• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Негоже уподобляться варварам, или критика "Велесовой книги"

104 1563

Доброе утро, уважаемые читатели!

Комментарии на статью Билли Дзина подвигают меня на предоставление точной информации, а, вернее, точных слов критикующих "Велесову книгу", заслуживших высокий авторитет лингвистов. И первым помещаю критику от уважаемого Андрея Анатольевича Зализняка.

"О Велесовой книге" А. А. Зализняк

Занимаясь письменными документами древнего Новгорода, трудно обойти вниманием тот факт, что, по утверждениям некоторых авторов, существует текст, созданный в IX в. новгородскими волхвами и дошедший до нашего времени, — так называемая «Велесова книга» (далее — ВК). Это сочинение, правда, обсуждается в основном не в научной литературе, а в средствах массовой информации и публицистике. Но заметный интерес, который оно вызывает у многих читателей, заставляет ещё раз взглянуть на него с собственно научной точки зрения. В настоящей работе предлагается лингвистическая оценка этого памятника.

Общие сведения о ВК

Перескажем вкратце то, что известно о появлении данного памятника[1]. Историк-любитель Ю.П. Миролюбов, живший в эмиграции, в 1953 г. объявил следующее. Офицер Белой армии Али Изенбек в 1919 г. нашёл в разграбленной усадьбе где-то на Украине несколько десятков деревянных дощечек размером 38 х 22 х 0,5 см, исписанных с двух сторон, и вывез их с собой в Западную Европу. Буквы были, по одним сообщениям Миролюбова, выжжены, по другим — выцарапаны. В 1925 г. в Брюсселе Изенбек показал дощечки Миролюбову, и тот 15 лет занимался их копированием. В 1941 г. Изенбек умер, а дощечки исчезли при обысках, производимых гестапо.

В ноябре 1953 г. в американском эмигрантском ротапринтном журнале «Жар-птица» появилось первое сообщение о дощечках, и в течение трёх лет публиковались статьи историка-любителя А. Кура (генерала Куренкова), которому Миролюбов передал свои материалы. В этих статьях процитировано в общей сложности около 100 строк из ВК. С марта 1957 г. в том же журнале начинается публикация дощечек (мелкими партиями), продолжавшаяся до 1959 г., когда журнал прекратил своё существование. Позднее текст получил условное название «Велесова книга» (или «Влесова книга», или «Влес-книга»), по имени языческого бога Велеса. Он содержит историю предков русских (и вообще всех славян) почти за два тысячелетия — от IX в. до н.э. до IX в. н.э. По утверждению главного пропагандиста ВК А.И. Асова, дощечки были писаны в IX в. новгородскими волхвами.

Настоящего научного издания ВК, с филологическим аппаратом, словоуказателем и т.д., не существует. Есть ряд переводов, но все они весьма вольные — отчасти из-за специфических особенностей оригинала (о которых подробнее ниже), отчасти потому, что переводчики ВК и не пытаются всерьёз анализировать оригинал, а свободно «вчитывают» в него тот смысл, который их устраивает.

Мало того — публикаторы обычно свободно вносят изменения и в то, что считается прямым воспроизведением оригинала. Именно таковы, в частности, публикации А.И. Асова, самые распространённые в России.

Вдобавок публикация А.И. Асова — это вовсе не дощечка за дощечкой в порядке номеров, а мозаика из кусков (составляющих обычно лишь часть какой-то дощечки, иногда даже всего одну фразу), скомпонованных «по смыслу» по произволу издателя, совершенно безотносительно к нумерации дощечек у Миролюбова.

Существующая общая оценка ВК

Собственно научной дискуссии по поводу ВК, по сути дела, нет — профессионалы (лингвисты и историки) немедленно опознают в ВК подделку и, за немногими исключениями, не считают нужным всерьёз разбирать её и даже просто упоминать. Подлинность ВК защищают (часто с фанатичностью и агрессивностью) почти исключительно энтузиасты-любители и журналисты. Правда, сейчас они любят зачислять в категорию своих сторонников также и двух-трёх лингвистов из Сербии и Украины, но речь идёт фактически о людях, которые всего лишь допускают некоторое сомнение в поддельности ВК, а не отстаивают прямо и аргументированно версию её подлинности.

Между тем среди непрофессионалов, увлечённых «огромной патриотической», как им кажется, ценностью ВК, вера в это произведение распространена довольно широко. И поэтому разобрать этот вопрос более внимательно всё же целесообразно.

При этом я сразу же подчеркну, что вся необходимая критика ВК, в сущности, уже содержится в статьях О.В. Творогова[2] и А.А. Алексеева[3]. Беда лишь в том, что эта критика недостаточно известна: это статьи в научных журналах плюс книга «Что думают учёные...», тираж которой — 1500 экземпляров, тогда как у ВК в России тиражи в сотни тысяч! И я повторяю сейчас эту критику не ради того немногого, что я могу добавить от себя, а чтобы оценка ВК профессионалами стала известна несколько шире. И хочу в особенности выделить тот тезис, что лингвистические аргументы здесь весомее и неумолимее всех других.

Ситуацию с ВК её защитники любят сравнивать с той, в которой находится «Слово о полку Игореве». Но тут я должен заявить с самого начала: трудно представить себе два произведения, столь противоположных с точки зрения лингвистической правильности.

И если в вопросе о «Слове» необходимо внимательно рассматривать и взвешивать все аргументы за и против подлинности, то в случае ВК на стороне подлинности нет практически никаких серьёзных научных аргументов. Есть лишь эмоциональный накал веры в чудо, открывающее картину неимоверной древности русского (при другом подходе — украинского) народа и его письменной традиции.

Показательно заявление главного сторонника ВК А.И. Асова: «Главное же подтверждение подлинности невозможно точно выразить словами. Оно исходит из личного духовного опыта. О подлинности говорит сам дух Влесовой книги. Её мистериальная тайна, великая магия слова»[4].

Фотография дощечки № 16

Нелингвистические аргументы

Все аспекты ВК, будучи критически проанализированы, ведут к выводу о поддельности: в одних случаях — высоковероятному, в других — практически неумолимому.

Факты, свидетельствующие о том, что ВК — это подделка, столь многочисленны, что наше последующее изложение, в котором они обсуждаются, вероятно, после первых нескольких шагов уже покажется читателю не требующим более продолжения. И это в сущности так и есть. Но мы всё же сочли полезным для полноты картины пройти длинную цепочку аргументов целиком, продвигаясь от не вполне окончательных аргументов к окончательным.

В этой работе нас будут интересовать прежде всего данные лингвистики. Об остальных аспектах упомянем лишь бегло[5].

1. Нет никаких доказательств того, что дощечки Изенбека действительно существовали. Предъявленная публикаторами фотография одной из дощечек (№16), как установлено, сделана не с дощечки, а с рисунка (или прориси).

2. Машинопись Миролюбова и публикация в «Жар-птице» (как объявлено, с этой машинописи) расходятся столь сильно, что редакционная «доработка» (не графическая, а с заменами слов и фраз) либо в публикации, либо в обоих источниках несомненна.

3. Сочинения Миролюбова (9 томов) целиком посвящены доисторическому периоду жизни русов и содержат идеи, имена и формулировки, весьма близкие к ВК. Между тем до 1952 г. (когда уже 6 томов из 9 были написаны), указывая источники своих данных, он нигде не упоминает ВК (более того, прямо говорит, что других свидетельств, кроме им упомянутых, он, к сожалению, не имеет), хотя позднее он сообщил, что познакомился с дощечками Изенбека в 1925 г. и кропотливо работал над их переписыванием в течение 15 лет.

4. В ВК обнаруживается ряд разительных частных сходств с произведениями, вызывавшими особый интерес Миролюбова. Так, Миролюбов написал целую большую работу (увы, вполне дилетантскую) о «Слове о полку Игореве», а в ВК имеется серия слов и выражений, не встречающихся нигде (или почти нигде), кроме «Слова о полку Игореве»: русичи, Дажбожи внуци, харалужныи, въци Трояни, земля Трояня, Каяла, Карна, Ж(а)ля, комони, встала обида и др.

С другой стороны, в тексте обнаруживается ряд фраз и речений, которые трудно оценить иначе, как скрытые цитаты из Библии и Евангелия (обычно чуть-чуть переделанные), например: «и ныне и присно и во веки веков», «будьте как дети», «камни вопиют» и др.

В сферу активного интереса Миролюбова входила индоиранская мифология, а в ВК обнаруживается (с незначительными изменениями звукового вида) целая плеяда ведийских божеств (Индра, Сурья, Кришна, Дьяуш Питар, Тваштар, обожествлённое небо Сварга), племена ариев и дасью и др.

5. Так называемая «велесовица», т.е. шрифт, которым написана ВК (как она выглядит на предъявленной «фотографии»), — это лишь слегка видоизменённая кириллица, причём в ряде случаев использован поздний вариант буквы. Так, н имеет вид Н, а не N (в реальных рукописях это отмечается не ранее XIV в.); ц имеет вид Ц, а не Ч (в реальных рукописях крайне редко с XII, в основном с XIV в.).

6. В ВК представлен небывалый для летописей способ обозначения дат («за 1500 лет до такого-то события»); многочисленны хронологические нелепости (вроде того, что славяне сражались с римлянами тысячу лет).

7. Жанрово ВК чрезвычайно резко отличается от подлинных летописей — «безлюдностью» (т.е. крайней малочисленностью индивидуальных персонажей), неконкретностью мест, почти полным отсутствием деталей, нарративом в 1-м лице множественного числа (т.е. на мы), примитивностью изложения, убогостью стиля, не идущего ни в какое сравнение с ярким языком и образностью подлинных летописей, подлинного эпоса и подлинных религиозных гимнов.

Вот пример такого рода примитивности, скороговорки и невнятицы (из перевода Асова, дощечка 4а)[6]:

А в другое тысячелетие мы подверглись разделению, и тогда убыло самостоятельности, и пришлось отрабатывать чужим дань; вначале — готам, которые крепко нас обдирали, а затем — хазарам, которые убивали. Явился каган, и он не радел о нас. Вначале он пришел с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и стали русичей притеснять. И мы стали говорить: «Куда мы пойдем от них? Где будем мы вольными? Мы сиры весьма, и рука Божеская от нас отвратилась, ибо двадцать тысяч лет не могли мы сотворить Русь. Но вот к нам пришли варяги и забрали у нас эти места».

В этом отрывке примеры нелепости и неправдоподобия громоздятся друг на друга. Совершенно неправдоподобна мера времени «в другое тысячелетие». Готы, хазары и варяги, разделённые в реальной истории многими веками, появляются в тексте в одном абзаце. «Каган пришел на Русь с купцами» — очевидная нелепость. «Купцы потом стали злы и стали русичей притеснять» — язык детского сада и нелепость по смыслу. И верх бессмыслицы: «...двадцать тысяч лет не могли мы сотворить Русь». Заметим, что это — причёсанная, облагоображенная и приведённая хотя бы к синтаксической правильности форма данного пассажа. В «подлиннике» всё это ещё и косноязычно.

Вот ещё один пример примитивного и лишённого малейшей конкретности текста (дощечка 25)[7]:

В то время князи много трудились. И был тогда Кышек, велик и мудр. И умер он, и после него были иные, и каждый творил что-нибудь хорошее. И это удержит наша память, потому что мы всегда их славим на каждой тризне трижды.

Все эти свидетельства искусственности текста сами по себе достаточно показательны, но всё же не столь строги, как лингвистические.

Лингвистические аргументы

Прежде всего, имеется ряд единичных фактов (отдельных слов), которые практически несовместимы с версией подлинности ВК.

В частности, индоиранские имена выступают в ВК в форме, почти совпадающей с ведийской или иранской, что невозможно для славянского языка ни в случае родства таких слов, ни в случае заимствования. Так, ведийскому Индре в ВК соответствует Интра — а было бы Ендр или Ядр как при родстве, так и при заимствовании. Ведийскому Сурье в ВК соответствует Суря, Сурья — а было бы Сыль при родстве, Сырь при заимствовании. Страна русов Русколань, фигурирующая в ВК, — прозрачное соответствие иранскому этнониму роксаланы (иранск. 'светлые аланы' = 'светлые арийцы': roxs- 'свет' + аланы из агуа- 'арийцы'). И ввиду этого название Греции Грецколань, выступающее в ВК, невозможно расценить иначе, как неуклюжую выдумку.

Одних этих фактов, в сущности, уже достаточно, чтобы версия подлинности ВК стала практически безнадежной. Но для лингвиста всё же наибольшее значение имеют не единичные, а системные факты. Поэтому следует рассмотреть более подробно именно их.

Публикаторы исходят из того, что ВК дошла до XX в. в оригинале. Но в числе сторонников ВК есть и такие, которые допускают, что это список с более раннего оригинала и что какая-то часть языковых черт ВК привнесена переписчиками.

Поэтому разделим эти два варианта: рассмотрим вначале версию о дошедшем до нового времени оригинале, а затем версию с участием переписчиков.

Версия об оригинале

Наблюдения над языком ВК позволяют выдвинуть в опровержение версии об оригинале ряд тезисов, причём таких, что каждый следующий представляет собой утверждение более сильное, чем предыдущее.

Тезис 1. ВК не может быть дошедшим до нового времени в оригинале памятником какого бы то ни было славянского языка или диалекта IX в.

Это доказывается проще всего: в ВК содержится огромное количество поздних форм.

IX век — это ещё эпоха позднего праславянского языка. Различия между его диалектами сводятся в это время всего к нескольким частным различиям в фонетике. Все славяне ещё без затруднений понимают друг друга.

Язык ВК, содержащей, как предполагается, положения древней языческой религии, должен быть языком священной традиции. Такие языки никогда не бывают продвинутыми по пути эволюции дальше живого языка соответствующей эпохи — напротив, они всегда архаичнее живых языков (ср. церковнославянский, латынь, ведийский, арабский язык Корана и т.д.).

В действительности же язык ВК, даже если временно отвлечься от его хаотичности (о которой подробнее будет сказано ниже), являет такую степень удаления от праславянского состояния, которой остальные славянские языки достигли лишь не менее чем через пять веков. Достаточно указать несколько самых явных в этом отношении особенностей.

Уже произошли падение и прояснение редуцированных и множество более поздних фонетических явлений, ставших следствиями падения редуцированных.

Пример: сыла бозка 'сила божеская' 8(З) [8] — форма бозка могла возникнуть из древнего божьска только после того, как исчезла гласная ь; когда ж и с оказались в контакте, жс изменилось в зс и далее в з. И подобные примеры представлены в тексте ВК практически в каждой строке.

Полностью разрушена система двойственного числа; правда, некоторые формы прежнего двойственного числа в тексте иногда встречаются, но они употребляются уже совершенно без связи с их исконным числовым значением.

В ВК масса черт позднего синтаксиса, например: широкое употребление местоимений он, они в синтаксических позициях, в которых они в древности не употреблялись; относительные местоимения який, яквы, кий вместо древнего иже; поздние посессивные конструкции типа сын Iерменреха, которым в древности могли соответствовать только конструкции с притяжательным прилагательным; употребление возвратного местоимения ся по поздним, а не по древним правилам и т.д.

Допустить, что ВК написана в IX в., — это как поверить в то, что в Риме эпохи Цезаря какие-то люди умели писать по-французски.

Нелишне отметить ещё, что, вопреки декларациям публикаторов, в ВК никоим образом не может быть представлен древненовгородский диалект IX в. — здесь масса форм с эффектом второй палатализации (которой в действительности в этом диалекте не было), например: бози, врази, луци и т.п.

Защитники ВК пытаются спасти положение, заявляя, что особенности языка ВК проистекают из его огромной древности. Видимая бессистемность здесь якобы отражает «зачаточное» состояние грамматики, когда грамматические категории ещё недостаточно чётко дифференцировались друг от друга. Но такие утверждения показывают лишь полное невежество в исторической лингвистике. В действительности на всей дистанции от позднего индоевропейского до старейших письменных свидетельств славянской речи это язык со сложно организованной и чётко функционирующей грамматикой, с богатейшим словоизменением и строгим синтаксисом.

В качестве добросовестного advocatus diaboli (адвоката дьявола - Взор) укажу, что защитники версии с IX в. могли бы ещё попытаться спасти положение, предположив, напротив, что по какой-то причине в языке ВК эволюция пошла в несколько раз быстрее, чем во всех прочих славянских диалектах.

Но и эта экстравагантная версия не проходит, поскольку — как мы увидим подробнее ниже — в этом случае придётся признать, что эволюция здесь не просто зашла далеко, а ещё и пошла по нескольким путям одновременно, а именно по пути русского, по пути украинского, по пути польского и т.д. языков. А такого явления не бывает уже ни в каких языках никогда.

Таким образом, версия подлинных дощечек IX в. — очевидная нелепость. Сторонникам подлинности ВК остаётся только либо допустить, что текст ВК сочинён намного позднее, чем в IX в., либо прибегнуть к предположению о том, что он сочинён в древности, но подвергся громадным изменениям при позднейших переписках [9].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее см.: Творогов О.В. «Влесова книга» // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 43. С. 170-254; он же. Что же такое «Влесова книга?» // Что думают учёные о «Велесовой книге». СПб., 2004. С. 47-85.

2 Творогов О.В. «Влесова книга»...; К спорам о «Велесовой книге»; Что же такое «Влесова книга?»; Язык «Влесовой книги» // Что думают учёные о «Велесовой книге». СПб., 2004.

3 Алексеев А.А.. Опять о «Велесовой книге»; Книга Велеса: анализ и диагноз // Что думают учёные о «Велесовой книге». СПб., 2004.

4 Свято-Русские Веды. Книга Велеса / Пер. и пояснения А.И. Асова. М., 2003. С. 208.

5 Подробнее см.: Творогов О.В. Что же такое «Влесова книга?»...

6 Свято-Русские Веды... С. 249

7 Там же. С. 107.

8 Здесь и далее цифры после цитат из ВК обозначают номера дощечек. При разборе примеров следует учитывать, что в ВК буква, передаваемая в кириллической записи как щ, соответствует одновременно русским щ и ч. Букве ы в части дощечек соответствует диграф оi (вместо которого мы ниже ради упрощения позволяем себе писать обычное ы).

9 Заметим, что в обоих случаях вероятность того, что рассказ о деревянных дощечках — не выдумка, оказывается ничтожной. Ведь в более поздние века на дощечках уже не писали, а если что-то древнее копировали, то на пергамен или на бумагу.

(продолжение следует)

Източник

Читайте также:

Как, читая, следует правильно понимать

Андрей Зализняк об исторической лингвистике

О ложной лингвистике и квазиистории 

 

Здесь не принято троллить и нарушать нормы этики

    Америка forever

    Итак, что мы имеем. Если кто-то подумал, что, из-за погодных условий вчера, 27 мая 2020 года, просто не состоялся и был перенесён на 30 мая старт к МКС космического корабля Crew Dragon ...

    Резиновые сапоги Маска

    Два клоуна в резиновых сапогах оказались астронавтами, подрулившими на «Тесле» к дизайнерскому космолету Илона Маска. В линиях скафандра явно чувствуется рука покойного Версаче. Жаль, с...

    Небольшой штрих к портрету барина всея Чувашии Игнатьева

    Это который в январе 2020 указом президента уволен с должности губернатора в связи с утратой доверия.Оказывается, в 2018 году прораб Борис Портнов проник в здание Администрации Чувашской Республики и ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 21:49

      Мегалиты, которые из космоса надуло

      Афоризмы альтернативного пригреза. О мамонтах и о молодых лесах уже сказала. Теперь (внимание!) о монолитах будет речь идти! Вы только посмотрите, как высоко возпарила мысль альтернативщика! Это - апофеоз немогличества :о))) Уж и не знаю, не перешло ли количество немоглических грёз в качество ущербности ума... Тайна древней ци...
      96
      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 21:04

      Позишен намбер 6. Мгновенно замороженные мамонты

      Продолжаю перечислять "афоризмы прогресса" альтернативной мысли, случившегося более, чем за пятилетку. Подлейший мерзавец Морозенко даже не поинтересовался, в каком состоянии были найденные кости тысяч мамонтов, разсеянные на огромной территории, но "точно знает", что они были мгновенно смыты. Переотложенные и нарушенные скелеты (то есть, ...
      145
      .Взор Здравомыслие.
      Сегодня 19:23

      Говорите нету старых лесов в России? Да куда ж они, болезные подевались?

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Долго же не появлялись сборники альтернативных афоризмов (а как иначе назвать из раза в раз повторяющиеся аргументы, ходящие по кругу?), где упоминается странная молодость лесов в России. Конечно, столько лет блуждать в трёх соснах, вместо того, чтобы посмотреть на вопрос ширшее и глубжее и... увидеть нако...
      685

      Как археологи просрамили "официальных" историков

      и доказали, что "Израиль никогда не существовал, исторически" в изполнении Асъ Есмь Таки, шо там нам Асъ Есмь мовит? Мне стало дюже антиресно, что там такое железновековое откопали, что разкопки немедля прикрыли. Первое, что нашлось про храм возрастом 3000 лет, перевела с помощью хитрой машинки Ого! - сказала я себе, - дело по...
      2621

      История с часами от Альтернативщик, кого ты лечишь!?

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Ещё одну интересную статью встретила я на Дзене, а потому спешу довести её содержание до вас. * * *Ну что, ожил Председатель СНТ. Вылил на головы подписчиков новый ролик про часы и ушел по-английски, так и не сказав, чего он хотел. Но вы знаете, мозг он запудрил изрядно. Вот льет-льет какую-то чушь на грани официальной истории и консп...
      880

      Одессу-маму тоже засыпало?

      Попался мне на глаза чертёжик. Очень занимательный. и написано на нём, что это Здание построено в XIX веке. Есть и фотографии А вот тут, на средней из фотографий окошечки цокольного этажа ещё и в землю (зачёркнуто) в асфальт не вросли Заранее к нашествию любопытных альтернативщиков ...
      1940

      Хараппа и цунами

      Символы древних индийцев цивилизации хараппы свидетельствуют о том, что угрозы, создаваемые морем, в том числе и цунами, древним индийцам были знакомы тысячи лет назад. Учёные обнаружили, что древние индусы не только знали о цунами, но и принимали меры для защиты от высоких морских волн, вызванных землетрясением или другими катаклизмами.Изследователи из...
      1253

      Краны на человеческом ходу. Предел достижений - небо

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Я решила продолжить рубрику "Сакральные знания - народу!".  Сегодня посмотрим, какие ещё девайсы изпользовали древние, чтобы поднимать неподъёмные вещи. Привожу сделанный для вас вольный перевод статьи о пути каменных блоков в небесные выси. Начиная с самых ранних цивилизаций и вплоть до начала промышленной револю...
      543

      Кто бы мог сомневаться, что произходящее с Кадыкчанским закономерно?

      Здравствуйте, уважаемые читатели. Уже столько раз мы вместе с вами наблюдали, как на поле дураков элементарно наживаются самые нечистоплотные дельцы? Правда, в последнее время, я больше наблюдала за тем, как деградируют умственно некоторые альтернативопроталкивающие граждане, типа Горожанина. Но о том, что альтернативщики на лжи кормятся, уже, казалось ...
      1462

      Древний Египет - кладбище русских правителей: по результатам экспедиции В.Сундакова

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня будет замечательная статья, мимо которой грех пройти и не копипастнуть (Sage для примера). Поэтому, даже будучи занята, выкраиваю несколько минут на это дело. Поехали!* * * Попалось мне тут занятное видео путешественника-исследователя В.Сундакова, в котором он подводит итоги своих научных экспедиций в Египет.Начи...
      2986

      Пока мы есть, мы будем помнить и чтить Победителей! С днём Победы, страна!

      Дорогие читатели, друзья, с великим днём ПОБЕДЫ вас! Одной на всех! Это наши деды, прадеды, наши бабушки приняли на свои плечи все тяготы, горе и слёзы, поливали землю кровью, трудились в тылу недоедая, недосыпая, стискивая зубы, жертвуя собой ради НЕЁ, ради нас - их будущего. ВЕЧНАЯ СЛАВА ИМ!Я помню, когда я была маленька...
      399

      Кто про что, а альтернативщики про "выпеченные" колонны :о)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! В предыдущей статье я показала вам, что гранит рапакиви от природы своей имеет уникальную структуру, которую бетоном и штукатуркой не повторить. Теперь выполняю обещанное разсмотрение искусственного камня керамической природы. Конечно, первой керамикой была обожжённая глина, а потому первым искусственным ...
      815

      И не суйте нам под нос вашу керамику и иные гранитозаменители :о)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Видимо, снова пришла пора повторить азы кустарного и фабричного производства. Но сначала посмотрим на гранит рапакиви (именно из него высечены колонны Исаакиевского собора и Александровская колонна. Место каменоломен известно, оттуда же брался камень для изготовления заплаток, которые вы видите на колоннах портика. "Гран...
      1860

      Антонио Адамини - "Прометей" Александровской колонны

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Помнится мне, что я уже упоминала Антонио Адамини в статье Между традиционным изполнением и прогрессом, посвящённой технологии подъёма колонн, применявшейся в Европе со времён Доменико Фонтана. В числе прочих сведений, встреченных мною в работе Николетты Маркони (Nicoletta Marconi), была информация о том, ...
      1916

      Об Исаакиевском соборе, русских мужиках и наводнении 1824 года

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, вам (как и мне) понравилось узнавать, что же именно сообщали соотечественники Монферрана у себя на родине о строительстве нашего главного храма страны - Исаакиевского собора. Сегодня одно из писем привожу в вольном переводе полностью. Письмо IV  Петербург 13 августа Я только что был свидетелем установки од...
      3873
      .Взор Здравомыслие.
      30 апреля 13:42

      Статьи про любимый Петербург. Ссылки

      Ещё один набор ссылок на опубликованные ранее статьи. Пётр Великий - основатель Санкт-Петербурга (ссылки будут отдельно)Одна великая Душа, вдохновенная Небом, излекла из готического мрака обширную империю...Петропавловка - "звёздная" крепостьПетропавловская крепость не могла появиться ранее 1530 года (именно тогда в ходе развития бастионной системы додум...
      749
      .Взор Здравомыслие.
      30 апреля 10:57

      Творения Монферрана. Ссылки

      Здравствуйте, уважаемые читатели.Я собрала здесь ссылки на статьи, в которых речь идёт об Александровской колонне, Исаакиевском соборе, их авторах, технологиях изготовления, фейках и прочем. Для удобства пользования разложила их по темам.  Позже добавлю ссылки на статьи других авторов журнала. Об авторах (Монферране, Бетанкуре и Комиссии)Бетанкур ка...
      874
      .Взор Здравомыслие.
      29 апреля 22:01

      Чем удивлял Исаакиевский собор французов

      Как-то уже давненько я приводила в одной из статей ссылку на книгу 1829 года "Отшельник в России: наблюдения за русскими нравами и обычаями в России""L'hermite en Russie: au, Observations sur les moeurs et les usages russes au" Предлагаю нынче вольный перевод нескольких страниц, касающихся сооружаемого в то время Исаакиевского собора.Гуляя по Петербургу...
      3197
      .Взор Здравомыслие.
      29 апреля 17:23

      Великая Оссорская пирамида России

      Немного копипасты по поводу "артефакта" Взято на просторах интернета:Как-то раз я штудировал интернет по поводу переправы через реку близ п.Лазо на Камчатке - говорят там какие-то аномальные туманы, летают НЛО. И вдруг вышел на форум г.Мильково, что на Камчатке. А потом как-то случайно набрёл на некоего диретора Мильковского музея - Михаила Угрина.Вот эт...
      2003
      .Взор Здравомыслие.
      29 апреля 16:30

      Такие вот сведущие окаменевшие водоросли

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Недавно в комментариях Евгений Нешин указал мне на одну из причин образования каменных шаров (речь о строматолитах). Я бегло погуглила, разыскивая эти самые каменные образования и, неожиданно для себя, нашла интересный материал. Мало того, что древние водоросли умудрялись, подобно деревьям, окаменевать, так ещё хлорофил...
      855
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика