Отсутствие в канонических евангелиях упоминаний о тридцати годах, проведенных Христом до начала пророческой миссии в Иудее, заставляет обращать внимание на любые другие источники информации.
Живописные полотна мастеров Возрождения, как было уже показано в предыдущих статьях, часто содержат такие биографические данные, которые отсутствуют даже в апокрифических текстах.
Христос и Креститель вдвоем
Едва ли не все из великих средневековых художников посвящали свои работы совместному времяпрепровождению Христа и Крестителя. Например, у Рафаэля, таких произведений более двадцати. Младенцы, мальчики, и даже подростки - период, когда евангельские герои жили бок о бок - должно быть, оставил глубокий след в судьбе каждого.
Даже беглый взгляд на три представленных фрагмента способен породить вопросы у человека мало-мальски знакомого с христианской символикой.
Загадки полотен эпохи Возрождения
Что означает красный цвет накидки Крестителя?
Почему надпись "Вот Агнец божий" является атрибутом Крестителя, но не Христа?
Красная накидка Крестителя
В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, багряный мафорий считался признаком царственности. Но почему Креститель также изображается в красной накидке?
Неужели художники Возрождения были не в курсе того, какое назначение имеет красный цвет? Ведь наверняка знали, поскольку понимание палитры составляло суть их профессии. Вряд ли их имена остались веках, если бы они вольно распоряжались символами. Атрибутика царской власти на портретах Крестителя может означать, что Франческо Солимена, Караваджо, Андреа дель Сарто ведали нечто такое об евангельском герое, что недоступно нашему разумению.
В предыдущей статье было дерзко заявлено о зачатии Иоанна Крестителя в утробе Девы Марии и последующем мистическом перенесении плода во чрево Елизаветы. Если это так, то Иоанн, наряду с Иисусом, может считаться сыном Девы. А поскольку мать, вероятно, является последней из законных наследников иудейского трона, ставшей затем царицей, то оба ее сына имели права на престол.
Тема "является ли Иисус Христом, т.е. мессией, который должен стать иудейским царем" является одной из основных евангельских интриг, получившей свое зримое воплощение в той дощечке, что была прибита к кресту. Знаменитая надпись на ней "Иисус Христос, царь Иудейский" имела вполне понятный для современников смысл - герой №1 христианских писаний, очевидно, имел право на монаршье звание.
Однако, Иоанн Креститель, будучи его старшим братом, имел еще большие права. Поэтому на картинах, где они изображены совместно, именно Иоанн изображается в красном одеянии.
Кто из братьев является "Агнцем божьим"?
Крест в руках Крестителя
Иоанна легко узнать на картинах, поскольку в подавляющем большинстве из них, в руках он держит крест. Интересно, почему символ христианства является атрибутом не Иисуса, но его брата?
Титулатура на кресте Иоанна
На многих полотнах иоаннов крест снабжен ленточкой с поясняющей надписью на латыни "ECCE AGNUS DEI", что в переводе означает "Вот Агнец божий". Может ли эта надпись указывать, что именно Иоанн Креститель, но не Иисус является тем самым Агнцем, завещанным народу Израиля?
Подкованные в христианской догматике скажут, что эта надпись есть ничто иное, как слова, сказанные Иоанном в отношении Иисуса в знаменитом эпизоде крещения в водах Иордана. Указующие на то, что Иисус является предсказанным "агнцем божьим". Поэтому эти знаменитые слова и перекочевали из евангелий на картины художников.
Возможно...
Креститель в овечьих шкурах
Но тогда, почему Иоанн, но не Иисус рисуется в овечьих шкурах? Ведь не секрет, что это животное как раз и является изобразительными выражением понятия "агнец".
Ягненок рядом с Крестителем
Многие известные художники изображали жертвенного ягненка рядом с Иоанном Крестителем.
Эти полотна Диего Веласкеса, Эль Греко, Тициана усиливают ощущение, что на роль "агнца", т.е. жертвы изначально был предназначен все-таки Креститель. И хотя такая мысль может быть разбита тем соображением, что на картинах вышеупомянутых художников ягненок символизирует Христа, и таким образом два брата снова изображаются вместе, я буду настаивать, что такое допущение не является верным.
В качестве контраргумента приведу произведения Гвидо Каньяччи, Франсуа Буше и Ван Дейка.
На этих полотнах наряду с братьями присутствует также и ягненок, отнюдь не заменяющий кого-либо из них.
Мало того, животное на всех трех картинах композиционно расположено со стороны Иоанна, что опять-таки намекает на применимость понятия "агнец" к нему.
Символические указания на жертвенность Крестителя
Известны следующие изображения Агнца.
Должно казаться очевидным, что если и понимать под этим жертвенным животным какого-нибудь из новозаветных персонажей, то этим человеком должен считаться никто иной, как Иоанн Креститель. Поскольку ягненок на этих картинках снабжен двумя его атрибутами: длинным тонким крестом из тростника и чашей для крещения.
***
Почему, невзирая на старшинство Крестителя, явные указания на царственное величие и жертвенность, главным героем христианского мифа стал его младший брат?
Не имеем ли мы дело с богословским недоразумением или даже с отъемом первородства?
Оценили 10 человек
12 кармы