• РЕГИСТРАЦИЯ

Виктор Сергеевич Розов о тыловых крысах

59 4301

Давно собираюсь написать о фильме "Летят журавли". Но начать-то тут правильно будет с пьесы, на основе которой был создан сценарий фильма. 

А писать о пьесах современным правильным образом я не умею. Правильное писание выглядит как полёт грифа на такой высоте, с которой возможны только самые широкие обобщения. Ну, примерно так: антитоталитарный пафос розановской пьесы ворвался в затхлую тоталитарную атмосферу ... и освежил её. Завидую, но мне такое не дано. Я уж, по старинке, попробую читать буквы и искать в них смыслы.

А смыслы получаются такие.

Автор пьесы добровольцем отправился на фронт, был тяжело ранен, долго лечился, вылечился, но на фронт уже не годился. А в тылу его проницательному взору открылось такое, что он написал пьесу ... о тыловых крысах. Нет, разумеется, люди нормальные в пьесе численно преобладают, и показаны они умно, глубоко и тактично. Но с какой холодной и проницательной яростью изобразил Розов крыс! 

Конечно, тыловые крысы не перестали бы быть крысами, окажись они на фронте, да и после того, как война закончилась,  крысами они быть не перестали. Но именно в войну у крыс появились невиданные возможности, и крысы этими возможностями воспользовались. Какие это были возможности? Резко обострились все и всяческие дефициты. Поэтому и хлеборезка Нюра вдруг стала царицей бала. В связи с уничтожением и спешной эвакуацией огромных материальных ценностей на большие расстояния, в сложных условиях и без должного документального сопровождения появились совершенно невиданные возможности по части усушки и утруски. Отставание законодательства он новых военных реалий создавало дополнительные возможности для злоупотреблений. А отправка лучших людей на фронт помогает крысам занять хлебные должности и снюхаться.  А отправка лучших людей из "правоохранительных органов", как теперь выражаются, на фронт или на борьбу с вражеской агентурой существенно облегчала деятельность тыловых крыс. Нюра рассказывала на именинах у Монастырской:

<<Я уже чуток выпила… ревизионная комиссия была. Устала. Прислали каких-то двух девчонок, чего они понимают, несмышленые? Под прилавок нос сунули, к бухгалтеру сбегали… Кругом ажур.>> (Действие 2, картина 4; далее при цитировании указываю номер действия и картины, в данном случае - 2.4)

Да беда ещё и в том, что нормальные люди, труженики, склонны судить по себе и всей мерзости тыловых крыс не понимают и не чувствуют. 

Студент Миша произносит странные слова на именинах у Монастырской, где собрались уникальные, знатные уроды: 

<<М и ш а. Вы, Нюра, правы. Конечно, главное, чтобы каждый из нас сейчас трудился изо всех сил…

Н ю р а. Стараемся.

М и ш а. Только общими усилиями…

Т а н я. Миша, не надо…>> (2.4)


Варя, домработница Монастырской, видит в Антонине Николаевне ленинградскую интеллигентку, страдалицу:

<<К нам в город столько понаехало – всех пристроили. Понимаем, чай, горе-то. А вы – ленинградка, самая пострадавшая. >> (2.4)

И потом, уже после того, как Монастырская обратилась к Мише со знаменитым вопросом: "Наелись?" - Варя говорит Монастырской:

<<Ваша жизнь, может быть, и интеллигентная, но вы уж ею сами живите, а я не могу, не получается.>> (2.4)


Фёдор Иванович, в доме которого Марк прожил, вероятно, несколько лет, искренне полагает, что Марку может быть стыдно (и не перед другими крысами, а перед тружениками, перед "совками", как теперь говорят). Когда Фёдор Иванович узнал, что Марк платит администратору филармонии Чернову за бронь (в пьесе все говорят "броня", а не "бронь") и начинается серьёзный разговор, Фёдор Иванович просит остаться в комнате Володю, юношу, вернувшегося с фронта после тяжёлого ранения: 

<<Ф е д о р И в а н о в и ч (тише, показывая на Володю). Ты смотри, смотри на этого ребенка…(Володе.) Извини, герой, я думал, ему особенно будет стыдно твоего присутствия… Скажи ему хоть два слова…>> (2.5)

В момент скомканных проводов Бориса, отправляющегося на фронт добровольцем, Марк откровенно ликует (соперник самоустраняется, а Вероника остаётся), Борис что-то интуитивно чувствует, но не более того. А потому и просит Марка не провожать его, но тут же и маскирует скрытый смысл своей просьбы:

<<Б о р и с (Марку).Ты не ходи

М а р к. Почему?

Б о р и с. Останься с отцом.

М а р к. Понял. До трамвая провожу.>> (1.2)


Собственно, потому пьесу и не ставили при Сталине, как мне кажется, что уж больно смачно в ней изображены тыловые крысы. Такая яркость и выразительность вступала в явное противоречие с одним из мифов сталинской эпохи - мифом о морально-политическом единстве советского народа. А с наступлением нового времени морально-политическое единство стали трактовать ширше и мягше, да и тыловые крысы уже не казались такими мерзкими и опасными...


Герои пьесы чётко делятся на три группы. 

Тыловые крысы: Марк Александрович, пианист, племянник Фёдора Ивановича Бороздина; Николай Николаевич Чернов, администратор филармонии; Антонина Николаевна Монастырская, стареющая роковая красавица; Нюра, хлеборезка.

Цветочки в проруби: Вероника Алексеевна, невеста Бориса и, впоследствии, жена Марка; Варя (Вава), работница мыловаренного завода.

Цветочки, не будучи крысами по сути, оказываются в сфере крысиного влияния и испытывают в связи с этим крайнее неудобство. Причём, Вероника изначально индокринирована крысиной идеологией и рассуждает в первой картине первого действия как типичная тыловая крыса.

Наши люди - все остальные действующие лица.


Так давайте же и присмотримся, для начала, к тыловым крысам.


I. Тыловые крысы и "эта страна".

Как наши умеющие жить герои относятся к Родине? Как и положено, относятся они к ней прагматично и требовательно.

Вот с чего начинается сценическое действие.

<<Радио передает сводку Совинформбюро: «…на Минском направлении…» Вероника подходит к репродуктору и с силой ударяет по нему. Радио замолкает.>> (1.1)

Подтекст, полагаю, понятен. Это государство нам врёт, следовательно, мы свободны от каких-либо обязательств перед этой страной.

Появился Борис. 

<<Борис подходит к репродуктору, хочет его включить.

Вероника. Не надо! На фронте дела идут не так, как передают по радио.>> (1.1)

Аналогично смотрит на вещи и Марк:

<<Марк. (Ирине.) Ты сводку читала?

И р и н а. Еще бы!

М а р к. Занятно!

И р и н а. Что?

М а р к. Ведем войну на чужой территории! А?

И р и н а. Ну и что? Что?

М а р к. Ничего, просто никогда не думал, что Минск – это заграница.>> (1.2)


Марк вообще чувствует себя критически мыслящей личностью, свободной от казённого гипноза.

<<В это время входит М а р к.

М а р к. Здравствуйте, Вероника. Что же вы опоздали? <...> Берите пример с Бориса. Молодец – смеется, острит…

В е р о н и к а. Почему острит?

М а р к. Нет… просто так, для бодрости. Не надо его судить. Борис не мог сделать по-другому, это был бы не Борис. Тут закономерность времени, комсомол, идеи… Все это понятно… Это же массовый гипноз, как в цирке… Вы сидите… Все засыпают, потом пляшут, поют. А я никогда не поддавался гипнотизерам, даже когда хотел… Расскажите лучше, как ваши дела. Поступаете в институт?>> (1.2)

В принципе, и Веронике такой взгляд на вещи не чужд. Узнав, что Борис отправляется на фронт добровольцем, она говорит ему:

<<Иди воюй, проявляй героизм, может быть, орден получишь. Как же! Славы хочется! Иди-иди!>> (1.1)

Но, тем не менее, поначалу Марк относится к Советскому государству довольно снисходительно, с пониманием:

<<М а р к. [Ирине] А я считаю: если вышестоящие органы находят нужным оставлять человека здесь, в тылу, значит, именно здесь он наиболее полезен. Винтовку держать каждый умеет.>> (1.2)

<<Придет мне повестка – пойду, не заплачу.>> (1.2)

Даже так! Откуда такая поразительная лояльность? Марк убеждён, что государство будет старательно оберегать его, как утончённую и одухотворённую личность,  от невзгод военного времени и уж, тем более, от фронта, а потому и относится к нему достаточно мягко. 

Ему вторит и Вероника:

<<В е р о н и к а. Хитрый, хитрый!.. Знаешь, Борька, это даже нехорошо. Отлично знаешь, что тебе дадут броню, вот и хорохоришься.

Б о р и с. Почему ты так решила?

В е р о н и к а. Знаю, всех умных забронируют.>> (1.1)

Но война затягивается и взгляды Марка претерпевают объяснимую эволюцию:

<<Марк. … И вообще мне опротивела эта война! Кричали – скоро кончится, месяца четыре, полгода! А ей конца-края нет. Я музыкант! Я плевал на эту войну! Чего от меня хотят? Был Бетховен, Бах, Чайковский, Глинка – они творили, не считаясь ни с чертом, ни с дьяволом! Им все равно при ком и когда было творить – они творили для искусства.>> (1.3)

Куда уж откровеннее! В.С. Розов иронично вкладывает в уста творческой личности имена композиторов, которые никогда не были ни "безродными космополитами", ни политическими проститутками. 

Марк обиделся на родное государство и на родную страну. Кровно обиделся. Государство вовсе не считает его комфорт своей сверхзадачей и вполне способно отправить Марка на фронт. Приходится выкручиваться самому. А это так хлопотно, так унизительно! "Ни  забудим, ни прастим!"


А вот госпожа Монастырская в день собственных именин. Вероятно, в разных постелях она побывала в борьбе за жизненные блага, разные слышала слова и может догадаться, что бензин нынче на вес золота. Но вот приспичило:

<<А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Вы освобождаетесь в двенадцать? Слушайте, поедемте кататься! Заезжайте за мной на машине!

Ч е р н о в. На легковой машине я отправил в колхоз артистов, приехавших из Москвы.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Ну, приезжайте на чем-нибудь, хоть на автобусе. А что? Будем ездить по городу на автобусе вдвоем, это даже необыкновенно!

Ч е р н о в. Автобус у нас один, он в девять уходит в район.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Ну достаньте какую-нибудь машину. Ну пожалуйста! Какую-нибудь – пожарную, санитарную… все равно… Достаньте!

Ч е р н о в. Это причуда, Антонина Николаевна!

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Пусть!.. Ну… доставьте мне, пожалуйста, безумное удовольствие…

Ч е р н о в. Попробую… До свидания. (Пошел, но остановился.) Я люблю вас сильно.(Уходит.)>> (2.4)

А как она вспоминает блокадный Ленинград в разговоре с "Вавой":

<<Ты бы видела мои комнаты в Ленинграде! Какая мебель! Шкаф – клен «птичий глаз»! И представь, я его забила огромными гвоздями, там посуда. Хрусталь сложила в ванну. Неужели разворуют? А какие люди собирались у меня в этот день! Шум, смех… К концу вечера мы обязательно брали машину, и айда по городу… Из конца в конец! На Васильевский, на Кировские острова, по Петроградской стороне – всюду! Катание на машинах в эту ночь было традицией. А теперь… Какой ужас эта война! Она меня будто вышибла из той жизни одним махом, одним ударом… И знаешь, Вава, какая самая страшная мысль? А вдруг уж ничего не будет по-старому? Ничего, никогда!>>

Война всех этих людей "ужасает", но неприязни к противнику они не испытывают. Нельзя же "злобствовать" и на своё правительство и на неприятельское одновременно.

Кстати, и топологически у Монастырской очень отчётливое "чувство родины". В эвакуации она поселилась рядом с главным городским гастрономом.

А Нюра-хлеборезка не прочь и поглумиться:

<<М и ш а. Вы, Нюра, правы. Конечно, главное, чтобы каждый из нас сейчас трудился изо всех сил…

Н ю р а. Стараемся.>> (2.4)

А Н.Н. Чернов, может быть, самый умный в компании тыловых крыс, говорит Марку:

<<Ч е р н о в (снимая шубу).Немцы-то как на Кавказе продвинулись, читали? Ничего, мы им покажем себя. Можно, я положу шляпу на этот столик?>> (1.3)

Дело-то весной происходит. Какой весной немцы продвигались на Кавказе? Весной 1943-го? Но тогда особых успехов они не достигли. Тут уж, скорее, подспудное желание того, чтобы "советам накостыляли", ну и, прагматичное напоминание Марку, что Кавказ - это далеко, это нас пока не касается ... но нужно следовать правилам игры.

А в разговоре с Фёдором Ивановичем Чернов почти смакует "наши потери":

<<Вот еще о чем я вас попрошу, Федор Иванови, посоветуйте Марку Александровичу больше заниматься. <...> Броня у него кончается через три месяца, а в армию сейчас берут и берут – подчистую вымахивают. (Доверительно.) Вы знаете, какие у нас потери? Не мне вам говорить. Даже у вас, говорят, в коридорах кладут. Сделать ему броню на этот раз будет ну просто невозможно.>> (2.5)

Но дело не только в словах.

Доктора Бороздина Чернов, со слов Марка, считает своим, типичной тыловой крысой, а потому и предлагает ему бензин недорого:

<<Ч е р н о в. Горючее достану, верну. Это для меня несложно. Могу и вам достать недорого.>> (2.5)

Т.е. какие-то гешефтики, явно вредящие обороноспособности, для Чернова не диво.

*********************

В общем, наблюдаем компанию крайне вредных и опасных паразитов.


II. Тыловые крысы и труженики. 

Как крысы относятся к нормальным людям? С презрением, с гадливостью, с чувством большого и бесспорного превосходства. 

Вот как Марк провожает Бориса, отправляющегося добровольцем на фронт.

Дома о том, что Борис отправляется на фронт, узнали только что,  все ошеломлены и встревожены.

<<В а р в а р а К а п и т о н о в н а укладывает в дорожный мешок вещи. М а р к с упорством разучивает на рояле пассаж.

В а р в а р а К а п и т о н о в н а (кричит).Ирина!.. Марк, подожди, пожалуйста.

Марк прекращает игру.>> (1.2)

Марк очень доволен тем, что Борис уходит, оставляя ему Веронику, но и не высказать своё принципиальное осуждение такого "совкового" поступка он не может:

<<М а р к. Ему полагалась броня, мы это отлично знали. И Степан говорил… Глупость он какую-то делает, глупость.

И р и н а. Глупо, что не сказал, а остальное все, может быть, очень правильно.

М а р к. Еще ты пойди в санитарки запишись.>> (1.2)

И просто сказать что-либо, унижающее и Бориса, и Ирину, представляется прекрасная возможность:

<<И р и н а. Свинство, если он все еще у Вероники.

М а р к. А ты что думала? Он там будет сидеть до последней минуты – сюда только за вещами забежит. Впрочем, в этих делах ты мало понимаешь.

Входит Б о р и с.>> (1.2)

<<Б о р и с (подавая Марку тетради и чертежи). Отнеси завтра на завод. Найдешь Кузьмина Анатолия Александровича – отдай. Или позвони ему.

М а р к. Зачем? Конечно, отнесу. Надо вина купить… Я сбегаю.>> (1.2)

А вот это "зачем" вырвалось "от чистого сердца", без всякого желания оскорбить Бориса. Марку искренне непонятно, что такое важное один бездуховный совок может передавать другому бездуховному совку.

Вероника Бориса любит, а потому немного наивно старается причислить его к своему кругу, к породе тыловых крыс:

<<В е р о н и к а. А я знаю, почему ты такой встревоженный.

<...>

В е р о н и к а. Боишься, что тебя возьмут в армию. Да-да, заберут – и готово! Все боятся.

<...>

В е р о н и к а. Ты отчаянный, возьмешь и сам пойдешь?

<...>

В е р о н и к а. Хитрый, хитрый!.. Знаешь, Борька, это даже нехорошо. Отлично знаешь, что тебе дадут броню, вот и хорохоришься.

Б о р и с. Почему ты так решила?

В е р о н и к а. Знаю, всех умных забронируют.

Б о р и с. Значит, по-твоему, одни дураки воевать будут?

В е р о н и к а. Больше я с тобой не разговариваю.

Б о р и с. Если и будет броня, то одна на двоих. Или я, или Кузьмин.

В е р о н и к а. С кем ты себя равняешь?

Б о р и с. Практику он знает во сто раз лучше меня.

В е р о н и к а. Хватит, хватит!.. Пусть твой Кузьмин знает все на свете… А что к Первому мая премию получил? Ты или Кузьмин? Кому недавно благодарность вынесли? Тебе или Кузьмину? Ты работаешь на заводе государственно значения – ну и все! Конечно, Борька, я сама с ума схожу – вдруг тебя действительно возьмут? Нет, нет, все будет хорошо. Вот увидишь. Примут меня осенью в институт или нет?>> (1.1)

Но и Борис любит Веронику, а потому и её "аргументацию" считает проявлением лёгкой приглупи и минутного настроения.

А уже в эвакуации Вероника беседует с Анной Михайловной:

<<А н н а М и х а й л о в н а. Вас любит Федор Иванович, и, мне кажется, не меньше, чем свою родную дочь.

В е р о н и к а. А я не могу любить его.>> (1.3)

Отец Бориса вполне искренне простил Веронике столь "нарочитую" измену, а Вероника "не может любить его". От стыда, или потому, что в Фёдоре Ивановиче нет ничего крысиного?

Марк и к Ирине не питает ни симпатии, не уважения.

Вот характерный диалог.

<<И р и н а. <...>

Марк! Я сегодня совершила чудо! Воскрешение из мертвых.

<...>

Понимаете, он умирал… (Идет за ширму, где переодевается Марк.) А теперь будет жить! Будет, будет!

М а р к. Нельзя, я же тебе сказал!

И р и н а. Что, я тебя не видела в подштанниках? (Подбегает к телефону.) Госпиталь?.. Это кто? Нянюшка, как состояние больного Сазонова из сорок пятой палаты? Это Бороздина говорит… На боли жалуется? Ничего, пусть потерпит голубчик… Есть просил?! (Вешает трубку.) Есть просил – великий праздник! У меня у самой аппетит разыгрался.(Жадно ест бутерброд.)

Входит М а р к. Завязывает перед зеркалом галстук.

Да, чтобы понять все это, надо быть или врачом, или умирающим. Это – тридцать второй мой воскрешенный.

М а р к. Ты бы делала зарубки, как бойцы на винтовках, - убьют фашиста и зарубку делают. Так и ты, ну хотя бы на операционном столе.

И р и н а. Ты меняешься, Марк, и не в лучшую сторону.>> (1.3)

Казалось бы, вполне довольно. Но Марк не может остановиться:

<<М а р к. А я не понимаю, как это можно копаться в чьих-то потрохах, делать ампутацию, резекцию, а потом плясать от радости.

А н н а М и х а й л о в н а. Успех в любой профессии доставляет чувство удовлетворения и радости.

М а р к. По-вашему, если гробовщик сделал отличный гроб – он потирает себе руки от удовольствия?

А н н а М и х а й л о в н а. Как это ни парадоксально, вероятно, да.

М а р к. Тьфу!>> (1.3)

Ну и добивание, как в боях без правил. Отправляясь на именины к любовнице, Марк наставительно замечает:

<<М а р к. Просидит она всю жизнь в девицах, помяните мое слово!

А н н а М и х а й л о в н а. Почему вы так решили?

М а р к. Когда молодая женщина так исступленно работает – значит, она что-то заглушает в себе. (Привязывает белку к коробке.)>> (1.3)

Но и у Вероники для Ирины припасён камень за пазухой:

<<В е р о н и к а (Ирине, кричит).Говори!..

И р и н а. Ты не командуй. Ну, Марк бывает у этой Монастырской… часто. Поняла?

В е р о н и к а. Ты мне нарочно говоришь это…

И р и н а. С какой стати?

В е р о н и к а. Назло. Ты завидуешь мне – меня любят. У меня муж, а ты… ты все еще старая дева!

А н н а М и х а й л о в н а. Вероника, что вы!>> (1.3)

Это Вероника говорит, отправляясь в лихой набег к любовнице своего "любящего" мужа.

А вот поучительный разговор госпожи Монастырской с домработницей, с которой Антонина Николаевна старается быть "ласковой":

<<В а р я. Вчера девчат с завода встретила: «Варвара, говорят, ты что, в домработницы переквалифицировалась?» Зубоскалят…

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Завидуют. Чем они там, на заводе, заняты? Дохлых кошек на мыло переваривают?

В а р я. Ну уж, Антонина Николаевна, никогда мы таким делом не занимались!.. Вы нашего производства не знаете.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. У меня еще отрезы в чемодане есть, я тебе не показывала. Проживем припеваючи, увидишь. Ты такая добрая, отзывчивая… Не порти мне этот день такими разговорами, хорошо?

В а р я. Хорошо.>> (1.3)

Антонина Николаевна искренне не понимает, что она Варю обидела. Какая там у магглов может быть профессиональная этика?

А вот судьба свела Марка с квалифицированными почитателями. Это случилось на именинах у Монастырской.

<<Т а н е ч к а (здороваясь с Марком).Мы с Мишей вас на концертах слушали.

М и ш а. Вы по манере игры немножко напоминаете Софроницкого.

М а р к. Принимаю как комплимент.

<...> 

М и ш а. Насчет Софроницкого – это я не комплимент сказал. Когда вы жили в Ленинграде…

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Миша, тебя Танечка ждет.

М и ш а. Извините. (Уходит.)>> (2.4)

И всё, разговор продолжения не имел. Марку не интересно, что думают о его игре чужие, не крысы. Да к тому же тут и такое горе. Его любовница явно уклоняется на ложе Чернова.

Ну и, как водится, Розанов ироничен. Софроницкий (будучи Софроницким!) долгое время жил и работал в блокадном Ленинграде, а Марк (будучи Марком), элегантно откочевал из Москвы в глубокий тыл.

Ну и Монастырская нашла нужные слова. Когда дух на именинах стал уж совсем как в нужнике, Таня и Миша встали и отправились на чистый воздух:

<<Т а н е ч к а (встает).Миша!

Миша встает и вместе с Танечкой идет к двери.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Вы куда?

Миша и Таня молча одеваются.

Уходишь, чистый человек? Дали команду?.. Наелся?

М и ш а. Что?

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Наелся, говорю?

Т а н е ч к а. Как вам не стыдно! Миша всю свою стипендию матери высылает и все, что подрабатывает… Она больная, вы знаете… Я ему говорила – не надо к вам ходить, а он всех считает хорошими… У нас в доме крошки в рот не берет, а все время недоедает, знаю… Мы поженимся скоро, он совсем у нас будет свой…

М и ш а. Танечка, ты не думай, что я…

Т а н е ч к а. Здесь ничего не говори, не надо!>> (2.4)

*********************

В общем и целом крысы нормальных людей недолюбливают. Таков биологический закон. 

Ну и, при этом, перекладывают на них, по возможности, свои обязанности. 

Пожилой (57 лет) Бороздин, вернувшись из госпиталя позже, чем обычно, ужинает и отправляется ...колоть дрова.

<<Ф е д о р И в а н о в и ч. Спасибо. Пойду дров наколю… (Ушел.)>> (1.3)


III. Тыловые крысы о  своих

Может быть, не любя тружеников, крысы уважают и ценят себе подобных? Да и этого нет. 

У Вероники, не инкорпорированной в крысиное царство в полной мере, возможно, и были поначалу какие-то иллюзии. 

Когда она говорит Борису, что "всех умных забронируют", речь-то явно идёт о крысах. Магглов "заберут", а изящные и одухотворённые волшебники останутся в тылу.

Но настоящие, матёрые крысы обоюдными симпатиями не обременены. 

Николай Николаевич забежал на минутку к имениннице:

<<А н т о н и н а Н и к о л а е в н а (раскрыв коробочку).О, как щедро!

Ч е р н о в. Я не могу остаться – дела в филармонии, отправляю бригады в район и в воинские части. Освобожусь к полуночи.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. И ничего не потеряете – будет иллюзия праздника.

Ч е р н о в. Мне просто приятно бывать с вами, на остальных мне начихать.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а (смеется). Собственно, и мне тоже.">> (2.4)

<<Ч е р н о в. А на Бороздина?

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Вы будете мне припоминать его и тогда, когда я, допустим, стану вашей женой?

Ч е р н о в. Нет, только до тех пор, пока он бывает у вас. Я мог бы сделать так, чтобы он перестал появляться здесь, но я знаю женский характер! <...>

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Какой практицизм!>> (2.4)

Но, оказывается, и о Чернове можно позлословить у него за спиной:

<<А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Ты принес коробку конфет, которую купил у Чернова.

М а р к. Что ты!

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Не лги! Вон он притащил мне сколько! И главным образом затем, чтобы поставить тебя в неловкое положение. Ну, не смущайся. Люблю тебя за это, ребенок.

М а р к. Страшный человек.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Я сама его боюсь.>> (2.4)

И к Нюре Антонина Николаевна особой душевной привязанности не испытывает:

<<А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Ничего ты не понимаешь, Вава. Придет в гости хлеборезка Нюра. Ведь почему зову? Завишу от нее – хлеб носит. Да не только хлеб, помнишь, сыр приносила, колбасу, где-то даже паюсную икру достала.

В а р я. У них в торговой сети связи хорошо налажены.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Она будет царицей бала! Я за ней должна ухаживать!.. Как противно!.. Как противно!..

В а р я. Нехорошая эта Нюрка, верно. Рассказала бы я вам, откуда эта Нюрка хлеб берет, как она его вешает, да огорчать не хочется.>> (2.4)

Но и с Марком Антонина Николаевна не слишком-то церемонится. Обнаружив записку в корзиночке у подаренной белки, Антонина Николаевна принимается читать послание вслух, при гостях, а Нюре даёт команду держать Марка, который попытался записку вырвать. 

<<Н ю р а (удерживая Марка). Не трепыхайся, не трепыхайся, это тебе не на пианине играть.>> (2.4)

А поняв, что записка адресована не ей, Монастырская при всех требует у Марка объяснений. А Марк, вместо того, чтобы вломиться в амбицию, начинаает трусливо и неубедительно лгать. 

Хреновато там у них, в крысином кубле!


IV. Самоощущение тыловой крысы

Ну уж собой-то настоящая тыловая крыса вполне довольна. Собой она любуется, при каждом удобном случае красуется перед публикой и любит подчеркнуть свою уникальность. 

Чернов расправляет свой немного облезлый павлиний хвост перед Монастырской:

<<А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Вы будете мне припоминать его [Марка] и тогда, когда я, допустим, стану вашей женой?

Ч е р н о в. Нет, только до тех пор, пока он бывает у вас. Я мог бы сделать так, чтобы он перестал появляться здесь, но я знаю женский характер! Если от вас отрывать мужчину насильно – это значит поднимать ему цену и увеличивать вашу привязанность к нему. Естественный ход событий наиболее верен.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Какой практицизм!

Ч е р н о в. Мне около пятидесяти, я не хочу казаться лучше или хуже.

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Это скучно, но ценно. Вы написали жене в Ташкент?

Ч е р н о в. Пока… нет. Разумеется, я буду высылать ей алименты на младшего. Старший уже сам становится на ноги, он тоже обязан помогать матери. Там все будет нормально, по закону. Вы только скажите – да.

Антонина Николаевна молчит.

(Взглянув на часы.) За актерами придет машина из воинской части – задерживать нельзя. Потом нужно отправить автобус в район… Нагрузка большая, иногда даже чувствую усталость…(Улыбнувшись.)Ну, вот этого я не должен был вам говорить.>> (2.4)

Он и могущественный вершитель чужих судеб, и стратег, умеющий ждать, и знаток женского характера, и личность, на таящая собственной многогранности, и экономный строитель нового уютного гнёздышка. У него даже есть маленькие слабости.

А вот Нюра. Нюра себе цену знает. Она властно фиксирует свое центральное положение и на празднике, и в жизни Монастырской. Нюра даже свой речевой этикет декретирует. 

<<Входит Н ю р а. Кода она снимает пальто, на ней богатый, но чудовищно безвкусный наряд. В руках у Нюры сетка-авоська. Следом за ней возвращается В а р я.

Н ю р а. Поздравляю, Антонина Николаевна, с днем вашего ангела! Тут консервы разные, муки три кило, баранки с маком – вы таких с довоенных времен не едали… Лярду взяла… Выгружай, Вавка, авоську отдашь. Марк Александрович, привет.

В а р я унесла сетку с продуктами.

М а р к. Здравствуй, Нюра.

Н ю р а (оглядывая стол).Порядок! И в графинчике булькает. Вон икорка-то моя поглядывает, сберегли тебя на такой день, не скушали.

М а р к. Нюра, молодежь в той комнате пластинки подбирает.

Н ю р а. Ну их к шуту. (Садится.) Да и вы свои разговоры бросайте. Мы с Петькой тоже как начнем ворковать – удержу нет. Хотела я его сюда прихватить, да не идет, кобенится. Он у меня стеснительный. Ждем, что ли, кого?

А н т о н и н а Н и к о л а е в н а. Нет, Нюра, ты – последняя.

Н ю р а. Не последняя, а крайняя…>> (2.4) 

Марк беседует с Вероникой.

<<М а р к. Пусть война, а мы будем работать. Я над своей сонатой, а вы должны поступить в институт. Должны! Иначе война может убить вас духовно, убить ваш талант. Кстати, вы были на последней выставке в Третьяковке?

В е р о н и к а. Серова? Да-да… (Хочет уйти.)

М а р к. И вы представляете себе, если бы великий Серов ушел в ту войну на фронт и погиб? Это была бы всемирная историческая глупость. Хотите я вам поиграю? Послушайте. (Играет на рояле).>> (1.2)

Он о Веронике заботится! Уж сам-то он на войне духовно точно не помрёт. Не на такого напали. Марк с очаровательной наивностью сравнивает себя с Серовым. Автор и тут иронизирует. Серов умер в 1911 году и на "ту войну" не мог попасть при всём желании.

А вот Марк возвращается с Вероникой домой после запоминающейся сцены у Монастырской. Весь день он унижался и пресмыкался, дал взятку Чернову, своровал для него лекарства у дяди, стащил у Вероники белку - последнюю память о Борисе, выставлен клоуном в глазах у именинницы Черновым, потом выставлен клоуном самой именинницей, а потом и по морде получил принародно и заслуженно. Казалось бы, можно и приутихнуть немного. Но Марк пылает праведным гневом и уверен, что найдёт поддержку у домашних. Ибо основы потрясены, его обидели, да и не просто обидели, а на глазах у других тыловых крыс.

<<М а р к. Дядя Федя, я прошу твоей помощи. Ты знаешь, что она сейчас выкинула?

Ф е д о р И в а н о в и ч. Что?

М а р к. Влетела к посторонним людям – я туда на минуту зашел, - кричала, как базарная торговка, даже драться полезла! Ты представляешь?>> (2.5)

Марк ещё не осознаёт масштабов разразившейся катастрофы (Фёдор Иваеович узнал, что он платит за бронь и воспользовался дядиным именем, дабы остаться в тылу) и прямо-таки заходится, упиваясь своим душевным благородством, явленным в несчастном браке.

<<М а р к. Дядя Федя, я знаю, что вы ее любите. Мне тоже ее жалко. Но мой брак – неудачный, мы все это видим, только как-то по-интеллигентски заминаем вопрос. Надо решать. Давайте снимем [чужого горя не бывает, давайте позаботимся о моей жене. - М.З.] ей угол, может быть, найдем целую комнату, я готов оплачивать, помогать. В конце концов, она сама должна научиться зарабатывать. Сейчас война – все работают. Это неприятно, но надо решать. Видите, как получается. В свое время пожалеешь человека…>> (2.5)

А когда Фёдор Иванович рассказывает всем, что Марк платит за бронь, уже и до Вероники доходит, что крысой быть плохо:

<<В е р о н и к а. Трус, трус, трус! А Боря… Боря – сам!>> (2.5)

(Окончание следует)

Розов В.С. Вечно живые.   http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/...

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

    Назван идеальный вариант завершения Россией спецоперации на Украине

    Политолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а также предстоящую в Швейцарии «мирну...

    Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

    Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...

    В Берлине горит оборонный завод, где производят системы ПВО. Часть города накрыло ядовитым дымом

    В Берлине горит оборонный завод, где производят системы противовоздушной обороны. Внутри находится большое количество опасных химикатов, часть немецкой столицы заволокло ядовитым дымом....

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Предвоенная Румыния. От православно-шовинистического фашизма к рафинированному нацизму

      Форсированная духовность не является противоядием от фашизма. Скорее уж наоборот....
      191

      Постмодерн

      ЧАДАЕВ, [30.03.2024 17:00]Забыл рассказать на сегодняшнем стриме одну историю, своеобразно перекликающуюся с темой Крокуса. Давным-давно, в седые годы, в одном богатом нефтяном городке на северах были выборы мэра. Основных кандидатов было двое: от партии власти — местный бандит с плохой репутацией, и от коммунистов. У коммуниста были все шансы выиграть,...
      1108

      Тревожное

      Пишет eugene_df (eugene_df)2024-03-30 11:20:00 Запись входит в топ 500 рейтингаКатегории:ОбществоРелигияДрузья. Соотечественники. Христиане и мусульмане. Представители иных конфессий.Я обращаюсь ко всем вам.Идет священный для мусульман месяц - Рамадан. Приближается один из самых главных праздников. Ураза Байрам.День завершения Рамадана. Завершения Поста, который был ...
      159

      Как жаль! Латентный белый голубь и латентная белая голубка неожиданно морально пали

      Логика Маркова, [29.03.2024 22:32]Мария Захарова очень правильно сказала о Макаревиче и Пугачевой, которые публично высказались, что не правильно публично скорбеть о жертвах теракта в Крокусе, но сами ранее многократно выражали свою скорбь публично по другим поводам. И это моральное падение Макаревича и Пугачёвой. Жаль. От себя добавлю, Макаревич и Пуга...
      202

      Гражданская война нового типа

      НЕЗЫГАРЬ, [29.03.2024 8:02]Роман Абрамович практически исчез из публичного пространства, начиная с декабря прошлого года, если не считать нескольких сообщений о перелетах его личного самолета по маршрутам Турция-ОАЭ-Карибы. Также не подтверждены его встречи в высших эшелонах власти в последние три месяца. Такой спад активности объясняют не только провал...
      1325

      Мозговитость в динамике

      Исследование: размер мозга человека постоянно растетСветлана МасловаВчера, 12:22 Ученые пришли к выводу, что за последние 90 лет у человека наблюдается непрерывный рост объема головного мозга. На это может влиять как генетика, так и факторы окружающей среды. Эти изменения, вероятно, будут способствовать профилактике возрастных заболеваний, таких как деме...
      258

      Хорошего человека и духовностью не испортишь

      Григорий Циденков24 мар в 21:02Пастор, депутат, коммунист, диверсант.Вилли Крёйт (Круйт) - Willy Kruyt.Окончил в 1910 году теологический факультет в Утрехте и там же был рукоположен в пасторы. В том же году вступил в голландскую Лигу христианских социалистов. Личной харизмой преобразовал Лигу в партию и во главе ее выиграл депутатский мандат в парламент Нидерландов в ...
      133

      Его университеты

      Митрополит Евлогий. Париж. 1920-е годы.Фотография Петра Шумоваhttps://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=720Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной: Париж. 1947.2-е издание в серии «Материалы по истории Церкви». М., 1994.ГЛАВА 2. ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ (1877-1882)Грамо...
      227

      Впечатления белгородцев

      Пострадавшее при обстреле жильё«Украинцам не сдаём»: почему в регионах отказывают белгородцам в съёме жилья?25 марта 2024, 12:56Фото: страница Вячеслава ГладковаУехавшие от обстрелов белгородцы столкнулись с проблемами при аренде жильяИз-за непрекращающихся атак ВСУ некоторые белгородцы приняли решение переехать в более безопасные регионы. Однако жители...
      178

      И небываемое бывает

      Colonelcassad, [27.03.2024 10:38]Сообщают, что начата процедура признания Пугачевой иностранным агентом. 2 года ждали чего-то...https://t.me/boris_rozhin/118145___________________Легко ему рассуждать... А я вот надеюсь, что густопсовая ультрапопса как художественное явление при этом не пострадает....
      847

      Горькие раздумья рядового офицера второй степени

      ...
      197

      Программный документ Госдепартамента США по Украине от 1948 года

      Два майора, [22.02.2024 19:13]Английская редакция Двух майоров (https://t.me/two_majors/19554) нашла программный документ Госдепартамента США по Украине от 1948 года (вот ссылка с официального сайта (https://www.foreignaffairs.com/sites/default/files/public_file/2023/1948%20Policy%20Planning%20Staff%20paper%20re%20Ukraine.pdf)) хранящийся на сайте Foreign Relations. У...
      158

      Из жизни новомучеников (конституционные язвы)

      Мученица Александра Булгакова<...>После того как в 1936 году была принята конституция и всех стали приглашать на выборы, она пошла вместе со всеми. По возращении домой у нее опухли ноги и открылись на ногах язвы; Александра связала начавшуюся болезнь с этим поступком и решила, что нет ей благословения избирать власть безбожников<...>https://...
      97

      Разрыв-война

      Нерусский РУССКИЙ, [27.03.2024 12:54]Не задумывались, почему призывной возраст на Украине ограничен 25-ю годами? И то, его в прошлом году снизили с 27-и. Что за приступ неудержимого гуманизма к молодому поколению в воюющей стране, где к поколениям постарше нет даже признаков соблюдения гражданских прав? Людей отлавливают где попало и в любом состоянии з...
      269

      Свет Православия в Казахстане

      Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религииЭнциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIи по благословению Патриарха Московского и всея Руси КириллаЕВФИМИЙГеоргиевич Круговых († 1924, Алма-Ата), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Росс...
      73
      Михаил Зарезин 26 марта 09:46

      Ударим Сонечкой Мармеладовой по нетрадиционному истолкованию традиционных шариатских ценностей!

      Три текста на одну и ту же тему. Первый текст мог бы показаться злой пародией, но нет, это было исторгнуто из недр сознания "на полном серьёзе". А в целом, мне кажется, хороший запас идей для размышлений и для дискуссии.Блокнот Пропагандиста, [24.03.2024 10:51]Если говорить о проблемах с доступностью выходцев из Средней Азии для вербовки террористами, н...
      2309

      Надо бы сделать выводы

      ТАСС, [25.03.2024 10:37]Группа "Пикник", которая должна была выступить в "Крокус сити холле" 22 марта, даст концерт 27 марта в БКЗ "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, сообщается в Telegram-канале концертной площадки.https://t.me/tass_agency/239744Ещё не собрали полностью "фрагменты тел" с первой попытки дать концерт, как неустрашимые музыканты решили повт...
      321

      Ответили аккуратно, но сильно?

      Colonelcassad, [25.03.2024 14:22]Украинские СМИ сообщают, что разрушенное трехэтажное здание в Киеве уничтоженное гиперзвуковой ракетой использовалось СБУ и там во время удара находились офицеры СБУ.https://t.me/boris_rozhin/117922Лев Вершинин, [25.03.2024 16:02]Две приятные, связанные между собой новости из Киева. Насчёт джентльмена могу подтвердить, н...
      405

      Радужный ящик Пандоры

      ТАСС, [25.03.2024 8:49]Западные чиновники опасаются террористических атак во время Олимпиады в Париже после трагедии в "Крокус сити холле", пишет газета The New York Times со ссылкой на источники.https://t.me/tass_agency/239727____________________Абсолютно уверен в том, что в эти трудные дни российские спортивные чиновники активнее сплотятся под нейтрал...
      131

      Марков уже впадает в общечеловеческие ценности

      Логика Маркова, [25.03.2024 10:41]Возвращение смертной казни. Аргументы против.1. Во всех странах бывают ошибки следователей и судей. И много людей ошибочно казнено по ошибке.2. Наказание пожизненным заключением для очень многих осуждённых считается более жёстким, чем смертная казнь.3. Убийца и террорист чаще всего умственно и морально недоразвитый по в...
      130
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика