Абстрактные мотивационные ядра социальной динамики (психологический анализ) – какое будущее ждет человечество?

2 909

В глубинах моего блога остались материалы, которые будут интересны новичкам, не читавшим их ранее. Данный материал является логичным продолжением «Неолиберализм и богоборчество» (https://cont.ws/@kingarthur/83...), но на более высоком, теоретическом уровне. Мне придется начать издалека, чтобы были ясны положения моих исследований. Однако начну я совсем с другого. Множество читающей и рассуждающей публики являются приверженцами конспирологического утверждения, что миром правит «глубинное» правительство. Якобы, это правительство имеет тайные каналы связи, которые работают как манипулятивные нити, дергая за которые, теневое правительство посылает управляющие воздействия. Нет, это полная чушь. Умберто Эко как-то сказал, что средства массовой информации – это поле коммуникации элитных групп. Никто ничего не скрывает и не пишет тайнописью на страницах газет и журналов. Все ясно, четко и открыто. Одна элитная группа посылает сигнал другой, вторая отвечает, и так формируется консенсус элит. Сказки о масонских ложах и других тайных организациях – это для чтения взрослым деткам на ночь. Все намного сложнее и проще одновременно.

Для тех, кому трудно прыгать по ссылкам предыдущих материалов, я кратко восстановлю контекст. У меня два образования: психологическое и философское. Второе (философия и культурология) я получил в Европе, а потом занялся полевыми исследованиями закрытых групп. Я тщетно гонялся за чем-то необычным, неизвестным. Погоня за неведомыми фантомами привела меня в жаркие места Латинской Америки, где происходили события, описанные Карлосом Кастанедой. Крестьяне, потешавшиеся над моими поисками таинственных брухо, утомительные многосуточные переходы, вымотали меня морально и физически, но, как это ни странно, я стал лучше понимать то, о чем писал Кастанеда в своих книгах. Конспективно я выложил свое понимание в этом материале (https://cont.ws/@kingarthur/21...). А затем я встретился с посткастанедовской группой в России. Шесть лет интенсивного общения привели меня к формулированию положений моих исследований. Получилось два законченных материала: «Психологическая динамика в закрытых социальных группах» и «Абстрактные мотивационные ядра в социальной динамике». Данный текст будет компиляцией этих материалов.

Мотивационное ядро номер один – потребность в признании (общественный договор)

Методологи науки подразделяют науки на эмпирические и теоретические. К теоретическим наукам относят те, которые в основе своего концептуального дерева имеют единичное общее – кирпичик или росток, из которого вырастает все древо науки. В химии – это атомный вес, на основе которого Менделеев открыл свою периодическую таблицу. Теоретическая классификация позволила заполнить недостающие клетки в таблице, т.е. универсальный закон, открытый в этой области науки, способен был описать реальность. Физики сейчас в шаге к завершению теории «всего», объединяющую в себе все известные взаимодействия (сильное, слабое, электромагнитное и гравитацию). Другой пример науки, построенной на основе теоретической классификации – это политическая экономия капитализма. Прибавочная стоимость в ней является тем единичным целым, из которого растет все дерево науки. Карл Маркс утверждал, что экономические отношения являются основой развития общества. Бытие (как способ расширенного воспроизводства потребностей людей) - определяет сознание.

Пример эмпирического закона – это закон Мура, гласящий, что каждые 1,5 года количество транзисторов в кристалле-чипе удваивается, что приводит к росту производительности процессоров. Вот уже 20 лет, как он действует и не нарушается, но никто не может внятно объяснить – почему? Теоретическая наука способна заполнять «недостающие клетки», экстраполируя закон в исторической перспективе, непротиворечиво объединяя все явления внутри теории. Если бы в законе Мура был найден «кирпичик», было бы понятно, что произойдет с количеством транзисторов в чипе, когда будет достигнут физический предел разрешения. Еще пример эмпирического закона, но уже из области психологии: незаконченные действия запоминаются лучше (есть количественная зависимость).

Применение теоретического подхода в психологии личности и социальной динамики приводит нас к констатации, что в качестве «кирпичика» необходимо принять сочетание трех абстрактных ядер мотивации, одним из которых является потребность в признании. Теперь давайте посмотрим изнутри этой потребности на общество, которое является внешним по отношению к человеку. Если я нуждаюсь в признании, то тогда действия окружающих должны быть для меня важными. Таким образом, я становлюсь зависимым от действий членов общества, что автоматически сплачивает людей и удерживает их в обществе. Кажется, что физическая идея о квантах взаимодействия, переносчике энергии, имеет такой же смысл и в обществе. Раз человек имеет потребность в признании, то, как он ее насыщает? Таким квантом взаимодействия служит чувство. Мы получаем эти «кванты энергии», насыщая свою потребность в признании: восхищение, страх, жалость, любовь, агрессия и так далее. Совершенно логично, что у каждого человека должен быть «орган», отвечающий за эту потребность. Таковым является его «Я», в ядре которого и находится «чувство собственной важности».

Принципиально важно понять, что без придания важности действиям других людей, я не смогу насытить свою потребность в признании. Таким образом, все люди в обществе тотально зависят друг от друга и автоматически сплачиваются, обмениваясь между собой чувствами-квантами. Так действует общественный договор, выйти из которого практически невозможно. Одновременно, если я не придам важности себе, то есть, не буду иметь хотя бы толику важности самого себя для себя, то «не озабочусь» тем, что мне что-то нужно. Это мало похоже на инстинкт самосохранения – так проявляется потребность в признании.

Наличие ЧСВ коренным образом перестраивает психику человека. Допустим, мы имеем человека с нулевым ЧСВ. В данном случае ему неважно, что окружающие люди будут делать, он сам не важен для себя. Полная независимость и самодостаточность. Наоборот, человек с раздутым ЧСВ крайне зависим от окружающих и напряженно следит за всеми действиями окружающих. Нет ничего более мотивирующего в обществе, чем наличие сильной потребности в признании.

Проблему запутывает тот факт, что люди имеют дело с уже сформированными, готовыми внутренними институтами. Иллюзия автономности, независимости и свободы действий – это иллюзия, не более. Все наши действия, оценки и поведение происходит «с оглядкой» на окружающих, зависит от них. Часть оценок перенесено внутрь человека и не воспринимается человеком внешними. Т.о., можно сказать, что человек живет исключительно для общества, добиваясь признания ежесекундно. Непосредственный механизм придания важности себе – это чувство жалости к себе. Подробнее о том, как работает ЧСВ и потребность в признании, в моей книге, здесь: https://cont.ws/@kingarthur/22...

Наиболее яркое проявление потребности в признании – это накопление материальных благ и социальный успех, которые характеризуют западное общество, на протяжении многих веков, исповедовавшее «религию» индивидуализма и социального «эгоизма». Выпукло эта «религия» описана в книге А. Рэнд «Атлант расправил плечи».

Мотивационное ядро номер два – морально-этическое

Чувство социальной справедливости, примат общественного над личным, справедливое распределение материальных благ. Наиболее ярко это ядро было описано теоретиками коммунизма и нашло свое воплощение на пике в эпоху «развитого социализма» СССР. Суть действия второго ядра на формирование личности – строгое следование морально-этическим нормам, ценностная иерархия, подчиненная социальным ценностям, гуманизм, альтруизм и вера в то, что отношение к тебе будет зеркальным. Зрелая личность, присвоившая социально ориентированные мотивы, переносит локус контроля внутрь себя. Личности, имеющие гипертрофированное развитие второго ядра, производят впечатление «протокольных», формальных, использующих в отношениях с другими людьми принцип долженствования, морализирующих по поводу и без повода. По их убеждению, все окружающие должны строго соблюдать моральные нормы, и не отклоняться от этой линии поведения ни при каких обстоятельствах.

Здесь важно понимать, что морально-этическое ядро имеет самостоятельное мотивационное действие. Зачастую, люди с гипертрофированно развитой потребностью в признании могут использовать показное следование этическим нормам, чтобы снискать уважение и восхищение окружающих.

Мотивационное ядро номер три – религиозно-мистическое (духовность)

Ни потребность в признании, ни социальная справедливость не будут иметь значение, если человек занимает крайнюю позицию в третьем мотивационном ядре. Я не важен для себя, потому что раб божий; действия других людей не имеют для меня значения, потому что на все воля божья. Поведение, мотивированное третьим ядром, проявляется в полном отсутствии гордыни и в фатальном смирении перед обстоятельствами. Крайняя точка развития религиозно мистического мотивационного ядра – фанатизм: истое исполнение ритуалов; ярое преследование иноверцев и полное самоотречение. Вне крайних точек третье ядро – это следование духовным мотивам, самоотреченное служение людям. Примеров таких людей в истории России не счесть числа.

Как действует абстрагирование?

Почему в определении мотивационных ядер присутствует понятие «абстрактные»? Приведу пример. Когда мы, классифицируя, относим предметы мебели в группу «мебель», то абстрагируемся от конкретных деталей: не имеет значения какой именно стул – раскладной или нет; также неважно какую форму имеет стол – круглую или квадратную. Эта логическая операция и называется «абстрагирование». Такое же применение этой операции происходит и к мотивационным ядрам. Весь спектр поведения всех людей строится на основе мотивов этих ядер, детали должны быть отсеяны без потери глубинной связи.

Еще один пример, как важно применять абстрагирование при анализе проявления мотивационной силы того или иного ядра. Любое поведение может стать психологически понятным, если не заниматься оценками или морализаторством. Какую психологическую ренту получает тот или иной социопат? В каждом случае разную, но объединяет все это разнообразие одно – социально неприемлемые способы получения признания. Есть менее выраженные, есть более. Например, нервная анорексия – это: «восхищайтесь моей красотой!», цена – моя жизнь и здоровье. Вор, сидящий в тюрьме, плачет от жалости над своей «загубленной судьбой». Педофил доказывает своим родителям внутри, что любого ребенка можно уничтожить, а не только его одного. Сексуальный насильник испытывает острое чувство удовлетворения от власти над жертвой. Религиозный экстремист тешит свою гордыню сопричастностью к высшей касте. Таким образом, социопаты, в целом, держат общество в напряжении, получая таким способом признание. На них работают полиция, различные реабилитирующие и карающие институты власти. Против социопатов даже воюют армии. Террористическая угроза вынуждает власти тратить огромные ресурсы на ее сдерживание. Так работает абстрактное мотивационное ядро потребности в признании: на одном его полюсе – любовь, на другом – насилие и убийства.

Социальные группы и абстрактные мотивационные ядра

Общество на Земле расслоено на социальные группы. Эти группы могут пересекаться, например, национальные и религиозные, а могут быть достаточно изолированными. Если мы будем продвигаться в понимании социальной динамики, применяя теоретическую классификацию, то должны все эти сообщества каталогизировать. Допустим, мы создали список всех социальных групп общества и описали их признаки. Следующий шаг – это анализ всех этих признаков, чтобы выделить в них некое общее звено, которое потом станет основой классификации. Пестрота всех признаков кажется бесконечной и несистемной, но мы, используя абстрагирование, находим сходство. Во-первых, все эти группы состоят из людей. Во-вторых, объединяет людей, входящих в одну группу, единство в переживании чувств, а также общность убеждений и ценностей. Если группа людей переживает чувства одинаково, думает также одинаково и ведет себя одинаково, то на что это похоже? Это похоже на интегрированную личность.

Гипотеза о том, что социальные группы – это личности, является фундаментом новой социальной динамики. Поскольку социальная группа является личностью, то к ней применимы те же самые законы, что и к отдельной личности, а именно - триада абстрактных мотивационных ядер: морально-этическое ядро (социальная справедливость), ядро общественного признания (драйвер развития общества) и ядро духовности (мистические и религиозные практики). Мы уже выяснили, что на уровне отдельной личности потребность в признании выстраивает весь костяк личности. Способ, который личность выбирает в качестве преимущественного для удовлетворения этой потребности, является объединяющим фактором в социальных группах (подробнее в моей книге «Психология изменений»). Так формируются социальные группы социопатов, религиозных экстремистов, мировых политических элит, партий, государств, последователей чучхэ, коллекционеров, музыкальных или спортивных фанатов и так далее. Два других ядра имеют такую же безусловную важность, но именно потребность в признании присутствует практически во всех группах, хотя и подвержена гипертрофии, как и два остальных.

Комбинация из наличия или отсутствия трех ядер, а также крайние позиции в каких-нибудь из них, создает устойчивые социальные группы. Если попытаться представить ситуацию графически, то мотивационное ядро личности – это сфера, в которую вписаны три сферы абстрактных ядер. Увеличивая одно из ядер, мы должны уменьшить в размерах и два остальных. При гипертрофированном увеличении одного или двух ядер, оставшиеся должны растечься тонким слоем по внутренней поверхности сферы, нивелируя этим свою мотивационную силу.

Теперь о главном. Развитие Русского мира – это колебание между двух ядер: морально-этического и духовного (потребность в признании никуда не исчезает). Российская империя (отрицание социальной справедливости, но наличие духовного ядра) – погибла. Общество качнулось к ядру социальной справедливости в ущерб духовности – СССР, и также общество оказалось неустойчивым – Союз распался. Новый виток в истории Русского мира – Новейшая Российская империя, которая будет устойчиво сочетать три ядра без ущерба одного за счет другого или отрицание какого-нибудь ядра полностью. Цивилизации Запада, принудительно вернется к балансу трех ядер (это произойдет под действием внешних обстоятельств): социальной справедливости и духовности, значение агрессивного ядра потребности в признании будет скорректировано.

Обратите внимание, что принципиальное отличие Русского мира от Запада в том, что Русский мир самостоятельно провел свою коррекцию. Российская империя развалилась изнутри, даже являясь победителем в Первой мировой войне. Аналогично и СССР. Мы сами, собственными руками, меняли баланс своих мотивационных ядер. Запад – нет. Именно поэтому Запад ждет обрушение и жесткое столкновение с собственной глупостью. 

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Позитивно! +++ :thumbsup:
  • мог бы - поставил жирный минус. Ошибки во всех тезисах. От начала статьи до конца.