Who is Mr. Монферран?

9 20041

Чтобы альтернативщикам было, чем повозмущаться, дополняю ответ "официального историка" альтернативно озабоченным. Первый вопрос и ответ на него был таким:

Как известно, сомнения некоторых независимых исследователей относительно официальной версии строительства Исаакиевского собора во многом обусловлены распространенным мнением, что Монферран не был архитектором, не разбирался в строительстве, а был скорее художником. Наследие Монферрана состоит из большого количества рисунков, эскизов, но отсутствует техническая документация из чертежей и расчетов. Насколько справедливы такие сомнения, действительно ли в те времена было принято строить соборы по эскизам и макетам? Или чертежи и расчеты существуют и принадлежат руке Монферрана?

АГ. О. Монферран был именно архитектором, получил соответствующее образование на родине во Франции, а затем повышал свою квалификацию, работая под началом Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтена – крупнейших французских зодчих этого времени. Монферран действительно прекрасно рисовал, но таким умением обладали тогда все без исключения архитекторы – это была неотъемлемая часть профессиональных навыков. Успех Монферрана в России во многом связан именно с тем, что он не только был хорошим рисовальщиком, но и отлично владел инженерно-строительными знаниями, а также, что немаловажно, умел составлять сметы на постройки, стараясь сделать их наиболее экономичными. В XIX в. строительству любого крупного здания (в том числе и Исаакиевского собора), конечно же, предшествовало составление развёрнутой технической документации, а разработка проекта сопровождалась подробнейшими техническими расчётами конструкций, особенно когда речь шла о таком инженерно сложном здании, как Исаакиевский собор. Однако такие документы воспринимались как вспомогательные и, как правило, не откладывались в архивах – после завершения строительства их попросту выкидывали (точно также поступают и сейчас). Технические расчёты как часть пояснительной записки к проекту стали сохранять в архивах лишь в конце XIX в. Сейчас в архивах дела конца XIX – начала ХХ вв. о строительстве зданий с проектами имеют приложенные технические расчёты примерно в 10% случаев.

=== Дополнения и пояснения от меня====

Как известно, сомнения некоторых независимых исследователей относительно официальной версии строительства Исаакиевского собора во многом обусловлены распространенным мнением, что Монферран не был архитектором, не разбирался в строительстве, а был скорее художником. Что и зачем нам врут про Монферрана?

"Дед Монферрана Лижье Рикар был строителем, отец Бенуа Рикар, как обычно писали, был сначала берейтором, потом директором Лионской академии верховой езды. Мать Мария Франсуаза Луиза Фистиони была дочерью негоцианта. Отец Монферрана очень рано умер, и воспитывал его отчим Антуан де Коммарьё (Соммаrieux), которого Вигель называет бедным артистом. Явная ошибка при переводе: французское слово «artiste» имеет два значения – артист и художник. Отчим был именно художником и гравером, учил рисовать пасынка, и славой прекрасного рисовальщика Монферран обязан именно ему.

Сохранились письма из переписки Монферрана с Николаем Никитичем Демидовым, который был знаком с матерью и отчимом Монферрана по вопросам приобретения произведений искусства. В одном из своих писем он отправил Монферрану поручение, которое тот передал в петербургскую контору Демидова в день своего приезда (16 июля)

«Вручитель сего г-н архитектор Огюст Монферран, сын известной Конторе мадам Комарье. Есть ли по приезде его Гороховский дом не будет еще отдан внаймы или продан, то дать ему пристойную небольшую квартиру, в которой позволить жить без оплаты до отдачи дома или до продажи. Есть ли Контора может в чем-либо ему полезна, то должна стараться его не оставить, ибо он ни города не знает, ни по-русски не говорит».

Бетанкур, знавший французскую школу архитектуры, прочтя Свидетельство об окончании Монферраном Академии, которую окончил и приглашенный им Тома де Томон, и прекрасную характеристику Молино, который писал впоследствии «…Монферран, архитектор, работал у меня в качестве такового в течение нескольких лет неоднократно, <…> во всех случаях я замечал в нем весьма выдающийся талант в чертежном и архитектурном деле, которыми он занимался равно, как с усердием, так и с успехом» и письмо своего друга и партнера в сфере предпринимательства – Брегета, рекомендовавшего Монферрана как прекрасного рисовальщика, Бетанкур попросил молодого француза принести ему свои работы. разсмотрев которые Бетанкур понял, что имеет дело со знатоком различных стилей архитектуры и с незаурядным талантом. Руководитель Корпуса инженеров путей сообщения Огюст Бетанкур  поддерживал Монферрана до последних дней своей жизни (умер в 1824 г.), помогая решать инженерные задачи. В частности, Бетанкуром были спроектированы подъёмные леса для поднятия и установки колонн Исаакиевского собора. То, что Монферран сумел многому научиться у гениального механика мирового уровня, свидетельствует проект лесов для установки Александровской колонны, которая своим весом превышала колонны Исаакия.

Вопрос к залу. Как по-вашему, рекомендовал бы Бетанкур самому императору в качестве архитектора того, кто архитектором в тот момент не являлся? Думаете, сложно проверить, чего стоит "самозванец" и каковы его способности на ниве архитектуры? Императоры, кстати, получали весьма достойное разностороннее образование.

=Наследие Монферрана состоит из большого количества рисунков, эскизов, но отсутствует техническая документация из чертежей и расчетов.=

Наследие Монферрана хранится, конечно, не в одном единственном месте. Но даже того, что хранится в РГИА, хватит за глаза, чтобы разсеять миф о том, что чертежей не сохранилось :о)

Там этих чертежей и прочих документов тысячи. Архивы Монферрана Только вот альтернативщики не в курсе, что раньше чертежи сильно отличались от тех, что нынче. Чертёжное дело Монферрана

Бетанкур назначил Монферрана начальником чертёжной мастерской. Естественно, что не все чертежи выполнены лично рукой главного архитектора.У него были и другие обязанности. Кроме Монферрана техническими и инженерными работами занимались члены Комиссии по перестройке собора.

(продолжение следует)

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Конечно он был архитектором , выдающимся. Некоторые додумались заявить, что его вообще не существовало. т.к. могилы нет, с именем что-то не так. Именоваться на другой манер-традиция, использовать часть имени тоже. На его похоронах в СПб был Дюма -отец, а могилу Монферрана нашли во Франции, захоронен рядом с матерью.
    • paulus
    • 14 августа 2019 г. 11:43
    "Есть ли Контора может в чем-либо ему полезна"... И сюда кровавая гэбня добралась :smile: