Так уж получилось, что мой цикл статей о гиперборейском мифе изначально ушел в сторону от собственно греческой мифологии, так что может сложиться мнение, что Гиперборея и гиперборейцы для греков нечто чуждое и заимствованное у соседей. Это не так. В своей основе миф о гипербореях был греческий и принадлежит только грекам. Это уже позднее на него, словно магнитом, притянуло мотивы и сюжеты мифологии и истории окружающих народов. Вначале была греческая картина мира, где за реальными соседями, воображение древних греков поселила народы мифические. Миф для греков, в отличие от нас, не был сказкой. Мифы был для греков достоверно установленными фактами: они были уверенны, что герои, вроде Геракла и Тесея, реально существовали, что Зевс на самом деле украл финикийскую царевну Европу, и что где-то далеко есть остров, населенный одноглазыми циклопами, а где-то на берегу океана кочуют амазонки. По мере получения достоверной информации о дальних народах, эти достоверные сведения естественным образом сливались с уже имеющейся мифологической картиной мира, да так, что отличить правду от вымысла было уже сложно. Так появился миф о гиперборейцах.
На далеких островах. Сказочные народы, живущие на краю мира, где-то на чудесных островах, были обычными героями греческой мифологии. В поэме Гомера "Одиссея" мы видим сразу несколько таких чудесных народов: лестригонов, циклопов и феаков. Из всех гомеровских народов более всего напоминает гиперборейцев народ феаков, которые жили на острове Схерия.
"Афина же тою порой низлетела
В пышноустроенный город любезных богам феакиян,
Живших издавна в широкополянной земле Гиперейской,
В близком соседстве с циклопами, диким и буйным народом,
С ними всегда враждовавшим, могуществом их превышая;
Но напоследок божественный вождь Навсифой поселил их
В Схерии, тучной земле, далеко от людей промышленных.
Там он их город стенами обвел, им построил жилища,
Храмы богам их воздвиг, разделил их поля на участки.
Но уж давно уведен был судьбой он в обитель Аида.
Властвовал царь Алкиной, многоумием богу подобный.
В дом Алкиноя вступила богиня Афина Паллада…"
Гомер, "Одиссея", VI, 2-13
Отрывок поэмы Гомера живо напоминает описания известные нам по описаниям Гипербореи. Гиперборейцы живут рядом с мифическими существами – циклопами и людоедами-лестригонами, точно так же как гиперборейцы граничат с одноглазыми аримаспами и грифонами. Намечается интересная параллель: одноглазые циклопы и одноглазые аримаспы. Несомненно перед нами калька мифологической картины мира. Феаки живут рядом с богом Солнца Гелиосом (Одиссей и его спутники в ходе странствий попадают на священный остров Гелиоса, где пасутся быки бога, а так же останавливаются на острове дочери Гелиоса Кирки). Гиперборейцы же живут в противоположной стороне земного диска – туда даже солнце с трудом доходит. Гомер даже описывает такой дальний уголок земли, где люди вообще солнца не видят:
"Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих".
Гомер "Одиссея", XI, 13-19.
Гиперборея находится не так далеко, но довольно близко к краю земли и небу. "Утверждают, что луна на этом острове отстоит совсем на небольшом расстоянии от земли и на ней даже заметны некоторые выступы земли", - сообщает Диодор Сицилийский. Луна, то есть настолько близка к Гиперборее, что можно рассмотреть подробности лунного рельефа. Таким образом, одноглазые народы области Гелиоса и Гипербореи как бы дублируют друг на разных концах света. Неудивительно, что реально народ хуннов (аримаспов, аргипеев, или конных аров (людей, мужей)) греки наградили одноглазостью, как циклопов. Аримаспы были самым дальним восточным народом, о котором до них дошли сведения и достоверные факты смешались у них с мифологическими представлениями о мире – хунны-аримаспы в сознании греков слились с мифологическим одноглазым народом. Так же, как и вполне исторические киммерийцы, которые у Гомера превратились в народ, живущий на самом краю мира, куда не заглядывает солнце. Какие-то достоверные сведения о киммерийцах греки получили, но вот по их представлениям в тех местах находилась область мрака и царство мертвых. Таким образом, киммерийцы оказались у Гомера по соседству с царством мертвых. Итак, перед нами вариант Тридевятого царства русских волшебных сказок. Дочь царя феаков Навсикая говорит, как далеко они живут:
"…живем мы
Здесь, от народов других в стороне, на последних пределах
Шумного моря, и редко нас кто из людей посещает".
Гомер "Одиссея", VI, 203-205
Как и гиперборейцы, феаки любимцы богов и находятся под божественным покровительством. Так дочь царя феаков Навсикая говорит:
"Быть и вперед на земле никого, кто б на нас, феакиян,
Злое замыслил; нас боги бессмертные любят…".
Гомер, "Одиссея", VI, 202-203.
Гиперборейцы находятся под покровительством бога Аполлона, который не просто покровительствует гиперборейцам и принимает только от них жертвы ослами, но и лично посещает этот народ. "Рассказывают, что бог каждые 19 лет приходит на этот остров, когда звезды в своем обращении достигают завершения. Именно поэтому время продолжительностью в 19 лет называется эллинами Великим годовым периодом. Во время этого своего появления бог играет на кифаре и танцует все ночи подряд от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, радуясь своим собственным успехам", - сообщает Диодор Сицилийский. Если гиперборейцев посещает бог Аполлон, то к феакам так же приходят боги, чтобы пировать с феаками, как рассказывает царь феаков Алкиной:
"Ибо всегда нам открыто являются боги, когда мы,
Их призывая, богатые им гекатомбы приносим;
С нами они пировать без чинов за трапезу садятся".
Гомер "Одиссея", VII, 201-206.
Как и гиперборейцы, феаки не знают войн и насилия. "Нам, феакийцам, не нужно ни луков, ни стрел; вся забота // Наша о мачтах, и веслах, и прочных судах мореходных…" (VI, 270-271), - говорит Навсикая. "Без мук, без битв живут они, избежавшие давящей правды Немезиды", - говорит о гиперборейцах Пиндар.
Впрочем, Гомер намекает, что феаки не совсем люди. Царская династия ведет начало от Посейдона и дочери царя гигантов:
"…вначале
Сын Навсифой Посейдоном земли колебателем прижит
Был с Перибеей, всех дев затмевавшей своей красотою,
Младшею дочерью мужа могучего Евримедонта,
Бывшего прежде властителем буйных гигантов; но сам он
Свой погубил святотатный народ и себя самого с ним".
Гомер "Одиссея", VII, 55-60.
Царь феаков Алкиной похваляется, что феаки являются родственниками богов:
"Даже когда кто из них (*богов) и один на пути с феакийским
Странником встретится — он не скрывается; боги считают боги считают
Всех нас родными, как диких циклопов, как племя гигантов"
Гомер "Одиссея", VII, 204-206.
И вообще, феаки во всем превосходят людей. Как похваляется Алкиной перед Одиссеем:
" …увидя их, мог, возвратяся
В дом свой, там всем рассказать, как других мы людей превосходим
В плаванье по морю, в беге проворном, и в пляске, и в пенье"
Гомер "Одиссея", VIII, 251-253.
Как и гиперборейцы, феаки владеют магией и строят чудесные быстроходные корабли:
"Быстрым вверяя себя кораблям, пробегают бесстрашно
Бездну морскую они, отворенную им Посейдоном;
Их корабли скоротечны, как легкие крылья иль мысли".
Гомер "Одиссея", VII, 34-36.
Эти корабли управляются силой мысли, им не нужны кормчие и рули. К тому же эти корабли окутаны мглой и туманом, а так же не тонут в воде:
"С волей твоей и корабль наш свое направление выбрал;
Кормщик не правит в морях кораблем феакийским; руля мы,
Нужного каждому судну, на наших судах не имеем;
Сами они понимают своих корабельщиков мысли;
Сами находят они и жилища людей, и поля их
Тучнообильные; быстро они все моря обтекают,
Мглой и туманом одетые; нет никогда им боязни
Вред на волнах претерпеть иль от бури в пучине погибнуть".
Гомер "Одиссея", VIII, 556-563.
Чужеземцев феаки не любят и относятся враждебно, что характерно для сказочных народов, которые людьми не являются (великанов, эльфов и т. д.):
"Ты же на встречных людей не гляди и не делай вопросов
Им: иноземцев не любит народ наш; он с ними не ласков;
Люди радушного здесь гостелюбия вовсе не знают…"
Гомер "Одиссея", VII, 31-33.
Как и Гиперборея, Схерия, страна феаков, богата и плодородна. Гомер со вкусом рассказывает о стенах царского дворца, обитого медными пластинами, об украшенных серебром порогах и золотых дверях, пурпурных и шитых золотом тканях, таких плотных, что даже не пропускали масло (такие ткани ткали только феакийские женщины). Так же Гомер описывает плодоносящий и зимой и летом фруктовый сад:
"Был за широким двором четырехдесятинный богатый
Сад, обведенный отвсюду высокой оградой; росло там
Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих;
Круглый там год, и в холодную зиму, и в знойное лето,
Видимы были на ветвях плоды; постоянно там веял
Теплый зефир, зарождая одни, наливая другие;
Груша за грушей, за яблоком яблоко, смоква за смоквой,
Грозд пурпуровый за гроздом сменялися там, созревая".
