• РЕГИСТРАЦИЯ

Взгляд на историю Псковской миссии, альтернативный патриотическому

2 922

 Братия Псково-Печерского монастыря с немцами


 Митрофанов Г., прот. Коллаборационизм или церковное возрождение? // Церковный вестник. №3(304), февраль, 2005.

 http://ricolor.org/history/pv/...

 Среди разнообразных тем, связанных с историей Второй мировой войны, положение Русской Православной Церкви на оккупированной территории многие десятилетия подвергалось в советской историографии либо лукавому умолчанию, либо недобросовестному пропагандистскому использованию. Однако за последнее десятилетие в отечественной науке появилось немало работ, в которых эта тема стала получать более объективное отображение. Тем большее недоумение вызывают сегодня книги, в которых стремление основательно и всесторонне исследовать проблемы Второй мировой войны сочетается с приверженностью мировоззренческим стереотипам коммунистической идеологии.

В прошлом году увидела свет книга Б.Н. Ковалева «Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941—1944» (М., «Транзиткнига»), в которой предпринимается попытка исследовать положение Русской Православной Церкви на оккупированной территории. К сожалению, этой работе в значительной степени присущ указанный — не только мировоззренческий, но и методологический — недостаток. В четвертой части книги, имеющей название «Формы и методы осуществления идеологической обработки населения», содержится глава, призванная показать «положение религии и церкви». Включение главы о церковной жизни на оккупированной территории в раздел, посвященный идеологической обработке населения, безусловно свидетельствует о том, что Церковь рассматривается автором в привычной для историка-марксиста парадигме восприятия религии лишь как составной части идеологической пропаганды господствующего — в данном случае, немецкого оккупационного — режима.

<...>

Из насчитывавшихся в 1914 году 67108 церквей и часовен действующими в 1941 году на территории СССР оставались около 350; из 64 правящих архиереев и 66140 членов приходского духовенства служение осуществляли 4 архиерея и не более 500 священнослужителей; около 1000 монастырей были закрыты, и монастырская жизнь была полностью ликвидирована; полному уничтожению подверглась также система духовного образования. По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ только с 1937 по 1941 год было репрессировано 175800 представителей православного духовенства, из которых расстреляно было 110700. Следует отметить, что наряду с православными священнослужителями, монахами и монахинями эти цифры включают в себя псаломщиков, послушников и послушниц, церковных старост, многих членов семей духовенства, а также представителей немногочисленного обновленческого духовенства. Это дает основание утверждать, что политика церковного геноцида обрушивалась не только духовенство, но и мирян.

<...>

Действительно, лишь в контексте антирелигиозной политики советского государства следует оценивать все, как положительные, так и отрицательные, стороны процесса возрождения церковной жизни на оккупированной территории. Характерными чертами этого процесса автор называет «стихийное массовое открытие церквей на оккупированных территориях, иногда с финансовой поддержкой со стороны военных властей, религиозный подъем среди широких слоев русского населения» (с. 436).

Рассмотрим в качестве примера религиозной жизни на оккупированной территории описание деятельности Псковской духовной миссии, которая, по всей вероятности, кажется самому Б.Н. Ковалеву наиболее типичным проявлением церковного коллаборационизма. «Создание и организация Православной миссии во многом связаны с инициативой православного духовенства из Прибалтики, в частности, с деятельностью экзарха Сергия. Последний в начале июля 1941 года вступил в переговоры с германским командованием, предложив отправить миссионеров “в большевистские области России”. К концу немецкой оккупации число священников на этой территории возросло до 175, а число приходов до 200... Хозяйственный отдел миссии включал в себя свечной завод, магазин церковных принадлежностей и иконописную мастерскую... Все подразделения хозяйственного отдела приносили среднемесячную прибыль до 4000 рейхсмарок. Она расходовалась на выплату жалования сотрудников, ремонт помещений и канцелярские расходы. Немалое количество средств тратилось на содержание двухгодичных богословских курсов в Вильнюсе. Там готовились священники для всех оккупированных областей СССР. Все воспитанники курсов проживали, питались и обучались бесплатно... Во Пскове, при церкви Дмитрия Солунского, в 1942 году стал действовать приют для сирот на 15 человек. В него принимались дети от 8 до 15 лет... Предполагалось, что приютские дети будут воспитываться как христианские миссионеры для религиозно-нравственной работы среди своих сверстников. Псковский священник Георгий Бенигсен по предложению псковского отдела пропаганды с сентября 1942 года стал заведовать отделом детских передач псковского радиоузла. В этих передачах принимали участие не только священники, но и воспитанники церковной школы. Что касается взрослых, то для них еженедельно выходил специальный “религиозный час”. По средам шли серии передач “Ученые и религия” и “Святые русской земли”. 1 октября 1942 года во Пскове при церкви Дмитрия Солунского открылись церковный детский сад и церковная школа. В первый принимались дети дошкольного возраста, во вторую школьники, закончившие четыре класса начальной школы... Не ограничиваясь одними проповедями, миссия предлагала настоятелям приходов проводить беседы в свободное время по заранее разработанной программе. С этой целью в сентябре 1942 года благочинным была разослана такая инструкция: “Согласно распоряжению владыки митрополита предписывается организовывать в благочинческих округах религиозные собеседования, особенно с молодежью и педагогами, чтобы привести ко Христу людей, которые в советских условиях ничего, кроме лжи о религии не слышали. Им надо дать радость и свет истинной веры” (с. 441— 449).

Характеристика церковной жизни на территории деятельности Псковской духовной миссии, представленная Б.Н. Ковалевым, не может не поразить любого читателя, знакомого с обстоятельствами деятельности Русской Православной Церкви в СССР. Ибо ни в довоенный, ни в послевоенный периоды советской истории Русская Православная Церковь не обладала в своей миссионерской, просветительской, социальной и даже богослужебной деятельности многими из тех возможностей, которые были предоставлены ей на оккупированной территории.

Менее чем за три года оккупации на занятой германской армией территории было открыто около 10000 приходов, тогда как на территории, не подвергавшейся оккупации за данный и последующий период вплоть до 1988 года было открыто не более 1000 православных приходов (еще около 4000 приходов было передано Русской Православной Церкви после ликвидации униатской церкви в Галиции и Закарпатье). При этом с 1949 по 1987 годы в СССР было ликвидировано около 8000 приходских храмов.

Б.Н. Ковалев справедливо отмечает случаи озвучивания в церковных проповедях и епископских посланиях на оккупированной территории некоторых лозунгов немецко-фашистской пропаганды, а также стремление германских спецслужб использовать православное духовенство в своей деятельности. Однако в еще большей степени духовенству, пытавшемуся легально существовать в условиях тоталитарного коммунистического режима, приходилось в своей проповеднической и церковно-политической деятельности озвучивать основные установки советской пропаганды. И вряд ли обличение православными священнослужителями «происков мирового империализма» может считаться более оправданным, чем выражение радости по поводу «поражений иудо-большевизма», четверть века действительно пытавшегося уничтожить церковную жизнь на русской земле... Точно так же попытки немецкой СД поставить под контроль деятельность православного духовенства на оккупированной территории не могут идти ни в какое сравнение с функционировавшей в течение десятилетий под руководством НКВД-МГБ-КГБ системой тотального контроля над всеми проявлениями церковной жизни в СССР.

<...>

Однако, посвятив целую главу своей книги подробному описанию церковной жизни на оккупированной территории, автор, по существу, отождествил деятельность православного духовенства по возрождению Русской Православной Церкви с деятельностью изменников Родины, содействующих «агрессору в ущерб своей Родине и народу». Этот исторически сомнительный и нравственно неприемлемый вывод может иметь свое основание лишь в вынесенных из коммунистического периода идеологических стереотипах, которые постоянно мешают постсоветским историкам воссоздавать реальную картину недавнего прошлого. Одним из проявлений этих стереотипов является убеждение, что любая — даже направленная на уничтожение церковной жизни в России — политика богоборческого, но почему-то «родного» коммунистического режима должна вызывать у русского человека меньшее отрицание, чем реально облегчавшие положение Русской Православной Церкви стороны политики куда более религиозно терпимого, но «чужого» немецко-фашистского оккупационного режима.

Б.Н. Ковалев цитирует безусловно верный вывод западных исследователей В.Алексеева и Ф.Ставру о том, что «германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной Церкви, чем советский коммунизм». Однако он даже не пытается ответить на вопрос: почему же русские коммунисты в своей религиозной политике проявляли себя большими ненавистниками Русской Православной Церкви, чем немецкие национал-социалисты? При этом Б.Н. Ковалев нарочито воздерживается от самого естественного и вместе с тем наиболее значимого вывода о причинах феномена церковного возрождения на оккупированной территории СССР. А между тем возрождение церковной жизни стало возможным отнюдь не потому, что политика оккупационного режима была направлена на восстановление основополагающих духовно-исторических начал жизни русского народа, и, конечно же, не потому, что русское православное духовенство пошло по пути «измены Родине».

Главной причиной русского церковного возрождения периода второй мировой войны явилось то обстоятельство, что в условиях даже кратковременного исчезновения богоборческого коммунистического режима русский народ, насильственно лишавшийся возможности исповедовать веру своих предков проявил поразительную готовность вновь обратиться к этой вере, а прошедшие через невиданные в русской истории гонения и оставшиеся в живых немногочисленные православные пастыри в тяжелейших условиях немецко-фашистской оккупации смогли взять на себя подвижническое бремя нового Крещения Руси.

http://ricolor.org/history/pv/...

***************************************

Статистика недурственна. Получается, что в 1937-1941 годах в СССР расстреляли священников намного больше, чем их было всего в 1914 году (при весьма существенном сокращении численности священников к 1.01.1937 года). По нескольку раз расстреливали? Или Митрофанов и митрофановцы полагают, что вместе со священниками расстреливали и их семьи? Подобных примеров  и в житиях-то не приводится.

Ну и ударные пассажи просто хочется повторить.

<<И вряд ли обличение православными священнослужителями «происков мирового империализма» может считаться более оправданным, чем выражение радости по поводу «поражений иудо-большевизма», четверть века действительно пытавшегося уничтожить церковную жизнь на русской земле...>>

Это Митрофанов Псковскую миссию защищает от наветов и напраслины!

<<Одним из проявлений этих стереотипов является убеждение, что любая — даже направленная на уничтожение церковной жизни в России — политика богоборческого, но почему-то «родного» коммунистического режима должна вызывать у русского человека меньшее отрицание, чем реально облегчавшие положение Русской Православной Церкви стороны политики куда более религиозно терпимого, но «чужого» немецко-фашистского оккупационного режима.>>

А это уже развёрнутая самохарактеристика автора. Дескать,полюбуйтесь, какой я подонок, полюбите меня коричневеньким!

**********************************

На Митрофанове давно клейма ставить некуда. Но зачем и почему этого оригинала и плюралиста терпят в Церкви? Вот загадка.

Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.

    Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

    Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

    Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Предвоенная Румыния. От православно-шовинистического фашизма к рафинированному нацизму

      Форсированная духовность не является противоядием от фашизма. Скорее уж наоборот....
      191

      Постмодерн

      ЧАДАЕВ, [30.03.2024 17:00]Забыл рассказать на сегодняшнем стриме одну историю, своеобразно перекликающуюся с темой Крокуса. Давным-давно, в седые годы, в одном богатом нефтяном городке на северах были выборы мэра. Основных кандидатов было двое: от партии власти — местный бандит с плохой репутацией, и от коммунистов. У коммуниста были все шансы выиграть,...
      1108

      Тревожное

      Пишет eugene_df (eugene_df)2024-03-30 11:20:00 Запись входит в топ 500 рейтингаКатегории:ОбществоРелигияДрузья. Соотечественники. Христиане и мусульмане. Представители иных конфессий.Я обращаюсь ко всем вам.Идет священный для мусульман месяц - Рамадан. Приближается один из самых главных праздников. Ураза Байрам.День завершения Рамадана. Завершения Поста, который был ...
      159

      Как жаль! Латентный белый голубь и латентная белая голубка неожиданно морально пали

      Логика Маркова, [29.03.2024 22:32]Мария Захарова очень правильно сказала о Макаревиче и Пугачевой, которые публично высказались, что не правильно публично скорбеть о жертвах теракта в Крокусе, но сами ранее многократно выражали свою скорбь публично по другим поводам. И это моральное падение Макаревича и Пугачёвой. Жаль. От себя добавлю, Макаревич и Пуга...
      202

      Гражданская война нового типа

      НЕЗЫГАРЬ, [29.03.2024 8:02]Роман Абрамович практически исчез из публичного пространства, начиная с декабря прошлого года, если не считать нескольких сообщений о перелетах его личного самолета по маршрутам Турция-ОАЭ-Карибы. Также не подтверждены его встречи в высших эшелонах власти в последние три месяца. Такой спад активности объясняют не только провал...
      1325

      Мозговитость в динамике

      Исследование: размер мозга человека постоянно растетСветлана МасловаВчера, 12:22 Ученые пришли к выводу, что за последние 90 лет у человека наблюдается непрерывный рост объема головного мозга. На это может влиять как генетика, так и факторы окружающей среды. Эти изменения, вероятно, будут способствовать профилактике возрастных заболеваний, таких как деме...
      258

      Хорошего человека и духовностью не испортишь

      Григорий Циденков24 мар в 21:02Пастор, депутат, коммунист, диверсант.Вилли Крёйт (Круйт) - Willy Kruyt.Окончил в 1910 году теологический факультет в Утрехте и там же был рукоположен в пасторы. В том же году вступил в голландскую Лигу христианских социалистов. Личной харизмой преобразовал Лигу в партию и во главе ее выиграл депутатский мандат в парламент Нидерландов в ...
      133

      Его университеты

      Митрополит Евлогий. Париж. 1920-е годы.Фотография Петра Шумоваhttps://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=720Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной: Париж. 1947.2-е издание в серии «Материалы по истории Церкви». М., 1994.ГЛАВА 2. ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ (1877-1882)Грамо...
      227

      Впечатления белгородцев

      Пострадавшее при обстреле жильё«Украинцам не сдаём»: почему в регионах отказывают белгородцам в съёме жилья?25 марта 2024, 12:56Фото: страница Вячеслава ГладковаУехавшие от обстрелов белгородцы столкнулись с проблемами при аренде жильяИз-за непрекращающихся атак ВСУ некоторые белгородцы приняли решение переехать в более безопасные регионы. Однако жители...
      178

      И небываемое бывает

      Colonelcassad, [27.03.2024 10:38]Сообщают, что начата процедура признания Пугачевой иностранным агентом. 2 года ждали чего-то...https://t.me/boris_rozhin/118145___________________Легко ему рассуждать... А я вот надеюсь, что густопсовая ультрапопса как художественное явление при этом не пострадает....
      847

      Горькие раздумья рядового офицера второй степени

      ...
      197

      Программный документ Госдепартамента США по Украине от 1948 года

      Два майора, [22.02.2024 19:13]Английская редакция Двух майоров (https://t.me/two_majors/19554) нашла программный документ Госдепартамента США по Украине от 1948 года (вот ссылка с официального сайта (https://www.foreignaffairs.com/sites/default/files/public_file/2023/1948%20Policy%20Planning%20Staff%20paper%20re%20Ukraine.pdf)) хранящийся на сайте Foreign Relations. У...
      158

      Из жизни новомучеников (конституционные язвы)

      Мученица Александра Булгакова<...>После того как в 1936 году была принята конституция и всех стали приглашать на выборы, она пошла вместе со всеми. По возращении домой у нее опухли ноги и открылись на ногах язвы; Александра связала начавшуюся болезнь с этим поступком и решила, что нет ей благословения избирать власть безбожников<...>https://...
      97

      Разрыв-война

      Нерусский РУССКИЙ, [27.03.2024 12:54]Не задумывались, почему призывной возраст на Украине ограничен 25-ю годами? И то, его в прошлом году снизили с 27-и. Что за приступ неудержимого гуманизма к молодому поколению в воюющей стране, где к поколениям постарше нет даже признаков соблюдения гражданских прав? Людей отлавливают где попало и в любом состоянии з...
      269

      Свет Православия в Казахстане

      Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религииЭнциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIи по благословению Патриарха Московского и всея Руси КириллаЕВФИМИЙГеоргиевич Круговых († 1924, Алма-Ата), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Росс...
      73
      Михаил Зарезин 26 марта 09:46

      Ударим Сонечкой Мармеладовой по нетрадиционному истолкованию традиционных шариатских ценностей!

      Три текста на одну и ту же тему. Первый текст мог бы показаться злой пародией, но нет, это было исторгнуто из недр сознания "на полном серьёзе". А в целом, мне кажется, хороший запас идей для размышлений и для дискуссии.Блокнот Пропагандиста, [24.03.2024 10:51]Если говорить о проблемах с доступностью выходцев из Средней Азии для вербовки террористами, н...
      2309

      Надо бы сделать выводы

      ТАСС, [25.03.2024 10:37]Группа "Пикник", которая должна была выступить в "Крокус сити холле" 22 марта, даст концерт 27 марта в БКЗ "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, сообщается в Telegram-канале концертной площадки.https://t.me/tass_agency/239744Ещё не собрали полностью "фрагменты тел" с первой попытки дать концерт, как неустрашимые музыканты решили повт...
      321

      Ответили аккуратно, но сильно?

      Colonelcassad, [25.03.2024 14:22]Украинские СМИ сообщают, что разрушенное трехэтажное здание в Киеве уничтоженное гиперзвуковой ракетой использовалось СБУ и там во время удара находились офицеры СБУ.https://t.me/boris_rozhin/117922Лев Вершинин, [25.03.2024 16:02]Две приятные, связанные между собой новости из Киева. Насчёт джентльмена могу подтвердить, н...
      405

      Радужный ящик Пандоры

      ТАСС, [25.03.2024 8:49]Западные чиновники опасаются террористических атак во время Олимпиады в Париже после трагедии в "Крокус сити холле", пишет газета The New York Times со ссылкой на источники.https://t.me/tass_agency/239727____________________Абсолютно уверен в том, что в эти трудные дни российские спортивные чиновники активнее сплотятся под нейтрал...
      131

      Марков уже впадает в общечеловеческие ценности

      Логика Маркова, [25.03.2024 10:41]Возвращение смертной казни. Аргументы против.1. Во всех странах бывают ошибки следователей и судей. И много людей ошибочно казнено по ошибке.2. Наказание пожизненным заключением для очень многих осуждённых считается более жёстким, чем смертная казнь.3. Убийца и террорист чаще всего умственно и морально недоразвитый по в...
      130
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика