Фрагменты книги: "Человек и пол: гомосексуализм и пути его преодоления"
Ричард А. Коэн
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Гомосексуальность обусловлена многими факторами. Потребность в любви со стороны родителя того же пола, потребность в полоролевой идентификации, боязнь близких отношений с противоположным полом — эти переживания обычно лежат в основе гомосексуализма многих мужчин и женщин.
Очень многим гомосексуалам хочется перейти от гомосексуальных отношений к гетеросексуальным. Была разработана дающая положительные результаты методика лечения гомосексуалов. Она состоит из четырех этапов.
ВВЕДЕНИЕ
Я — психотерапевт, педагог и писатель. Но главный мой мандат — это те уроки любви, которые я получил на пути избавления от гомосексуализма. Я побывал у нескольких психотерапевтов и услышал от них только одно: «Будь честен со своим собственным Я, прими себя таким, каков ты есть, живи гомосексуалистом». Но мне нужно было не это. У меня была мечта: я страстно хотел жениться на женщине, чтобы у меня были дети.
Потребовалось много лет хождения по специалистам и самостоятельной борьбы, чтобы понять, наконец, смысл своих гомосексуальных чувств и желаний. Еще больше времени требовалось на то, чтобы избавиться от источника боли, возбуждавшей эти желания. И, наконец, пришло истинное и длительное изменение, Бог дал мне замечательную жену и двоих прелестных детей.
Сначала я хотел бы очертить основной смысл гомосексуального влечения, а затем представить терапевтическую модель излечения гомосексуальности.
ОСНОВНОЙ СМЫСЛ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ
1. Потребность в любви со стороны родителя того же пола
Большинство рассказов гомосексуалистов свидетельствуют о том, что источником гомосексуальных мыслей и чувств обычно бывают переживания доподросткового возраста. Поэтому гомосексуальность, по своей сути, оказывается не сексуальным явлением. Гомосексуальная потребность в любви, в сущности, представляет собой поиск родителя. Гомосексуал жаждет удовлетворить нормальную потребность в привязанности, которая осталась почему–либо неудовлетворенной в процессе развития, и именно это ненормально. Мужчина ищет в других мужчинах отцовскую любовь, а женщина ищет в других женщинах — материнскую. Следовательно, гомосексуальное влечение представляет собой компенсацию, желание восполнить оставшуюся неудовлетворенной потребность в любви. То есть, гомосексуальный импульс имеет в своей сути восстановительную направленность.
Но эту глубинную эмоциональную потребность никогда не удается удовлетворить при помощи половых отношений. Было многократно испытано, проверено и доказано, что половая связь не способна ни восполнить недостаток любви, ни удовлетворить глубинную потребность в ней. Только здоровая, целительная привязанность без сексуального компонента способна привести к глубоким и длительным изменениям.
2. Потребность в полоролевой идентификации
Гомосексуал чувствует в себе недостаток маскулинности (или, для женщин — феминности) и пытается восполнить его при посредстве других мужчин (или женщин). Этот недостаток бывает обусловлен отчуждением или нарушением взаимоотношений между отцом и сыном либо между матерью и дочерью в раннем детстве или отрочестве.
Полоролевое тождество — это осознание своей маскулинности или феминности, своей мужской или женской сущности. Гомосексуал смутно ощущает свою внутреннюю неполноценность в этой области. И поэтому ищет в другом человеке недостающую часть своего Я. В сексуальном контакте с представителем своего пола гомосексуалист, по крайней мере на мгновение, чувствует себя цельным и более совершенным.
3. Страх перед близостью с представителем противоположного пола
В случае мужского гомосексуализма нередко приходится говорить о ненормально тесной привязанности сына к матери. Если муж не удовлетворяет эмоциональные и физические потребности жены, то она зачастую обращается за поддержкой и утешением к сыну. При этом у нее, конечно, не бывает осознанного намерения принести ему вред; но, тем не менее, это оказывает глубокое разрушительное воздействие на психосексуальное развитие мальчика, так как может привести его к гипертрофированной идентификации с матерью и нарушению идентификации с отцом.
Позднее, в период пубертата, такой ребенок может испытывать сексуальное влечение к матери. Такое влечение приводит к возникновению острого чувства вины и вытеснению нормального сексуального влечения к женщине. И вполне возможно, что впоследствии такой мальчик будет искать близости и половых отношений с мужчинами, как бы не желая «предать» мать и заново испытать чувство вины. Этот процесс идет абсолютно без участия сознания.
У гомосексуальных женщин обычно в прошлом есть тягостное переживание, связанное с оскорблением, которое ей нанес отец или другой значимый для нее мужчина. Это оскорбление или насилие может быть сексуальным, эмоциональным, нравственным или физическим. Оно глубоко ранит женщину, и нанесенная травма сказывается на отношении этой женщины к мужчинам вообще. Не желая воспроизводить в памяти ту ситуацию, женщина ищет утешения, любви и понимания у других женщин.
В других случаях, возможно, имеет место гиперидентификация женщины со своим отцом, усвоение мужских манер и внешних черт с тем, чтобы завоевать любовь и внимание матери.
Три этих фактора (потребность в любви со стороны родителя того же пола, необходимость полоролевой идентификации и страх перед противоположным полом) обычно являются основными причинами гомосексуальности.
ПЛАН РАБОТЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ
Процесс перехода
Я разделил процесс перехода на четыре этапа:
Переходная фаза.
Обучение осознанию и выражению мыслей, чувств и потребностей, существующих в настоящее время.
Лечение гомоэмоциональной травмы при помощи установления здоровых, сердечных, целительных взаимоотношений без сексуального компонента:
а) мужчина должен лечиться вместе с другими мужчинами;
б) женщина должна лечиться вместе с другими женщинами.
Лечение гетероэмоциональной травмы при помощи установления здоровых, сердечных, целительных взаимоотношений без сексуального компонента:
a) мужчина должен лечиться вместе с женщинами;
б) женщина должна лечиться вместе с мужчинами.
Эту модель можно применять и дпя лечения тех, кто фактически был гомосексуалистом, и при работе с теми, у кого не было гомосексуальных половых контактов, но бывают гомосексуальные мысли, чувства и желания.
Брак сам по себе не является решением проблемы для тех, у кого возникают гомосексуальные чувства, потому что женщина никогда не сможет удовлетворить гомоэмоциональные потребности мужчины, а мужчина никогда не будет в состоянии удовлетворить гомоэмоциональные потребности женщины.
ЭТАП 1. ПЕРЕХОДНАЯ ФАЗА
На этом этапе человек (мужчина или женщина) должен понять, что у него есть проблемы и что он нуждается в помощи. Возможно, он уже пытался справиться со своими гомосексуальными чувствами, но безуспешно. Возможно, даже надеялся, что гомосексуальные желания исчезнут в браке, а они не исчезли. Возможно, у него было множество связей, а он по–прежнему ощущает внутреннюю пустоту, обиду и растерянность. Возможно, он еще очень юн и его пугает направление собственного сексуального влечения. Сценарии бывают самыми разнообразными. Но в основе любого должно лежать страстное желание измениться.
Мотивация — ключевой элемент успеха.
Без глубокого стремления к изменению личности, процесс перехода совершиться не может. Есть три основные задачи, решить которые необходимо на первом этапе перехода:
отказаться от сексуальных контактов;
выработать для себя систему поддержки;
сосредоточить свое внимание на ценности своей личности, а не на полоролевом тождестве.
Отказаться от сексуальных контактов
Во время переходной фазы человек должен отказаться от прежнего образа жизни, прежних товарищей, прежних развлечений.
Поле деятельности: не ходить туда, где он общался к гомосексуалами или где у него были гомосексуальные контакты, например, в бары для гомосексуалистов, бани, парки, на порнографические фильмы — никуда, где его опять могут вовлечь в круг гомосексуального поведения.
Товарищи: не должно быть никакого общения с теми, кто может соблазнить человека прежними занятиями,
Развлечения: не покупать порнографические журналы и открытки или другие атрибуты, связанные с гомосексуальным поведением.
Выработать систему поддержки
Недостаточно просто сказать кому–то, что он должен отказаться от прежних связей и форм поведения. Необходимо понять, что эти люди, места и развлечения способствуют попыткам реализации вполне законной потребности человека в подлинной близости. Однако эта потребность должна быть удовлетворена в контексте здоровых, сердечных взаимоотношений без сексуального элемента. Только при отсутствии эротического элемента формируется подлинная привязанность. 8
Поэтому необходимо организовать надежную систему поддержки, которая помогла бы создать душевное и здоровое окружение, в котором человек мог бы залечить оставшиеся от прошлого раны и где ему было бы оказано необходимое внимание и помощь. Только в этом случае удается заместить сексуальное поведение или сексуальные фантазии нормальными здоровыми отношениями.
Система поддержки может включать в себя нижеперечисленные элементы, но не обязательно должна ограничиваться только ими:
1. Переходная группа поддержки
Это группы поддержки, состоящие из мужчин и женщин, также осуществляющих процесс перехода. Это могут быть группы, подобранные по признаку пола (только мужчины или только женщины), но особой необходимости в таком подборе нет. Важно, чтобы группой руководил кто–нибудь, кто сам успешно совершил такой переход и был бы уже «сексуально спокоен» хотя бы в течение нескольких лет, либо кто–нибудь, кто хорошо понимает особенности процесса перехода и лечения гомосексуализма.
2. Консультации у специалиста того же пола
Необходима работа с консультантом своего пола, который понимает природу гомосексуальности и сущность процесса перехода. Такой консультант должен установить с пациентом очень тесные отношения. Отстраненные или индифферентные терапевтические отношения лишь усиливают уже имеющееся у пациента оборонительное отчуждение. 9 Работа с консультантом противоположного пола приемлема на последнем, четвертом, этапе перехода.
3. Группы двенадцатишаговой поддержки
Если есть признаки других зависимостей, то, возможно, будут полезны дополнительные группы поддержки, как например SLA (Анонимные жертвы любви и секса), АА (Анонимные
алкоголики), NA (Анонимные наркоманы), CODA (Анонимная группа страдающих созависимостью*) и SIA (Анонимные жертвы инцеста).
*Созависимость — взаимная зависимость (психологический термин). (Прим. Ред.)
Я хотел бы только высказать одно предостережение в отношении всех этих вышеперечисленных групп. Женщина или мужчина, осуществляющие процесс перехода, должны хорошо осознавать, что основной установкой в таких группах является «терапия утверждения гомосексуализма», то есть человека поддерживают в его гомосексуальности, поощряя остаться гомосексуалистом и принимать себя таким, каков он есть. В некоторых из этих двенадцатишаговых групп возможно, что их руководители или члены будут говорить пациенту: «Все в порядке, просто прими себя таким, каков ты есть, оставайся "голубым" и не пытайся с этим бороться». В этом заключается опасность посещения некоторых оздоровительных групп. Если мужчина или женщина на стадии перехода приносят вдруг вам такую установку, необходимо сделать все возможное, чтобы подготовить их к этому и убедить твердо следовать своему личному желанию совершить переход, попросив при этом других членов группы оказать необходимую поддержку колеблющимся. Если члены группы не могут этого сделать, то находиться в такой группе небезопасно. (Если пациент христианин, то может оказаться полезной группа поддержки, руководимая Международным братством EXODUS (ИСХОД), или группа Анонимные гомосексуалисты.)
4. Семья и друзья
Поддержка со стороны родителей, братьев и сестер, родственников и близких друзей значительно облегчает процесс переохода. Очень хорошо, если человек, совершающий этот переход, может поделиться с родителями, друзьями или родственниками своими переживаниями, если каналы общения не заблокированы. Если же такой возможности нет, то со временем она, вероятно, появится.
5. Церковная община
Религиозная община обязательно должна принимать активное участие в судьбе мужчин и женщин, решивших изменить себя и отважившихся включиться в процесс перехода. Движение двенадцатишаговой помощи получило в Америке столь широкое распространение именно потому, что религиозные сообщества оказались не в состоянии успешно разрешать реальные проблемы мужчин, женщин и детей. Прошло то время, когда дети Божии стояли друг за друга и честно признавались в своих сердечных страданиях, душевной боли и мучениях. Количество разводов стремительно растет. Все больше людей страдают болезнями, передающимися половым путем. СПИД превращается в повальную эпидемию. Миллионы инфицированы ВИЧ. Мы должны протянуть руку помощи страждущим и применить свою веру на практике.
Мужчины, женщины и дети, решившие избавиться от гомосексуальности, не смогут сделать этого без помощи окружающих. Им необходимо наше время, внимание и забота. Длительное и стойкое исцеление возможно только в том случаю, если Божья любовь проявится через окружающих.
6. Телефон доверия
Отказавшись от прежних форм поведения, взаимоотношений и способов времяпрепровождения, человек чувствует себя одиноким и уязвимым. Поэтому он обязательно должен иметь возможность обратиться к людям. Для людей, осуществляющих переход, должен быть разработан специальный список телефонов, в который будут включены номера тех, кто входит в группу поддержки, и некоторых других, заинтересованных в выздоровлении этого человека, так сказать, членов его «семьи по выбору».
7. Литература
В процессе лечения полезно читать соответствующую литературу, особенно об избавлении от гомосексуальности. Есть замечательные книги на эту тему. Чтение таких книг помогает человеку понять, куда и зачем он идет, что с ним происходит, а также помогает осознать причины, результатом действия которых и стало данное сексуальное поведение. Литература подобного рода может оказать немалую помощь на трудном пути исцеления.
8. Женские и мужские группы
Участие в такой группе помогает человеку научиться общаться с представителями своего пола на здоровой почве, без сексуального подтекста. Здесь люди постигают новые способы времяпрепровождения, обретают уверенность в себе и доверие к окружающим.
Сосредоточить внимание на ценности своей личности, а не на полоролевом тождестве
В нашей культуре и в современном мире вообще уделяется слишком много внимания полоролевому тождеству и сексуальному поведению. Тому есть множество причин. И самая главная из них — отсутствие сердечной близости и душевности в семье, поэтому занятия сексом становятся суррогатом любви.
Родители для ребенка являются чем–то вроде земных богов. В «Золотой книге Божией» утверждается:
«Бог — это любовь, выраженная материнским поцелуем и горячим объятием крепких отцовских рук». Если ребенку не хватает любви одного из родителей или их обоих, то он компенсирует эту потерю работой или другими взаимоотношениями, пока рана не затянется и потребность не будет удовлетворена.
Другой важной причиной возросшей сексуальной активности является отсутствие духовности, недостаточная связь с Богом, Творцом. Не испытав на себе родительской любви и любви Бога, человек никогда не поймет своей собственной ценности, не почувствует своей значимости.
Значимость человека определяется тем, насколько он любим, а не тем, что он делает, чего достиг и какова его внешность. Подлинная и неизменная ценность человека зависит от простого, но очень важного факта — быть любимым. Поэтому одной из первых задач, решаемых в процессе перехода, является перенос акцента с полоролевого тождества, с вопроса гомосексуал человек или гетеросексуал, на истинное самоотождествление с детьми Божьими. За всеми наносными проблемами, связанными с полоролевым тождеством и сексуальным поведением, скрывается ребенок, который страстно хочет, чтобы его любили. Такова сущность жизни. Поэтому в повседневной жизни необходимо каждый день и каждый час подчеркивать неизменную ценность человека, определенную Богом, ибо Бог — источник подлинной любви.
Медитация и молитва — средства, помогающие это осуществить. Сознание, сердце, тело и дух были запрограммированы деструктивными, вредоносными воздействиями. Медитация и молитва помогают перепрограммировать подсознание, заместить негативные впечатления и переживания позитивными установками, полными любви.
Сущностная ценность каждого человека как дитя Божьего должна постоянно подчеркиваться на этой и последующих стадиях перехода. У человека нет необходимости стараться заслужить любовь. Любовь всегда здесь, в любую минуту, Эта потребность должна быть удовлетворена и на духовном, и на физическом уровне, во взаимоотношениях с Богом и людьми.
И еще раз: три основные задачи, которым должно быт уделено особое внимание на первом этапе перехода:
отказаться от прежнего образа жизни, прежних товарищей, прежних развлечений;
сформировать систему поддержки;
осознать свое тождество не с гомо- или гетеросексуалами, а со всеми детьми Божиими.
Все, кто оказывается вовлеченными в этот процесс, должны хорошо понимать, что на этом этапе, как и на последующих, бывает много проблем с какой–либо зависимостью человека, осуществляющего переход. Это обусловлено недостатком привязанности или, наоборот, отождествлением с родителем того же пола, а возможно и оскорблением или насилием со стороны родителя или другого значимого представителя противоположного пола. Поэтому в течение нескольких первых лет перехода человек очень сильно нуждается в том, чтобы окружающие принимали в нем активное участие. Вот почему необходима целая сеть поддержки, а не помощь одного человека.
ЭТАП 2
На втором этапе перехода должны быть решены следующие четыре основных задачи: выявление системы ошибочных убеждений;
развитие навыков их преодоления и приемов решения проблем;
обучение навыкам общения в позитивной и уверенной манере;
дальнейшее осознание своей личностной значимости и развитие системы поддержки.
При наличии сильной и надежной системы поддержки человек вступает во второй этап перехода. На этом этапе он обучается осознавать мысли, чувства и потребности, существующие у него в данный момент, и высказывать эти потребности уверенно и позитивно.
При этом необходимо активное участие всей системы поддержки. Отказавшись от сексуальной активности и сексуальных фантазий, человек начинает более остро, чем прежде, стараться переживать соответствующие чувства и мысли. В прошлом ему помогали избавиться от этих чувств и мыслей сексуальные действия определенного типа. Эти действия сложились в систему, которая использовалась в качестве механизма избегания, как наркотик, который применяют для того, чтобы успокоить боль, обиду, разочарование, чувство растерянности и отверженности, а также многие другие неприятные чувства.
На протяжении этого этапа человек должен научиться справляться с неприятными чувствами и мыслями, преодолевать их разумными способами. Обучение базовым когнитивно–поведенческим* навыкам может оказаться очень полезным.
*Когнитивный (лат. cognitio знание, познание) — относящийся к познанию. Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной психологии, изучающее взаимовлияние поведения и изменений в процессе познания. (Прим. ред.)
Человек учится распознавать когнитивные искажения и постигает приемы, при помощи которых можно разложить негативные образы по полочкам. 10 Кроме того, он обучается основным коммуникативным навыкам, учится выявлять и выражать свои мысли и чувства сознательно и позитивно.
Другая задача мужчин и женщин, осуществляющих переход, — научиться справляться с тягостными чувствами, возникающими во взаимоотношениях и ситуациях в настоящее время. Не уходить от них, не глушить лекарствами, а преодолевать — очень нелегкое дело для человека на переходном этапе. Первой реакцией может быть попытка вернуться к сексуальным действиям или уйти в мир фантазий. Поэтому человеку предстоит освоить совсем новый способ бытия, новый образ жизни. Очень часто гомосексуальные чувства возникают вслед за ощущением отверженности, растерянности, одиночества, переутомления, злости.
Человек должен освоить приемы, которые помогут ему эффективно справляться с этими неприятными чувствами. Существует множество методов, облегчающих решение такой задачи:
обращение за помощью к своей системе поддержки;
молитва и медитация;
творческая визуализация и работа с воспоминаниями;
биоэнергетическая работа (движения «толочь», «колотить», «взбивать» и т. п.);
сосредоточение (прием используется для выявления проблемы и расслабления тела и сознания);
метод HALT (выявление причин, приведших к возбуждению сексуального желания в соответствии со следующими моделями: «голодный» — ощущение отверженности и желания быть принятым другим человеком, «сердитый» — эротизация невысказанных чувств, «одинокий» — нормальная потребность в близости, неудовлетворенная и потому сексуализированная, «усталый» — результат воздействия совокупности стрессовых факторов и желание разрядиться при помощи старых, испытанных и привычных сексуальных действий).
Прежде чем перейти к психодинамическим аспектам лечения необходимо, чтобы человек стабилизировался в настоящем. Гомосексуальная ориентация была вызвана не нашедшей выхода болью и травмой в прошлом. Если человек не может нормализовать взаимоотношения с окружающими и обстоятельствами в настоящем, то он не сможет выдержать ту боль, которая возникнет при выяснении коренных причин сложившейся ситуации. Он может убежать, бросить лечение, вернуться к прежней жизни или почувствовать полную безнадежность, и тогда любые перемены будут невозможны.
Следовательно, существует настоятельная необходимость в том, чтобы: помочь таким людям создать надежную систему поддержки, обучить их навыкам самопреодоления и методам решения проблем, научить их общению в уверенной и позитивной манере, постоянно подчеркивать личностную ценность каждого.
Очень короткое примечание
Когда я был на первом этапе своего собственного перехода и консультировался с психотерапевтом, он помог мне войти в контакт с глубинными и мучительными источниками моих гомосексуальных чувств, не принимая во внимание имеющуюся у меня систему поддержки. Его никогда не интересовало, есть ли у меня друзья, семья или другие люди, которые помогут мне выдержать ту огромную боль, которую приходилось переносить. Кончилось это тем, что я снова вернулся в гомосексуальный мир, потому что чувствовал постоянную растерянность после неоднократных попыток обратиться к товарищам по церкви, которые не могли понять моей боли и моей потребности в близости. Я не могу описать кошмар, свалившийся на меня в те годы. Каким одиноким я себя чувствовал! На свете не было никого, к кому я мог бы пойти и кто понял бы мою внутреннюю боль, и это тоже усугубляло страдания. Эти муки помогли мне глубоко усвоить, насколько важно сначала помочь пациенту стабилизироваться в настоящем, создать сильную и надежную систему поддержки и научить его справляться с текущими проблемами. Психотерапевт, помогая пациенту, должен быть мудр. Мой психотерапевт слишком высоко ценил себя, свой профессионализм и никогда не интересовался моими потребностями.
Переживания, выпавшие на мою долю, были опустошающими и разрушительными, это были годы бессмысленных страданий и мучений для меня, моей жены и детей.
ЭТАП 3. ЗДОРОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СВОЕГО ПОЛА
На этом, третьем, этапе перехода должны быть решены три основные задачи:
выявление и устранение оборонительного отчуждения по отношению к родителю или другому значимому лицу того же пола,
удовлетворение гомоэмоциональной потребности в любви при помощи неэротизированных и несексуализированных взаимоотношений с представителями своего пола,
интернализация и формирование полоролевой идентификации по мужскому (женскому) типу.
То, что явилось результатом разрушенных ненормальных взаимоотношений, можно исцелить только при помощи заботы и любви. Гетеросексуальность может развиться только тогда, когда будет нормально удовлетворена гомоэмоциональная потребность в любви и осуществится нормальная полоролевая самоидентификация. Вот почему брак никогда не решает проблем гомосексуальности.
Первичной причиной гомосексуальности является не отсутствие родителя соответствующего пола, а детское оборонительное отчуждение по отношению к нему. Сначала ребенок почувствовал свою отверженность, а потом защитил себя от нее, выстроив эмоциональную стену. В процессе исцеления эта стена должна рухнуть. Гомосексуальность есть отчуждение от своей подлинной сути. И человек ищет в другом то, чего ему не хватает в себе.
Гетеросексуальные мужчины и женщины служат проводниками Божией любви, помогающей удовлетворить потребность в гомоэмоциональной любви и сформировать нормальные привязанности. Не испытав, что такое настоящая любовь между мужчиной и женщиной, гомосексуалисты в процессе перехода обречены на жизнь, полную растерянности и страданий Божию любовь можно почувствовать только через других людей. Все мы должны играть роль родителей друг для друга.
Мужчина исцеляется в общении с другими мужчинами, женщина — в общении с женщинами. Совместные прогулки, игры, занятия спортом, рыбалка, обсуждение различных проблем и другие занятия способствуют формированию среды, в которой человек может пережить драматические
изменения происходящие в нем. В такой доброжелательной атмосфере открываются раны прошлого и, благодаря осознанию и сопереживанию, происходит исцеление. То, что когда–то было вытеснено в бессознательное, нуждается в возвращении в сознание. Оплакивание скрытой в прошлом боли позволяют избавиться от нее и установить нормальные естественные отношения с окружающими.
Безусловно, этот процесс требует времени, поскольку должны быть сформированы доверительные отношения. Сначала — честность, потом — доверие, затем — любовь. Молитва, терпение и опыт. И все обязательно получится.
Чтобы помочь человеку восстановить утраченные воспоминания и заново пережить эту боль, я использую методику, которая называется «лечение памятью» или «исцеление воспоминаниями».
В состоянии гипноза человек возвращается в свое прошлое и отыскивает там корни гомоэмоциональной травмы. Благодаря собственному воображению и постоянной поддержке с моей стороны, человек чувствует себя достаточно защищенным, чтобы выразить боль, гложущую его изнутри так много лет. И стена начинает рушиться. Этот процесс напоминает прополку сорняков сердца и души.
Я использую и рекомендую еще один терапевтический прием. Он называется «перевоспитание». Это все равно что сеять семена там, где перед этим были прополоты сорняки. Я убежден, что это очень существенный элемент, абсолютно необходимый для подлинного и полного исцеления.
Перевоспитание предполагает формирование глубоких искренних взаимоотношений между двумя людьми, где один играет роль матери или отца, а другой, соответственно, — роль дочери или сына. Будучи матерью или отцом кому–либо находящемуся в состоянии перехода, этот человек восполняет свою неудовлетворенную гомоэмоциональную потребность в любви, которую ему не удалось испытать в детстве отрочестве. Научившись доверять человеку, занимающему позицию родителя, совершающий переход в конце концов оказывается в состоянии разрушить свои оборонительные барьеры. И после этого формируется стойкая привязанность. Таким образом, удовлетворяется гомоэмоциональная потребность в любви и может, наконец, осуществиться полоролевая самоидентификация.
ЭТАП 4. ЗДОРОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА
На этом этапе должны быть решены три основные задачи перехода:
осознание и устранение оборонительного отчуждения по отношению к родителю или значимому лицу противоположного пола,
удовлетворение неудовлетворенной гетероэмоциональной потребности в любви за счет лишенных эротической или сексуальной окраски взаимоотношений с представителями противоположного пола, развитие способности уважать и понимать представителей противоположного пола.
Последний и, вероятно, наиболее мучительный этап, где должно произойти исцеление травмы, нанесенной противоположным полом: матерью сыну или отцом дочери. Как было сказано ранее, между ребенком и родителем (или другим значимым представителем) противоположного пола могла иметь место либо слишком тесная привязанность, либо оскорбительно–насильственная связь. Иногда смысл гомосексуальности заключается в уходе от близости с представителями противоположного пола с тем, чтобы избежать воспоминаний о тяжелой травме, перенесенной в младенчестве, раннем детстве или отрочестве.
Совершая переход, человек должен выявить коренные причины, препятствующие формированию у него нормальных взаимоотношений с противоположным полом. Их нужно установить и проработать.
Огромную помощь в этом может оказать формирование здоровых сердечных несексуальных взаимоотношений с представителем противоположного пола. Нормализация взаимоотношений между матерью и сыном или дочерью и отцом играет критически важную роль для перехода к нормальным гетеросексуальным взаимоотношениям. Если не залечить эти раны, то обиды прошлого будут проецироваться на будущую семью, заставляя супруга или супругу расплачиваться за травмы и раны, полученные его партнером в прошлом. Так нередко происходит и в гетеросексуальных отношениях, чем можно, в значительной степени, объяснить большое количество разводов.
Исцеление возможно только в обстановке здоровой неэротизированной любви между мужчинами и женщинами. На этом этапе очень хорошо иметь психотерапевта противоположного пола, что создаст благоприятные условия для переноса* и ускорит процесс исцеления.
* Перенос (трансфер) — одно из базовых понятий психоаналитической терапии Процесс, заключающийся в перенесении пациентом на своего аналитика чувств, которые пациент испытывал в прошлом к значимому для него лицу. 3. Фрейд рассматривал перенос как своего рода «полигон», на котором возможно оживление вытесненного в бессознательное конфликта и его возврат в сознание, благодаря чему достигается терапевтический эффект. (Прим. ред.)
И наконец, после того как сломаны барьеры между мужчинами и мужчинами, между женщинами и женщинами, между мужчинами и женщинами и сформированы нормальные отношения и привязанности между представителями одного итого же и противоположных полов, — только после всего этого формируется истинное полоролевое тождество. Возникают естественное влечение и чувства к представителям противоположного пола. Здесь нет никакого волшебства, лишь глубокие взаимоотношения, исполненные любви и понимания, возникающие по ходу этого процесса преобразования, и чувство абсолютной свободы, ибо стены отчуждения рухнули.
РОЛЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА
Я вижу задачу психотерапевта в том, чтобы руководить, помогать, направлять, облегчать этот процесс перехода, быть «повивальной бабкой», учителем и родителем одновременно. Однако психотерапевт не должен быть главным источником любви и «приемным родителем». Конечно, здесь огромную роль играет перенос со стороны пациента. Но это естественный компонент терапевтических отношений. И все–таки психотерапевт должен постоянно поощрять пациента к формированию нормальных взаимоотношений вне терапевтического контекста. Терапевт должен направлять пациента на каждом этапе перехода и развития, помогать ему решать стоящие передним социальные и личные проблемы.
ЧЕТЫРЕ КОМПОНЕНТА ПЕРЕХОДА
1. Духовный
Человек должен выработать свое личное отношение к Богу, ощутить свою ценность оттого, что он любим как дитя, не за какие–то особые таланты и заслуги, а просто потому, что он — сын или дочь. Тождество базируется не на сексуальности, а на самом факте существования ребенка, любимого за то, что он есть, а не за то, что он делает. И наконец, любой человек должен научиться понимать сердце Бога, то, как Бог, наш Небесный Родитель, страдает вместе с нами. Бог знает нашу боль и наше несчастье, Он всегда с нами, готовый пожалеть и приласкать.
2. Эмоциональный
Раны прошлого должны быть залечены. Но вы никогда не избавитесь от них, если не сможете их заново прочувствовать. Коренные причины сегодняшних трудностей должны быть осознаны и выведены наружу. Необходимо снять оборонительное отчуждение. Прошлое можно пережить только в присутствии кого–то другого, кто позаботится о вас и окажет поддержку. Важным элементом этого процесса является прощение. После того как горести оплаканы, прощение приходит само собой, абсолютно естественно, ибо мы начинаем понимать распространенность такого явления, как утрата сердечности. Нам нужно научиться прощать ради самих себя, ради окружающих и во имя Бога. Много раз ваш «внутренний ребенок» упрекал Бога за то насилие и небрежение, с которым столкнулся в
жизни. Если мы не знаем прощения, то подпитываем свою боль дополнительной энергией и проецируем ее на отношения, существующие в настоящем.
3. Интеллектуальный
Человек должен воссоздать себя по образу и подобию Божию, сформировать у себя положительное представление о себе. Результатом нездоровых взаимоотношений с кем–либо в прошлом стали негативные мысли о себе и окружающих в настоящем. Теперь негативный стереотип мышления необходимо заменить позитивным, научиться положительно относиться и к себе, и к другим. Человек нуждается в повышении самооценки, росте самоуважения, опыте уверенного позитивного поведения, он должен научиться выражать любые свои мысли, чувства и потребности. Он должен научиться смотреть на себя глазами Бога: видеть в себе любимое и ценимое дитя, блистательное, красивое, обновленное.
4. Физический
Нам необходимо реализовать неудовлетворенную в детстве потребность в любви со стороны представителей своего и противоположного пола. Начать необходимо с того, что прекратить общение с прежними знакомыми и сформировать новую систему поддержки. Мы находим людей, которые идут той же дорогой и готовы строить новые взаимоотношения, способные залечивать раны прошлого и обеспечивающие нормальную привязанность и полоролевую идентификацию. Благодаря этому реализуется потребность в гомоэмоциональной любви и становится возможным возникновение гетеросексуальных отношений. Важную роль, безусловно, играют правильное питание и физические упражнения. Мужчине, возможно, нужно усилить ощущение собственной мужественности, и в этом физкультура и спорт окажут ему неоценимую помощь. Спортивные соревнования и игры усилят в нем ощущение своей половой принадлежности и создадут основу для нормальных, неэротизированных взаимоотношений с другими мужчинами.
Женщине, для того чтобы усилить в себе ощущение женственности, возможно, потребуется заняться своей внешностью, ибо тогда она научится быть женщиной внутри и проявлять ее вовне через внешность. Ей необходимо освоить женские занятия и научиться по–новому общаться с мужчинами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот план выхода из гомосексуальности отнюдь не представляет собой линейную модель. На первых двух этапах у человека может возникнуть потребность в исцелении глубоких ран прошлого. Очень важно утешить пациента, облегчить его страдания. Иногда от этого зависит успех лечения в целом. Но не менее важно и подвигнуть пациента к формированию своей собственной системы поддержки, которая обеспечит наличие среды, необходимой для исцеления, на тот период, пока человек находится в процессе перехода.
Приведенное выше описание очень кратко и упрощенно. На каждом этапе есть множество аспектов, которые нуждаются в более подробных разъяснениях и проработке. Но главное то, что избавиться от гомосексуальности можно. Я сделал это сам и помог в этом многим другим. Когда ты видишь, как мужчины и женщины начинают понимать свои скрытые желания, как они освобождаются от мучительных чувств, душа твоя наполняется радостью и надеждой.
Однажды ко мне пришел совсем отчаявшийся человек, обращавшийся в течение ряда лет за помощью ко многим психологам и психиатрам. Никто не мог облегчить боль, которая занозой сидела в его сердце. Никто не мог помочь ему изменить поведение. После нескольких начальных сеансов, посвященных оценке его состояния и общих установок, я провел с ним сеанс гипноза, в котором он смог вернуться назад к ключевому событию, ставшему причиной гомосексуальных склонностей. Он пережил потрясающее ощущение свободы («Словно стена поднялась», — сказал он), и после этого его поведение почти полностью изменилось. Он понял, что эти желания были лишь прикрытием гораздо более
глубинных эмоций. Пелена спала с его глаз, желания стали слабее и он практически прекратил гомосексуальные половые контакты.
Я в течение многих лет вел свою собственную борьбу, пытаясь подавлять или игнорировать свои гомосексуальные мысли и чувства. Ничего не получалось до тех пор, пока я не решился их проанализировать. Я понял их глубинный смысл, и тогда пришло подлинное и полное исцеление. И наконец, я сломал стены, которые мешали мне ощущать свою мужскую суть и испытывать братскую любовь к другим мужчинам. Впервые у нас с отцом установились нормальные отношения, и я полностью освоился со своей мужской ролью. Потом нужно было залечить рану в отношениях между мной и матерью. Она оказалась гораздо более мучительной. Это была трудная и долгая битва. А сейчас я лечу других, но и сам лечусь каждый день.
Обязательно нужно понять источники и причины возникновения гомосексуальности, если вы хотите помочь мужчине или женщине, которые пытаются выбраться из своей болезни. Я призываю всех психотерапевтов более подробно ознакомиться с процедурой перехода. И хочу сказать всем, кто решил измениться: знайте, что вы не одиноки и что задуманное выполнимо.
Фрэнк Вортен
Как помочь человеку расстаться с гомосексуализмом?
Семья у меня была, как у большинства гомосексуалистов: отсутствующий отец, властная мать. Если отец и присутствовал, то не было мира, только хаос. Я рос пугливым и одиноким. Когда мне было тринадцать лет, отец умер, и я потерял всякую возможность когда–либо узнать его.
Роль отца взял на себя мой пастор, и он стал для меня тем, чем никогда не был отец. Пастор проявлял интерес ко всем сторонам моей жизни, обнимал меня и просил общину оказать мой семье материальную поддержку.
Однажды, незадолго до моего четырнадцатилетия, пастор позвал меня к себе в кабинет и сказал: "Фрэнк, ты гомосексуал". Я никогда прежде не слышал этого слова, потому что рос в маленьком городке, но почему–то был уверен, что это слово обозначает нечто нехорошее. Когда пастор объяснил мне, что значит "гомосексуальность", я почувствовал, что он прав, что он верно понял меня. Но он продолжал говорить, что гомосексуальность — дар Божий, что он сам гомосексуалист и что многие пасторы нашей деноминации тоже гомосексуалисты. Я знал, что я не такой, как все, но я не хотел быть непохожим на остальных. Для меня его весть не была доброй. Я просил Бога изменить меня, но по- прежнему чувствовал влечение к мужчинам. Единственной моей надеждой было то, что, возможно, у меня просто задержалось развитие интереса к противоположному полу и что скоро все изменится.
В восемнадцать лет я влюбился в молодую женщину и был счастлив тем, что гомосексуальность ушла. Наконец–то я дозрел до гетеросексуальности. После года встреч я пригласил свою подругу в хороший ресторан и попросил ее выйти за меня замуж. Она ответила: "Я люблю на свете только две вещи: лошадей и других женщин". К этому времени я уже знал, что не один на белом свете веду борьбу с гомосексуальностью, но я никогда не думал, что и женщины бывают гомосексуальны. Она ушла, и я больше никогда ее не видел.
Я вернулся к своему пастору и он успокоил меня словами:
"Почему ты не слушаешь меня? Я же говорил тебе, что ты гомосексуал, и опять повторяю это. Ты полюбил не женщину, а мужчину внутри этой женщины. Ты должен признаться сам себе, что ты гомосексуал". В тот день, в девятнадцать лет я стал гомосексуалистом. И двадцать пять лет вел в Сан- Франциско такой образ жизни. Я прошел через многое в истории гомосексуалистского движения.
В 44 года я совершил попытку самоубийства. Мне хотелось покончить со всем этим: я не видел ни одного человека, который бы избавился от гомосексуализма иначе, как уйдя из жизни. Все говорили: гомосексуалист однажды — гомосексуалист навсегда. Я был так несчастен, что в отчаянии отшатнулся от веры. Но потом я вернулся к ней, хотя понимал, что вера не помогла мне, когда я был молодым. Но у меня не было другого выбора, кроме самоубийства. У меня оставалось совсем чуть–чуть веры в то, что что–то произойдет, но, к моему удивлению, этих крох веры оказалось достаточно, чтобы начались чудесные перемены. И вот уже двадцать третий год я помогаю людям избавляться от гомосексуальности, отказываться от этого образа жизни. В течение одиннадцати лет я женат и никогда не вернусь назад, к невзгодам и лживости жизни "голубых". Каждый день я испытываю благодарность к Богу за свою новую жизнь. В каждом дне моей жизни сейчас больше радости, чем наберется за двадцать пять лет, которые я провел среди предательства и обмана.
ЛЮБОЙ ГОМОСЕКСУАЛИСТ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ
Первое, что я хотел бы отметить, это то, что нет никого, кто не мог бы измениться. Неважно, была ли у него операция по смене пола или он годами жил переодетым. Изменение доступно любому, кто борется со своей гомосексуальностью. Нет никаких особых типов обратимых и необратимых гомосексуалистов; измениться может каждый, кто хочет. Возраст, вероятно, играет здесь некоторую роль только в плане осознанности желания. Вопреки известным результатам Лоренса Хаттерера ("Преодоление мужской гомосексуальности"), я обнаружил, что у людей более старшего возраста мотивация бывает даже более глубокой и сильной. Такой человек видел уже все аспекты этого образа жизни, для него в гомосексуализме больше нет таинственности. К сорока годам многие бывают готовы к изменениям и жаждут их, так как полностью разочаровались в образе жизни гомосексуалистов.
МОТИВАЦИЯ
В этом–то и препятствие, скажете вы. Без мотивации гомосексуалист изменить себя не может — значит изменения доступны не всем. Позвольте напомнить вам, что без мотивации человек не может сделать ничего: ни освоить работу на компьютере, ни водить грузовик. Бывают гомосексуалисты, у которых мотивация отсутствует, и таких много, но из этого не следует, что они не смогут измениться, если у них появится желание.
Вселить в человека надежду — вот одно из главных предварительных условий консультирования. Если консультант не сможет обнадежить человека, то где этот человек будет искать надежду? Психологи большей частью говорят человеку, борющемуся со своей гомосексуальностью, что измениться невозможно, да и незачем это делать. Большинство основных религиозных направлений согласны с позицией психологов. А без надежды человек гибнет.
ВЕРА
Вера — наиболее мощный из доступных нам инструментов. Человечество было создано, чтобы поклоняться. Если человек не поклоняется Богу, то он начинает поклоняться человеку. Разве удивительно, что гомосексуалисты зачастую называют уважаемого в их среде человека греческим
богом? Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что до недавних пор поклонение Творцу было центральным моментом повседневной жизни человека. Вера и поклонение — величайшие мотивационные факторы, какие только можно найти. Как можно помочь человеку, если работать только с его телом или душой, игнорируя дух?
Людей удивляет успех общества "Анонимные алкоголики". Какова центральная тема их работы? Вера в Высшую Силу. Для христиан такой высшей силой является Иисус Христос.
Меня часто спрашивают, каким методом я пользуюсь. Да, в какой–то степени, у меня есть структурированная программа. Но не эта структура служит источником изменений. Только вера может изменять жизни людей.
ИЗМЕНЕНИЕ — ЗАДАЧА ТРУДНАЯ
Никто не скажет, что если у вас есть вера и есть структурированная программа действий, то расстаться с гомосексуализмом легко. Возможно, это самое трудное, что когда–либо приходилось делать человеку.
Во–первых, существует множество заблуждений и лживых утверждений, с которыми приходится сталкиваться. Главное из них заключается в том, что изменение якобы невозможно. Единственное, что можно противопоставить этому глубоко укоренившемуся в человеческом сознании заблуждению, — это убеждение в том, что даже если для человека многое невозможно, то для Бога невозможного нет.
Многим хотелось бы продолжать поддерживать контакты с миром гомосексуалистов. Но если не порвать с ним окончательно и бесповоротно, то это сдерживает процесс изменений. Нежелание порывать с прежними друзьями, уехать из района расселения гомосексуалистов, возможно, сменить работу и расстаться с одеждой и разными безделушками, напоминающими о гомосексуализме, может стать непреодолимым препятствием на пути к изменениям: прежний образ жизни будет постоянно напоминать о себе, притягивать, получая положительное подкрепление из памяти, и новому негде будет развиваться.
ПЕРВЫЙ ШАГ — БЕСПОВОРОТНОЕ РЕШЕНИЕ
Как мы уже сказали, трудно отыскать мотивацию, откопать в себе желание измениться. Вообще говоря, сам по себе опыт гомосексуализма не дает достаточной мотивации к отказу от него, даже если с ним и связаны серьезные страдания. Желание соответствовать стандартам общества, иметь хорошую репутацию тоже не дает мотивации, достаточно сильной, чтобы начать сложный и трудный процесс изменений. Только глубокая, стойкая вера в Бога может оказаться достаточной, чтобы сформировать мотивацию к принятию столь ответственного решения и выстоять в трудные времена, полные соблазнов и насмешек со стороны прежних дружков–гомосексуалистов.
РАБОТА НАД ПЕРВИЧНЫМИ И ВТОРИЧНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Человек с гомосексуальной ориентацией обращается к вам, потому что потерпели неудачу все его попытки обрести покой и счастье. Он приходит, потому что измучен и устал. Обычно он приходит тогда, когда вторичные проблемы навалились на него, и жизнь сделалась невозможной. Да, его волнуют только следствия, появившиеся в результате ненормального образа жизни, а не сам образ жизни: он и понятия не имеет о корнях проблемы.
Если вы проявите внимание к давящим на него проблемам, он уйдет на какое–то время успокоенным и счастливым, но этот результат не будет длительным. Каковы самые тяжелые проблемы? Отвержение:
только что ушел любовник, кто–то важный для него вдруг узнал о его гомосексуальности и разорвал с ним отношения, или он стал злоупотреблять наркотиками и алкоголем, чтобы уйти от тягот своей жизни. Возможно, он стал слишком разболтанным, сняв с себя всякую ответственность за квартирную плату, платежи по кредитам и сохранение старых дружеских связей; возможно, он испытывает чувство вины из–за того, что разочаровал родителей и друзей — проблемы могут быть самыми разными, и все они лишают его покоя. Но не в этих проблемах корень его несчастий, и, пока не разрешена главная проблема, ощущение дискомфорта будет возвращаться вновь и вновь.
Главные проблемы, на которые консультанты редко обращают внимание, существуют у него уже длительное время. Эти проблемы не поддаются быстрому решению. Именно они определяют собой развитие гомосексуальности. К этим проблемам относится отсутствие поддержки и недостаток уверенности в себе, недостаток ощущения принадлежности к какой–то группе, пережитое насилие или сексуальные посягательства, последствия навешивания ярлыков, несправедливости, издевательства и страх.
Семья консультируемого может отсутствовать вовсе, быть безразличной или враждебно настроенной. Те люди, которые должны были бы оказать ему поддержку, необходимую для созревания здоровой личности, вместо этого лишили его самых главных составляющих нормальной жизни. Он пытался отыскать эти недостающие компоненты своей личности в гомосексуальном образе жизни, но результаты оказались точно такими же, ибо не может быть более сильного взаимного отталкивания, чем между двумя гомосексуалистами. Лучшей замены семье, чем религиозная община, я не знаю. Только просвещенное церковное братство может дать человеку то, чего он был лишен с детства: одобрение и поддержку, ощущение причастности, избавление от издевательств, освобождение от чувства вины, безусловную любовь и принятие. Мудрый консультант понимает, что одних только консультаций недостаточно: за рамками консультационных сессий должна быть общность единомышленников, и только она может дать человеку то, чего не в состоянии дать ни один консультант.
КАК БРАТСТВО БЫВШИХ ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ ЗАПОЛНЯЕТ ПУСТОТУ
Поскольку церковь не всегда выполняет свои функции так, как могла бы, братство тех, кто избавился от гомосексуальности, должно заполнить пустоту и подготовить человека к вхождению в церковную общину. Некоторые такие сообщества, как например "Новая надежда", располагают годичными программами и предоставляют жилье. Благодаря этому сразу же удовлетворяется потребность человека в поддержке и чувстве причастности к группе. По всему миру сейчас существует уже более 200 сообществ бывших гомосексуалистов. Однако только немногие из них работают с предоставлением жилья, хотя именно это обеспечивает наибольшую эффективность и быстроту перемен.
ДОЛГОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Если гомосексуалист обращается за помощью, то он должен быть готов к долгому и трудному пути. Мы имеем в виду не недели и даже не месяцы, а годы и годы. Поскольку каждый движется по этой дороге со своей собственной скоростью, трудно сказать заранее, сколько потребуется времени каждому конкретному человеку.
Из того, что мне приходилось наблюдать, минимальный период составил три года, максимальный может растянуться на всю жизнь. В большой степени продолжительность лечения зависит от готовности сделать трудный выбор и стойко держаться принятого решения. Каждая неудача отодвигает победу все дальше в будущее. Но консультант никогда не должен терять из виду конечную цель.
Отказавшись от гомосексуальных половых контактов, многие гомосексуалисты, вступившие на дорогу борьбы, переходят к следующей проблеме, которая заключается в сформировавшейся эмоциональной зависимости. Фактически, большинство основных религий поощряет такие отношения, хотя неодобрительно относится к гомосексуализму. Однако эти отношения все–таки не являются нормальными и нуждаются в проработке. Мы часто называем такие отношения эмоциональным вампиризмом. Они высасывают жизненные силы из того человека, который чувствует потребность помочь страждущему. Грустно об этом говорить, но в практике христианского консультирования еще очень многие убеждены, что один человек может удовлетворить все потребности того, кто отважился на борьбу с самим собой. К сожалению, это далеко не так. Такая установка может стать источником неудач и разочарования. Слишком тяжела для одного человека ноша сия: завышенный уровень ожиданий всегда грозит срывом. Тому, кто борется с самим собой, нужны хотя бы три–четыре человека, готовые стать ему друзьями и оказать необходимую помощь. Любая зависимость не несет в себе ничего хорошего ни для того, кто заботится, ни для того, о ком заботятся.
ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ВОЗМОЖНА?
Да. Есть нечто и за пределами простого отказа от гомосексуальных контактов. Тяга к представителям своего пола уменьшается, и в результате полного разрыва с прежней жизнью возникает влечение к представителям противоположного пола. Жизненно важно, чтобы консультируемый верил в возможность изменений. В Притчах сказано: "Каковы мысли в душе его, таков и он" (23:7). Это мудрые слова. Мы сегодня находимся там, куда привели нас вчерашние мысли. Тот, кто смотрит на процесс изменений как на увлекательное приключение, обязательно будет непрерывно меняться. Тот, кто по- прежнему считает, что изменения невозможны, и в действительности никогда не сможет измениться.
Конечно, никто не должен думать о браке, пока в процессе исцеления изменения не станут достаточно устойчивыми. Я не советую вступать в брак раньше, чем пройдет три года полного воздержания.
Процесс изменений — дело долгое, бывают времена, когда наступает глубокое разочарование, и тогда возвращаются старые желания и фантазии. Очень часто этот процесс идет с переменным успехом: три шага вперед, два шага назад. Консультант должен предвидеть возможность временных отступлений на фоне общего движения вперед. Отступают ли постепенно неудачи? Есть ли признаки прогресса, несмотря на временные трудности? Сопровождаются ли отступления чувством вины и отчаяния? Растет ли человек в этих неудачах?
В своей небольшой общине, где я являюсь пастором, мне часто приходится видеть, как боятся каких бы то ни было обязательств брака даже обычные гетеросексуальные мужчины, так что было бы вполне резонно ожидать, что человек, избавившийся от гомосексуализма, вдвойне страшится брака и связанных с ним интимных отношений. Мы не должны считать брак обязательной конечной целью для каждого, кто избавился от гомосексуализма. Да, мы все очень радуемся, когда такой человек женится и заводит семью. Это очень хорошо, но успехом можно считать и одинокую жизнь, если она полноценна и насыщенна. Не следует думать, что если человек живет один, то в нем не произошло никаких изменений. Мы должны хорошо осознавать, что сам по себе брак еще не является признаком произошедших изменений.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
Любой гомосексуалист может насладиться этой новой жизнью. Никому не заказана дорога к здоровому, полноценному бытию. Почти никто не проходит этот путь в одиночку: всем нужна поддержка и помощь друзей в столь длительном путешествии. Крепкая, стойкая вера в Бога служит мощной мотивирующей силой, которая помогает пройти через трудные годы и добраться до чудесной новой жизни, которую раньше нельзя было себе даже представить.
Дополнительные материалы:
Группа: Технологии геноцида
В сеть выложили самую скрываемую ЛГБТ сообществом информацию
РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ (Технология геноцида)
МИФ ЛГБТ ПРОПАГАНДЫ О «1500 ВИДАХ ЖИВОТНЫХ»
Гомосексуализм: обзор последствий для здоровья
Гомосексуализм не имеет генетических причин! Это ошибки воспитания
Гомосексуализм: болезнь или образ жизни?
ПЕРЕСТРОЙКА ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОЙ АМЕРИКИ или СЕКРЕТЫ ГЕЙ-ПРОПАГАНДЫ
ПРОБЛЕМЫ ГОМОСЕКСУАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ГЛАЗАМИ ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ
ЧТО ДУМАЛ О ГОМОСЕКСУАЛИЗМЕ ФРЕЙД
Аутоиммунная технология депопуляции, как проект Сороса
Европейский гендерный апокалипсис - как детей лишают пола
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ В АНТИЧНОМ МИРЕ
МИФ О НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Исключение гомосексуализма из классификатора болезней не значит, что его признали нормой
Единственное, что нужно для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали...
Сопротивляйтесь! Сделайте репост! И заблокируйте пропаганду гомосексуализма в сети!
Оценили 7 человек
12 кармы