Это - моя четвёртая заметка о великом фильме.
1. Смотрим "Чапаева" вместе https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Эпизоды 1-13. От начала фильма и до крупной ссоры Чапаева с Фурмановым по поводу ареста Жихарева.
2. Смотрим "Чапаева" вместе-2 https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Эпизоды 14 ("А который тут Чапаев?") - 23 (Чапаев и Фурманов обмениваются мнениями после допроса Петровича)
3. "... а ты армией командовать могёшь?" https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Эпизод 24. Ночной разговор Чапаева с Петькой.
Большое спасибо за отклики и комментарии.
Особенно хочется поблагодарить уважаемого Регента, разъяснившему и мне самому природу ночной беседы Чапаева с Петькой.
Добрые люди подсказали мне, что винтовка в руках у Петровича в сцене пленения Петровича Петькой - "Арисака". Это давно подмечено, но наивные кинолюбители почитают это обстоятельство киноляпом.
Отнюдь нет, винтовочка со смыслом:
За японское дело он ушёл воевать.
Сам фильм здесь - https://www.youtube.com/watch?...
Кратко о сказанном в предыдущих частях.
1. Фильм "Чапаев" содержит в себе весьма оригинальную и глубоко продуманную концепцию Гражданской войны. Война понимается как необычайно острая борьба внутри расколотого русского народа за выбор того или иного будущего, как русский ответ на вызовы современности и как русский способ сохранения национальной самобытности.
2. Фильм имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Каждый его эпизод может быть понят и поставлен в правильную связь с другими эпизодами лишь при учёте того, что "Чапаев" содержит в себе сюжет (история легендарного героического начдива), надсюжет (становление Красной Армии) и сверхсюжет (судьба России, полёт Руси-тройки в будущее).
3. Довольно неожиданным для меня было то, что фильм пронизан евангельскими темами, сюжетами, настроениями.
4. Красные и белые в фильме очень подробно сравниваются и противопоставляются друг другу, но делается это умно, тонко, без ненужной прямолинейности.
А сегодня поговорим о том, что происходило утром перед психической атакой.
Эпизод № 25. Утро перед боем.
53:59-55:34
Василий Иванович в чёрной бурке и чёрной папахе на лихом коне осматривает позиции в бинокль «с какого-нибудь возвышенного места».
Звучит труба.
Рядом с Чапаевым десять человек. Четверо (и Петька в их числе) у подножия того холмика, на котором стоит конь (кобыла, мерин?) Василия Ивановича и шестеро (в том числе и Елань) по левую руку от Чапаева.
- Часа через пол начнут атаку. Все на месте? - спрашивает Василий Иванович.
- Все, кроме кавэскадрона, - отвечает Елань.
- Жукова, подлеца, расстреляю! Петька, крой в эскадрон!
- Есть.
Петька молодцевато отдаёт командиру честь и отправляется выполнять поручение.
Когда ту группу, что по левую руку от Чапаева, показывают крупным планом, на заднем плане появляется китаец (монголоид).
Вставные эпизоды.
1. Анка спрашивает старого пулемётчика Пастухова:
- А патронов-то хватит нам?
- Какой бой. Для хорошего боя и на полчаса не хватит.
Анка в ватнике и в серой кубанке. Пастухов в совсем простенькой гимнастёрке и в чёрной кубанке. Говорит, не поднимая глаз.
2. Петрович в переднике откинул крышку кавалерийской походной кухни и мешает кашу поварёшкой. Мальчик, его помощник, подбрасывает дрова в печку под котлом.
На телеге подъезжает хитрый крестьянин. Он в своей знатной шапке, в шинели и в ватных брюках, подпоясан саблей. В телеге у него мешки с картошкой и винтовка. Крестьянин сбрасывает один мешок на землю и говорит:
- Принимай, стряпуха.
Петрович молча смотрит на крестьянина строгими глазами и тот спешит отъехать.
Вот Петрович взирает на крестьянина.
А вот так Петрович смотрел на полковничью лысину.
***************************
Петька возвратился:
- Василий Иванович, буза в эскадроне, командира убили.
- Что! Жукова убили!
Василий Иванович пускает коня вскачь. Петька - за ним.
Елань кричит:
- Василий Иваныч, людей-то возьми с собой!
- К чёрту, один справлюсь!
Б) Чапаев в строгом соответствии с тем, чему он учил Еланя и Фурманова, наблюдает за полем предстоящего боя с возвышенного места. Чапаев на коне, остальные спешились. Настроение рабочее, бодрое. Петька великолепен - одет с иголочки, подтянут, заряжен на бой, энергичен и сосредоточен.
Узнав о том, что в кавэскадроне "буза", Чапаев отправляется на место, не давая никаких поручений остающимся и не назначая заместителя.
Место, на котором расположился чапаевский штаб, возможно, напоминает Голгофу. И три бугорка как бы предназначены для трёх крестов. Но вместо крестов мы видим там ... Георгия Победоносца.
Если я правильно понимаю Васильевых, то речь тут о том, что мы не приносим жертвы, мы пришли драться.
Но, потом-то, по ходу фильма, выясняется, что без жертвы не обойтись...
Очень интересно появление в группе командиров возле Чапаева "китайца". Вероятно, предстоящий бой настолько важен, что требует поддержки всех "людей доброй воли". А Чапаев уже говорил, что он "за Интернационал".
Чапаева окружают 10 человек. Непосредственно перед боем прибывает Фурманов. А после боя Чапаев приглашает Анку пить чай, а Петька подносит ей (пасхальное) яичко.
*************************************
Расчёт станкового пулемёта из двух человек (старика и неопытной "мадам", как выразился после боя Чапаев) - несуразица с точки зрения здравого смысла.
Пулемётчик Пастухов перед боем уже смотрится каким-то бесплотным, иконописным.
Его смерть в начале боя - условность. Просто его обязанности переходят к Анке.
А, может быть, Пастухов и есть та жертва, которая была принесена в бою с каппелевцами (с мировым злом вообще)?
Если Петька к решающему бою принарядился, то Анка, напротив, оделась попроще. Петька рядом с Чапаевым и всем своим видом должен подчёркивать, что он сопровождает непобедимого командира. А Анка поглощена общим ходом боя и совершенно не думает о внешних эффектах.
****************************************
Хитрый крестьянин после митинга и своего сказочного вопроса Чапаеву (и мудрого ответа Чапаева) записывается в Красную Армию. Наличие сабли у пожилого обозника вызывает улыбку, но именно этой саблей крестьянин зарубит вскоре полковника Бороздина.
Хитрый крестьянин называет Петровича "стряпухой", что, безусловно, весьма обидно, но, в то же время подчёркивает необычный статус Петровича в армии. Петрович пристально смотрит на крестьянина и тот спешит удалиться. Вооружённый человек бежит от безоружного. Во взгляде Петровича нет злобы. Но тут происходит что-то загадочное. Крестьянин получает заряд энергии, необходимый ему для того, чтобы убить полковника. И бежит он, столкнувшись с чем-то непонятным и грозным, с мощью внушения.
Петька обрёл некий дар в сцене с Анкой в горнице (эп. №17), затем передал этот дар Петровичу в момент пленения (эп. №18), а теперь и сам Петрович стал ловцом человеков.
Вероятно, потому он и кашу для пехоты варит в кавалерийской кухне. Каша у него какая-то нематериальная. Много её не надо.
****************************************
Узнав, что в эскадроне "буза", Чапаев отправляется туда немедленно. Происходящее в эскадроне он считает очень важным и, не раздумывая, оставляет командование боем Еланю и своему штабу.
А чапаевское "к чёрту" - не грубость, не сквернословие, а констатация того, что в эскадроне он чувствует присутствие нечистого. Тут лишние люди не помогут. Но Чапаев уверен в своих силах.
Эпизод № 26. "Мы тут сами одного ... кокнули".
55:34-58:11
А) "Буза" происходит на вырубке.
Среди пеньков - три уцелевших дерева. Коноводы держат коней, спешившиеся кавалеристы собрались в кучу и галдят, оживлённо жестикулируя.
Лошадь на переднем плане усердно кивает головой, как бы соглашаясь с говорящими.
Галдёж пытается сорганизоваться в митинг. На двурогий пень-трибуну взбирается красноармеец с белой бомбой у пояса.
Красноармеец начинает речь, но почему-то на мове. Речь не очень понятна и мало кого трогает.
Тогда слово берёт чернявый змей-искуситель (тот самый, который утопил винтовку, драпая от чехов, ввёл Петьку в грех в эпизоде "Щечки" и позаимствовал поросёнка в крестьянском хозяйстве). Змея подтолкнул к трибуне неприятного вида парень в белом картузе. Встав на рога, змей ощущает прилив энергии и электризует толпу-эскадрон короткими фразами-лозунгами:
- Хватит! Навоевались! Пуская теперь другие воюют! Чего ж нам от своих домов уходить! А?
- Правильно! Не пойдём дальше! - поддакивает малый в белом картузе. Старики-кавалеристы слушают такие речи с сочувствием.
- Не пойдём! Намучились! Ребята,по домам!
Красноармейцы почти бегут в левую от оратора сторону, почему-то оглядываясь.
Эскадрон построился. Взводные впереди шеренг. Тут змей-искуситель видит Чапаева. Лицо змея искажает гримаса ярости.
Звучит выстрел, змей падает.
Чапаев прячет револьвер в кобуру.
- Па-адравняйсь! Сми-ирна-а-а! Там лучшие сыны народа жизни свои кладут за наше революционное дело. А вы... Кровью искупить вину свою. Я сам впереди пойду.
Чапаев собирается сесть на коня. Раздаётся выстрел.
- Кто стрелял? Кто стрелял!!
- Мы тут, товарищ командир, сами одного ... кокнули, - говорит вышедший из строя боец. Строй расступается, не земле лежит малый в белом картузе. Чапаев кивает и садится в седло.
- По ко-о-оням!
Звучит труба.
Кавалеристы бегут к коням.
Б) Три чахлых сосёнки - вновь напоминание о трёх крестах на Голгофе.
И чернявый змей и парень в белом картузе, безо всякого сомнения, разбойники. А командир эскадрона Жуков, которого Чапаев назвал подлецом, как только узнал, что эскадрон не явился в указанное ему место перед боем - первый погибший во время бузы. Чапаев, вероятно, своего мнения о нём не изменил. В конце-концов, именно попустительство непосредственного начальника создаёт в коллективе "нездоровые настроения". И тут жертвы не получилось. А получились три вполне заслуженные смерти.
И перед нами не Голгофа, в которой похоронен череп Адама, а какое-то совсем уж нехорошее место, из которого торчат рога Бафомета.
Встав на эти рога, красноармеец с белой бомбой утрачивает красноречие, а чернявый змей, напротив, заряжается энергией и становится опасным оратором.
Характерна расхристанность чернявого и белокартузника. У первого разорвана рубаха, рваная шинель нараспашку, хлястик болтается на одной пуговице, нет ремня, обнажён живот, у второго обнажены шея и грудь.
Увидев, что эскадрон построился и ждёт команды от Чапаева, чернявый словно пробуждается от ораторского транса (Гитлер да и только), вдруг видит Василия Ивановича, готов его убить, но Чапаев стреляет первым. С солидного расстояния, револьверная пуля вызывает мгновенную смерть крепкого парня. Маленькое чудо.
Чапаев не хочет увидеть труп Жукова и не интересуется подробностями того, что произошло. После короткой энергичной речи Василия Ивановича красноармейцы сами убивают парня в белом картузе. Как им удалось из винтовки, одним выстрелом уложить наповал человека, стоявшего в средней шеренге и при этом никого не задеть? Ещё одно маленькое чудо.
Эпизод № 27. "За что люди на смерть идут?"
58:11-58:39
Рекордно короткий эпизод.
Мальчик в шинели не по росту слышит артиллерийские разрывы и жмётся к взрослому человеку.
Но не просто жмётся, а задаёт совсем не детский вопрос:
- Дядь, а дядь, за что люди на смерть идут?
И Петрович, погружённый в свои думы, не отмахивается от маленького собеседника, а отвечает ему серьёзно и обдуманно.
Петрович - ловец человеков, а из мальчика будет толк.
Ну и , понятное дело, обрести хорошую жизнь можно, только идя на смерть.
Продолжение следует.
Оценили 9 человек
19 кармы