Конспект книги «Психология изменений», как часть психологической картины человека

6 4813

Данный пост адресован тем, кто хочет что-то изменить в себе. Очень часто люди руководствуются бытовым пониманием психологии, по типу попутчика в купе или таксиста. Необходимо подчеркнуть, что психология - это наука со своим понятийным аппаратом и наработанным материалом. Меня часто удивляют люди, которые считают свое бытовое понимание абсолютно верным и непогрешимым, некоей истиной в последней инстанции. Конечно, мы все прекрасные психологи, как, наверное, все болельщики - отличные футболисты.

Весь процесс психологических изменений осуществляется стихийно и мы прекрасно о нем знаем. Это не что иное, как переоценка ценностей или покаяние. Сами мы переживали нечто подобное. Знаменитая русская литература стоит на духовных поисках (“Смерть Ивана Ильича” прекрасно подтверждает это). А что же происходит на самом деле? Переоценка обычно имеет четко очерченные этапы и периоды. Первый начинается с чудовищного самообмана в собственной жизни. Результатом самообмана становится “перекошенная” жизнь. Например, молодой мужчина спортивного телосложения (реальная личность), имеющий высокий социальный статус, живет с женой и ребенком. Домой приходит только ночевать. Совершенно не интересуется жизнью семьи и равнодушен к ребенку. Вдруг, этот уверенный в себе и в своей жизни молодой человек встречает замужнюю женщину, в которую влюбляется. Бурный роман заканчивает для него неудачно - его возлюбленная отказывается выходить за него замуж и отношения разрываются. Наш молодой человек заболевает и госпитализируется в отделение кардиологии с неясными болями в сердце. Лежа на больничной койке, он совершил свой собственный перепросмотр.

Итак, второй этап, исходя из этого примера - толчок, укол (в моем понимании - это аналитика). Толчком может послужить все, что угодно, важно, чтобы на первом этапе накопилась некая критическая масса поступков или же толчок должен иметь соответствующую силу для “подрыва” критической массы, если она еще не столь велика. В этот момент человек “прозревает” и начинает видеть то, что раньше упорно старался не замечать. Энергия, которую он тратил на самообман, как бы возвращается к нему снова и участвует в “накачке” переживаний. В нашем случае собственная боль открыла глаза этому молодому человеку на его формальное отношение к семье, которым он причинял боль жене и ребенку. Фактически, на этом этапе дело сделано - лавина начала свое движение (иногда достаточно только “чихнуть”, чтобы тонны снега ринулись вниз).

Третий - собственно перепросмотр (энергетика). Обычно, это яркие и сильные переживания, которые не прекращаются ни днем, ни ночью. Человек вспоминает, думает, анализирует, переживает, испытывает сильные чувства. Сознательными усилиями этот процесс остановить невозможно, да, никто и не пытается. На пике переживаний происходит принятие решения.

И, наконец, четвертый этап (практика) - построение нового поведения. Как правило, построение начинается с отрицания старого поведения. И, чаще всего, это отрицание связано с чувством стыда за то, что вел себя “так глупо”. Например, женщина, обратилась за помощью по поводу алкоголизма. Она описывает свои переживания так: “Я ехала на сеанс троллейбусом и, вдруг, посмотрела другими глазами на подвыпившего парня, который ехал в этом же троллейбусе и приставал к пассажирам. Я увидела в нем себя... Мне кажется, что я уже никогда такой не буду!” Ко всем характеристикам этих этапов применимы количественные оценки. Чем более “перекошена” жизнь, тем мощнее чувство, тем глубже изменения. Чем сильнее толчок, тем, соответственно, опять же, глубже изменения и т.д.

Итак, цепочка такова: столкновение с мощной защитой обычного способа поведения (с самообманом) -> сминание защиты -> мощное переживание-переоценка -> принятое решение -> отрицание старого способа поведения -> построение нового поведения.

Собственно, три столпа: аналитика, энергетика, практика и составляют костяк процесса изменения. Аналитика - это один большой вопрос “Зачем?”. Есть ряд основополагающих принципов, на которые нужно опираться, занимаясь анализом своего поведения.

Аналитика

Принцип первый. Инструменты. Все, что мы имеем: тело, вплоть до мельчайшей клеточки; душу, вплоть до мельчайшего движения эмоции или чувства, - мы используем для достижения своих целей. Мы не всегда осознаем, как цели, так и способы их достижения.

Принцип второй. Привычки. Обращаясь часто к тому или иному способу достижения своих целей, мы конструируем привычку. Это в равной степени относится как к телесным проявлениям, например, походка, так и к чувствам - привычка испытывать обиду, гнев и т.д.

Принцип третий. Создание причин. В жизни ничего не происходит случайно. Искаженно этот принцип используется в суевериях, но это только потому, что человеку не хватило настойчивости пойти дальше и задаться вопросом, а почему так? Формулируется этот принцип так: мы конструируем свою жизнь, вплоть до мельчайших подробностей. Разумеется, речь идет о близком окружении человека. Словом, пожелай, и ты это получишь! Вся проблема теперь только в том, а чего же я хочу на самом деле?

Принцип четвертый. Триумвират. Чувство собственной важности - раз. Жалость к себе - два. Нужда в признании - три. Этот триумвират является конечной причиной всех поступков всех людей, кроме, разве что духовно продвинутых личностей, отказавшихся от своего “Я”. Эта зависимость пронизывает все наше общество, как по вертикали, так и по горизонтали. На самом деле - триумвират лишь три грани одного состояния, которому человеческое общество давало не совсем точные характеристики. Эгоизм, гордыня, тщеславие и т.д. И еще, снятие с себя ответственности - частный случай проявления жалости к себе.

Принцип пятый. Манипуляции. Человек в своих отношениях с окружающими людьми всегда манипулирует другим человеком. Под манипуляцией понимается хитрая тактика уловок, с помощью которой человек добивается своих целей, используя другого человека. Например, ребенок, заплакав, добивается жалости от своей матери.

Принцип шестой. Прошлое. Все мы родом из детства. Нам кажется, что, повзрослев и поумнев, мы похоронили в себе ребенка. На самом деле, это не так. Причины нашего поведения заложены в детстве и там же превращены в привычку. Мы лишь только пользуемся этими привычками, забыв историю их возникновения.

Принцип седьмой. Внутренние диалоги. Мы создаем себя сами через последовательности внутренних диалогов с самим собой. Наша жизнь полностью конструируется всей совокупностью внутренних диалогов. Этот процесс вообще происходит вне нашего контроля.

Анализ своего поведения - это огромная работа. На этом пути нас ожидают неприятные открытия чаще всего. Одно из них - это манипулятивная природа всех отношений всех людей. Мы манипулируем собой и другими постоянно. Иногда тонко, иногда грубо. Человек человеку - манипулянт… Целью всякого манипулятивного поведения является признание окружающих, которое может выражаться в самых различных формах: жалость, одобрение, восхищение, уважение, страх и т.д. Все человеческое поведение манипулятивно. Мы всегда манипулируем, и этому обучают нас с детства. Есть грубые приемы манипуляции: “Докажи, что ты меня любишь - прыгни с 9 этажа!”, - а есть настолько утонченные, что не сразу понимаешь, что тебя провели или используют. При манипуляции есть объект, от которого что-то добиваешься, и способ, с помощью которого осуществляются манипуляции.

Главным условием (1) для успешной манипуляции является наличие некоторой особенности в человеке, которую искусно использует манипулянт. Например, страх жертвы для садиста. Если жертва не будет бояться, то манипуляция не состоится. Эта особенность является фундаментом большого пласта поведения человека - потаканию. Являясь объектами манипуляции, мы потакаем тем, кто нами манипулирует, иногда гордясь нашими способностями сочувствовать другим (на самом деле, испытываем к ним жалость). Потакание можно назвать еще смутным желанием быть обманутым. Ибо никто так не подвергается обману, как тот, кто обманывает сам себя. Потакание является логичным следствием снятия с себя ответственности за то, что происходит со мной.

Обратная сторона потакания - ожидание определенного поведения от тех, кем манипулируют. Манипулянт, эксплуатирующий наше бережное отношение к больным людям, совершенно точно прогнозирует ответное поведение окружающих. Плачущий ребенок, ожидает, что его пожалеют; шантажист - самоубийца, что простят его прегрешения или изменят к нему отношение. Если окружающие ведут себя не так, как мы ожидаем, мы начинаем их обвинять, употребляем слово “должен”, “предательство” и т.д.

Другой важной особенностью (2) манипуляции является вовлечение участников в как можно более тесные взаимоотношения с проявлением сильных чувств. Я называю этот процесс «эрзац жизнь», когда люди живут не спонтанными, а вынужденными чувствами. Обязательно со скандалами, возможно, драками, примирением в постели, сексом, идиллией до утра, а вечером - заход на новый круг. Я привел эту цепочку для примера. Не все манипуляции происходят по этому сценарию, но обязательно в каждой присутствует элемент вовлечения участников в тесные взаимоотношения.

Третьей особенностью (3) манипулятивного поведения является его полярность. Четвертое (4): поведение, которое маскирует истинное намерение. Например, когда я «сказываюсь» больным, истинное мое намерение не пребывать в состоянии болезни, а стричь купоны снисхождения и прощения с окружающих. Пытаясь покончить с собой, я не преследую цель умереть, а апеллирую к чувству жалости тех, чье отношение к себе хочу изменить. Убегая из дома, я прячусь неподалеку, страстно желая, чтобы меня нашли поскорее. Т.о., манипулятивная природа поведения человека является следствием глобального общественного договора: я закрываю глаза на твой обман, чтобы ты закрыл глаза на мой. Когда партнерша отвечает на агрессию партнера жалостью к себе, она потакает ему в его стремлении чувствовать себя важным и значимым, т.к. ей тоже выгодно получать пинки, чтобы потом с упоением жалеть себя. Манипулятивные схемы складываются в устойчивые манипулятивные стратегии. Их несколько: “Уход в болезнь”, “Тиран”, “Неудовлетворенный”, “Недоверчивый”,

“Фантазер”, “Романтик”, “Шантажист”, “Хвастун”, “Павлин”. К сожалению, рамки блога не позволяют рассказать о них подробнее, но уже из одного названия понятно их содержание. Продвигаясь далее по пути понимания себя, нужно обязательно знать, что психологи открыли огромный пласт внутренней жизни человека: сценарий жизни, который создается в период с 5 до 7 лет. Всю последующую жизнь человек неукоснительно ему следует. Сценарный итог может быть как удачным, так и неудачным, но он формируется именно в детстве. Изменить сценарный итог можно только тогда, когда осознается весь сценарий. Важным моментом в концепции сценарного программирования являются предписания родителей и данные себе обещания. Сценарные итоги делят на итоги победителей (Принцев) и неудачников (Лягушек). Очень важная мысль заключается в том, что никто не может избежать программирования. Истинная свобода настолько редкое явление, что можно назвать эти случаи исключением. Большинство людей живет с совершенно искренним убеждением, что они действуют по собственной воле и независимо. На самом же деле, это не больше, чем иллюзия. Мечтают быть богатыми и счастливыми практически все, но только лишь ничтожная часть из всех мечтающих действительно достигает своих целей.

Психологи также заметили, что простые наставления родителей не обязательно становятся сценарными предписаниями. Это происходит тогда, когда наставления подкрепляются важным условием - признанием, но не просто словесно выраженным, а подкрепленным чувствами родителей. Например, отец девочке-подростку: “Веди себя скромней!”, - а в это время сам себе: “А она малышка не промах!” Ребенок в данной ситуации будет ориентироваться на те предписания, которые связаны с действительным признанием отца, и будет “малышкой не промах”. Вот этот разрыв и образует в психике человека то, что мы называем сознанием и подсознанием.

Если нарисовать последовательно процесс написания сценария, в свете последних открытий психологической науки, то это будет выглядеть приблизительно так.

1. Родители создают такую жизненную ситуацию, в которой как у них, так и у ребенка, возникают определенные чувства. Это очень важный момент. Если человек может сказать себе, что у него есть “привычное” чувство (обида, ненависть к себе, гнев, жалость, тревога, депрессия, чувство собственной неполноценности и так далее), то это явный признак наличия жесткого программирования, и чем сильнее чувство, тем жестче программа. Толкотня, которая затевается родителями, основывается на их неосознанных сценариях, унаследованных от своих родителей. Теперь они воспроизводят те чувства, которым их научили, создавая ситуации в семье. Например, диалог матери с уже взрослой дочерью. Мать: “Те брюки, которые ты купила, короткие?!” Дочь: “Нет”. Мать: “Ага, значит они длинные. Все, что ты покупаешь, никуда не годится! Лежит без толку!” Дочь в тот же день кричит на свою дочь: “Ты тупица, ни черта не можешь понять!” Этот процесс возможен только в одном случае: если все стороны, втянутые в общение, обладают важным стремлением - стремлением к признанию - или чувством собственной значимости. Ребенок, панически переживая страх одиночества, будет делать все, что предписывают ему родители, чтобы получить от них признание. Не получая его в достаточном количестве, такой ребенок растит в себе какое-либо сильное желание. Все человеческие страсти родом из детства, из недостатка признания ребенка родителями.

2. Сильные, а также постоянные чувства или желания составляют трамплин для намерения, непостижимой пока силы, которую можно назвать непреклонной решимостью сделать в своей жизни что-то, удовлетворяющее детское желание. Для родителей здесь очень важный момент. Если вы замечаете у своего ребенка “одну, но пламенную страсть”, можно однозначно утверждать, что в ваших отношениях к нему есть проблемы. Этой страстью может быть воровство, любое другое сильное желание, тяга к накопительству и так далее. Отсюда следует вывод, что родители программируют самое главное в человеке - его потребности. Честолюбие, тщеславие, стремление к богатству - это все следствия родительских усилий.

Наши родители передают нам по наследству не только цвет волос и группу крови, но и нечто, что потом определяет всю нашу жизнь, - умение “создавать причины”. Это активный, творческий процесс, который заключается в том, что нас обучают конструировать свои жизненные ситуации для создания собственных чувств. Именно поэтому большинство людей находятся в очень сильных тисках привычных чувств, так как сами их провоцируют. Я называю эту способность созданием причин. По аналогии с известной присказкой: смех без причины... Действительно, все в нашей жизни идет как по маслу, если есть причины для проявления соответствующих чувств. Итогом первого этапа является устойчивое состояние психики ребенка, которое в просторечии называется желанием. За каждым сильным желанием скрыто стремление создать ситуацию, провоцирующую чувство. Например, за страстью к воровству - чувство вины и так далее.

3. После того, как мы оседлали нашего любимого конька - привычное чувство - приходит время для намерения. Здесь есть очень важный момент. Для запуска намерения требуется либо длительно тлеющее чувство, либо мгновенно пережитое, но очень интенсивное. Примером первого может быть мелочное тиранство по отношению к ребенку, второго - какое-нибудь шокирующее ребенка событие-травма. Трудно описать, что же на самом деле представляет собой намерение. Оно проявляется либо в виде непоколебимого убеждения в чем-то, либо в виде непреклонного решения, либо в виде обещания, которое ребенок дает сам себе, либо в виде иллюзии. Словом, намерение - это тоннель, колея, по которой отправляется поезд под названием судьба в долгое, длиной в жизнь путешествие. Однако парадокс в том, что намерение не сводимо ко всем своим перечисленным проявлениям. Есть одна странная его особенность, на которую пока мало кто обращает внимание, что составляет четвертый момент.

4. Намерение создает не только внутренний психологический образ, но и соответствующую внешность. Если наши родители, создавая конкретные ситуации, вызывали в нас чувство вины, намерение, возникшее в связи с этим, создает из нас образ “виноватого” человека. Помимо определенного поведения, свойственного этому психологическому образу (“ударь меня”, “покажи, что я ничтожество”), со временем формируется и соответствующая внешность: глаза как у побитой собаки; голова, втянутая в плечи; сгорбленность и так далее. Это свойство намерения имеет двоякое значение: получая физическое воплощение, оно как бы застывает и приобретает жесткость “на века”, одновременно являясь сигналом для окружающих (“меня можно ударить”). Второе значение трудно переоценить, так как именно это обстоятельство позволяет строить нашу жизнь “как по писаному сценарию”, отлавливая на этот сигнал, как на крючок, мелкую и крупную рыбешку - партнеров по жизненному пути.

5. Намерение притягивает события и людей в нашей жизни в соответствие со своим содержанием. Иными словами, вокруг неудачника всегда будут происходить неприятные и нежелательные случайности, а победитель как бы оседлает удачу. Подобное положение дел воспринимается как рок, судьба, случайность. На самом же деле - это правит бал намерение, кружа нас в своем танце, незаметно подводя к нужным дверям.

Энергетика

Необходимый шаг в дальнейшем продвижении на пути изменений или личностного роста - это поиск и накопление энергии для движения по этому пути. Только чувства могут эту энергию обеспечить. Однако не все так просто в этом вопросе. Большую часть своей жизни, действуя тем или иным образом, мы создаем причины для возникновения чувств. Другими словами, опосредовано, непрямым образом, мы руководим своими чувствами, подчиняя их своим целям. Никто, находясь в трезвом уме и сознании, не способен вызвать в себе чувство (точно также как мужчина произвольно не может вызвать эрекцию). Чувство может возникнуть только как следствие внутренних манипуляций: ответ на картинку, которую мы оживляем в своем воображении; внутренний диалог с самим собой или ответ на воспоминание о кинестетическом (двигательном) “эхе” чувства. Каждое чувство имеет свою телесную “локализацию”. Гештальтпсихология учит, что чувство – это, прежде всего, энергия. Свободное, без препятствий, движение возбуждения в теле - это активно переживаемое нами чувство.

Диалог или мысль не имеет энергетического компонента, только чувство. Именно это свойство чувства ставит его во главу угла нашего поведения. Это как автомобиль без топлива. Он остается грудой сложнейшего металла до тех пор, пока в нем нет топлива. Взаимоотношения чувств и других аспектов поведения человека сложны и диалектичны. Сначала мы действуем, потом возникает чувство, затем мы получаем энергетическую подпитку своего поведения, мчимся дальше, потом снова чувство и так далее. Я намеренно абстрагируюсь сейчас от этих сложных взаимоотношений, рассматривая энергетический аспект чувств, потому что он наиважнейший.

Если обратиться к аналогии в физике, то чувства - это транзистор. Каждый из нас имеет недифференцированный поток энергии, который порождается неким объемом движений и поглощенной пищей. Чувства - это транзистор, модулирующий эту энергию и направляющий ее в необходимое нам русло. Это как сопло реактивного двигателя, направляющее струю. Чувство, направляя сопло, может обеспечить как движение вперед, так и вертикальный взлет. Самый давний и самый тупой миф, бытующий среди людей, тот, что гармоничный человек - это человек, умеющий контролировать свои чувства. Мы все, без исключения, контролируем свои чувства и способны этот контроль развить до каких угодно высот. Проблема же заключается в том, что наличие чувства у человека не обязательно предполагает осознание причин его возникновения. Нам выгодно оставаться в неведении, потому что осознание причин ведет к прекращению манипуляций.

Куда же мы тратим свой запас наличной энергии? Объем движений для нас остается практически постоянным. Мы можем его увеличить. Ходьба, например, бег, просто спорт. В тоже время, предел роста объема движений существует, и он вытекает из особенностей нашего тела. Существует также предел калорийности поглощенной пищи. То есть, наличный запас энергии практически постоянен и, скорее склонен к уменьшению, чем к увеличению. Как эффективно распорядится тем, что у нас есть? На поддержание привычек, любых: “плохих”, хороших. В принципе, привычки являются нашим спасением от “непроизводительного” мусора, который, накопившись, захлестнул бы наше сознание. Благо оборачивается для нас злом. Каждая привычка, уходя из нашего сознания, требует энергию на ее поддержание. Канал №1 Затраты на обслуживание привычек. Самый энергоемкий процесс - жалость к себе. Привычек, использующих жалость к себе, огромное количество, курение, например.

Канал №2 Изоляция неприятных переживаний, притяжение приятных воспоминаний. Любой эпизод детства, в котором ребенок испытал жалость к себе или другое сильное чувство, - это “отъеденный” ресурс. Канал №3 Борьба равных по силе, но противоположных по направлению чувств - “клинч”. Внутренняя работа, таким образом, должна привести к тому, что каналы утечки необходимо перекрыть. Это приведет к высвобождению дополнительной энергии, необходимой для изменений.

Практика

Принятие ответственности на себя. Все в нашей жизни построено нами по проекту родителей или других близких людей. Нам подвластно все в нашем ближайшем окружении. Мы притягиваем к себе людей, которые способствуют построению нашей жизни. В наших силах выйти за границы проекта или сценария, заданного в ходе нашего воспитания и обучения. Все наше поведение, в том числе и то, которое мы сами можем оценивать негативно, например, - плохие привычки, болезни - создано нами для удовлетворения собственных потребностей и решения каких-нибудь коренных проблем.

Внешнее давление.

Общество через родителей или других близких людей оказывает постоянное давление, стремясь вписать нас в систему манипулятивных взаимоотношений друг с другом. Менее выраженное давление оказывают окружающие люди, находящиеся на большем расстоянии от нас в психологическом поле. Их влияние направлено на удержание нас в этой системе. Один из самых действенных механизмов давления - втягивание в обыденность и рутинность, результатом которого является распыление энергии. Другой мощный источник давления - моральные нормы. Нарушая, или следуя им, мы получаем поводы для создания причин и переживаем сильные чувства, которые удерживают нас в манипуляциях.

Самопрограммируемость.

Мы способны построить любой вид поведения. Наши возможности здесь бесконечны. Завершает процесс присвоения нового поведения принятое решение. Принятому решению сопутствует всплеск энергии, который находит отражение в предметном мире, обычно это явление понимается как знак.

Контролируемая глупость.

Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Для того, чтобы скрыть от окружающих свою свободу от общественного императива, а, значит, снять внешнее давление, практикуют контролируемую глупость.

Не ждать, не верить, не надеяться.

А также: не верь, не бойся, не проси (старая каторжная мудрость). В процессе изменения поведения необходимо опираться на собственные силы, а не ждать изменений от окружающих людей. Понятия “долг”, “предательство”, “разочарование”, “обман” не для тех, кто хочет что-то изменить в себе.

Телесное зеркало.

Всякое поведение обязательно имеет телесное “представительство”. Поведение может считаться полностью измененным, если его телесный компонент “разрушен”. Например, у курильщика существует определенный “ритуал”: характерное движение рук, втягивание дыма, расширение ноздрей и т.д. Изменение походки - это прямой путь изменения базовых характеристик личности. Любая болезнь имеет также свою телесную “конфигурацию”, которая поддается изменению.

Презумпция положительного отношения.

Наше поведение, а также части нашего тела, как и тело в целом, создано нами для решения каких-нибудь проблем и уже в силу этого нуждаются в положительной оценке. У нас не может быть частей тела, которые “мешают жить”. Просто, из всех возможных выходов мы предпочли именно этот, потому что на другой оказались в этот момент не способны. Например, двадцатипятилетняя женщина обвинила свою грудь (“слишком большая”) в том, что она отпугивает мужчин и... чуть не лишилась ее (доброкачественная опухоль).

Достичь состояния “без жалости” или припереть себя к стенке.

Успех на поприще изменений возможен только в одном случае: не дать себе возможности улизнуть, сачконуть. Припереть себя к стенке, когда единственный выход - идти вперед.

Иллюзии.

Снятие с себя ответственности.

Как можно изменить что-то в себе, если считаешь, что за неудачи не ответственен сам, если перекладываешь ответственность на других или обстоятельства?

Негативное восприятие своего собственного поведения.

“Плохое”, “оно мне не нужно”, “я не хочу, чтобы оно было”.

Уже поздно...

Обычно на это я отвечаю, что поздно тогда, когда гвозди заколачивают в крышку... понятно, чего.

Если у меня раньше не получалось, то не получится и сейчас.

“Вы мне скажите конкретно, что я должен делать!”.

Самый распространенный вид иллюзии. Большинство людей, болезненно переживающих свое поведение, уверены, что существует некий “хитрый” ход, в результате которого можно освободиться от негативного поведения. Именно поэтому так популярно различное “кодирование” и “гипноз”.

Борьба с собой.

Многие понимают изменение как борьбу с собой, в которой должно победить или не победить новое поведение. Например, для того, чтобы бросить курить “нужна сильная воля”. Если этой воли нет, по мнению самого курильщика, то изменение невозможно. Некоторые люди пребывают в плену еще более глупого убеждения, что “я человек с сильной волей, поэтому я легко могу бросить пить/курить и т.д.” И как бывают удивлены эти люди, когда не могут этого сделать.

"Черные дыры".

Астрофизика богата на психологические метафоры. Черная дыра - очень красиво. Эту историю мне подарил один милицейский полковник. У него был друг, вполне успешный бизнесмен: свой дом, большое хозяйство. И была у этого бизнесмена одна странность - сахар. Сахар был везде: в доме, в сарае, в погребе. Мешки слежались, отсырели, половину потравили крысы. Однако владельца это не беспокоило. Оказалось, что в детстве он воспитывался в многодетной семье, которая постоянно нуждалась. Самым большим богатством был сахар, потому что дети почти никогда его не видели. Не странно ли? Бизнесмен, который ни в чем не нуждается, а, надо же, копит сахар, словно он остался ребенком, и завтра у него его не будет. Я называю такие вещи "черными дырами".

История явно показывает, как прошлое "тянет" на себя энергию и "руководит" жизнью в настоящем. На обслуживание таких дыр мы тратим очень много энергии, оставаясь, фактически, в прошлом, не живя полноценной жизнью в настоящем. Обычному человеку такие вещи кажутся вполне естественными, однако это не так уж и безобидно. В гештальтпсихологии есть концепция "незавершенного дела". Смысл ее в том, что образ - "гештальт", не завершен, если чувство не отреагировано здесь и сейчас. В обычных терминах - это нерешенная проблема, незавершенное дело, если оно торчит колом во мне, притягивает воспоминания и влияет на мою жизнь в настоящем. Есть локальные дыры, а есть глобальные. К числу глобальных относится потребность в признании. Постоянное сосущее чувство необходимости в принятии. Страх одиночества, жалость к себе, нужда в близости. Я называю такие глобальные черные дыры - бочками без дна. Невозможно заполнить такую бочку. Как бы человек не старался это сделать. Пример - склад сахара в доме горемыки бизнесмена. Принципиальное понимание здесь в том, что любое сильное чувство дырявит нас, оставляет незавершенные дела, а чтобы их завершить, нужно возвращаться в прошлое и отреагировать чувство. Вот на этом факте и строится самая важная техника изменения и роста личности - перепросмотр или работа со своим прошлым.

Для работы необходимо спокойное место, где можно уединиться. В оригинале изготавливался деревянный ящик или подбиралась небольшая пещера. Далее, необходимо принять максимально удобную позу, т.к. работа может продолжаться часами. На самом деле, внешние атрибуты не имеют решающего значения. Перепросматривать свою жизнь можно всегда, везде и в любых условиях, благо, материал всегда с собой! Итак, заняв удобную позу, можно переходить к работе. Просматриваются все (подчеркиваю, все!) отношения со всеми людьми в вашей жизни. Можно составить список в хронологическом порядке, можно не составлять, но цель должна быть достигнута. Я рекомендую многоступенчатый подход. Первая ступень. Просмотреть все наиболее яркие эпизоды, в которых вы испытывали сильные чувства: конфликтные повреждающие ситуации, старые обиды, потери и т.д. Обычно, начав этот процесс, невозможно остановиться. Воспоминания об одном событии тянут за собой цепочку других воспоминаний. Энергия, которая высвобождается от перепросмотра “черных дыр”, идет на углубление процесса.

