• РЕГИСТРАЦИЯ

Военные сны и военные письма

22 323

  В военной лирике Дмитрия Мельникова можно найти немало вариаций на тему «солдат и смерть». Одна из самых известных — стихотворение «Напиши мне потом как живому письмо…» (журнал «Алтай», 2022, № 2). Оно моментально разошлось по соцсетям, в том числе и под названиями «Письмо» и «Мариуполь».

  На этот текст Мельникова написано несколько песен, сделаны видеоклипы. «Письмо» ушло в народ, было прочитано. При этом оно стало раздражителем для многих коллег по цеху. Объясню одну из причин раздражения (оставив за скобками варианты как идеологического, так и стилистического неприятия).

  До сих пор многие стихотворения Мельникова, которые доступны в интернете, легко усваивались растущими и сформировавшимися организмами. То есть его интонации, стилистические ходы, приёмы, поэтические образы легко присваивались коллегами. Так бывает, что участники литпроцесса увлекаются обнесением чужих грядок, полагая, что живущий на отшибе товарищ по цеху «не пасёт поляну».

  Но на этот раз случился сбой: желающие чем‑нибудь поживиться увидели в неоскудевающей руке дающего… не яблоко, а гранату с выдернутой чекой. Пользуйтесь, если сможете вставить чеку обратно. Автор пока подремлет…

  Мельниковские лирические сюжеты лишь иногда напрямую отсылают к народной сказке «Солдат и Смерть». Например, в этом стихотворении:

Мне лес казался чёрною дырой,
под треск в печи я начинал второй
пузырь и хоронил своё веселье,
и медленно писал тебе письмо,

в котором всё шутить пытался, но
в меня уже вползла змея похмелья,
и тяжесть, и сердечная тоска.
Клубы и нити снежного песка

на лес летели. Я смотрел на лес.
Вдруг силуэт поднялся и исчез,
и снова промелькнул за снегопадом,
и канул за деревья в полутьму.
«Какого чёрта ему в роще надо?» —
подумал я и подошёл к окну.

Медведь огромный с головой косматой
на костыле шагал сквозь бурелом,
с неуставным подшитым рюкзаком
он был похож на старого солдата.

Мой острый взгляд почувствовав спиной,
он вдруг остановился, оглянулся,
и мне махнул тяжёлою рукой,
и закурил, и улыбнулся.

«Пишу тебе сказать, что я живой,
скучаю и люблю тебя, как прежде,
медведя встретил с третьей мировой,
поговорили о любви и смерти.

Поговорили с ним за нашу жизнь,
о мёртвых и о выживших немногих,
и дружно под конец на том сошлись,
что лучше жить, хотя бы и безногим.

И он пошёл к себе сквозь бурелом,
а я к соседу, чтобы ехать в город,
а снег кружил и падал день за днём,
кружил и падал мне за ворот».

  Отметим намёк на солдатский мешок, которому в народной сказке была отведена ответственная роль. Что там несёт в «неуставном подшитом рюкзаке» этот то ли медведь, то ли солдат, переживший третью мировую? Кроме того, автор дает понять читателю, какое значение придает военным письмам «о любви и смерти».

   Но Мельникова мало интересуют все эти «игры в напёрсток» — хитрости, подвохи, подмены из народных сказок о солдате. В том числе и ловкая схема гарантированной отсрочки смерти. В его системе координат такие полумеры не рассматриваются. Мельникову важно собственно противостояние Солдата и Смерти. Он сосредоточен на мотивах преодоления, восхождения.

  Поэтический мир Мельникова ориентирован на пастернаковское: «Смерть можно будет побороть усильем Воскресенья». Один из вариантов победы над смертью: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя».

На войне, где нету слёз
У меня был друг один,
Он меня из боя нёс
С ледяной дырой в груди.

И хрипел я: «Как же так!
Брось меня — вдвоём каюк!»
Но от крови весь обмяк
И оглох тогда мой друг.

Он принёс меня в медбат,
И под лампой в три свечи
Мне наставили заплат
Бесшабашные врачи.

И пока я там кряхтел
Среди раненых других,

Друг мой Коля, как умел,
Воевал за нас двоих.

И пока я там гулял
От кровати до двери,
Друг мой Коля в плен попал,
И его живьём сожгли.

И от углей смрадный дым
Запаяли в гроб пустой,
И, как коршун, взвился с ним
В небо «семьдесят шестой».

И навеки отлетел
Дух его от той войны,
На которой, как умел,
Он погиб за честь страны.

На столе горит стакан,
А на нём — горбыль ржаной.
Где ты, Коля, сыт ли, пьян?
Что с тобою? Что со мной?..

Свет от звёзд горит темно
И не значит ничего.
Я почти что выжил, но
Нету друга моего.

  Это стихотворение из первой книги Дмитрия Мельникова «Иди со мной» (2001). Нынешний среднеарифметический поэт произносит слова «смерти нет» (смерть в этот момент скалится и констатирует обратное, оценивая и мертворожденные стихи, и сумму духовных усилий оппонента) с такой же частотой, как студенты произносят «денег нет», «занятий не будет» или «Ницше умер».

  А чем значительней поэт, тем серьёзней он относится к главному противнику. Александр Леонтьев в стихотворении «Проводы» (посвященном Борису Рыжему) пишет: 

Мы прощались под тёплое пиво:
Зимний Питер, Московский вокзал. 
До сих пор это в памяти живо,
А особенно — как ты сказал, 

Отвернувшись немного, сквозь зубы:
«Смерть — дерьмо». До сих пор
Я бездарно гадаю, к чему бы
Относился такой приговор. 

То ли смерть незначительна, то ли 
Столь огромна — до наоборот. 
Если верить мне собственной боли —
а она никогда не соврёт, —

То второе. Но что‑то в зазоре
Этой фразы простой
Мне мешает решиться на горе 
С беспросветной его прямотой.

  Стихи о войне и смерти, по Мельникову, не приемлют никаких скоморошеских интонаций, хихиканий, подмигиваний, пританцовываний, кривляний, конвейерных «Окон РОСТА» и т. п.

  После этих вводных можем, наконец, перечитать стихотворение о Мариуполе.

Напиши мне потом как живому письмо,
но про счастье пиши, не про горе.
Напиши мне о том, что ты видишь в окно
бесконечное синее море,

что по морю по синему лодка плывёт,
серебристым уловом богата,
что над ним распростерся космический флот —
снежно‑белая русская вата.

Я ломал это время руками, как сталь,
целовал его в чёрные губы
,
напиши про любовь, не пиши про печаль,
напиши, что я взял Мариуполь.

Напиши: «Я тебя никому не отдам,
милый мой, мы увидимся вскоре».
Я не умер, я сплю, и к моим сапогам
подступает Азовское море.

  На первый взгляд, здесь сведён к минимуму мельниковский арсенал художественных средств. Автор готовит солдатскую «кашу из топора». Наполовину письмо состоит из того, что известно по эстрадным песням: «увидимся вскоре», «не кончается синее море», «любовь», «печаль», «счастье», «горе». (Таковы, собственно, письма в большинстве своём.)

  Ко всему прочему — неточная рифма: «письмо» —«окно». Но понимающий читатель не спрашивает: зачем это понадобилось? Он задается вопросом: как это всё превратилось в музыку?

  Остальная часть послания — это пожелание автора своему адресату: что именно надо увидеть в окно, какую выбрать точку обзора. То есть расхожей лексикой присыпан основной посыл. Так в калатозовском фильме «Летят журавли» письмо героя спрятано в беличьей корзинке под «золотыми орешками». Оно сначала становится достоянием пошляков, а потом доходит до адресата.

  Стихотворение Мельникова демонстрирует ту самую непринужденность лирического импульса, о которой когда‑то писал Юрий Кублановский. В первой строке («Напиши мне потом как живому письмо…») дается подсказка читателю. Смерть преодолена лирическим героем, иначе слова «как живому» были бы обрамлены запятыми.

  Следует оценить и смысловую нагрузку слова «потом», и хронотопичность «Письма». Обратим внимание на «рифмовку» стихотворения Мельникова с фильмом Калатозова. Письмо Бориса написано до его отъезда на фронт, а получено Вероникой после его гибели. Героиня стихотворения Мельникова призвана написать письмо возлюбленному уже после его смерти и после взятия Мариуполя, но адресат видит во сне это послание, будучи живым, в начале сражения за город.

  В книге «Иди со мной», вышедшей больше двадцати лет назад, есть стихотворение, которое можно считать первой пробой мельниковского «Письма» — для мирных времён.

Я всё вижу во сне, как ты вслух сочиняешь письмо
Или просто зовёшь меня звуком, которого нет,
Только музыка губ, — как в немом трагедийном кино,
И потоки огня, — как из окон Вермеера свет.

...Я теперь в необъявленном мире, в чернильной глуши,
Не живу — доживаю, почти не способный любить,
Так что ты забывай меня — право, уж лучше забыть,
Чем до слёз огорчаться, узнав, что я всё‑таки жив.

  Тугие на ухо интерпретаторы «Письма» находили в нём отголоски известной песни на слова Ильи Кормильцева («Я ломал стекло, как шоколад в руке»). Разумеется, это полная чушь. И надо сказать о реальных, а не надуманных реминисценциях. «Я ломал это время руками, как сталь, целовал его в чёрные губы», — это, конечно же, отсылка к Мандельштаму. К чему устремлён автор «Письма», ради чего ломается и взрыхляется время, о каких «чёрных губах» речь? Тут опять надо ориентироваться на указатели Мандельштама: «И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут» (крымское стихотворение «Сёстры тяжесть и нежность…»; здесь же — «Время вспахано плугом…»). «Солнце на чёрных носилках» — это Пушкин. 

  То есть Мельников и его лирический герой ломятся если не к «золотому веку» Екатерины, когда Мариуполь получил свое название, то к тем слоям времени, когда ещё при жизни Пушкина, в 1835‑м, был возведён маяк на Белосарайской косе (этот «при Александр Сергейче построенный маяк» упоминается в приазовском стихотворении Бориса Чичибабина). Да и вероятные детали краткого пребывания Пушкина в Приазовье (в период южной ссылки) не дают покоя исследователям.То есть к лучшим временам Мариуполя, к подлинному времени (Кайросу) устремлены автор и лирический герой «Письма».

  Мельниковское «Напиши мне потом…» перекликается с ещё одним приазовским стихотворением Чичибабина: 

Эти поздние сны не прими, ради Бога, за явь ты. 
Страшный суд подошёл, а про то, что и смерть не беда,
 я стихи написал на песках мариупольской Ялты, -
море смыло слова, и уплыли они в никуда

   «Я не умер, я сплю…» у Мельникова — «поздние сны», «смерть не беда» у Чичибабина.

  В донбасском контексте самым близким к мельниковскому «Письму» видится стихотворение Владимира Яковлева (1952—2016): 

Где‑то под Ясиноватой ты проснёшься (может быть)
И, ни в чем не виноватый, будешь в тот же миг убит. 
Ты потом очнёшься в поле. И тоска, как ржавый гвоздь, 
Снова грудь твою проколет, прошибёт тебя насквозь. 

Ты себя во сне увидишь с мёртвым сыном на руках. 
Ты на свет из мрака выйдешь и увидишь снова, как 
Где‑то под Ясиноватой вас накроет тот снаряд
И как в дымке синеватой ваши души воспарят. 

Ни креста, ни звёзд, ни крика — стылых губ не разлепить. 
Будешь молча горе мыкать, боль глотать и слёзы пить.
Будешь каждый день, поддатый, горький дым зубами рвать.
Будешь под Ясиноватой каждой ночью умирать.

  У этих стихотворений Владимира Яковлева (написано в конце 2014‑го) и Дмитрия Мельникова (начало 2022‑го) есть общий литературный предшественник — «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…») Лермонтова. Набоков писал о композиционных особенностях лермонтовского «Сна»:

  «Это замечательное сочинение… можно было бы назвать «Тройной сон». Некто (Лермонтов, или, точнее, его лирический герой) видит во сне, будто он умирает в долине у восточных отрогов Кавказских гор. Это Сон 1, который снится Первому Лицу. Смертельно раненному человеку (Второму Лицу) снится в свою очередь молодая женщина, сидящая на пиру в петербургском, не то московском особняке. Это Сон 2 внутри Сна 1. Молодой женщине, сидящей на пиру, снится Второе Лицо (этот человек умирает в конце стихотворения), лежащее в долине далекого Дагестана. Это Сон 3 внутри Сна 2 внутри Сна 1, который, сделав замкнутую спираль, возвращает нас к начальной строфе».

  Лермонтову оставалось несколько месяцев до июльского дня, когда сбудется это пророчество. (Чаадаев к тому времени уже сформулировал: «Вы часто слыхали, что сон есть образ смерти; мне кажется, что сон есть настоящая смерть, а то, что смертью называют, кто знает? — Может быть, оно‑то и есть жизнь? — Моё я прерывается сном, смертью — нет».)

  Кавказские горы у Лермонтова, донецкая степь у Яковлева, Азовское море у Мельникова: 

"И солнце жгло их жёлтые вершины
 И жгло меня — но спал я мёртвым сном"

«Ты потом очнёшься в поле. 
И тоска, как ржавый гвоздь,
Снова грудь твою проколет»;

«Я не умер, я сплю, и к моим сапогам
подступает Азовское море».

  Эти военные «мёртвые сны» (как и военные письма) схожи в разных столетиях, независимо от обстоятельств места.

   Андрей Дмитриев, Харьков

 https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.x...

Во всём мне хочется дойти до самой сути

    Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

    Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

    Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

    Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      "Когда хотел, чтобы был Бродский, а время делает Симонова"

        Одна хорошая, умная читательница написала мне в комментарии: "Когда хотел, чтобы был Бродский, а время делает Симонова..."  Всё правильно. Я бы тоже очень хотел "строчить романсы на вас", писать исключительно любовную и медитативную лирику. Это намного приятнее, чем писать стихи на военную тему. Уж поверьте.  Не вышло. Эпоха другая. Не мирная.   ...
      227

      Песенка пиратов

        Тайфуны огибают наш корвет  и в марселях гудит попутный ветер.  Но сколько б ни исполнилось нам лет,  мы продолжаем жить на белом свете.  А для бессмертья нет иных причин,  чем смелость, безрассудство и отвага  и то, что не боясь морских пучин,   ни перед кем мы не спускали флага.  Надёжен и проверен к...
      1338
      ilya 12 декабря 17:07

      Варро Вооглайд: Меня тошнит от всего этого

        Для справки: 1. Варро Вооглайд - один из немногих эстонцев, которые смело говорят правду в лицо власть имущим(точнее, загребущим), причём с трибуны парламента. 2. Кая Каллас - бывший премьер Эстонии, нынче зампред Еврокомиссии по иностранным делам. Дочь бывшего крупного деятеля КПСС Сийма Калласа, тоже бывшего премьера и в дальнейшем комиссара ЕС по борьбе с мо...
      205
      ilya 9 декабря 16:09

      "Люди царства своего не уважают больше".

        Итак, почему же Башар столь молниеносно проиграл?  На мой взгляд, он совершил две ошибки.  Первая – реформы. Это понятно, он очень хотел отличаться от своего отца. Но получилось, как у нас с императором Николаем I (который управлял сурово и без сантиментов, и ходил один везде без охраны), и с его сыном Александром II, что дал обществу много свобод, а ...
      394

      "Есть в сумерках блаженная свобода"

        Есть в сумерках блаженная свобода  от явных чисел века, года, дня.  Когда? – неважно. Вот открытость входа  в глубокий парк, в далёкий мельк огня.  Ни в сырости, насытившей соцветья,  ни в деревах, исполненных любви,  нет доказательств этого столетья, —  бери себе другое – и живи.  Ошибкой зренья, заблужден...
      261
      ilya 4 декабря 10:20

      Продолжение корейского сериала

      Ко мне воробей залетел из Кореи в окно среди зимнего дня, клюёт из ладони, дрожа и робея, он тоже, он тоже - родня...                Юнна Мориц  Похоже, свержение и преследование президентов - давняя национальная южнокорейская забава(нет бы, взять пример с северных соседей). Запасаемся попкорном и смотр...
      431

      "Возможность высказать себя". Два Поэта

        Я не сдаюсь, но всё-таки сдаю,  Я в руки брать перо перестаю,  И на мои усталые уста  пугающе нисходит немота.  Но слышу я, улёгшийся в постель,  Как что-то хочет рассказать метель.  И как трамваи в шуме городском  Звенят печально каждый о своём.  Пытаются шептать клочки афиш,  Пытается ...
      205
      ilya 25 ноября 10:25

      Ангелам-хранителям. Посвящение

        В каждом добром человеке  обитают голоса,  он без них прожить не может  ни полдня, ни полчаса.  Если чёрная наступит  в этой жизни полоса,  там такое вдруг подскажут -  не додумался бы сам!  На важнейших перекрестках  нашей жизни и судьбы  как заботливой рукою  установлены столбы,  и на каждом светофор...
      1928

      Алексей Решетов: "Возьми немного света моего"

        Я из чёрного теста, из пепла войны.  И стихи мои, как погорельцы, грустны.  Лишь закрою глаза, и опять я – малец,  В неокрепшее темечко метит свинец.  И несёт почтальон на потёртом ремне  Безотцовщину чёрную брату и мне.  Его называли ангелом уральской поэзии и одним из лучших лирических поэтов России второй половины 20 века. Знако...
      237

      "Забыв угрозы холодов, зацвёл орешник"

        Как ни крути, а стихотворением дня становится «Орешник» Ольги Старушко, написанный ещё в январе 2019 года:   Белеют косточки плодов  у ног черешен.  Забыв угрозы холодов,  зацвёл орешник.   День прибывает на глазах,  питаясь ночью.  И скоро чёрная лоза  слезу заточит. Горит закатный Чатыр-Дагв одеждах снежных,а здесь в до...
      333

      Один день из жизни воспитательницы частного детсада

           Воспитатель частного детского сада «Вундеркинд-487» Анна Петровна пришла на смену.  Первым делом по распорядку дня была встреча клиентов: именно так здесь называли детей.  — Простите, Вася сегодня не в ресурсе, не могли бы вы ее не напрягать на занятиях? — показала мама Василисы на взъерошенное зевающее создание с натянутыми...
      739
      ilya Военный параД
      20 ноября 12:01

      Операция "Уран"

         Контрнаступление советских войск, начавшееся 19 ноября 1942 года, вошло в историю как операция «Уран». Ход величайшего сражения всех времен и народов одним ударом повернулся, и нацисты, уже чувствовавшие, что они зубами выгрызли победу в тяжелейшей битве, оказались в отчаянном положении – а через 2,5 месяца изумленный мир наб...
      362

      "... И каждый для себя решил стоять и не сдаваться".

        – Какие новости, браток,  Хороших нет сегодня?  – Не подведен войны итог,  но милости Господней  теперь, как прежде, нет конца.  Два наших молодых бойца,  сражались в одиночку  и огневую точку  держали до прихода сил,  и каждый для себя решил  стоять и не сдаваться.  Такие вот красавцы,Закарья и Абубакар,он...
      323

      Вопрос Художнику

      Картина Пабло Пикассо "Женщина в кресле"  Выставка Пикассо в Париже. На вернисаже присутствует сам Художник.   Янкель, уже давно живущий в Париже, взял с собой на выставку двоюродного брата Шмуля, только что приехавшего из польской провинции.  — Почему он пишет такие странные картины? – спрашивает Шмуль.  Янкель задаёт этот вопрос Ху...
      587

      Только позывные

                             «Мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут»                                                              Владимир Владимир...
      292

      "Если вы ненароком полюбили кота..."

        Если вы ненароком полюбили кота, вовсе необязательно на нём жениться.   Раньше я избегал с котами отношений, потому что не знал про них столько хорошего. И выращивал дома только два биологических вида: жену-человека и некрупных мух. А когда встречался глазами с бездомным котиком, вспоминал про блох и оборванные занавески. И оставался твёрд.&n...
      552
      ilya КИНО ПО ВЫХОДНЫМ
      8 ноября 20:31

      Другой Ален Делон

        Сегодня блистательному Алену Делону исполнилось 89 лет. К сожалению, его уже не поздравить. Но можно просто вспомнить. Например, одну из первых его ролей в фильме Лукино Висконти 1960 года "Рокко и его братья". https://rezka.ag/films/drama/12834-rokko-i-ego-bratya-1960.html     Фильм интересен тем, что снят по мотивам "Братьев ...
      2177
      ilya 8 ноября 19:53

      "У людей порядочных не осталось права на политическую наивность"

        Одни мерзавцы проиграли президентские выборы в США. Другие их выиграли. Народы мира - их корм - наблюдали этот процесс, как герои «Парка Юрского Периода» следят за дракой динозавров, где обе стороны - представители враждебной нам фауны.   Пришли времена, когда у людей порядочных не осталось права на политическую наивность. Дуализм власти выстроен на шантаж...
      293

      Прощание с осенью

         Давно хотелось познакомить читателей с этим стихом. С мудростью поэта, известного больше как автора и исполнителя замечательных песен. Знаком с ним - со стихом, конечно - полжизни. Это не поётся - но под это звучание хорошо думается.   Осенний холодок. Пирог с грибами.  Калитки шорох и простывший чай.  И снова  неподвижны...
      314
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика