• РЕГИСТРАЦИЯ

Джвари

36 1403

Вид на гору Джвари


0. Введение

Я читал толстые журналы в те годы, когда их никто уже не читал. Уже упали тиражи на порядок и на два, уже всем всё стало ясно, а я всё чего-то ждал. Всё казалось, что вот сейчас ржавая вода пройдёт и польётся что-то настоящее, живительное. Читал «Новый мир», «Дружбу народов», «Звезду», «Знамя» и прочую дрянь.

Авторы и редакторы тогда уже охамели и опустились до последней крайности. Фигу в кармане держать не было никакой необходимости, и они охотно приспустили штаны и зазывно размахивали своими политкорректными причиндалами.

Помню, один обличитель грехов этого ужасного русского народа вывел в своём творении русского богатыря, у которого было две любовницы. Каждый вечер богатырь упивался до потери сознания, валялся в кустах, и, в зависимости от того, обмочился он, или обделался в бессознательном состоянии, шёл, соответственно, к молодой любовнице, или к той, что постарше. Помню пронзительную поэму про русскую девушку, которая полюбила одноногого узбека. Отлюбив её, он долго мочился ей прямо в матку в видах контрацепции, а потом сползал к арыку, дабы совершить положенное омовение, а ей были видны со спины его пупырчатые яйца. Ну и все в этом духе. Но и в самой большой куче навоза можно обнаружить жемчужину, или даже две.

Вот столько жемчужин я и обнаружил. И называл их для себя «Повестью о рОдной матери» и «Повестью о духовном отце». Называл, разумеется, условно. Просто имена авторов и подлинные названия произведений быстро забылись.

В «Повести о рОдной матери» главная героиня, «успешная и амбициозная», как стали говорить немного позднее, русскоязычная женщина, эмигрировала в Америку и хорошо там устроилась. У неё большой дом, стабильный доход, масса подруг (похоже, что есть даже подруги из аборигенного населения). Но томит её одна беда – старуха-мать. Мать полностью выжила из ума, всячески докучает главной героине, а самое ужасное в том, что во время грозы она на всякий случай занавешивает окна, попукивая от напряжения. Подруги удивляются тому, что мать до сих пор не сдана в приют. Они-то со своими матерями давно поступили именно так и горя теперь не знают. Но героиня не может последовать столь разумному и рациональному совету и стоически переживает задёргивание занавесок при каждой грозе: «Как ни омерзительно, но это мой долг!»

А «Повесть о духовном отце» на днях совершенно неожиданно для меня обрела и название и имя автора. Оказалось, что написала её Валерия Анатольевна Алфеева, а называется повесть «Джвари».

«Повесть о РОдной матери» и «Джвари» роднит новый вектор предательства. Раньше-то в отечественной литературе чаще случалось так, что родители предавали детей. Ну, например, вещий сон Петра Гринёва, в котором Пётр приезжает к умирающему отцу, а вместо отца обнаруживает весёлого мужика с окровавленным топором, нужно понимать самым прямым и непосредственным образом. Батюшка вышел в отставку и передал непростое русское дело в холодные немецкие руки, вот оно и полыхнуло, а единственного сына Гринёв-старший послал в самое пекло, а когда сына обвинили в государственной измене, с лёгкостью в это обвинение поверил.

Да и в том, что Андрий пропитался польским духом, а прекрасный воин Остап попал в плен, трудно не увидеть вину их отца. А старый князь Ростов, проматывающий имение и явно оставляющий детей ни с чем, а Стива Облонский, проматывающий имение столь же уверенно? А пьяненький Мармеладов, который лежал на сундуке в неподвижности, когда Сонечка в первый раз отправилась на панель?

А вот дети к отцам относились несколько почтительнее. Уж на что скотиной был Карамазов-отец, а Алёша его почитал. И Сонечка отца не осуждала. Может быть, Петруша Верховенский был несколько неучтив со своим папашей. Так нигилист, что с него возьмёшь?

А тут наметилась новая тенденция. Героиня «РОдной матери» демонстирует миру и подробно описывает гадливость, которую она питает к матери, а Вероника, главная героиня повести «Джвари», люто ненавидит отца и мать, и при этом в несколько игривом виде и с полной беззастенчивостью изображает в автобиографической повести отношения со своим духовным отцом и наставником. Вот как вспоминает Вероника своих родителей: << Потом мы говорили о монашестве, о йоге, о любви. Мое сердце, раскрывшееся на исповеди, оттаивало, порывалось к еще большей открытости, к очищению, просвещению благодатью. Я рассказывала о детстве, о матери и отце, ненависти и лжи между ними, первыми людьми, которых я разучилась любить. Об этом раннем страдании из-за отсутствия любви и неутоленной за всю последующую жизнь тоске по ней. Как ждала я пробуждений душевной жизни… >>

И ведь это исповедь! Мне трудно представить себе, что живой православный поп тут  не увидит нарушения пятой заповеди и промолчит. Но ненависть к родителям у автора повести настолько велика, что автор налагает печать на уста священника. Дрянь мои родители, да и точка. Я так решила!

Что-то важное поменялось. Изменилась "структура греховности", если можно так выразиться. Если раньше отцы предавали детей, то теперь скорее уж дети предают своих отцов, и «биологических», да и духовных. Хотя внукам, от этого, пожалуй, и не легче. Но, впрочем, всё по порядку.

Повторюсь, повесть мне запомнилась с давних времён, а теперь интерес к ней оправдан ещё и тем, что Валерия Анатольевна Алфеева – матушка митрополита Илариона (Алфеева), роль которого в жизни РПЦ «трудно переоценить».


1. Краткое содержание всех серий.

Сюжет повести прост. Главная героиня – Вероника, одинокая русская (по крайней мере, русскоязычная) женщина 44 лет от роду, мать шестнадцатилетнего сына (повесть датирована 1982 годом, В.А. Алвеева родилась 19 июня 1938 года, 1938+44=1982, её сын родился   24 июля 1966 года, 1966+16=1982). Вероника живёт писательским трудом, но утруждать себя чрезмерно не любит и с удовольствием думает о том, что недавно выпустила книгу, получила хороший гонорар и может побездельничать.

Пять лет тому назад Вероника и сын уверовали в Бога, а теперь Вероника ощутила, что теоретического признания существования Бога ей уже недостаточно, и пора бы уже и начинать жить в соответствии с Божьей правдой, людей любить и, вообще, переменить участь.

В поисках праведной жизни она приезжает в Тбилиси (с какими-то рекомендациями, о которых в повести сказано глухо), знакомится с молодым грузинским священником Давидом, женатым на эстонке и узнаёт от него, что в горах есть маленький мужской монастырь Джвари, в котором живут замечательные монахи. Вскоре Вероника, её сын и Давид отправляются в Джвари, не будучи до конца уверенными в том, что женщине разрешат остаться в мужском монастыре.

Но всё складывается наилучшим образом. Игумен разрешает Веронике с сыном остаться, т.к. скоро в монастырь приедут реставраторы (в том числе и две женщины), и привычное монастырское уединение всё равно будет нарушено.

Вероника и её сын Митя успешно духовно окормляются, постигают всякие истины, необходимые для правильной жизни, а попутно Вероника влюбляет в себя игумена (и монаха Венедикта, судя по всему) , прикидываясь, что ничего не видит и не замечает. Добродетельный грузинский игумен далёк от того, чтобы предаться низменным страстям, он несколько раз прозрачно намекает Веронике на то, что она его смущает, а потом прямо просит её уехать. Пока старшие занимаются духовными беседами и греховным томлением, сын Вероники, музыкально одарённый мальчик, пишет гимн для шестиголосного мужского хора ко дню Ангела Патриарха Илии Второго, и сам отвозит свой труд в Тбилиси, удостоившись похвалы от Патриарха.

В последнюю ночь перед расставанием настоятель монастыря рассказывает Веронике и её сыну Мите о своей бурной криминальной молодости, а потом мать с сыном уходят из монастыря пешком, а монахи стоят и смотрят им вслед.


2. Хаос и Космос.

Очень интересна художественная топология повести.

Пожалуй, чтобы было понятнее, её удобно сравнить с топологией повести Б.В. Бедного "Девчата". 

Лесной посёлок, в который приехала Тося Кислицына - это ведь вся Россия, заметённая снегом и отрезанная от внешнего мира густыми лесами и "другими причинами". И живёт в посёлке интересный, сложный и дружный народ. И само название "Девчата", несколько режущее ухо пуриста своей украинскостью, очень точно выражает любовно-внимательное отношение автора к своим героиням (и героям). Как бы ни были дурны поступки (и помыслы) героев повести, у них всегда есть шанс очиститься, исправиться, найти своё счастье и свою любовь. Или пожертвовать своим счастьем ради любви. Как пожертвовала своим счастьем Анфиса, дабы не губить жизнь Вадиму Петровичу (в фильм эта сюжетная линия не вошла). 

А в "Джвари" есть огромный, замусоренный, захарканный, безнадежно испорченный Хаос, населённый уродами, не подлежащими исправлению, а в этот Хаос вкраплены отдельные отражения Космоса, отдельные сияющие звёзды-монастыри, звёзды-храмы. И обитают на этих островах благодати чудесные люди, чем-то смахивающие на номадов, предсказанных Жаком Аттали. С ними героине легко и просто, они - свои: 

<< Я обретала дар свободной речи, и слова не падали в пустоту. Вот совершалось одно из чудес, которыми живет мир Божий: мы стояли на краю земли, в храме, укрытом в горах, — два грузинских монаха, священник-грузин и мы с сыном, только что вошедшие в их мир и, казалось бы, всем строем судьбы иноприродные им. Но я начинала ощущать, что мы не чужие, потому что у всех нас, вместе с князем-монахом, построившим храм, есть общая родина — наше небесное Отечество, и там мы уже соединены узами не менее прочными, чем узы родства.>>


3. Людские волны.

Зимой все тропы, ведущие к Джвари, заносит снегом и монастырь оказывается в полной изоляции. Летом на Джвари обрушиваются людские волны.

А накатывающие на монастырь людские волны бывают четырёх сортов.

А. Туристы. Существа наглые, беззастенчивые, циничные и безнадежно испорченные.

Б. Тётки. Люди благонамеренные, воцерковлённые, но безнадежно ограниченные.

В. Люди заблудшие и не стремящиеся к исправлению, но заслуживающие снисхождения.

Г. Люди заблудшие, но подлежащие исправлению. Попав в Джвари, они постепенно начинают воцерковляться.


А. Вот как выглядят туристы.

<<На верхней дороге слышен цокот копыт, потом появляется всадник, одетый на ковбойский манер. Тонконогая рыжая лошадь на полном скаку проносится мимо скамьи перед родником, едва не задев грудью отца Михаила, и с коротким ржанием поднимается на дыбы у ворот. Игумен сидит, все так же положив руку на спинку скамьи, наблюдает с улыбкой, как ковбой привязывает лошадь и закуривает сигарету.

Через несколько минут на дороге появляются туристы. Игумен уходит, а площадку перед родником заполняют парни и девочки в джинсах, шортах, сарафанах, с рюкзаками и транзисторами. Прогулки в Джвари запланированы в экскурсионном бюро, а на субботу и воскресенье приходит конная экскурсия. Мы видим ее уже на склоне за ручьем. Впереди ковбой в широкополой шляпе ведет под уздцы своего жеребца, осторожно спускающегося по откосу, и дальше — растянутая вереница пешего народа с лошадьми на поводу. На лошадях они едут по старой дороге, в зеленой тени вязов, а у перевала спешиваются. За хутором есть палаточный городок, где туристы ночуют, и стойла для лошадей.

Суббота и воскресенье — самые неспокойные дни. И по будням туристы приходят раза два в неделю. Их посещения отмечены на окрестных полянах консервными банками, бутылками, корками от арбузов и бумажным мусором.

Обычно шумную толпу на монастырский двор проводит Арчил [послушник] — игумен и Венедикт бесследно исчезают. Туристы фотографируются перед храмом группой и парами, обнявшись, роняют окурки и фольгу от фотопленок. Одна пожилая женщина спросила гида, который привел их из города, не возражают ли монахи против этих посещений. На что гид с чувством безусловного превосходства над монахами отвечал: «Какое они имеют право возражать? Монастырь принадлежит государству». Ободренные гости заглядывали к нам в палатку, звонили в колокол, пока не подоспел Арчил с увещеваниями.

Мир наступает на Джвари со всех сторон.

Даже во время службы мы слышим крики туристов: дверь храма выходит на поляну перед сетчатой оградой на месте разрушенной каменной стены. Я вижу эти набеги как будто уже с точки зрения обитателя монастыря. Девицу, сидящую на коленях у ковбоя, который при ближайшем рассмотрении оказывается весьма пожилым, скрывающим под лихой шляпой пространную лысину. Голые плечи и руки, голые ноги, короткие юбки, объятия, флирт, пошлые песни под гитару, одни и те же. Я вижу, как утром выходит Арчил с метлой и граблями убирать на полянах сор. Вижу, как мешает службе, когда две — три пары туристов забредут в храм и рассматривают монахов с беззастенчивой любознательностью.

Так же разглядывают туристки Арчила и Митю в скуфье, когда они выходят к роднику.

— Можно у вас взять семь стаканов? — спрашивает меня бойкий юноша в осетинской войлочной шапочке, уже охладивший под родниковой струей бутылки.

— Подождите, я их вымою.

<...>

Туристы уносят семь стаканов, потом приходят еще за двумя. И больше не возвращаются.>>

Ну вот что с них возьмёшь? Скоты. Что-то вроде тех азиатов с асимметричными лицами, которых так ярко обличал И.А. Бунин в "Окаянных днях". Понятно дело, что "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" на этих не распространяется.

На экскурсии в выходные дни в окрестности Тбилиси вероятно приезжают местные жители, в основном - грузины. Но, при всей любви автора повести к грузинам, для туристов даже национальная принадлежность не является смягчающим обстоятельством.


Б. А вот как выглядят "тётки".

<<Вернулись [Вероника с сыном] к началу вечерни.

Венедикт, опираясь спиной о ворота и скрестив на груди руки, разговаривал с толстой теткой, туго затянутой в разноцветное синтетическое платье. Говорила она громко, размахивая руками. Он отвечал широкой, хотя и вялой улыбкой. На нас он взглянул мельком и отвел глаза, мутные, с красными белками. И вся его фигура в подряснике, похожем на полинялый халат, с грязными тесемками нижней рубахи выглядела весьма помятой.

В начале седьмого мы подошли к нему, чтобы узнать, будет ли служба.

— Вы уже готовы? — выговорил он с усмешкой, наливая из кувшина воду в кружку.

Сам он был явно еще не готов. [накануне, в отсутствие игумена, отец Венедикт серьёзно перебрал в компании людей заблудших и не стремящиеся к исправлению, но заслуживающих снисхождения ]

<...>

Часов около семи он все-таки начал службу.

Его полная собеседница привела еще семь — восемь женщин и троих детей: все они шли через горы к вечерне. И Венедикт старался компенсировать недостаточную трезвость избытком любезности. Приносил деревянные скамьи, стулья, рассаживал всех в храме в два ряда, как в сельском клубе.

Читал он возбужденно, то резко повышая тон, то забываясь и переходя на бормотание. Зато громко делал замечания Арчилу, когда тот ошибался в чтении.

Женщины чувствовали себя неловко — то ли от общей нервозности обстановки, то ли от непривычки сидеть на службе. Шумно успокаивали детей, вставали, выводили их и возвращались, заталкивали под скамьи сумки с провизией. Однажды дьякон взмахнул широким рукавом рясы и столкнул на пол подсвечник, вызвав общее замешательство. В другой раз стал произносить ектенью, чего не следовало делать без священника, но вскоре опомнился и громко запел, жестами призывая всех следовать его примеру.

Толстая тетка подхватила крикливо и резко. Она оглядывалась на Венедикта, и взгляд ее выражал сочувствие и готовность помочь чем только можно. Оглядывалась и на женщин: вот, мол, какая незадача, одного монаха застали в монастыре, и тот пьяный. Чтобы утешить дьякона, она вдруг повернулась спиной к иконостасу и, высоко подняв полные локти, стала снимать с шеи медальон на черном шнурке. И тут же хотела обхватить шею Венедикта в щедром жесте. Венедикт уклонился, но медальон взял и стал надевать на шею Мите. На память об этой прискорбной службе у нас и остался пластмассовый Георгий Победоносец с копьем, поразившим дракона.

Через полчаса женщины стали уходить. Чтобы никого не обидеть, уходили они не сразу, а будто нечаянно, порознь. Оглянется одна на отца Венедикта, пошарит рукой под скамьей, подтягивая сумку, и вдруг шагнет за порог. Остальные проводят ее взглядом, и вот уже другая двигается невзначай к краю скамейки.

Наконец осталась одна женщина, давно уже приготовившаяся к выходу. Она стояла между мною и порогом, напряженно зажав в руке сумку с торчащими зелеными перышками лука. Ее подруги шагах в десяти от двери энергично махали руками. Но она почему-то игнорировала их и все более истово крестилась.

— Нино! — не выдержали на дворе.

Нина оглянулась, махнула рукой, в другой вздрогнули хвостики лука, и еще дерзновенней вскинула голову и перекрестилась.

— Нино! Нино! — кричали они дружно, как через лес, но будто и с некоторой неловкостью оттого, что мешают ее молитвенному рвению.

Мы заинтересованно следили, как долго устоит Нина. Только Арчил кротким голосом читал кафизму.

Наконец выскочила и Нина, женщины освобожденно загалдели, больше не робея, не сдерживая голосов, и двинулись к воротам.

И как-то почти сразу отец Венедикт закончил службу.>>

Ну вот, вроде бы и "тоже христианки", но простите меня, какая с ними может быть духовная близость, какое единство, какое молитвенное общение? Это же тётки! Формально они свои на этом островке Космоса и изо всех сил стараются быть "хорошими", но, в общем-то, автору ясно, что это тоже "туристы", разве что, немного поскромнее.

Само слово "тётка" - кричаще чужое в словаре Вероники. Вероника - существо утончённое, одухотворённо-изысканное, привыкшее видеть красоту Божьего мира, понимать её как отражение красоты надмирной и описывать эту красоту изящными барочными фразами. А тут вдруг "тётка", да ещё и дважды. Вероятно, это намёк на что-то, что сразу становится понятным своим. Может быть, "тётка" не вульгаризм,а ... имя собственное? Тёткой в повести Чехова "Каштанка" звали собачку, которой посчастливилось попасть в творческий зооколлектив вдохновенного художника, открывателя новых смыслов, от которого неблагодарная Тётка-Каштанка сбежала к прежним, грубым и примитивным хозяевам. Сколько Тётку не корми...

Что роднит тёток с туристами? 

Одно печальное обстоятельство их роднит. И те, и другие - "пролы". Игумен Михаил говорит Веронике нравоучительно: <<И физическая усталость дает иногда такое состояние покоя, которого вы в книге не почерпнете. Заметьте, если человек устал, он не способен раздражаться. Плохи крайности. Плохо, например, если вы работаете на заводе и выматываете все силы для заработка. Но если в вас действует только мозг, это тоже никуда не годится, Нарушается равновесие. Царский путь — посередине между крайностями… >>

Вот тут и проходит резкая грань между теми, кто может познать истину, и теми, кто обречён. Царский путь закрыт для ограниченных работяг. 

Вероятно, некоторые контовцы сочтут, что я искажаю глубокие и красивые мысли Валерии Анатольевны Алфеевой в угоду своей предвзятой классовой позиции. Может быть, может быть. Но давайте двинемся далее.


В. Люди заблудшие и не стремящиеся к исправлению, но заслуживающие снисхождения.

<<Вскоре появился отец Венедикт. За ним шла босиком молодая рослая женщина.

— Сестра Вероника, — подвел он ее ко мне, — это Лорелея, ведущая актриса одного из наших театров. Недавно ей Англия аплодировала. Лорелея заехала к нам со своими друзьями. Мы поужинаем, а потом вы вместе приходите в трапезную.

Наружность Лорелеи была еще более неожиданной, чем ее имя, особенно для этих глухих мест. Каштановые волосы распущены по плечам и обведены надо лбом двумя витыми шнурами, соединенными в трех местах кольцами. Коротенькая полосатая блузка на тонких бретельках, скорее майка, приоткрывает грудь, не стесненную и никакими другими защитными средствами. На животе блузка едва сходится с поясом длинной ажурной юбки из марлевки. В руке босоножки на высоком пробковом каблуке и что-то вроде пелеринки.

Венедикт виновато улыбнулся и покинул нас.

Лорелея уселась рядом со мной на скамью, поджав ноги с перламутровым педикюром.

— Зовите меня просто Ло

Принудительно облаченная в косынку и закрытое платье, я прореагировала на ее вольный наряд, наверное, более ревниво, чем в любое другое время. И после нескольких любезных фраз, которыми мы обменялись, не менее любезно заметила, что в мужской монастырь неприлично приходить с обнаженной грудью.

Она машинально прикрыла грудь ладонью, но довольно легко ответила:

— Это не имеет значения. Они видят во мне что-то более интересное. А наши предки, судя по старым фрескам, ходили в полупрозрачных одеждах, как Ангелы.

— Не знаю, как предки, но наши современники утратили ангельскую чистоту. И, наверное, вам это хорошо известно.

— К тому же я здесь бываю давно, некоторых знаю с детства… Венедикт учился в художественной академии вместе с моей дочерью.

— Сколько же вам лет? — удивилась я, впрочем, довольно сдержанно.

Странный этот разговор пока не вышел из рамок приличия.

Сорок шесть… — ответила она не очень охотно. А я-то предполагала, что ей лет двадцать восемь, и потому позволила себе говорить о ее одежде. Присмотревшись, я обнаружила, что волосы у нее крашеные, но все остальное сохранилось прекрасно.

— А сколько лет Венедикту?

— Двадцать девять.

Это была еще одна неожиданность. Я не думала о его возрасте, но почему-то исходила из впечатления, что мы с ним ровесники. Значит, лысеющий лоб и борода старили его на пятнадцать лет.

Разговор наш не смутил Лорелею, и я продолжила его. Там, в миру, указала я за край обрыва, тем более в актерской среде, эта одежда никого не удивила бы…

Она чуть повела бровями, как будто мое предположение ей не польстило.

А здесь, — перебила она, — этого не заметят, потому что монахи святые.

Это был вздор, но я не могла на него не возразить.

— Человек вмещает всю дистанцию от животного до Бога, — говорила я. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» — в этом суть всех заповедей. Но это непомерно высоко, несоизмеримо с силами человеческими. Не было в мире более высокого идеала и более аристократической морали. Большинству людей христианство не по росту, и потому они говорят, что оно неосуществимо.

— А разве осуществимо? Кто может быть совершенным, как Отец Небесный? — спросила она с некоторой заинтересованностью.

— Даже ученики Христа изумлялись и спрашивали: «Кто же может спастись?» Он ответил, что человекам это невозможно, Богу же возможно все. Монашество и есть подвиг такого восхождения к совершенству Отца Небесного. И оно выходит за пределы человеческих сил, туда, где действует благодать.

— Вы их идеализируете… — Она приподняла ладонь останавливающим жестом. — Ни художником, ни актером нельзя стать, если нет искры Божьей. Каждый по-своему несет ее людям и служит добру, священник — с амвона, актер — со сцены, да у актера теперь и публики больше.

Все это я слышала много раз в кругу интеллигенции, называющей себя творческой. Разговор становился невозможным, так как шел на разных языках, и слова «добро», «истина» и «любовь» могли вмещать самые противоположные понятия.

Помню, один драматург рассказывал, что написал пьесу о Христе. Он не верил в Бога, но почему-то предполагал, что Бог и говорил его, драматурга, устами. Мне хотелось спросить: «Почему Бог? Почему не мелкий бес тщеславия?» Но это было бы невежливо. И в бесов драматург тем более не верил, хотя они и ближе к среде нашего обитания.

Даже при серьезных намерениях собеседников, исходящих из уверенности в том, что Бог есть, возможность понимания чаще всего исключается несоответствием представлений о том, что Он есть. Я и потратила последние пять-шесть лет только на то, чтобы узнать ответ на этот вопрос, приобщаясь к двухтысячелетней культуре христианства. И только выйдя на глубину, я обнаружила, насколько эта зона неведома для нас, современных интеллигентов, или, как говорил один критически мыслящий теперь за границей — писатель, «образованцев». Я поняла, что и неверие от неведения.

— Вы бываете в церкви когда-нибудь? — спрашиваю я Лорелею.

— Очень редко. Наша работа считается идеологической, и если увидят…

— Да, наверное, и потребности нет…

Она не возразила. Хотя часто отвечают, что нет времени.>>

Гости пируют с монахом.

<< На столе между мисками с недоеденным блюдом, которое мы весь день готовили с Венедиктом, между стаканами и арбузными корками узкими горлышками в фольге возвышаются пять пустых винных бутылок.

Венедикт и два спутника актрисы сидят на невысоком каменном ограждении под кукурузными стеблями напротив окна трапезной и разговаривают на повышенно веселых тонах.

Лорелея налила себе вина и хотела налить мне, но я отказалась. И она не коснулась потом своего стакана. Не доставило ей удовольствия и наше блюдо.

— А это что? — осведомилась она вежливо, едва попробовав. Я назвала, она сделала вид, что только случайно не узнала аджапсандали, но есть не стала.

Вскоре она присоединилась к своим спутникам, эти два небрежно элегантных молодых человека по виду годились ей в сыновья. Она грациозно опустилась на траву перед ними, широко раскинув белую юбку. Один из них показывал фокусы с шейным платком и картами, которые, должно быть, для этой цели привез с собой. Венедикт, судя по возбужденным выкрикам и широким жестам, был изрядно пьян. >>


Странные какие-то люди, и странный какой-то визит, но с этими хоть поговорить можно. Они хоть в теме. Вероника ощущает своё духовное превосходство над такими, но ей с ними интересно и комфортно. Они, безусловно, заблуждаются, но ищут. А что могут искать "тётки"?


Г. Люди заблудшие, но подлежащие исправлению.

<< Утром на грузовой машине приехали реставраторы со своим багажом. Я вижу их сначала издали, потом мы встречаемся у родника: двое мужчин и две женщины. Старшая — доктор искусствоведения, зовут ее Эли — от полного Елизавета, ей лет за пятьдесят. Младшей под сорок. Обе в брюках, младшая курит. Реставраторы заняли второй этаж над трапезной. Жить они будут своим домом, независимо от монастыря и отдельно питаться.

Первой связанной с их приездом переменой было то, что игумен, посовещавшись с братией, отменил колокольный звон, чтобы не будить реставраторов рано утром.>>


<< Арчил зажег в трапезной лампу, и все потянулись на огонек.

Зашел и реставратор Гурам — он в первый раз отстоял вечерню, крестился, когда все крестились, и теперь продолжал начатый разговор с игуменом.

— Но как, как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа? Этого я не могу понять, а потому и принять…

Из-за решетки окна и в проем раскрытой двери вливалась тьма, и в комнате было полутемно. Венедикт, Арчил и Митя сидели на затененном конце стола, я на топчане в углу. Гурам стоял, прислонившись к дверному косяку. Только отец Михаил сидел в круге света от керосиновой лампы, тяжело положив на стол руки и опустив глаза. Свет падал слева и сверху, и в глазницах его залегли тени. Мотыльки бились в стекло лампы, их летучие тени метались, кружились по потолку.

— Да потому это и таинство, что умом не постижимо… — выговорил игумен, как будто с усилием преодолевая молчание. Гурам ждал, и остальные молчали. Тогда игумен продолжил: — Помните, в Евангелии от Луки, Дева Мария тоже спрашивает Архангела: «Как будет это?» — то есть как родит Она Сына Божиего? А он отвечает: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Вот и все, что можно сказать. Дух Святой нисходит, чтобы создать плоть Христа во чреве Марии, и Он же во время литургии прелагает хлеб и вино в Чаше — в Тело и Кровь Христовы. А как и тут, и там тайна…>>

Нонна, младшая реставраторша,  выпила немного вина и у неё неожиданно начался очень тяжёлый припадок. 

Игумен поговорил с ней, потом, вероятно, помолился за неё, и Нонна почувствовала облегчение.

<< Я [Вероника] вернулась к Эли.

Нонна затихла.

Мы стояли у перил, смотрели на небо, на монастырский двор. Лунный луч падал на купол храма. И черная крона сосны за ним бесшумно покачивалась, заслоняя и открывая звезды.

— Вам нравится отец Михаил?

— Очень… — помолчав, ответила она. — Мы ведь жили здесь все прошлое лето. Даже с тех пор они очень изменились: Венедикт стал более духовным, отец Михаил — хотя бы внешне — менее закрытым. Тогда они с нами вообще не разговаривали.

— А в церковь вы не ходите?

— Нет…

— Вы не верите в Бога?

Верю… Но мне пятьдесят два года, поздно менять жизнь.

— Почему? Куда мы можем опоздать? Помните притчу о работниках одиннадцатого часа? Хозяин виноградника всем воздает поровну — тем, кто работал с утра, и тем, кто пришел на закате.

— Я никогда не могла этого понять, — улыбнулась Эли. — Разве это справедливо?

— Это гораздо больше, чем справедливость — это милосердие. Справедливость воздает мерой за меру. Как в Ветхом завете: око за око, зуб за зуб. А в милосердии Божием все наше зло утопает, как горсть песка в океане.

— А добро?

— Добро тоже. Поэтому мы ничего не можем заработать, с утра мы приходим или к ночи. Не в воздаяние все дается, а даром, в дар… как Святые Дары, как сама жизнь.

<...>

—Но наши старцы и сейчас помогают нам своей благодатной молитвой.

— Поэтому вы и сказали, что здесь ничего плохого случиться не может?

— Я так верю.

Может быть, когда Нонне было плохо, отец Михаил тоже помолился у них на могилках? Потому что вскоре она уснула и спала всю ночь, а утром встала здоровой. С тех пор они вместе с Эли часто приходят к вечерне и стоят у раскрытой двери, не переступая порога, — обе в брюках, с непокрытыми головами, — но выстаивают до конца службы.

<...>

 У родника встретился реставратор Шалва. Его бритая голова обрастала черной щетинкой, и он этого стеснялся. Они с Гурамом вчера ходили искать меня на хутор и дальше, к заброшенной деревне, и я попросила прощения за эту тревогу.

Мне давно хотелось поговорить с вами о вере, — сказал Шалва.

— Боюсь, что мы не успеем. Да и почему со мной? О Боге лучше говорить с тем, кто отдает Ему себя целиком… Поговорите с игуменом.

Оказалось, они уже просидели однажды с отцом Михаилом на поляне до середины ночи. Потом игумен дал Шалве Катехизис, а Эли — книгу о мистическом значении литургии.

Я и заметила, что все они стали чаще бывать на службе: Гурам и Шалва стояли в храме, Эли и Нонна за порожком. Душа — «по природе своей христианка», она узнает Истину, стоит только подойти достаточно близко.>>

Творческие работники, с высшим образованием, даже доктор искусствоведения в наличии. Сами понимаете, сердца у них открыты добру и душа у них - христианка.


Ну а каковы люди воцерковлённые? Как они обрели истину, какими путями и откуда к ней пришли? Вопрос важный, но ответ на него давайте отложим до следующего раза.

(Продолжение следует)


Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

    Мариупольцы: "Лучше бы нас освободила Беларусь!"

    "Спасите от таджиков!" Город затопило нашествие. Местные уже задумываются - А что лучше? Раньше или сейчас? Мое отношение к Александру Григорьевичу - неоднозначное. Никогда не забуду, ка...

    Как воскрес Христос?

    Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович) Письмо 24. Одной благочестивой семье, на вопрос: «Как воскрес Христос?»Разве не довольно просто знать, что Он воскрес? Зачем ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Предвоенная Румыния. От православно-шовинистического фашизма к рафинированному нацизму

      Форсированная духовность не является противоядием от фашизма. Скорее уж наоборот....
      191

      Постмодерн

      ЧАДАЕВ, [30.03.2024 17:00]Забыл рассказать на сегодняшнем стриме одну историю, своеобразно перекликающуюся с темой Крокуса. Давным-давно, в седые годы, в одном богатом нефтяном городке на северах были выборы мэра. Основных кандидатов было двое: от партии власти — местный бандит с плохой репутацией, и от коммунистов. У коммуниста были все шансы выиграть,...
      1109

      Тревожное

      Пишет eugene_df (eugene_df)2024-03-30 11:20:00 Запись входит в топ 500 рейтингаКатегории:ОбществоРелигияДрузья. Соотечественники. Христиане и мусульмане. Представители иных конфессий.Я обращаюсь ко всем вам.Идет священный для мусульман месяц - Рамадан. Приближается один из самых главных праздников. Ураза Байрам.День завершения Рамадана. Завершения Поста, который был ...
      159

      Как жаль! Латентный белый голубь и латентная белая голубка неожиданно морально пали

      Логика Маркова, [29.03.2024 22:32]Мария Захарова очень правильно сказала о Макаревиче и Пугачевой, которые публично высказались, что не правильно публично скорбеть о жертвах теракта в Крокусе, но сами ранее многократно выражали свою скорбь публично по другим поводам. И это моральное падение Макаревича и Пугачёвой. Жаль. От себя добавлю, Макаревич и Пуга...
      202

      Гражданская война нового типа

      НЕЗЫГАРЬ, [29.03.2024 8:02]Роман Абрамович практически исчез из публичного пространства, начиная с декабря прошлого года, если не считать нескольких сообщений о перелетах его личного самолета по маршрутам Турция-ОАЭ-Карибы. Также не подтверждены его встречи в высших эшелонах власти в последние три месяца. Такой спад активности объясняют не только провал...
      1326

      Мозговитость в динамике

      Исследование: размер мозга человека постоянно растетСветлана МасловаВчера, 12:22 Ученые пришли к выводу, что за последние 90 лет у человека наблюдается непрерывный рост объема головного мозга. На это может влиять как генетика, так и факторы окружающей среды. Эти изменения, вероятно, будут способствовать профилактике возрастных заболеваний, таких как деме...
      258

      Хорошего человека и духовностью не испортишь

      Григорий Циденков24 мар в 21:02Пастор, депутат, коммунист, диверсант.Вилли Крёйт (Круйт) - Willy Kruyt.Окончил в 1910 году теологический факультет в Утрехте и там же был рукоположен в пасторы. В том же году вступил в голландскую Лигу христианских социалистов. Личной харизмой преобразовал Лигу в партию и во главе ее выиграл депутатский мандат в парламент Нидерландов в ...
      135

      Его университеты

      Митрополит Евлогий. Париж. 1920-е годы.Фотография Петра Шумоваhttps://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=720Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной: Париж. 1947.2-е издание в серии «Материалы по истории Церкви». М., 1994.ГЛАВА 2. ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ (1877-1882)Грамо...
      229

      Впечатления белгородцев

      Пострадавшее при обстреле жильё«Украинцам не сдаём»: почему в регионах отказывают белгородцам в съёме жилья?25 марта 2024, 12:56Фото: страница Вячеслава ГладковаУехавшие от обстрелов белгородцы столкнулись с проблемами при аренде жильяИз-за непрекращающихся атак ВСУ некоторые белгородцы приняли решение переехать в более безопасные регионы. Однако жители...
      178

      И небываемое бывает

      Colonelcassad, [27.03.2024 10:38]Сообщают, что начата процедура признания Пугачевой иностранным агентом. 2 года ждали чего-то...https://t.me/boris_rozhin/118145___________________Легко ему рассуждать... А я вот надеюсь, что густопсовая ультрапопса как художественное явление при этом не пострадает....
      848

      Горькие раздумья рядового офицера второй степени

      ...
      197

      Программный документ Госдепартамента США по Украине от 1948 года

      Два майора, [22.02.2024 19:13]Английская редакция Двух майоров (https://t.me/two_majors/19554) нашла программный документ Госдепартамента США по Украине от 1948 года (вот ссылка с официального сайта (https://www.foreignaffairs.com/sites/default/files/public_file/2023/1948%20Policy%20Planning%20Staff%20paper%20re%20Ukraine.pdf)) хранящийся на сайте Foreign Relations. У...
      158

      Из жизни новомучеников (конституционные язвы)

      Мученица Александра Булгакова<...>После того как в 1936 году была принята конституция и всех стали приглашать на выборы, она пошла вместе со всеми. По возращении домой у нее опухли ноги и открылись на ногах язвы; Александра связала начавшуюся болезнь с этим поступком и решила, что нет ей благословения избирать власть безбожников<...>https://...
      98

      Разрыв-война

      Нерусский РУССКИЙ, [27.03.2024 12:54]Не задумывались, почему призывной возраст на Украине ограничен 25-ю годами? И то, его в прошлом году снизили с 27-и. Что за приступ неудержимого гуманизма к молодому поколению в воюющей стране, где к поколениям постарше нет даже признаков соблюдения гражданских прав? Людей отлавливают где попало и в любом состоянии з...
      269

      Свет Православия в Казахстане

      Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религииЭнциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIи по благословению Патриарха Московского и всея Руси КириллаЕВФИМИЙГеоргиевич Круговых († 1924, Алма-Ата), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Росс...
      73
      Михаил Зарезин 26 марта 09:46

      Ударим Сонечкой Мармеладовой по нетрадиционному истолкованию традиционных шариатских ценностей!

      Три текста на одну и ту же тему. Первый текст мог бы показаться злой пародией, но нет, это было исторгнуто из недр сознания "на полном серьёзе". А в целом, мне кажется, хороший запас идей для размышлений и для дискуссии.Блокнот Пропагандиста, [24.03.2024 10:51]Если говорить о проблемах с доступностью выходцев из Средней Азии для вербовки террористами, н...
      2310

      Надо бы сделать выводы

      ТАСС, [25.03.2024 10:37]Группа "Пикник", которая должна была выступить в "Крокус сити холле" 22 марта, даст концерт 27 марта в БКЗ "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, сообщается в Telegram-канале концертной площадки.https://t.me/tass_agency/239744Ещё не собрали полностью "фрагменты тел" с первой попытки дать концерт, как неустрашимые музыканты решили повт...
      322

      Ответили аккуратно, но сильно?

      Colonelcassad, [25.03.2024 14:22]Украинские СМИ сообщают, что разрушенное трехэтажное здание в Киеве уничтоженное гиперзвуковой ракетой использовалось СБУ и там во время удара находились офицеры СБУ.https://t.me/boris_rozhin/117922Лев Вершинин, [25.03.2024 16:02]Две приятные, связанные между собой новости из Киева. Насчёт джентльмена могу подтвердить, н...
      405

      Радужный ящик Пандоры

      ТАСС, [25.03.2024 8:49]Западные чиновники опасаются террористических атак во время Олимпиады в Париже после трагедии в "Крокус сити холле", пишет газета The New York Times со ссылкой на источники.https://t.me/tass_agency/239727____________________Абсолютно уверен в том, что в эти трудные дни российские спортивные чиновники активнее сплотятся под нейтрал...
      131

      Марков уже впадает в общечеловеческие ценности

      Логика Маркова, [25.03.2024 10:41]Возвращение смертной казни. Аргументы против.1. Во всех странах бывают ошибки следователей и судей. И много людей ошибочно казнено по ошибке.2. Наказание пожизненным заключением для очень многих осуждённых считается более жёстким, чем смертная казнь.3. Убийца и террорист чаще всего умственно и морально недоразвитый по в...
      130
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика