Судя по археологическим находкам, даже люди палеолита, около 40 тысяч лет назад, проявляли тягу к искусству, изготавливая художественные изделия и украшения из различных материалов для украшения себя и использования в быту. При помощи украшений наши предки выражали себя и показывали свой социальный статус. Были среди украшений и обереги, и талисманы, по украшениям можно было определить вождя. По ожерелью из клыков хищника можно было узнать самого удачливого и смелого охотника.
В древнейших захоронениях находят ожерелья из ракушек и косточек, изображения человеческих фигурок и фигурок зверей из кости, керамики, дерева. В это время получили развитие наскальная живопись, музыка (дудочки, флейты).
*Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта.*
Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.
Бивень мамонта — это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.
Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.
Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня. Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.
Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.
*Резьба по мамонтовой кости.*
*Кривошеин. Композиция "Соловей-разбойник".*
*Резьба по кости по мотивам сказок.*
Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости
У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими ее косторезами.
*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости.*
*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости. Бивень мамонта.*
*А. Байкова, С. Катарина. Лоток «Ветер», 1982 г., колье-бусы «Каприз»,
1996г., украшение для волос «Розы», 2002г., броши «Цветы», туалетная коробочка
«Тюльпаны», 1996г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*
*В.Т. Ватлин. Гребни «В райском саду» (1986), «Радость» (1995),
«Ажурный» (1996). Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*
*Ажурная, рельефная резьба по бивню мамонта. Холмогоры.*
В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.
*Художественные изделия из бивня мамонта.*
Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.
Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960—1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.
*Композиция "Первобытный человек".*
*Композиция выполнена на натуральном бивне мамонта, найденного в Якутии.
Жизнь охотников на мамонтов. Рельефная резьба.*
Тобольская резная кость
С появлением в Сибири русских поселенцев и пленённых шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска в XVII в. В 1874 г. появилась косторезная мастерская Овешковой, которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, отличающей тобольскую резьбу по кости от холмогорской. Круглая скульптура стала характерной особенностью тобольского косторезного искусства. В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности. Творчество косторезов отмечено золотыми медалями на выставках в Париже и Брюсселе.
* Скульптура "А как у вас?".Бивень мамонта*
*Скульптурная композиция "Северный олень с оленёнком". Г. Тобольск. Конец XIX - начало XX века. Бивень мамонта*
Школа магаданских резчиков еще молода, она уже достаточно известна, предприятие было организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году. В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления. Одно из них — объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пеликенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом. Второе — плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера. Сюжетная гравировка — традиционное художественное направление в искусстве северных народов — похожа на рассказ в цветных рисунках. Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
*Из жизни народов севера.*
*Фигурка моржа и моржовый клык с гравированным изображением.*
*Миниатюрная резьба по кости. Бивень мамонта. Размер 110-157 мм. 2006 г.*
Источник: http://zorca.ru/%D1%81%D0%BE%D...
P.S. Еще я люблю китайское искусство резьбы по кости. И по нему планируется вторая статья.
Оценили 40 человек
63 кармы