Сома

53 1050


На заставке шрифтом деванагари изображено санскритское, то есть ведийское, в смысле арийское слово СОМА.

Сомой же три тысячи лет назад называли и растение, и напиток из него и одного из наиболее почитаемых ариями богов. Почитали же бога Сому не только потому что он являлся символом божественного напитка с тем же названием, но и из-за того, что он был одним из двух хранителей Веды. Почему между сомой-амритой и книгами Веды и нужно ставить знак равенства, и иметь постоянно его в виду при знакомстве, а тем более изучении ведийских текстов. Акцентирую: не кришнаистских, но именно ведийских. Коих на самом деле не так и много.

Вот и глянем что умные люди, ведологами себя именующие, говорят о соме-растении, соме-напитке и боге Соме.

Ниже – несколько цитат из комментариев проф. Т. Я. Елизаренковой  к IХ книге "Ригведы", посвящённой именно СОМЕ.



Сома наряду с Агни и Индрой является одним из трех основных богов в РВ. Ему специально посвящена мандала IX... в нескольких гимнах Сома входит в состав парного божества, к которому обращен гимн: I, 93 - Агни-Сома, II, 40 – Сома-Пушан...

Само имя soma- является существительным мужского рода, произведенным от глагольного корня su- "выжимать" (sc. сок из растения) с помощью не очень продуктивного суффикса --, который образует существительные как с абстрактным, так и с конкретным значением... Кроме того, в качестве названия Сомы может употребляться причастие от корня su- sutá-, букв, "выжатый" (sc. сок) − существительное мужского рода...

Центральный момент ритуала − очищение Сомы, когда он проходит через сито из овечьей шерсти, кодируется глаголом рū- "очищать", на котором, как уже говорилось, построена вся звуковая игра мандалы IX. Сома очищается (раvate), и его очищают жрецы (punánti).

===


Поначалу не хотел читателя тут в филологические санскритские подробности посвящать, но позже решил, что это ПУ – хай будет. Поскольку, коль из ведийского СУ возникает СУТА, "выжатый", то логично будет предположить, что и из ПУ нечто подобное может проистекать.

Внимательному и сообразительному, как говорится, достаточно.


Далее:

После смешения с добавлениями Сома становится вкусным (svad-), и его пьют (ра-) боги (Индра, прежде всего) и люди. Воздействие Сомы на того, кто его вкусил, передается глаголом mad- "приходить (приводить) в радостное возбуждение", "опьянять(ся)", "воодушевлять(ся)", который может иметь как непереходное, так и переходное значение. Боги опьяняются (mad-) Сомой, и Сома опьяняет (mad-) богов.

===


Вот ради этого-то "пьянства" богов и людей я накануне и опубликовал статью под названием "МАДА...". Выбрав, однако, не очень удачное время для публикации. В итоге, за те пару минут, что статья повисела в ленте, и полсотни просмотров не набралось. Впрочем, не горюю. Кому надо – найдёт и почитает. И, надеюсь, согласится, что то пьянство, о котором говорит выше проф. Елизаренкова, к пьянству в нашем понимании отношения не имеет.

Плюс немного филологии касательно слова svad- из той же цитаты:

svad- = СVАД- = СΛАД- = сладкий, вкусный.


Дальше:

С Индрой Сома тесно связан потому, что тот считается основным потребителем напитка бессмертия. Только в опьянении Сомой Индра совершает свои героические подвиги: убивает змея Вритру и освобождает течение скованных им рек, ваджрой пробивает скалу Вала и выпускает оттуда спрятанных в глубине алых коров, убивает демонов.

===


И ещё раз повторю: состояние МАДЫ, в котором Индра творит свои подвиги к нашему опьянению отношения не имеет. А чтоб более точно понимать что такое МАДА можно посмотреть к\ф "Небесный суд" от 2012 года, где адвокат в исполнении Пореченкова именно в этом состоянии громит доводы противной стороны. И все присутствующие на том заседании... улыбаются. Поскольку понимают, что адвокат не пьян, а просто вошёл в состояние МАДЫ.


Ну и последняя цитата, ради которой и пишется эта статья:

Далее следует коснуться проблемы идентификации Сомы. Более 100 лет ведутся споры о том, что это было за растение, сок которого приносили в жертву древние индийцы и иранцы (soma/haoma). Удовлетворительное решение не найдено до сих пор. В качестве кандидатов для Сомы предлагались различные типы мелких кустарников и трав (Ephedra, Sarcostemma brevistigma, Periploca aphylla, Cannabis sativa - конопля и др.), однако ни в одном из случаев не удавалось доказать, что выбор сделан правильно, и все остальные кандидаты начисто исключаются. Причина в том, что ни в РВ, ни в Авесте нет описания того реального растения, которое служило жертвенной субстанцией. Кое-где в преувеличенных мифологических описаниях просвечивают отдельные реальные черты, но всего этого мало, действительность скрыта за символами, метафорами, темными намеками и умолчаниями. Главная задача поэтов заключалась в том, чтобы, восхваляя Сому условным языком канона, помочь соку "очиститься" с помощью гимнов и превратиться в напиток бессмертия богов амриту. Задача реалистического описания растения никогда перед ними не стояла.

Вот в этих трудных, невыигрышных условиях и приходится разбираться, чем мог, а чем не мог быть Сома в РВ.

Дискуссия, связанная с идентификацией Сомы в РВ, приобрела особенно острый характер, когда в 1968 г. вице-президент Американского общества микологов Р.Г. Уоссон опубликовал свою нашумевшую книгу "Сома. Божественный гриб бессмертия", в которой выдвигал гипотезу о том, что Сома в РВ был мухомором (Amanita muscaria), что не было принято подавляющим большинством ведологов. Гипотеза Уоссона была смелой и интересной, она включала индоиранский ареал в широкую сферу распространения шаманской культуры, в которой хорошо известно было употребление мухоморов для достижения экстатического состояния и галлюцинаций ("шаманский полет"). Однако Уоссон не знал санскрита и должен был полагаться на переводы, толкуя однозначно, в свете своей гипотезы, ряд контекстов РВ, дающих основания для совсем иного прочтения.

Гипотеза Уоссона обсуждалась на протяжении десятилетий. Место мухомора в качестве Сомы постепенно стали занимать другие кандидаты, но ни Mandragora turcomanica, ни Peganum harmala, или дикая рута, предложенные на эту роль, не могли претендовать на нее всерьез − они явно не соответствовали тексту РВ.

===


Вот.

Особо же тут порадовало, что подавляющее большинство ведологов не приняли теорию американского миколога насчёт сомы-мухомора. И слава яйцам, что не приняли! Хотя, как понимаю, некоторые и приняли. И, подозреваю, по сию пору с пеной у рта отстаивают ту позицию.


Ну а теперь то, что обещал в последней статье – называю растение, из которого арии получали сому-амриту. Причём доверю сие благодарное дело кембриджскому профессору А. Б Кейту, назвавшему то растение ещё аж в 1914 году, в своём переводе "Яджурведы". Вот та цитата из ЯВ 2-3-2:

"it is of panic seeds, Soma is it"

т.е. дословно:

«это есть паники семя; сома это есть»

или по-нашему:

«семя паники и есть [растение] сома»


На картинке: тот самый текст со словами ВĀВА СА СОМА, что значит "воистину се сома"


Только ведологам, уважаемый читатель, пожалуйста не говори, что выше прочёл. Пусть и дальше своими мозгами доходят. Мало ли среди тех светлая голова сыщется и самостоятельно выйдет на "панику" ту. Тогда-то и назову того – ведолог! Ибо нынешние – так, сбоку от Веды припёка. Поскольку даже не удосужились "Яджурведу" прочесть. Вот и фантазируют.

На том − пока-пока и привет!

***

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

Обсудить
  • Ну вот, опять не спать. Переживать буду когда же всё откроецца -то. Скорей бы уж) Чот кажется мне, что это та трава, которая сами знаете ,что за трава) Жду продолжения. Параллельно штудирую твой старый блог. Глубоко копаешь. Это ж сколько труда понадобилось вложить. Признаться, все сохраняю себе в папочку. )
  • :disappointed_relieved: :disappointed_relieved: :disappointed_relieved:
  • ".."очиститься" с помощью гимнов..." :hushed:
  • Так как травка по русски то называется ?
  • Некоторые исследователи склонны считать растение Асклепиус ацида (asclepias acida) источником, из которого готовили Сому. СОМА – soma, haoma — напиток приготовлялся из сока стебля вьющегося растение Sarcostema Viminalis или Asclepias Acida, собранного при лунном свете в горах. В Понедельник – день, предназначенный для извлечения сомы (Сома-вара или Варения Сома), стебли Asclepias Acida размалывали и смешивали с молоком или ячменной мукой и медом, для БРОЖЕНИЯ. СОМА считался одним из важнейших ведических Богов, которого восхваляли все 114 гимнов 9-й книге Риг-Веды. В Атхарваведе превозносятся целебные свойства Сомы, он рассматривается, как царь лекарственных растений. Cлова: сома (soma, haoma) и амрита (Amr2ita- царь растений) тождественны и означают сок, пища Богов небесная сома именуется – madhu (медовая). somyam madhu — сома медовая Сома (Сом) — soma – (авест. haoma ) — божество, равное Агни. Бог-напиток, приготовленный из сока растения, который изливается в огонь в процессе жертвоприношения. СОМА — отождествляется с Луной и с богом Луны, а также с Вишну (Vishn2u), Шива (Жива- S3iva), Яма и Кубера (Сибера — Сибирь). Сому называют Раджан (радость). В Ригведе – ритуальный, галлюциногенный или возбуждающий напитка Богов haoma (сома) или растение, вызывавший у верующих религиозный экстаз.