. Я не могу перестать, но я расслаблюсь, и по моему хотению красное превратится в желтое“. Я не позволяю страху ни на мгновение взять надо мной верх. Мало-помалу цвет меняется. Затем кошмар возвращается, в моче опять появляется кровь. Не теряя хладнокровия, возвращаю себе контроль, и струя окончательно приобретает янтарный цвет».

Другой сон: «Я нахожусь в кафе на площади. Сижу в углу среди прочих посетителей. Вдруг стоящий посреди террасы бородатый молодой человек, безумный и агрессивный, достает пистолет. С ужасным хохотом он приставляет оружие к виску приятеля. Разозлившись, я вскакиваю и кричу ему, чтобы он был поосторожнее. Напоминаю ему, что недавно его друг пытался застрелиться, и эта идиотская шутка может причинить ему боль. Бородатый смотрит на меня, тычет в меня пальцем и мурлычет издевательски: „Отлично, и что же дальше?“ Он ждет, что я дрогну, но мне не страшно. Он кружит вокруг меня, но меня это не беспокоит. Я знаю, что он не выстрелит, и говорю ему об этом: „Ты этого не сделаешь“. „Почему бы это?“ – спрашивает он. „Потому что я слишком мал для твоей мании величия“. Я знаю без тени сомнения, что этот безумец, ослепленный, поглощенный своим собственным больным духом, не интересуется мной настолько, чтобы меня убить. Я просыпаюсь счастливым: то, что могло стать кошмаром, не напугало меня».

Еще один сон, в котором я приручил своих чудовищ: «Я иду по открытой местности и подхожу к круглому отверстию, похожему на канализационный сток. Из него появляется огромный монстр высотой метров двадцать. Мне удается быстро справиться с отвращением, потому что я понимаю, что ужасная тварь – просто часть меня, темная энергия моей души. Я не уничтожу, но изменю ее. В тот же миг существо покрывается белыми перьями, начинает светиться, разворачивает шесть крыльев и взмывает в воздух. Превратившись в прекрасное ангельское создание, он предлагает взять меня с собой в Космос. Но я контролирую и это искушение. Ангел – это светящаяся энергия моей души, я должен эту энергию впитать. Я позволяю ей накрыть меня целиком и вдыхаю ее всеми порами кожи. Теперь я сам – существо, состоящее лишь из энергии и света, – спокойно поднимаюсь в воздух. Просыпаюсь счастливым».

Сейчас я зачитаю тебе очень поэтический сон, в котором я вошел с открытыми глазами в королевство мертвых: «Я в приемной смерти. Напротив меня на скамье сидит певец Карлос Гардель, умерший сорок лет назад. Я здороваюсь и говорю: „Ну же, смелее, решись на смерть…“ Мы входим в другую залу, там я вижу дверь – через нее можно напрямую пройти к смерти. Унылый привратник ощупывает всех присутствующих и решает, кто будет допущен к последней двери. Прямо перед нами идут два подростка. Привратник обыскивает их и отказывается пропустить, и они уходят безутешные, оттого что им придется жить дальше. Но вот Гардель признан мертвым, теперь моя очередь. Привратник ощупывает меня и свидетельствует мою смерть.

Карлос Гардель мнется, ему страшно. „Какая разница? – говорю я ему. – Так даже лучше! Теперь мы узнаем наконец, что находится за этой дверью“. Решительно и твердо подталкиваю певца, чтобы он вошел со мной в новое измерение. Он ступает за порог и тут же исчезает в мощной вспышке света. Я же пересекаю границу смерти и оказываюсь среди зеленых холмов в компании приятнейших людей. Я подбрасываю в воздух пустые бумажные конверты, они падают на землю, набитые лакомствами и драгоценностями. Я могу творить чудеса, потому что я хозяин этого измерения и знаю, что конверты, брошенные в воздух, всегда будут падать полными. Я дарю подарки окружающим и просыпаюсь очень счастливым».

Или вот взять последний сон, в нем я опять встречаюсь с чудовищем: «Мне предстоит пройти через темный подвал с утоптанным земляным полом. Некто ждет меня, чтобы впустить внутрь. Ощущаю в полумраке присутствие зверя. Знаю, что это черная пантера, а впустивший меня незнакомец – ее дрессировщик. Жестом он указывает мне, чтобы я шел прямо и не боялся. Я повинуюсь, и тут пантера прыгает, валит меня на пол, сжимает мне голову передними лапами. Она слегка покусывает меня, будто кошка, играющая с мышью. Передо мной удрученное лицо дрессировщика, он видит меня в лапах хищника, но бессилен мне помочь. Однако же я ни на секунду не поддаюсь панике. Неподвижен, позволяю пантере забирать в пасть мои волосы. Я знаю, что должен отдаться ей полностью, раствориться в ней, должен с любовью принять происходящее. Я словно бы вибрирую от любви и сливаюсь с пантерой в единое целое. В ту же секунду она исчезает. Я поднимаюсь, прохожу через подвал и продолжаю свой путь. Просыпаюсь очень довольным».

Если я правильно понял, вы начали использовать полученный в снах опыт в повседневной жизни, а затем включили его в свою психомагическую практику?

Совершенно верно. Я предпринял громадные усилия, чтобы оставаться верным тому, что мне было позволено вынести из снов. Ибо зачем учиться, если не использовать полученные знания для преодоления жизненных трудностей? Учение только тогда действенно, теория только тогда обретает силу, когда ее применяют на практике.

