• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему католикам не нравится «Москва – Третий Рим»?

28 574

О корнях современной критики эсхатологического пророчества старца Филофея

Данная статья посвящена проблеме католической и филокатолической критики концепции «Москва – Третий Рим», с которой Россия сталкивалась на протяжении многих веков. В ХХ веке критика приобрела ярко выраженный политический, русофобский и антихристианский характер. Все критические доводы сводились к манипулятивным обвинениям России в империализме, экспансионизме, несправедливости («империя зла») из которой, якобы, закономерно вышел тоталитарный СССР. Но за всеми этими доводами проглядывает цель: критика концепции «Москва – Третий Рим» направлена на уничтожение и рассечение России, остановку ее жизни, прекращение христианской миссии.

С 2014 года, в связи с политическим и религиозным кризисом в Малороссии, активизацией Ватикана и Фанара как операционных центров антиправославных международных политических программ, усилились потоки манипулятивной лжи против антилатинской концепции старца Филофея «Москва – Третий Рим». Стали актуальны и давно зревшие планы латинской унии для России. Потому патриоты России встревожились из-за регулярно повторяющихся скандальных высказываний ряда лиц о концепции «Москва – Третий Рим».

13 июля 2019 года, например, глава ОВЦС митрополит Илларион (Алфеев) в передаче «Церковь и мир» телеканала «Россия 24» в очередной раз высказал свое отношение к духовному пророчеству XVI века псковского старца Филофея о «Москве – Третьем Риме». Журналист спросила церковного чиновника: согласен ли он с тем, что «Россия сегодня, это, по сути, Третий Рим, последний оплот христианства»? «Справедливо ли называть сегодня Москву Третьим Римом?» – звучал ее вопрос. На что последовал ответ Илариона: «Я не считаю, что мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад, которые отражали определенную историческую реальность, но которые вряд ли применимы к сегодняшней реальности». По словам Иллариона, «гораздо более важная задача», чем рассуждения о роли Москвы как центра христианства – миссионерство. «Если мы посмотрим на воцерковленность нашего населения, то мы не можем сказать, что большинство нашего православного населения являются воцерковленными людьми».

С его точки зрения наличие большого числа людей на праздничных службах в Москве – «не повод для какого-то триумфализма, и не повод для создания геополитических теорий, которые могут при определённом дуновении ветра рассыпаться как карточный домик».

Итак, обратим особое внимание на то, что для митрополита Иллариона «Москва – Третий Рим» – один из неактуальных ныне концептов, «которые сложились много веков назад». И это одна из «геополитических теорий, которые могут при определенном дуновении ветра рассыпаться как карточный домик».

Понятно, что это ответ человека, либо не знающего, либо делающего вид, что он не знаком с русской и мировой церковной и политической историей, которая с XV века постоянно подтверждает непреходящую актуальность пророчества старца Филофея. И особенно эта актуальность пророчества очевидна сегодня.

Митрополит Иларион, возраставший духовно и интеллектуально на инославном Западе упоминает некое «дуновение ветра», способное рассыпать пророчество о Москве как продолжательнице Ромейской империи в канун пришествия антихриста. С 2016 года, наверное, всем очевидно, что это грядущее «дуновение» – латинская уния, которая активно готовится для России и которая очень явно не соответствует тому, что выразил в своем пророчестве старец Филофей.

Ранее, весной 2011 года в интервью афинской газете «Катимерини» митрополит Иларион не только заявил, что для него «Москва – Третий Рим» устаревшая доктрина («не имеет для нас какого-либо значения в настоящем»), но также отметил, что «пентархия» и «Третий Рим» – «церковно-политические теории» «светского происхождения», которые «никогда не касались сердцевины Православной веры».

Скорее всего, концепция «Москва – Третий Рим» для него лично и его единомышленников не актуальна, так как была, по мнению митрополита, связана с властью Всероссийского Императора, ее происхождение – не духовное, а светское, государственное.

В основе такого воззрения не только труды философов: В.Соловьева, Н.Бердяева, отцов Георгия Флоровского, Сергия Булгакова, Василия Зеньковского, Р.Пайпса, З.Бжезинского – негативно описывающие концепцию «Москва – Третий Рим», но в первую очередь, католические представления о Церкви и пределах власти папы римского.

Из современников не только глава ОВЦС сеет недоверие к концепции «Москва – Третий Рим». Церковный «пророк», модернист, человек передовой эволюционной антихристианской эпохи – ноосферы – и всемирно знаменитый попиратель церковных канонов Православия, стамбульский иерарх Варфоломей в 2004 году высказался более откровенно, не скрывая усвоенного им в католических школах агрессивного воззрения на идею «Москва – Третий Рим». Греческие издания сообщали, что в 2004 году Варфоломей в ответ на предложенную для обсуждения Патриархом Московским и Всея Руси Алексием концепцию «Третьего Рима» в рамках VIII Международного собрания Русской Православной Церкви назвал эту концепцию «…глупой, высокомерной и кощунственной», потому что «она звучит в духе цезаропапизма и ватиканизма (понятия о первенстве папы), и совершенно неприемлема для православной церкви». Сегодня всем известно, что Варфоломей агрессивно борется за то, чтобы никто не посмел «погрешить» против его первенства и «непогрешимости». Тогда же этот стамбульский «непогрешимый» иерарх передал официальное послание Московскому Патриарху Алексию II и Министру иностранных дел России С.Иванову. Суть письма заключалась в том, что, по его мнению, Церковь в России действует в политических интересах государства, желая подчинить себе прочие Православные церкви. На деле, как известно, эта роль намечена мировыми силами для экуменических и филокатолических стамбульских иерархов под жесткой американо-иудейской политической пятой.

А в 2019 году собрат Варфоломея иерарх в Сеуле – митрополит Корейский Амвросий в своем русофобском заявлении проявил поразительные исторические познания о доктрине «Москва – Третий Рим», сказав, что «те, кто изучает церковную историю, знают, что Московский Патриархат начал претендовать на юрисдикцию Вселенского Патриархата много веков назад. Она началась с царской сатанинской и империалистической теории «Третьего Рима». С его слов, «Российская Империя должна была стать продолжением Византийской империи, а Московский патриархат должен был заменить Константинопольский престол как «Вселенский Патриархат». С тех пор, с некоторыми историческими перерывами, российское государство и Русская Православная Церковь работали вместе для достижения этой цели».

Так митрополит Амвросий удивительно и безосновательно трансформировал антилатинское и апокалиптическое пророчество старца Филофея, основанное на Данииловом толковании сна Навуходоносора в «сатанинскую и империалистическую теорию». Наверное, он даже никогда не читал этого пророчества.

Обратим внимание, что греки не знакомы с решениями и высказываниями патриархов Константинопольских предшествующих эпох. Варфоломеевы обвинения в глупости концепции «Москва – Третий Рим» должны быть отнесены к Константинопольскому патриарху Иеремии, жившему в XVI веке. Ведь концепция «Третьего Рима», впервые сформулированная в 1523-1524 гг. в посланиях старца Филофея государеву дьяку Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию Ивановичу, была изложена в 1589 году уже в официальном документе – в Уложенной грамоте Московского освященного собора с участием Константинопольского патриарха Иеремии и греческого духовенства, по поводу учреждения Московского патриархата. В Уложенной грамоте Московский собор 1589 года составителями определялся как «Освященный собор нашего великого Российского и Греческого царствия». Документ этот вошел в российские кормчие книги.

Позднее католик Юрий Крижанич, толковавший пророчества также в целях российско-католической унии в 1674 г., проанализировал концепцию «Москва – Третий Рим» именно как высказанную в официальных документах Константинопольским патриархом Иеремией.

Возвращаясь к изречениям стамбульских иерархов и председателя ОВЦС, обратим внимание на два основных слова у стамбульцев о концепции «Москва – Третий Рим»: «цезаропапизм» и «политические интересы государства». Митрополит Илларион отнёс концепцию к теориям «светского происхождения». Это означает, что, по мнению указанных критиков, император или государственный правитель делают церковь политическим инструментом. Для них теория «Москва – Третий Рим» – образец того, как светская власть устраивает насилие над церковью (то, что папский запад специфически называет «цезаропапизмом» или проявлением «симонии») и стремится политически покорить весь православный мир… В этом же русле, чувствуется, рассуждает и выпускник Оксфорда митрополит Иларион.

Вообще, «цезаропапизм» – чисто западный термин, напоминающий о длительной и кровавой борьбе римских пап с германскими императорами. Явление цезаропапизма характерно для протестантских стран. Основой для его появления стали махинации папства с фиктивной «Дарственной Константина» или «Константиновым даром» (латинская фикция VIII века). Использование этой исторической подделки позволило папству утверждать до самого позднего средневековья, что оно «законно» получило во владение не только такое государство в Италии, как Папская область, но вправе по этому документу главенствовать над всеми светскими правителями в мире, включая Константинопольского императора, русских князей, царей и всеми западными и восточными патриархатами. Сопротивление европейских правителей папо-цезарям, папо-императорам, коими те себя провозгласили, в ряде европейских стран завершилось полным духовным, экономическим, политическим разрывом с Католической церковью, установлением протестантизма и главенства светских правителей в протестантских церковных общинах их стран, что и стало «цезаропапизмом».

Тем не менее, католический Запад, отделившийся от Православия в XI веке стандартно адресовывал обвинение в «цезаропапизме» «схизматической» Восточной Римской империи, отторгнувшей весь набор ересей латинского Запада и не согласившейся с дерзкими претензиями папы на первенство во Вселенской церкви и на корону византийских императоров. После падения Константинополя в 1453 году эти обвинения в «цезаропапизме» (то есть в неприятии сатанинской власти папо-цезарей) унаследовала ее православная преемница – Россия.

В своё время равноапостольный святитель Николай Японский писал о иезуитах в Японии, прибывавших туда из Европы: «О нашей православной вере они стараются распускать между японцами ту клевету, общую всему западу, что у нас император глава церкви…».

О давнем усвоении греками католического воззрения на «цезаропапизм в России» свидетельствует восторженная статья в афинской греческой газете «Патрис» от 6 июня 1930 года (восторгу способствовало, наверное, успешное материально-политическое соработничество стамбульских «иерархов» с врагами Христа большевиками, убившими Всероссийского Императора и устроившими гонения на Русскую Церковь). Статья гласила: «…Пока Православие господствовало в необъятной России, а православное духовенство батрачило на благо царской династии, организовать взаимодействие всех православных автокефальных Церквей под духовным водительством Вселенского Патриархата, этой духовной вершины всего Православия, было нелегко». Как мы видим, греки повторяли западный инославный штамп о том, что «православное духовенство батрачило на благо царской династии».

Интересно, что для современных филокатоликов, критикующих Россию, не являются кощунственными трактовки пророчества второй главы книги пророка Даниила папским Римом. Если старец Филофей говорит о Московском царстве в контексте ветхозаветного пророчества Даниила, как о продолжателе Ромейского царства (Римской-Византийской империи), которое неуничтожимо до Второго пришествия Христа, то Папское государство прямо ассоциируется в сознании латинян с наступившим «царством святых» – тем камнем, который разрушил истукана, символически олицетворявшего смену всех мировых империй. Так трактовал вторую главу пророческой книги Даниила католик Юрий Крижанич в 1674 году.

Со ссылкой на историческую фикцию «Константинов дар» Крижанич утверждал, что император Константин в IV веке передал «Господнему наместнику» (Римскому папе Сильвестру) самое славное, самое богатое, самое лучшее место. Тем самым, для католиков и Крижанича исполнилось пророчество Даниила о камне, который сделался горою великою и наполнил всю землю. Во главе «царства святых» – папа римский.

Так, католические оценки мировой империи папы римского для Варфоломея не кощунственны, кощунственны лишь пророчества о России (которые уже много веков и подтверждаются, и сбываются и Господь помогает многим народам именно через Россию).

А вообще, возвращаясь к высказыванию «внешнего» представителя РПЦ, председателя ОВЦС, диву даёшься – как может быть неактуальна для него и его друзей, занимающих церковные особняки и храмы в центре древней Москвы, концепция о «Третьем Риме»? Может быть неактуально и «Откровение» Иоанна Богослова, к которому обращается в своём пророческом слове старец Филофей? Неактуальна тема напряжённой борьбы сил света и тьмы в мировой истории? А что тогда актуально? Еретическое католическое пророчество Иоакима Флорского о «Новом веке», «эре святого духа»? Или современные экуменические выдумки об эволюции биосферы планеты, о «младенческом сознании» христианских мучеников и исповедников первых веков и прекращении напряжённой борьбы добра и зла на новом этапе эволюции? Может быть вскоре, вам экуменистам, откроется, что Христос вообще не был Богом?

На самом деле сегодня как никогда очевидна актуальность эсхатологического пророчества старца Филофея, ведь особо острое звучание получает ожидание конца мировой истории и подтверждение получает тема очередных падений первого Рима (его шествия по пути дальнейшего и более глубокого отпадения от Истины: готовности отречься от Христа, принять власть синагоги и встретить антихриста) и острая тема падения Рима Второго (духовный облик стамбульских иерархов в ХХ веке абсолютно неправославен), а также тема отступничества от Христа в среде русских иерархов.

Таким образом, суть претензий латинян и филокатоликов к Москве как «Третьему Риму» в том, что великое Московское государство никогда не было подчинено власти ересиарха папы ни церковно, ни политически. Поношение Московских князей, царей, Всероссийского Императора и греко-российской православной церкви как «цезаропапистской» было связано с тем, что крепкая державная власть мешала разрушению западной католической ересью Православия и поглощению антихристианским Западом российских территорий.

Как много веков назад, Запад и папы сделали все возможное для падения непринявшей их власть Византии, ныне они делают всё для разрушения Москвы – Третьего Рима.


Романова Владислава Николаевна,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

http://beregrus.ru/?p=14040

P.S. Текст статьи с научными ссылками размещен в журнале «Берег России» №7. - http://prod3.ruskline.ru/news_...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox Сегодня 13:19

      Как воскрес Христос?

      Миссионерские письмаСвятитель Николай Сербский (Велимирович) Письмо 24. Одной благочестивой семье, на вопрос: «Как воскрес Христос?»Разве не довольно просто знать, что Он воскрес? Зачем мучить себя вопросом: как Он воскрес? Но поскольку, дорогие мои, об этом спрашивают ваши любовь и восхищение, а не сомнение, мне дорог ваш вопрос.Подобно тому как в Азии ...
      238
      Ros Orthodox 28 апреля 20:08

      Все будет погублено, если Христа воспримут как земного царя

      28 апреля — Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — это событие, которое связано с воскресением Лазаря и помазанием Господа в Вифании. Воскрешение Лазаря не могло не потрясти всех. От века не было видано, чтобы кто воскресал из мертвых, да еще четверодневный, со всеми признаками распада. И как только слухи об этом ста...
      309
      Ros Orthodox 20 апреля 13:59

      Похвала Пресвятой Богородицы

      Похвала Пресвятой Богородицы — это торжественный праздник, совершаемый в субботу пятой недели Великого поста. Празднование было установлено в VII–IX веке ради неоднократного избавления Пресвятой Богородицей града Константинополя от нападения военных захватчиков (626, 668–685, 716–741 гг.). История праздника Похвалы Пресвятой БогородицыВ конце июля 626 ...
      96
      Ros Orthodox 14 апреля 15:57

      Тридцать ступеней, ведущих на небеса

      Преподобный Иоанн Лествичник Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых (Лествица. 1:3)«Лествица», или «Скрижали духовные», является одним из самых значимых ...
      999
      Ros Orthodox 12 апреля 22:19

      Космос - русский!

      12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли Ни октябрьские, ни майские праздники, никакие восьмые марты и близко не могут дать впечатление о том, что было 12 апреля 1961 года в России. Это сравнимо только с Днём Победы 9 мая. Демократические митинги, шествия коммунистов или демократов, теперешние многолюдства молодёжи — это...
      173
      Ros Orthodox 12 апреля 22:12

      ПОЧЕМУ ВСЕ ЛАВРЫ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ – УСПЕНСКИЕ?

      Об особом почитании православными Пресвятой Богородицы – митрополит Антоний (Паканич). Киево-Печерская Лавра – Почему именно праздник Успения Пресвятой Богородицы - один из самых любимых, самых главных, ведь Богородица в этот день почила, этот день должен быть днем скорби? – Прежде всего, с точки зрения православной веры, не следует расс...
      477
      Ros Orthodox 1 апреля 11:49

      Святитель Николай Сербский: Пост — мощное оружие

      Пост — пост душевный и телесный — должен доставлять удовольствие и радость душе человеческой. Ибо пост есть оружие, весьма мощное оружие в борьбе против лукавого духа. Воин на поле брани скорбит, лишившись оружия, так как, безоружный, он вынужден бежать или сдаться. А обретя оружие, он радуется, ибо теперь может удерживать позицию и давать отпор супоста...
      331
      Ros Orthodox 1 апреля 11:25

      План окружения Харькова составлен в 1943 году генералами Красной армии

      Битва за Харьков: когда и как наши будут штурмовать город Фото: Станислав Красильников/ТАСС «Харьков присоединить к Белгородской области. Это лучший способ решения проблемы обстрелов Белгородской области», — сказал глава Белгородской области Вячеслав Гладков. В одном только Грайворонском городском округе, по данным губернатора, за неделю повреждено поч...
      177
      Ros Orthodox 31 марта 21:40

      Начало нашего спасения — увидеть всего себя в проказе

      А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Е...
      438
      Ros Orthodox 31 марта 21:33

      Париж наш!

      К 210-летию вхождения русских войск в столицу Франции Русская армия вступает в Париж В марте 1814 года Союзные войска подошли к столице Франции.В те времена Париж был самым населённым городом Европы (более 700 тысяч жителей). С трёх сторон он был «прикрыт» водами Сены, а с четвёртой природными возвышенностями. Его защищал гарнизон в 40 тысяч солдат при...
      109
      Ros Orthodox 31 марта 21:28

      Как армии Ватутина освободили Киев

      Общая ситуация Советские сапёры строят переправу через Днепр северо-восточнее Киева. Октябрь – ноябрь 1943 г. Красная Армия на широком фронте вышла к Днепру, форсировала его с ходу и коренным образом изменила ситуацию на фронте в свою пользу. Главный немецкий оборонительный рубеж на Днепре – «Восточный вал», был прорван.Тем не менее германское командов...
      118
      Ros Orthodox 29 марта 13:26

      "Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это – безумно, и крайне гордо!"

      Письма к мирянам. Письмо 203. О невозможности спасения иноверцев и еретиков Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христиан...
      136
      Ros Orthodox 29 марта 13:13

      Не пропустите Пассии! Четыре особые службы Великого поста, которые совершаются воскресными вечерами в храмах

      31 марта, 7, 14 и 21 апреля. Во многих храмах четыре воскресных вечера Великого Поста совершается не очень продолжительное, но трогательное и потрясающее душу богослужение — Пассия. Во время него как бы разрывается ткань времени, и всякий, слушающий песнопения, Евангельское чтение, входит в другое время и иную реальность, переживая самое страшное событие в истории люд...
      401
      Ros Orthodox 27 марта 20:53

      Живем все лучше, а детей все меньше: почему в богатых странах падает рождаемость и как ее увеличить в России

      Демограф Владимир Тимаков: бороться за традиционные ценности нужно в интернете Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ Как-то ученые провели такой опыт на мышах: дали им навалом еды, питья, игрушек. Сперва мыши ужасно обрадовались и на радостях стали активно плодиться. А потом поняли, что это не обязательно. Одним словом - заелись. Плодиться в итоге они перестали и....
      157
      Ros Orthodox 27 марта 20:42

      Русский народ стал астрологическим народом

      Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимоеВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, как изменилась вера россиян в сверхъестественное и необъяснимое за последние полтора десятилетия.«В современном мире, в эпоху научного и технологического прогресса, растет процен...
      922
      Ros Orthodox 27 марта 20:21

      В Госдуме хотят защитить российских врачей от уголовного преследования

      Законопроект также призван поднять престиж профессии, отмечают его авторы Фото: Global Look Press/Alexander Legky Группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым предлагается характеризовать действия врачей по лечению пациента как «медицинскую помощь», тогда как сегодня они носят название «медицинская услуга». Измене...
      623
      Ros Orthodox 27 марта 20:09

      "Вся армия России знала, что я дошел до своих". Подвиг сержанта Юрия Мушенкова

      Юрий Мушенков © Валерий Шарифулин/ ТАСС Герой России сержант Юрий Мушенков не любит рассказывать о своих заслугах. Самое сложное для него — вновь и вновь вспоминать и переживать события, произошедшие в июне 2023 года в зоне спецоперации. Звезду Героя России командир инженерно-штурмового подразделения получил за спасение боевых товарищей. Во время...
      3002
      Ros Orthodox 24 марта 18:16

      Только этими словами и может быть утешено человеческое сердце.

      Беседа пятнадцатая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Христианская вера есть вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Прочтем слова апостола Павла:«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадц...
      292
      Ros Orthodox 24 марта 11:29

      Жить по-русски

      Всё больше убеждаюсь, что ни дорога на Запад, ни поворот на Восток не сулят нам процветания и благоденствия. Никому, кроме самих себя, мы не нужны. И Восток, и Запад будут использовать нас в своих интересах.Везде мы будем чужими. И если мы хотим жить дальше, то мы должны жить по-русски. А что такое жить по-русски? И возможно ли это?Задумывались ли вы о том, как так по...
      1504
      Ros Orthodox 23 марта 12:05

      Вера не заключается в одном соблюдении установленных правил и предписаний

      Христианская вера — это служение. Это любовь к Богу и к людям.Случилось Иисусу в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в до...
      595
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика