Концепция грехопадения это самый мощный инструмент социального моделирования и одновременно самый простой. В ней можно найти ответы абсолютно на все вопросы, связанные с современной социальной структурой, да и не только современной.
Суть грехопадения заключается в яблоке Эдема, которое, по приданию, съели Адам и Ева. Этим начинается библейская история земного существования человека.
О применении "Яблока Эдема" в социологии и психологи
Основополагающим мотивирующим стимулом любой деятельности человека является желание изменить текущее положение вещей. Другими словами это момент конфликта человека с внешней средой и желание перестроить ее в соответствии со своей природой, своими потребностями.
Вообще, логично предположить, что потребности человека обусловлены природой, в которой он появился как вид, и в которой он продолжает свое существование. И именно в этом кроется переход от теологии к социологии и психологии в научной плоскости.
Для того чтобы разобраться с сутью этого вопроса, нам нужно начать с описания наших взаимоотношений с внешним миром. Начнем с условий внешней среды, которая нас окружает.
Внешняя среда
Внешняя среда представляет собой набор доступных материальных ресурсов, который ограничен уровнем технологического развития(доступность) и потребностями субъекта(ассортимент). Разумеется, что физический объем ресурсов не зависит от уровня технологий и его можно принять за константу.
Субъективная среда
Потребности субъекта определяют ассортимент необходимых материальных благ, а так же методы (технологии) их приобретения.
Синтез внешней среды и субъекта
Совершенно очевидно, что субъект пытается поочередно приобрести все материальные блага, которые ему необходимы. Очередность приобретений определяется иерархией его потребностей, которая связана не только с важностью материальных благ для субъекта, но и с уровнем удовлетворенности конкретной потребности в текущий момент времени.
Потребности человека цикличны, поэтому ему приходится постоянно работать для того чтобы удовлетворить их.
Энергия человека так же является ресурсом. Субъект меняет свою энергию на приобретение материальных благ. У энергии субъекта есть своя стоимость, она определяется технологической обеспеченностью затрат энергии.
Чем больше затраты энергии обеспечены технологией, тем меньше требуется потратить энергии для приобретения того или иного блага, значит тем выше стоимость энергии субъекта по отношению к внешней среде.
Технологии могут быть разными. Например автоматизация производственных отношений, тайм-менеджмент, формирование и поддержка социальных отношений, государственные институты и т. д.
Принципы отношений между субъектом и внешней средой.
1. Единственным мотивирующим фактором является удовлетворение собственных потребностей в виде приобретения материальных благ (включая возможность продолжения рода).
2. Ценность социальных отношений и технологий определяется тем, насколько они упрощают нам жизнь.
3. В соответствии с выше обозначенными принципами, существует всего две ценности материальные блага и технологии. Ценность субъекта определяется ценностью его энергии, его обеспеченностью технологиями.
Нестыковки
Описанные выше отношения полностью исключают появление какой-либо морали. Там нет места например защите слабых или ущербных. Потому что, в соответствии с выше описанными принципами, есть только потребности субъекта и процесс их удовлетворения. Ценность субъекта для других субъектов, заключается в его способности облегчить им жизнь, если он не способен, то он не ценен.
И для природы, которую мы наблюдаем, которая вроде бы нас создала и в которой мы живем это естественно и нормально. И если бы человек полностью принадлежал этому миру, то он бы не конфликтовал с этими принципами. И принимал бы их как должное и справедливое, так как иное ему было бы неизвестно.
Но оказывается, что человеку известно иное. И он способен на сознательные бескорыстные поступки. Он может ценить людей больше чем ресурсы, даже если не имеет к этим людям никакого отношения. Если например, у человека будет возможность безнаказанно убить незнакомого ему человека за конфету, то он этого не сделает. Это логично для природы, которая нас окружает, но не для человека.
Например у животных, как правило, с этим никаких проблем. Дельфины убивают молодняк потому что им нравится спариваться, а если у самки есть потомство, то она спариваться не хочет. В стае крокодилов например, чаще всего есть только один взрослый и сильный самец-вожак, я думаю не стоит объяснять почему. Вообще мир животных абсолютно без проблем и противоречий вписывается в выше указанные принципы.
Потерянный фрагмент
Есть определенный набор правил, придерживаясь которых, человек становится счастливым. И именно этот набор правил отличает человека от животного. Весь комплекс этих правил называется гармонией. Гармония это признание наивысшей ценностью бесконфликтное конструктивное взаимодействие с окружающей средой и реализация этого принципа. При этом гармония живет в человеке как некая память о чем то. Взаимодействие этой памяти с сознанием субъекта проявляется как совесть. О чем именно эта память сказать никто не может, поэтому справедливо полагать, что эта память всегда находится на уровне подсознания и не выходит на сознательный уровень.Это значит, что то, о чем эта память можно легко забыть или, если потрудиться, то можно приблизиться к этому воспоминанию на максимально близкое расстояние.
Интеграция потерянного фрагмента в рассмотренный выше синтез
В итоге это и происходит с человеком в обыденной жизни. В процессе жизнедеятельности, по правилам выше указанного синтеза, человек может поступать иррационально, но в соответствии с совестью. Тогда его связь с этим воспоминанием будет укрепляться. А может поступать исключительно рационально, тогда он будет забывать это воспоминание и отдаляться от состояния гармонии.Но фокус заключается в том, что человек, по своей природе так же двойственен. Поэтому чем дальше человек находится от точки абсолютной гармонии (Здесь о дистанции от точки абсолютной гармонии написано более подробно https://cont.ws/@kudinov/53052... ), тем меньше он ощущает себя счастливым. Счастье это такой индикатор совокупной удовлетворенности человека. Если, например, человек отверг гармонию, то его уровень счастья значительно падает и он старается компенсировать эти потери за счет материальных благ, ну и тем выше его активность.
Моделирование
Поэтому существует три вида людей:
1. Люди тела - их основной интерес заключается в удовлетворении потребностей (высокая активность, низкая эффективность).
2. Люди души - они стремятся к познанию и приобретению технологий (Средняя активность и эффективность)
3. Люди духа - они стремятся достичь гармонии (Низкая активность, высокая эффективность)
Мерой эффективности является количество энергии, потраченное для достижения состояния полного удовлетворения.Эти классы можно разделить на подклассы, и детализировать по признакам, форме активности, позиции в социальной структуре и т. д.
Эта классификация людей используется в христианстве очень давно. Хотя они не занимаются социальным моделированием или психологией. Основная проблема заключается в потерянном фрагменте, он до конца неизвестен. Но его изучением занимались множество философов и теологов. Наиболее авторитетным, на мой взгляд, источником на эту тему является православное христианство.Так как именно они объясняют двойственную природу человека и объясняют ее правильно.
Человек был создан в гармонии, а затем совершил грехопадение. Именно поэтому человек без гармонии не может быть счастлив. Потому что гармония является основанием, которое было в него заложено. Что касается материальных потребностей, то они являются второстепенными, так как их удовлетворение принципиально не противоречит гармонии.
Так же счастье является единственным мотивирующим фактором для человека и его единственной целью, а значит и предназначением. Но счастье для человека невозможно без такого компонента, как гармония. А значит грехопадение для человека было второстепенным.
Но человек так же наделен свободой воли, которая заключается в возможности забыть гармонию или приблизиться к тому, чтобы ее вспомнить. Если он ее забудет, то это будет исключительно по его воли, потому что в любой ситуации у него есть выбор - поступить так как этого требует внешняя среда (А она не учитывает такого параметра как гармония) или поступить так, как этого требует внутреннее состояние(учитывающее гармонию).
И внешние обстоятельства не могут принудить человека отказаться от воспоминания о гармонии. Потому что нет таких внешних процессов, которые бы регулировали взаимодействие между сознанием и подсознанием. Однако же сделать такой выбор добровольно и сознательно человек может.
Этот выбор относится к коллизии "Человек определяет мир или мир определяет человека" и он не предсказуем. Потому что когда человек делает этот выбор, то он изменяется внутренне и после этого выбора он перестает быть тем, кем он был до того как его сделал.
То есть элемент системы изменился и у него появились другие свойства, теперь он иначе реагирует на события и теперь его нужно иначе учитывать.Что именно выберет человек - развитие или деградацию, заранее сказать нельзя. Этого нельзя определить по каким либо признакам. Но зато известен маршрут развития и все возможные варианты деградации или дальнейшего развития для конкретного этапа ( https://cont.ws/@kudinov/28204... )
Оценили 5 человек
10 кармы