• РЕГИСТРАЦИЯ

Бог на самом деле всемогущий? Не могу понять парадокс о создании камня

498 3273

Уверен вы слышали высказывание: может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Всемогущее существо может сотворить всё, что угодно, даже такой камень. И раз для Него нет ничего невозможного, то поднять Он тоже может всё, что угодно. Получается, Бог может поднять камень, который не может поднять. Я не понимаю, как выйти из этого противоречия, очень хочу разобраться

Кирилл


Отвечает иерей Сергий Савенков:

Здравствуйте, Кирилл!

Вопрос, который вас волнует, занимает умы людей на протяжении многих сотен лет, философы называют это — парадокс всемогущества. Есть разные варианты таких парадоксов: может ли Бог отрицать Самого Себя, может ли Бог создать треугольник сумма углов которого меньше 180 градусов, может ли Бог создать тюрьму, из которой не сможет выбраться, и так далее. Все эти вопросы объединяет то, что они построены по законам формальной логики, а значит по законам людей, но Бог не подчиняется законам тварного мира: времени, пространства и, в том числе, и логики.

Об этом хорошо знали мистики — люди, которые на своём опыте познали Бога. Одним из них был автор так называемых «Ареопагитик», или псевдо-Дионисий, труды которого стали известны в начале VI века. Несмотря на то, что авторство этого текста так и не установлено, его богословская чистота давно не вызывает ни у кого сомнения. В сочинении «О таинственном Богословии» псевдо-Дионисий пишет: «И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не сущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего, то есть все отстранив и от всего освободившись, ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака» (Дионисий Ареопагит / [Пер. с греч. и вступ. ст. Г.М. Прохорова]. Толкования / Максим Исповедник. - СПб. : Алетейя, 2002. - 863 с. (Византийская библиотека : ВБ : Источники))

Чтобы нам приблизится к пониманию этого текста я приведу комментарий на этот отрывок великого Богослова XX века Владимира Лосского: «Дионисий различает возможность двух богословских путей: один есть путь утверждения (богословие катафатическое или положительное), другой — путь отрицания (богословие апофатическое или отрицательное). Первый ведет нас к некоторому знанию о Боге, — это путь несовершенный; второй приводит нас к полному незнанию, — это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий Непознаваемому, ибо всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть все, что ниже Его, то есть все существующее. Если, видя Бога, мы познаем то, что видим, то не Бога самого по себе мы видим, а нечто умопостижимое, нечто Ему низлежащее. Только путем неведения можно познать Того, Кто превыше всех возможных объектов познания. Идя путем отрицания, мы подымаемся от низших ступеней бытия до его вершин, постепенно отстраняя все, что может быть познано, чтобы в мраке полного неведения приблизиться к Неведомому. Ибо, подобно тому, как свет — в особенности свет обильный — рассеивает мрак, так и знание вещей тварных — в особенности же знание излишнее — уничтожает незнание, которое и есть единственный путь постижения Бога в Нем Самом» (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. / Владимир Лосский; пер. с фр. В.А. Рещиковой. 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012.). Иными словами Бог принципиально непознаваем человеческим умом и никакие наши определения и понятия к Нему не приложимы. И гораздо лучше не умствовать о Боге, а познавать Его в молитве и Таинствах Церкви.

В заключении напомню известную мысль: Бог уже создал такой «камень» — это человек. Мы обладаем свободой воли и действия которые дарованы нам Богом. Он позволяет нам выбирать и принимать решения, хотя мы продолжаем говорить, — «Всё происходит по воле Божией». Клайв Степлз Льюис в своей книге «Проблема боли» пробует разрешить этот парадокс, вот что он пишет: «Нет предела Его власти. Вы, например, заявите: «Бог может дать существу свободную волю и в то же время Бог может отнять у него свободную волю», но этим вам вообще ничего не удастся сказать о Боге. Бессмысленное сочетание слов не приобретёт вдруг значения лишь от того, что мы добавим в него пару «Бог может». <…> Предпринять два взаимоисключающих действия для Бога не проще, чем для слабейшего из его творений; но не потому, что его власть наталкивается на препятствие, а потому, что чепуха остаётся чепухой, даже когда мы говорим её о Боге»

Мир Вам и радость от Господа!

https://foma.ru/bog-na-samom-d...


Верующие утверждают, что Бог всемогущ. Если это так и только так, то для того, чтобы доказать, что Бога нет, достаточно доказать, что всемогущества не бывает.

Вопрос не новый, и существует он во многих формах:

Может ли Бог создать такое большое море, что не сможет его выпить?

Может ли Бог так крепко заснуть, что не сможет потом проснуться?

Может ли Бог придумать такую сложную задачу, которую не сможет потом решить?

Может ли Бог создать такую маленькую частицу, которую не сможет разглядеть?

Может ли Бог создать такую широкую пропасть, что не сможет её перепрыгнуть?

Может ли Бог создать то, что способно уничтожить Его Самого?

... ну и так далее.

Конечно, можно поупражняться в софистике и, в отношении например последнего вопроса, справедливо ответить: "Бог может создать то, что способно Его уничтожить, и в Своём всемогуществе никогда не позволит этому произойти, вечно оставаясь бессмертным". Однако это частный ответ на частный вопрос, своеобразная уступка хромому логическому мышлению. Хорошо бы рассмотреть проблему с более общих позиций.

Если приглядеться к структуре вопросов, легко увидеть, что все они сводятся к следующему: Может ли Бог чего-нибудь не мочь? Или, если сосредоточиться на логике рассуждения: Может ли абсолютное всемогущество быть не всемогущим? Ведь если всемогущество может абсолютно всё, то оно должно одновременно мочь быть и не всемогущим, иначе будет иметься что-то, чего оно не может. Для подтверждения всемогущества требуется, чтобы всемогущество было не всемогущим. Но если абсолютное всемогущество одновременно умеет быть не таковым, то понятно, что оно не является абсолютным. Значит, абсолютного всемогущества не бывает.

Интересно, подобным образом дело обстоит только с качеством всемогущества? А если посмотреть на беспомощность? Вот представим себе абсолютную беспомощность. Понятно, что абсолютная беспомощность не может абсолютно ничего. Она не может сделать хоть что-то, быть хоть чем-то. Например, она не может быть беспомощностью. Она же всё не может? Значит, она не может и не мочь. Значит, она что-то может. Значит, она не беспомощность.

Обескураживает, правда? Если всемогущество хочет быть воистину всемогущим, оно должно уметь быть не всемогущим. Если беспомощность является таковой, она не может быть беспомощной. Получается, что не бывает не только всемогущества, но и беспомощности. Причем их не бывает не просто в каком-то конкретном случае, например при определенных обстоятельствах или в определенное время. Их не бывает как таковых, их нет как категорий по существу. Они не отражают свойств реальности, а являются тем, что древние греки называли логос фантастикос.

Теперь рассмотрим категорию деятельности как таковой. Понятно, что деятельность, взятая в своем абсолютном значении, должна включать в себя любую абстрактную, отвлеченную деятельность, в том числе и деятельность по бездеятельности, иначе это не абсолютная и всеобъемлющая деятельность. Но если деятельность умеет не делать, то это не чистая деятельность. Оказывается, деятельности как понятия тоже не существует. Впрочем, с бездеятельностью дела обстоят точно так же.

Можно добавить к рассмотрению еще несколько категорий, результат будет тот же, и он интересен. Путем строгих логических рассуждений (автор, например, не находит в них ошибок), мы получили предикаты (утверждения), которые не могут одновременно быть ни истинными, ни ложными. А вот это уже знакомо образованной части человечества. Это ни что иное, как следствие теоремы Гёделя о неполноте формальной логики. Или, говоря проще, существование утверждений, подобных вынесенному в заголовок статьи, является не свойством Бытия, а свойством нашего рационального мыслительного аппарата, и демонстрирует его ограниченность как инструмента познания реальности. Иначе говоря, мы сейчас получили доказательство не отсутствия всемогущества, беспомощности, деятельности или бездеятельности (эмпирически эти понятия не вызывают сомнений), а доказательство несоответствия рациональных выводов субъекта наблюдаемой им действительности, в который мы, например, без затруднений обнаруживаем логически не существующую деятельность.

Впрочем, из личного опыта, полученного во многих и многих случаях общения с любителями нападок на религию, автор вывел незыблемое правило. Вот оно: когда уровень объяснений превышает знания и эрудицию нападающего, а также возможности его мыслительной деятельности вообще, это раздражает и объяснения отторгаются. Не принимаются во внимание, как будто их и нет вовсе. Нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. Причина отторжения, кажется, довольно прозрачна. Отвергающие Бога настолько удовлетворены собственным глубоким убеждением своего же умственного превосходства над религиозниками, что принять противоположенное оказывается выше их нравственных сил. Проще предположить, что религиозники - умелые софисты. А математика... да плевать на нее, все равно ее никто не знает...

По этой причине автор стремится побыстрее утешить читателя и торопится заявить:

Бог не всемогущ.

Бог не может перестать быть Богом.

Бог не может прекратить Свое существование.

Бог не может сделать другого Бога.

Бог не может перестать быть всемогущим.

Бог не может ошибиться, поступить неоптимальным образом.

Бог не может нарушить Свои Собственные законы, по которым существует тварный мир.

Бог даже согрешить не может, во как !

Религиозный смысл вопроса о Боге и тяжелом камне таков: может ли Бог создать такое творение, над которым будет потом не до конца властен? Ответ прост: может, и создал уже. Это творение - мы, люди, человеки. Это над нашей свободной волей Господь не властен. Это мы являемся теми камнями, которые Бог не может поднять, если только мы сами не захотим подняться. Это нас Господь не может спасти, если мы сами не захотим (деятельно) своего спасения.

Напоследок остается только сказать, как могло такое получиться. А просто всемогущий Господь добровольно ограничил свое всемогущество в отношении человека. Не перестав быть всемогущим от этого Своего акта свободной воли.

Для тех, кто в танке. Вот мой сын без спроса скушал все варенье. В моей власти поставить его в угол, но я его просто пристыдил, потому что считаю, что это подействует лучше, чем насилие над личностью. Тот факт, что я добровольно ограничил свою власть над сыном, не означает, что я этой власти не имею.

http://www.missionary.su/rejec...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    О приёме Украины в НАТО

    Сейчас много говорят о возможном (или невозможном) приёме Украины в НАТО. Зеленский утверждает, что только приём Украины в НАТО может стать достойной гарантией безопасности, компенсирую...

    Новостишки от 23 февраля 2025: Дуда дудит, Зеленский звонит, Трамп заявляет, цены в России вырастут

    А шо там на Украине?**Западное пророчество: После завершения СВО Украину ожидают две волны эмиграции**Мечты идиотов: Украина подготовила предложение по обмену пленными с РФ в формате «в...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox 20 февраля 21:17

      Поэзия в христианстве #10. Арсений Тарковский. Вот и лето прошло…

      Вот и лето прошло,Словно и не бывало.На пригреве тепло.Только этого мало.Все, что сбыться могло,Мне, как лист пятипалый,Прямо в руки легло,Только этого мало.Понапрасну ни зло,Ни добро не пропало,Все горело светло,Только этого мало.Жизнь брала под крыло,Берегла и спасала,Мне и вправду везло.Только этого мало.Листьев не обожгло,Веток не обломало...День промыт, как стекл...
      169
      Ros Orthodox 20 февраля 20:50

      Главный духовный смысл сегодняшних событий, итог двадцатого века – все более успешные усилия врага, чтобы «соль потеряла силу», чтобы высшие ценности человечества превратились в пустые, красивые слова.

      Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престолаИз новой книги «Без царя. Православная монархия и "новый мировой порядок"» «Николай II накануне отречения»Фрагмент картины художника Валерия Алексеева, 2005 г. Тайна беззакония раскрывается не в одних только наших личных грехах, нашем личном отвержении Бога. Существует орга...
      371
      Ros Orthodox 16 февраля 20:52

      Поэзия в христианстве #9. Борис Пастернак:...Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.

       Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) — поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) за роман «Доктор Живаго». ГамлетГул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоскеЧто случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу э...
      416
      Ros Orthodox 16 февраля 20:29

      "Земля уже рождает сынов Божиих для вечности. Она — уже в муках рождения."

      Близ, при дверех Небесная Евхаристия, фреска pskov-eparhiya.ru Сказал Господь Своим ученикам: в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избра...
      829
      Ros Orthodox 16 февраля 19:59

      Кому или чему в православии посвящен каждый из дней недели

      Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться – Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный с...
      711
      Ros Orthodox 12 февраля 12:42

      Поэзия в христианстве #8. Иван Алексеевич Бунин: «Есть нечто большее даже России. Это — мой Бог и моя душа».

      И.А. Бунин – первый из русских писателей лауреат Нобелевской премии по литературе.  Иван Алексеевич Бунин И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной…Срок настанет — Господь сына блудного спросит:«Был ли счастлив ты в жизни земной?»И забуду я всё — вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и трав —И от сладостных слез не...
      373
      Ros Orthodox 12 февраля 12:18

      "В конечном итоге, именно самоопределение личности становится решающим в спасении или гибели нашей души. Поэтому и муки людей слишком часто – не наказание свыше, а следствие собственного неразумия..."

      Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дниЕсть в христианском учении один вопрос, который всегда обсуждался с особенной остротой и болью. Это вопрос о том, как любовь Божия согласуется с вечными муками грешников. Если Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8), если Он милосерд и хочет спасения грешников (Иез. 33: 11), то неужели Он допустит не про...
      498
      Ros Orthodox 9 февраля 14:44

      Поэзия в христианстве #7. «Колючий веночек» Анны Ахматовой

      Анна Ахматова — одна из виднейших русских поэтов прошлого века, ее имя стоит в одном ряду с Есениным, Маяковским, Пастернаком, Цветаевой, Мандельштамом. Писала она исключительно лирику (и любовную, и гражданскую, и философскую, и религиозную).Родилась Ахматова в 1889 году под Одессой, в семье морского инженера Андрея Горенко. Спустя год семья перебралас...
      511
      Ros Orthodox 9 февраля 14:27

      Можно ли спастись помимо Церкви Христовой? - Нет, нельзя, потому что никто никогда не спасался помимо Церкви.

      – Как же говорят сектанты, что им нет надобности принадлежать к Христовой Церкви или, что то же, к Церкви Православной, потому что их-де Сам Господь призвал подобно тому, как призвал Он и Ап. Павла?Они совершенно лживо говорят, будто Господь призвал их, как Ап. Павла. Когда Господь чудесно призывал Ап. Павла, то, по свидетельству св. Писания, «люди, шед...
      502
      Ros Orthodox 9 февраля 13:46

      О бойцах, о которых не написано в новостях. Ермаков Матвей Игоревич, позывной Зеро

      Фото: ТЛГ канал Олега БлохинаКак и обещал, начну повествования о бойцах, о которых не написано в новостях, их нет в представлениях к наградам. Их для большинства вроде как и вовсе нет и не было. Негласно эти парни находятся в разряде «неформат».  Потому что они из спец контингента. Бывшие ЗК, прибывшие из мест заключения в зоне СВО. Раньше их назыв...
      1330
      Ros Orthodox 5 февраля 20:02

      Царский номер журнала «Берег России» вышел в свет!

      Главная тема выпуска нашла свое отражение на обложке, где изображена корона Русских царей Династии Романовых… Вышел очередной номер журнала «Берег России». Главная тема выпуска нашла свое отражение на обложке, где лаконично и красноречиво изображена корона Русских царей Династии Романовых, а под изображением короны – слова из дореволюционного Тропаря Кре...
      436
      Ros Orthodox 5 февраля 19:58

      Христос посреди нас

      Источник Фото: ВКонтактеНа каждой Литургии мы слышим, как диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». В древности после этого возгласа христиане в знак веры, любви и единомыслия лобызали друг друга. Этот обычай до сих пор сохранился среди священнослужителей. Все они целуют Дискос, Потир, Престол и друг друга со словами: «Христос ...
      354
      Ros Orthodox 5 февраля 19:52

      Еретическое учение о конечности адских мук

      Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизмаО Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каж...
      459
      Ros Orthodox 1 февраля 13:20

      Ефрем Никифорович Сивохин. "Он прошел путь от крепостного крестьянина до статского советника"

      Он любил Бога и людей Портрет. Сивохин Е.Н.«И так расположилось мое сердце к этой обители, что я ничего не жалел, готов был всё отдать Царице Небесной», – так писал Ефрем Никифорович Сивохин, статский советник, купец 1-й гильдии, почетный потомственный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общест...
      269
      Ros Orthodox 1 февраля 13:05

      Поэзия в христианстве #6. Ангел Благого Молчания Ольги Берггольц

      Ольга Берггольц. Фото из открытых источников«Никто не забыт, ничто не забыто» — эти слова известны всем. Автор этих строк – поэтесса Ольга Берггольц, которую называли «музой блокадного Ленинграда». "Отрывок"Достигшей немого отчаянья,давно не молящейся Богу,иконку «Благое Молчание»мне мать подарила в дорогу. Икона Спас Благое Молчание ...
      243
      Ros Orthodox 22 января 11:50

      190 лет назад Почаевская лавра, с 1713 года находившаяся под униатами, возвращена Православной церкви

      Почаев: на разломе Востока и ЗападаУже почти восемь столетий люди приезжают в эту Лавру укрепить силы душевные и телесные Фото: https://mospat.ru/news/87738/В 2014 году исполнилось 180 лет со дня присвоения статуса Лавры Почаевской обители, верно именуемой западным форпостом Русского Православия. Находится эта святыня на Украине, на севере Тернополь...
      1879
      Ros Orthodox 22 января 11:18

      Поэзия в христианстве #5. Михаил Ломоносов: преложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145

      Несмотря на то, что Ломоносов серьезно занимался наукой и был погружен в светскую, секуляризованную среду, он никогда не противопоставлял научное знание вере, никогда не сомневался в истинности церковного учения. Говоря о соотношении религиозных догматов о мироустройстве и научных представлений о картине мира, он писал: «...физические рассуждения о строении мира служа...
      839
      Ros Orthodox 20 января 15:03

      "Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине"

      Вне Церкви нет спасения Воскресение Христово. Византийская миниатюра Введение1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у кого объективно не было возможности узнать православие?2. Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине2.1. Неверное поним...
      253
      Ros Orthodox 19 января 17:04

      Смыслы тайны Крещения во Христе

      святитель Григорий Палама Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление)В ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения1. Вчера, собравшись вместе с вами в церковь, когда мы предпраздновали День Светов (Праздник Богоявления), я разъяснил то, что следовало, говоря вашей любви о крещении во Христа, которого мы удостоились...
      793
      Ros Orthodox 19 января 15:28

      "Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт. Необходимо отвержение этого зла... Примириться со злом — значит быть побежденным злом."

      Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов Фото: radiovera.ruВ пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Ио...
      1248
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика