
«Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его вместилищем и олицетворением жадности и, корыстолюбия».
Так написал приходской священник в официальном православном журнале «Церковный вестник» в 1905 году.
Насыщенный материал об отношении крестьянства к представителям церкви в начале XX века дают так называемые «наказы» и «приговоры» 1900-х годов. Крестьяне сами составляли эти тексты на своих сходах и описывали душераздирающую картину полуголодного и бесправного состояния народа.
Свои «наказы» они отправляли в Государственную Думу в надежде, что она их поддержит, но по своей наивности даже не догадывались, что пишут письма на «деревню дедушке»
В основном «наказы» содержали жалобы на бесконечные поборы со стороны священников за «требы» (крещение, венчание, отпевание), крестьяне настаивали на государственном обеспечении духовенства и контроле за его деятельностью.
Некоторые выдержки из «наказов»
«Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить за деньгами: умер – деньги, родился – деньги, исповедовался – деньги, женился – деньги, берёт не сколько дашь, а сколько вздумается.
А случится голодный год, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли, и грех бы было хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счёт, за последние крохи, добываемые нами не потом, а кровью.
Если не построишь и служить, пожалуй, не станет, это хорошо бы, а то пожалуй, бывает и так в гневе своём по отходе литургии молящих не отпустит святым крестом, а если хотя и пойдёт с молебнами, то только по выбору, кто ему даст на постройку дома 10-15 коп. с дома, а кто этого не даст, то к тому совсем не пойдёт, что это и случалось в одном нашем приходе.
Выходит, что все эти люди живут за наш счёт и на нашей же шее, а нам от них толку никакого» (Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов под ред. Данилова 2000 С.174-175)
Крестьяне писали о своём безвыходном положении, что их земля со всех сторон окружена помещичьей и поповской землёй, даже курам негде разгуляться, непосильными гнетом ложатся церковные поборы, даже за могилы приходится платить.
«Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны при церкви и за могилы при церквах же. Всё это крестьян, людей тёмных возмущает.
Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди. Надо всё это изменить. Если бы не было крестьян, то не нужно было бы и церквей. А не было бы церквей, то не было бы и священников. Необходимо положить всем священникам жалование, за которое они и должны преподавать в училищах Закон Божий без особой доплаты.
А также установить, чтобы за венчание не брали, крестить ездили бы по деревням бесплатно, за могилы деньги чтобы поступали в доход церкви.»
«Потом желали бы отменить грабительство со стороны духовенства, которое в нашем селе очень распространено. За венчание берут 10-15 рублей, за похороны 7 рублей, а если священник поднимает тело, то 15 рублей, за крестины – 1руб, за молебен простой 30 коп, с акафистом 50 коп.
Мы крестьяне на сем сходе решили этой платы не давать по силе возможности хозяина. Нас бедных крестьян и так дерут со всех сторон без «божьих служителей», которые получают жалование, пользуются доходом и землёй».(Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов под ред. Данилова 2000 С.199)
«Требовать, чтобы все должностные лица, не исключая и духовных, были избираемы всем народом и подчинялись народу, отдавая ему отчёт в своих действиях, а не изображали бы из себя господ а народ рабов». 182
«Духовенство должно содержаться на средства всего государства, но не вымогательстве из бедных, голодных забитых прихожан, так как через это самое духовенство, в глазах народа, утратило своё значение и ослабела религия». (Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов под ред. Данилова 2000 С.341)
Как видим, простые крестьяне отделяют религию от церкви, считая, что такое поведение служителей церкви наносит ущерб истинной вере и справедливому мироустройству. Крестьяне в своих «наказах» часто ссылались на Библию:
«Земля, как Божий дар, согласно с священным писанием (Левита, гл.26), где сказано самим Богом Творцом, что земля не должна быть ни продаваема, ни покупаема, а должна принадлежать всему народу, тому именно, который на ней трудится, который сам пожелает обрабатывать и собственными своими руками без наёмной силы» (Там же С.254-255)
Почти во всех «наказах» крестьяне ставили священников в один ряд с угнетателями – помещиками, чиновниками, полицией:
«Кто старался пробудить спящую мысль в людях, того немедленно сажали и гноили в тюрьмах, крепостях, ссылали в отдалённые места и даже казнили.
Для этого тратилось много миллионов народных денег на всевозможных опричников: полицию, жандармерию, земских начальников, священников, школьных инспекторов». (Там же С.79)
«…стали мы думать: принесёт ли нам пользу такая Дума, куда попадут только люди с большим карманом: торговцы, крупные землевладельцы, священники, дворяне, но не мы же, бедные люди? Что же нам ждать от этих людей? Ничего!» Там же С.167-168).

Открытые крестьянские выступления
«В селе Ильмино Городищенского уезда Пензенской губернии крестьяне чуть не убили священника Кургаева, за то, что он донёс полиции на участников крестьянских выступлений. Священнику удалось бежать, но дом его был сожжён». (Религия и церковь в истории России. Мысль, 1975 с.220-221)
Крестьяне села Нагаткино Симбирского уезда Симбирской губернии, «выведенные из терпения поборами, нахальством, издевательством и грубостью попа», сожгли «весь поповский хлеб и дом». Озлобление было так велико, что имущество, которое вытаскивали из огня, бабы и девки бросали обратно в огонь»
(Крестьянское движение в Симбирской губернии в период революции 1905-1907 годов. Документы и материалы. Ульяновск: «Ульяновская правда», 1955 с.37-38)
«В Ольховской волости Царицынского уезда Саратовской губернии, как сообщал жандармский полковник, вынесли на сходе решение о закрытии церквей: «Церкви не нужны их следует обращать на другие полезные учреждения – школы и больницы» (Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XXв. с. 146).
Бедственное положение крестьян также способствовало отходу от церкви. В частности, в церковной летописи священник Сызранского уезда Симбирской губернии отмечал в 1908 году: «неурожайные годы и пожары очень печально отразились на религиозной жизни крестьян; именно не имея лишней копейки, крестьянин и в храм не ходит, и молебнов не служит, а оттого церковь страдает в материальном отношении, не говоря уже о скудном содержании причта» ( ГАПО.Ф. 368 Оп.1.Д.6. с.16).
Пророчество Белинского
А ведь ещё в середине XIX века Виссарион Белинский писал: «Что Вы нашли общего между Христом и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор (Из письма Белинского Гоголю 1847 год).

В заключение
Таким образом, мы видим, что крестьяне пытались достучаться до Государственной Думы в надежде, что этот избирательный орган поможет им навести порядок в деревне и призвать к порядку распоясавшееся священство. Однако их «наказы» не были услышаны, и тогда они сами пытались решить свои наболевшие проблемы.
Уже тогда они стали понимать, что для общения с Богом посредник в виде церкви, которая не облегчала их жизнь, а только эксплуатировала, им не нужен. Вплоть до 1917 года продолжались массовые убийства священства, грабежи и поджоги церквей и монастырей.
Синодальное определение от 12 октября 1917 года гласило об «участившихся… разбойных нападениях на монастыри и приходские церкви», но призыв был уже неуместен.
В настоящее время церковные либеральные историки почему-то описывают «гонения» большевиков на церковь, а про народные выступления до революции против церкви скромно умалчивают.
Уважаемые читатели!
Если вы устали от политики, то на родственном канале "Другой взгляд на религию" вас ждет рассказ о поистине мистической судьбе художника Ивана Шишкина
"Две полосы в жизни Ивана Шишкина - белая и чёрная" Здесь
Оценили 5 человек
11 кармы