«Я прошла путь от святой до шлюхи и обратно, и всё в одной жизни», — призналась на закате лет Ингрид Бергман. Цельная и несгибаемая, она упорно добивалась своего, никому не позволяя себя унижать, навязывать какие бы то ни было клише или указывать, как жить.
Когда в 1939 году 24-летняя шведка Ингрид Бергман приехала в Голливуд, многие кинодеятели недвусмысленно намекали на то, чем бы им хотелось с ней заняться. Они её совсем не знали...
У неё было значимое имя, такое же, как у шведской принцессы. Была известная фамилия - как у режиссёра Ингмара Бергмана, хотя эти двое и не являлись родственниками.
Ингрид была высокой девушкой, под метр восемьдесят, ее точёные черты лица сочетали симметрию и каменную суровость. В сравнении с ней современные гламурные дивы — не более чем клуши-домохозяйки, прошедшие через несколько браков и пластических операций. Но главным достоинством Бергман всё же было «серое вещество». Это другие восходящие звёздочки покорно исполняли указания директоров студий о том, с кем ходить на свидания и какие лекарства принимать, — Ингрид всегда отвечала на давление жестким «нет». Из продюсеров она вила верёвки, пуская в ход силу характера, ум и, когда требовалось, свою лучистую красоту.
Её независимость выработалась рано. Мать Ингрид умерла, когда девочке было три года, а десять лет спустя из жизни ушёл и ее отец. Престарелый дядя, взявший на себя заботу о будущей знаменитости, уже тогда понимал: ничто не сможет остановить её на пути к славе.
В кино Бергман пришла не сразу. На заре карьеры она играла в Шведском королевском театре, где сумела встать в один ряд с такими мастерами, как Джон Гилгуд и Орсон Уэллс, и научилась отличать хорошие сценарии от дребедени. На Фабрике грёз, куда она приехала для съемок в мелодраме «Интермеццо», её приняли как нордическую богиню-вундеркинда, ни в чём не уступавшую на подмостках Лоуренсу Оливье, но более привлекательную. В то время как многие ее современницы только и умели что делать глазки и выставлять напоказ грудь, она поражала остроумием и красноречием. Оцените, например: «Поцелуи — милая уловка, придуманная природой для того, чтобы прекращать разговоры, когда слова становятся лишними».
Итак, в 1939 году состоялся дебют Ингрид на голливудской фабрике грёз. Примечательно, что режиссёром фильма «Интермеццо» выступил наш соотечественник Григорий Ратов, эмигрировавший из России в 1922 году и ставший одним из самых успешных кинодеятелей Голливуда 30-х годов(как артист и режиссёр; звезду на Аллее Славы просто так не рисуют). Посмотрите - фильм того стоит.
https://filmix.co/dramy/20451-...
Несмотря на название фильма, он совсем не о музыке — хотя этой музыкой пропитан. Он о том скорее, что каждый имеет право на ошибку. Нет. Не так. Этот фильм о прощении. Когда нечаянно сойдёшь с пути истинного, собьёшься с курса, твои близкие тебя простят. Иначе, наверно, и быть не может.
С каким трепетом, с какой любовью Ингрид Бергман показывает нам свою героиню. Дух захватывает. И ведь в глубине души она понимает, что счастье, подаренное ей судьбой, столь недолговечно. И, как бы это цинично ни звучало, а из её уст это звучит с оттенком грусти, она лишь «интермеццо» в его жизни.
Когда в 1943 году, выполнив контрактные обязательства на родине, Ингрид вернулась в США, её уже называли «блистательным подарком Швеции Голливуду». В это же время она снялась в фильме «Касабланка». Её Ильза Лунд, несчастная любовница Рика Блейна (которого сыграл Хэмфри Богарт), объединяет в себе силу Кэтрин Хёпберн с красотой Одри Хёпберн, при этом в её образе есть и какой-то особый, присущий только Бергман шарм. Подняв бокал за Ильзу и произнеся прощальную фразу: «За счастье смотреть на тебя, детка», Богарт высказался от лица всех мужчин всех времен.
Самый волнующий момент фильма - французы, поющие "Марсельезу" в оккупированной немцами Касабланке. Сказочка, конечно - но звучит вдохновляюще.
В начале 1944-го вышел фильм Джорджа Кьюкора «Газовый свет». В картине актриса сыграла женщину, которую ее коварный муж пытался убедить в том, что она сумасшедшая.(Отсюда пошёл термин «газлайтинг», форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности). Эта роль принесла Ингрид первый «Оскар».
1945–1946 годы ознаменовались выходом в свет лент Альфреда Хичкока « Заворожённый» и «Дурная слава».
В «Заворожённом» Бергман играла с легендарными артистами Грегори Пеком и Михаилом Чеховым(да-да, племянником Антона Павловича). В центре сюжета — человек, потерявший память, и девушка, влюбившаяся в него. Она предлагает помочь ему разобраться в его прошлом при помощи трактования снов… Вот такая завязка действительно интересного и сложного сюжета, в котором найдется место и убийству, и детской травме, и настоящей любви…
«Заворожённый» — один из лучших фильмов-нуар за всю историю. Благодаря необычному сюжету, выдающейся актерской игре и постоянному напряжению, которым пропитан весь фильм, эта картина прекрасно смотрится даже сейчас.
Фильм «Дурная слава» по праву называют одним из лучших не только в творчестве Хичкока, но и во всем кинематографе. Тут маэстро удалось филигранно вплести романтическую историю в шпионский триллер, отчего обе составляющие только усилились. Как в лучших образцах классических американских шедевров, у Хичкока сталкиваются лбами два мира — индивидуальный и общественный, субъективный и объективный, идеальный и материальный. И над всем этим властвует полноправная царица жизни — любовь.
Здесь, как и в фильме 1958 года «Милый сэр», партнёром Ингрид был блистательный Кэри Грант.
Карьера Ингрид Бергман в Голливуде сложилась не просто удачно – блестяще. Одно время даже ходила шутка: «Представляете, вчера вечером я видел фильм без Ингрид Бергман».
С каждым новым фильмом народная любовь к ней становилась только сильнее. Кроме умения раскрываться перед камерой, Бергман обладала еще и чутьём на сильные роли. Она привередничала так, как мог себе позволить не всякий маститый артист. Как-то раз, отказывая Селзнику (который в свое время привез ее в США), она заявила: «Я не стану сниматься, потому что не верю в эту историю. Героиня слишком умная — она по определению не может потерять голову от любви». Точно подмечено. И это за десять с лишним лет до того, как Мэрилин Монро начнёт светить трусиками, чтобы сцены запоминались.
Долгое время Ингрид имела блестящую репутацию, которая подкреплялась работами в кино и театре. Роли монахини Бенедикт в фильме «Колокола Святой Марии» и Жанны Д'Арк (сначала в театре, а затем и в кино) превратили актрису в настоящий символ чистоты и святости. Многие зрители напрямую отождествляли Ингрид с ее героинями. Тем сильнее было падение.
Весной 1946 года актриса увидела кинокартину неореалиста Роберто Росселлини «Рим – открытый город». Простота и суровый реализм работы до глубины души тронули Бергман. С одобрения супруга актриса написала Роберто письмо, в котором выказала свою заинтересованность в сотрудничестве с ним.
В 1949-м во время съемок фильма Росселини «Стромболи, земля Божья», проходивших в Италии, она увлеклась Роберто и вскоре оставила мужа, стоматолога Петера Линдстрома, и их общую дочь. Консервативные американцы были возмущены: как можно бросить семью, да еще и забеременев от любовника?! Но Бергман никому и никогда не позволяла навязывать себе роли, которые ей были не по вкусу: «Я ни о чем не сожалею. Мне бы не удалось прожить такую жизнь, если бы я переживала о том, что обо мне будут говорить». Убедительно — как её экранные работы.
Тем временем, фильмам Росселини с участием Ингрид Бергман в Америке был объявлен бойкот. Масла в огонь подливал тот факт, что Росселлини был идейным антифашистом и симпатизировал коммунистическим идеалам. В эпоху расцвета в Америке оголтелого маккартизма внебрачная связь Ингрид Бергман, уже ставшей символом американской чистоты, с Росселлини, которого воспринимали не иначе как агента коммунистического влияния, была трижды скандальной. Актрисе пришлось надолго покинуть Америку.
Мораль моралью, но неизменно высокие сборы кинопроизводителям упускать не хотелось. Как однажды заметил Кэри Грант, «в мире всего семь кинозвезд, чьи имена стоит лишь упомянуть — и американские банкиры тут же выложат деньги на съемки. Среди них всего одна женщина — Ингрид Бергман».
Бергман и Росселлини поженились. У них родились две дочери: Изотта и Изабелла(впоследствии ставшая известной киноактрисой).
Любовный скандал позабылся: говоря об Ингрид, журналисты непременно ставили рядом эпитет «великая».
Точку в их отношениях поставил второй «Оскар» Ингрид за роль в фильме Анатоля Литвака «Анастасия» в 1956 году. Заметим, что Анатоль Литвак, как и Юл Бриннер, великолепно сыгравший в этом фильме — наши соотечественники.
Фильм рассказывает историю о «чудом спасшейся» дочери русского императора Николая II. Действие фильма начинается в 1928 году, когда молодая женщина по имени Анна пытается свести счеты с жизнью. После этого её находит авантюрист Бунин, стремящийся выдать её за русскую княжну Анастасию, чтобы получить солидное вознаграждение от её бабушки Марии Федоровны. Но всё меняется, когда он понимает, что влюблён в неё.
Росселлини не простил ей возвращение в Голливуд.
Да, они разрушали друг друга: Роберто, несмотря на разгромные рецензии критиков, не мог перестать снимать её в своих фильмах, а Ингрид не могла почувствовать себя свободной из-за навязчивой опеки мужа.
Их развод общественность приняла уже гораздо спокойнее. «Все мои мужья прекрасно знали, что в первую очередь я актриса. Они сильно рисковали, когда женились на мне», - говорила Бергман в одном из своих поздних интервью.
В 1961 году Ингрид сыграла вместе с Ив Монтаном и Энтони Перкинсом в фильме Анатоля Литвака «Любите ли вы Брамса?». Об этом фильме можете прочитать - и посмотреть его - в статье «Любите ли вы французское кино, как люблю его я?»:
https://cont.ws/@obolon/115551...
Единственная комедия, в которой снялась актриса - «Цветок кактуса»(1969 год). Бергман феноменально сыграла фанатично преданную своему делу и своему боссу медсестру. Но такой — в эпицентре опереточных страстей и разнузданных плясок — её до сего момента не видели! Достойную пару ей составила совсем молоденькая большеглазая Голди Хоун.
В 1970 году вышел фильм «Прогулка под весенним дождём». Главная героиня в исполнении шикарно состарившейся Ингрид Бергман решает переехать с мужем за город, дабы в тишине и покое под пение птиц думать о вечном. Но какое там! Ни тебе вязаных носочков, ни закатывания варенья. Судьба преподносит ей сюрприз в виде Энтони Куина — соседа по даче, так сказать.
Печальный финал, когда влюблённые вынужденно расстаются, скрашивается последними кадрами встречи героини с очаровательным маленьким внуком.
В последние годы одной из вершин творчества Ингрид Бергман стал фильм ее тёзки шведского режиссера Ингмара Бергмана "Осенняя соната" в 1978 году, где актриса создала образ знаменитой пианистки Шарлотты Андергаст, которая во время короткого пребывания в доме дочерей обнаруживает глубокую пропасть непонимания между собой и ними.
В последней ленте, коротком телесериале «Женщина но имени Голда» (1982), Бергман сыграла израильского премьер-министра Голду Меир. За эту роль Ингрид присудили «Эмми», но получить награду актриса не успела: накануне церемонии вручения она скончалась от рака в Лондоне, в окружении родственников и друзей. Это произошло 29 августа 1982 года, в день 67-летия великой актрисы. Её прах, по завещанию, развеяли над проливом Скагеррак, соединяющим Северное и Балтийское моря, а неподалеку от поселения Фьелльбакк, в котором артистка отдыхала каждое лето с 1958 года, установили памятник.
Оценили 22 человека
50 кармы