Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают. Спиноза
Четыре самые большие иллюзии активно воздействуют на нас, заставляя страдать. Причем действуют исподволь, бессознательно. Чтобы скорректировать их действие, придётся поработать над ними, одного логического усилия, принятия на уровне мысли, недостаточно. Иллюзии плотно вшиты в наше подсознание и продолжают работать, приводя нас в состояние фрустрации, загоняя в чувство вины, отчаяния, страха. Как же они действуют? Рассмотрим каждую из них.
ПЕРВАЯ ИЛЛЮЗИЯ- ИЛЛЮЗИЯ БЕССМЕРТИЯ
Мы, как люди разумные, понимаем, что мы когда-нибудь умрём. Иллюзия о собственном бессмертии проявляется тем, что мы не думаем о смерти. Мы с трудом принимаем смертность как таковую. Да, мы смертны, однако, думать об этом тяжело. Мы строим свою жизнь исходя из бессознательной установки о том, что наша жизнь будет длиться и длиться. Эта иллюзия, с одной стороны, позволяет нам строить планы, надеяться на изменения к лучшему, с другой стороны - не позволяет нам сосредоточиться на текущем моменте, мешает выстраивать свою жизнь и наслаждаться ей сполна здесь и сейчас. Мы переносим свои радости и счастье на будущее, на "чуть попозже", на потом. Мы не хотим составлять завещание, оформлять страховку на случай смерти, потому, что нам не хочется прикасаться к этой теме. Она болезненная, "лучше этого не касаться".
Мы очень тяжело переживаем смерть близких. Этого не изменить, однако в горевании часто есть и дополнительная, утяжеляющая наши переживания часть - невозможность принять смерть как таковую: "Как, как это могло произойти?" спрашиваем мы себя раз за разом, приходя в отчаяние. Хотя логика, если мы обратимся к ней, ответит нам: "Это происходит каждую секунду на Земле, поэтому и могло произойти". Но мы не можем опереться на логику, весь наш ужас и наше непонимание в такие моменты не могут исчезнуть, испариться под действием голоса разума. Так работает эта иллюзия.
Что с этим делать? "Memento mori" - "Помни о смерти", старая как мир истина. Принятие нашей и, вообще, человеческой смертности, не приходит одномоментно. Оно приходит с переживанием и прохождением через опыт потери близких. Через свои размышления в тишине и одиночестве о том, что когда-нибудь это обязательно произойдёт. Через слёзы и горевание об уже случившихся потерях. Через тяжелые мысли о том, что это может случиться очень скоро, и через нахождение в себе сил надеяться на лучшее, но по-возможности, подготовившись к этому сейчас. Постепенное, аккуратное и бережное по отношению к себе прикосновении к этой теме позволит как-то начать смиряться с этой стороной нашей жизни. И я уверена, что пройти через принятие смертности можно только очень глубоко оставшись наедине с собой, находя на это время и место (побыть одному, отрешиться от дел и забот), задавая себе очень тяжелые вопросы о том, что есть у меня сейчас и что я чувствую, когда думаю о том, что всё может вдруг закончиться.
Прекращение сильного, токсического действия этой иллюзии проявляется тем, что человек больше начинает ценить жизнь в мелочах, вот это его "здесь и сейчас", конкретные, самые простые, на уровне быта возможности быть, видеть, слышать, ощущать, отдавать и принимать. Дождь за окном, кот, близкий человек, друг или подруга, кино, природа, ещё один день со всеми его "хорошим" и "плохим", ты сам. Также прекращение действия этой иллюзии связано с тем, что человек спокойно думает о смерти и с учётом её, не отмахиваясь, может строить свою жизнь на практическом уровне: покупать страховки, которые помогут его близким, если с ним самим что-то случится, оставить завещание, написать письмо о любви к тем, кто тебе дорог на случай собственной смерти.
Недавно один молодой человек рассказал мне о своём непростом опыте, историю жизни. Я её как-нибудь расскажу. В частности, он сказал мне: "До того, как я увидел столько смертей, я был просто идиотом, мне ничего не хотелось, я ни о чем не задумывался, был беззаботным подростком. А потом, ты знаешь, я стал совсем другим, понял, что надо жить, и что жить - это хорошо". Для меня это как раз один из примеров того, как перестаёт работать иллюзия о бессмертии.
ВТОРАЯ ИЛЛЮЗИЯ- СОБСТВЕННОГО ВСЕМОГУЩЕСТВА
Может показаться, что это что-то свойственное людям, для которых характерны нарциссические заблуждения в своей избранности, жажда власти, стремление к высшим иерархическим ступеням. Всё это не так. Иллюзия о своём всемогуществе может проявляться и у людей, совершенно не отвечающим описанным признакам, да что там, её действие знакомо почти каждому из нас.
Иллюзия о собственном всемогуществе - это невозможность психологически принять то, что не зависит от нас. Это гнев, боль, раздражение и обида на то, что не относится к нам напрямую. Это желание отмотать время назад и всё исправить, изменить, переписать. Это постоянно прокручивающийся в голове вопрос "Что же мне делать?" или фраза "Я должен что-то сделать" в ситуации, когда очевидно - ваши действия ничего не изменят. Не изменят уже произошедших событий, не остановят действие или решение другого человека, не вернут ушедшего к другой/другому любимого, не воскресят умерших, не изменят характер ребёнка под ваши представления о том, каким он должен быть, не заставят полюбить того, кто не любит, не отменят окончательный тяжелый диагноз.
Это также зашкаливающее чувство вины и мысли о том, что вы что-то не смогли, не успели сделать. Это отчаяние от того, что вы оказались не там, не знали, не могли помочь, а в итоге случилась трагедия, беда или потеря. Это и отчаяние в ситуации, когда от вашего участия отказываются, вас "не пускают" помочь, но вы не можете позволить себе остаться в стороне, и участвуете мысленно, в своих фантазиях, или предпринимаете попытки в реальной жизни, которые натыкаются только на отвержение, гнев, презрение. Это и невозможность, "не разрешение" себе просить помощи у других. Это чувство вины за то, что вы однажды сложили руки, перестали бороться, проявили слабость. И, конечно, это невозможность принять другого таким, какой он есть и попытки изменить и переделать другого человека.
Эта иллюзия формируется в нас через рассказы и сказки с основным посылом - "Никогда не сдавайся", в нашей культуре поддерживаются мифы о том, что только победители и герои достойны положительного отношения. Также данная иллюзия зарождается через родительские установки о том, что "Если бы захотел - смог бы разобраться", через осуждающее "Ну ты и слабак!", через недоумение "Чем ты думал, идиот?", через сравнения: "А Маша - молодец, она смогла, не то, что ты" и многие-многие другие. Быть слабым и беззащитным - стыдно. Не успеть и не победить - достойно презрения. Сделать ошибку - значит разочаровать.
Токсическое (отравляющее жизнь) действие данной иллюзии может быть снижено через приобретение навыка переживания бессилия. Бессилие - не значит слабость, хотя и слабым чувствовать себя многие себе запрещают, подавляя какую-то свою часть - бессилие и чувство собственной слабости часто рядом, но они не тождественны. Бессилие - это принятие того, что иногда вы не можете влиять на происходящие события, и это нормально. Такова жизнь. Переживание чувства бессилия - это возможность прощать себя, свои ошибки, свои "сделал не так", "не успел", "повёл себя как идиот", "была не такой, как надо". Принятие достигается через эмоциональное и даже физическое (когда со временем напряжение тела снизится или уйдёт) и мысли примерно такого рода: "Я не смог этого изменить. Это так. Я в этой ситуации бессилен, уже всё произошло". Через оплакивание своих надежд и чаяний. Через принятие того, что бессилие - это не тотальная слабость себя, как личности, человека. Что-то уже произошло, просто было, случилось, уже есть. Но жизнь идёт, длится, происходят другие события, и вы будете сильны в чем-то, а в чем-то можете быть слабыми, беззащитными, бессильными. Это реальность.
Когда есть возможность принять свои бессилие и слабость, появится энергия и на то, чтобы найти свои ресурсы. Вы перестаёте контролировать всех и вся. Вы прощаете себя. Вы легче прощаете других. Вы принимаете события без отчаяния, какими бы они не были трудными. Вам становится не нужным доказывать кому-то что-то в своей голове через бесконечные монологи, диалоги и фантазирование.
Как принять? Рекомендация для тех, кто чувствует в себе силы справиться, точнее, надежду справиться. Остальным лучше сходить к психологу и попросить в этом процессе поддержки. Остаться в безопасном месте, встречаться с этим чувством, мысленно погружаться в эту болезненную ситуацию, в которой вы до сих пор сражаетесь, боретесь, доказываете что-то кому-то, переписываете историю - плакать, если просятся слёзы, рыдать, реветь, или очень-очень глубоко печалиться, проговаривая "Я ничего не изменю. Тут я бессилен/бессильна. Я прощаю себя, я просто человек. И я не всесилен. И я живу дальше, я хочу жить, я буду". Если при этом чувства будут зашкаливать и доходить до отчаяния - держитесь за эту фразу, как за спасательный круг, повторяйте себе это снова и снова, лучше вслух. Если не получается - вы избегаете мыслей о вашей "болящей" ситуации, или они привычным ходом опять идут по кругу, или страх очень и очень силен, то сходите к психологу и расскажите, какая у вас есть задача, и что вам нужна в её решении поддержка. Вы почувствуете, когда это пройдёт. Освобождение от данной иллюзии похоже на освобождение от очень тяжелого груза, на мешок с камнями на ваших плечах, который вы несли, но не знали об этом, а потом сняли. Станет легче.
ТРЕТЬЯ ИЛЛЮЗИЯ- СВОБОДА ВОЛИ
Иллюзия свободы воли — одна из важнейших неразрешенных проблем философии со времен античности. Принимаем ли мы решения сознательно, или, возможно, наш выбор осуществляется без участия сознания задолго до того, как мы его осознаем? Иммануил Кант включил проблему свободы воли в число своих антиномий — вопросов, ответы на которые лежат за гранью возможного познания. Но ученые не боятся сложных задач, в которых не преуспели философы. Изучению свободы воли посвящены сотни экспериментальных работ психологов и нейрофизиологов, и, похоже, ответ найден: причиной наших поступков не является сознательный выбор.
Одним из ведущих специалистов в данной области является профессор психологии Гарвардского университета Даниэл Вегнер, который обобщил имеющиеся экспериментальные данные в монографии «Иллюзия сознательной воли». Как следует из названия труда, Вегнер приходит к выводу, что свобода воли — иллюзия. Свобода воли не является причиной наших действий, но сопутствует им так же, как сигнал разряженного аккумулятора на экране мобильного телефона сопутствует разрядке аккумулятора, но не является причиной разрядки. Это лишь ощущение, которое позволяет отличить действие, выполненное нами, от процессов, не зависящих от нас.
Когда мы совершаем желаемый поступок, нам свойственно трактовать это как проявление свободы воли. Однако иногда люди совершают поступок, а чувства реализованной свободы воли не испытывают. Вегнер, Карпентер и ряд других психологов интересовались необычным эффектом, происходящим во время спиритических сеансов. Группа людей кладет руки на круглый стол, который может вращаться. Участники сеанса верят, что стол начнет вращаться по воле призванного ими духа. Нередко стол действительно приходит в движение, а все до единого участника группы готовы покляcться, что они не причастны к этому вращению. Когда на стол кладут Библию, вращение к всеобщему шоку останавливается.
Проверить причастность духов к вращению стола можно по характеру отпечатков пальцев, оставляемых участниками спиритического сеанса на пыльной столешнице. Одно дело, когда пальцы пассивно сопротивляются вращающемуся столу, и совсем другое, когда они активно раскручивают стол. Направление штрихов будет разным. Наблюдения показали, что люди, а не духи раскручивают стол. Но люди не ощущали свободы воли и потому испытывали иллюзию, что стол вращает кто-то другой. Другой тип спиритических сеансов использует картонную доску, на которой изображены слова или буквы. Например, слова «да» и «нет». Группа людей берется за диск и держит его над доской. Они задают вопросы призванному духу, и тот подводит диск к одному из ответов. При этом ответы получаются логичными, например, на вопрос «ты жив?» дух стабильно отвечает «нет». Как и в предыдущем примере, люди убеждены, что не вызывают движения. Однако если участникам завязать глаза и в тайне от них развернуть доску, ответы «духов» перестают быть логичными, то есть ответы выбирают люди, а не духи, хотя сами того и не осознают. Таких примеров, называемых автоматизмами, существует очень много.
Но верно и обратное: мы нередко ощущаем свободу воли в действиях, которые не совершали. Например, в ряде экспериментов, описанных Вегнером, люди признавали свою вину за нажатие «неправильной» клавиши компьютера, которую они не нажимали. Для этого достаточно предоставить ложного свидетеля ошибки, а характер ошибки должен быть таким, чтобы ее совершение казалось правдоподобным. В ряде случаев человек не только испытывает чувство вины за несовершенный им поступок, но и «припоминает» детали своего нарушения. Вегнер приводит пример из собственной жизни, когда он сел играть в компьютерную игру и только спустя некоторое время увлеченного нажатия клавиш осознал, что не управляет игрой, а смотрит заставку к ней.
Серьезные нарушения ощущения свободы воли могут встречаться у пациентов с расстройствами мозга. Например, описаны клинические случаи, когда люди ощущают, что они управляют движением солнца по небосклону или машинами на дорогах. Они считают, что их воля является причиной этих движений. С другой стороны, существует люди, больные синдромом «чужой руки», которые уверены, что их рука живет своей жизнью, не подчиняется их воле. Для стороннего наблюдателя все движения руки выглядят как осознанные: рука может совершать сложные действия, например, застегивать рубашку. Но хозяин убежден, что рукой управляет кто-то другой. Некоторые люди верят, что ими управляют «из космоса», вовсе не ощущают своей воли за совершаемыми поступками.
Таким образом, свобода воли — это ощущение, которое не всегда соответствует реальности. Мы точно знаем, что свобода воли может быть иллюзией и вправе спросить: не может ли любое ощущение свободы воли быть иллюзией? Когда мы начинаем произносить длинный монолог, мы не продумываем его от начала и до конца, но каждое слово становится на свое место и укладывается в изящную связанную картину, словно мы знали весь монолог с самого начала. Нашему сознанию еще не известно, что мы скажем дальше, но почему-то это не мешает нам излагать свои мысли. Не странно ли это?
Впрочем, аргументы не ограничиваются философскими размышлениями. Ряд научных исследований свидетельствует в пользу того, что осознаваемая нами «свободная воля» не является причиной наших действий. Физиолог Бенджамин Либет обнаружил в мозге так называемый «потенциал готовности», возбуждение в определенной зоне мозга, которое возникает за сотни миллисекунд до того, как человек примет сознательное решение к действию. В эксперименте людям предлагали нажимать на кнопку в произвольный момент времени, когда они этого захотят. При этом от участников требовалось отметить момент, в который ими было принято сознательное решение нажать на кнопку. Удивительным было то, что экспериментаторы, измеряя потенциал готовности, могли предугадать момент нажатия кнопки за сотни миллисекунд до того, как испытуемый осознавал, что он решил нажать на кнопку. Хронология складывалась такая: сначала ученые видели скачок потенциала готовности на измерительных приборах, затем человек осознавал, что хочет нажать на кнопку, а после этого происходило само нажатие кнопки.
Изначально многие ученые отнеслись к этим опытам со скептицизмом. Было предположено, что такая задержка может быть связана с нарушением внимания испытуемых. Однако последующие опыты, проведенные Хаггардом и другими исследователями, показали, что хотя внимание влияет на описанные задержки, основной эффект воспроизводится: потенциал готовности сигнализирует о воле человека нажать на кнопку до того, как человек испытывает эту волю. В 1999 году опыты нейрофизиологов Патрика Хаггарда и Мартина Эймера показали, что если человеку предоставить выбор между двумя кнопками, измеряя аналогичные потенциалы готовности, можно предугадать, какую кнопку выберет человек до того, как он осознает свой выбор.
В 2004 году группа нейрофизиологов опубликовала в авторитетном научном журнале Nature Neuroscience статью о том, что люди с определенными повреждениями участка коры головного мозга, называемого париетальным, не могут сказать, когда они решили начать движение, хотя и могут указать момент начала движения. Исследователи предположили, что этот участок мозга отвечает за создание модели последующего движения. В 2008 году другая группа ученых попыталась воспроизвести опыты с нажатием кнопок с использованием более современной технологии — функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). МРТ позволяет исследовать изменение активности различных участков мозга, наблюдая за изменением тока крови (наиболее активные участки мозга требуют больше кислорода). Испытуемых сажали перед экраном, на котором менялись буквы. Испытуемый должен был запоминать, при появлении какой буквы они совершали выбор между двумя кнопками. Ученые пытались определить, возбуждение каких участков мозга содержит наибольшую информацию о том, какой выбор совершит человек: нажмет он на левую или на правую кнопку.
С учетом всех статистических поправок активность мозга в упомянутой выше париетальной коре головного мозга (и еще нескольких участках) позволяла предугадывать выбор человека до того, как он его осознавал. В ряде условий прогноз удавалось осуществлять за 10 секунд до момента принятия осознанного решения испытуемым! Нейрофизиолог Джон-Дилан Хейнс и коллеги, участвовавшие в этом исследовании, пришли к выводу, что сеть управляющих участков мозга, ответственных за принятие решений, начинает формироваться задолго до того, как мы начинаем об этом подозревать. Эта работа была также опубликована в журнале Nature Neuroscience.
Известны исследования Роджера Сперри, объектом которых были люди, пережившие операцию по разделению полушарий мозга. За эти исследования в 1981 году он был удостоен Нобелевской премии. Сперри показал, что у людей с перерезанным мозолистым телом (перемычкой, соединяющей левое и правое полушария мозга) возникают две независимые личности — одна в левом, другая в правом полушарии. К вопросу о свободе воли это имеет прямое приложение: удивительный факт, что две личности такого человека не конфликтуют и даже не осознают существование друг друга. Полушария разделили, но для них как будто ничего не изменилось!
Создается впечатление, что любое действие, совершаемое нашим телом, трактуется сознанием (сознаниями?) как результат проявления его свободы воли, даже если оно таковым не было. Представьте себе двух человек, живущих в одной комнате, но не знающих о соседе. Всякий раз, когда открывается форточка, каждый из них убежден, что именно он ее открыл.
Убеждение, что мы можем свободно и сознательно выбирать наши поступки, является фундаментальным для нашей картины мира. Однако эта точка зрения не согласуется с последними экспериментальными данными, которые указывают, что наше субъективное восприятие свободы не более чем иллюзия, что наши поступки определяются процессами в нашем мозге, скрытыми от нашего сознания и происходящими задолго до появления ощущения принятого решения.
Разберём на примере. Перед нами задача- выбрать один предмет из двух и более.
Например, на столе лежат кубики, шарики, пирамидки. Нам необходимо выбрать из этого числа предметов кубики. Мы знаем, как выглядит куб, и поэтому легко это сделаем по признакам предмета. Это именно тот выбор и его правильное понятие.
Далее рассмотрим пример, где, по мнению А. Дэндры, понятие выбора ошибочно и выбора у человека нет. Пример. Есть две возможности провести время: пойти на футбол или в кинотеатр. И здесь как обычно мы употребляем слово «выбор». Что выбрать? В данном случае это именно ошибочно понятие «выбора». Далее следует доказательство.
Что делает человек в этом случае? Он начинает взвешивать все за (+) или против (-) смотря в себя: на свое самочувствие (усталость, настроение, например), свое предпочтение (любит он спорт или искусство) – то есть он получает множество плюсов или минусов. Плюсов больше за футбол, значит, идет на футбол.
Множество факторов выдают плюсы или минусы: погода, настроение, хорошая компания, финансовое положение и т.д. Можно сказать, что человек выбирал плюсы и минусы из себя, а затем подсчитал их количество, сравнил и определился. Может это и подразумевается, когда говорят о выборе, но… парадокс заключается в следующем…
Каждый человек – это набор данных (мужчина он или женщина, талантов, способностей, черт характера, гены и т.д.). Когда человек растет он проявляет свои данные способности. Предпочитает одно другому. Формирует характер. Приобретает какие-то навыки, профессию. То есть формируется как личность. Но каждая личность ограничена именно этим набором проявившихся данных – то есть они нашли свое отражение в мире, а человек определился их обладателем.
Мы не будем брать будущее или прошлое этого человека, мы – остановимся на настоящем. То есть конкретная ситуация – футбол или кино? Надо определиться сейчас же. Ваш «выбор» какой? То есть это всегда - НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ и конкретная ситуация.
Кино. Почему? Я устал после рабочего дня. Я не люблю футбол. Мне нравится кино. Мне нравится такой отдых. Я спокойный и не люблю таких мероприятий. И т.д. Имеем, в момент определения между футболом и кино, я имел уже определенный набор себя как личности, знаний, опыта и исходил из этого. Так мог я выбрать что-то другое, если этот набор соответствовал только определению в сторону футбола? Нет.
Пояснения… Моя личность на тот период была ограничена собой. И так во всем, с чем приходится сталкиваться ЧЕЛОВЕКУ. Тут и возникает прошлое. Прошлое мы можем изменить? Здесь уже все согласятся - НЕТ. Но тогда в прошлом моя личность исходила из своих данных, знаний о мире, опыте и развития и т.д. - на тот период и в этом она была ОГРАНИЧЕНА.
Расширим доказательство. В процессе роста, человек вначале, как слепой котенок сталкивается с действительность, тыкается носом и получает, таким образом, представление о мире и о себе как о личности – это мы назовем опытом. Он набирает плюсы или минусы из различных столкновений с жизнью. Далее, захотел чего-то - попробовал, получается. (в эту сторону плюс – есть способности.) Захотел этого, попробовал, не получается. (в эту сторону минус – нет способности.) И т.д.
То есть опять же наблюдаем, что не свое взять невозможно. Часто говорят о силе воли. Силой воли можно себя заставить развить определенные способности (возможно), но силой воли взять эти способности откуда? Из себя? Было бы желание, а желание часто показатель возможности развить это. Но часто бывает: нет желания, интереса, не видит человек смысла для себя в этом и тут даже сила воли не при чем.
И вроде бы – да! каждый может писать стихи, рисовать, музицировать, торговать и т.д., и пробует, но поэтами, художниками, музыкантами, коммерсантами, - становятся не все. Почему? Ответ: отсутствие возможности выбирать. Но множество других вариантов: инженер, водитель, рабочий, где какие-то данные человеку способности - всё же используются, применяются и т.д.
Ограничители: потребность в пище, пол (мужчина ты или женщина), здоровье, черты характера, способности, возможности, знания, погодные условия, настроение, предпочтения, образование - да множество всего… и приложи это к данной конкретной ситуации, и ты получишь результат. Я не могу стать тобой, в этом ограничен. Мы родились не по своей воле. То есть ты данность.
А что такое конкретная ситуация? Это возможность. Рассмотрим. Жизнь- это энергия. Человек – СГУСТОК ЭНЕРГИИ и все что его окружающее – ЭТО ОДНА ОГРОМНАЯ ЭНЕРГИЯ, пусть то живая или не живая материя. (Это другая тема, но она тесно связана с данной и необходима - для дополнения оной.) Так возможность это некий туннель - потребитель энергии ИЛИ ВЫХОД энергии. Человек СВОЮ ЭНЕРГИЮ направляет в поток или получает из потока энергию, ТО ЕСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОТРЕБНОСТИ. Как, например, работа, она требует энергии, способности человека что-то делать. Если у меня нет - способности выполнять определенную работу, то это не моя работа.
Социальные условия, в которых находится человек, одним из вариантов самосохранения или самовыживания человека, предлагают ему обменять свою энергию, на другую энергию. В обмен на потраченную на работе энергию, я получаю деньги (в основном, можно блага и т.д.) – это так же энергия, которую я могу обменять на продукты питания (тоже энергия для организма, это понятно), одежду и сходить в тоже кино, чтобы получить так же энергию определенного свойства. То есть, видим, что энергия состоит из различных видов и их свойств. Составляющая энергетическая человека не однородна. Общение, тоже варианты обмена энергиями. И т.д.
Здесь же мы сталкиваемся и с законом сохранения энергии. Так вот, на данный момент – именно в данную секунду осознания этого, ты являешься сгустком энергии с определенными характеристиками. Какой в этом выбор? Только данность на данный момент.
Ты данность и в этой же данности (в тебе) возникают потребности. Ты же не хочешь того, что находится вне пользы для тебя же? Нет. Ты же не хочешь сделать себе плохо? Нет. Есть, конечно же, отклонения, от нормы, но это опять же - потребность каждого отдельного человека. И тут болезнь легко определяема, но она в каждом случае индивидуальна. А болезни случаются в основном без нашего на то согласия, хотя и не без нашего участия, пусть и неосознанного.
Немного о будущем. Но как мы уже знаем, что все развивается. Это происходит не всегда осознанно. И со временем открываются и новые возможности и способности, а они же строятся на открытых каких-то ранее способностях, а те в свою очередь на данных от рождения. И всем известно, что мы, делая что-то сегодня, закладываем из этого что-то в свое будущее. Но будущего мы не знаем. Опять отсутствие выбора… Пример, если я сегодня начал (желание?) рисовать и стал упражняться в этом каждый день, то со временем я наработаю какие-то навыки, знания, но это не значит, что я стану художником, талантливым художником, гениальным художником. Или открылось два туннеля (работа инженером-конструктором): в Европе или в Африке. И человек начинает собирать плюсы и минусы в пользу одно и другого. Ты бы куда поехал? А ты инженер-конструктор?
Но при всём при этом есть жизнь сейчас, в данный момент, есть ты и это жизнь и не больше того. Выбора нет.
ЧЕТВЁРТАЯ ИЛЛЮЗИЯ, САМАЯ ГЛУБОКАЯ,- СПРАВЕДЛИВОГО МИРА
Мир несправедлив. Точнее, он просто не строится и не существует по человеческим представлениям о справедливости. А мир какой есть, он просто есть. Справедливость - это человеческая придумка для того, чтобы легче встречаться с трагедиями и бедами, с тем, что наши ожидания и планы, фантазии и надежды могут не реализоваться, не оправдаться. Что наши огромные усилия в какой-то деятельности могут быть не вознаграждены. Что кто-то совершит поступок, которого мы не могли ожидать от этого человека, "ведь мы его очень хорошо знаем". Что может случиться беда с человеком, который этого "не заслуживает", или, наоборот, что человек, который, как мы считаем, заслуживает наказания, продолжает жить и радоваться.
Данная иллюзия помогает нам воспринимать факты жизни через убеждение: "всё равно потом справедливость восторжествует". А ведь не всегда. И не всегда просто потому, что справедливость в каждом конкретном случае для каждого своя. Общие договорённости нашего социума по вопросам совершения преступлений и т.д. не берём, это другое, хотя и тут, как мы видим, часто - не до "справедливости". Сейчас речь о внутреннем ощущении человека и его состоянии. Человек с помощью этой иллюзии помогает себе спрятать свои чувства от себя. Прежде всего, это чувство страха (жить в "не справедливом" мире кажется более пугающе или сложнее, чем в "справедливом"). В итоге - он получает кучу других чувств: обиды, неудовлетворённости, "чувства справедливости" (это чувство условно, на самом деле, если покопаться, там будут другие чувства) и т. д. А ведь испытывать страх время от времени - это вполне нормально, естественно.
Действие иллюзии о справедливости мира многообразно. Например, мы начинаем жить в ожидании "справедливости". Выстраивать свою жизнь под неё. "Он потом поймёт и изменится, вернётся, попросит прощения". "Они всё равно не будут счастливы, им воздастся". "Когда-нибудь жизнь её накажет". Если эта мысль часто является спасительной и помогает принять случившееся, жить дальше - хорошо, но иногда она остаётся, закрепляется где-то на подсознательном уровне и заставляет ждать "возмездия". И в этом ожидании могут пройти годы. Годы в фантазировании и размышлениях, которые по-сути ничего не меняют, а только создают негативный фон вашей жизни.
Ещё эта иллюзия поселяет в нас установку о "должествовании", когда мы живем с убеждением, что нам кто-то что-то должен. Мир должен, жизнь должна, партнер должен, друзья должны. И установку о "соответствии" - "должен быть таким-то". Как только эта установка захватит наше представление о реальности - мы получим также много разнообразных обид, неудовлетворённостей, фрустраций.
Также эта иллюзия действует попытками во всём отыскать логическую связь, причем в картине мира, построенной вашими представлениями (как мы помним, они субъективны). Часто выливается в мысль: "Наверное, зачем-то это было нужно". Такой абстрактный пример: шел человек, упал на него кирпич, человек умер (любое другое неожиданное событие подобного рода). Мы пытаемся отыскать в подобных событиях какой-то большой, скрытый смысл. "Зачем?", "Что это значило", "Почему?". А ведь это просто произошло. Но вы, наверняка, сталкивались с тем, что люди отвечают на такие вопросы иногда так: "Значит, он закончил свой путь и выполнил свою миссию на этой Земле" или "Значит, подсознательно он хотел умереть и притянул эту ситуацию, этот кирпич на свою голову". Вся эзотерика построена на подобных утверждениях. Принять мысль о том, что что-то в этом мире порой случается просто так, без какого-то тайного скрытого смысла - очень тяжела для некоторых.
Ещё одно проявление - эта же иллюзия выражается в описанном в психологии феномене обвинения жертвы. Суть в том, что если человек нами оценивается, как "хороший", нравится нам, мы относим себя к общей с ним социальной группе, но совершил преступление, мы более склонны обвинить его жертву. Кстати, иногда и оценки "хороший" для преступника не надо, просто жертва "тоже как-то виновата" и всё тут. Эзотерики сказали бы - "притянула" эту ситуацию или "зачем-то жертве это было нужно". Серьёзно?
Оговорюсь, что эту часть мне писать сложнее всего, так как она затрагивает один очень глубокий аспект, а именно - аспект веры и традиций, в том числе, религиозной веры. Среди моих читателей есть верующие люди, и мне не хотелось бы, чтобы данная статья затронула бы чувства верующих болезненно. Это отступление необходимо, чтобы описать ещё один пример действия иллюзии: "После смерти человек будет вознаграждён/наказан". Может, и так, но как психологу/эзотерику мне важно - нашел ли человек мир с собой тут, при жизни. Если он страдает, мучается и не может принять какое-то событие пока он жив - опора только на возмездие или награду "после смерти", то, скорее всего, это спор с реальностью. И в этом аспекте не важно - верующий человек или атеист. Если человек живет только надеждой на "после смерти" и ничем иным, его жизнь здесь часто оказывается отравленной.
Ещё действие этой иллюзии выражается в ряде традиций, связанных с местью, когда на род или семью культура возлагает ответственность за мщение оскорбившему, преступнику. "Я не могу быть спокоен и жить обычной жизнью, пока мщение не осуществлено (справедливость не восторжествовала)". Такая "справедливость" в некоторых сообществах может принимать весьма странный вид (пример банды Цапка, отомстивших за убийство брата убийствами целой семьи, включая малолетних детей).
Действие этой иллюзии часто проявляется также мыслью: "За что?" (как вариант "Почему?"), когда мы чувствуем, что кто-то "поступил с нами не справедливо". Это самое легко обнаруживаемое действие этой иллюзии. Такая реакция, постановка вопроса означает, что человек исходит из представления о том, что мир и другие люди будут всегда, вот именно всегда (важна именно эта тотальность, распространение на все события) поступать с нами так, как мы это заслужили. Это, конечно, не так.
Помогает разрушению токсического действия иллюзии о справедливости мира принятие следующих положений: "Мир не справедлив. Но он и не несправедлив. Он такой, какой есть. Многие события жизни случаются просто так, без особых на то причин, в том числе, причин в нас самих. Не все, но есть и такие события, которые "просто случились". Во многих событиях нет ни наказания, ни награды. Многие события случайны. Есть совпадения негативных и позитивных событий. Я не должен брать на себя ответственность за всё, происходящее в этом мире. Но я могу изучать мир и наблюдать за ним. И чему-то радоваться, а о чем-то грустить. Я могу что-то делать, а что-то просто принимать "как есть", пусть с грустью или печалью. Это нормально".
Понимание того, что справедливость мира - это иллюзия, важно и при воспитании детей. Сказки исключительно о том, что "хорошие герои всегда в итоге оказываются вознаграждены" ("будешь хорошим или хорошо себя вести" - то всё обязательно будет хорошо") полезны лишь до какого-то возраста для формирования базового доверия к миру. Важно также донести до ребёнка и то, что в этом мире бывают и грустные, "не справедливые" события, но их намного меньше (в подавляющем большинстве случаев это так), и важно уметь переживать их, и идти дальше. Иногда ребёнок сам справляется с разрушением этой иллюзии, постепенно знакомясь с разными сторонами жизни, а иногда детское убеждение в справедливости мира так сильно и поддерживается родителями, что "несправедливое" наказание воспитателем в детском саду, незаслуженное оскорбление от других детей, обвинение в несовершённом проступке могут привести к псих.травме, да так, что обиду на эту ситуацию человек пронесёт через всю свою жизнь.
***
В заключение темы. В общем, легко заметить, что все из вышеперечисленных иллюзий тесно связаны между собой. Когда человек не может смириться с произошедшим, в надежде на иллюзорную справедливость он часто пытается что-то менять там, где это бесполезно, исходя из иллюзии своего всемогущества. Иногда иллюзия бессмертия толкает человека к организации жизни по пути постоянного совершения каких-то действий, которые не приносят ни ему, ни кому либо никакого удовлетворения, а иногда и приводит и к новым трагедиям. Связей этих много, вариантов их проявлений тоже. Тут вы можете порассуждать и поискать примеры сами.
Оценил 1 человек
3 кармы