Добрый день. Это очередная статья отсюда из цикла разбора книги Господин Великий Новгород.
Продолжаем разбирать работу "Господин Великий Новгород" Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко. Сегодня речь пойдет о новгородском погроме 1570 г. Вполне естественно, что авторы работы не могли пройти мимо этого события в попытках доказать, что Новогород это Ярославль. И тут снова не обошлось без вранья. Впрочем, давайте по-порядку.
Вот что пишут авторы в разделе 13 главы 2, озаглавленном "Следы новгородского погрома 1569–1570 годов в Ярославле" :
Всем известен кровавый погром Великого Новгорода, учиненный опричниками в 1569–1570 годах. Во время этого погрома было убито множество местного населения. В частности, истреблялись богатые семьи новгородских бояр, купцов и других зажиточных горожан. Данные о числе погибших новгородцев сильно разнятся в различных источниках. Но все сходятся в том, что на улицах Великого Новгорода тогда погибли ТЫСЯЧИ БЕЗВИННЫХ ЛЮДЕЙ, ВКЛЮЧАЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ.
Далее авторы призывают в свидетели тех самых Таубе и Крузе, работу которых мы уже рассматривали в этой статье (на Конте вот эта статья). Не буду подробно останавливаться на этом свидетельстве, отмечу лишь, что Таубе и Крузе различали Новгород и Ярославль, описывая походы на них как два разных события, расположенных в разных географических точках. Авторы работы, отчего-то этого снова не замечают, или же стараются умолчать об этом, переводя внимание на другое:.
Но значит, археологи, ведущие сегодня раскопки в НАСТОЯЩЕМ Великом Новгороде, должны НАХОДИТЬ следы этих братских могил. Ведь кости сохраняются в земле очень долго – столетиями и даже тысячелетиями. Спрашивается, найдены ли братские захоронения жертв новгородского погрома в Новгороде на Волхове? Нет, за все время многолетней кропотливой работы археологов в волховском Новгороде ничего, хоть сколь-нибудь соответствующего описаниям новгородского погрома, ТАК И НЕ БЫЛО НАЙДЕНО.
Напротив, в Ярославле такие находки были ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБНАРУЖЕНЫ. Причем, то, что было найдено в Ярославле ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ ОПИСАНИЯМ НОВГОРОДСКОГО ПОГРОМА. Во время раскопок 2004 года на площади всего в 2665 квадратных метров В САМОМ ЦЕНТРЕ Ярославля было обнаружено сразу несколько братских захоронений людей со следами НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТИ. Среди убитых было большое количество женщин и детей. Кроме костей, в могилах было найдено большое количество старинных бус, нательных крестов, обломков старинных стеклянных браслетов и других предметов, указывающих на то, что это действительно старые, средневековые захоронения.
Далее, играя на эмоциях, авторы показывают картину страшного разорения и делают вот такое заявление:
Историки, не понимая сути дела, думают, что погром в Ярославле учинили якобы «злые татарове» в XIII веке. На самом деле – это КАРТИНА ПОГРОМА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА – ЯРОСЛАВЛЯ В 1569–1570 ГОДАХ. Громили город совсем не та тары, а опричники, среди которых было много немцев и, вообще, европейцев. Взято из [36], с. 31
И опять мы сталкиваемся с тем же самым: в Новгороде на Волхове нет НИЧЕГО, соответствующего летописным описаниям Великого Новгорода. В Ярославле же ЕСТЬ БУКВАЛЬНО ВСЕ, что нужно, чтобы удовлетворить этим описаниям.
Давайте же посмотрим, что есть в Ярославле и чего нет в Новгороде.
Один из читателей канала, Алексей Яковлев, написал по этому поводу отличную статью. Крайне рекомендуется для прочтения. Я не буду повторять то, что там написано (по крайней мере, постараюсь =) ), зайду немного с другой стороны.
Обратимся к первоисточнику информации. Начиная с 2004 года Ярославская экспедиция ИА РАН под руководством А. В. Энговатовой ведет раскопки в исторической части Ярославля в пределах Рубленого города. В результате раскопок выявлены места массовых захоронений горожан.
Информацию о раскопках можно изучить самостоятельно в журнале Краткие сообщения института археологии РАН, вып 224 за 2010г, (начиная со страницы 106), и в журнале Российская Археология, №2 за 2009 г (со стр. 68).
Эти работы объемные , но выделю самую суть.
1. В захоронениях обнаружено большое количестов артефактов, характерных для 12-13 века и отсутствуют артефакты , характерные для 16 века.
В ярославских погребениях обнаружены многочисленные вещи, в том числе имеющие датирующее значение (рис. 2). Это, главным образом, детали одежды и украшения (бронзовые перстнеобразные проволочные височные кольца, кресала, пряжки, каменный четырехконечный крест-тельник, стеклянные бусы, обломки стеклянных браслетов, фрагменты различных тканей). Найдены также бытовые предметы из дерева, веревки, войлок, керамика (в т. ч. целые сосуды и крышки). В засыпке одного из погребений обнаружен фрагмент витражного стекла, предположительно от Успенского собора, построенного в 1215 г. На основании типологии артефактов все погребения датируются не позднее первой трети – середины XIII в.
В засыпке коллективных захоронений и использованных для их вмещения сооружений найдено большое число обломков в основном древнерусской круговой керамики, датируемой концом XII – началом XIII в., что также подтверждает датировку комплексов .
В тесте фрагментов круговой керамики из коллективных захоронений преобладает примесь средней дресвы и песка (80 %), встречены также примеси мелкой и крупной дресвы с песком. Большинство фрагментов (примерно 85 %) имеют окислительный обжиг, однако есть посуда и окислительно-восстановительного обжига, как правило, охристого цвета с темно-серым изломом, имеющая хорошо отмученное тесто. Донца изготовлены на ручном круге легкого типа. У большинства из них отмечены следы подсыпки песка. Лишь на нескольких нижних частях сосудов зафиксированы следы золы. На 10 донцах обнаружены клейма – изображения окружности. Такие оттиски в Ярославле начинают встречаться со второй половины XII в. и являются наиболее популярными среди всех изображений (около 50 %).
Самой распространенной категорией посуды, выявленной в рассматриваемых комплексах, стали горшки (97 % от общего количества исследованной керамики). Они представлены в основном группой I (93 %), к которой отнесены сосуды так называемого «эсовидного» профиля, имеющие низкую, отогнутую наружу шейку, плавно переходящую в плечики. Пик их распространения в Ярославле приходится на конец XII – первую половину XIII в. Встречены также горшки групп II (широкогорлые, с низкой вертикальной шейкой; 0,7 %), III (с раструбовидной высокой шейкой; 6%) и IV (кринковидные; 0,3 %). Они датируются XII – серединой XIII в.
Встречены также стаканы (1 % от всего керамического материала), чашечки (0,6 %), миски (0,3 %), блюдца (0,1 %), крышки (1 %), бытовавшие в Ярославле в конце XII – XIII в..
2. Количество женщин и детей в захоронениях значительно (в 2 и более раз)превышает количество мужчин, особенно мужчин наиболее активного возраста (18-35 лет).
3. Большое количество колото-рубленых ран нанесенных сверху (с лошади) по стоящему или бегущему человеку ( в спину или затылочную часть головы), либо нанесенных сверху в лежащего человека. Есть повреждения от мечей, кистеней, копий а так-же стрел. Но нет повреждений характерных для огнестрельного оружия 16 века.
4. Судя по фрагментации тел и их состоянию, захоронения произведены через некоторое время (до нескольких месяцев) после их смерти. Часть костей имеет ярко выраженные следы поедания животными - падальщиками. Судя по сохранившимся предметам одежды, убийство произшло в холодное время год, а захоронения осуществлялись в летний период. Вперемешку с костями умерших так же присутствуют кости домашних животных.
5. Сами захоронения произведены в случайных местах, ранее не приспособленных для этого - в колодце, в сгоревшем амбаре для хранения зерна, на территории сгоревшей усадьбы, в центральной части города, а не на действующих кладбищах и без соответсвующей обрядовой аттрибутики. Так же, в слоях захороненийнаблюдаются следы массовых пожаров.
6. Дендрохронологический и радиоизотопный анализ останков, так же дает примерное время захоронений - начало 13 века
7. Анализ аналогичных санитарных захоронений на территории Изяславля, Старой Рязани, Киева, погибших в результате татаро-монгольского нашествия XIII века, показывает их идентичность с захоронениями в Ярославле.
На основании этих фактов складывается такая картина: В зимний Ярославль врываются конные войны, вооруженные саблями, луками копями и кистенями, поджигают город и убивают всех, кто попадается под руку, преимущественно безоружных женщин, детей и стариков. Взрослых мужчин, могущих оказать споротивление в это время в городе очень мало. Пепелище с горами трупов жителей и животных стоит нетронутым несколько месяцев, пока летом туда не возвращаются люди. Их мало, а трупов горожан, местами уже сгнивших и растащенных дикими зверями много, поэтому их хоронят в первых попавшихся углублениях прямо под ногами, не разбирая по чинам и взаниям, вперемешку с животными. И впоследствии ставят новый город прямо поверх разоренного.
Картина жуткая, но к сожалению, весьма характерная для событий 1230-х годов.
Но, может быть, мы ошибаемся и в 1569 году было все то же самое и то, что нашли археологи, это на самом деле Новгородский погром?
Давайте обратимся к очевидцам погромов. Про текст Таубе и Крузе, на который по другим поводам любят ссылаться авторы книги (и не подвергают сомнению его подлинность) которые описывают отдельно поход в Ярославль и отдельно поход в Новгород и Псков, в описание погрома в Новгороде изобилует подробностями, в то время как поход в Ярославль, по их тексту, был фактически бескровным, я уже писал в соседней статье, отмечу лишь пару фактов чуть далее по тексту.
Посмотрим что об этом пишет "хронограф деятельности" Ивана Грозного Р. Г. Скрынников, например вот тут :
2 января 1570 г. передовые отряды опричной армии оцепили Новгород «крепкими заставами» и заняли главнейшие монастыри окрестностях города. Опричники опечатали монастырскую казну и взяли под стражу многих монахов и попов. Через несколько дней в Новгород прибыл Грозный, остановившийся лагерем на Городище в нескольких верстах от города. В воскресенье 8 января царь отправился к обедне в Софийский собор. Архиепископ торжественно встретил его с крестами и иконами на Волховском мосту, но Иван отказался принять от Пимена благословение и перед всем народом громогласно обвинил его и всех горожан в измене. После обедни опричники перешли в архиепископские палаты «хлеба ясти», но едва начался невеселый пир, как царь, возопив «гласом великим с яростию», велел страже схватить Пимена и его бояр. Опричники ограбили сокровищницу новгородского Софийского дома и архиепископский двор, забрали из Софии драгоценную утварь и иконы, выломали из алтаря древние Корсунские ворота.
На другой день начался суд в царском лагере на Городище. Согласно местной летописи, Иван велел привести на суд «владычных бояр и иных многих служивых людей и детей боярскихи гостей и всяких градцких и приказных лю дей ...» . Дознание велось с применением самых жестоких пыток. Опальных жгли на огне «некоею составною мукою огненною». Осужденных при вязывали к саням длинной веревкой, волокли две версты до Новгорода и сбрасывали с Волховского моста в реку. С помощью пыток опричные палачи добивались от своих жертв любых нужных им показаний. Таким путем после длительных допросов были изобличены в «измене» сообщники боярина Данилова Новгороде: архиепископ и его люди, главные новгородские дьяки, многие из местных дворян и т. д. Новгородские записи синодика содержат подробные списки лиц, осужденных по новгородскому делу. Согласно этим спискам, во время суда в Новгороде было казнено более 200 дворян и подьячих. Примерно 100—200 дворян было увезено под стражей в Александровскую слободу. Среди казненных самыми знатными были Д. Данилов, В. А. Бутурлин, Г. И. Вороной-Волыпский, кн. А. М. Бычков-Ростовский. За единственным исключением, все они принадлежали к верхам нетитулованного старомосковского боярства. С этим слоем правящего боярства была тесно связана высшая приказная администрация, вследствие чего репрессии глубоко затронули также приказной аппарат.
Вот что пишет очевидец погромов Альберт Шлихтинг, переводчик итальянского врача из свиты Ивана Грозного (описывается казнь «главного секретаря новгородского» - Федора Сыркова, текст отсюда)
«Велев привести его к себе, он (то есть Иван Грозный. - Авт.) приказывает привязать его посередине (туловища) к краю длинной веревки, крепко опутать и бросить в реку по имени Волхов, а другой конец веревки он велит схватить и держать телохранителям, чтобы тот, погрузившись на дно, неожиданно не задохся. И когда этот Федор уже проплавал некоторое время в воде, он велит опять вытащить несчастного и спрашивает, не видел ли он чего-нибудь случайно в воде. Тот тогда ответил, что видел злых духов, которые живут в глубине вод реки Волхов и в озерах, по имени Владоги (?) и Усладоги (?), и вот-вот скоро будут здесь и возьмут душу из твоего тела. За подобный ответ тиран велит вернуть его в лагерь, поставить ему ноги до колен в котел и поручает обварить их кипятком, желая выпытать у него муками, нет ли где у него спрятанных денег. Именно этот человек был богат до такой степени, что можно видеть 12 монастырей, выстроенных и основанных им на свой счет. И тиран выпытал у этого несчастного двенадцать тысяч серебряной монеты.
После этих неслыханных истязаний, которые в свирепости своей тиран проявил к Федору, вымученную большую сумму денег и имущества он положил в свою казну, а тело этого мертвеца препоручил разрубить на части и разрубленное таким образом бросить в реку. Тот же конец имел родной брат Федора по имени Алексей»
Что мы видим из этих описаний? Опять всплывают топонимы, присущие Новгороду и отсутствующие в Ярославле: царская ставка распологалась в Городище (сейчас Рюриково Городище), там же проводились следствие и пытки и массовые казни. Упоминаются Волхов, Великий Мост, Ладожское озеро, озеро Ильмень , названия окрестных монастырей.
Часть казненых сбрасывалась в реку и (тут мы опять вспомним Таубе и Крузе ) плыла по течению скапливаясь у Великого моста и (вероятно) у водяной мельницы, которая перекрывала часть русла Волхова (она отмечена на шведском плане 1611 года).
Географически, описания погрома хорошо ложаться на Новгород и никак не привязываются к Ярославлю.
Среди поклонников теории Носовского и Фоменко часто всплывает контраргумент - "если Новгородский погром был в Новгороде, то где трупы?"
Историки до сих пор спорят о масштабах жертв погрома. Цифры разнятся от 2100 человек до 60 тыс. Скорее всего, во время самого погрома погибло 2-3- тысячи человек. Но по окончанию погрома, в результате голода после разорения города и возникшей в мае 1570 года эпидемии чумы, к осени число погибших достигало 10 тысяч. По тексту Таубе и Крузе, в результате голода и мора умерло жителей в трое больше чем при казнях.
Как понятно из описаний, часть казненных была сброшена в Волхов возле Городища, часть возле Великого моста. Какова эта часть по соотношению к остальным погибшим, доподлинно неизвестно (по свидетельству шведского посольства 1611г. до 1700 человек, но цифра эта ничем не подтверждена) , однако понятно, что часть новгородцев покоится в Волхове (причем та, у которой наиболее выражены следы пыток и казни) и найти эти остатки практически невозможно.
Часть погибших во время погрома и умерших от голода было погребено в скудельнице на кладбище на Красном поле, в скудельнице возле цервки Рождества Христова
Так же, из летописей известны скудельницы на Прусской улице (возле Десятинного монастыря), у Софийского собора, у церкви Двенадцати апостолов. В скудельницы собирались трупы погибших в зимнее время для последующего захоронения в других местах.
Английский дипломат Дж. Флетчер, в 1588 году посетивший Москву, пишет по этому поводу :
«в зимнее время, когда все бывает покрыто снегом и земля так замерзает, что нельзя действовать ни заступом, ни ломом, они не хоронят покойников, а ставят их (сколько ни умрёт в течение зимы) в доме, выстроенном за городом, который называют Божедом, или Божий дом: здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твёрдыми, как камень; весной же, когда лёд растает, всякий берёт своего покойника и предаёт его земле»
В настоящее время, массовые раскопки в указанных местах еще не проводились (это еще предстоит археологам будущего), но замечу вот что:
1. Погребения жертв погрома, и умерших от последствий голода и чумы, судя по тем же летописям, проходили с соблюдением обрядов и в местах предназначенных для погребения, на кладбищах за окольным городом в спокойной обстановке.
2. Ни при каких обстоятельствах там не должны быть трупы трупы навалом вперемешку с домашними животными.
То есть то, что мы мождем наблюдать в Ярославле, не похоже на следы захоронений Новгородского погрома, описанного в летописных источниках.
Поводом для жестокого погрома являлся донос Ивану Грозному о возможном отходе Новгородских и Псковских земель под протекторат Великого Княжества Ливонского/Речи Посполитой. Оставим пока в стороне вопрос о реальности таких мыслей у новгородцев (равно как и о реальности их осуществления), посмотрим на это вот с какой стороны - возможен ли был контроль Польшей, Литвой или Швецией Новгорода, если бы он был расположен в нынешнем Ярославле, восточнее Москвы, в глубине территории Московского государства (на тот момент вполне сильного)? Не более ли естественным является стремление захватить земли, лежашие рядом с собственными границами? (собственно, временная оккупация шведами Новгорода удалась спустя почти полвека после рассматриваемых событий, но это уже другая история).
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: массовые захоронения Ярославля и Новгородский погром Ивана Грозного - это два различных события. Следовательно, данная информация не может являться доказательством того, что Новгород - это Ярославль. А значит, в очередной раз авторы работы слукавили, утверждая что "в Новгороде на Волхове нет НИЧЕГО, соответствующего летописным описаниям Великого Новгорода. В Ярославле же ЕСТЬ БУКВАЛЬНО ВСЕ, что нужно, чтобы удовлетворить этим описаниям".
Спасибо за внимание.
Оценили 22 человека
49 кармы