Духовный путь сродни восхождению на гору. С одной стороны, путника ожидает радость покорения высоты, с другой — всегда есть опасность сорваться в пропасть. Духовное падение не столь редкое явление на духовном пути. История духовных исканий человечества запечатлела немалое количество срывов и неудач, постигших тех, кто поначалу подавал блестящие надежды. Потеряв духовное зрение, они сбивались с правильного курса, меняли направление, разрывали благодатную связь с Учителями и Высшими Покровителями. Они не выдержали испытаний и постепенно сошли с дистанции, не предусмотрев всех возможных опасностей. Самых продвинутых, но все-таки не сумевших использовать тот великий шанс, который им предоставила судьба, Е.И. Рерих называла "свихнувшимися адептами". К их числу она относила видного деятеля теософского общества Чарльза Ледбитера и основателя антропософии Рудольфа Штейнера, которые в силу серьезных ошибок сошли с пути, предназначенного для них Творцом. Увы, они отвергли божественный дар или не смогли его удержать. В каждой духовной традиции содержатся поучительные истории, повествующие об отпадении от Бога и утрате высокого звания ученика.
Елена Петровна Блаватская в "Тайной Доктрине" предупреждала: "Но даже углубление в эти книги может оказаться опасным для изучающего без руководства. Если к ним подходить без правильного ключа и если притом изучающий не годится… вследствие своей ментальной неспособности, и таким образом не в состоянии отличить Правый путь от Левого, то пусть он послушается нашего совета и оставит это изучение; он только навлечет на себя и на свою семью неожиданное горе и печали, ничуть не подозревая, откуда они появились и что такое те силы, которые он разбудил своим умом, обратив на них внимание. Трудов для продвинувшегося ученика много, но они могут быть переданы в распоряжение только присягнувших или "гарантированных" чела (учеников) — тех, которые уже произнесли навсегда связывающую клятву и поэтому пользуются помощью и защитой. Для любых других целей, как бы благонамеренны такие труды ни были, они могут только завести в заблуждение неосторожного и направить неощутимо для него самого к Черной Магии и Колдовству, если ни к чему более худшему".
МНОГОЛИКИЕ ПРИЧИНЫ СРЫВА
Причины срыва или падения учеников в каждом случае разные. Сколько людей, столько и путей, столько и вариантов отклонений от пути. Но есть общая, характерная причина всех падений — несовершенная человеческая природа, изменить, очистить и возвысить которую, собственно, и призван духовный путь. Одна из первых опасностей на пути — неверная мотивация. Человек, приближающийся к храму эзотерических знаний с желанием, в первую очередь, получить какие-то выгоды, решить узколичные проблемы, обречен на неудачу. Чтобы не терять времени, он должен честно спросить себя: чего я хочу, в конце концов? Если его сугубо мирские желания явно перевешивают духовные, то он ищет явно не здесь. Тогда он подобен известному персонажу из притчи о Мулле Насреддине, который, потеряв ключ в одном месте, принялся искать его в совершенно другом, но более светлом месте. Пусть изберет другую жизненную стезю и не претендует на высокую духовность. Иначе, чем выше будет подниматься человек, тем сокрушительнее может оказаться его низвержение с высоты, если его вела ошибочная мотивация.
Другая опасность — духовная слепота, неспособность отличить истину от заблуждения, главное от второстепенного, реальное от нереального. Человек, лишенный внутреннего зрения, делает огромное количество ошибок, поскольку не способен распознавать людей, принимать решение, выбирать нужное направление, доводить дело до конца. Он постоянно подставляет себя под удары, по-настоящему не видит себя и не знает собственных глубинных слабостей. Только упорная работа над собственными недостатками и постоянное самопреодоление помогают избежать Дамоклова Меча судьбы, наносящего удар каждому, кто по причине духовного ослепления совершает ошибки и теряет Высшую Защиту.
Особенно дорого неумение отличить истину ото лжи обходится ученику, если он на пути получает высокие состояния и вместе с ними — какие-либо тонкие переживания. Как часто люди принимают случайные астральные образы за знаки Божественного внимания! Искусство тонкого распознавания или, как говорил апостол Павел, "различения духов" считается в эзотеризме высшим пилотажем. Еще один вид опасности — внутренняя слабость, нестойкость ученика, его подсознательная готовность уступить часть своей духовной территории низшим силам. Такой ученик подсознательно чувствует, сколь трудна борьба с темными силами и заранее оправдывает свое вероятное поражение.
Серьезный же духовный искатель намеренно отрезает себе пути к отступлению, принимая обеты, чтобы энергии неизжитого желания или соблазна просто не могли бы прорваться в центр принятия решений и заставить его отклониться от выбранного направления. Нравственно-волевая слабость ученика — одна из самых серьезных проблем на духовном пути, приводящая к тому, что наши бегуны, взяв хороший старт, сталкивались в один прекрасный момент с препятствием и сходили с дистанции, уступая место непреклонным воинам духа.
Духовному росту угрожает и такое явление, как кристаллизация психологических недостатков и нравственных пороков. По мере восхождения интенсивность энергий, бушующих вокруг человека и оказывающих на него воздействие, возрастает. Если человек, применяя различные эзотерические методы, накапливает психоэнергетический потенциал, но при этом не ведет серьезной работы по преодолению собственных недостатков, то они начинают усиливаться и кристаллизоваться. Последствия такой кристаллизации губительны.
Оставшись один на один со вскормленным внутренним зверем, который пожирает все хорошее, ученик-неудачник обычно сдается на милость темного победителя и либо уходит в черную магию, либо впадает в полное ничтожество. Практически все подлинные эзотерические источники подчеркивали, насколько опасно заниматься практическим развитием скрытых оккультных сил, не пройдя при этом серьезного нравственного очищения. Расплавить застывший и отвердевший комок зла в себе в дальнейшем оказывается практически невозможно.
Огромная опасность на пути подстерегает тех, кто склонен тешить свое самолюбие и тщеславие за счет других. Вступающий на эту коварную тропу немедленно лишается всех преимуществ и выпавших на его долю возможностей. Приписывая заслуги своего продвижения вверх исключительно себе и утрачивая чувство благодарности по отношению к Высшим Силам и ближним своим, без чьей помощи ничего не добился бы, он пресекает тонкие психоэнергетические потоки, идущие к нему. Ученик, возвеличивающий себя, унижает свое высшее "Я", роднящее его со всем человечеством. И только тот, кто оценивает себя трезво, внутренне смиряется перед Беспредельностью, духовно возвышается и вызывает уважение своих духовных учителей и Космической Иерархии.
Еще одна ловушка и проблема на пути — неумение правильно выбрать соратников. Эзотерические учения утверждают, что кармический импульс передается от одного человека к другому через ауру, выступающую в качестве проводника для циркулирующей энергии. Негативно заряженные ауры людей, находящихся рядом, оказывают на духовное состояние искателя вредное воздействие. Сколько учеников было сбито с толку и задержано на пути под влиянием ближайшего окружения, далекого от духовности! История духовных поисков во всех временах и странах запечатлела немалое количество примеров, когда ученик на ранних этапах пути, подававший большие надежды, в конце концов потерпел сокрушительное поражение только из-за того, что не сумел вовремя распознать истинные лики людей. Из-за боязни испортить отношения с друзьями и сотрудниками, по духу далекими от высоких целей, ученик и сам способен изменить учению.
Опасно также нетерпение, ожидание быстрых результатов, заставляющее ученика форсировать энергетические практики. Подобное состояние духа, называемое в Агни Йоге оккультной лихорадкой, не может продолжаться долго. В лучшем случае оно заканчивается разочарованием незрелого соискателя в учении и отходом от пути. В худшем случае психоэнергетический перегрев может завершиться вспышкой психического безумия, тяжелым расстройством нервной системы или физиологическим заболеванием.
Еще одно отрицательное свойство кандидата в ученики — нетерпимость. Она порождает бури конфликтов. Эзотерические общества во все времена сотрясали ссоры и скандалы. Внутренние раздоры вызываются, как правило, чувством соперничества и неудовлетворенного духовного честолюбия. Претензии к внешнему миру рождены негибкостью и высокомерием членов эзотерических обществ по отношению к остальным людям, которых они воспринимают как неотесанных приземленных профанов, не имеющих право на свою, пусть и ошибочную, точку зрения. Затяжные конфликтные состояния ведут к большим энергетическим потерям, разжигают в ученике неизжитые низшие чувства и только отпугивают людей от эзотерического пути. Духовных проблем, вызванных человеческими несовершенствами, очень много. Станут ли они камнем преткновения для эволюции человека или лишь поводом, зависит от степени этих несовершенств. Когда любой недостаток достигает критической массы, он начинает угрожать не только духовной эволюции, но и самой жизни.
ФАНАТИЗМ И СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - ДВА ВИДА САМООБМАНА НА ПУТИ
Пока у нас есть привязанности к материальному, мы не сможем встать на путь духовного развития. Нас будут мучить ошибки, мы будем постоянно ошибаться и путать духовность с материализмом. Не будет ясности, будет постоянное колебание. Кто я: Бог или частица Бога? Мы будем постоянно путать это. Путаница – это признак невежества. И мы тут же начинаем себя самообманывать изощренными образами. Существует два вида самообмана: фанатизм - перекладывание ответственности на других, и сентиментализм - нежелание видеть реальность.
Привязанность к материальной жизни
Сама по себе духовная жизнь является преодолением основного инстинкта – инстинкта самосохранения. Это самый сложный инстинкт, самый труднопреодолимый. От инстинкта самосохранения не свободны даже очень разумные мудрецы. Никто не готов умирать. Даже комар не готов умирать и видно, что даже он борется за жизнь. И у всех сидит какая-то проблема. И все это называется привязанностью к материальной жизни. Мы привязаны к материальной жизни и не готовы начать духовную жизнь.
Тут много интересных моментов. Зачастую человек думает, что он начал духовную жизнь, но в действительности он к ней даже не приблизился, он даже не понял, что он говорит. Человек говорит: «Я духовно развит», и при этом он не понимает, что он говорит. Он говорит: «Я занимаюсь духовной практикой», но он не понимает, что он говорит. Человек до конца будет делать все, чтобы защитить свою материальную жизнь, потому что духовная жизнь является убийством материальной жизни.
Поэтому человек идет на все виды заменителей слов, заменителей практик. Он на что угодно готов идти, чтобы не начинать духовную жизнь. Он называет это духовной практикой, но это никакого отношения к духовной практике не имеет.
Есть инстинкт самосохранения, очень интересный инстинкт. Наши привязанности, мы боимся потерять наши привязанности, мы за них жадно хватаемся, боимся отпустить. В сознании есть такой отдел, называется «отдел самообмана». Когда мы очень сильно не хотим отказаться от своих привязанностей, автоматически наш ум восстает против: «Не хочу от этого отказываться, мне это нравится все», тут же в сознании, абсолютно нами не контролируемо и не осознаваемо включается система самообманывания. Мы тут же начинаем себя самообманывать изощренными образами.
Два вида самообмана
Это главный враг на пути саморазвития – самообман. Концептуальный враг. Самообман – тяжелейший враг. Скажем так, первые 10 лет человек себя самообманывает. Злейший враг и его невозможно осознать. Просто естественная функция. Системы самообмана не нужно готовить, они уже врожденны. Они использованы майей, иллюзией, они уже есть, отработаны, их нужно просто запустить. Их даже не нужно придумывать. Формы самообмана не нужно придумывать, они уже описаны, разобраны, известны, функциональны.
Есть два вида самообмана, самых известных, концептуальных. Первый вид самообмана – фанатизм. Второй вид самообмана – сентиментализм. Поэтому в основном, мы встречаем два типа людей – фанаты и сентименталисты. И ни тот, ни другой не практикует духовную жизнь, хотя им очень кажется, что это супер-духовная жизнь. Фанат вообще готов себя на кресте распять сам. А сентименталист – у него слезы льют, а за ним – лужа, не меньше. Оба видят не понятно что. Если вы им скажете, что они не практикуют духовную жизнь, они вас расстреляют. Сочтут полным невеждой, они скажут, что вам еще просто не открылось видение.
«У вас все еще впереди, несчастные скептики». Фанаты и сентименталисты думают о других, как о невеждах. На самом деле они находятся в самообмане, в тяжелейшем. Мы видим, что мир в основном на эти два типа разделен. Очень тяжелая ситуация.
Духовная жизнь – это видение своих проблем. Но никто не хочет видеть свои проблемы, все ненавидят проблемы, а духовная жизнь, духовный учитель, духовное знание раскрывает нам наши проблемы. Когда человек не хочет их видеть, он не хочет с ними бороться, он хочет их оставить, они ему дороги, тогда он начинает искать пути наименьшего сопротивления. «Зачем так тяжело бороться, зачем так мучиться, зачем думать о том, что у меня есть проблемы. Это же проблема – думать, что у меня есть проблемы». Нет проблем, живи нормально. Все ок. Но проблемы есть. Мы – эта одна большая проблема, но человек не хочет это видеть. Нам свойственно искать легкий путь.
Мы находим фанатизм, это значит, мы перекладываем ответственность на кого-то другого. «Я тут ни при чем, мне сказали, нужно просто принять в сердце. Надо вот это сделать, надо вот этим заниматься».
Просто перекладывают ответственность на кого-то другого. «Мне сказали, я не знаю, что, зачем, как. Какая разница? Мне сказали, и я делаю то, что мне сказали».
Сентиментализм – это другой вариант. Это нежелание видеть реальность.
Обычно мужчины – фанаты, а женщины – сентименталистки. Мужчины обычно на коне, а женщины не хотят видеть реальность. Такова особенность психики, ничего не поделаешь. Бывает и наоборот. Но в основном так. «У нас все хорошо, надо думать о хорошем, все замечательно». Но оба – и фанат, и сентименталист – это отключенный разум. Полностью отключен, не работает. Нет духовного развития. Функция разума не включена.
Эти две главные ловушки – фанатизм и сентиментализм, поэтому духовный путь – это пробираться между ними. Как только куда-то заступил: на ту сторону или на ту, духовная жизнь закончилась.
Первые 10 лет духовной жизни – это искусство не попасть ни в тот, ни в другой лагерь. Всеми усилиями. Нужно избегать фанатов и сентименталистов. И те, и другие постоянно ищут сообщников. Фанаты постоянно тянут к себе всех «мы болеем за «Спартак»…и сентименталисты «пойдем вместе поплачем». У них такая тяга. Им одним скучно, потому что нет духовного счастья, они пытаются найти себе понимающих, сочувствующих. Поэтому, главное качество в духовном развитии – это смелость.
Смелость в чем? Смелость заглянуть в себя и увидеть, что там! Об этом идет речь во всех Писаниях. Об этом говорят Веды: смелость – главное качество Ученика, заглянуть к себе в сердце и увидеть, что там не все хорошо, одна большая проблема и с этим нужно работать всю жизнь. Очень серьезно работать. Пока этой смелости нет, человек или фанат или сентименталист. Человек находится в иллюзии. Не может заглянуть к себе в сердце, а это умение посмотреть реальности в лицо. Нужно выйти из иллюзии. Или мы научимся смотреть реальности в глаза, или нас ждут эти ловушки.
Как минимум фанатизм и сентиментальность. Это самые грубые. Есть ряд тонких. Причем, фанат легко превращается в сентименталиста, а сентименталист легко превращается в фаната. Дружно мигрируют друг в друга.
Как их можно отличить? Фанат думает, что все плохие и всех надо убить. А сентименталист думает, что все хорошие и всех надо любить. Полная противоположность, но ни тот, ни другой не видит реальность. Абсолютные крайности. Между ними нет середины. Восстанавливает этот баланс буддхи-йога. Веды это объясняют и говорят, что буддхи-йога восстанавливает этот баланс, т.е. смещает знание к центру.
Это умение смотреть реальности в лицо и является этим умением развить разум. Вывод только один – задавать вопросы. Причем тут есть одна интересная тонкость. И фанат, и сентименталист боятся задавать вопросы, или не готовы принять ответ. Потому что когда фанат или сентименталист слышит, что он боится задавать вопросы, он решает, что он будет задавать много вопросов. Но какая проблема? В действительности, он не готов принять ответ. Даже если он задает много вопросов. Ответ он принципиально не принимает. Для него все ерунда.
Желание услышать ответ как лекарство от самообмана
Единственное лекарство от сентиментализма и фанатизма – это желание услышать ответ и принять ответ. Нежелание задавать вопрос и нежелание услышать ответ – это одно и то же. Поэтому обычно с такими людьми невозможно разговаривать. Они не способны слушать чужие ответы. Не могут. Они задают вопросы, но ответ не слышат и опять задают вопросы, опять не слышат ответ. Попробуйте поговорить с таким человеком! Очень много фанатов. Бесполезно, он не будет слышать ответ. Вы ему что-то пытаетесь объяснять, он не слышит. Задает вопрос за вопросом. И можно с ума сойти. Это похоже на телевизионного репортера: ему не нужен ваш ответ, ему нужно задать вам скандальный вопрос. Так действуют фанаты. Интересно, можно это увидеть на разных теледебатах. Так они проявляются.
Пока у человека есть привязанности к материальному, он не сможет встать на путь духовного развития. Он будет действовать ошибочно. Нас будут мучить ошибки, мы будем постоянно ошибаться и путать духовность с материализмом.
Не будет ясности, будет постоянное колебание: кто я, где я, что я, чем я занимаюсь. Путаница – это признак невежества. Невежество – то, что заставляет страдать. Так проявляется страдание. Человек не может успокоиться. Не может встать на путь. Нежелание принять духовность называется очень красиво: это называется поиском пути. Но это не поиск пути. Путь на самом деле один. Бог один, религия одна, духовная практика одна. Ничем не отличаются духовные практики. Духовная практика едина для всех традиций, есть маленькие тонкости. А так называемый «поиск пути», на самом деле – это нежелание встать на путь. Большинство так называемых «ищущих» личностей просто не хотят встать на путь. Не хотят, потому что нет желания. Это основная проблема.
Сентиментальность – это желание приукрасить реальность. Когда я снял квартиру в Москве, перед моим окном было красивое зрелище – красивые горнолыжники красиво катаются с горы, летом красивый холм, зелененький, там цветочки растут… пока мне не открыли тайну. Это оказалась гармонизированная помойка, страшная, зловонная, городская помойка, выровненная в форму горнолыжного склона. Это называется сентиментальность, т.е. человек смотрит на помойку в виде горнолыжного склона и слезу пускает: «Какой хороший вид из окна». Так рельефный ландшафт, ландшафтный рельеф. Т.е. посадили на помойке роз и нюхают. Не получится… все равно помойка, в этом принцип.
Пока мы не наведем уборку – никак не приукрасишь. Сентиментализм – это попытка приукрасить проблему. Но не получится. Нужно что-то с этим делать.
Человек, развивший разум, способен посмотреть на себя трезво и начать избегать этих двух ловушек – фанатизма и сентиментализма. Так он идет первое время, и иногда попадая то в одну, то в другую неприятную ситуацию. Вступая то в одни ряды, то в другие, даже не понимая это, иногда он занимает ложную серединную позицию, которая в действительности является просто никакой, такой лже-либерал.
На самом деле серединный путь – это не лже-либерализм. А лже-либерал, который понимает, что и там ему надоело, в фанатах, и сентименталистах уже невозможно. И он просто и не там, и не там. Но он еще и не на верном пути. Он просто завис, и считает себя великим либералом. Но в действительности он еще не встал на путь.
Если две эти ловушки не осознаны, все, шансов нет. Все остальное будет или фанатизм, или сентиментальность. Будет разбираться либо в позиции фанатизма, либо с позиции сентиментальности.
Разбор следующих ступеней должен проводиться над этими двумя ловушками. Тот, кто объясняет, не должен находиться под этим влиянием. А иначе мы услышим мотивируемую проповедь. Она будет либо мотивирована фанатизмом, или мотивирована сентиментальностью. Что мы и наблюдаем. И с этим нужно мириться, потому что невозможно быстро преодолеть эту проблему. Поэтому не стоит сильно волноваться, если вы слышите мотивируемую одним из этих направлений-отклонений, какую-то речь. Человек по-крайней мере прикладывает усилия, чтобы выйти из-под их влияния, но это не легко.
Духовная жизнь – это не дешевка. Это очень серьезная вещь, очень серьезная внутренняя работа. Поэтому требуется максимальная смелость.
Должно наступать осознание. Если я вижу недостаток и нет осознания, то нет смысла. Это критическое видение. Истинная трезвость – я вижу недостаток и осознаю это.
Если я вижу недостаток в другом, то я сочувствую, я сострадаю, сострадание – это осознание, направленное вовне. Если я вижу недостаток и радуюсь – это негативное видение. Если я вижу недостаток в себе и ничего не делаю – тоже негативное видение.
Позитивное видение – когда я вижу истину и испытываю правильную эмоцию: если я вижу недостаток в себе и осознаю; если я вижу недостаток в другом – я сострадаю. Это приводит к очищению. Любой другой вариант относится либо к сентиментальности, либо к фанатизму. Если есть раскаяние, то нет проблемы с видением проблем. Видение всех проблем не дается. Человеку дается видение той проблемы, которая соответствует его уровню. И он ее видит во всех. Меньше всего он ее видит в себе. Если он сострадает к другим, то у него появляется понимание и своей проблемы, что и у меня в действительности такая же проблема.
Сознание является отражающим - мы видим проблемы своего уровня Поэтому эти два хороших слова: сострадание и осознание, они дают возможность правильно это видеть. Не бойтесь, вы не увидите много. Видение дается поэтапно. Мы не можем видеть проблемы другого уровня, это невозможно. Мы видим только проблемы своего уровня. А потому, видя человека явно из другого уровня, и увидев в нем какую-то проблему, мы должны понять, что мы увидели в нем свою проблему. Мы не можем увидеть проблему другого уровня. Поэтому говорится, что советы можно давать только младшим, старшим (по уровню развития) советы давать нельзя. Потому что мы видим не его проблему, мы видим свою проблему в нем. Поэтому есть очень строгий этикет между старшими, равными и младшими. Строжайший этикет, который не дает права давать старшим советы. Потому что не то видение. Отражающий фактор. Поэтому как минимум в развитии нужно следовать правилам культуры. Мы можем давать советы младшим, потому что мы можем увидеть его проблемы, потому что только что прошли эту проблему. Мы ее прошли, мы можем помочь. Если у младшего есть уважение, то его проблема быстро решается.
Очень трудно даже уважительные отношения поддерживать, потому что никто друг друга не уважает. Каждый хочет только, чтобы его уважали. Эгоизм максимальный. Из миллионов живущих только один встает на путь духовного развития. И только один из миллиона тех, кто встал на путь духовного развития, подходит в действительности к пониманию Бога. Духовная практика редка в наше время. Очень редка. Примерно 1,5-2% из всех адептов следуют Пути. 1,5-2%. Большинство находятся либо на фанатизме, либо на сентиментализме, т.е. ничему не следуют.
КАМНИ НА ПУТИ
За долгое время скитаний средь культов, сект и религий. За годы ошибок, жестоких разочарований и самообмана. Благодаря непрерывному поиску, скепсису и доверчивости, любознательности и юмору. При помощи сотен людей, которых я встречал в своей жизни, у меня постепенно появились наблюдения, которыми я хотел бы поделиться. Может они помогут вам в духовных поисках. Постараюсь рассказать об этом кратко.
Первый камень – это идея о том, что тебе необходим Учитель.
Эта идея пришла к нам из восточной поговорки: «Когда ученик готов, приходит Учитель», а также из сутр Патанджали, где говорится, что одним из способов Достижения, является наличие Учителя. Проблема заключается в непонимании того, кто этот Учитель. Самое распространенное мнение, что «Учитель – это просветленный старик, с бородой до пупа, долгое время прятавшийся в горах, как йети, но увидев, как страдает человечество, спустившийся вниз и начавший учить людей Великой Истине». Варианты могут быть разные. Я могу, безусловно, признать лишь следующих учителей: свое сердце и всех людей, которых встретил в жизни. Когда человек готов воспринимать каждого, как учителя, тогда он учится, т.е. становится учеником.
Второй - это то, что Учитель обязательно должен быть просветленным. (желательно, чтобы он жил в Индии, Непале, Тибете, Бирме или Москве).
Пока не изобрели Универсального Определителя Просветления, мы не сможем никогда сказать со стопроцентной уверенностью просветленный ли это Учитель или нет. Спорить об этом бессмысленно. Однако, если вы хотите чему-то научиться, т.е. приобрести знания и навыки перед вами открыты все пути. Фитнес-тренер, бизнес-тренер, инструктор по Йоге, батюшка или известный психолог, тренер по личностному росту, коуч или Лама – они всегда поделятся с вами тем, что знают и чему научились, разумеется, за ваши деньги. «Ежели доктор сыт, то и больному легче».
Третье - это россыпь камешков про то, что просветленным можно стать:
- быстро
Точный ответ на это заблуждение дает Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей: «Быстро только кошки родятся». Патриархи Дзен, через одного просветлялись лишь к концу своей бренной жизни.
- внезапно (в смысле случайности)
Воланд, по этому поводу, заметил: «Кирпич на голову, просто так, никому не падает». Просветление часто приходит внезапно, особенно, когда просидишь в лотосе девять лет и желательно под деревом бодхи.
- благодаря кому-то (получить посвящение или инициацию)
Здесь нужно понимать, что и то, и другое лишь первый класс ученичества, а отнюдь не последний. Крещение – это тоже инициация, много ли крещеных идут по Пути? Таблетки для похудения и то сомнительный вариант, а уж для «просветления» их точно не бывает!
- где-то в Гималаях, Индии или Непале.
Когда Маша Распутина пробивала своей грудью лед российского шоубизнеса, в отчаянии она завыла: «увезите меня в Гималаи, увезите меня насовсем, а не то я завою, а не то я залаю, а не то я кого-нибудь съем». Если вы захотите залаять и кого-нибудь съесть, то у вас два пути: на Канатчикову дачу или в Гималаи. Просветление мало связано с местом пребывания. Конечно, в Штатах просветленным стать гораздо труднее, чем в России. А в Индии невозможно, в принципе. Как? Почему, нельзя в Индии? Индия – это, это, это…Не претендуя на истину, поделюсь своими мыслями. Как ребенку не нужно просветляться в лоне матери, так в этом нет потребности индусам. Посмотрите в их глаза, это дети. Беззащитные, естественные, открытые. Зачем им это просветление? Индия-родина тех, кто в прошлой жизни был безбожником и атеистом, капиталистом, вором или разбойником. Сейчас, в нищете, с увечьями и струпьями, они отрабатывают свою карму. И даже при этом они не страдают так, как сильно страдает немец, когда купил более дорогой колбасы, чем его сосед. Объясните, зачем находясь в Индии нужно просветляться? Может я пойму.
- без усилий (халява придет)
Халява придет, несомненно, но когда вы станете просветленным, ни секунды раньше. Множество притч повествует о том, как некие шаровики из китайцев, японцев или индусов получали особую милость Шивы, Кришны или Будды и становились просветленными, ковыряясь в носу. Такие «факты» сбивают с толку несознательных искателей истины. И они с упоением зачитываются опусом Драгункина «Английский для умных лентяев». Они любят читать Рам Цзы, просветленного мастера недвойственности, как он сам себя называет. Мастер, плотно сидевший двадцать лет на стакане и THC, внезапно стал просветленном после встречи с Рамешем Балсекаром. Этот путь нам не подходит.
- если стать отшельником, садху, монахом, саньясином, ошовским саньясином.
Дело в том, что куда бы вы ни сбежали, ваши проблемы побегут за вами и впереди вас и только возрастут. Потому что основная ваша проблема - это вы сами, а от себя не убежишь. Мечтать о монастыре где-то в Тибете – глупо. Об этом бессмысленно размышлять, такие мысли приносят страдания и беспокойство. Когда накатит, и вы почувствуете: «мне это надо», вы идете и становитесь отшельником.
- благодаря измененным состояниям сознания.
Гроф, Тимоти Лири, Кастанеда, Р.A.Уилсон, Кен Уилбер представляли целое поколение людей принимавших ЛСД и испытавших ИСС, так или иначе выдвинули ряд концепций, которые сводились только к одному: к невозможности постижения Бога за счет линейного человеческого мышления. К этому присоединились многие авторы, например Фритьоф Капра, который в работе « Дао физики» сделал заявление, что физика и метафизика обе неумолимо приводят к одному и тому же знанию, а «между всем существуют скрытые связи». Но чтобы прийти к такому выводу вовсе нет необходимости принимать наркотики или разбираться в квантовой физике. И никто не назовет этих уважаемых господ просветленными. Бодлер, кроме того что был известным поэтом и критиком, детально описал влияния гашиша на человеческое сознание, еще двести лет назад, но ему стоило огромных усилий избавиться от своего пристрастия. Не на каждого искателя есть свой дон Хуан. Наркотики – штука опасная.
- при помощи ментального мусора с избытком набранного из книг.
Когда читаешь двадцать восьмую книгу Ошо (при всём моём уважении), с ужасом понимаешь, что во всех этих томах речь ведется об одном и том же. И это, весьма прискорбно. Ведь Ошо обладает незыблемым авторитетом, сотворившим тысячи «просветленных», которые похожи на заезженные пластинки. В этом состоит его опасность для неофитов. Роберт Кийосаки в этом плане даже честнее, т.к. идеи его книг понятны с первых трех страниц, и не нужно убивать время на то, чтобы понять, что он хотел сказать. Чем больше читаешь книг, тем больше мусора в голове. Сознание расплывается, и ты вдруг осознаешь, что у тебя нет своих мыслей. Есть только мысли многочисленных «просветленных», излагающих СВОЮ СОБСТВЕННУЮ КОНЦЕПЦИЮ МИРА. Но у абсолютно всех разумных существ, своя концепция мира, чужая же просто мешает. А если что-то нам мешает на Пути, что нужно делать? Правильно, отбрасывать это.
- благодаря «новоделам».
От Блаватской до Гурджиева, от Штайнера до Ошо, от Шри Ауробиндо до Рамана Махарши, от Андрея Лапина до Зеланда, говорится о тех вещах, которые написаны в Ведах, Шастрах, Гитах, Сутрах, Библии и других древних источниках. Каждый из них «открыл открытое». Каждый в свое время, выдвигал очередную идею, казавшуюся спасительной тысячам, а то и миллионам неофитов. Однако, время прошло, идеи погасли, оставшись просто очередными интерпретациями древних знаний. Так стоит ли тратить время на интерпретации этих знаний?
Четвертый камень – это то, что «просветление» вообще есть.
Слово «просветление», как и слово «любовь» весьма неоднозначные понятия. Каждый трактует их согласно своим собственным внутренним ощущениям и степени осознания. Кто мне внятно растолкует, что это такое - самадхи, сатори, нирвана? Или может быть осознание недвойственности вселенной? Возможно – это умение творить чудеса или обладать сидхами? В словаре Ожегова дается четкое определение слову «просветление» - это полный ясности, радостный, успокоенный. Ясность, радость, покой – вот ключевые слова. Почти что, сат-чит-ананда! И никакой метафизики! Так есть ли просветление? Возможно.
Пятый – это то, что какое-то Учение или Гуру, есть Истина в последней инстанции.
Библия говорит: «Не сотвори себе кумира». Кумиры не учат, они –ведут. И куда они нас могут завести, одному Аллаху известно. Одни вели нас в Крестовые Походы, другие сжигали на костре, третьи бомбили, четвертые угоняли в лагеря. Давайте определимся: с кумирами нам не по Пути. Мы должны понять, что крупицы истины разбросаны в бесконечности, во времени и в пространстве и этих истин мириады. Пока человек жив он будет обязательно находить эти крупицы, если глаза его будут открыты. Ни одна религия, церковь или философия не являются истиной в последней инстанции. Узкая концепция может быть верна лишь для ограниченного круга последователей. Это источник фанатизма и войн, разобщенности человечества. Все эти маленькие истины есть лишь тоненькие ручейки, вытекающие из одного бесконечного Источника.
Шестой – это то, что какое-то Учение или Гуру, лучше (круче) чем такие-то Гуру и Учение.
В православной церкви есть старая добрая традиция причислять к сектам, деструктивным сектам и культам, любое проявление в материальном мире, ищущего человеческого духа. В этих списках есть даже Николай Козлов и последователи «Анастасии», не говоря о каких-нибудь адвентистах седьмого дня. Круче ли православие, чем католицизм, а саибабовцы, чем ошовцы? Не знаю. Знаю только одно. Вселенная – лишь непрерывно разливающаяся волна божественной энергии. Источник этой энергии бесконечен и необъясним. У этой энергии есть «плюс» и «минус», которые не различимы в едином потоке, такова ее природа, как у обыкновенной шестивольтовой батарейки. Таким образом, и «плюс», и «минус» заставляют вращаться колесо жизни. Полная гармония, единый поток. И лишь наталкиваясь на раздвоенное человеческое сознание, он приобретает ярлыки «хорошо» и «плохо». К чему это я? Да, к тому, что в каждой самой «деструктивной секте», есть «хорошо» и «плохо». Лишь проблемой нашего сознания является получение того или иного полюса энергии. И более того, я благодарен всем сектам, культам, религиям, учителям и Гуру за тот опыт, который я сумел получить. Он поистине неоценим. И неоценим он из-за того количества времени, которое я потерял.
Седьмой – представление о том, что «если я буду искать то, не знаю что» - я его обязательно найду.
Когда тренера, инструкторы, психологи и эзотерики станут ближе друг к другу, это пойдет на пользу всем искателям Истины. Ибо это части целого, правое и левое полушарие мозга, инь и ян, Шива и Шакти. Так вот, инструкторы, предлагают четко определять цель и двигаться к ней согласно плану. Дзенские мастера, говорят, что нужно стать единым с целью (этот момент не совсем ясен для неофитов). И то и другое достигается усилием воли: тренировками ли, медитацией ли, т.е. постоянными ежедневными шагами по направлению к цели. Другого не дано. Эзотерики часто сами не понимают, чего они ищут. Кто-то любит потусоваться, кто-то ищет признания, кто-то хочет быть особенным. Все это прикольно и здорово, но малорезультативно. Это мешает. А мы и ищем на Пути то, что нам мешает. От этого надо освобождаться, а не накапливать. Путь то длинный.
Восьмой – это то, что «я более продвинутый, чем ты». Т.е. круче, гибче, сильнее, мудрее, богаче, набожней.
От гордыни это все батюшка, от гордыни. Йоги, изнуряющие себя Шанкр Пракшаланой и бандхами, саньясины и саентологи, радастовцы и саибабовцы, побывавшие в Индии и Непале, участники ритритов и випассан, все мы не без греха гордыни. И свысока смотрим на нелепых новичков тыкающихся, как слепые котята, в самое дерьмо духовных поисков. А давно ли мы сами были такими? Да, хоть двадцать лет назад. Что с того? Как далеко мы приблизились к просветлению? В лучшем случае, на пару инкарнаций. Давайте помогать и любить друг друга, коли мы носим гордое имя Искателя Истины.
Девятый – ложное представление о том, что Материя является Иллюзией.
Т.е. деньги, дом, машина, дети, жена, успех - это объекты несуществующие и малозначительные. Не представляющие интереса и никак ни связанные с поиском Истины. Увы, увы, еще как связаны. Глядя на грустные лица неофитов, мечтающих набить пузо хлебом насущным, мы понимаем, что Материя имеет значение. Если вселенная – это бесконечный поток энергии, то деньги – всего лишь стабилизированная энергия. Вы могли ощущать, наверное, какую энергию дают деньги. Мы сами распоряжаемся, в какую сторону их направить, куда применить, сами они нейтральны. Поток течет свободно, но встречая сопротивление, модулирует напряжение. Это закон. И напряжение будет расти до тех пор, пока не сгорит сопротивление. Что может означать сопротивление? Да, что угодно: неприятие ситуации или зажим в шейном позвонке, зашлакованный пищевод или ложная установка, например «деньги не главное». Вы заметили, как светятся лица у людей, когда поток энергии свободно течет сквозь них? Испытывают ли такие люди проблемы с деньгами? Только если захотят их испытывать. Нет ничего более отвлекающего от поиска Истины, чем материальные проблемы в социуме. Так является ли Материя иллюзией?
Десятый – ложное представление о том, что Материя не является Иллюзией.
Несомненно, мир – это Майя, а жизнь - это Сансара, бесконечный источник кармы. Весь мир театр, а люди в нем актеры. Весь мир бардак и так далее. Ложное представление, что «Материя не иллюзия», повергло большую часть человечества в плен к идолу потребления, приковало к галерам рабочих мест и заставляет вести постоянную борьбу за выживание. Как собака носится за хвостом, так бывает и мы, носимся за материальными благами, в надежде решить свои проблемы. Ха-ха-ха! Решили? Не думаю. Проблемы составляющая часть бытия и их невозможно решить раз и навсегда. Мой личный опыт говорит, что все, зачем я гонялся в жизни, все, что считал важным, престижным или незыблемым – рассыпалось в прах. Нужно всегда помнить одно, материальный мир – источник кармы, а духовный – дхармы. И если восемь-десять часов в день строить карму, то дхармы своей мы точно не выполним.
Одиннадцатый – надежда на то, что «я являюсь избранным».
«Не иначе, как моя бабка с водолазом подгуляла», «Я есть Нео», «Я Бэтман», «Я –дАртаньян», «Я есть То», «Я знаю истину, а вы заблуждаетесь», «в прошлой инкарнации я был Саи Бабой». Такие сентенции присущи почти каждому и все мы лелеем надежды, что однажды ночью придет Шри Юктешвар или прилетит Карлсон и скажут тебе: Ты – избранный, чувак! Собирайся, нас ждут великие дела. Пора спасть мир! Эти надежды и мечты позитивны и умилительны, и в этом их единственное достоинство.
Двенадцатый – смешная мысль о том, что можно изменить мир.
Т.е. жену, родителей, детей, друзей, учеников, людей на планете, Геннадия Зюганова, или наше правительство. Пока этого никому не удавалось. Не смогли его изменить ни Иисус, ни Магомет, ни Будда. И бессмысленно рассуждать почему.
Тринадцатый – заблуждение о том, что «меня не переделать», «мне это не надо», мол карма, воспитание, социум, на это нет денег, «все равно все умрем», «в следующей инкарнации будет легче».
Да, есть Судьба, Карма, Фортуна, Случай. И что? Я знаю лишь две серьезные причины родиться в следующей жизни баобабом, это лень и безответственность. Опустите руки и ступайте на кладбище. Помните притчу про лягушку, которая попала в крынку с молоком и барахталась, до тех пор, пока молоко не сбилось в сметану, а затем и в масло. Надо Федя, надо! Какой энергии ты проводник? В какой гуне пребываешь? Хочешь прожить, как лепешка коровьего дерьма, на котором индусы варят Масала-чай? В нашей власти и в нашей силе, просто принимать поток энергии.
Четырнадцатый – это то, что Заповеди не обязательны для исполнения, во всяком случае, для меня.
Нравоучения читать глупо и бессмысленно. У каждого свой путь «ошибок трудных» среди завалов из человеческих пороков, грехов и соблазнов. Но если мы знаем что существует причинно-следственная связь между поступком и его последствиями, мы должны как минимум об этом помнить. И быть готовыми ко всему. И не плакаться на жизнь, «ибо по делам тебе воздастся». И еще. Измены, обман, воровство или другой какой вред, причиненный нами людям, всего лишь топливо, которое вращает колесо Сансары. Убыстряет его и ввергает нас в пучину изнуряющей борьбы с мелкими трудностями и крупными неприятностями, ударами судьбы, вроде разводов и смерти близких людей. Текут безрадостные дни, а мы барахтаемся, как дерьмо в проруби, недоумевая «за что». А мимо протекает жизнь неповторимая и прекрасная…
Пятнадцатый – представление о том, что «если я стану просветленным», то «все наладится».
Мол, буду летать по воздуху, доставать изо рта золотые лингамы, иметь учеников, глотать шпаги и заставлять трепетать всех злодеев земного шара. Все это, конечно, вероятно. Как и то, что вы станете просветленным. Мы способны творить чудеса! Мы – созданы по «образу и подобию Его»! Однако, если бы «все наладилось», по небу бы, сейчас, носились многочисленные Просветленные из Киева, Москвы, Харькова и Бобруйска. Золотистая Саттва струилась с небес, а Саддам Хусейн, Буш и американский доллар были бы повержены. Жизнь стала бы прекрасна и удивительна. Увы, что-то мы этого невидим, может быть потому-что Просветление не дает человеку Ни Каких Преимуществ? А только добавляет ответственности или забирает все, что тебе было дорого? Подумайте, а оно нам надо?
Шестнадцатый и последний на сегодня, - заблуждение о том, что существуют Истина и Путь.
Истина и Путь – это просто слова.
КРАНТИК НА БАНТИК. ПОЛЕЗНО ЛИ САМООГРАНИЧЕНИЕ?
Наверное, нет такого человека, который не пытался бы ограничить себя в чем-то хотя бы раз в жизни. У меня долгая история отношений с самыми разными формами самоограничения: и в еде, и в отказе от вредных привычек, и в организации своего времени, и в отношении определенных людей. Из всего моего опыта я извлек три, так скажем, постулата:
1. любое насильственное самоограничение ведет за собой срыв, откат назад (делаешь то, чего пытался не делать вообще, больше, чем до попытки ограничить себя) и депрессивные состояния;
2. избавление от деструктивной привычки приходит не усилием воли, а тогда, когда ты входишь в новое состояние путем естественного развития – однажды ты просто понимаешь, что тебе больше не нужно курить, переедать или встречаться с людьми, которые тебя не ценят, и тебе не приходится от этого отказываться – просто теряется актуальность такого типа поведения;
3. периодические попытки самоограничения позволяют лучше узнать и понять себя и свои потребности, но не приводят к качественным изменениям в жизни.
В этом подходе самоограничение – не только и не столько ваша попытка есть меньше жирного или перестать ругаться матом, это все те ограничения, которые вы когда-то добровольно приняли на себя, сужая и сужая область своих возможностей до предельного минимума, ведь каждое из ограничений отсекает от нее немаленький кусок. Так и получается, что человек приходит в эту жизнь с безграничными возможностями, но, в большинстве случаев, уже к 20 годам остается с осознанием, что у него есть 1,2,3, а в лучшем случае 10-20 возможностей своего развития и реализации.
Самый распространенный вопрос к этой концепции – если все начнут делать все, что хотят, не превратиться ли мир в хаос? Подразумевается, что, перестав себя ограничивать, человек будет творить жестокие, деструктивные, ужасные вещи. И тут нам умело подсовывается идея, например, государства или законодательства как сдерживающей силы, а самоограничение превращается в светлое и улучшающее мир действие. Вы верите в то, что все люди настолько неразвиты, пусты и несовершенны, что, если они позволят себе делать то, что они действительно хотят делать, все начнут пить запоями, употреблять наркотики, насиловать и убивать друг друга? Я нет.
Я глубоко убежден, что человек, созданный по образу и подобию Бога, совершенный в момент своего прихода в этот мир, а впоследствии испорченный ограничениями, начинает делать большинство деструктивных вещей только потому, что «их нельзя», из протестных побуждений. Если вы запретите себе употреблять алкоголь, все, о чем вы сможете думать через пару дней – это бутылка вашего любимого спиртного. А еще через день вы ее выпьете, а скорее, даже две. Просто потому что было нельзя. «Выпить можно всегда, а вот нажираться – совсем необязательно» — говорит мой знакомый бармен, который не понаслышке знает о культуре пития.
Перекладывая на более широкий смысл – если бы вы точно знали, что пить «можно» каждый день, в любое время и столько, сколько захочется, даже если бы вы просуществовали в режиме опьянения первые несколько дней, вы бы пришли к пониманию того, что есть более интересные, важные и полезные сейчас для вас вещи. К большинству деструктивных привычек теряется интерес, как только понимаешь, что ничто не ограничивает тебя в их употреблении: есть деньги, есть компания, с которой можно выпить, есть свободное время, но я предпочитаю проводить его за рисованием, медитацией, ужином в индийском ресторане и т.д.
Также и все остальное – если вы примете идею, что вас ничто в этой жизни не ограничивает, что вы можете делать все, что хотите и начнете слушать свои истинные желания, идущие от сердца, вы узнаете, что не хотите провести жизнь в праздности, что дом с золотым унитазом – не ваша цель, и что пребывать до конца своих дней в измененном веществами состоянии сознания вы тоже не хотите. Окажется, что ваши желания очень даже позитивные, созидательные и идущие на пользу вам и миру. Позвольте же себе эти желания без ограничений!
СЛУШАЙ СВОЁ СЕРДЦЕ (и здесь свой подвох)
Сразу скажу: я НЕ против того чтобы прислушиваться к своему сердцу – я против МИФА, который крутится вокруг этой здравой идеи. И по моему глубокому убеждению (а так же по моим наблюдениям) это ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ
Начну с моего любимого – с честности. Честно – это признаться себе что есть что, и не путать чувства и завуалированные желания. Но много ли людей действительно честны с собой? Вы думаете что много? Ну тогда вы наверное живете в каком-то особом городе где все сплошь просветленные… Нет? Ну тогда начнем с первого шага к честности: признаем что честны мы с собой не во всем.
У нас есть желания и в этом нет ничего дурного. Если суммировать то мы хотим чтобы у нас все было хорошо. Беда в том что некоторые желания маскируются под чувства и делают вид что они офигенно важные. Т.е. да, у человека есть ряд очень важных желаний – но как раз эти действительно важные желания не маскируются: мы хотим жить, хотим кушать, хотим пить и хотим жить в безопасности. Эти желания действительно важные , но какие-то не очень духовные… они нам не шибко нравятся. Есть еще ряд важных желаний (например чтобы ребенок на болел или еще что-то) – они могут у разных людей проявляться по разному, но в целом они тоже не нуждаются в том чтобы маскироваться.
А есть ряд желаний, которые – благодаря нашему «высокоморальному» воспитанию на самом- то деле есть, но воспринимаются нами как нехорошие, «неправильные» - вот они как раз маскируются по полной программе.
Человек хочет секса – и это на самом то деле не плохо – это естественно и закономерно. Но – в рамках постхристианской морали – некрасиво (вроде как распутно). Человек хочет чтобы о нем заботились – но эгоистом и иждивенцем то быть как-бы нехорошо!
Человек хочет чтобы его любили – тут в общем-то ничего нехорошего нет, но тоже чувствуется запашок эгоизма… Ну и еще несколько такого рода желаний сводятся в одно простое решение = путь к исполнению желаний.
«Если другой человек будет меня любить – он будет обо мне заботится, он будет меня поддерживать и будет со мной заниматься сексом и – это важно - и не будет просить ничего взамен». В результате комплекс желаний прячется под как высокоморальное желание «я хочу любви». Ну и последний штришок: «я хочу любви» на самом деле значит что человек хочет чтобы любили его но преподносится другим и - вот он самообман – и самому себе.
Это парадоксально но это факт; таки существует такой ход мыслей: «я хочу тебя любить а ты будешь меня за это оберегать, обо мне заботится и заниматься со мной сексом». Под любовью понимается какая-то глубоко потребительская фигня.
Пришло время для шага №2: «что думающий думает то доказывающий докажет», т.е. человек легко и просто убедит себя в чем угодно. И если человек верит что он хочет любви – он будет в это верить и дальше, а его психосоматика услужливо подбросит ему доказательство того что он действительно любит.. ну так, просто как одолжение. И люди – на самом деле пребывая под влиянием желания быть потребителем – уверены что любят и …что? Правильно! Что они слушают свое сердце.
Это удивительно, но бывает что за голос сердца люди принимают такую информацию что просто уши в трубочку сворачиваются. Я действительно слышал от одной девушки: «я чувствую что мне не надо с ним встречаться потому что он очень скучный: всегда дарит мне шоколадки и не придумывает ничего более оригинального». Нет, с точки зрения ума (и желаний) тут все верно: человек недостаточно интересно удовлетворяет потребительские желания и поэтому следует найти другого… но елы палы! При чем тут сердце?!?!
Есть и вариант похуже: когда под голос сердца маскируются слабости, комплексы и страхи.
Т.е. на самом деле мне страшно остаться одному, я боюсь в очередной раз рисковать и строить свои отношения с новым человеком – а старый он уже знакомый, проверенный и меня не пугает. Могут быть и другие варианты, но думаю вы понимаете о чем я хочу сказать: человек не любит другого – человек боится остаться один-на-один с другими людьми. И такого рода вещи тоже трансформируются в некое подобие голоса сердца…
Еще вариант: человек просто выдумывает себе любовь то ли от одиночества, то ли со скуки, то ли еще по какой причине; но по факту любви нет но какая-то идея диктует ему «от имени и по поручению сердца»
Грустно это. Грустно то что пока человек варится в суррогатах, в заменителях любви он то на самом деле не любит, и сердце его глубоко спит. Он не получает очень и очень много чего хорошего в жизни. А идея что он якобы любит – на самом то деле лишает его шансов действительно полюбить.
Выход тут только один: честность. Да, вот так сложилось что сердце спит – и не надо себе по этому поводу морочить голову, сокрушаться, комплексовать или себя винить. Сердцу не прикажешь (ну вообще-то ему можно приказать только вот последствия как правило бывают плачевные). Смело посмотреть правде в глаза – это уже первый шаг к настоящей Любви. Обязательно тренировать свою интуицию. Преодолевать свои страхи. Совершенствовать свое умение общаться. Может быть внимательно изучать шансы которые встречаются человеку на пути.
И вот когда все сойдется – когда человек полюбит действительно сердцем а не мозгами (или другим местом) – вот тогда выражение «слушать свое сердце» станет актуальным. И, кстати, тогда специально к нему прислушиваться не нужно будет: любящее сердце заявляет о себе настолько громко что в любом случае услышишь.
Ну и последние: около-эзотерическая среда. В эзо-тусовке я видел два извращения на эту тему:
1 – человечку сказать по сути нечего но очень хочется повыеживаться – он говорит «слушай свое сердце». Типа и самоутвердился, и не напрягся, и другие могут подумать что он такой вот мудрец – открыл им Великую Истину.
2 – кто-то желает склонить другого к своей точке зрения. Как правило очень далекой от действительного проявления чувств. Тогда все что в его точку зрения не вписывается клеймится как «это от ума», ну а то что ему на руку объявляется как «голос сердца».
Поскольку такой манипулятивный прием априори иррационален от него отбиться рациональными методами довольно сложно. Попытка рационально или логически что-то обосновать - не годиться, т.к. выставляет защищающегося грубым и бессердечным, да к тому же еще и неосведомленным новичком (с намеком что в сердце содержится некая недоступная человеку Великая Мудрость).
Контрманипулирование «а вот мое сердце чувствует именно так» - тоже обречено на провал, т.к. почти наверняка наткнется на фразу типа «вы ошибаетесь и на самом деле еще не слышите голос сердца. Прислушайтесь тщательнее и наверняка услышите что я вам говорю» - т.е. выставляет защищающегося упрямым тупицей.
Честный контрприем «иди в баню со своими советами» лучше все же замаскировать чем-то вроде: «когда я захочу узнать что подсказывает сердце другим людям я спрошу у действительно любящего человека а не у вас», ну или натравить на манипулятора кого-то поопытнее.
Так вот, все это я говорю только ради уточнения: «…(с намеком что в сердце содержится некая недоступная человеку Великая Мудрость).» Те кто в сердце еще не попал – таки да, иногда (слава Богу не все но иногда бывает) верят что в сердце действительно что-то эдакое простым смертным недоступное есть. И это заблуждение активно подогревают коммерсы-от-эзотерики и прочие манипуляторы – которые тоже понятия не имеют что же находится в Сердце но активно гонят под это дело какую-то пургу. Оно и понятно: снятие ограничения на рациональность и логичность позволяет им любой бред выдавать за «голос сердца» - и ведь фиг кто оспорит.
Те кто собственно находятся в сердце = любят или влюблены – не тратят свое время на всякую философскую чепуху (ну и тем более на охмурение доверчивых граждан) – у них есть занятие более интересное и более приятное – Любить. А вот тех что был с сердце и пошел дальше… ну тех просто мало. И их голоса тонут в хоре всяких коммерсов и просто шарлатанов.
Так вот: Великой Мудрости в Сердце – содержится аж 1 (одна) штука. Звучит она так: «Люби!». (Причем эту мудрость еще 2 тыс. лет назад Иисус всем и каждому по 100 раз рассказывал). И все!
Ничего другого хоть как-то походящего на мудрость там нет, хотя по мне так и этого более чем достаточно. А вся остальная натуральная «аутентичная» нешарлатанская мудрость содержится в Аджне, как вы и сами могли догадаться.
Оценил 1 человек
1 кармы