Тридцать ступеней, ведущих на небеса

3 976
Преподобный Иоанн Лествичник

Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых (Лествица. 1:3)

«Лествица», или «Скрижали духовные», является одним из самых значимых христианских текстов всех времен. Ее автор – святой Иоанн – назван в ее честь – св. Иоанн Лествичник. Он также известен как св. Иоанн Синайский; Синай – гора в Египте, на которой Моисей видел Бога и получил скрижали с десятью заповедями (ср. Исх. 3 и 31:18), где Иоанн был монахом в монастыре св. Екатерины.

Самые ранние сведения о монашеской жизни на Синае мы узнаем из путевого журнала, написанного между 381 и 384 гг. Когда Иоанн в возрасте шестнадцати лет пришел в монастырь св. Екатерины, возможно, во второй половине VI века, монашеская жизнь была там уже устроена. В то время на Синае практиковались три формы монашеской жизни: общежительная, или жизнь в киновии (братия, живущая совместно с общей молитвой и богослужениями под руководством настоятеля); уединенная, или отшельническая (пустынник или отшельник, живущий в одиночестве в близлежащей пустыне); и полу-отшельническая (небольшие монашеские сообщества, или скиты, состоящие из духовного наставника и одного или двух монахов, живущих совместно близ монастыря).

Св. Иоанн прошел все три формы монашеской жизни. Сначала он вел полу-отшельническую жизнь, а затем стал отшельником. Когда св. Иоанн жил в пустыне, он время от времени принимал посетителей – по большей части своих братьев-монахов – и скоро обрел репутацию святого, имеющего дар духовного видения. После сорока лет жизни в уединении его избрали настоятелем монастыря св. Екатерины.

В то время, когда св. Иоанн был игуменом монастыря св. Екатерины, он и написал «Лествицу» по просьбе другого настоятеля, в качестве духовного руководства для монахов. В ней описаны тридцать ступеней совершенствования монаха на пути духовного восхождения. После того, как св. Иоанн закончил «Лествицу», он оставил свой пост настоятеля и опять вернулся к отшельнической жизни, которую вел вплоть до своей кончины в середине VII века.

Вскоре после этого «Лествица» вышла за пределы монашеских общежитий, и вот уже многие столетия ее любят и читают миряне. Даже вне монастырских стен, где «Лествица» читается за богослужением во время часов, многие православные христиане читают ее во время Великого Поста. Но, несмотря на известность этой книги, мирянам не всегда просто применить изложенное в ней учение к своей собственной жизни, которая весьма отличается от той, для которой написана «Лествица». Поэтому пояснения, подобные тем, что вы найдете здесь (хотя бы и написанные человеком, гораздо менее св. Иоанна преуспевшим в духовном совершенствовании), могли бы быть весьма полезны.

Хотя было бы неверно или даже опасно отрицать, что «Лествица» написана исключительно для монахов, в той же мере было бы неправильно заключить из этого, что миряне не могут извлечь для себя никакой пользы из чтения монашеской литературы. Однако читать такие книги следует с рассуждением, особенно те, которые содержат наставления и руководства, как, например, «Лествица». И для новоначального может быть вредно пытаться следовать аскетическим упражнениям и религиозным практикам опытных старцев духовной жизни. Но в «Лествице» сокрыто сокровище для всех нас, если найдем в себе прилежание, чтобы открыть его, и достаточную зрелость, чтобы отсеять то, что, очевидно, для нас не предназначено.

На страницах этой книги вы найдете отрывки из «Лествицы», которые, по моему мнению, относятся ко всем христианам, хотя определенные ступени «Лествицы», относящиеся к монашеской жизни, рассматриваются в более мирском контексте. Это имеет особую значимость при рассмотрении первых трех ступеней: отречения от жития мирского, отложения попечений и уклонения от мира. Ибо автор «Лествицы» говорит здесь совершенно определенно: монах должен оставить жизнь в обществе и присоединиться к живущему своей жизнью монашескому сообществу или даже стать отшельником и не оглядываться. Для тех, кто призван не оставлять общество, а жить в нем, эти ступени следует понимать не столь буквально.

И хотя я намеревался сделать «Лествицу» доступной обычному мирянину, тем не менее, я пытался не поддаться соблазну просто избегать трудных, или даже спорных, мест, которые могут стать для верующих камнем преткновения. Эти места могут отвратить некоторых от чтения «Лествицы». И хотя данную книгу можно, конечно, читать независимо от самого труда св. Иоанна, «Тридцать ступеней, ведущих на небеса» никоим образом его не заменяет, а сопутствует ему.

Еще одним аспектом «Лествицы», требующим рассмотрения, является образ лестницы, восхождения, пути вверх. Наше духовное путешествие требует терпения и настойчивости – преодолевать ступени нужно по одной. Многим скоро прощаются грехи, но никто скоро не обретает бесстрастия, ибо для этого требуются время, горячее желание и Божья помощь. Ибо «никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы» (Лествица. 25:46). Необязательно также, чтобы ступени этой лестницы были расположены в одном и том же порядке для всех. Один долго и упорно борется со страстью, которую другой легко преодолевает; в то же время ему сложнее справиться с другой страстью, от которой первый освобождается без особого труда. Иными словами, десятая ступень для одного может быть двадцатой для другого, и на то, чтобы пройти одну ступень, могут потребоваться долгие годы.

Нельзя торопиться или быть нетерпеливым, ибо восхождение это весьма опасно. Всегда рискованно искать то, что находится вне нашей досягаемости. Известный символ «Лествицы» изображает монаха, падающего с высоты в пропасть. Самодовольство и самоуверенность – самое опасное, что может встретиться в духовной жизни, и им особенно подвержены наиболее ревностные христиане. Нам также следовало бы помнить, что духовного совершенства не могут достичь даже святые.

 Ибо бесстрастие есть «совершенное совершенных несовершаемое совершенство» (Лествица. 29:5), а последняя ступень этой лестницы, которая есть любовь, является непреходящей стадией, и мы никогда не достигнем ее конца ни в этой, ни в следующей жизни: «Конец сей любви бесконечен; и мы никогда не перестанем преуспевать в ней, ни в настоящем веке, ни в будущем, светом всегда приемля новый свет разумений» (Лествица. 26:152)

Если духовная брань кажется вам невозможной и борьба слишком тяжела для вас, не отчаивайтесь и не прекращайте бороться. Наше совершенствование в добродетелях зачастую больше похоже не на лестницу, а на катание с горки. Было бы неверным понимаем учения св. Иоанна думать, что те, кто в этой жизни не достиг высот духовного совершенства, обречены на погибель. «Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно» (Лествица. 26:82). Падать, снова подниматься и начинать все заново – в этом и заключаются покаяние и христианская ревность.

Еще одно предупреждение: очень немногие люди достигнут последней, тридцатой ступени этой лестницы. Если вы считаете, что сможете, вам лучше вернуться к самому началу.

Часть I. Разрыв с миром

Ступень 1. Отречение от жития мирского


«Богомолец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого». (Лествица. 1:4)

Каждый христианин призван к покаянной жизни: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:23, 24)

Перед крещением мы «отрекаемся от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его» (Чин оглашения).

Христос говорит нам: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители мои подвизались бы за Меня…; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). Поэтому тот, кто следует за Ним, тоже не от мира сего: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).

Апостол Павел предупреждает нас: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2).

Таким образом, из всего этого следует, что отречение от мира относится не только к монашеству, но ко всем христианам. И если монашеская жизнь подразумевает физическое отделение от мира или от людей (греческое слово «cosmos» имеет оба эти значения), большинство христиан должны жить в обществе. Более того, зачастую это общество нехристианское и может даже быть открыто враждебно христианскому вероисповеданию. Даже если мы живем в большом городе, погруженные вместе с другими людьми в свои повседневные заботы, мы призваны отречься от мира.

В этом смысле «мир» означает все то, что противостоит Христу и нашему спасению. «Мир» в значении творения Божьего хорош, и все мы (даже те, кто живет в монастыре) являемся его частью. И как бы ни были отдалены монастырь или хижина отшельника, все монахи живут под тем же солнцем, под той же луной, дышат тем же воздухом и разделяют землю и плоды ее со всем человечеством. Но как монах отвергает мирской образ жизни – погоню за богатством, тщеславие, гордость, плотские наслаждения, – так же и все христиане чуждаются всего этого, хотя некоторые из них и в меньшей степени. Христианский брак, хотя и не исключает плотских радостей, отнюдь не является разнузданной похотью и эгоистичным гедонизмом; и хотя всем нам нужны деньги, чтобы жить, мы не должны быть жадными и скупыми.

Не может быть ни аскетической жизни, ни подлинной духовности, если мы не хотим порвать с миром в том, что нам дорого и что составляет центр и средоточие всей нашей жизни. Св. Иоанн говорит о трех основных добродетелях, которые лежат в основании аскетической жизни и освобождают нас из рабства мирской суеты: ...

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ - 

https://azbyka.ru/otechnik/ant...

архим. Вассилиос Папавассилиу


Документальный видеопроект "Лествица"

протоиерей Игорь Фомин и Борис Корчевников

https://www.youtube.com/playli...


Поджигатели вертолета

Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

О драниках и роли личности в истории

Недавно сидели в одной "интернациональной" русской компании (великороссы, малороссы, белорусы) и как-то вышел разговор на региональные особенности русской кухни.Я и говорю: "У меня дед ...

Обсудить
  • .. сколько же этих мракобесов-дармоедов наплодилось .. мама дорогая .. .. а потом мы удивляемся почему у белой РАСЫ поражённой АНТИХРИСТОВЫМ .. .. иудео"христианством" .. НУЛЕВАЯ РОЖДАЕМОСТЬ .. а все остальные плодятся как кролики .
  • :hand: