Читая Кодо Саваки 2

21 1107

Старый мастер сказал:

"Все высказывают свое мнение, но кого оно интересует? Заткнись!"

Мой комментарий (В.Каргополов):

Две молодые девушки увлеченно общаются. Одна говорит: "Серёжка - клевый!" Другая: "Да ты что! Серёжка - отстой!" Но в жизни существует только один Серёжка.

Без практики самосознания (сикан-тадза в Сото-Дзен) душевный мир человека превращается в королевство кривых зеркал. Наш ум - территория, оккупированная врагом, скопище эгозащитных механизмов. И как только человек открывает свой рот - он тут же предоставляет трибуну этому врагу. Так что это высказывание - вовсе не эпатирующая грубость старого мастера, а прямое указание на то, что не надо отождествляться со своими мнениями и взглядами, порождениями нашего дикорастущего ума, а следует их осознавать. Следует понять, что это всего лишь "читта-вритти", внутренние объекты, подлежащие растворению в процессе правильной медитации. Грубый окрик мастера - это волшебный пендаль, назначение которого - остановить ум, прекратить отождествление со своими мыслями, которые разрослись настолько, что уже выпирают наружу.

Человек ума тут же "поймает меня за руку", дескать, а разве вы сейчас не высказываете свои мысли и не озвучиваете свои взгляды? Совершенно логично, даже безупречно с точки зрения чистой логики, не омраченной никакой интуитивной Мудростью-Праджней. Но, увы, совершенно неверно. - А почему неверно? А вот объясните, докажите.- Нет, не буду. Какие бы слова я не говорил, без личной практики медитации-самонаблюдения это не может быть понято. И никакое образование и самый могучий интеллект здесь вам не помогут. 

Старый мастер сказал:

"Красивая женщина и тыква - чем они будут отличаться, когда ей стукнет 80?"

Мой комментарий (В. Каргополов):

Ты все еще собираешься жить вечно? А если нет, то почему не практикуешь сидячую медитацию?

Мастер Кодо сказал:

"Мы носимся в машине, но куда мы, собственно, едем?"

Мой комментарий (В.Каргополов):

Хорошая дорога, отличная машина. Но с какой скоростью бы ты не гнал по дороге жизни - всё равно, от себя не убежишь, к себе не прибежишь!

Отличный компьютер, открытый доступ в информационное пространство Интернета... Какие огромные возможности открываются перед современным человеком, чтобы избежать встречи с самим собою!

Мастер Кодо сказал:

" Чтобы не видеть вещи криво, просто расслабься."

"Не запихивай Путь Будды в какие-либо рамки."

"Монах Дзэн - это тот, кто ведёт свободную жизнь, в центре которой стоит Путь Будды."

Мой комментарий (В.Каргополов):

Это последнее высказывание старого Мастера как-то особенно меня трогает. Возможно потому, что сам я веду жизнь, весьма далекую от этого идеала. Ученики, пациенты, работа над книгой (имеется огромный материал по терапии посредством энергомедитативной практики, который непременно нужно записать, чтобы он не пропал) - все это сильно напоминает ситуацию, описанную Л. Кэрролом в "Алисе в Зазеркалье", когда надо бежать изо всех сил, только для того, чтобы остаться на том же самом месте.

Мастер Кодо сказал:

"Учение Будды - не для туристов!"

"Оставь даже хорошее, а плохое и подавно."

"Ты ошибаешься, потому что думаешь обо всем как человек из мяса."

"Учение Будды безгранично и абсолютно непонятно для заурядного человека."

Мой комментарий (В.Каргополов):

В словах старого Мастера - полное пренебрежение политкорректностью, полное отрицание психологического "коммунизма", личностной, в отличие от имущественной, уравниловки, свойственной современному западному обществу. Вопреки общераспространенному мнению, подлинное духовное учение, ярчайшим и непревзойденным образцом которого является Сутра Помоста Шестого Патриарха, - всегда элитарно, всегда плохо воспринимается посредственностью.

Вспоминаются слова из Дао-Дэ-Цзина ( собственный перевод с английского, китайского, увы, не знаю):

 "Если человек высшего уровня услышит о Дао-Пути, его следование этому пути будет безупречным (he will do his best to practise it).

Если человек среднего уровня услышит о Дао-Пути, то временами он будет следовать ему, а временами утрачивать его.

Если же человек низшего уровня услышит о Дао-Пути, он будет громко смеяться над услышанным. Если же он не смеется, - значит это не Дао-Путь."

 Мастер Кодо сказал (и это поистине золотые слова):

"Нет Будды кроме практики, нет учения кроме не-думания. Это основные принципы Сото-дзэн. Для Догэна Дзэндзи процветание Буддадхармы означает практику дзадзэн (сидячей медитации), а не строительство храмов и пагод."

Мой комментарий (В. Каргополов):

В современной России за "возрождение христианства" совершенно ошибочно принимают всё большее строительство храмов. Но это всего лишь возведение еще одной внешней формы. А где же внутреннее содержание? Тщетные усилия! Даже если говорить об этом с христианских позиций, то храм нужно строить, прежде всего, в собственной душе.

 У меня есть по этому поводу собственный афоризм:

Церковь - это резервация для Господа Бога.

Лучше бы эти деньги употребили для помощи нуждающимся людям.

Старый мастер сказал:

 "Когда ты так сильно сосредоточился на своем коане, что тебе уже не мешает ни одна посторонняя мысль, это всего лишь означает, что ты на какое-то время забил все эти мысли в дальний угол. В простом сидении Догэна (в Сикан-тадза) речь идет о гораздо большем, ты должен обозревать всю местность самого себя."

Мой комментарий (В. Каргополов):

Сикан-тадза, она же - Нирбиджа-самадхи классической Йоги, она же - медитация-самонаблюдение, по праву расценивается как высшая форма духовной практики. Об этом говорят и мастера Дзэн, об этом же прямо сказано и в Йога-Сутре Патанджали.

Интересно, что этот метод медитации сам Патанджали вообще выносит за пределы описанной им восьмичастной (не восьмиступенной, как ошибочно переводят) Йоги, называя его наивысшим. Однако отвергать метод сосредоточения (Сабиджа-самадхи или медитация с семенем) тоже не стоит. Он очень эффективен по своему воздействию, но требует предварительной энергетической диагностики, без которой он просто опасен.

 Есть очень сильная в методическом отношении буддийская школа Тянь-Тай, в которой непременно практикуются оба метода (самонаблюдение и сосредоточение) параллельно - и в этом, безусловно, есть свой резон. Кроме того, работа с коанами в Буддизме школы Риндзай всё-таки очень сильно отличается от классической медитации-сосредоточения, как она дана в Йоге и Даосизме. Лично я - не сторонник Дзена коанов, этого методического новодела и полностью присоединяюсь к его критике с позиций значительно более зрелого и мудрого Буддизма школы Сото, ярким представителем которого и является Кодо Саваки.

Старый мастер сказал:

"В нашем учении суть еды - не просто в поглощении пищи. Еда - это абсолютная еда."

Мой комментарий (В. Каргополов):

 Разумеется, здесь речь идет о полноценном сохранении осознанности в повседневной жизни.

Мастер Кодо:

"Радиус действия наших рук и ног - не более одного квадратного метра, но мы все равно действуем во всей Вселенной."

Мой комментарий (в. Каргополов): Кто практикует медитацию-присутствие (медитацию пространственного осознания) - прекрасно понимает о чём идёт речь.

Продолжение следует. 

Смерть индивидуального предпринимателя = смерть бизнеса? Как наследовать бизнес если вы наследник Индивидуального предпринимателя.

Никто не будет спорить с тем, что именно ИП (индивидуальное предпринимательство) является, наряду с ООО, самой распространённой формой предпринимательства в России. Однако в случае если ИП уходит из ж...

Обсудить
  • Если не можешь своими словами выразить идею, как можно быть уверенным, что другой это смог?
  • ПРОСТАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ( ещё только при начале чтения этой статьи, не говоря уже о предыдущих) В наш век тяжёлый погрузиться В такую роскошь - во! Отвал! Жаль, денег нет( и сил) пробиться К тем, кто( Вы! ) чудо даровал!
  • Ещё что меня удовлетворяет: "полное отрицание психологического "коммунизма", личностной, в отличие от имущественной, уравниловки, свойственной современному западному обществу. Вопреки общераспространенному мнению, подлинное духовное учение ... - всегда элитарно, всегда плохо воспринимается посредственностью" ( но не выброшенная мной середина процитированного. А чуть раньше, но не восхитившего меня, путь наш стал резко расходиться..
  • Давно хотел узнать суть учения Будды. И вот , благодаря доброму и мудрому человеку что-то начал понимать. Это такая же религия, основанная на том же( на чём, пока не скажу) . Так что желание читать продолжение у меня отпало. Благодарность автору за непередаваемые во время чтения ощущения истинных чувств и мысли, и за честную полную, практически, информацию о сути великого учения.
  • Много умных слов, которые ещё больше запутывают. Я понимаю, что это просто компиляция материалов из различных источников, но как и в случае любой компиляции без истинного понимания результат на выходе получился неудобоваримым - просто сборная солянка из умных мыслей. Налицо отсутствие малейшего понимания как сути буддизма, так и сути духовного пути.