Гомер "Одиссея", VII, 112-121.
Это очень похоже на сообщение Диодора Сицилийского о Гиперборее: "Остров этот, по их словам, плодородный и плодоносный, отличающийся еще и хорошим воздухом; дважды в год приносит плоды".
Сходство феаков и гиперборейцев не случайно – это мифические народы, которые согласно мифологии древних греков жили где-то на краю мира, напрямую соприкасаясь с миром богов и миром мертвых. И сами эти народы не были людьми, а скорее родственниками германских альвов и ирландских фейри. Но если феаки у греков так и остались жителями сказочного Тридевятого царства, то гиперборейцы получили вторую жизнь в реальной географии, как настоящий народ.
Небольшое отступление: Гиперея. Я не филолог, поэтому лингвофричеством заниматься не хочу, но название изначальной родины феаков Гиперея (Hypereia) невольно напоминает Гиперборею. Если с этимологией Гипербореи всё ясно ("за Бореем"), то как можно трактовать название Гиперея? Учитывая расположение области феаков во владениях бога Гелиоса, то Гиперею, можно перевести как "за Ээей". Ээя, или Эя (Αἰαία или Αἶα) – название острова, где жила дочь Гелиоса волшебница Кирка.
Интересные выводы об этой земле можно прочитать у историка Ю. В. Андреева в книге "Поэзия мифа и проза истории", где исследуется миф об аргонавтах и золотом руне: "Дело в том, что во многих источниках по истории знаменитого похода, в том числе и в наиболее ранних, страна, в которую направляет свой путь экипаж "Арго", называется не Колхида, а Эя. Иногда оба эти названия чередуются друг с другом или даже ставятся рядом как взаимодополняющие понятия. Так, у Геродота мы встречаем выражение, которое можно понять как "Эя, которая в Колхиде", или просто "Эя Колхидская"...
В древнейшем из всех известных нам теперь вариантов греческого литературного языка — так называемом гомеровском диалекте — слово "Эя" (букв.— Айа) имеет определенный смысл. Оно используется здесь в значении «земля», «страна» (например, "ахейская земля", "фракийская земля"), заменяя более употребительный вариант того же слова — «гайа»…
Ситуация еще более проясняется, если вспомнить, что кроме страны Эя нам известен еще и сказочный остров Ээя (букв.— Айайэ) — таинственная обитель волшебницы Кирки, сыгравшей злую шутку со спутниками Одиссея. Скорее всего, перед нами одно и то же название в двух разных вариантах (во втором, гомеровском, первый слог подвергся удвоению). Как мы уже знаем, древние считали Кирку дочерью солнечного бога Гелиоса и родной сестрой коварного царя Ээта, а стало быть, также и тетушкой Медеи, с которой она, кстати, имеет немало общего. Обе пользовались репутацией опытных колдуний, не знающих себе равных в искусстве магии и волхования".
Так это или нет, но эти данные дополняют картину сказочных народов греческой мифологии и раскрывают природу происхождения мифа о гиперборейцах
День, длиной в полгода. Одной из фантазий, как серьезных ученых, так и антинаучных фриков, является убеждение, что Гиперборея находилась где-то в северных широтах. Последние даже целые теории растиражировали про некую древнейшую працивилизацию, матерь всех существующих цивилизаций, существовавшей где-то на севере. Каким образом в условиях вечной мерзлоты, тундры и холодной зимы могла возникнуть страна, где собирали по два урожая в год, этих деятелей не волнует. Хотя вся альтернативная теория вышла из теории мистиков XIX в., но в основном альтернативные деятели опираются на теорию индийского политика и мыслителя Б. Г. Тилака, который на основе собственных толкований "Ригведы", в книге "The Arctic Home in the Vedas" (1903). Правда, теория Тилака всегда встречала скептицизм со стороны научного мира и вскоре благополучно померла. Но в СССР "арктическую теорию" неожиданно реанимировали два видных востоковеда – индолог Г. М. Бонгард-Левин и иранист и скифолог Э. А. Грантовский в книге "От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история" (1974). Помыслы у советскмх ученых были самые благие – в увлекательной форме познакомить читателя и историей ариев и скифов, подстегнуть подрастающее поколение к научному поиску и увлечь к изучению истории. Но наступили 90-е и сдерживать антинаучных фриков уже стало некому и пошла писать альтернативно одаренная губерния про арктическую Гиперборею, взяв на вооружение идеи Тилака.
В самих античных текстах "арктическое" расположение можно признать только с большой натяжкой. Греки и римляне весьма смутно себе представляли север Евразии. Для них Гиперборея просто была страной, расположенной очень далеко. Единственный намек на полярную ночь содержится у Плиния Старшего:
"Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил, Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда Солнце не скрывается (как то думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего; светила там восходят только однажды в год, при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем".
С первого взгляда это наглядное описание полярной ночи. Но далее Плиний сообщает некоторые подробности: "Те, которые помещают их ни в каком другом месте, кроме как там, где Солнце светит шесть месяцев, говорят, что они сеют утром, в полдень жнут, с заходом Солнца собирают урожай с деревьев, ночью же, говорят, они скрываются в пещерах". Итак, речь идет о стране, где день и ночь длиться полгода. И это вполне укладывается в представления древних греков о мире. Древние греки верили, что День и Ночь – это братья, живущие в одном доме где-то за горизонтом, рядом с Тартаром.
"Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые черным туманом.
Сын Иапета пред ними бескрайне широкое небо
На голове и на дланях, не зная усталости, держит
В месте, где с Ночью встречается День: чрез высокий ступая
Медный порог, меж собою они перебросятся словом —
И разойдутся; один поспешает наружу, другой же
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
К людям на землю приходит один с многовидящим светом
С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая, —
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным".
Гесиод "Теогония", 744-757.
Если есть место, где Ночь и День встречаются, то есть сутки длятся несколько мгновений, то, как подсказывает логика, должны, по мере обширности пути по небу, быть места на Земле, где сутки длятся больше, чем в привычных для людей местах. И такое место с описанием коротких дней и ночей встречается в "Одиссее" (Х, 82-86) при описании острова лестригонов:
"Там, возвращаяся с поля, пастух вызывает
На поле выйти другого; легко б несонливый работник
Плату двойную там мог получать, выгоняя пастися
Днем белорунных баранов, а ночью быков криворогих:
Ибо там паства дневная с ночною сближается паствой".
То есть там не просто короткие летние дни, как считают комментаторы – там сутки короче наших. Как пишет историк Ю. В. Андреев об этом отрывке: "В подлиннике буквально сказано: "Ибо пути дня и ночи там сходятся близко друг с другом"… В знаменитой поэме Гесиода «Теогония» (нечто вроде грандиозного свода греческих мифов о богах) есть одно интересное место, в котором описывается встреча дня и ночи в тот момент, когда они приветствуют друг друга, переступая через высокий медный порог их общего дома: ночь уходит на покой, а день выходит ей на смену. Эта символическая сцена близко напоминает встречу двух лестригонских пастухов у Гомера, а брошенная им вскользь загадочная фраза: «Ибо там пути дня и ночи сходятся близко друг с другом» — полностью раскрывается в ярком поэтическом образе, который у Гесиода символизирует, очевидно, обычную смену дня и ночи. Итак, в представлении Гомера лестригоны обитают где-то очень далеко на краю земли (западном или восточном — это остается неясным), там, где близко сходятся пути дня и ночи и где стоит их общее жилище. Идея эта глубоко коренится в греческой мифологии и фольклоре, из которого ее заимствовали независимо друг от друга оба поэта, и, разумеется, никак не связана с неравномерностью дня и ночи в северных странах. Этот случай наглядно показывает, как опасно подходить к гомеровским описаниям стран и народов с чисто географическими критериями, забывая о поэтической их природе" ("Поэзия мифа и проза истории").
Гиперборейцы же, в отличии от лестригонов, живут где-то на противоположной стороне от дома Дня и Ночи, что этим божествам требуется полгода, чтобы дойти до гиперборейцев. Когда античные авторы писали про гиперборейские сутки длинною в год, то они не имели в виду полярные ночи. Они писали о представлении древних греков об устройстве мира, где божества Дня и Ночи проходят путь по небу и тем самым длительность суток различается по длительности – чем ближе к жилищу этих божеств, тем сутки короче, чем дальше – тем сутки длиннее.
Таким образом, упоминания античных авторов не имеют под собою описания полярных ночей, а вполне укладываются в мифологическую картину мира древних греков. Все поиски некоей суперцивилизации за полярным кругом являются откровенными спекуляциями антинаучных фриков.
окончание будет...
Гиперборея и гиперборейцы: без мистики и фантастики.
Гиперборея и гиперборейцы: без мистики и фантастики.... Кто такие аримаспы?
Гиперборея и гиперборейцы: без мистики и фантастики... Страна пойди туда, не знаю куда.
Гиперборея и гиперборейцы: без мистики и фантастики... Ослы вавилонские.
Гиперборея и гиперборейцы: без мистики и фантастики... Кельты гиперборейские.
Оценили 19 человек
44 кармы