Как устанавливали колонны Исаакиевского собора. Свидетельство очевидца

111 3989

Уважаемые читатели, всех душевно приветствую!

Как пытливый непрофессиональный переводчик, не стараясь выверить правильное построение всяких имперфектов и квамперфектов, спешу донести до вашего сведения то, что было напечатано в профессиональном немецком журнале, а именно, в Journal für die Baukunst (Журнал строительного искусства). Чтобы вам было удобнее читать, разделила текст на абзацы и добавила картинок для образности.

Колонны Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге. (По материалам г-на J. Senff, к. ф. н. в Берлине).

Два года назад я имел возможность наблюдать за возведением одной из этих колонн, и, судя по тому, какой интерес вызвало у меня это зрелище, я могу сделать вывод, что несколько слов об этом не должны быть неинтересны читателю. Поэтому я делюсь с вами тем немногом, что я с уверенностью знаю об этом объекте.

Они были добыты из крупнозернистой, красновато-коричневой сиенитовой породы в Ведерлаксе (да-да, так и написано - in Wederlax) недалеко от Фридрихсхама в Финляндии. После долгих поисков это место было признано наиболее подходящим для этой цели, поскольку горизонтальные и почти вертикальные трещины, пронизывающие породу, естественным образом уже образовали такие куски, какие были нужны, а взрывные работы были менее опасны, поскольку они (взрывы) должны были только отделить уже разделённые куски, но не создавать (или, по крайней мере, редко) сами трещины.

Поэтому сломали и подорвали породу скалы настолько далеко, чтобы впереди образовалась свободная гладкая поверхность и можно было изпользовать следующую разщелину. Затем рядом с разщелиной бурили серию отверстий, которые уходили намного глубже, чем диаметр колонны. С помощью железных клиньев, а позднее и пороха, который поджигался огнём во всех отверстиях одновременно, кусок породы выталкивался со своего места. (в книге Монферрана говорится лишь об отделении блоков клиньями и рычагами)

Ещё из Монферрана:

После того как колонны были грубо обтёсаны, их попарно перевезли в Санкт-Петербург на корабле. Из всех 36 колонн только две, как говорят, были сломаны, и их заменили новыми.

Грубо обтёсанные, как их видели лежащими в Адмиралтействе 7 лет назад, эти колонны были 6,5 футов в диаметре на нижнем конце и 54-56 футов в длину, то есть 1526 кубических футов в объёме и 3600-3700 центнеров в весе.

Эти массы сначала точно обтёсывались в специально построенном сарае, а затем шлифовались и полировались вручную, благодаря чему приобретали красивый цвет.

На мостовой был выложен настил из балок

Когда их перевозили с берега в этот сарай, их поддерживали прочные балки, которые, однако, оставили глубокие следы на мостовой Исаакиевской площади и вскоре разлетелись в щепки. На подконструкции (нижняя базовая конструкция), на которой они должны были быть возведены, уже были закреплены на своих местах бронзовые позолоченные основания, и на той же высоте, что и верхний уровень, была уложена доска соответствующей толщины, которая опиралась на подконструкцию (видимо, это о дощатом настиле);

Подконструкция виднеется под досками настила :о)

на ней теперь возвышался каркас длиной 16 и шириной 4 фута из стоек, каждая из которых состояла из четырёх 12-дюймовых балок, которые были соединены прочными связями и несли двойной слой балок той же толщины сверху. Издалека этот колоссальный каркас с многочисленными поперечными связями и стойками уже выглядел как большое здание, но он становился ещё больше, когда человек входил внутрь и смотрел на огромную высоту.

По наклонной рампе, которая была сооружена вне этих лесов (можно себе представить конструкцию, аналогичную той, по которой вкатывалась наверх Александровская колонна), колонна была закачена на пол и теперь уже лежала на двух прочных тележках с железными роликами на той линии, по которой её должны были подтянуть к её будущему положению.

Когда колонну обтесывали, на верхней половине на равных разстояниях оставили несколько крепких бугорков, которые впоследствии должны были быть обработаны (стёсаны); всю колонну обернули циновками, чтобы защитить её от повреждений, которые могли произойти во время возведения, а поверх этих циновок её обвязали за каждым бугорком крепкими верёвками, к которым были прикреплены 16 полиспастов (каждый с двумя шкивами), равномерно разпределёнными от верхнего конца к середине. Такое же количество талевых блоков было прикреплено к верхней части балки вертикально над основанием, а 16 канатов, которые должны были поднять всю массу, были прикреплены, когда были допущены зрители, и каждый из них был направлен на двойную лебёдку (кабестан) через ролик, закреплённый внизу. Эти лебёдки состояли из двух вертикально стоящих прочных валиков, которые вращались с помощью передачи из чугунных осей, посредством 4 рычагов, каждый вращали по 8 человек. Верёвка наматывалась на оба ролика, снизу вверх, откуда (изходящий) свободный конец складывался нанятым для этой цели рабочим.

Изображение и фрагмент чертежа кабестана из альбома Монферрана

Помимо этих 16 лебёдок с соответствующими шкивами, за колонной находилась 7-я лебёдка, которую постепенно ослабляли, чтобы предотвратить быстрое скольжение колонны вперёд, которое должно было произойти, как только верхний конец (колонны) поднимался на определённый угол.

На каждом шкиве работал надсмотрщик, который с помощью лома предотвращал скручивание канатов, если возникал дисбаланс. На вершине лесов сидел командир, который мог наблюдать отсюда за всем произходящим и обращаться ко всем.

Огромная толпа любопытных собралась посмотреть на это странное зрелище; зазвонил колокол, и все ветры пришли в движение. Колонна должна была пройти около 140 футов от места, где она лежала, до своего основания. Когда началось движение, все посмотрели на часы, ведь на возведение первых двух колонн, которые уже стояли, ушёл час, и им не терпелось узнать, насколько быстрее всё пойдет сегодня. Когда верхний конец (колонны) почти достиг основания, внезапно раздался звонок, и все в одно мгновение были наготове; через две минуты они снова начали тянуть. Я поинтересовался причиной этого волнения, и мне ответили, что один из обслуживающих шкивы случайно, вместо выходящего, зацепил рукой канат, идущий внутрь, и сразу же потерял два пальца.

Несмотря на эту задержку, колонна была установлена на место через 54 минуты, после того как её подняли настолько высоко, что можно было оттащить повозку, на которую опиралась нижняя часть. Огромная масса выглядела поразительно смело и внушительно, когда она свободно висела и постепенно опускалась на основание. В небольшом углублении в гранитной плите, заполнявшей бронзовое основание, была помещена памятная монета, которая, будем надеяться, надолго отделится от остального мира.

Альбом Монферрана Plans et details du monument consacre a la memoire de l'empereur Alexandre 1836 г.

Монферран Соборная церковь Исаакия Далматскаго в Санктпетербурге, по высочайшему повелению возобновленная и увеличенная его императорскаго величества архитектором Августом Монтфераном, королевско-французскаго Почетнаго легиона кавалером.1820 г.

Монферран Сведение о добывании 36ти гранитных колонн назначенных для портиков Исакиевскаго собора в Санктпетербурге, представленное Коммиссии учрежденной для окончательной перестройки сегож собора, его императорскаго величества архитектором и королевско-французскаго Почетнаго легиона кавалером Августом Монфераном.1820 г.

Прежние статьи со свидетельствами очевидцев:

Чем удивлял Исаакиевский собор французов

Ещё одно свидетельство того, что колонны Исаакия был высечены, а не отлиты

Об Исаакиевском соборе, русских мужиках и наводнении 1824 года


Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить
  • Приставка раз, даа
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Хорошая статья - хорошее начало дня!
  • ну правильно же говорили, что собор построен на костях
  • Как много сказано о самом главном: Эти массы сначала точно обтёсывались в специально построенном сарае, а затем шлифовались и полировались вручную, благодаря чему приобретали красивый цвет. сцуко, отдал бы фсё, что бы видеть как 37тонную крупнозернистую болванку превращают в полированную колонну......как Колыванские вазы рассчитывали по узору и форме и вручную обрабатывали ... ну и на последок -ссылаться на этого монферана, который в своей т.н. книге сам не знает, что стоит на Александровской колоне - это так же, как ссылаться на историю римской империи написанной иезуитами и в которой нет места этрусскам ...
  • Расттавор на котором строили собор и выливали по высокоточной,прецизионной опалубке колонну, замешивали на крови крепостных девственниц.Высокородный альбумин практически не использовали. С камнем под памятником Петру и с малахитовой вазой в Зимнем тоже всё просто.Послойное выливание по опалубке от лучших художников-бетонщиков Питера.Но похоже только на яичных белках,как Храм Христа Спасителя к 1912-му году. А все эти рисунки и фантазии,предварительные чертежи и призентации заказа,от которых из-за дороговизны отказались.