Можете верить в то, что вампиры существуют, а можете не верить. Домыслов и фактов достаточно для обеих версий. Кто хочет - повернет их в свою сторону, кто не хочет в другую. Легенды о нестареющих детях ночи, умеющих летать, перемещаться в пространстве, читать мысли, оборачиваться кошками, змеями и летучими мышами - плавно перетекли из глубокой древности в современность. Литература и кино им бесконечно обязаны. Зыбкий силуэт в ночи мутировал, менялся, обязываемый модой, пока не закрепился образом утонченного красавца голубых кровей, завораживающего светское общество изысканными манерами, благородной повадкой и таинственным поведением, за которым скрывается...многое. Позднее к этому мужскому портрету был присовокуплен женский - таинственная красавица, появляющаяся ниоткуда и исчезающая в никуда, оставляя за собой кучу разбитых сердец и штабеля трупов.
Кто такие вампиры? Лично мне больше всего нравится термин, предложенный доктором Глейзером в его книге " Постижение сути мистических вещей". Там он называет вампиров "не мертвые". То есть, некие существа, находящиеся в зазеркалье между жизнью и смертью и не способные полноценно существовать ни там, ни там. Жить днем они не могут и вынуждены выбираться в подлунный мир из своего убежища тайком, урывками. Не могут они и умереть, влача по столетиям и эпохам запах праха, одиночества и скуки. Но убить их все же можно, несмотря на сильный инстинкт самосохранения и "сверхвозможности".
Откуда взялись первые вампиры? Все источники сходятся на том, что это были "плохие люди", умершие "плохой смертью". Первая египетская легенда о вампире рассказывает о красивом юноше, который во время войны бросил свой лук и бежал с поля боя ("Гарун бежал быстрее лани"... как то так). Впоследствии был убит, но каждую ночь стучался в дверь дома своих родителей, умоляя его впустить. Не выдержав, невеста юноши вышла из дома ему навстречу и тут же была растерзана мертвым женихом. Жрицы Гекаты пили кровь на тайных мистериях. Аналогичные культы практиковались индийскими жрецами и богиня Кали, обожавшая кровавые жертвы, олицетворяла покровительницу секты " не мертвых".
Впоследствии вампиры с легкостью плодили себе подобных, кусая живых направо и налево, но замечено, что предпочтение отдавалось близким, родным и друзьям. Именно они становились объектом охоты "не мертвого" и окружающие с ужасом следили за обреченными жертвами недавно похороненного человека, которого считали вампиром. Если есть желание рекомендую дневник Проспера Мериме "Путешествие по югу Франции". Там в документальных подробностях описана смерть дочери старосты деревни, к которой ночью являлся умерший жених - писатель даже настаивает, что лично видел выпрыгнувшего в окно парня в белой рубахе, когда в свою очередь нес дежурство возле больной девушки. Суеверие? Ну, а почему бы и нет, если в существование " не мертвых" верили многие выдающиеся умы Франции, начиная с Дидро и Жан Жака Руссо?
Итак, корни легенд и преданий о вампирах лежат в глубокой древности. Практический век Просвещения не мог остаться в стороне от темы и - соглашаясь или категорически отрицая существование вампиров- внес в их изучение научный метод.
Все началось в Сербии (Восточная Пруссия), после смерти фермеров Петера Благоевича и Арнольда Паоле. Замечу, что отчетная документация по этим случаям дошла до нашего времени в неизменном виде.
Петер Благоевич жил в Кисилове, небольшой сербской деревушке. После его смерти в возрасте 62 лет (1725 год), в деревне один за другим умерло девять жителей. Все они перед смертью утверждали, что видели покойного Благоевича и он напал на них. Жители Кисилова потребовали от священника и от аптекаря Фромбалда немедленно убить упыря. Аптекарь заявил, что на эксгумацию могилы требуется разрешение, но жители взбунтовались – они боялись, что пока придет ответ из Белграда упырь подчистую высосет кровь у всей деревни. После вскрытия могилы покойник был обнаружен, к изумлению аптекаря Фромбалда, в «свежем виде» — никаких признаков разложения, отросшие ногти и борода, выступающие клыки, испачканные свежей кровью, розовая кожа на теле. В сердце потенциального упыря был вбит осиновый кол, голову отделили, затем его сожгли. В отчете для властей Австро-Венгрии кисиловский аптекарь особенно настаивал, что его вины в произошедшем нет – крестьяне были напуганы до панического ужаса.
Второй случай вампиризма произошел в ныне не существующем селении Медведжа на реке Морава. Арнольд Поле (сербское имя – Арнаут Павла), служивший многие годы гайдуком в турецкой армии, после перехода Сербии под флаги Австро-Венгрии вернулся в родное село и занялся сельским хозяйством. По вечерам, коротая время в сельской таверне, Арнольд рассказывал захватывающие истории о своем прошлом, особенно популярная посвящалась его встрече с вампиром. Когда он служил в местечке Коссово (вероятно, Косово), однажды вечером на него напал вампир и укусил, но храбрый Арнольд убил нечисть и принял меры, чтобы не стать упырем – проглотил горсть земли из могилы вампира и натер лицо его кровью.
Когда Арнольд Паоле умер в 1726 году, селянам вспомнилась его история о встрече с вампиром. Через месяц после похорон Паоле, четверо жителей Медведжи стали жаловаться, что их преследует покойный гайдук – все они скоропостижно умерли. Селяне во главе со старостой отправились на погост, отрыли могилу Паоле… Как и в случае с Благоевичем, тело бывшего военного не поддавалось тлению – из глаз, рта, носа и ушей текла кровь, погребальный саван и гроб изнутри были полностью покрыты кровью, росли длинные ногти на руках и ногах. Признав Паоле вампиром, селяне вбили ему кол в сердце, отрубили голову и сожгли тело, развеяв пепел на перекрестке. Следом они вырыли из могил тела возможных четырех жертв упыря и сделали с ними то же самое.
Осенью 1731 года вновь случились загадочные смерти – в селении умерло 13 человек. Австрийские власти в Сербии прислали комиссию во главе с военным врачом Глейзером для расследования. Доктор Глейзер провел осмотр жителей села и не смог установить причину эпидемии. Селяне пригрозили покинуть деревню, если могилы упырей не будут вскрыты. Глейзер согласился эксгумировать несколько могил и был удивлен увиденным – часть умерших не подверглись тлению, из них сочилась кровь, а тела выглядели опухшими, хотя при жизни эти жители были худощавыми. Направив отчет в Белград, доктор рекомендовал успокоить население и произвести над умершими обряд уничтожения вампиров, раз местные жители так настаивают на нем.
Йоханн Глейзер
И какая связь, спросите вы, между этими историями и интересом к вампирской тематике? Самая прямая – отец военного врача, известный в Вене доктор Иоганн Фридрих Глейзер отправил статью, написанную им по присланному сыном отчету в журнал «Commercium Litterarium», где она и была опубликована. Европейские журналисты заинтересовались мистической эпидемией и сразу несколько крупных изданий опубликовали свои материалы по сербским событиям. Что и положило начало многочисленным литературным опусам на эту тему.
Обеспокоенная различными толками вокруг вампиров, императрица Мария-Терезия отправила на расследование личного врача, которому доверяла – барона Герхарда ван Шветтена. С 1755 года барон собирал сведения о вампирах в Моравии (современная Чехия) и выезжал в селения, где отмечались случаи вампиризма.
Через несколько лет он опубликовал доклад «Abhandlung de Daseyns der Gespenster» («Рассуждения о существовании призраков»), в котором начисто разгромил саму идею существования упырей. Он объяснил все случаи «нетленных тел» недостатком кислорода в могилах и различной интенсивностью процессов разложения, а признаки вампиризма у живых людей – различными заболеваниями, в том числе бешенством. Императрица Мария-Терезия после публикации доклада ван Шветтена специальным указом запретила эксгумировать могилы возможных вампиров, а также проводить с телами обряды, связанные с их уничтожением.
Герхард ван Шветтен (ван Свиттен)
Вишенка на торте - именно в честь этого великого скептика и разоблачителя суеверий Брэм Стокер назвал своего легендарного убийцу вампиров в "Дракуле" - голландца ван Хельсинга.
Ну, вот вам два корня, растущие из острого вампирского зуба. Йоханн Глейзер, признающий существование вампиров практически доказанным медицинским фактом, и надменный австрийский барон ван Шветтен, разгромивший это нелепое суеверие. СМешно, но оба они, находясь на противоположных полюсах, сделали все, для распространения и популяризации самой сладкой и пугающей темы в Европе.
Итак, вампиры из грязноватого средневековья плавно перетекли в более-менее отмытые просвещенные века. Это уже не сумрачные бородатые крестьяне и рядовые балканской пехоты, умершие "плохой смертью". В романах приживается и полируется до блеска образ древнекровного дворянина, богатого рыцаря, человека из вип-сообщества (граф Дракула), наделенного красотой, умом и интеллектом, обладающего тайным знанием....и гиперсексуальностью.
Это еще один козырь вампиров, бьющий публику наповал - они невероятно сексапильны. Причем, практикуют половую всеядность. Женщины -вампиры могут влюбляться в женщин и получать ответное хотя и "странное" чувство, то же самое относится и к мужчинам. Возможно, здесь намек на гомосексуальные игры, принявшие в это время самый широкий размах. Оставляю все измышления о полукровках, рожденных от смертной и вампира на эфемерной совести нынешних кинопродюсеров. Легенды стоят на своем: ниже пояса вампиры мертвы. Их любовные игры суть душевное преломление теорий Фрейда, овеществленный зов смерти. Ну и символическая пустота гомосексуальной любви, не способной на созидание. Лично мне очень нравится новелла ле Фаню "Кармилла" - изысканный букет всех главных символов вампирской тематики, поданный невероятно стильно и красиво.
Ну вот, начинают вырисовываться полюса притягательности образа - красота, могущество, богатство("что ж мне его за это разлюбить, что ли?") - все эти достоинства весят много, но они, так сказать, находятся в зоне смертных. А вот положение " не мертвого" сдабривает эти ценные качества пряной мистической ноткой.
Отторжение страха смерти - думаю, это главный смысл " изобретения" вампиров человечеством. Люди боятся умирать. Факт. Разве не вызывает зависть существо, которому не грозит ужас старения, болезней, немощи и мучительной смерти? Подсознательное стремление человека уйти от ее неизбежности даже запретной, страшной ценой погубленной души.
Впрочем, дьявол, который судя по его рекламе, никогда не нарушает своих обещаний, приправляет пилюлю кучей бонусов. Ну, да, душа твоя проклята и отвержена. Но зачем тебе небеса? Ты - Темный Бог на земле, правомочный амбассадор самого Люцифера, способный делать со смертными людишками все, что тебе угодно! Казнить или миловать, пить кровь, летать по воздуху, танцевать на лунном луче.... Тебе открыто то, что для других пугающее и манящее табу. Ты можешь читать смешные человеческие мысли, упиваться их ужасом, убивать даже не ради еды, а ради прихоти, , и все равно они будут тебя хотеть, ибо по сравнению с ними ты - Всемогущ.
Антураж, что называется, прилагается. Готические замки, пугающие рыцарские доспехи, подземелья, тяжелая резная мебель, сумрачные старые портреты, пыльные бархатные балдахины, разноцветные стекла, отбрасывающие на мозаичный пол пятна с палитры художника....все в существовании вампира исполнено красоты и эстетики - даже обязательный гроб, превратившийся в фетиш и предмет поклонения. Разве не хочется пройтись вслед за Анной Радклиф по пустынным покоям замка, медленно открывая дубовые двери и, придерживая рукой колотящееся сердце, замереть, увидев.....разбитое зеркало?
Ноблесс оближ. Вампиры отказываются существовать без должного комфорта и роскоши, может поэтому в России этот образ особенно не прижился. Собственно, с чего бы? Рыцарский период истории Россию миновал, а ведь именно он породил самое большое количество эзотерических знаний о черной тайне "не мертвых"! Прошу не путать Россию с чехами, поляками, румынами и сербами. Здесь Европа была в своем праве, и андеграунд мощеных улиц, старинных замков а также костюмный дресскод был полностью соблюден. Тут вампиры развернулись не хуже, чем в Западной Европе, недаром Прага была признанной столицей черной магии наравне с ТОледо, отравленным кровавой мистикой кельтиберов.
"Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца"! Можете вспомнить что-нибудь еще?
Славянский упырь это ущербный собрат элегантного западноевропейского родственника. Происхождения он мутного, сомнительного, внешне неопрятен и бородат, и вообще вурдалак это не совсем вампир, а существо, совмещающее кровососа и каннибала. Недаром просвещенный Алексей Константинович ТОлстой свой опус "Семья вурдалака" начертал на французском от имени наполеоновского генерала, вспомнившего свой приезд в Сербию. Вообще о вампирах в России писали - рекомендую сборник "Упырь с Фурштатской" или романы барона Олшеври - кто скрывался под этим псевдонимом до сих пор точно неизвестно, но очевидно, что действие разворачивается в привычных элегантных декорациях, далеких от России. Да и издана книга первоначально была в Лейпциге, на немецком. Нет, не прижилась темка в России, что ни говори, что ни читай.
Современный вампир есть сочетание гламурной пошлости и девичьих грез о 50 оттенках черного. Удивительно, как все эти айпады и компы сумели принизить образ существа, наделенного вековой мудростью, путешествующего по векам и хранящего в памяти знания Атлантиды. Темным маяком выделяется на фоне литературных образов уникальный кинговский Барлоу - вот уж действительно великолепно сохранившийся стильный портрет древнего вампира, перемещенный и адаптированный в современность. Но сколько шарма, сколько глубокой, истинно кинговской психологии....и какая свирепая неутолимая кровожадность! Да, "Жребий САлема" мощнейшая реинкарнация "Дракулы" Стокера, в чем, собственно, Кинг признавался неоднократно.
Ну и последний штришок. Есть ли у вампиров свой собственный праздник? Да есть. Говорят, активируют свои силы "не мертвые" в день святого Георгия, то бишь 23 апреля по юлианскому календарю, 6 мая по грегорианскому. РАзве это не забавно? 22 апреля родились два человека, которых человечество никогда не забудет - некая извращенная форма бессмертия, а еще святой Георгий небесный покровитель Англии. Ну вот и говорите, что на свете много разных случайностей. Вы так думаете? Серьезно?
Одна из историй «Золотой легенды», составленной в конце тринадцатого века итальянцем Якопо да Вараджине пересказывала библейские сюжеты с некоторыми авторскими дополнениями и была настоящим бестселлером в Венеции во времена Витторе Карпаччо (около 1460–1520). Именно это литературное произведение, а не оригинальные религиозные тексты, как было установлено не так давно, являлось источником многих произведений художника. И одна легенда повествовала о чудовищном драконе, появившемся в окрестностях ливийского городка Селен. Жители были вынуждены приносить ему в жертву самых прекрасных юношей и девушек, пока не дошла очередь до дочери царя ( ничего не напоминает?). Ее приковали к камню и ушли, оставив на съедение. Но проезжающий мимо прекрасный юноша "именем Христа" пообещал убить чудовище,что и исполнил сначала наполовину, ранив дракона, а потом девушка, накинув ему на шею платок, привела чудище в город, где прекрасный рыцарь добил монстра на глазах ликующей толпы. По-моему, греческий язычник Персей в крещении обрел новое имя - Георгий. Ну и какая тут связь с сабжем, спросите вы? А самая прямая. Дракон в средневековой системе символов отождествлялся с похотью. Ну а похоть, как вы знаете - один из главных составляющих палитры вампирской тематики. Так-то.
Ну, вот и все. А теперь скажите, если к вам в открытую балконную дверь залетит летучая мышь и, попорхав по потолку, заберется в приотворенный шкафчик, что вы сделаете? Отправитесь за старой кожаной перчаткой, я полагаю, чтобы достать мерзкое трепещущее тельце с коготками и вышвырнуть перепончатое создание в ночь. все правильно. Но что вы подумаете, приотворив шкафчик, и обнаружив там пустоту? Хватит ли у вас отваги признать очевидное, или наутро вы сумеете себя убедить, что это был....сон? Какое знание выберете вы?...
Оценили 3 человека
6 кармы