Не могли бы вы привести пример применения в повседневной жизни знаний, полученных во сне?

Ну, как я уже говорил, опыт осознанного сна помог мне встретиться лицом к лицу с моими страхами. Если покуда нет сил сопротивляться, можно пытаться убежать, но раньше или позже все равно наступает момент, когда человеку приходится смотреть в глаза своих чудовищ. И часто случается так, что вызванный на бой монстр становится нашим союзником. Враждебность противника питается нашим страхом, тогда как наша любовь и дружелюбие обезоруживают и заставляют меняться. Когда я был в Мексике на съемках фильма «Священная гора», по стране поползли скандальные слухи. Мы снимали на площадке перед собором, люди говорили, будто мы служим «черные» мессы. Еще говорили, будто я высмеиваю мексиканскую армию и полицию. Однажды ко мне подошли два полицейских и сказали: «Вас хочет видеть министр N». Меня проводили в кабинет министра, и он мне сказал более-менее следующее: «Послушай, Ходоровски, президент хорошо тебя знает и восхищается твоей работой, можно сказать, он смотрит на тебя как на друга. Но ты веди себя поосторожнее: если ты решишь помериться силами с правительством, оно из друга превратится в страшного врага. Убери из фильма людей в форме, не касайся религиозной символики, и можешь спать спокойно».

Услышать такие слова из уст министра в Мексике равносильно смертному приговору. В тот же вечер, вернувшись домой, я услышал, как в саду кричат: «Ходоровски, будь осторожен, или мы спустим с тебя шкуру…» В то время в Мексике действовала военизированная группа, она называла себя Los Halcones (Соколы) и брала на себя всю грязную работу. Я понял, что дело может кончиться плохо, и на следующий же день увез свою семью в США. Там же я и закончил съемки. Но мне не хотелось, чтобы этот министр относился ко мне враждебно, чтобы в моем подсознании навсегда осталось воспоминание о том, как он мне угрожал. Как только съемки были окончены, я собрал все положительные отзывы о «Священной горе», опубликованные в Европе и США, вернулся в Мексику и попросил аудиенции у министра – тот был очень зол на меня из-за того, что я уехал вместе со всей съемочной группой. Протягивая ему вырезки из газет и журналов, я сказал: «Смотрите, что сделал для Мексики мой фильм, о ней теперь говорит весь мир». Тигр, увидев, что я не побоялся сунуться к нему в клетку, улыбнулся и похлопал меня по спине: «Поздравляю тебя, Ходоровски, ты храбрый парень». Он не только ничем мне не навредил, но и сделал какой-то подарок. Эта история ясно показывает нам, как полезно бывает иной раз бросить вызов чудовищу. Главное – не оставлять, насколько это возможно, несведенные счеты с врагами. Пока конфликт не решен, ненависть растет, подпитывает сама себя. Бомба с длинным фитилем может пролежать годы, не взорвавшись, но в день, когда это произойдет, вы понесете большой ущерб. А потому бомбу лучше обезвредить и не оставлять неразрешенных конфликтов, в особенности если вам угрожали смертью. Но убивать противника не стоит, превратите его в союзника.

Еще одно свойство осознанных сновидений – возможность менять их содержание. Как вы применили полученный опыт в повседневной жизни?

Я тебе уже рассказал, что мне очень нравилось переделывать сюжеты моих снов, отправляться из Африки в США, менять пейзажи и декорации. Я также понял, что в повседневной жизни не обязательно все время удерживаться в рамках. Повседневная реальность – не застывшая субстанция, даже если она нам такой кажется. Если мы чувствуем себя связанными, уставшими от существования в одном и том же окружении, у нас всегда есть возможность поменять его! Кто сказал, что это невозможно? Осознанный сон научил меня перемещаться внутри пластичной реальности, где могут происходить любые изменения, любые трансформации. Все зависит только от моей воли. В осознанном сне достаточно одного лишь желания оказаться среди стада слонов, чтобы немедленно перенестись в Африку. В другой форме сна, именуемой действительностью, только мой мозг определяет, что реально, а что нет. Реальности не существует отдельно от нас, мы сами создаем ее мгновение за мгновением. И она может быть веселой или грустной, монотонной или увлекательной.

Например?

Когда ты приходил ко мне в прошлый раз, ты наверняка заметил, что все тут изменилось. Я устал от старой обстановки. Купил новую мебель, а все, что не хотел больше видеть, выставил на улицу. Это было похоже на ярмарку, и очень быстро появились люди и принялись разбирать вещи… Несколько дней спустя кто-то из соседей крикнул мне: «Теперь мы все про вас знаем!» «Да ну? – ответил я. – И откуда же? Из моих комиксов или фильмов?» «Из вашего мусора! Мы нашли потрясающие штуки у вашего дома». То есть я не просто сменил обстановку у себя дома, а в каком-то смысле изменил среду.

Да, действительно… Но поменять мебель, если на это есть деньги, всегда проще, чем слетать в Африку к слонам…

Нет-нет, здесь действует тот же самый принцип, он заложен в самом нашем сознании, в том, как мы воспринимаем реальность. Она может нам казаться кошмаром, и, видит Бог, судьба непредсказуема, в любой момент может произойти все что угодно. Но именно в рамках этой реальности человек может обрести ту ясность мысли и начать совершать те поступки, которые превратят отрицательный опыт в положительный.

