• РЕГИСТРАЦИЯ

Читая Кодо Саваки 2

21 1108

Старый мастер сказал:

"Все высказывают свое мнение, но кого оно интересует? Заткнись!"

Мой комментарий (В.Каргополов):

Две молодые девушки увлеченно общаются. Одна говорит: "Серёжка - клевый!" Другая: "Да ты что! Серёжка - отстой!" Но в жизни существует только один Серёжка.

Без практики самосознания (сикан-тадза в Сото-Дзен) душевный мир человека превращается в королевство кривых зеркал. Наш ум - территория, оккупированная врагом, скопище эгозащитных механизмов. И как только человек открывает свой рот - он тут же предоставляет трибуну этому врагу. Так что это высказывание - вовсе не эпатирующая грубость старого мастера, а прямое указание на то, что не надо отождествляться со своими мнениями и взглядами, порождениями нашего дикорастущего ума, а следует их осознавать. Следует понять, что это всего лишь "читта-вритти", внутренние объекты, подлежащие растворению в процессе правильной медитации. Грубый окрик мастера - это волшебный пендаль, назначение которого - остановить ум, прекратить отождествление со своими мыслями, которые разрослись настолько, что уже выпирают наружу.

Человек ума тут же "поймает меня за руку", дескать, а разве вы сейчас не высказываете свои мысли и не озвучиваете свои взгляды? Совершенно логично, даже безупречно с точки зрения чистой логики, не омраченной никакой интуитивной Мудростью-Праджней. Но, увы, совершенно неверно. - А почему неверно? А вот объясните, докажите.- Нет, не буду. Какие бы слова я не говорил, без личной практики медитации-самонаблюдения это не может быть понято. И никакое образование и самый могучий интеллект здесь вам не помогут. 

Старый мастер сказал:

"Красивая женщина и тыква - чем они будут отличаться, когда ей стукнет 80?"

Мой комментарий (В. Каргополов):

Ты все еще собираешься жить вечно? А если нет, то почему не практикуешь сидячую медитацию?

Мастер Кодо сказал:

"Мы носимся в машине, но куда мы, собственно, едем?"

Мой комментарий (В.Каргополов):

Хорошая дорога, отличная машина. Но с какой скоростью бы ты не гнал по дороге жизни - всё равно, от себя не убежишь, к себе не прибежишь!

Отличный компьютер, открытый доступ в информационное пространство Интернета... Какие огромные возможности открываются перед современным человеком, чтобы избежать встречи с самим собою!

Мастер Кодо сказал:

" Чтобы не видеть вещи криво, просто расслабься."

"Не запихивай Путь Будды в какие-либо рамки."

"Монах Дзэн - это тот, кто ведёт свободную жизнь, в центре которой стоит Путь Будды."

Мой комментарий (В.Каргополов):

Это последнее высказывание старого Мастера как-то особенно меня трогает. Возможно потому, что сам я веду жизнь, весьма далекую от этого идеала. Ученики, пациенты, работа над книгой (имеется огромный материал по терапии посредством энергомедитативной практики, который непременно нужно записать, чтобы он не пропал) - все это сильно напоминает ситуацию, описанную Л. Кэрролом в "Алисе в Зазеркалье", когда надо бежать изо всех сил, только для того, чтобы остаться на том же самом месте.

Мастер Кодо сказал:

"Учение Будды - не для туристов!"

"Оставь даже хорошее, а плохое и подавно."

"Ты ошибаешься, потому что думаешь обо всем как человек из мяса."

"Учение Будды безгранично и абсолютно непонятно для заурядного человека."

Мой комментарий (В.Каргополов):

В словах старого Мастера - полное пренебрежение политкорректностью, полное отрицание психологического "коммунизма", личностной, в отличие от имущественной, уравниловки, свойственной современному западному обществу. Вопреки общераспространенному мнению, подлинное духовное учение, ярчайшим и непревзойденным образцом которого является Сутра Помоста Шестого Патриарха, - всегда элитарно, всегда плохо воспринимается посредственностью.

Вспоминаются слова из Дао-Дэ-Цзина ( собственный перевод с английского, китайского, увы, не знаю):

 "Если человек высшего уровня услышит о Дао-Пути, его следование этому пути будет безупречным (he will do his best to practise it).

Если человек среднего уровня услышит о Дао-Пути, то временами он будет следовать ему, а временами утрачивать его.

Если же человек низшего уровня услышит о Дао-Пути, он будет громко смеяться над услышанным. Если же он не смеется, - значит это не Дао-Путь."

 Мастер Кодо сказал (и это поистине золотые слова):

"Нет Будды кроме практики, нет учения кроме не-думания. Это основные принципы Сото-дзэн. Для Догэна Дзэндзи процветание Буддадхармы означает практику дзадзэн (сидячей медитации), а не строительство храмов и пагод."

Мой комментарий (В. Каргополов):

В современной России за "возрождение христианства" совершенно ошибочно принимают всё большее строительство храмов. Но это всего лишь возведение еще одной внешней формы. А где же внутреннее содержание? Тщетные усилия! Даже если говорить об этом с христианских позиций, то храм нужно строить, прежде всего, в собственной душе.

 У меня есть по этому поводу собственный афоризм:

Церковь - это резервация для Господа Бога.

Лучше бы эти деньги употребили для помощи нуждающимся людям.

Старый мастер сказал:

 "Когда ты так сильно сосредоточился на своем коане, что тебе уже не мешает ни одна посторонняя мысль, это всего лишь означает, что ты на какое-то время забил все эти мысли в дальний угол. В простом сидении Догэна (в Сикан-тадза) речь идет о гораздо большем, ты должен обозревать всю местность самого себя."

Мой комментарий (В. Каргополов):

Сикан-тадза, она же - Нирбиджа-самадхи классической Йоги, она же - медитация-самонаблюдение, по праву расценивается как высшая форма духовной практики. Об этом говорят и мастера Дзэн, об этом же прямо сказано и в Йога-Сутре Патанджали.

Интересно, что этот метод медитации сам Патанджали вообще выносит за пределы описанной им восьмичастной (не восьмиступенной, как ошибочно переводят) Йоги, называя его наивысшим. Однако отвергать метод сосредоточения (Сабиджа-самадхи или медитация с семенем) тоже не стоит. Он очень эффективен по своему воздействию, но требует предварительной энергетической диагностики, без которой он просто опасен.

 Есть очень сильная в методическом отношении буддийская школа Тянь-Тай, в которой непременно практикуются оба метода (самонаблюдение и сосредоточение) параллельно - и в этом, безусловно, есть свой резон. Кроме того, работа с коанами в Буддизме школы Риндзай всё-таки очень сильно отличается от классической медитации-сосредоточения, как она дана в Йоге и Даосизме. Лично я - не сторонник Дзена коанов, этого методического новодела и полностью присоединяюсь к его критике с позиций значительно более зрелого и мудрого Буддизма школы Сото, ярким представителем которого и является Кодо Саваки.

Старый мастер сказал:

"В нашем учении суть еды - не просто в поглощении пищи. Еда - это абсолютная еда."

Мой комментарий (В. Каргополов):

 Разумеется, здесь речь идет о полноценном сохранении осознанности в повседневной жизни.

Мастер Кодо:

"Радиус действия наших рук и ног - не более одного квадратного метра, но мы все равно действуем во всей Вселенной."

Мой комментарий (в. Каргополов): Кто практикует медитацию-присутствие (медитацию пространственного осознания) - прекрасно понимает о чём идёт речь.

Продолжение следует. 

Психолог, эзотерик, автор книги "Путь без иллюзий".

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Вчера 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Каргополов 25 октября 2016 г. 23:30

      Нет и нету. Окончание.

      Хочу сразу предупредить, что здесь я привожу довольно много таких стихов. Поэтому нетерпеливому или же не очень заинтересованного в обсуждаемой проблеме читателю я рекомендую просмотреть нижеследующий материал "по диагонали" и не судить меня строго за дотошность и некоторое занудство. Дело в том, что поиск стихов со словом "нету" оказался для меня очень приятным занят...
      877
      Каргополов 25 октября 2016 г. 23:17

      Нет и нету. Продолжение.

      Как видим, в пользу употребления слова "нету" имеется мощная аргументация и "от реальной жизни" и от русской поэзии. Однако, также имеется достаточно сильная и убедительная аргументация от филологии.Приведу выдержки из форума, посвящённого вопросам литературы и филологии, тема "Нет и нету".Пишет профессиональный филолог: " Есть ли слово "нету"? Конечно, такое слово ес...
      1012
      Каргополов 25 октября 2016 г. 23:13

      Нет и нету. Продолжение.

      Я - старый человек, выросший совсем в иное время и хотя уже давно пользуюсь ПК, до сих пор не могу привыкнуть к той атмосфере хамской вседозволенности и полного неуважения к собеседнику, которая царит на многих дискуссионных площадках Интернета.Вот уместная цитата из русского поэта Николая Некрасова:"Что прекрасное, святое -Всё пятнать они готовыИ что главного в них н...
      989
      Каргополов 25 октября 2016 г. 23:03

      Нет и нету. Можно ли использовать слово "нету"?

      Я всегда относился с большой симпатией и уважением к благородному и возвышенному учению Будды. Поэтому, когда на просторах Интернета обнаружил сайт "Дхарма. Буддийское сообщество", кстати, один из наиболее информативных сайтов по буддийской тематике, то опрометчиво посчитал, что найду там родственные души; людей, заинтересованных в обсуждении вопросов духовного развит...
      937
      Каргополов 27 сентября 2016 г. 00:33

      О запрете на категоричность суждений.

      Этот материал, взятый из предисловия к моей книге "Путь без иллюзий" (мною же и написанного) на мой взгляд, вполне может быть оформлен в качестве отдельной статьи, посвящённой теме соотношения толерантности и категоричности. Владимир Каргополов."Итак, читателю предлагается ещё одна книга, посвящённая вопросам духовного развития, теории и практике медитации. Данная кни...
      973
      Каргополов 14 сентября 2016 г. 16:07

      По поводу критики теории эволюции Дарвина.

       Вот чудная статья, в которой с христианских позиций учиняется очередной разнос "ненаучной" теории Дарвина: cont.ws/post/372029 Статья называется "Теория Дарвина - теория заговора." Автор статьи - Виолетта Крымская. Кстати, очень красивый и нарядный псевдоним. А вот мой на неё ответ в разделе комментариев: Уважаемая Виолетта Крымская! Вам не доводилось слышать...
      888
      Каргополов 6 августа 2016 г. 13:43

      Распространение Pokemon Go приведёт к шизофренизации молодого поколения.

      Анатолий Вассерман расценил эту новомодную западную игру как "опасную массовую глупость". Я полностью согласен с этим умным и хорошо образованным человеком. Критические обсуждения PG в сети сводятся, главным образом, к опасности попасть под проезжающую машину. Однако, имеется и множество позитивных отзывов об игре. Вот например мнение итальянских психологов о Pokemon ...
      1171
      Каргополов 16 мая 2016 г. 00:02

      Читая дзенского Мастера Кодо Саваки

      ЧИТАЯ КОДО САВАКИ.Сейчас читаю записи высказываний японского мастера Сото-дзен Кодо Саваки (1880-1965).Вот некоторые из них с моими комментариями (слова Мастера Кодо выделены жирным шрифтом)."Жить в Дзен - значит проживать свою жизнь голым и без игрушек."" Самое лучшее-это просто сидеть в дзадзен (сидячей медитации). Что бы ты ни делал другое, чаще всего тебя про...
      992
      Каргополов 8 мая 2016 г. 13:53

      Роль мировоззрения в жизни народов (завершение).

       Господствующее и общепринятое мировоззрение - это базовое информационное обеспечение жизнедеятельности общества (самоцитирование). Об этом я уже упоминал в предыдущей статье. Чтобы страна была сильной и процветающей. она должна иметь конкурентноспособное мировоззрение, разделяемое преобладающим большинством членов этого общества, господствующее в общественном со...
      1549
      Каргополов 8 мая 2016 г. 12:41

      О роли мировоззрения в жизни народов.

      О важности мировоззрения в жизни народов.  Лев Толстой. Из статьи 1917 года. "Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности. Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так это для целых с...
      894
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика