Писать рецензии на отечественные фильмы - дело, как выяснилось по опыту, неблагодарное. Однако, что касается недавно вышедшей в прокат кинокартины "Ржев" - здесь меня, как мне кажется, поддержат многие читатели.
Фильм призван, и это очевидно, пролить свет на одну из наиболее спорных и долгое время замалчиваемых страниц истории Великой Отечественной войны. Пока эту тему стыдливо обходили молчанием, доморощенные либералы поспешили отметиться не только в научно-популярной литературе, но и в кино. Чего только стоил нашумевший фильм Алексея Пивоварова "Ржев: Неизвестная битва Георгия Жукова," где известный либеральный журналист обильно полил грязью и маршала Победы и, заодно, советское руководство во главе со Сталиным. Последнее, по мнению автора, беспощадно и бессмысленно бросало на верную смерть сотни тысяч советских бойцов и офицеров, чем еще раз доказало свою антигуманную сущность, а заодно и бездарность.
В фильме "Ржев" представлен совсем другой взгляд на вещи. С первых кадров фильма зритель погружается в кровавые реалии войны и становится свидетелем ее действительно колоссальных жертв. Только жертвы эти - с обеих сторон. Немцы также гибнут в этой гигантской мясорубке, попутно обнажая свое истинные планы в отношении к русским "недочеловекам". В результате лично у меня по окончанию фильма осталось впечатление, что наши жертвы были хоть и огромными, но вовсе не напрасными.
Что касается сюжета и персонажей, то здесь кинокартина привлекает своим особым взглядом на действительность и поступки людей той поры. Он, так скажем, не черно-белый, то есть делящий персонажей на хороших и плохих парней, как это, преимущественно, присутствовало в советском и раннем постсоветском кино о войне. Вот - трус, предатель, а значит злодей и нет ему прощения. А вот - герой, самоотверженно жертвующий своей жизнью за Родину, а значит он - если не святой, то уж, во всяком случае, во всех отношениях замечательный советский человек. Имели место, конечно и шедевры, представлявшие иной взгляд - тот же фильм "Они сражались за Родину". Но это были, скорее, исключения. Обычно тему войны сопровождал особый пафос, а во время и сразу после перестройки - антипафос, которого требовали идеологические установки эпохи и реальность войны преподносилась каждый раз в несколько искаженном виде.
В фильме "Ржев" характеры героев и их поступки неоднозначны и зачастую противоречивы. Семнадцатилетний необстрелянный боец, совсем еще подросток, смалодушничал, указав, под неистовым напором особиста, на пожилого бойца, припрятавшего немецкие листовки и полагавшего, что те сгодятся на растопку. Тот же юнец сообщает командирам об истинной биографии находящемся в составе роты бойца с уголовным прошлым, который, как потом выясняется, сбежал на фронт, украв документы у неизвестного новобранца-тезки. Только вот вор этот, по имени Константин, уже четыре месяца воюет на передовой и делит со своими однополчанами все беды и невзгоды войны. Ну, и трофейным самогоном не забывает поделиться. Именно Костя-вор остается со своим командиром и принимает, как кажется, свой последний и безнадежный бой, но, однако, выживает всем смертям назло.
А бдительный юнец, узнав о зверствах нацистов, оказавшись лицом к лицу с матерым гитлеровцем, сумел справиться с ним и добраться до остатков своей роты, чтобы сообщить о заготовленной для его однополчан ловушке.
Малодушный, как оказалось, боец, судя по речи, украинского происхождения, припрятавший немецкую листовку-пропуск, чтобы, в случае плена, перебежать к немцам, в последний момент отказывается стрелять в бесстрашно улыбающегося в лицо смерти особиста НКВД.
Да и чекист на поверку оказывается вовсе не этаким "кровавым гэбистом», каким он предстает в эпизоде по его прибытию в окопавшуюся в деревне роту. В диалоге с пожилым бойцом, которого тот ведет на расстрел, мы узнаем о бесприютном раннем детстве особиста, где каждый норовил его обидеть и пнуть. А потом Советская власть воспитала из него сурового защитника закона и Советской власти. Кстати, подполковник, командир батальона в состав которого входит рота, поддерживает особиста в его решении отправить пожилого бойца "в расход". Дисциплина в войсках РККА поддерживалась драконовскими методами и тому были свои причины. Дезертирство и предательство в условиях неудачного для СССР начала войны с Германии требовалось пресекать на корню.
Тяжело раненый особист впоследствии предлагает арестованному вернуться в часть, поскольку тот, по мнению чекиста, искупил свою вину, вступив в неравный бой с врагом. Но пожилой боец не оставляет истекающего от крови нквдэшника и тащит его к своим.
Вообще, героизм в этом кино не бутафорский, а всамделишный, тот, которому веришь. Он, героизм этот, является как бы продолжением всей предыдущей жизни героев, их взглядов, характера, мнений и поступков. И ты на каком-то этапе начинаешь проникаться главным императивом, которым охвачены все главные герои - от бескомпромиссного подполковника до бывшего урки, а ныне - достойного бойца Красной Армии - победить во что бы то ни стало, победить, какой бы непомерной не казалась цена.
"Ржев" - это фильм о цене, которую пришлось заплатить нашим отцам, дедам и прадедам за Великую Победу в той страшной войне и, вместе с тем, ответ тем кривотолкователям истории по обе стороны границ, которые не оставляют попыток сделать из нас Иванов, не помнящих родства.
Я думаю, не выйдет ни у тех, ни у других ничего, пока живет народная память. А фильм - горячо рекомендую к просмотру.
lovejoy7777777
Оценили 64 человека
105 кармы