• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему на Руси запретили гусли

46 8426



Заместитель директора по науке Вологодского областного научно-методического центра народного творчества, кандидат исторических наук, этнограф. Член научно-общественного движения «Северная Традиция». Более 20 лет занимается исследованиями Гипербореи, по крупицам собирая информацию, восстанавливая облик удивительной страны, не менее легендарной, чем знаменитые Атлантида и Шамбала.

Каждый исследователь, изучающий историю православия на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом, резко негативным отношением к такому, безобидному казалось бы музыкальному инструменту как гусли. Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем » кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: » ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?». А игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Но начнем с того, что еще в 1903 году, в индийском городе Бомбее вышла на свет книга выдающегося индийского ученого и общественного деятеля Тилака «Арктическая Родина в Ведах». Посветив всю свою жизнь изучению родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далёкими предками индийцев и иранцев. И те странные явления, которые были описаны в священных книгах Ригведе, Махабхарате, Упанишадах, Тилак пришел к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около полярного круга. Именно здесь находилась прародина индоиранцев, или как они себя называли Ариев. Часть из них 4 — 5 тыс. лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака переведенная на все европейские языки впервые переведена на русский только в 2000 г. Наталией Романовной Гусевой и вышла в свет в Москве в 2001 году. В середине 50-х годов XX-го века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяяна описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин — индославы. Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал «Если бы меня спросили, какие два языка мира наиболее похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний русский и санскрит».

Таким образом, древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к севернорусской народной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для нее характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не находящих отражений даже в ведической традиции. Общеизвестно то огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице — гусю, лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Так в санскрите хамса — гусь — лебедь душа, познавшая высшую Истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный Рим, музыка Вселенной.

Но и в русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии: «Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали. Мы спали у княгини, побывали у первобрачной. И что княгиня делает? Во гусли играет, дары снаряжает».

В гусли гудели, и здесь стоит вспомнить, что и в русских диалектах и на санскрите «гу» значит звучать. Ни гука — ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого термит «гу» в санскрите значит ещё и идти, двигаться. Вспомним русское слово гулять. Мы с вами гуляем праздник, мы с вами гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся. И тут мы подходим, пожалуй, к самому главному.

В древних ведических текстах, в книгах эпоса Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом. По мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилась некое огромное яйцо, «вечное как семя всех существ. В нем подлинным светом был вечный Брахмо — чудесный, непредставимый, вездесущий. Тот, кто есть скрытая и не уловимая причина реального и не реального». Брахмо как соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее. У него было только одно свойство, это звук. В Ашамедхикапарве Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и произвел основу личности, которая по своей сути небесна. Заметим, что сверхсветлый свет, это название фона наших с вами русских икон. Брахмо в древнеарийских текстах называется эфиром. И утверждается — эфир высший из элементов. У него есть только одно свойство, и называется оно звуком. Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер. И у него уже два свойства, звук и касание, то есть инерция. Причем инерция является собственным свойством ветра и движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания — инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками. Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

Заметим что в поучении против язычества в X11 — X111 века в «Слово о твари и дни рекомом недели», говорится, что русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресение) не солнцу, утверждая, что солнце только вещественное воплощение света, а белому свету, то есть свету вселенскому. Как писал Борис Александрович Рыбаков, вот этот свет, не имеющий видимого источника не осязаемый и неисповедимый, как эманация божества творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников. В священных текстах Упанишад говориться, что вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей свет. На санскрите огонь «очищающий, очищение», звучит как павана, а павака — чистый, яркий огонь. Кроме того, павана это свежий ветер, а павана манна это название многих хвалебных гимнов. Но в севернорусских обрядовых песнях, водоплавающая птица гусь — лебедь носит название паванька, пава, павана. Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским названием гуся — лебедя — паванька, пава, павана. И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры V1 — V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники — остатки этих костров. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны — гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.

В Ригведе гимнотворчество мудрецов (Риши или Раша) это процесс, в котором высшая творческая сила слово (озвученная мысль) создает космос, ткёт его. О единстве понятий узор ткани и узор песни, ткать ткань, излагать песню, свидетельствует такой термин санскрита как «прастава», имеющая аналогию в севернорусском диалектном «прастава», «праставка». Но севернорусская «праставка», «прастава» это вышитая или заполненная тканым узором полоса ткани, украшающая рубахи, передники, концы полотенец набожников, скатерти, свадебные простыни, то есть сакрально означенные вещи. Санскритская же «прастава» — это священный текст, хвалебный гимн. Так в гимнах Ригведы поэт-певец просит помочь ему, ткущему произведение, и говорит о том, что новую и новую нить ткут к небу и в океан озаренные поэты. Причем внутри текста самого гимна термин «прастава» имеет множество значений: «прастава» — это огонь, солнце, взошедшее солнце, время после восхода солнца, воздушное пространство, дождь, ветер, лето, речь, кожа человека, любовный зов, три мира. Таким образом, исполняя священный гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент. Вдумайтесь в слова гимнов древней веды заговоров — Адхарва Веды — повествующего о сохранении гармонии во вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты три струны — нити основы (гуны) это священные столбы, о которых в Ригведе говорится «Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнем поэтами, боги вступают на путь богов».

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит вестник, посланец, говорили «идущие со светом по свету». И в той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Автор - Жарникова Светлана Васильевна

https://www.hashtap.com/@dmitr...


В любви начисто отсутствовал смысл. Но зато она придавала смысл всему

    "Газа не будет! И НАТО на Украине не будет. Никогда!" Три важных события саммита ЕАЭС
    • ATRcons
    • Вчера 13:54
    • В топе

    Саммит ЕАЭС обычно не слишком богат на большие события. Скорее, это такие "вежливые междусобойчики". Но на этот раз все в Лениградской области было по другому. И произошло как минимум...

    Сословное общество серьёзных людей. Главные признаки украинской деградации

    Помните фильм "Кин-дза-дза"? Там на планете Плюк существовало сословное общество, со строгим разграничением прав и обязанностей каждого сословия и чёткой яркой внешней маркировкой прина...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      КАРМАН

      ПАНАРИН https://youtu.be/-1DiAHJhMvk   ЕЛЕНА ПОДРЖКИНА  https://youtu.be/UGTeGneQwoA           ПЯКИН   https://youtu.be/g5u56KXxCwo  НАЦИОНАЛЬНЫИ КРС      https://youtu.be/a-Uk7H41dqc  БЕЛАРРСЬИНhttps://youtu.be/kfU_j3msSrMФО      ДЕНЬ ...
      1038
      Наталья Лопатина 23 мая 2021 г. 13:31

      Эй, народ! Правда здесь, а не у Евгения (Захара) Прилепина

      ...
      6705
      Наталья Лопатина 8 мая 2021 г. 14:57

      Кого мы победили в 45-ом

      ...
      7996
      Наталья Лопатина 8 мая 2021 г. 14:37

      Что бы мы ни делали, мы делаем, чтобы стать счастливыми

      https://vk.com/video-149124379_456243374https://vk.com/video-149124379_456243374?t=15m30s...
      729
      Наталья Лопатина 6 мая 2021 г. 15:25

      ЗОЯ. Очередное предательство кинематографа

      ...
      7241
      Наталья Лопатина 5 мая 2021 г. 14:48

      Глобальная ложь о лже-науке

      ...
      10657
      Наталья Лопатина 5 мая 2021 г. 12:04

      Вон оно как, Михалыч... Это должен знать каждый

      ...
      7551
      Наталья Лопатина 1 мая 2021 г. 16:04

      1 Мая, красный флаг - сакральные смыслы

      ...
      7468
      Наталья Лопатина 30 апреля 2021 г. 15:50

      Заговор против мужчин

      ...
      7205
      Наталья Лопатина 27 апреля 2021 г. 15:03

      О чём не сказал Темнейший в послании

      ...
      7209
      Наталья Лопатина 16 апреля 2021 г. 14:33

      Усанин снимает маски и взламывает мозг (альтернативный сценарий жизни человечества)

      ...https://youtu.be/P1MmABO0_EE ...
      818
      Наталья Лопатина 1 апреля 2021 г. 14:44

      Как разрушить империю - технология

      https://youtu.be/kaNA2GxnMX4 ...
      578
      Наталья Лопатина 11 марта 2021 г. 15:12

      Снятие покрова. СМОТРЕТЬ ВЧЕМ

      ...
      8432
      Наталья Лопатина 22 февраля 2021 г. 15:13

      Кто такой Захар Прилепин?

      ...
      9084
      Наталья Лопатина 23 января 2021 г. 16:08

      Сказки Эн-ского леса

      ...
      9435
      Наталья Лопатина 12 января 2021 г. 14:18

      В интересное время живём

      ...
      9787
      Наталья Лопатина Фитиль
      27 августа 2020 г. 17:41

      Самый большой организм планеты. Гипотеза обдолбанной обезьяны и др.

      7ой  экспедиции грибов  с Альфа Центавра посвязается ...
      1177
      Наталья Лопатина Фитиль
      14 июля 2020 г. 01:26

      Как просто Путин протестировал страну на готовность отдельных регионов сдаться врагам Отечества

      Помните, сколько недоумения вызвало это надуманное, казалось бы, предложение Путина устроить всенародное голосование за поправки к Конституции.  ЗАЧЕМ? Ведь поправки уже приняты и Госдумой и Советом Федераций.И только теперь, когда подсчитаны все голоса участников этой всенародной акции, нарисовалась четкая и совсем не абстрактная картина маслом.На...
      10020
      Наталья Лопатина Фитиль
      1 июля 2020 г. 16:18

      А вы заметили, что Путин становится все увереннее и увереннее? Как думаете, почему?

      Вы обратили внимание на то, что в мире что-то идет не так? То ли в целом меняется энергетика пространства, то ли мы, как страна Россия (в лице Путина) меняем свою реакцию на события, то ли что-то еще происходит в мире, пока неявно выраженное, но уже ощутимое чуткими душами.Например, строгая Венецианская комиссия рекомендует России НЕ проводить всенарод...
      34512
      Наталья Лопатина Фитиль
      19 июня 2020 г. 03:37

      Путин сделал шаг змеи, или за что мы голосуем 1 июля?

      Сегодня принесли Приглашение ко всенародному голосованию, которое будет происходить с 25 июня по 1 июля. И стало ясно, что поправки – это только повод собрать народ для воистину мирной революции за освобождение нашей Родины от крипто-колониальной зависимости. Напомню, что в рабство нас продала правящая троцкистская верхушка КПСС, начиная с Хрущева и з...
      2227
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика