• РЕГИСТРАЦИЯ

Ужасы, породившие революцию

1 748

Воевать с прошлым бессмысленно, вернуть его – невозможно, пытаться переписать – опасно. Всё это – пути к безумию и потери связи с действительной жизнью. К сожалению, заигрывание с прошлым в современной России стало какой-то национальной забавой. Самое разумное, что можно сделать по отношению к прошлому – вынести из него уроки. Чего как раз таки делать никто и не желает. Напротив, прошлое, как затонувший корабль ракушками, обрастает новыми, никогда не существовавшими подробностями, день ото дня превращаясь в пущий объект поклонения.

Никаких уроков из оболганного прошлого вынести нельзя. И неважно, какая это ложь – украшающая как о Российской империи или устрашающая как о Советском Союзе. Историческая ложь – это всегда залог повторения ошибок.

В год столетия русских революций, как и во все предшествующие постсоветские годы, появилось множество публикаций, свидетельствующих о какой-то расслабленной мечтательности значительной части российского общества, вздыхающего по временам, известным лишь по книжкам, и рассуждающего об истории на уровне персонажа фильма «Большая перемена»: «Значит так. Цезаря убили, но у них там ничего не получилось. Нашлось ещё двое: сродственник Цезаря – Октавиан и товарищ по работе Цезаря – Антоний». Примерно так же судят об Октябрьской революции любители «России, которую мы потеряли», не жившие в этой России ни единого часа, но почему-то уверенные, что вся страна только и делала, что ела пряники и богатела, а потом вдруг пришли противные большевики и всё испортили. Эти любители прошлого отчего-то не хотят понять, что история – процесс закономерный и поступательный, и всё происходящее имеет всегда свои причины.

Применительно к революциям французский историк Ж. Мишле писал: «Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок и над ужасами её породившими…» Тем более у нас есть такой беспристрастный свидетель этих ужасов как русская литература, ставшая, не только в лице Л.Н. Толстого, «зеркалом русской революции». Нет смысла приводить бесконечные цитаты о нищете и бесправии одних, роскоши и вседозволенности других. Вспомним лишь А.А. Блока, написавшего в статье «Интеллигенция и Революция»: «Почему дырявят древний собор? Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? Потому, что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью…» Но никаких уроков никто извлекать и не собирается. Напротив, и власть, и церковь, неизвестно на что надеясь, радостно прыгают на старых граблях. Сегодня только и слышишь, как хорошо жилось при царе, и как большевики всё уничтожили. Наслушавшись таких рассказов, поневоле и сам станешь большевиком.

То вдруг выяснится, что крепостное право – это едва ли не форма взаимоотношений внутри большой и дружной семьи. Потом всплывёт, что всеобщая грамотность в СССР – это миф и советская пропаганда и что на самом деле всеобщее начальное образование было введено в 1908 г. Да и начало всеобщей электрификации было положено Николаем II. Теперь все дружно и наперебой повторяют, что отречения последнего государя не было, равно как не было Кровавого воскресения, Ленского расстрела и всего того, за что при жизни Николая Александровича Романова прозвали Кровавым. В свете подобного рода рассуждений вся русская литература превращается в фантастику или fantasy с элементами horror`а. Иначе откуда же взялись все эти замученные, затравленные дети, запоротые мужики, изнасилованные девки, крепостные актрисы, выкармливающие грудью барских щенков, расстрелянные рабочие – весь этот нищий, забитый, тёмный и дикий люд, выглядывающий со страниц Некрасова и Тургенева, Достоевского и Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Г. Успенского, Григоровича и Короленко, Чехова и Горького, великих и обыкновенных, известных и забытых русских писателей XIX столетия?.. Чтобы понять русскую революцию, стоит заглянуть в её зеркало, где отразилось слишком много неприглядного. И тогда вспомнятся слова пророка Иезекииля: «Униженное возвысится, а высокое унизится», и отпадёт, возможно, охота удивляться и сочинять сказки о потерянных конфетках-бараночках.

О том, что изменилось в стране после 1917 г., написано немало. И сегодня об этом стоит вспомнить не только в связи со столетней датой, но и просто ради попираемой правды, ради того, чтобы напомнить мечтателям и фантазёрам: история не самое подходящее и безопасное место для ваших забав. Чем сочинять и ужасаться революцией, лучше вспомните француза Мишле и уроните несколько слезинок над ужасами, породившими революцию. Вот, например, явление, о котором как-то не принято говорить. Явление безобразное, узаконенное в царской России и уничтоженное в Советской. Речь идёт о проституции.

Русская литература отразила и это уродство. Многие читали «Яму» Куприна, «Воскресение» Толстого, «Записки из подполья» и «Преступление и наказание» Достоевского, «Припадок» Чехова, «Тьму» Андреева, «Мои университеты» Горького... Но не все в полной мере представляют себе весь ужас описанного явления. Современное общество смеётся над тем, что называется «права женщин», связывая эти права либо с малосимпатичными и неопрятными феминистками, либо с сумасшедшими дамами из движения Femen. Современный человек не помнит, что ещё сто лет назад женщина, спешащая по улицам вечернего Петербурга без сопровождения мужчины, считалась бродячей и могла быть подвергнута аресту по подозрению в занятии несанкционированной проституцией; что в промысел этот подавались не за длинным рублём, а от крайней нужды и невозможности заработать себе на жизнь как-то иначе; что, вытолкнув из своих рядов, общество не принимало такую женщину обратно, и всё, что ей оставалось – презрение окружающих, ранняя старость и смерть от болезней.

Существует криминально-антропологическая теория Ломброзо-Ферреро о «прирождённой проституции». Однако практика полностью опровергла эту теорию. Единственно подтверждённая и апробированная теория заключается в том, что распространение проституции напрямую связано с социально-экономическими условиями. До 1917 г. ряды проституток пополнялись, главным образом, крестьянками и мещанками, то есть представительницами наименее обеспеченных и защищённых сословий. «Зеркало русской революции» подробно отразило условия жизни крестьянской и городской бедноты: это единственная комната смрадной избы в деревне, где, кроме огромного семейства, зимой обитают и домашние животные; это грязный угол наёмной комнаты или ночлежки в городе. Повсюду – голод и грязь, дикость и пьянство. Но главное – безысходность, когда вырваться из этого угла решительно некуда. Нельзя пойти учиться или работать, чтобы жалования хватало на прожитьё, а работа не превращалась бы в каторгу.

В царской России большинство беднейших представительниц низших сословий могли устроиться в городе в качестве прислуги, мастериц или пойти на фабрику. Впрочем, к какому бы сословию ни принадлежала женщина, быть врачом, чиновником или, избави Бог, инженером она всё равно не могла. Но помимо бедности, работающая в городе женщина неизбежно сталкивалась с отношением к себе как к полезной или не очень вещи. «Те же сложившиеся социально-экономические условия, – писал в 1910 г. доктор Б.И. Бентовин, известный также как автор повестей и рассказов, – выработали невыносимо-возмутительные отношения мужчин к женщинам-труженицам <…> У окон прачечных заведений собирается весьма разношёрстная толпа индивидуумов <…> Всё это зубоскалит, перемигивается, говорит сальности, делает неприличные критические замечания… Стоит ли церемониться с прачками, цветочницами, корсеточницами, белошвейками!.. Что удивительного, если, вечно сталкиваясь с таким беззаботно циничным отношением, сама девушка-ремесленница привыкает мало-помалу смотреть на себя как на существо, словно судьбой присуждённое послужить в своё время к удовлетворению мужского полового инстинкта <…> Теряется вера в себя, в своё человеческое достоинство, в право личности, и “падение” признаётся чем-то неизбежным, законным, судьбою предназначенным…» Рабочий день труженицы мог продолжаться 16-18 часов. И самое большее, на что могла рассчитывать средней руки мастерица – 20 рублей в месяц. Аккурат на билет до Москвы из Питера первым классом. Нанять небольшую квартиру на окраине обошлось бы в 5-7 рублей, купить самовар – в 10 рублей, ботинки из чёрной кожи – около 4 рублей. Повторимся: 20 рублей в месяц при каторжной работе – это очень хорошие деньги, доступные далеко не каждой трудящейся женщине.

Ничего удивительного, что при такой жизни да при таком отношении к себе со стороны окружающих жизнь в доме терпимости могла показаться дремучей, неразвитой девушке не в пример интереснее и приятнее. Но для тех, кто вошёл в эту жизнь, обратного выхода уже не существовало. Переехать же в «весёлый дом» было делом чрезвычайно простым и быстрым. Тот же доктор Бентовин приводит слова своих пациенток: «Значит, мы нужны, если с нами так возятся и комитет, и смотрители, и врачи, и полиция… И набирают-то нас без всякой задержки… Плепорции нет… Приходи наша сестра сколько хочешь – всех возьмут!..» Стоит только явиться во Врачебно-полицейский Комитет (ВПК) и обменять паспорт на заменительный билет (он же так называемый «жёлтый» билет), как можно на совершенно законных основаниях отправляться на заработки. Опасаясь тайной проституции и бесконтрольного распространения заболеваний, Комитет только всячески приветствовал решение женщины переменить профессию. Но и это ещё не всё. Время от времени Комитет устраивал обходы и облавы на бродячих (!) женщин, то есть на тех, кто ютился в ночлежках или же оказался в поздний час на улице и не смог ни предъявить бланка ВПК, ни внятно указать на местожительство и род занятий. Другими словами, если крестьянская девушка сбежала от нужды в город, но не смогла найти работу и ютится в ночлежке, то она непременно будет арестована как бродячая. «Несчастье и порок, – писал о таких женщинах доктор П.Е. Обозненко, – здесь так похожи друг на друга, так близко сошлись между собой, что нет возможности с первого взгляда отличить одно от другого. Впрочем, городовой не имеет ни времени, ни желания размышлять, он решает дело быстро и… безапелляционно: женщина, взятая им на улице, в угловой квартире или в ночлежном доме, считается проституткой, с нею поступают как с развратною женщиной, хотя бы, кроме неимения определённого местожительства и занятий, не было ни единого намёка на то, что она промышляет развратом».

А дальше – одна и та же история, повторенная бессчётное число раз: голод и бездомье, уговоры чиновника подчиниться Комитету и обменять паспорт на заменительный билет, настойчивые приглашения от содержательниц домов терпимости, постоянно ищущих новых работниц, отказ и снова голод, поиски места, трущобы и новый арест. Раз, другой, третий… Наконец несчастная сдаётся. И, устав от голода, холода и грязи, никому не нужная и ни на что уже не надеющаяся, соглашается отдать паспорт. «Билетная» (живущая в доме терпимости) или «бланковая» (промышляющая самостоятельно), она уже никогда не вернётся к нормальной жизни, дверь за ней захлопнется навсегда. Деформировав психику, изуродовав тело, она проживёт несколько бурных лет, дождавшись к тридцати годам преждевременной старости, и умрёт от сифилиса всё в тех же трущобах. Одна из немногих женщин-врачей начала XX в. М.И. Покровская в работе «Борьба с проституцией» приводит типичные истории нескольких женщин. Вот одна из них – некрасивая и неграмотная, работала на фабрике с одиннадцати лет, потом испортила глаза и занялась проституцией, потому что больше делать ничего не могла. Сначала поступила в дом терпимости разрядом повыше, но потом оказалась в «тридцатке», то есть в доме, где с каждого посетителя берут 30 копеек. «На Рождество или на Пасху, – пишет М.И. Покровская, – и вообще по праздникам или под праздник бывает особенно много посетителей, “много работы”, как она выразилась, и все они страшно утомляются. Для того чтобы они могли выдержать, хозяйка даёт им четыре стакана водки в день. Кроме того, они получают угощение от посетителей. Сначала ей казалось очень тяжело, потом она привыкла». «Много работы», уточняет Покровская, это 60-80 посетителей в день. Упоминание двунадесятых праздников кажется в этом контексте особенно нелепым. Но что делать – очевидно, так разговлялся православный люд. И вот на Рождество несчастная полуслепая крестьянка оглушает себя литром водки и «веселится» с полусотней не самых галантных и не самых брезгливых кавалеров.

Кроме прислуги, мастериц и фабричных, в проституцию активно вовлекались актрисы и хористки, а также дети, что было незаконно, и всё же было. Какая-то помощь этим несчастным, разумеется, оказывалась. В некоторых городах, как, например, в Санкт-Петербурге, были специальные больницы для проституток, появлялись так называемые Дома милосердия и Дома трудолюбия. Но меры были отнюдь не достаточными. Все эти Дома не давали профессию и не трудоустраивали по выходу. Да и не во всех городах проститутки могли позволить себе лечение. А выйдя из больницы или Дома милосердия, женщины не могли вести нормальную жизнь, не могли выбраться из замкнутого круга, потому что причины, обусловившие для большинства начало занятий проституцией, не устранялись. «Только с повышением нравственного уровня масс, – писала М.И. Покровская, – особенно мужской половины рода человеческого, и с изменением социального положения женщины, зло будет мало-помалу исчезать». Но никаких перспектив по улучшению ни социального, ни экономического положения кого бы то ни было не просматривалось. Не менялись ни условия труда, ни его оплата. Как говорила героиня А.Н. Островского, «богатый так богатым и живёт, а бедный, ты его сколько не поворачивай, он всё бедный». Не с чего было меняться и отношению к женщине. Да и что говорить о начале XX в., если и по сей день значительная часть «мужской половины рода человеческого» пребывает в средневековой убеждённости относительно умственной и нравственной неполноценности женщин.

Как результат – десятки тысяч изуродованных, презираемых, обречённых людей, до которых ни государству, ни обществу нет вообще никакого дела. «Проститутка, – заключал доктор Бентовин, – человек, выброшенный обществом за борт. Все нити, связывавшие её с семьёй, со знакомыми, с прошлым – порваны. Её новая профессия – это гражданская смерть… В море жизни она совершенно одинока, законом она обособлена от окружающих». И такое положение вещей оказывалось узаконенным в государстве и нормальным в сознании обывателя. Проблемой занимались, сочувствовали несчастным только врачи. Да и то речь не шла о запрете или радикальных мерах искоренения. Об этом заговорили только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Октябрь уравнял в правах мужчин и женщин, в связи с чем женская зарплата перестала в разы отличаться от мужской, а рабочий день сократился для всех до восьми часов. Именно Октябрь 1917-го попытался изменить отношение к женщине в обществе, освободив женщину от положения потенциальной проститутки и дав ей возможность самой выбирать судьбу, причём не между «билетной» и «бланковой». Советская власть немедленно включилась в борьбу с проституцией. Подчёркивалось, что борются с явлением, а не с людьми. В 1921 г. межведомственная комиссия при Наркомате социального обеспечения опубликовала «Тезисы по борьбе с проституцией», гласившие: «1. Проституция тесно связана с основами капиталистической формы хозяйства и наёмным трудом. 2. Без утверждения коммунистических основ хозяйства и общежития исчезновение проституции неосуществимо. Коммунизм – могила проституции. 3. Борьба с проституцией – это борьба с причинами, её порождающими, т.е. с капиталом, частной собственностью и делением общества на классы. 4. В Советской рабоче-крестьянской республике проституция представляет собой прямое наследие буржуазно-капиталистического уклада жизни».

В борьбе с этим наследием использовались два подхода: гуманный и репрессивный. Примерно до конца 20-х гг. применялся гуманный подход, на падших воздействовали милосердием, что приносило известные плоды. В городах появились бесплатные венерологические диспансеры, создавались мастерские и артели, столовые для безработных, общежития. Шла активная просветительская деятельность, в том числе вечера коллективного чтения – читались художественные произведения о жизни проституток в царской России. Само собой, задача была не из лёгких – невозможно было всем вчерашним жрицам любви за пару лет внушить отвращение к профессии, при том, что уровень жизни оставался в стране далеко не высоким.

К концу 20-х гг. на смену гуманному подходу пришёл репрессивный. Постепенно и проституция, и её потребление стали наказуемым делом. Промышляющую женщину ждал трудовой лагерь или профилакторий, а обратившегося к ней мужчину – увольнение и даже исключение из партии. Обращение к проститутке было названо «контрреволюционным поступком». Проституция же из самостоятельной сферы услуг вошла в орбиту преступного мира, став его неотъемлемой частью. Соответственно и проститутку стали рассматривать не как несчастное и падшее создание, но как «социально вредный элемент с применением в отношении её существенных мер воздействия».

