"Мир справедливости — это ад, а рай — это мир любви" (А. Мамонтов)
Что такое справедливость? Даже в Евангелии нет толкования этого понятия, поэтому поставим вопрос иначе: что люди понимают под «справедливостью»? А вот здесь и начинается самое интересное, поскольку общепризнанного, с точки зрения морального авторитета, толкования не существует и мы сразу становимся субъективны. О моральном авторитете речь идёт поскольку справедливость везде трактуется, как категория морали, нравственности и этики.
Но мораль, нравственность и этика — все основаны на фундаменте из "добра и зла", берущих своё начало только в религии, поскольку среди смертных не существует безусловного морального авторитета, которому делегировано право широко их трактовать. Трактовка добра и зла — это прерогатива Бога. Всё остальное - от лукавого и имеет своё собирательное название — "моральный релятивизм".
Многочисленные словари вместо ясного и исчерпывающего определения сути, утопают в рассуждениях философского характера, что вовсе не приближает нас к пониманию, а скорее наоборот. Вот лишь пару примеров, пугающих количеством текста и отсутствием определённого и ясного смысла:
https://dic.academic.ru/dic.ns... https://ru.wikipedia.org/wiki/...
Вы спросите, откуда такая категоричность? Всё просто, достаточно осознать, что понимается под словом "определение"? Ведь само понятие дорогого стоит.
"Определение"— описание конкретного понятия, отвечающее на вопрос: «что это?», передающее основную суть и позволяющее отличать его от других понятий, или дефиниция — в логике, логическая операция установления смысла термина, синоним понятия измерение - выяснение точного значения какой-либо величины. В рамках научного метода каждое понятие имеет четкое и внятное определение.
Некоторые возможно скажут - а что тут сложного? "Справедливость" — это соответствие деяния и воздаяния. Но сразу возникает вопрос: а кто и главное, согласно какому критерию, будет решать вопрос этого "соответствия"? Вот например, Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» или «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».
Начало научному исследованию феномена было положено американским философом Джоном Роулзом. В 1971 году вышла в свет его книга "Теория справедливости". "Справедливость, – писал Роулз, – есть главная добродетель социальных установлений, как истина есть главная добродетель систем мышления".
В настоящее время проблема справедливости сильно обострена, чему способствует как распространение информационно-коммуникационных технологий, поляризованность общества, так и глобальный экономический, а теперь уже и политический кризис. Проблема справедливости, и социальной справедливости в первую очередь, становятся вызовом: человечество требует справедливых решений, прежде всего создания справедливого общества.
1-я группа людей использует это понятие для выражения своих эмоций. По существу, этим они декларируют свое право выступать в роли судей, и решать, как событиям следует развиваться. Особенностью этой группы, является то, что своё право судить они декларируют робко, а главной причиной такого их поведения является недостаточная глубина понимания явлений, с которыми они сталкиваются. Другими словами, эти люди обращаются к идее справедливости, поскольку не имеют ещё глубокого понимания идеи любви. Если такой человек будет развиваться духовно, то со временем он найдет замену идее справедливости и откажется от неё.
2-я группа людей находится в гораздо более худшем положении, чем первая. Эти люди, в отличие от первых, уже успели пройти определённый путь развития и зашли в тупик, они полностью остановились в своём духовном развитии и весь мир им видится враждебным. В качестве ответной реакции на мнимую враждебность мира, они проявляют постоянный критицизм, недовольство, гнев, и единственным оправданием такого поведения для них является мнимая неправильность в развитии событий и поведении других людей, которые они называют несправедливостью, в первую очередь по отношению к себе. Таким образом, для этой группы идея справедливости является необходимым инструментом для оправдания своего неверного отношения к жизни. В отличие от первых, они твёрдо убеждены в своём вправе судить всё и всех.
3-я группа – паразиты, сознательно и злонамеренно культивирующие понятие справедливости для манипулирования первыми двумя группами людей.
Как видим, справедливость – удел тех, кто либо «недоучился», либо «заблудился», либо просто привык жить за счёт других, т.е. – удел людей малодушных, неспособных принять на веру всю глубину и дальновидность Божьего промысла. Так где же корень этого явления?
К справедливости взывают, когда есть недовольство, а недовольство порождается только одним – страхом. Как известно, в основе любого страха лежит страх перед смертью. Поэтому причиной появления такого понятия как справедливость является страх перед смертью, который происходит от отсутствия знания и веры. Православие дает человеку знания и веру, избавляя от страха перед смертью и, как результат, уходят все остальные страхи, недовольство, гнев и... необходимость взывать к справедливости! Таким образом, Православие устраняет сам корень проблемы, плоды которой в виде навязчивых идей вроде справедливости мы наблюдаем в современном мире.
Так что же даёт Православие человеку взамен справедливости? Даёт милосердие! Ибо сам Творец милостив, Бог есть любовь, а не только лишь страшный Судья и Справедливец.
К слову, не лишним будет заметить, что понятие "свобода" ещё более манипулятивно, поскольку сам термин опровергается уже на уровне фундаментального принципа причинности и законов физики.
В итоге допустимо предположить, что произносимое с высоких трибун понятие "справедливость" используется большей частью с целью манипуляций, а не для блага окружающих и в наши дни это важно понимать вполне отчётливо. А учитывая, что термин используется с обеих сторон "баррикад", логика манипуляций ещё более проясняется — у каждого своя правда...
«Когда человек теряет любовь, он начинает искать справедливость» (Николай Сербский)
Оценили 26 человек
52 кармы