Почему Пабло Пикассо переходил от одного стиля к другому. Что он пытался угадать, уловить, что обрести? О связи древнейшего рисунка и творческих поисках современных художников размышляет Владимир Микушевич, автор ТВ-программы МАГИСТР ИГРЫ на канале "Культура".
«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»
Пабло Пикассо
Возможности гортани ограничены. Всех звуков, которые используются в языках мира не больше 100. Язык возник не как средство общения. Он возник из ритуального вдохновенного возгласа, которым обращался некто Посвящённый к Божеству. В основе языка лежит поэзия… некий стих, духовный стих, может быть, напоминающий шаманское камлание.
У человека с животными много общего: пение, танцы. Но вот рисует только человек.
В конце 19 века люди поняли, что насечки и царапины на скалах – это живопись первобытного человека
В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.):
Открытие Альтамирской пещеры (Испания) произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. Правда, переворот этот произошёл, что называется, "задним числом" и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.
СМОТРИТЕ - это живопись ледникового периода. Каменный век (палеолит)
Причем, живопись гениальная, в которой присутствуют некоторые магические моменты, ускользающие от современного живописца.
Человек появляется сразу таким, каким он является сейчас. Первобытная живопись обгоняет во многих моментах современное искусство. Наскальная живопись вряд ли была тогда досугом.
Древний каменный век (палеолит) создал искусство более совершенное, чем новый каменный век (неолит). Для неолита характерно усовершенствование орудий, которыми можно было бы воевать с палеолитцами, областью совершенствования которых была живопись. И возможно древние художники были и уничтожены этими технарями.
Скульптура в пещерах поразительным образом напоминает скульптуру готических соборов.
Искусство для них было не досугом, а жизненно необходимой деятельностью. Это был своеобразный контакт с животными, которых они привлекали, у которых они просили прощения за то, что они их убивают. Древние поверья говорят о том, что животное должно разрешить себя убить. Оно приносит себя в жертву своему родичу человеку, чтоб ему было, чем питаться. Эти поверья подтверждаются этой живописью.
Примечательно еще одно обстоятельство. Среди древних рисунков встречается крест. . Это один из древнейших символов и рисунков, которые делает человек.
Крест говорит о многом. Он говорит о четырех сторонах пространства. Он дает образ человека с распростертыми руками. Человек образ и подобие Бога. Они не могли это сформулировать, но инстинктивно они это чувствовали. Бог принимает образ человека – вот о чем говорит крест
Изображения, подобные кресту, связаны с полётом. Летящие лебеди. Летящие руки.
Возможно, это образ души, которая летит в иной мир. Мистически крестное знамение – это полет. И некоторые мистические секты на Руси крестятся обеими руками (два крыла, а не одно).
В Испании есть пещера, в которой изображена мадонна. Причем в обратной перспективе, что ее сближает с православной иконой. Обратная перспектива обращена к нам. Мы должны вступать в то пространство, которое обращено к нам.
Обратная перспектива – это тот свет.
Живопись в пирамидах – тоже в обратной перспективе. Художник знал, что его картины никто не увидит. Пирамида будет замурована. И ее будут видеть только мертвые.
Чем первобытные народы отличаются от древних? Первобытные со своей культурой живут в нашей. Это не только прошлое, но и будущее, что является вечностью. И в этом смысле интересно творчество Пабло Пикассо.
Пикассо как бы искал того первичного импульса, который был где-то на стенах пещеры. Чтобы этот первобытный импульс возродил современную живопись. И он ему открылся.
Это наскальный рисунок быка в пещере Альтамира
Вдохновлённый пещерным художником палеолита Пикассо создаёт цикл картин "Бык", в в которых тщетно, как ему кажется, пытается подняться до уровня первобытного мастера
Картина Пикассо БЫК
Он изображает быка глазами рубщика мяса, человека-потребителя и истребителя природы. Цивилизованный человек уже не догадывается попросить у быка прощения, не дожидается согласия его на своё жертвоприношение, он просто убивает его, не испытывая ни угрызений совести, ни чувства вины, ни жалости.
Теперь тема убийства быка, а с ним и всей Природы, будет волновать Пикассо на протяжении всей его жизни.
В картинах серии БЫК, а затем и в других темах Пикассо намеренно упрощает изображение до лаконизма рисунков пещерных мастеров наскальной живописи. После посещения пещер с первобытными рисунками Пабло Пикассо всегда будет находиться под их неотступным влиянием.
«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»,- бросит он своим современникам, носителям культуры и своим собратьям по изобразительному искусству.
Гениальные живописцы из далёкого, неуютного, холодного ледникового периода станут его главными учителями живописи
Принято считать, что идет развитие, в том числе, живописи. Но ведь развитие должно идти от более простых форм к сложным. А случилось наоборот.
Тот рисунок, который мы видим на стене пещеры, гораздо сложнее, чем те, что изображаются на картинах современной живописи в посредственном исполнении.
И первым эту тенденцию обнаружил потрясённый Пикассо. Можно сказать, что современный Пикассо встретился с Пикассо пещерными, они переплелись и переплавились и стали вечностью
Источник: мои впечатления от передач Владимира Микушевича
Оценили 16 человек
35 кармы