Наверное, полностью победить проституцию невозможно, как невозможно уничтожить порок или изжить грех. Но можно сделать другое – вытащить человека из безысходности. До 1917 г. «обилеченные» женщины навсегда оказывались за бортом жизни и вскарабкаться обратно не имели уже никакой возможности. Можно сказать, что человек официально превращался в вещь, но изменить что-либо уже не мог. Октябрь дал всем одинаковые шансы оставаться людьми. И в этом главная его заслуга.

Но как бы то ни было, всё это в прошлом – и бродячие женщины, и расстрелянные рабочие, и две революции, и гражданская война, и война Отечественная и даже, увы, весь советский период, полный побед и свершений. А что же с будущим? Нет ответа. В СМИ будущее упоминается только в связи с предсказаниями или ценами на нефть. Но такое отношение ко времени характерно для старости, что запечатлел В.М. Максимов на картине «Всё в прошлом». Большевики, например, строили светлое будущее, мечтали о коммунизме. А о чём мечтает сегодняшняя Россия? Вынести Ленина из Мавзолея? Увековечить Колчака?.. Прошлого уже нет, будущего ещё нет. Но на прошлое нельзя повлиять, а на будущее можно. И в частности, путём переписывания прошлого. Только пользы от такого влияния будет немного.

Одно дело – профессиональные споры историков, и совсем другое – ненависть граждан друг к другу из-за событий столетней давности и даже из-за домыслов вокруг этих событий, из-за того, чего давно уже нет и вернуть что не представляется возможным. Со стороны такое общество выглядит безумным. А кроме того, устремлённость в прошлое может быть признаком боязни будущего, а то и вовсе нежизнеспособности.

➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/109513/18555/-

    Почему моряки не ловили рыбу в дальнем пути?
    • Drozd
    • Сегодня 13:53
    • В топе

    В период Великих географических открытий и освоения Нового Света в XV-XVII веках морякам из Европы часто приходилось голодать в пути. Не имея возможности пополнить провиант на берегу, люди массово...

    Это самое худшее что могло случится с "Голубым огоньком". Озвучен список ведущих в новогоднюю ночь - 2025

    «Голубой огонек», который зрители увидят в эту новогоднюю ночь, может стать самым скандальным за всю историю своего существования, а из-за артистов, которых утвердило руководство федеральных телеканал...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      mastodont Сегодня 23:11

      МемуаристЪ. Был ли Ленин британским шпионом? Балаев против Стариков

      Ленин - английский шпион? Революционные рабочие поднялись на Красной Пресне за длинные британские фунты? Все, от царя до подполья, плясали под дудку Чемберленов с Керзонами? Это точно патриотизм? А ведь всё это рассказывает нам «защитник Сталина» Стариков!Я не против, великие державы всегда вели политические игры. Но и Российская Империя - совсем не бан...
      20
      mastodont Сегодня 15:08

      УРАЛИТИ. Среди свердловских мигрантов бушует сифилис: «Случаев больше, чем за весь 2023 год»

      Экс-главврач КВД раскрыл жуткую статистику сифилиса среди мигрантов. Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 ноября, ФедералПресс. В Свердловской области растет число больных сифилисом мигрантов: за первые 8 месяцев этого года зарегистрировано больше случаев, чем за весь прошлый год. Об этом сообщил кандидат медицинских ...
      540
      mastodont Вчера 15:01

      Нина Хрущёва. Неудавшийся визит в Россию: Ельцин Центр вынужден был срочно переобуться

      © Dmitry Chasovitin/GloballookpressЕкатеринбургский "Ельцин-центр" не зря считается одним из главных оплотов либерализма в нашей стране.Мало того, что этот комплекс был основан для прославления "главного героя и достижений 1990-х" – так сотрудники этой организации ещё и вовсю стараются, чтобы оправдать свою репутацию. А репутация у "Ельцин-центра" специ...
      1143
      mastodont Вчера 11:57

      МемуаристЪ. С чего вдруг на протоколах троек печать НКВД, или ещё о "приговорах" пресловутых троек, - об антисоветских/антисталинских фальшивках, изготовленных в период правления Б.Н.Ельцина

      Мы привыкли ужасаться протоколам Сталинских расстрельных троек. Вот же, подпись секретаря имеется и даже печать с гербом приложена. Никто не задумывается с какого перепугу на протоколах всегда печати наркомата внутренних дел. Это же безумие какое-то!Это не мелочь, совсем нет. Ладно, пусть ежовские тройки грубейшим образом нарушают Конституцию. Но потопт...
      391
      mastodont 24 ноября 13:33

      МемуаристЪ. Архивное мяско на скелеты расстрельных троек

      Чудесный корпус документов о расстрельных тройках 1937 года. В прямом смысле чудесный, потому что каждый документ - какое-то архивное чудо. Так старались ребята из запрещённого ныне общества на букву «М», так старались. А получился набор архивных анекдотов. Что там у них в головах размешано?Речь снова про расстрельные тройки и антикулацкую операцию по п...
      548
      mastodont 23 ноября 16:09

      СССР. Советский кинематограф очень сильно приукрашивал офицеров-белогвардейцев. Это было серьёзной ошибкой или так Комитет по радиовещанию и телевиденью СССР сознательно готовил народ к принятию антисоветского гос. переворота?

      Ленин не зря сказал, что из всех искусств, для нас важнейшим является кино. И действительно, кинематограф имеет способность очень сильно влиять на человеческое восприятие действительности. И если мы увидели хорошего актёра в роли негодяя, то потом очень долго будем таким считать и самого актёра. С актёром Спиридоновым, сыгравшим Фёдора в фильме "Вечный зов", люди здор...
      774
      mastodont 23 ноября 13:13

      AFTERSHOCK. Предатели в русской армии: Как англосаксы 100 лет используют одни и те же шаблоны

      Имя генерала Рерберга и его "Исторические тайны великих побед и необъяснимых поражений" я узнал, когда обратился к читателям с просьбой помочь с первоисточниками на тему первой русской революции.Чем больше я погружался в чтение его исследования, тем больше меня преследовало ощущение - где-​то я уже это видел… А когда добрался до итогов, стало понятно - ...
      1172
      mastodont 23 ноября 07:08

      Захар Прилепин. ОЙ. ПОШЛИ НА КРУГ ВТОРОЙ

      Когда на такое попадаешь - поначалу думаешь, что это кто-то так шутит.Нет, они не шутят. Как же такая могучая, цветущая, чудесная империя проиграла японскую войну, а к 1917 году – потеряла несколько миллионов людей, а также огромную часть своей территории, – с такими-то космическими достижениями?Чтобы понять катастрофичность...
      993
      mastodont 22 ноября 15:52

      МемуаристЪ. Кривые архивные сосны расстрельных троек

      Документ о Сталинских репрессиях не может быть одинок, как сосна в поле. Если по страшно секретному приказу Ежова репрессировали в 1937 и 1938 годах несколько миллионов по всей стране, то картинка для историка ясная. Приказ этот, будь он трижды секретным, всё равно обязан прозвенеть в десятках, а то и сотнях документов. Но ничего такого мы не видим. Хот...
      390
      mastodont 22 ноября 12:06

      Захар Прилепин. РАЗДАВИТЬ ГАДИНУ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ

      С искренним любопытством и непреходящим ощущением дежавю наблюдаю кампанию по настойчивому продвижению в массы наследия русского философа Ильина.В первых же строках хочу пояснить, что ничего не имею против изучения его наследия и популяризации отдельных его благих идей.Да и вообще: мы люди XXI века, и странно было бы шарахаться от каких бы то ни было зн...
      459
      mastodont 22 ноября 08:33

      СССР. Самый оболганный в постсоветское время учёный. Герой Социалистического труда, Трофим Денисович Лысенко

      Создатель ордена Иезуитов, Игнатий Лойола любил повторять, что "Правда,-это та ложь, которой все поверили!". Именно это и произошло с академиком Лысенко, которого в перестроечный период либералы очень старались вымазать чёрной краской.Можно много чего сказать про Сталинский период, но одно я знаю точно, в то время правительственные награды просто так не раздавали, осо...
      2321
      mastodont 21 ноября 23:29

      Новейший ракетный комплекс средней дальности «Орешник» успешно поразил цеха «Южмаша»

      Сегодня в ответ на атаки со стороны ВСУ западными дальнобойными ракетами территории РФ российские войска нанесли комбинированный удар по одному из важнейших оборонных предприятий Украины. Об этом сегодня сообщил Владимир Путин в ходе экстренного обращения к россиянам в связи с новым витком эскалации конфликта.Среди прочих средств поражения, в ходе нанес...
      1208
      mastodont 21 ноября 18:33

      МемуаристЪ. Нашёл скелет расстрельной тройки Сталина

      Кто сказал, что не бывает переходных форм в архивных документах? Очень даже бывают! Нашёлся протокол расстрельной тройки 1937 года. И кажется, местами вполне подлинный. Но начинаешь проверять по другим документам - батюшки, да у этого динозавра ещё плавники не отвалились, а уже весь в ногах и крыльях. Так и бывает, когда корпус документов сочиняют разны...
      579
      mastodont 21 ноября 11:43

      «Русские всегда приходят за своим». Что ждёт Украину

      Александр Ростовцев. Авторская колонкаСитуацию на Украине нельзя назвать иначе, как затянувшаяся катастрофа. И это касается буквально всех сторон жизнедеятельности и жизнеспособности «аграрной сверхдержавы». Украина обречена, и СВО только ускорило этот процесс, тогда как причины её саморазрушения были изначально заложены в характере самой «незалежности»...
      274
      mastodont 21 ноября 08:10

      Захар Прилепин. И ЕЩЁ РАЗ ПРО БЛАНКА. ПРО ДРУГОГО

      Не первый уже раз на статьи о Ленине получаю комментарии подобного содержания.Цитата.«”…Да, действительно, у Ленина имелся среди его предков один колоритный еврейский прадедушка. Изначально звали его Моисей Ицкович Бланк".Старая и замусоленная фальшивка. Её запустил ещё Д. Волкогонов в двухтомнике "Ленин". Волкогонову доверять не стоит, он сам русофоб и...
      1333
      mastodont 21 ноября 07:50

      ИА Новороссия. "Натовской техники тьма, солдаты обучены": Киев накопил ударный кулак в 12 тысяч штыков, ждут приказа для вторжения в Россию

      Коллаж: Царьград.Украина скопила стратегический резерв и готовится к атаке. Максимально вероятная цель – Белгородская либо Брянская области. Противник уже прощупывает плацдарм. Подробности читайте в материале "Новороссии".Киевский режим лихорадочно скапливает технику и людей для последней контратаки на русскую границу. Поставки техники НАТО в преддверии...
      238
      mastodont 20 ноября 22:33

      Удары ATACMS по России могут привести к катастрофическому наводнению. В арсенале России достаточно конвенциональных средств для принуждения Украины и Запада к миру

      Александр Широкорад Фото: цитата видео/ Telegram-канал «Военкоры Русской Весны»В ходе массированного налета ВКС России по Украине в числе прочих объектов несколько ударов пришлись по плотине Кременчугской ГЭС. Хотя тамошние эксперты и утверждают, что пока разрушение плотине не грозит, но они же и отмечают — достаточно ткнуть туда же еще раз, и все посыпл...
      728
      mastodont 20 ноября 21:21

      Царьград. Англия начала стрелять по России с территории Украины. Удар Storm Shadow по России: Не только Курская область - били по Крыму и Ейску. Что известно.

      Коллаж ЦарьградаПоступает всё больше информации об ударе Storm Shadow по территории России. Сначала сообщили об атаке Курской области. Теперь приходят вести и из Крыма. Рассказываем, что известно в данный момент.Канал "Русское оружие" сообщает, что враг предпринял попытку атаки Крымского моста и объектов на Таманском полуострове Кубани ракетами Storm Sh...
      417
      mastodont 20 ноября 14:49

      МемуаристЪ. Циркуляр об особо-особых расстрельных тройках от Ельцин-центра

      Какой только чепухи не издают под видом архивных документов про Сталинские репрессии. Иной документ возьмёшь - приятно читать, есть и смысл и закону соответствует. А иную бумазею подсунут и шишка на лбу от ударов ладонью. Да что они такое пишут? Да что там в головах? Нет, понятно, что антисоветчина, но хоть какие-то остатки либерального мозга должны быт...
      369
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика