В чем смысл страданий Иова?
“Значения «Иова» не выразишь полно, если скажешь, что это — самая занимательная из древних книг. Лучше сказать, что это — самая занимательная из книг нынешних”.
(Гилберт Кийт Честертон)
На Страстной Седмице в Чистый Вторник православная Церковь приводит на память верующим историю Иова Многострадального – ветхозаветного праведника, история искушений и скорбей которого готовила древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении.
Книга Иова – это одна из самых древних и, в некотором смысле, самых спорных книг Библии, поскольку она ставит вопросы: откуда берется зло, почему в этом мире царят несправедливость и неправедность, почему люди не получают на земле «по заслугам»?
Также в этой книге дано Библейское учение о человеке. Во-первых о личном страдании Иова, во-вторых о человечестве Адама. То есть, о том, что такое человек. И третье – о грядущем Боговоплощении, Боговочеловечевании Мессии. С нравственной точки зрения книга Иова является прежде всего училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Никто не любил Христа больше, чем Иов».
Точное время написание книги Иова не известно. Иов жил, как говорится в греческой книге, в стране Афсетедийской, по-еврейски в земле Уц. И в Библии отсутствуют точные указания где была эта земля Уц. Но нам известно, что Иов был Идумеянен и жил в Идумее. Вероятнее всего, земля Уц находилась к югу от Палестины.
Что значит имя «Иов»? Оно может означать «враждующий» или «предмет вражды». Уже в самом имени Иов заключена загадка. Иов враждует и при этом Иов образец терпения. Именно это качество выделяет апостол Иаков: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11). Иов враждующий был поставлен на передний край вражды с дьяволом. И он сам есть предмет вражды.
И ещё мы узнаем из первых стихов, что Иов был праведен особым образом: Его праведность сопоставима с праведностью Ноя и Авраама. «Человек некий был в стране Афсетидийской. Имя ему Иов. И был человек сей истинен, непорочен, праведен, благочестив, удаляющийся от всякой лукавой вещи». (Иов. 1,1)
«Было же у него семь сыновей и три дочери. И было скота у него овец: семь тысяч, верблюдов три тысячи, упряжек волов – пятьсот, ослиц стадных – пятьсот и прислуги много весьма. И дела великие были его на земле. И был человек этот благороден из тех, кто от Востока солнца». Что дальше произойдет с Иовом? Он лишится детей, имущества, плоть будет причинять ему такие страдания, что он захочет от неё избавиться, то есть умереть.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".
Непроста для понимания и следующая фраза: «И был день сей и се пришли ангелы Божии предстать пред Господом и дьявол пришёл с ними». А к тому времени диавол уже отрекся от Бога, грехопадение уже произошло. Но, несмотря на то, что он уже был низвергнут с Неба, доступ к Небесам он имел, так как у него была власть над грешниками (как изобретателя греха). Он имел доступ к Небесам вплоть до смерти и Воскресения Господа. Согласно Книге Иова, сатана – царь в самых нижних и преисподних мирах. Однако, о нём сказано: «он видит всё высокое». И в этом смысле именно, диавол как умный дух пришёл вместе с ангелами Божьими.
Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: "Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.
Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его.
Ответ на вопрос: для чего Иова нужно было искусить? – связан напрямую с ответом на вопрос: для чего Иов страдает? Господь видит потенциальные возможности всякого человека, ту меру, в которую человек может достичь святости. У Иова такая мера огромна.
Бог попускает ему страдания и искушения, чтобы он через эти страдания и искушения достиг предельного совершенства, которое открыло бы ему возможность для личной встречи с Богом, для достижения вершины святости, пророчества, для понимания богооткровенной истины. Ведь именно через страдания человек совершенствуется...
Но есть у Иова и некое ошибочное воззрение, о котором говорят святые отцы. И за него Иов, действительно, приносит затем покаяние Господу. Дело в том, что Иов ошибочно считает, будто причина его страданий, и источник его страданий – Сам Бог. Ему кажется, что именно от Бога исходят все несчастья, все мучения, которые происходят с ним. Например, когда жена Иова предлагает ему похулить Бога, Иов отвечает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Это большая ошибка, потому что от Бога ничего злого, дурного, плохого не исходит. Бог зло лишь попускает, но само зло и искушения исходят от сатаны.
Многие древние отцы указывают на то, что искушение Иова идет «по нарастающей». Сначала он теряет имущество, потом – детей, одно несчастье сменяется другим, менее страшное более страшным. Последнее искушение – от самого близкого человека, от человека, которого Иов в первую очередь может послушать, – от жены. И это самое тонкое искушение Иова. Через жену, конечно, действует сатана. Святитель Иоанн Златоуст даже допускает мысль, что это сатана мог явиться Иову в образе жены. Как некий призрак. Иов выдерживает испытание – и это первый шаг к раю.
Если перевести с греческого оригинала на русский язык то, что говорит Бог в конце беседы Иову, то этот будет звучать так: «Не искажай определения Моего. Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобою с какой-либо иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?» Здесь прямо объясняется смысл страдания Иова: все происшедшее с ним попущено Богом Иову для того, чтобы он был «явлен праведным». А что значит быть «явленным праведным»? Прежде всего, в назидание для людей. Во-первых, потому что история страдания Иова научает нас, как переносить скорби. Но учит она нас не только этому.
Иов – прообраз Христа. Праведность Иова есть прообраз праведности Христовой. И страдания Иова святого, праведного и безвинного есть прообраз страданий Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. На примере Иова мы учимся смыслу Креста Христова.
По мысли святителя Григория Великого, обо всем, случившимся со страдальцем, Господь как бы говорит ему: «Ты был осужден, чтобы быть увенчанным, ты был осужден, чтобы сделаться предметом удивления для всей поднебесной. До страданий ты был известен только в одном уголке [земли], а после страданий о тебе будет знать весь свет. Навоз, в котором ты сидел, сделается славнее всякого царского венца. Венценосцы будут желать увидеть тебя, твои труды и подвиги. Твою навозную кучу Я сделал раем, Я возделал ее для благочестия, насадил на ней небесные деревья… Для этого именно Я и подверг тебя испытанию, не с тем, чтобы погубить тебя, но чтобы увенчать, не с тем, чтобы посрамить, но чтобы прославить... Хотя в тебе и нет того греховного, что надлежало бы исправить, но в тебе все еще есть то, что следует возрастить» – то есть возвести к еще большему духовному величию.
А вот что пишет о страданиях Иова святитель Иоанн Златоуст:
«Не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола – смерть, а после этого гноища – Царство Небесное».
https://dzen.ru/a/XrE2SF1GKjJJ...
Оригинал статьи размещен здесь: https://ekzeget.ru/novosti-i-obnovleniya/novosti/o-smysle-iskusenij-i-stradanij-pravednogo-iova/
Оценили 12 человек
22 кармы