Кое-кто из читателей решит, что в итоге все сводится к деньгам: если они есть – можно сесть в самолет и через несколько часов оказаться в Африке или в Нью-Йорке…

Да, но нужно привлечь жизнь на свою сторону! Твоя жизнь старается соответствовать тому, что ты о ней думаешь. Например, я никогда не был миллионером, даже просто богатым человеком, но всегда применял в повседневной жизни принцип осознанного сна: почему бы мне не перенестись в другое место? Таким образом, когда мне было действительно нужно, я просто создавал благоприятные условия, чтобы мое желание исполнилось. Несколько дней назад я почувствовал, что срочно нуждаюсь в небольшом отдыхе от всех. Меня пригласили на фестиваль кино в Чикаго, я отправился туда тайно и пробыл там три дня инкогнито. Уехал в пятницу и вернулся в воскресенье… А никто и не не узнал. (Смеется.)

Или, скажем, мой друг-мультимиллионер спрашивает меня: «Что ты делаешь в эти выходные?» «Ничего» – говорю. «Хочешь в Акапулько?» И раз! Его частный самолет уносит нас в Акапулько, и мы проводим там уик-энд.

Слушая вас, можно подумать, что это очень просто, но не у всех же есть друзья-мультимиллионеры…

Вижу, что ты пытаешься меня подловить, но ты и без меня по собственному опыту знаешь, что каждый человек сам создает свою реальность. Мне действительно было необходимо провести выходные на другом конце света, в душе я был убежден в способности жизни трансформироваться, и она мне послала мультимиллионера с частным самолетом, только и всего.

Возьмем, например, твой случай: больше всего тебе нравится общаться с мудрыми людьми и слушать рок-н-ролл. Ты хотел совместить эти две на первый взгляд абсолютно несочетаемые грани. Так как твое представление о реальности пластично, ты стремился к наиболее благоприятным обстоятельствам и в конце концов познакомился в Аризоне с мудрецом, который не только основал свой ашрам, но и возглавил рок-н-ролльную группу. Возможно, на планете, кроме него, и нет другого такого человека. В то время он был мало знаменит в США, а в Европе его и вовсе не знали, но, несмотря на это, тебе удалось с ним познакомиться, можно сказать, что магия жизни послала его тебе. Или взять нас с тобой: подростком ты пересмотрел все мои фильмы, собирал статьи обо мне, а сейчас мы друзья и к обоюдному удовольствию работаем вместе над книгами. Будь чист душой и дерзай, и обстоятельства сложатся так, как тебе нужно, даже если статистически это маловероятно.

Согласен.

Расскажу тебе еще одну историю: в 1957 году, когда я еще не создал эту теорию, я спросил у своей жены:

– Куда бы тебе хотелось поехать в отпуск?

– Я бы очень хотела побывать в Греции, – ответила она.

– Очень хорошо, – сказал я. – Давай поедем в Грецию.

– Но как? У нас нет ни сентимо…

– Пустяки, мы едем в Грецию!

В этот момент в дверь мансарды, где мы жили, позвонили. Пришел наш друг, участник очень известной в те времена южноамериканской музыкальной группы «Лос Гуаранис» под руководством Франсиско Марина и сказал:

– Через три дня мы едем в тур по Греции с фольклорным спектаклем, а один из наших танцоров заболел. Хочешь заменить его?

– Но я не умею танцевать…

– Не важно, моя жена научит тебя.

Я выучил два танца – «Байлесито» и «Карнавалито», и мы поехали в Грецию. И скажи мне теперь – разве реальность не есть сон, который мы сами создаем, покуда спим?

В основном я с вами согласен, но мне кажется, что ваши истории и сам подход к этому вопросу могут ввести читателей в заблуждение. Мир полон людей, ожидающих, что их мечты воплотятся сами. Опыт показывает, что желать недостаточно, нужно заслужить.

Да, конечно, это очень важно. Но описанные мной случаи действительно произошли со мной, я могу сказать, что моя жизнь находится в гармонии с моими самыми фантастическими снами. Я и впрямь верю в магию жизни. Но для того чтобы эта магия была эффективной, каждый должен взрастить в себе определенные способности и качества, поначалу они могут показаться противоречивыми: это простодушие, самообладание, вера, смелость. Для того чтобы привести в действие магию, нужна большая смелость, духовная чистота и огромная работа над собой. Лично я – я настаиваю на этом – достиг этого умения путем самосовершенствования и самопознания. Необходимо соблюдать дисциплину, без которой эта сторона реальности будет иллюзией. Жизнь не станет удовлетворять желания первого попавшегося лентяя! Жизнь внимательна к твоим просьбам в той же степени, в какой ты отдаешься ей и стараешься преодолеть свой эгоцентризм.

Можно ли сказать, что вы применяете знания, полученные во время осознанного сна, практикуя аскезу? Я говорю об этом, потому что аскеза требует несомненных усилий, тогда как в осознанном сне достаточно просто сформулировать цель, чтобы достичь ее…

На самом деле осознавать свои действия во время сна – это довольно серьезное усилие. С другой стороны, эмоции, которые человек испытывает во время сна, реальны. Если тебе страшно, ты испытываешь настоящий страх, и с этим очень трудно бороться. В сущности ценность опыта осознанного сновидения состоит не вполне в том, что я открыл для себя повседневную магию. Главное, что я понял, – это как важно отдавать себе отчет в происходящем, поддерживать некий уровень ясности, потому что без этого никакое осознанное сновидение невозможно. Как я уже говорил, как только ты позволяешь переживаемым эмоциям и ощущениям овладеть тобой, сон поглощает тебя, и ты теряешь осознанность, единственное, что поддерживает магическое измерение. Вызванная нами магия действует постольку, поскольку мы держимся на некотором расстоянии от происходящего. Осознанность позволяет нам менять и трансформировать сон по нашему желанию, а идентификация себя с происходящим, напротив, ограничивает круг наших возможностей в этом плане. Во сне царят те же законы, что в повседневной жизни: чем больше ты отдаляешься, чем меньше позволяешь себе увлечься, тем больше удовольствия ты получаешь от жизни, тем больше жизнь для тебя – парк с качелями и каруселями. А не сможешь отойти – и жизнь превратится в тупик. Как это ни парадоксально, но сон научил меня бодрствовать, не терять нити, связывающей меня с действительностью, ясности и осознанности, даже ценой огромных усилий. Одному Богу известно, какой прекрасной иногда может быть жизнь, особенно если ты слегка приоткроешься для магии! И в то же самое время, как только ты откроешься для магии, увеличится твое желание погрузиться в происходящее, и возникнет опасность, что оно тебя поглотит. Впрочем, тут есть выход – регулярные тренировки. По мере практики осознанность крепнет.

Другое открытие, связанное с осознанным сном, и мы о нем уже упоминали, – это гибкая реальность. Сама жизнь пластична, ее можно изменять по собственному желанию.

Так оно и есть. Например, я стараюсь не увлекаться деталями, описывая себя, не зацикливаться на каком-то конкретном самовосприятии. Во сне я могу быть шестидесятилетним мужчиной, молодым человеком, стариком или даже женщиной, почему нет? Сон отражает разные грани моего «я». В реальной жизни я стараюсь по возможности реализовывать их все, не цепляясь за раз и навсегда сформированное представление о том, какой я есть, или о том, каким я должен быть. Во время путешествий многие спрашивают, какой я национальности. Если кто-то в самолете задает вопрос: «Вы итальянец?», я отвечаю: «Да». Принимают ли меня за грека, француза, русского, израильтянина – я всегда отвечаю утвердительно. Мой собеседник, удовлетворенный собственной догадливостью, ведет себя со мной как с итальянцем, русским, греком, чилийцем, и это ничего не меняет… Ты же помнишь, что с нами произошло недавно на этой сельскохозяйственной ярмарке? По-моему, это отличный пример. Когда мы пришли, публика ждала не меня, а доктора Вестфалера.

Нет, доктора Вустландта…

Да, доктора Визена-Визена.

Ладно, не важно.

Помнишь, я попросил, чтобы ты представил меня как доктора Вестфаллюса, а ты струсил? Несколько часов я выступал перед людьми, которые думали, что я доктор Вуф-Вуф. Поговорил с ними о здоровье и передал то, что хотел передать. Мне ведь не важно, кто именно передает людям мое послание или кем люди считают меня! Я всегда действую от того лица, какое видят окружающие. Если кто-то знает меня как кинорежиссера, я буду кинорежиссером, знает как автора комиксов – буду автором… Хоть горшком назови, знаешь, главное, что внутри я тот же самый.

Какие еще стороны осознанного сна вас интересовали?

Позже мне захотелось исследовать метафизическое измерение: я начал искать своего внутреннего учителя. Я зачитаю тебе один сон, он кажется мне очень показательным: «Я в компании двух пухлых мексиканцев, очень типичных. Чувствую, что это мои друзья, хотя я их не знаю. Мы проходим через двор с каменными полом и стенами. Он может принадлежать школе, храму или министерству. Двор очень широкий. Мы идем, прижавшись к стене. Вдруг начинается сильный грохот. Мексиканцы пугаются. Один из них восклицает: „Приближается землетрясение!“ Они смотрят на камни, встревоженно ожидая первых толчков. Я начинаю понимать, что сплю, и говорю: „Не бойтесь, с нами ничего не случится, это только сон“. Несмотря на мой уверенный тон, все кажется таким реальным, что я начинаю сомневаться. Силой воли я сдерживаю грохот и убеждаюсь, что действительно сплю. Тогда я решаю воспользоваться этой осознанностью. „В этот раз я все-таки хочу увидеть Бога“, – говорю я себе. Хотя меня охватил дикий ужас, я решаю осуществить свое намерение. „Помогите мне встретиться с Богом“, – говорю я моим друзьям.

Они подхватывают меня под мышки, словно пара живых костылей, чтобы помочь мне подняться по находящейся в центре двора черной каменной лестнице, похожей на пьедьестал, но с двадцатью двумя ступенями. „Теперь я чувствую, что в силах встретиться с Богом лицом к лицу“, – говорю я своим друзьям. И так как я знаю, что оба этих человека – часть сна, я одним щелчком заставляю их исчезнуть и начинаю подниматься по лестнице. Меня снова охватывает ужас: вдруг я увижу перед собой не образ, но образину? Ступеньки мокрые, и мне чудом удается не поскользнуться. Вдруг передо мной появляется анимированная фотография гигантского паясничающего актера. Я с трудом верю своим глазам: „Фотография, актер, Бог… Это невозможно!“ Актер пропадает, а на его месте появляюсь я. Мне шестьдесят лет, и я выгляжу как старый университетский профессор. На мне кашемировый пиджак, на кончике носа сидят очки. Я думаю, что этот образ – просто экран, на него проецируются мои старые идеалы, они помогут мне впервые без страха встретить Бога. Фотография оживает и начинает ласково разговаривать со мной. Она пытается сообщить мне что-то, преподать урок. Я понимаю всего несколько слов: „Сокровище человечества“. Я очень доволен этим опытом, наконец-то я сделал первый шаг в поисках внутреннего Бога, гида, личного учителя, безличного „я“, не важно, как это назвать, и при этом не бояться. Я концентрирую все свои силы, поднимаюсь в воздух и начинаю летать. Словно баран, я тараню экран лбом, пролетаю сквозь него и взмываю ввысь, в покрытый звездами небосвод. Я хочу еще раз увидеть внутреннего Бога. Передо мной появляются две наложенные друг на друга внахлест пирамиды. Они огромные, как пирамида Хеопса, и похожи на выпуклую звезду Давида. Я говорю себе, что мне мало вида снаружи (одна из них белая, другая – черная), я обязан пробраться внутрь. Я проникаю в центр и вспыхиваю, как вселенная в огне».

Я ни на йоту не отступил от правды, мне действительно все это приснилось. Потом этот сон лег в основу «Эль Инкаля».

Значит, практика осознанного сна состоит в том, чтобы совершать по собственному желанию какие-то действия? А можно ли выйти за границы осознанного сна?

Да. Можно перейти в состояние, которое я называю терапевтическим сном, во время него залечивать эмоциональные раны или восполнить то, чего не хватает в реальной жизни. Процитирую тебе четыре примера из своей тетради.

Я с бабушкой Терезой, матерью моего отца, из-за семейной размолвки мне не довелось с ней познакомиться. Это корпулентная женщина с широким лбом. Во сне я понимаю, что в действительности мы не были знакомы, не разговаривали, не гуляли вместе. Я говорю: «Как это возможно, что ты, моя бабушка, никогда не держала меня на руках?» Затем понимаю, что допустил бестактность и уточняю: «Точнее говоря, бабушка, как я, твой внук, никогда не целовал тебя?» Я предлагаю сделать это сейчас, и она соглашается. Мы обнимаемся и целуемся. Я просыпаюсь со смутным воспоминанием о сне, довольный, что встретил этот архетип.

Я в спальне, такой же, как и в реальности, стою перед своим отцом. Говорю: «За всю мою жизнь ты меня ни разу по-отцовски не поцеловал. Ты сделал так, что я тебя только боялся. Но сейчас я вырос и обниму тебя». И без страха обнимаю и целую его. Мы стоим, обнявшись, покачиваясь из стороны в сторону. Я чувствую, какая сильная у него спина. И, довольный, восклицаю: «Тебе девяносто лет, а ты до сих пор такой сильный!» Продолжая обнимать его уверенно и нежно, я говорю: «Из-за того, что ты был всегда так сдержан со мной, я тоже полностью исключил телесные контакты из своих отношений с сыном Акселем». Появляется Аксель, ему столько же лет, сколько сейчас, двадцать шесть. Я обнимаю его и прошу постоять со мной так же, как я только что стоял со своим отцом. Я просыпаюсь. Днем я с энтузиазмом пересказываю свой сон Акселю. Я прошу его обнять меня и постоять со мной так. Вначале он испытывает неловкость и неохотно выполняет мое желание, но понемногу оттаивает, и мы чувствуем удовлетворение и умиротворение. Таким образом, в своих снах я реализовал то, чего мне не хватало в отношениях со своим отцом, а в реальности помог моему сыну заполнить эту пустоту в отношениях со мной.

У меня финансовые проблемы, и я вижу во сне, что меня взяли актером в какую-то труппу. Я иду к импресарио, чтобы поговорить о своей зарплате. Объясняю, что он должен мне очень хорошо платить, потому что знает, что я не буду довольствоваться только положением актера, а сделаю так, чтобы спектакль имел грандиозный успех. Я буду проверять свет, музыку, костюмы, работу коллег, то есть заниматься всем. Импресарио понимает это и назначает мне хорошую, достойную зарплату. Я просыпаюсь довольный, с возрожденной верой в себя. Знаю, что мои финансовые сложности кончатся.

Уже три дня у меня сильно болит живот, возможно, из-за кишечной инфекции. Я плохо сплю, но не хочу принимать антибиотики. Засыпаю и вижу сон: я лежу в своей кровати, страдая от тех же самых болей, которые мучили меня наяву. Приходит знахарка Пачита. Она ложится на меня и лижет правую сторону шеи: «Я тебя вылечу, братишка». С большим трудом Пачита просовывает свою левую руку между наших тел и кладет мне на живот. Потом она поднимается в воздух, не отделяясь от меня. Мы парим в горизонтальном положении и наконец опускаемся на кровать. Пачита медленно исчезает. Я просыпаюсь здоровым, без всяких болей. Мне кажется, что я каким-то образом принял на себя функции знахарки и в итоге смог достучаться до своего внутреннего врача, разновидности Бога. Помню, что Пачита перед смертью надела мне на безымянный палец левой руки кольцо и сказала: «Я буду приходить к тебе в твоих снах».

Как ты понимаешь, это невероятно позитивный вид сновидений. Они целительны в самом прямом смысле этого слова, в них бессознательное направляет свои силы на исцеление сновидца.

Если можно использовать полученные знания, чтобы добиться от осознанного сна терапевтического эффекта, можно ли пойти еще дальше и приблизиться с помощью сна к настоящей мудрости?

Я называю такие сны кроткими. Однажды я решил перестать действовать, мне захотелось побыть во сне простым зрителем. В этом случае я позволяю сну идти своим чередом, но не позволяю ему полностью завладеть мной, не теряю контроля. Я зритель и воздерживаюсь от всякого вмешательства. И, кажется, в последнее время я достиг какого-то более тонкого уровня, мудрого сна, как я это называю. Действует в этом сне некий мудрец, он время от времени говорит со мной. Проснувшись, я записываю то, что услышал от него. Эти фразы неоригинальны, они могли бы быть взяты из любого священного текста. Но они возникают из самых глубин подсознания, этот процесс я наблюдаю во время осознанного сна.

Можете рассказать о каком-нибудь мудром сне?

Да, но с некоторыми купюрами.

Почему? Вы стесняетесь?

Да нет же! Не в этом дело! Откровенно говоря, я боюсь, что мне не поверят. (Ходоровски достает с книжной полки громадную тетрадь, похожую на золотую книгу.) Здесь я записываю свои самые позитивные сны. Я могу привести тебе пример мудрого сна, но поверят ли наши читатели, что человеку может сниться такое? Может, я вначале дам честное слово…

Почему бы и нет? Получится почти сюрреалистично: «Клянусь своей честью, что во сне ко мне снисходит мудрость»…

Очень хорошо. Итак, я клянусь своей честью, что мне снились эти сны! А дальше каждый волен выбирать: верить мне или нет.

Эти сны такие невероятные?

Нет, в действительности они очень простые. В них есть только одна составляющая, в которую трудно поверить. Именно она делает эти сны мудрыми. Все заключается во внутренней атмосфере сна. (Ходоровски читает.) «Я нахожусь на занятиях боевыми искусствами. Учитель говорит мне: „Расслабься и упади на мои руки“. Я думаю: „Ладно, достигну полного расслабления“. И падаю. Учитель ловит меня и кладет на пол. Я настолько ушел в себя, что он ничего не может сделать. Учитель говорит помощнику: „С ним невозможно бороться. Он как мертвый, а с мертвым ничего не сделаешь“.» Это пример мудрого сна, в котором я достиг полного расслабления.

Другой пример: «Выхожу на улицу в очень узком костюме, в котором я выгляжу тщедушным и болезненным. Думаю: „Даже хорошо, что люди решат, что я слабый, потому что я себя чувствую внутри очень сильным“». Еще сон: «Я сижу на занятии по философии. Преподаватель говорит: „Главное – быть существом мыслящим“. Я отвечаю: „Если ты не принял неизбежность собственной смерти – ты ничего не достиг. Только осознание этого факта освобождает наш ум от мыслей о смерти“».

Другие два примера: «Цыгане приводят меня на свой склад, где хранят разную рухлядь. Они хотят посоветоваться и показывают большую чашу, похожую на ту, которая есть в Марсельском таро. Цыгане собираются использовать ее для своих экспериментов с алхимией, они хотят изобрести универсальный растворитель, способный разрушить все остальные материи. Я спрашиваю их, улыбаясь: „Вы знаете, что такое универсальный растворитель?“ Увидев, что они не могут ответить, говорю: „Кровь Христа. Если одна только капля этой крови попадет в сердце, она растворяет все чувства. После этого остается только любовь“». И последний: «Грустный мальчик говорит мне: „Я – ничтожество. Я ничего не стою. Бог меня не видит, он занят более важными вещами“. Я отвечаю: „Представь поверхность сферы, составленной из бесчисленного количества точек. Теперь представь ее центр. Это одна-единственная точка, которая сообщается с остальными“».

Признаться, я ожидал большего безумия, я думал, эти сны будут фонтанировать магическими символами наподобие ваших фильмов и комиксов. Эти сны, что вы зачитали, какие-то непривычно трезвые.

Мои комиксы и фильмы – это скорее осознанные сны. Как видишь, большинство мудрых сновидений – очень короткие. Особенное в них – их воздействие и мое самовосприятие. Во сне я разумен, спокоен и счастлив. Это ощущение еще долгое время сохраняется после пробуждения.

А теперь мне хотелось бы услышать пример сна короткого…

Это очередной тип сна, тут я восхищаюсь силой другого человека. Например: «Я в доме друзей. Там же присутствует женщина. Она из простонародья, но по ее манере держаться этого не скажешь. Женщине не больше 58 лет. Я думаю, что она очень образованная, симпатичная и великодушная. Улучив момент, женщина спрашивает: „Знаешь, кто я?“ Я отвечаю отрицательно. Она говорит: „Я Кристина. Я ухаживала за тобой, когда ты был маленький“. Я понимаю, что это моя первая няня. Я говорю друзьям: „Вы понимаете? Это первая женщина в моей жизни, которую я полюбил!“ Я рад, что она все еще жива и стала такой утонченной. Мы с Кристиной целуемся, и она уходит. Мои друзья восхищенно говорят: „Ей 80 лет, а она так молодо выглядит!“ Я просыпаюсь счастливым».

Еще один: «Я в удивлении обнаруживаю себя посреди улицы во время студенческого бунта. Молодые люди поджигают машины. Кругом полиция. Слышатся автоматные очереди. Я падаю на землю, но страха не чувствую. Меня задерживает полиция и ведет в комиссариат. Там меня допрашивают. Я остаюсь спокойным. Мои карманы набиты антивоенными памфлетами и вырезками из прессы, где полиция и военные изображены в сатирическом ключе. Я объясняю, что я преподаватель таро, и меня отпускают. Я иду по улице, костюм на мне разодран. Ботинки я потерял. Я надеваю очечник как шлепанцы. Захожу в кафе, чтобы спросить, как пройти на свою улицу. Среди клиентов толстенькая женщина, очень простая, но с добрым лицом. Она смотрит на меня с жалостью, как на бродягу.

И шепчет: „Нужно посмотреть, как себя чувствует этот бедный мужчина, может быть, ему нужна наша помощь“. Женщина принимает меня за нищего. Она кажется мне такой приятной, меня так трогает ее сострадание, что я решаю не разубеждать и не расстраивать ее, а позволить ей выразить добрые чувства и принять ту роль, которую она мне отвела. Я открываю свой черный чемодан и ищу маленькую игру с картами таро, чтобы подарить ей. Среди карт лежат флаконы с таблетками. Это витамины, но женщина уверена, что это наркотики, и почему-то это только усиливает ее сострадание. Не зная ничего о картах таро, она вытаскивает карту Мага и говорит: „Ай, плохо!“ „Выбросьте эту карту. Смотрите, у мужчины зажата таблетка между пальцами…“ Она думает, что желтый круг, нарисованный у мага между пальцами, – это тоже какой-то наркотик. Я благодарю добрую женщину за ее сочувствие, обещаю не возвращаться к наркотикам и выхожу из кафе. У меня ни разу не возникло желания рассказать, кто я. Напротив, я был невероятно доволен своим унижением».

А какие еще существуют типы снов?

Можно достичь благородного сна, в котором мы разделяем с остальным человечеством то, чему мы научились. Например: «Я нахожусь в бескрайнем пространстве, лечу над Маршем мира, в котором участвуют тысячи манифестантов. Поняв, что я сплю, начинаю вращаться в воздухе, чтобы привлечь к себе внимание. Народ в восхищении смотрит, как я парю в воздухе. Я прошу их взяться за руки и сформировать цепь, чтобы они могли полетать со мной. Дотронувшись до них, я пытаюсь заставить их силой своей мысли подняться и полететь, но они не двигаются. Я должен мягко подхватить их и не уронить. Тогда они подлетают ко мне, и мы начинаем подниматься вверх, делая различные фигуры, все вместе, в цепи, пока я не просыпаюсь».

Надо учиться не только давать, но и получать, принимать помощь от того, кто может нас изменить, – это тоже одна из форм благородства. Я это понял из следующего сна: «Я в Париже. У газет проблемы с правительством, оно отказывает им в том, что необходимо для печати. „Франс-Суар“ вынужденно выходит с написанной от руки передовицей, напечатанной самым примитивным способом. Сбоку от газетного киоска на деревянном столе сидит умершая мать моего старшего сына Бронтиса, Бернадетт. Я сажусь перед ней. Она выглядит красивой и счастливой, что редко бывало при жизни. Я чувствую доверие и знаю, что могу рассчитывать на нее. Отдавая себе отчет в том, что я сплю, я говорю себе: „Бернадетт умерла, но во сне она жива. Мне не страшно говорить с умершей. Я верю в нее. Этот архетип может быть мне очень полезен, потому что она в отличие от меня хорошо разбирается в политической ситуации и всегда готова помочь с этим“. Бернадетт начинает объяснять мне причины сложившейся ситуации, рассказывает, почему президент ошибается, доверяя только что назначенному министру. Потом говорит о будущем: „Мы живем с представлением, что будущее не принадлежит нам, что оно не для нас… Однако мы связаны с ним. В будущем мы станем очень активными“. Думаю, она говорила в общем, о миллионах лет, которые еще предстоят вселенной».

После этого абсолютно осознанного сна я был счастлив, что восстановил дружеские отношения с матерью моего сына, особенно после всех конфликтов, которые у нас были. Бернадетт стала союзницей и предложила мне лучшее, что в ней есть для совершенствования моего духовного состояния. Так благодаря сну она вновь появилась в моей жизни.

Осознанный, терапевтический, мудрый, принижающий, благородный сон… Есть ли у них предел, nec plus ultra?

Магический, креативный сон. В течение всех этих лет, что я исследовал сновидения, мне приснился только один: «Я в своей спальне. Опираясь на воздух ладонями, взмываю ввысь. Решаю почувствовать всю силу своего голоса. Песня льется из меня, я почти с безграничной силой издаю звуки, оставляющие далеко позади самого мощного оперного певца. Мне не надо стараться, голос появляется сам. Для того чтобы услышать его звуки, живые и магические, я только должен позволить ему вытекать из моего рта. Я глубоко взволнован. Чувствую, что нашел еще одну, ранее неведомую свою грань. В полном сознании открываю глаза и просыпаюсь. Чувствую, как сильно бьется мое сердце. Не двигаясь, вспоминаю все детали сна. Вдруг до меня доносится пение. Поют не далеко и не близко. Эти звуки издает не один человек, как будто поет весь квартал. Мне кажется, что пение доносится из другого измерения. Я думаю, что я, видимо, задремал, и должен более осознанно посмотреть, что происходит. Феномен повторяется, и я весь превращаюсь в слух, несмотря на то что этот новый опыт полностью меняет ритм моего сердца. С одной стороны, я чувствую, что испытываю галлюцинацию, с другой – мне кажется, что открылась дверь, ведущая к тому, что мы могли бы назвать третьим ухом, по аналогии с третьим глазом, к „яснослышанию“ Я засыпаю глубоким сном и вижу себя на Монмартре. Я иду, бормоча: „Это был божественный голос, голос богини. Он шел не из горла, он был рожден самой реальностью. Его создали улицы, дома и воздух“».

Потрясающе. Но давайте вернемся к тому сну, который вы называете реальностью. Можем ли мы, как утверждают некоторые мудрецы, рассматривать свою жизнь как сон, от которого нужно проснуться?

Я бы сказал более точно, что из бессознательного сна, который есть наша жизнь, мы должны сделать осознанный. Были времена, когда я перед сном имел обыкновение вспоминать все, что со мной случилось за день. По совету, прочитанному в старой книге по магии, я визуализировал все события от начала до конца и наоборот. Эта практика «возвращения в прошлое» в результате позволяла мне отдалиться от событий дня. Проанализировав произошедшее от начала до конца, я вновь прокручивал все события в обратном порядке, дистанцируясь от пережитого. Таким образом, реальность становилась похожа на осознанный сон. Тогда я понял, что, так же, как и все, проспал большую часть своей жизни! Вечерний анализ событий дня был абсолютно похож на привычку вспоминать сны по утрам.

Когда я вспоминаю сон, я как бы реорганизую его. Я вижу не всю картину, а только то, что я из нее выбрал. Аналогично я запоминаю не все события суток, а только часть из них. Такая выборочность – это мой способ интерпретации, на нее я потом опираюсь в своих суждениях и оценках. Чтобы действовать более сознательно, мы можем попробовать отделить наше субъективное представление о том, как мы провели день, от объективной реальности. Когда мы перестанем смешивать их, мы сможем, как зрители, наблюдать за тем, что происходит в течение дня, не позволяя себе поддаваться влиянию мнений и оценок. И тогда можно будет толковать жизнь, как мы толкуем сны. Например, однажды мой ученик, Ги Мошам, попросил у меня совета: он не знал, как ему избавиться от молодых бесцеремонных квартирантов. Я удивился, что он не обратился в полицию (тем более что закон был на его стороне), и сказал: «В какой-то степени эта ситуация тебе на руку. Благодаря ей ты выплескиваешь накопившееся в тебе старое недовольство. Я предлагаю тебе следующее: представь, что это сон, и попытайся интерпретировать его, как ты это сделал со сном, приснившимся тебе вчера. У тебя есть младший брат?» Ги ответил утвердительно. Тогда я спросил, не чувствовал ли он, что ребенком был обделен родительским вниманием. Он сказал, что так оно и было. Тогда я спросил, какие у него сейчас отношения с братом. Как я и думал, Ги признался, что отношения не просто не наладились, а как бы вообще исчезли. Тогда я объяснил, что Ги сам позволяет своим квартирантам вести себя безобразно, потому что может выплеснуть недовольство, которое испытывал в детстве из-за младшего брата. Я добавил, что если он хочет, чтобы ситуация разрешилась, надо простить брата, помириться с ним и наладить отношения. Я дал ему психомагический совет и в конце недели получил открытку из Страсбурга («Фейерверки перед собором, взрыв святой радости») со следующим посланием: «Во время нашего разговора ты прописал мне психомагический акт. Чтобы завершить его, пишу тебе о результатах. Я должен был подарить брату букет цветов, позавтракать с ним и оставить позади прошлое, когда я себя чувствовал лишним. Как ты помнишь, конечная цель была выжить моих незаконных квартирантов. Я послал брату цветы и поговорил с ним в пятницу в полдень. В тот же день вечером оба квартиранта съехали… увезя мою мебель! Зато они наконец исчезли, и я вновь получил свой дом. Спасибо». Интересно, правда? Уехали и увезли мебель, будто забрали часть прошлого.

То есть вы посоветовали своему ученику рассматривать реальность, как если бы это был сон, требующий толкования?

Точно. Принимая во внимание, что мы постоянно грезим наяву, приходится так или иначе расшифровывать происходящее, чтобы понять, что жизнь пытается нам сказать, какие послания передать, а уже потом можно трансформировать ее в осознанный сон. Как только к нам придет осознанность, мы обретем свободу действий в реальности, не надо только забывать, что если мы начнем удовлетворять только наши эгоистичные желания, мы будем несчастны, потеряем спокойствие, контроль над собой и, следовательно, возможность совершить что-то настоящее и стоящее. Чтобы наслаждаться нашими действиями, как в ночном, так и в дневном сне, который мы называем жизнью, мы должны быть с каждым разом все меньше вовлечены в процесс.

Это расстояние, которое следует соблюдать между собой и происходящим и которое позволяет действовать и сострадать, но не сочувствует жадности и сентиментальности, очень похоже на мудрость.

Конечно! Для чего еще и переживать сны, стремиться к осознанности, как не для того, чтобы обрести мудрость? Действительность – это тот же сон, и мы должны работать, чтобы идти вперед от бессознательного сна, который может быть кошмаром, к тому, что я называю мудрым сном.

А пробуждение? Духовные традиции говорят о тех, кто проснулся…

Пробудиться – значит перестать видеть сны, исчезнуть из этой вселенной и там, за пределами, превратиться в того, кому она снится.

Алехандро Ходоровски «Психомагия. Воображение как основа жизни»

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. - The Latins' perversion of the true veneration of the Most Holy Theotokos and Ever-Virgin Mary in the newly invented d

Святитель Иоанн (Максимович)Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда сла...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

ЭКЛЕКТИКА ЭЛЬВИРЫ

Пресс-конференция Главы Центробанка после заседания Совета директоров по ставке ещё раз подтвердила опасность для экономики страны и ментального здоровья её граждан от продолжения действий команды Э.Н...