Надоело ужасаться безграмотному освещению проблемы chatGPT.
Этой гопоте уже что только ни приписали: "ИИ сказал", "ИИ придумал", "ИИ предсказал", "ИИ принял решение" - и т.п. и т.д.
Пишут так, как будто это субъект, да ещё и наделённый разумом (ну как жеж, "интеллект" ведь), волей, желаниями, наличием свойства целеполагания и т.д. и т.п. - и он убьёт нас всех и все мы умрём.
Чтобы понять, что нет никакого субъекта с интеллектом в программе вероятностного подбора слов к цепочке предыдущих слов, бложики и газетки прочитать недостаточно. Тут надо почитать профессиональную литературу, учебники. Ознакомиться с тем анализом проблемы "ИИ", который был сделан мыслителями второй половины 20-го века - в т.ч. и крупнейшими фантастами (например, А.Азимов, А.Кларк, С.Лем).
При написании этой заметки не было и мысли заменить их всех коротким текстом - это было бы неуважением.
Однако при решении сложных проблем часто помогают эмоции - они сокращают путь.
Вот один пример эмоционального рассмотрения проблемы, сделанный крупным русским поэтом В.Брюсовым в стихотворении "Числа" в 1898-м (!!) году (вспомните - компьютеров ещё не было даже в мыслях):
"Не только в жизни богов и демонов раскрывается могущество числа.
Пифагор
Мечтатели, сибиллы и пророки
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли — вне сознания — далеко,
Туда, где светят царственные числа.
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводником нелицемерным светит:
Едва откроется намек случайный,
Объемлет нас непересказный трепет.
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплотные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумиям с вершины вдохновенья!"
А вот другой пример такого же рассмотрения, он принадлежит перу крупного русского поэта Роберта Рождественского - стихотворение "Программистам, обучающим ЭВМ", 1977-й год:
"Проводов натруженные жилы.
Алгоритмов сомкнутая мощь.
Учится
писать стихи
машина.
Я не против.
Я хочу помочь.
Я её программы
не нарушу,
одобряя стихотворный зуд…
Только
мало — в рифму.
Надо — в душу.
Рифмы рифмами.
Не в этом суть…
Пусть же, как положено,
вначале
втиснутся
в машинные зрачки
уравненья
счастья и печали,
формулы
удачи и тоски.
Но однажды пусть
она, машина,
осадив
свой электронный бег,
зная все конструкции снежинок,
тихо спросит:
'Что ж такое снег?…'
'Как это возможно —
запах детства?…'
'Почему вам снится скрип саней?…'
И пускай
непостижимо тесно в ящике железном
станет ей!
Пусть она,
как мы,
почует ветер.
Испытает пусть,
к земле склонясь,
зависть к тем,
кто жил до нас на свете.
Ревность к тем,
кто будет после нас.
(Это сделать непременно стоит,
если уж всерьёз
учить её…)
Пусть она —
хотя бы раз —
застонет, ощутив бессилие своё.
Пусть почует жар нетерпеливый
и запомнит
как приказ: 'Живи!'
Если б вся любовь
была счастливой,
не было бы
песен о любви…
Поднимаясь на дыбы ершисто,
собственный
обозначая путь,
пусть она
единожды
решится
(не подумав!)
сделать что-нибудь.
Пусть потом опомнится.
Остудит
мозг несметный.
Но — ему назло —
проклянув себя,
опять поступит
глупо,
нелогично
и светло!
Спутает, что важно,
что не важно.
Вымолвит:
'Какие пустяки!..'
…Может быть, тогда
машина ваша
и напишет
настоящие
стихи.
"
Нужно понимать простую вещь: время, о котором писали В.Я.Брюсов, С.Лем, Р.И.Рождественский, - ещё не то, что не пришло, а, как минимум, далеко.
А что мы имеем? Безумный (в том смысле, что без какого-либо разума, ума, интеллекта, воли, сознания, эмоций, целеполагания) генератор текстов, которые только выглядят осмысленными.
И бесконтрольное использование этого генератора может безнадёжно захламить уже и без того сильно захламлённую Сеть. Да так, что тексты, написанные людьми, в этом хламе потеряются.
А если этому тупому генератору ещё и доверить управление людьми (что будет граничить с преступлением против Человечества Земли), то кошмар действительно наступит.
Остаётся надеяться, что цивилизации удастся преодолеть и эту глупость.
Оценили 2 человека
6 кармы