• РЕГИСТРАЦИЯ

Та битва не закончилась и сегодня

5 3785

21 сентября 1380 г. на Куликовом поле произошло судьбоносное для России сражение


Мамаево побоище или Побоище на Дону – называли изначально это сражение на Руси. Именно такое название отражало долгие чаяния русских людей на освобождение от монголо-татарского ига. Но по мере того как это событие отдалялась, современники все больше понимали его роль в становлении, развитии и удержании российской государственности. И через четыре с лишним века историк Н.М. Карамзин определил «побоище» как Куликовскую битву, определив, таким образом, его значение не только для российской, но и мировой истории, поставив в один ряд с такими же судьбоносными битвами других государств и народов.

А недолгое время спустя фельдмаршал М.И. Кутузов подтвердил этот вывод на практике. В трудные дни отступления русской армии и ее подготовки к контрнаступлению против Наполеона в 1812 г. полководец писал, что предстоящие сражения русских воинов, пришедших в Тарутинский лагерь, потомки будут ставить в один ряд с победой на реке Непрядве. Тарутино положило конец нашествию «двунадесяти языков» (европейских) на Россию.

 У слияния Дона и Непрядвы, на поле Куликовом, в православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы сошлись в смертельной схватке русские полки во главе с князем Московским и великим князем Владимирским Димитрием Ивановичем с многоциональным войском бейлербея Мамая (тур. вeylerbeyi, бек всех беков).

Русские победили армию, численностью превышающую ее минимум в полтора — два раза. Более того, монголы за годы, предшествующие их приходу на Русь, покорили почти весь азиатский континент — от Тихого океана до Урала и Кавказа, — на гигантском пространстве которого было немало мощных государств, стали закаленным в боях войском, абсолютно уверенным в своей победе и несокрушимым в глазах врагов. Но на этот раз потерпели полный крах.

«Велик Бог Христианский!», — воскликнул Мамай, глядя на то, как его воинство, бросая оружие и доспехи, бежало с поля боя.

Так что же это было за сражение, в котором русские хотя и потеряли более трети своего войска, но наголову разбили ордынцев?

Для понимания истинного смысла и значения Куликовской битвы необходимо иметь представление о своеобразии Мамаевой Орды. Со второй половины 1350-х гг. темник (командир 10 000 воинов) Мамай становится наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 г. при хане Бердибеке, на дочке которого женился, занимал должность бейлербея — одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховным судом. Власть Мамая была велика, но, не будучи Чингизидом, он не мог стать во главе Золотой Орды и путем дворцовых переворотов назначал послушных ему ханов.

На 1379-1380 гг. приходится апогей его могущества. Все правобережье Волги, Донские степи, Предкавказье и Крым целиком находились под рукой Мамая. Со столь огромной территории ордынских кочевий он мог собрать значительное по численности войско, хорошо подготовленное к конному бою. В летописных повестях о Куликовской битве упоминаются такие участники коалиции Мамая, как черкасы (адыги), ясы (осетины), бесермяне, буртасы и армяне (народы и переселенцы Волжской Булгарии). Однако рассчитывать на победу, имея только перевес в коннице, Мамай не мог. Он прекрасно понимал, что ему будет противостоять хорошо экипированное и обученное русское войско, в котором основной силой является пехота: обе стороны были осведомлены о действиях и состоянии дел друг друга.

При этом центром Мамаевой Орды было не Нижнее Поволжье, а Крым, отделенный от золотоордынского центра тысячекилометровым пространством, фактически это была автономия. Но, главное, Крым тех времен играл значительную роль в геополитическом плане, так как даже на те события, что далеко выходили за пределы региона, решающее влияние оказывали генуэзцы.

Обычно полагают, что итальянское внедрение в Крым имело одну цель — торговлю, в том числе рабами. Это далеко не так. По мнению известного историка С.А. Секиринского, «Крым и его приморские города являлись одним из путей экспансии римско-католической церкви на Север и Восток. Отсюда такой интерес папства к крымским делам». В 1320 г. в Кафе (Феодосии) было основано католическое епископство; его границы простиралась от Сарая на Волге до Варны в Болгарии И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей и организаторов похода Мамая на Москву.

На подготовку войны генуэзские банкиры выделили такие средства, что Мамай к лету 1380 г. сумел собрать огромное по тем временам войско.

На эти же деньги генуэзцы наняли в Европе 4000 пехотинцев-копейщиков, которые должны были усилить конное войско Мамая.

 Этот закованный в сталь отряд был доставлен на генуэзских кораблях через Средиземное, Черное, Азовское моря к устью Дона, откуда двинулся на соединение с основными силами. Вместе с ним к Мамаю прибыли 10 представителей крупнейших генуэзских банков и торговых компаний, финансировавших его поход, для контроля над тем, как расходуются деньги, чтобы вернуть их с избытком. (Для банкиров война всегда была прибыльным делом.)

Мамай шел карать Русь. За то, что в 1378 г. войско князя Московского разбило на р. Воже его отряды. За то, что уже шесть лет князь Дмитрий не платил дань Орде и не намеревался платить. За то, что игнорирует ордынские ярлыки (разрешения)… Да просто за то, что этот народ — православный, русский…

Собираясь на войну против Москвы, Мамай заключил союз с великим князем Литовским Ягайло. Который, кстати, после прихода к власти в 1377 г., видя неуспех экспансионистской восточной политики Ольгерда (своего отца), твердо решил «добиваться ее поддержки католическими державами и папством ценою принятия христианства» (католического). Он, как известно, не пришел на Куликово поле – то ли не успел, то ли предвидел итог… Тем не менее его отряды сумели поучаствовать в общем с Ордой деле: они занялись нападениями на обозы русских полков и убивали даже раненых.

На папском престоле находился тогда Урбан VI (1378—1389), который издал буллу, предписывающую «магистру Ордена доминиканцев назначить специального инквизитора "для Руси и Валахии" (область между Карпатами и Дунаем)». В булле подчеркивалось право и обязанность инквизитора, пользуясь всеми средствами, какими инквизиция располагает, искоренять «заблуждения» на Руси. Папа также предложил насильственно обращать в католичество русских на землях, подвластных Литве, Польше и т.п., применяя со всей строгостью «принудительные меры вплоть до телесных наказаний» (казни).

Россия отвергла католицизм и не приняла систему европейских (западных) ценностей, как тех времен, так и нынешних. Именно в этом, и только в этом, заключается главная причина того, что Запад испокон веков ненавидит Россию.

К 1380 г. Рим создал единый фронт антирусской агрессии (эдакое средневековое НАТО), простиравшийся от Скандинавии до Средиземного моря: на севере — шведы и крестоносцы, в центре — поляки, Литва и крестоносцы, а на юге — Мамай, итальянцы, французы и другие представители католической Европы. Таким образом, на Куликовом поле Русь сражалась с объединенными силами Запада и Востока, которые практически управлялись из Ватикана.

В этой связи надо подчеркнуть, что и Мамай ставил несвойственные в прошлом для Золотой Орды задачи: разгром православной церкви и полное политическое подчинение русских земель. Его заявления, согласно русским летописям, не оставляли сомнений в подобных планах: «Христианство погубим, а церкви сожжем, а законы их изничтожим. Я не хочу так поступить, как Батый... приду на Русь и убью князя их... тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем». Тогда Русь и весь православный мир впервые в своей истории оказались перед угрозой полного уничтожения (как и сейчас!). В этом контексте значение победы на Куликовом поле обретает уже вселенский и судьбоносный смысл.

Такие же цели ставили перед собой и следующие за Мамаем завоеватели. Скажем, шведский король Карл XII, который намеревался уничтожить православие, заменив его протестантизмом. Наполеон, создавший безбожное (антихристианское) государство, тоже видел врага в православии. Германский император Вильгельм II ненавидел Россию по причине ее приверженности православной вере. Гитлеровские войска несли с собой не только идею геноцида славян, но, прежде всего, принудительного отвращения их от православия к язычеству. Таким образом, война не на жизнь, а на смерть между Московским княжеством и Мамаевой Ордой настолько далеко вышла за рамки своего времени, что не закончилась даже сегодня. Ответом на это предостережение из прошлого и посылом в будущее можно считать слова нашего президента Владимира Путина: а зачем нам нужен такой мир, если в нем не будет России?..

На смертный бой вышли все, кто смог. В поход на Дон выступили отряды и полки из городов и волостей великого княжения Москвы ­- Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, дружины Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского княжеств, Пскова и Новгорода Великого, а также служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Перед последним переходом к Дону к русскому войску присоединились дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей.

В одном строю стояли и князья, и холопы, и профессиональные воины, и ополченцы, и бояре, и крестьяне. После битвы Дмитрию Донскому донесли о гибели 500 бояр, а из 40 князей пало в сече — двенадцать…

 Нашествие Наполеона, Бородинское сражение – там тоже «графья», князья сражались бок о бок с простыми крестьянами. На Куликовом поле зачиналась эта традиция! Притом что до этой битвы русские земли почти полтора столетия стонали под игом Золотой Орды — Русь не предпринимала попыток начать войну за освобождение, и, казалось, народ уже никогда не поднимет голову. Моисею 40 лет понадобилось на то, чтобы вытравить раба из душ соплеменников, и он водил их по пустыне. А русские люди поднялись за веру, за землю — за все то, с чего начинается Родина.

Удивительно, но приходилось читать и слышать, что не было никакого ига, а был некий симбиоз – Руси и Орды, так как, дескать, ордынские законы предписывали веротерпимость к покоренным народам. Это неправда, это были отношения унижаемого и бесправного холопа и беспощадного, жадного хозяина. Так, до середины XIV в. на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных походов золотоордынцев. Последствия такого нашествия были исключительно тяжелыми. Резко сократилось население, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси в XII—XIII вв. около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села. Гардарика (страна городов), как называли Русь варяги, исчезла с лица земли, просто канула в Лету. Учитывая размеры территорий и количество населения тех лет, ущерб и страдания русских людей от монголо-татарского ига вполне сопоставимы с теми разрушениями и народным горем, которые приносили нашей Отчизне войны, развязанные преимущественно Западом, так как именно оттуда совершались все последующие нашествия на Русь.

 И еще: ежегодно только Владимирское княжество выплачивало дань Орде сначала 5000 рублей, а потом — и все 7000. А рубль того времени — это 200-граммовый слиток серебра. На Руси не добывали этот металл, его надо было закупать. Дань высасывала из народа все соки. На поле брани, заметим, Нижегородское княжество не смогло выставить боеспособные полки, настолько было обескровлено постоянными набегами ордынцев. Тогда вообще все происходило в условиях еще не сформировавшегося единого русского государства, когда между властителями отдельных русских земель шла неприкрытая борьба за главенство, а ход и итоги этой борьбы определялись в значительной степени извне — политикой Орды и Литвы.

На Куликово поле не пришли рати Михаила Тверского, который выжидал результатов похода Мамая. А также - Олега Рязанского, который формально принял сторону Мамая...

В сознание потомков князь Димитрий вошел, прежде всего, как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

Победа на Куликовом поле потрясла до основания Золотую Орду, ордынцы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников. После битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала, хотя и продержалась еще целый век.

В укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сегодня его назвали бы главным идеологом государства Российского. (Но нынче мы существуем без всяких идеологий, потому и болтаемся в междувременьи как в воде поплавок без грузила.) На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для сражения с полчищами Мамая, Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности дружин.

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Зачем он дал этих иноков, коим надлежало пребывать в монастыре, постах и молитвах?

Они стали зримым свидетельством того, что поход благословлен преподобным Сергием. И значит, их ждет не просто сражение, а священная война за веру. И кто погибнет на этой войне, тот получит венец мученика. А кто на войну не пойдет — предатель и богоотступник. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15.13). Но преподобному явно было известно нечто такое, что нам приоткрылось лишь спустя столетия после битвы...

По обычаю тех времен сражения начинались поединком двух воинов, который имел большое моральное значение. Орда выставила облаченного в броню, при полном вооружении, непобедимого доселе богатыря Челубея, на счету которого было более 300 побед в единоборствах. Со стороны русского войска на бой вышел человек, облаченный не в стальные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами и даже без щита — лишь с одним копьем. Оба на полном скаку ударились копьями, и Челубей замертво упал на землю, а смертельно раненого Пересвета конь донес до русского строя, где он и скончался на руках боевых побратимов. Смерть его видели немногие, и московское войско воспрянуло духом, ордынское же приуныло.

Через шестьсот лет во время путешествия нашей спортивной делегации на Тибет, неожиданно выяснилось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Противником Пересвета был не просто монгольский богатырь, а тибетский монах, освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. Причем Челубей достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Возможности такого бойца возрастают за счет привлечения путем магических заклинаний могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате он впускает в себя «силу зверя», превращаясь в некий симбиоз человека и беса. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая после смерти не сможет освободиться от этих жутких объятий сил тьмы. Итак, победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник принял вызов темных сил и одолел их.

На Куликовом поле произошло воистину духовное сражение. Армия Мамая воплощала собой вселенское зло, и его нужно было остановить.

В ночь на 8 (21) сентября русские полки форсировали Дон. А утром изготовились к бою, имея за спиной Дон и р. Непрядву: для того, чтобы защитить водными преградами тыл и фланги. Но не только. Решением военного совета при князе Димитрии именно таким образом все пути назад были отрезаны, и стоять надо было только насмерть. (Вспомним 1941-й, политрука Василия Клочкова и его навечно вписанный в нашу историю призыв к воинам: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!..») О самой битве столько написано и сказано, что повторяться не хочется. Остановлюсь лишь на нескольких существенных моментах.

Первый и самый мощный удар принял на себя Передовой полк. Он весь полег под напором ордынской конницы, но с места не сошел. Об него как о скалу разбился ордынский строй и утратил свою первоначальную силу.

А знаете, почему Пересвет вышел на бой не в доспехах, а в одежде схимника? Оказалось, длина его копья была намного меньше, чем у противника. И Пересвет посчитал, что если копье врага ударит его в незащищенную доспехами грудь, то настолько войдет вглубь, что позволит продлить удар своего копья и достанет супостата! Доспехи могли помешать, как утверждают исследователи Куликовской битвы...

Божий человек Пересвет шел на смертный бой – и, смертью смерть поправ, сделал первый шаг к русской победе на поле Куликовом. А за ним в бессмертие шагнуло все воинство. Протоиерей Владимир Силовьев, настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи погибших героев битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби, говорил, что благодаря Куликовской битве наш народ стал «удерживающим», то есть он позволяет человеческой истории продолжаться, отодвигая конец света.

Битва была поистине народная, и чашу горькую испили все. Народной была и победа. И с тех пор государственной традицией на Руси стала народность. Православие органически вплелось в саму основу государства, стало его духом. Поворот в русской истории, связанный с Куликовской битвой, отмечен утверждением независимости Московской митрополии, а также поучительным уроком смирения великокняжеской власти перед Церковью. На Куликовом поле зародилась будущая Российская империя на принципах, на которых она существовала и на которых только и держится прочно. Самодержавие как эффективная власть государства. Православие как священная душа государства. Народность как могучая сила государства.

Битва получила широкий международный резонанс. Далеко не случайно германский историк XV века, иерарх католической церкви Альберт Кранц назвал эту победу русских «величайшей в памяти людей».

По емкому выражению историка В.О. Ключевского, именно на Куликовом поле родилось Московское государство. Но сейчас, судя по всему, нас ожидает новая Куликовская битва.

И русская земля опять призовет к своей защите и нового преподобного, и второго Пересвета, и, главное, востребует князя-объединителя, князя-защитника… Она уже их требует.


На фото: картина народного художника России Сергея Присекина «С Победой!»

http://www.stoletie.ru/territo...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    Только посмотрите на этот документ, подписанный ЧВК Вагнер 1 мая 2014-го
    • Andreas
    • Вчера 20:03
    • В топе

    Сегодня, 1 мая - день рождение ЧВК "Вагнер". Юбилей, 10 лет. Многие сейчас продолжают спорить о том самом походе Пригожина 24 июня 2023 года. Дошел бы он тогда до Кремля? Или не дошел...

    «Москва подала нам пример»: Китай аплодирует тому, как Россия арестовала активы американского банка JPMorgan
    • amurweb
    • Сегодня 09:23
    • В топе

    Валентин Катасонов: США больше не будут трогать «русские доллары»Арест в России активов и недвижимости американского финансового конгломерата JPMorgan Chase вызвал на Западе такой шок, ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox 28 апреля 20:08

      Все будет погублено, если Христа воспримут как земного царя

      28 апреля — Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — это событие, которое связано с воскресением Лазаря и помазанием Господа в Вифании. Воскрешение Лазаря не могло не потрясти всех. От века не было видано, чтобы кто воскресал из мертвых, да еще четверодневный, со всеми признаками распада. И как только слухи об этом ста...
      304
      Ros Orthodox 20 апреля 13:59

      Похвала Пресвятой Богородицы

      Похвала Пресвятой Богородицы — это торжественный праздник, совершаемый в субботу пятой недели Великого поста. Празднование было установлено в VII–IX веке ради неоднократного избавления Пресвятой Богородицей града Константинополя от нападения военных захватчиков (626, 668–685, 716–741 гг.). История праздника Похвалы Пресвятой БогородицыВ конце июля 626 ...
      94
      Ros Orthodox 14 апреля 15:57

      Тридцать ступеней, ведущих на небеса

      Преподобный Иоанн Лествичник Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых (Лествица. 1:3)«Лествица», или «Скрижали духовные», является одним из самых значимых ...
      984
      Ros Orthodox 12 апреля 22:19

      Космос - русский!

      12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли Ни октябрьские, ни майские праздники, никакие восьмые марты и близко не могут дать впечатление о том, что было 12 апреля 1961 года в России. Это сравнимо только с Днём Победы 9 мая. Демократические митинги, шествия коммунистов или демократов, теперешние многолюдства молодёжи — это...
      172
      Ros Orthodox 12 апреля 22:12

      ПОЧЕМУ ВСЕ ЛАВРЫ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ – УСПЕНСКИЕ?

      Об особом почитании православными Пресвятой Богородицы – митрополит Антоний (Паканич). Киево-Печерская Лавра – Почему именно праздник Успения Пресвятой Богородицы - один из самых любимых, самых главных, ведь Богородица в этот день почила, этот день должен быть днем скорби? – Прежде всего, с точки зрения православной веры, не следует расс...
      472
      Ros Orthodox 1 апреля 11:49

      Святитель Николай Сербский: Пост — мощное оружие

      Пост — пост душевный и телесный — должен доставлять удовольствие и радость душе человеческой. Ибо пост есть оружие, весьма мощное оружие в борьбе против лукавого духа. Воин на поле брани скорбит, лишившись оружия, так как, безоружный, он вынужден бежать или сдаться. А обретя оружие, он радуется, ибо теперь может удерживать позицию и давать отпор супоста...
      328
      Ros Orthodox 1 апреля 11:25

      План окружения Харькова составлен в 1943 году генералами Красной армии

      Битва за Харьков: когда и как наши будут штурмовать город Фото: Станислав Красильников/ТАСС «Харьков присоединить к Белгородской области. Это лучший способ решения проблемы обстрелов Белгородской области», — сказал глава Белгородской области Вячеслав Гладков. В одном только Грайворонском городском округе, по данным губернатора, за неделю повреждено поч...
      173
      Ros Orthodox 31 марта 21:40

      Начало нашего спасения — увидеть всего себя в проказе

      А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Е...
      432
      Ros Orthodox 31 марта 21:33

      Париж наш!

      К 210-летию вхождения русских войск в столицу Франции Русская армия вступает в Париж В марте 1814 года Союзные войска подошли к столице Франции.В те времена Париж был самым населённым городом Европы (более 700 тысяч жителей). С трёх сторон он был «прикрыт» водами Сены, а с четвёртой природными возвышенностями. Его защищал гарнизон в 40 тысяч солдат при...
      104
      Ros Orthodox 31 марта 21:28

      Как армии Ватутина освободили Киев

      Общая ситуация Советские сапёры строят переправу через Днепр северо-восточнее Киева. Октябрь – ноябрь 1943 г. Красная Армия на широком фронте вышла к Днепру, форсировала его с ходу и коренным образом изменила ситуацию на фронте в свою пользу. Главный немецкий оборонительный рубеж на Днепре – «Восточный вал», был прорван.Тем не менее германское командов...
      115
      Ros Orthodox 29 марта 13:26

      "Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это – безумно, и крайне гордо!"

      Письма к мирянам. Письмо 203. О невозможности спасения иноверцев и еретиков Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христиан...
      131
      Ros Orthodox 29 марта 13:13

      Не пропустите Пассии! Четыре особые службы Великого поста, которые совершаются воскресными вечерами в храмах

      31 марта, 7, 14 и 21 апреля. Во многих храмах четыре воскресных вечера Великого Поста совершается не очень продолжительное, но трогательное и потрясающее душу богослужение — Пассия. Во время него как бы разрывается ткань времени, и всякий, слушающий песнопения, Евангельское чтение, входит в другое время и иную реальность, переживая самое страшное событие в истории люд...
      399
      Ros Orthodox 27 марта 20:53

      Живем все лучше, а детей все меньше: почему в богатых странах падает рождаемость и как ее увеличить в России

      Демограф Владимир Тимаков: бороться за традиционные ценности нужно в интернете Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ Как-то ученые провели такой опыт на мышах: дали им навалом еды, питья, игрушек. Сперва мыши ужасно обрадовались и на радостях стали активно плодиться. А потом поняли, что это не обязательно. Одним словом - заелись. Плодиться в итоге они перестали и....
      154
      Ros Orthodox 27 марта 20:42

      Русский народ стал астрологическим народом

      Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимоеВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, как изменилась вера россиян в сверхъестественное и необъяснимое за последние полтора десятилетия.«В современном мире, в эпоху научного и технологического прогресса, растет процен...
      918
      Ros Orthodox 27 марта 20:21

      В Госдуме хотят защитить российских врачей от уголовного преследования

      Законопроект также призван поднять престиж профессии, отмечают его авторы Фото: Global Look Press/Alexander Legky Группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым предлагается характеризовать действия врачей по лечению пациента как «медицинскую помощь», тогда как сегодня они носят название «медицинская услуга». Измене...
      619
      Ros Orthodox 27 марта 20:09

      "Вся армия России знала, что я дошел до своих". Подвиг сержанта Юрия Мушенкова

      Юрий Мушенков © Валерий Шарифулин/ ТАСС Герой России сержант Юрий Мушенков не любит рассказывать о своих заслугах. Самое сложное для него — вновь и вновь вспоминать и переживать события, произошедшие в июне 2023 года в зоне спецоперации. Звезду Героя России командир инженерно-штурмового подразделения получил за спасение боевых товарищей. Во время...
      2996
      Ros Orthodox 24 марта 18:16

      Только этими словами и может быть утешено человеческое сердце.

      Беседа пятнадцатая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Христианская вера есть вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Прочтем слова апостола Павла:«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадц...
      290
      Ros Orthodox 24 марта 11:29

      Жить по-русски

      Всё больше убеждаюсь, что ни дорога на Запад, ни поворот на Восток не сулят нам процветания и благоденствия. Никому, кроме самих себя, мы не нужны. И Восток, и Запад будут использовать нас в своих интересах.Везде мы будем чужими. И если мы хотим жить дальше, то мы должны жить по-русски. А что такое жить по-русски? И возможно ли это?Задумывались ли вы о том, как так по...
      1502
      Ros Orthodox 23 марта 12:05

      Вера не заключается в одном соблюдении установленных правил и предписаний

      Христианская вера — это служение. Это любовь к Богу и к людям.Случилось Иисусу в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в до...
      591
      Ros Orthodox 23 марта 11:48

      "Смерти нет": молитва о невинно убиенных жертвах теракта в "Крокус Сити Холле"

      Чудовищную трагедию в подмосковном "Крокус Сити Холле" ещё предстоит осмыслить в полной мере. Но самое главное, что можно сделать сейчас - это помолиться о невинно убиенных, в минуты своей страшной гибели ставших воинами Христовыми. Как это сделать - в материале "Первого русского".В этот день хочется только молчать и молиться. Праведному гневу ещё найдётся своё время ...
      132
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика