Каменная кладка в Стоунхендже - это невероятный гордиев узел

83 2239

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Под одной из моих статей был написан комментарий, в котором утверждается, что такие памятники как Стоунхендж встречаются по всему миру. А на моё предложение привести примеры, попросили найти отличия :о)

Я сходила по ссылке, но ничего даже приближающегося к Стоунхенджу не обнаружила. Зато нашла интересный материал, разставляющий все точки над i.

Мы, не будучи мастерами в том или ином ремесле, конечно же судим о технологии, инструментах и плодах мастеров, как сторонние наблюдатели. Поэтому для нас может быть интересно и занимательно то, как видят своё ремесло и что находят любопытного в работе "собратьев по цеху" те, кто им живёт - сами мастера. А в связи с недавними публикациями про Стоунхендж, мне особенно интересно, что увидел в памятнике один из мастеров каменного дела - Эндрю Зиминский. (Следующее фото отсюда)

Эндрю Зимински: «Я каменщик, а не историк, и сосредоточился на зданиях, над которыми работал и которые лучше всего знаю».

Будучи каменотёсом высокой квалификации, Эндрю принимал участие в реставрационных работах на многих мировых шедеврах. Потому ему известны тонкости старинного мастерства. А ещё он, как и все мастера, трепетно относится к инструменту:

«Некоторые из моих тяжёлых молотков и долот старше восьмидесяти лет, они унаследованы от резчика с острова Пурбек в Дорсете, но мой любимый молоток - современный плотный белый нейлон; за тридцать лет изпользования он оказывался в моей руке больше, чем любой другой инструмент. Он прочен и после окончания колледжа помогает платить за квартиру практически каждый день. Самый большой страх - что его потеряет или не вернёт ученик».

Зимински недавно опубликовал книгу, в которой содержатся результаты осмысления его опыта. Описывая эпохи и культуры, он пишет и о неолитическом каменном деле. В качестве примера им взят Стоунхендж.

Книжное интервью с Эндрю Зимински: «Каменная кладка в Стоунхендже - это невероятный гордиев узел»

Эндрю Зимински рассказывает Элли Которн, как 30-летняя карьера каменщика вдохновила его на изучение истории некоторых впечатляющих каменных памятников Великобритании.

Элли Коуторн: В вашей новой книге рассказывается о вашей практической работе над некоторыми из самых значительных каменных сооружений Великобритании. В чём заключалась эта работа и почему она вдохновила вас на написание книги?

Эндрю Зимински: За свою карьеру каменщиком я работал в самых разных областях истории. От приходских церквей до георгианских таунхаусов, римских бань и средневековых соборов - я работал над всевозможными зданиями, исторический период которых охватывает 2000 лет.

При восстановлении или консервации исторических сооружений моя главная задача - выяснить, почему здание начало разрушаться. Тогда речь идёт о вырезании и замене всего, что разлагается, с сохранением при этом как можно больше оригинальной ткани. Можно сказать, что каменная кладка - это, по сути, крупномасштабная стоматология. Но дело не только в резке и фиксации камней. Один из самых увлекательных аспектов моей работы - это наблюдение за различной окружающей средой, ландшафтом и персонажами, с которыми связано каждое отдельное здание.

Работающие люди не любят писать книги?

Они определённо не пишут книги по истории, и это побудило меня записать свои впечатления и предложить другую точку зрения на то, как люди изпользовали материалы для создания каких-то необычных структур.

Насколько изменились методы каменотёса со временем?

Поскольку я провожу каждый день, будучи погружённым в прошлое, моя работа не может не окрашиваться старым способом ведения дел (делать вещи): как люди изпользовали инструменты и материалы, как они смотрели на здание и собирали конструкцию в единое целое.

Инструменты, которые я изпользую ежедневно, очень мало изменились со времен Греции. На самом деле, я был в музее Питт-Риверса (Pitt Rivers Museum) не так давно, и у них там есть 4500-летний деревянный молоток, который почти идентичен тому, которым я пользуюсь. Если вы посмотрите на поверхность камней в римских банях в Бате, вы увидите, что она была отделана так, как мы всё ещё делаем это сегодня. И инструменты, которые они изпользовали для подъема массивных каменных блоков, называемые булавками Льюиса (lewis pins), точно такие же, как те, которые мы изпользуем до сих пор.

lewis pins

Я изпользую электроинструменты, но если бы на следующей неделе случилась солнечная вспышка и всё электричество отключили, я бы с радостью продолжил работу по-старому.

Эта резьба по голове Горгоны в римских банях Бата представляет собой синтез кельтского и римского стилей, говорит Эндрю Зимински. (Фото DeAgostini/Getty Images)

Возможности какой эпохи в обращении с камнем вы находите наиболее поразительными, учитывая инструменты, с которыми они работали?

Отделка каменной кладки в Стоунхендже - это не просто ошеломляющая работа, это невероятный гордиев узел. Это просто непостижимо уму, как строителям неолита удавалось отделывать вертикальные камни, не говоря уже о том, чтобы их транспортировать. В частности, есть один камень - камень 56, поверхность которого имеет чрезвычайно ровную плоскость. Совершенно невероятно думать, что это было создано только с изпользованием каменных кувалд (mauls) - в основном больших круглых камней, некоторые размером с мяч для крикета, а другие размером с мяч.

Камень 56

Правда, есть и другие памятники бронзового века и неолита большей величины, такие как каменные ряды Карнака и каменные круги на Оркнейских островах. Но с того времени больше ничего не было разработано с учетом архитектуры. Стоунхендж был построен с такими деталями, как паз и шип, чтобы скрепить всё вместе. Это в высшей степени сложно - и они действительно подходят! Перемычки имеют на концах пазы под шпунт, который должен удерживать их на месте. На мой взгляд, это ненужная дополнительная работа, потому что эти штуки весят по 20 тонн каждая, и они не упадут с лёгкостью. Что интересно, врезные и шипованные соединения и соединения с пазами - это столярные соединения, не так ли? Так что в Стоунхендже явно действовала этика плотника.

В книге вы описываете создание собственного монолита в стиле Стоунхенджа с изпользованием неолитических методов. Каким был этот опыт?

Утомительным. Действительно было утомительно. Все это стучит! Камень Сарсена, основной ингредиент, из которого сделан Стоунхендж, очень твёрдый. А ещё у него очень волнистое лицо, испещрённое рябинами и дырками. Невозможно представить себе, как превратить этот материал в идеально ровную плоскость с помощью только кувалд. Должно быть, они просто колотили и колотили безконечно. Сарсеновый песчаник настолько неумолим, что над ним работали не три или четыре человека, а сотни и сотни. Должно быть, это были огромные общественные усилия. Социальная структура, необходимая для выполнения этой работы, должна была быть огромной.

Конечно, большая загадка: зачем был построен Стоунхендж? Я оставлю это учёным. Что я действительно хочу знать, так это что случилось со строителями Стоунхенджа после того, как они установили последнюю перемычку? Почему эта сложная дизайнерская способность просто изчезла, или почему она не была подхвачена или скопирована где-либо ещё? Почему Стоунхенджи не повсюду?

Один из ответов мог заключаться в том, что они создавали огромное количество кварцевого песка и всё время дышали им. Как каменщики, мы всегда обращаем внимание на риск силикоза. Мы носим настоящие маски, но очевидно, что в эпоху неолита их не было. Таким образом, они должны были умереть от этого состояния довольно скоро после завершения своей задачи.

Было ли каменотёсное дело уважаемым ремеслом?

В этой отрасли производства были разные уровни приемлемости. Рабочие стояли внизу штабеля, перемешивали раствор и переносили его на помост. Следующими будут закрепщики, а резчикив мастерской - прямо над ними. У вершины дерева будут скульпторы, а на вершине - мастера-каменщики. На протяжении большей части истории не было архитекторов, поэтому мастера были гениями, которые совершали выдающиеся инженерные подвиги. Хотя большинство мастеров-каменщиков не зарегистрированы (записаны) епископами, заказывавшими эту работу, они могли заработать много денег и пользовались большим спросом.

Боже! Резьба на Эксетерском колледже, Оксфорд

(Фото взято отсюда)

Одна только мысль о каменной кладке, которая была утрачена или разрушена в результате Реформации и роспуска монастырей, заставляет меня нервничать

Конечно, в одни периоды каменщики жили лучше, чем в другие. В средневековый период было несколько строительных бумов, например, после Черной смерти, когда у людей внезапно появилось больше наличных денег, и они завещали деньги на строительство церквей. Намного тяжелее было положение после гражданской войны, когда, например, люди начали строить небольшие часовни, а не большие церкви, ремесленники были уволены. И, конечно же, была Реформация и роспуск монастырей. Одна только мысль о каменной кладке, которая была потеряна или разрушена в результате этого… черт возьми, это заставляет меня нервничать.

Как на архитектуру Британии повлияли другие культуры?

Каждый день, когда я работаю в церкви, будь то простая сельская часовня или величественный собор, я вижу, как действует рука ислама. Его влияние проявляется во всем, от узоров на окнах до контрфорсов. Возьмите скребки, которые поддерживают шпиль в соборе Солсбери. Сквинч - это, по сути, арка, встроенная в угол, что является чисто исламским изобретением. Достаточно взглянуть на собор Святого Павла. Кристофер Рен был большим поклонником того, что он называл «сарацинской архитектурой». Не знаю, как вы, но когда я смотрю на собор Святого Павла, я вижу купол и два минарета спереди. Несмотря на то, что это здание в стиле английского барокко, оно почти такое же исламское, как и вы.

В архитектуре сквинч - это конструкция, заполняющая (или закругляющая) верхние углы квадратного помещения таким образом, чтобы образовать основание для получения восьмиугольного или сферического купола.

И это смешение культур можно увидеть ещё дальше назад во времени. Ещё одним важным событием в моей карьере стала работа над знаменитым фронтоном храма Сулис Минервы в Бате. Центральное божество просто не из этого мира. Это Горгона, из огненных волос которой выползают змеи. Но то, как лицо с жучиными бровями смотрит на вас пристальным взглядом в лоб, очень кельтское. Это странное слияние двух культур, двух миров, сошедшихся вместе. Сулис действительно был местным кельтским божеством. Было бы здорово вернуться в Бат в римскую эпоху и посмотреть, как они строили храм. Я был бы очарован, увидев взаимодействие между кельтами и римлянами в строительстве того, что по сути представляет собой структуру (вышедшую) из самого сердца Рима, прямо на окраине империи.

Работа с подобными памятниками дает вам реальное представление о множестве людей, участвовавших в строительстве Британии. Куда бы вы ни пошли, вы увидите, что иностранцы играли свою роль, и это то, что я очень хотел передать в своей книге.

Какие вещи вы обнаруживаете, когда начинаете снимать слои здания?

Очень часто можно найти предметы, спрятанные в конструкциях зданий. Черепа сельскохозяйственных животных, монеты, кусочки глиняных трубок, подсвечники, тонны булавок. Я мог бы продолжить. В одном месте, над которым мы работали, была груда разбитых бутылок XVII или XVIII веков, подвешенных в ряд за горлышки на одной из балок крыши. Это было немного зловеще.

Потом мы работали над деревянным каркасным домом на краю Савернейкского леса. Люди, которые жили здесь на протяжении веков, явно верили, что на них нападают злые духи. Все двери были изписаны граффити, а под всем, что мы поднимали, было что-то странное - ботинок, крошечные ракушки и кошка под очагом.

Если бы вы могли побудить всех найти три примера исключительной каменной кладки в Великобритании, что бы вы порекомендовали?

Отправляйтесь в Стоунхендж вечером в день летнего солнцестояния. Если вы посмотрите на плоскую плоскость камня 56, когда солнце садится, вы увидите, что оно садится на отдалённый маркерный камень. В Стоунхендже закат так же важен, как и восход солнца. Так что я бы назвал его просто за то, что строителям удалось поднять 30-тонный или 40-тонный камень в нужное положение, чтобы он действовал как своего рода астрономический инструмент. И сегодня он по-прежнему выполняет абсолютно безупречную работу.

Затем я бы назвал перпендикулярную сводчатую крышу Шерборнского аббатства за ее браваду и явную смелость. Это действительно одно из чудес Британии, равное всему, что создавалось в Европе того времени. Что такого умопомрачительного в этом своде с вентилятором, так это то, что он был построен в результате пожара, разрушившего бывшую крышу. Оригинальный нормандский свод рухнул, поэтому его реконструировали в новейшем стиле. Мастер-каменщик идеально интегрировал новую перпендикулярную конструкцию в старые нормандские структуры. Когда вы видите, как безупречно он сочетается с верхней частью, вы полностью теряетесь.

Снимок замечательных резных каменных листьев Саутвэллского собора. Ни один не повторяется (взяла из комментариев, спасибо!)

Наконец, я отправился бы в Саутвэллский собор, чтобы полюбоваться экологической резьбой 13 века. Каменная кладка в доме капитула несравнима ни с чем. Каменщики выходили в поле, собирали листья деревьев и копировали их. Вырезать листву действительно сложно, потому что кусочки отваливаются. Но копия листьев в Саутвэлле просто потрясающая. Когда вы идёте туда, у вас поднимается настроение, это делает вас счастливыми от того, что вы живёте.

Напоминаю източник.

Итак, Стоунхендж в отличие от других мегалитических построек: 1) является не только хенджем (кольцевая земляная структура, в которой вал снаружи, а ров внутри), но и каменным кольцом одновременно; 2) имеет элементы архитектуры, с явным уклоном в плотницкое дело (шипы и пазы, а также пазы под шпонки); 3) несёт следы тщательной каменотёсной обработки; 4) имеет кольцо перемычек (структура, которая часто встречается в архитектуре в виде колонн и балок, например, в ротондах).

Предлагаю дополнить список отличий :о)

Предыдущие статьи о Стоунхендже:

Откуда взялись камни

О том, как ничего о Стоунхендже ранее не упоминалось

Стройка с нуля или реставрация?

О первом радикальном вмешательстве


63 часа ни один самолёт в странах Прибалтики не мог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву?

В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Россию. Ведь большая...

"Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...

Обсудить
  • не вижу комментов про единый планетарный архитектурный стиль, называемый вучоными "колониальный" :stuck_out_tongue_winking_eye: (ну как следствие из стоунхенджов)
  • Весьма не убедительно....
    • Ник
    • 17 сентября 2020 г. 13:57
    А как же, гуляющий в сети фотоотчет 50-х годов, строительства Стоунхенджа... :smiley:
  • Очень интересно. Получается, что талантливый ремесленник обладает особым взглядом на мир.
  • А что Вы всё возитесь с этим Стоунхенджем? Профессионал каменотёс правильно сказал, что он не представляет, как могли такой материал кувалдой или молотков так обработать!!! То есть никто его не обрабатывал таким инструментом в те давние времена. И не надо придумывать, что этому английскому памятнику много тысяч лет. Ему всего несколько сотен лет и изготавливали эти бульники из полимерного бетона, и никто их ни в каких карьерах не изготавливал и не возил. В карьерах только брали материал для бетона, а всё делали на месте. И это обычная обсерватория, каких было очень много в те времена. Возятся с ней, как с писаной торбой. Займитесь нашими русскими древностями, которые реально намного древнее, чем древности на этом острове.