Ну, воооот. Только сейчас, когда, съездив 19 января на турбазу, пропарившись в баньке, искупавшись в крещенской воде и погрузившись в роскошь человеческого общения с весьма неглупой публикой, у меня появилось стойкое ощущение действительно наступившего, НОВОГО года.
Общение проходило на верхних этажах философской мысли, и принесло некоторые интересные выводы для практической жизни.
Зашёл у нас разговор о справедливости. Начали выяснять, где корни, в чём причины тотальной несправедливости в наше время... И тут Олег, специалист по парадоксальной логике, говорит: "Все помнят, что в буддийских монастырях есть такое, довольно причудливое приветствие новичка?.. Когда новичок входит в калитку, стоящий за ней монах-старожил бьёт его больно сзади палкой по спине. И смотрит на реакцию. Если обиделся, то его даже к собеседованию не допускают. О том, чтобы ему остаться в монастыре - и речи нет. А вот теперь давайте поговорим о справедливости".
После парализующей паузы, начался настоящий гвалт, громкий ор и перебивание оппонента самым немилосердным образом... Для меня такая обстановка является наилучшим стимулятором для размышлений. Смотрите, какую траекторию описала лично моя мысль.
Бьёт палкой по спине ни в чём не повинного человека. Справедливо это и ли нет? Первый ответ, поверхностный и очевидный: НЕТ. Это с точки зрения линейной, то есть, формальной логики. Но формальная логика хороша только в математике, в мире идеальных идей. Что она может в жизни и для жизни? Доказать, что Ахилл никогда не догонит черепаху?... Вот, пожалуй, и всё, что она может.
Жизнь устроена иначе. В ней белое может быть и чёрным, причём, одновременно. Просто надо зайти с другой стороны. Давайте зайдём с обратной стороны справедливости.
Нет, сначала с белой стороны. Справедливость - это закон отражения: "что излУчишь, то получишь". Другими словами: "Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Вот типичное представление о справедливости.
А теперь разберем ситуацию, разматывая, не торопясь, плотно упакованную спираль Истины.
Человек хочет уйти "из мира" в обитель, где есть СВОЙ устав, который не совпадает с правилами общежития мирской жизни. В первом приближении он это знает. И ему кажется, что он готов принять эти правила.
Но логика устава не формальна и даже не диалектична. Она этажом выше. Она парадоксальна. Именно такая логика ведет к МГНОВЕННОМУ тестированию готовности новичка к жизни в монастыре по его правилам... или НЕготовности его. Смотрите, как это происходит в замедленной съёмке
Вариант 1 Человек уходит из мира, потому что мир его отверг. Он гонимый. Мир говорит, что он "гадкий утёнок". Человек смиряется, считает себя гадким, и хочет избавить такой прекрасный, успешный, чудный, уверенный в себе мир, от себя такого унылого, никчёмного, блёклого неудачника. Его бьют палкой, когда он входит в монастырь. И его это даже не удивляет. Его до сих пор везде били. Но здесь он будет, хотя бы за каменной стеной, охраняющей его от вездесущего успеха. Здесь он будет среди таких же, как он сам, обездоленных и отверженных миром, братьев. Он готов молиться целыми днями, ибо не знает, кто ему еще может помочь, кроме Бога. Он готов выполнять самую чёрную работу, за миску бобов, которые не дадут ему умереть с голоду. Он готов совершенствоваться, он готов ИЗМЕНЯТЬСЯ, он готов стараться и становиться другим. ОН ГОТОВ. Такой пройдёт тестирование палкой по спине с улыбкой.
Вариант 2 Человек уходит из мира, и хочет поселиться в монастыре, потому что мир к нему несправедлив. Этот человек видит причину своей ненужности тому миру, из которого он бежит, не в себе самом, а в несовершенстве мира вокруг него. Ему бы податься в революционеры, чтобы изменить мир, но для этого нужна такая мощная энергия, что, если бы она у него была, то у него было бы всё: и любимая работа, и деньги, и успех. Но энергии у человека на данный момент нет, а нереализованный потенциал остался. За потенциалом, который проявился в детстве, но не развился (вот беда), прячется его Эго (притязания, ожидания, претензии к миру, который не заметил его талантов, не проявил к ним интереса... мир остался РАВНОДУШЕН к его особенностям)
Мастера дзен-буддизма говорят: "У этого человека очень большое несчастье - у него очень большое Я". Такой человек НЕ ГОТОВ меняться сам. Он и в монастыре будет менять других под себя. И вот тут неожиданный удар палкой по спине больно высвечивает наружно абсолютно ВСЁ, и в первую очередь, что у него очень большое Я, и, значит, он НЕ ГОТОВ к жизни в монастыре.
Оценили 22 человека
51 кармы