На заставке шрифтом деванагари изображено санскритское, то есть ведийское, в смысле арийское слово СОМА.
Сомой же три тысячи лет назад называли и растение, и напиток из него и одного из наиболее почитаемых ариями богов. Почитали же бога Сому не только потому что он являлся символом божественного напитка с тем же названием, но и из-за того, что он был одним из двух хранителей Веды. Почему между сомой-амритой и книгами Веды и нужно ставить знак равенства, и иметь постоянно его в виду при знакомстве, а тем более изучении ведийских текстов. Акцентирую: не кришнаистских, но именно ведийских. Коих на самом деле не так и много.
Вот и глянем что умные люди, ведологами себя именующие, говорят о соме-растении, соме-напитке и боге Соме.
Ниже – несколько цитат из комментариев проф. Т. Я. Елизаренковой к IХ книге "Ригведы", посвящённой именно СОМЕ.
Сома наряду с Агни и Индрой является одним из трех основных богов в РВ. Ему специально посвящена мандала IX... в нескольких гимнах Сома входит в состав парного божества, к которому обращен гимн: I, 93 - Агни-Сома, II, 40 – Сома-Пушан...
Само имя soma- является существительным мужского рода, произведенным от глагольного корня su- "выжимать" (sc. сок из растения) с помощью не очень продуктивного суффикса -mа-, который образует существительные как с абстрактным, так и с конкретным значением... Кроме того, в качестве названия Сомы может употребляться причастие от корня su- sutá-, букв, "выжатый" (sc. сок) − существительное мужского рода...
Центральный момент ритуала − очищение Сомы, когда он проходит через сито из овечьей шерсти, кодируется глаголом рū- "очищать", на котором, как уже говорилось, построена вся звуковая игра мандалы IX. Сома очищается (раvate), и его очищают жрецы (punánti).
===
Поначалу не хотел читателя тут в филологические санскритские подробности посвящать, но позже решил, что это ПУ – хай будет. Поскольку, коль из ведийского СУ возникает СУТА, "выжатый", то логично будет предположить, что и из ПУ нечто подобное может проистекать.
Внимательному и сообразительному, как говорится, достаточно.
Далее:
После смешения с добавлениями Сома становится вкусным (svad-), и его пьют (ра-) боги (Индра, прежде всего) и люди. Воздействие Сомы на того, кто его вкусил, передается глаголом mad- "приходить (приводить) в радостное возбуждение", "опьянять(ся)", "воодушевлять(ся)", который может иметь как непереходное, так и переходное значение. Боги опьяняются (mad-) Сомой, и Сома опьяняет (mad-) богов.
===
Вот ради этого-то "пьянства" богов и людей я накануне и опубликовал статью под названием "МАДА...". Выбрав, однако, не очень удачное время для публикации. В итоге, за те пару минут, что статья повисела в ленте, и полсотни просмотров не набралось. Впрочем, не горюю. Кому надо – найдёт и почитает. И, надеюсь, согласится, что то пьянство, о котором говорит выше проф. Елизаренкова, к пьянству в нашем понимании отношения не имеет.
Плюс немного филологии касательно слова svad- из той же цитаты:
svad- = СVАД- = СΛАД- = сладкий, вкусный.
Дальше:
С Индрой Сома тесно связан потому, что тот считается основным потребителем напитка бессмертия. Только в опьянении Сомой Индра совершает свои героические подвиги: убивает змея Вритру и освобождает течение скованных им рек, ваджрой пробивает скалу Вала и выпускает оттуда спрятанных в глубине алых коров, убивает демонов.
===
И ещё раз повторю: состояние МАДЫ, в котором Индра творит свои подвиги к нашему опьянению отношения не имеет. А чтоб более точно понимать что такое МАДА можно посмотреть к\ф "Небесный суд" от 2012 года, где адвокат в исполнении Пореченкова именно в этом состоянии громит доводы противной стороны. И все присутствующие на том заседании... улыбаются. Поскольку понимают, что адвокат не пьян, а просто вошёл в состояние МАДЫ.
Ну и последняя цитата, ради которой и пишется эта статья:
Далее следует коснуться проблемы идентификации Сомы. Более 100 лет ведутся споры о том, что это было за растение, сок которого приносили в жертву древние индийцы и иранцы (soma/haoma). Удовлетворительное решение не найдено до сих пор. В качестве кандидатов для Сомы предлагались различные типы мелких кустарников и трав (Ephedra, Sarcostemma brevistigma, Periploca aphylla, Cannabis sativa - конопля и др.), однако ни в одном из случаев не удавалось доказать, что выбор сделан правильно, и все остальные кандидаты начисто исключаются. Причина в том, что ни в РВ, ни в Авесте нет описания того реального растения, которое служило жертвенной субстанцией. Кое-где в преувеличенных мифологических описаниях просвечивают отдельные реальные черты, но всего этого мало, действительность скрыта за символами, метафорами, темными намеками и умолчаниями. Главная задача поэтов заключалась в том, чтобы, восхваляя Сому условным языком канона, помочь соку "очиститься" с помощью гимнов и превратиться в напиток бессмертия богов амриту. Задача реалистического описания растения никогда перед ними не стояла.
Вот в этих трудных, невыигрышных условиях и приходится разбираться, чем мог, а чем не мог быть Сома в РВ.
Дискуссия, связанная с идентификацией Сомы в РВ, приобрела особенно острый характер, когда в 1968 г. вице-президент Американского общества микологов Р.Г. Уоссон опубликовал свою нашумевшую книгу "Сома. Божественный гриб бессмертия", в которой выдвигал гипотезу о том, что Сома в РВ был мухомором (Amanita muscaria), что не было принято подавляющим большинством ведологов. Гипотеза Уоссона была смелой и интересной, она включала индоиранский ареал в широкую сферу распространения шаманской культуры, в которой хорошо известно было употребление мухоморов для достижения экстатического состояния и галлюцинаций ("шаманский полет"). Однако Уоссон не знал санскрита и должен был полагаться на переводы, толкуя однозначно, в свете своей гипотезы, ряд контекстов РВ, дающих основания для совсем иного прочтения.
Гипотеза Уоссона обсуждалась на протяжении десятилетий. Место мухомора в качестве Сомы постепенно стали занимать другие кандидаты, но ни Mandragora turcomanica, ни Peganum harmala, или дикая рута, предложенные на эту роль, не могли претендовать на нее всерьез − они явно не соответствовали тексту РВ.
===
Вот.
Особо же тут порадовало, что подавляющее большинство ведологов не приняли теорию американского миколога насчёт сомы-мухомора. И слава яйцам, что не приняли! Хотя, как понимаю, некоторые и приняли. И, подозреваю, по сию пору с пеной у рта отстаивают ту позицию.
Ну а теперь то, что обещал в последней статье – называю растение, из которого арии получали сому-амриту. Причём доверю сие благодарное дело кембриджскому профессору А. Б Кейту, назвавшему то растение ещё аж в 1914 году, в своём переводе "Яджурведы". Вот та цитата из ЯВ 2-3-2:
"it is of panic seeds, Soma is it"
т.е. дословно:
«это есть паники семя; сома это есть»
или по-нашему:
«семя паники и есть [растение] сома»
На картинке: тот самый текст со словами ВĀВА СА СОМА, что значит "воистину се сома"
Только ведологам, уважаемый читатель, пожалуйста не говори, что выше прочёл. Пусть и дальше своими мозгами доходят. Мало ли среди тех светлая голова сыщется и самостоятельно выйдет на "панику" ту. Тогда-то и назову того – ведолог! Ибо нынешние – так, сбоку от Веды припёка. Поскольку даже не удосужились "Яджурведу" прочесть. Вот и фантазируют.
На том − пока-пока и привет!
Оценили 12 человек
24 кармы