(От автора: позже я размещу в блоге весь список психологических техник для работы над проблемами)

Сам процесс выглядит следующим образом. Голова держится прямо, взгляд направлен вперед. Вместе с вдохом голова поворачивается влево, точнее, голова следует за глазами влево вверх. В НЛП - это доступ к визуальной информации. Действительно, необходимо во всех деталях восстановить картинку события. Затем, на выдохе взгляд, а вместе с ним и голова, движется в крайне правое верхнее положение. Вдох в этом положении и движение продолжается к центру. Взгляд вперед. Выдох, голова опускается вниз и возвращается в исходное положение, так цикл замыкается. Потом снова вдох и снова движение влево вверх.

Теперь, что должно происходить содержательно. Наверно, вы сталкивались с тем, как иногда, вспомнив что-то неприятное, неосознанно “отмахивались” от этих воспоминаний, делая движение головой. На самом деле, вы разрывали безусловную связь визуального воспоминания с чувством, которое у вас было в этой ситуации. Так же поступает и перепросмотр. Необходимо “отмахнуться” от всех чувств, которые вы переживали в тот момент, и которые снова всплыли в памяти, когда вы оживили картинку. Используйте образ метлы. Вы буквально “обметаете” себя в ситуации, разрывая связи-чувства с другими людьми. Поскольку за всяким чувством стоит манипуляция, - ваша или других - значит, вы прекращаете все манипуляции. Результатом перепросмотра является эмоциональная отрешенность.

Первая ступень заканчивается на попытках целостного понимания своего поведения в прошлом. Просмотр разрозненных событий, вдруг, начинает “обрастать” неким “мясом” понимания глубинной связи этих событий в единое целое. Качественный результат первой ступени - это расширение осознания. Вам станет понятно, почему вы поступали именно так, а не иначе, и почему ваше нынешнее поведение подчинено императиву из прошлого. Станут “видны” невооруженным взглядом части личности, которые обслуживают этот императив.

Посмотрим, как работает общественный манипулятивный договор. Каждый человек имеет потребность в признании, но на проявление этой потребности общество накладывает ограничения, что является отражением конкурентности в обществе: "всем нужно". Не могу же я бегать и приставать к прохожим: "Полюби меня", "отдай мне мою порцию признания - прояви ко мне чувство". Отсюда мы вынуждены прибегать к тактике уловок, "выдавливая" признание у окружающих. Ограничения на проявление нужды в признании могут принимать различные формы, например, я страшусь быть в долгу, выпрашивая это признание, либо не хочу расписываться в собственной "слабости". Это похоже на то, как мальчишка "стесняется" попросить у девушки минет. Другой важный аспект ограничений - это невозможность прямого управления чувствами - они не могут возникать на пустом месте, поэтому люди устраивают общие спектакли, конструируя ситуации, в которых эти чувства возникают. Этому нас обучают с детства.

Для ребенка фигуры родителей магически огромны, и у него нет ресурсов на преодоление их действий, он абсолютно беззащитен перед ними. Т.о., родители являются первыми ограничителями в проявлении спонтанных чувств ребенка, обучая его манипуляциям собой. Это выглядит так: родитель "ругает" ребенка, и он сразу же чувствует отвержение. Собственная жалость ребенка к себе толкает его к агрессии по отношению к родителю: "ты не должен так поступать со мной! Ты плохой!". Однако размер фигур родителей бесконечен для ребенка и, боясь потерять источник признания, ребенок преобразует первичную агрессию по отношению к родителям в агрессию по отношению к себе. Так возникает чувство вины. Следующее па в этом манипуляционном танце завершает круг: родитель, почувствовав раскаяние ребенка, сразу же сменяет гнев на милость - возникает укол жалости к ребенку. Если повторять такие манипуляции достаточно часто, то у ребенка сформируется привычный способ получения признания. Стать плохим, получить агрессию от близких, испытать чувство вины, затем получить порцию жалости. Всю последующую жизнь, став взрослым, такой "ребенок" будет создавать ситуации, в которых он будет "плохим", потому что это требование привычки получения порции признания.

Увидишь надпись на клетке со слоном - "жираф", не верь глазам своим!

Дальше я хотел бы остановиться на принципиальном понимании роли чувств в поведении человека. Это понимание является краеугольным камнем в процессе личностного роста. Психологи решили раздробить психику человека, считавшуюся ранее монолитной. Первым это сделал Фрейд и совершил революцию в психологии. Затем Берн сделал следующий шаг, увеличив количество частей, НЛП вообще добили - признали, что их может быть бесконечное количество. Иллюзия неподконтрольности чувств имеет своим истоком именно эту раздробленность. Каждая часть во мне обслуживает достижение какой-то цели, порой, не ведомой моему сознанию. Из этих соображений, часть, находящаяся в фокусе осознания, может ни сном, ни духом, не знать об интересах других частей. В результате получается конфликт интересов. Типичный такой конфликт происходит, когда человек не может совладать со своим перееданием или другой какой-то зависимостью. Часть, которую "насыщают" требует от человека все больших порций "успокоительного", ввергая человека в обжорство. Здравый смысл тяготится этим обжорством и воспринимает его чуждым себе, отторгая.

Таким образом, подковерная деятельность различных частей внутри меня приводит к иллюзии, что я сам себе не хозяин. Но это только в том случае, когда я снимаю с себя ответственность за себя и свои действия, включая чувства. Если бы обжора принял на себя ответственность за свое обжорство, осознал, что таким образом он "вознаграждает" себя, "жалеет", то перед ним бы встала ситуация выбора: перестать жалеть себя, перестать жалеть себя с помощью пищи или ничего не делать. В случае если не стремиться осознать действие своей части, то такого выбора просто нет. Соответственно, нельзя одним движением перекрыть кран обжорства, не раскопав весь механизм. Ну, если быть уж совсем точным, то можно, но это будет внешнее воздействие гипнотизера или экстрасенса. Учитывая, что во всех наших навыках в поведении задействованы чувства, то таким же образом, невозможно одним махом отказаться от привычного способа реагирования: обидчивости, вины и так далее.

Личностный рост должен обязательно пройти необходимыми этапами: взятие ответственности -> осознание -> разрушение старого навыка -> формирование нового. Обидчивый человек может стать необидчивым, если проделает весь этот путь, осознавая свои манипулятивные устремления. Чувство обиды никуда не денется, мы все можем его переживать, но из обычного, естественного чувства, его превращают в инструмент манипуляции и, осознав это, можно прекратить эксплуатацию этого чувства. Представьте типичный конфликтный внутренний диалог: “сколько можно лежать с книгой на диване, у тебя же много материала, который нужно переработать, в доме не убрано и т.д.” Многие люди жалуются на то, что в них живет как бы две конфликтные части. Одна, например, строгая, морализующая, ответственная, говорящая приказным тоном, бедная эмоционально. Вторая, спонтанная, веселая, увлекающаяся, стремящаяся обмануть и т.д. На самом деле, вариантов здесь может быть бесконечное количество. Фриц Перлз называл такие части: “Собака сверху” и “Собака снизу”. Он предлагал расширить себя до одной какой-нибудь части, стать ею, принять ее правила игры. Сначала - это “Собака сверху”. Уверенные интонации, прямая спина, указующий перст, громкий голос, убежденность в своей правоте и т.д. Человек погружается в эту часть и, вдруг, с ужасом узнает в ней своего родителя. Становясь “Собакой снизу”, он понимает манипулятивную природу этой части (изворотливость, хитрость). В борьбе этих частей проходит вся жизнь, потому что победителей и проигравших здесь принципиально никогда не будет, т.к. они нуждаются друг в друге. Наши части - это суть перенесенные внутрь манипулятивные отношения с окружающими.

Личностный рост - это последовательная цепочка осознания своих частей и интеграция их. Я называю этот процесс самосборкой. Человек последовательно идет по пути цельности и зрелости. В этом процессе есть свои этапы. Первый - осознание манипулятивной природы наших взаимоотношений. Второй - нахождение своих привычных способов реагирования, основного чувства, через которое я ищу признание. Третий - осознание сценария жизни. Четвертый - работа с системообразующей потребностью - потребностью в признании и ее проявления - жалостью к себе.

Чувство собственной важности (управляющий оператор потребности в признании) – это многоглавый дракон. Победить дракона можно двумя способами: отсекать голову по одной или символически умереть, покончив с ним одним махом. Рождаясь, мы приходим в общество, где слоями расположены отработанные схемы поведения. Каждой схеме соответствует удовлетворение той или иной потребности. Ребенок, усваивая эти схемы, переносит их внутрь себя. Нам эти схемы известны как желания. Постепенно, воспитывая ребенка, мы навязываем ему все общественно заданные желания. Наше бессознательное – это свалка схем поведения, у истоков которых стоят те или иные потребности. Все потребности растут из одного корня (пирамида, стоящая на своей вершине), на котором зиждется все общество, - желание выглядеть в глазах окружающих хорошо, произвести впечатление. Есть два пути обретения свободы: двигаться от основания пирамиды к вершине или выдернуть последний горшок из стопки. Отсюда становится понятным главный тезис буддизма: откажись от желаний, и ты обретешь свободу.

 

Дайджест 16-22 декабря 2024

Безусловно, главным событием уходящей недели была прямая линия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Как обычно, она породила целую вереницу сенсаций – среди которых, конеч...

Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Очень хороший материал, что бы прийти к нему самостоятельно необходимо перечитать гору литературы. Так же хотел отметить вашу книгу "Конструктор судьбы", однозначно стоит времени затраченного на прочтение.
  • "От автора: позже я размещу в блоге весь список психологических техник для работы над проблемами)" Такой список уже был выложен? Соориентируйте пожалуйста где.