• РЕГИСТРАЦИЯ

Православный азербайджанец. "Я вернулся к вере предков".

37 12016

Эта история  потрясла меня.  Она очень близка мне во многих отношениях. При том, что я 29 лет прожил в Баку, сдавал историю Азербайджана в институте, но этот текст стал открытием для меня.  Хочу поделиться им и с вами... 

«Это удивительно, - скажет мне потом Василий при встрече, - но земля Азербайджана была когда-то православной. Называлась она в те времена Кавказской Албанией, которая к нынешней стране с этим названием не имеет отношения. Пять веков мои предки исповедовали православие».

Немногие готовы сейчас вспомнить об этом. Он вспомнил и вернулся, как все мы, только спустя не несколько десятков лет, а столетия. «Душа наша по природе своей христианка», - воскликнул некогда Тертуллиан, но добраться до этого бывает так же трудно, как до воды, глубоко залегающей в пластах земли и глины.

И хорошо, когда остается хотя бы след от былого колодца. Земли Кавказа усеяны этими следами. Вернулись ко Христу абхазы. Никогда не забуду беседы с одним из них, бывшим мусульманином, ныне подвизающимся в иноческом чине. Вновь обрели себя осетины. Но о том, что и на азербайджанской земле люди некогда бесчисленными тысячами гибли, защищая свои церкви, я услышал впервые.

Мы договорились встретиться с Василием в московском храме свв. Косьмы и Дамиана, где он служит помощником настоятеля. А помимо этого, кстати, возглавляет Православный медицинский центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), много пишет, очень занят. Но совершенно безропотно согласился на встречу. Так получилось, что пошел я в церковь на полчаса раньше. Дул пронизывающий ветер, а одет я был по-весеннему. Вижу - какой-то храм. Зашел согреться, но оказалось, что это именно то самое место, где я должен был увидеться с Ирзабековым. У свечного ящика стоял монах с нерусским лицом. Как выяснилось позже, родом он был из Грузии. Я поинтересовался, не подъехал ли Фазиль, но не был понят. Тогда спросил Василия...

Наконец он появился и, не приметив меня, произнес сокрушенно: «Неужели разминулись!» И такая была виноватость в голосе, беспокойство обо мне, что на сердце потеплело: свой, православный. Ответ на первый мой вопрос оказался столь исчерпывающим, что в остальных нужды почти не возникло. А спросил я вот о чем: «Расскажите, как вы пришли ко Христу?»

- Я бакинец. Деды, прадеды - все коренные бакинцы. Кто понимает: азербайджанцы и русскоязычные бакинцы - это люди несколько разной ментальности. Мой прадед верой и правдой служил русскому царю, у нас даже хранилась книга с памятной надписью, подаренная ему государем. Однако после отставки прадед совершил хадж в Мекку, чтобы искупить тот вред, который нанес исламу на государственной службе. Дед окончил классическую гимназию, а позже университет, школу красных командиров, дослужился до звания генерал-майора, заведовал отделом ЦК Компартии республики. Был репрессирован и четыре года томился в тюремных застенках в ожидании смертного приговора. Каким-то чудом его оправдали, после он прошел всю войну и до пенсии трудился скромным школьным учителем. Знал множество языков, обладал энциклопедической эрудицией, был кристально честным человеком и полным атеистом.

Помню, как мы выезжали на дачу, которую дед получил как участник войны. Вокруг него собирались старики и начинали проводить с ним миссионерскую работу. Говорили: «Ладно, кто в молодости не грешил, но ведь ты скоро предстанешь перед Всевышним». Особенно последователен был сосед, живший в доме напротив. Не знаю, сколько ему было лет, но моего приближающегося к столетнему рубежу деда он называл «сынок». Беседы о вере начинал всегда одинаково. На мелком желтом песке рисовал тростью прямоугольник, изображающий могилу, и пояснял: «Все мы смертны, но подумай - вот положат тебя в могилу, что ты скажешь тогда Аллаху?» А дед с прямотой коммуниста, репрессированного, но не растерявшего убеждений, отвечал: «Все на этом свете. И рай, и ад. Я это знаю».

Обо всех своих родных я молюсь. Поминаю бабушку мою Бадам-ханум, которая еще в младенчестве моем, так уж сложилось, заменила мне мать. Именно благодаря ей я знаю азербайджанский язык (все мужчины у нас говорили по-русски). Бабушка была, наверное, единственной мусульманкой в нашей семье, тайком от мужа носила сахар в мечеть. А вместе с тем прятала у себя тетрадку, в которую переписала когда-то стихи «запрещенного» поэта Сергея Есенина. Куда бы она ни входила, все окрашивалось радостью. Это началось с момента ее рождения. Ее отец Сеид Ахундов - купец первой гильдии - вложил все свои сбережения, все золото, что было в семье, в покупку участка, объявленного нефтеносным. Стали там копать, а нефти нет, и прадед был на грани того, чтобы пустить себе пулю в лоб. Но в тот день, когда бабушка появилась на свет, ударил нефтяной фонтан!

Она была заслуженным учителем, великой труженицей, а вера в Бога у нее была естественной, как дыхание. Впрочем, с дыханием как раз было не очень хорошо. Из-за тяжелой бронхиальной астмы бабушка часто задыхалась. Однажды после тяжелейшего приступа рассказала мне, что видела во сне, что находится на краю обрыва. Вот-вот упадет, но вдруг слышит в последний момент голос: «А ты в Аллаха веруешь?» - то есть в Бога. Что ответила бабушка? У армян есть выражение: «Пусть твоя боль станет моей», а у мусульман, когда они обращаются к Господу: «Да буду я Твоей жертвой», - это еще от Авраама идет. Эти слова бабушка и произнесла, стоя на краю.

И услышала: «Если веруешь, Он тебе поможет». После этого она смогла отползти от пропасти. Никогда не забуду, как вздыхала украдкой, повторяя чуть слышно: «Язых Николай! Язых Николай!» Какого такого Николая жалеет она, недоумевал я тогда, ведь «язых» значит несчастный. Да не было в нашей родне и среди близких никакого Николая, это я знал точно! А оказалось, был. Так моя покойная бабушка Бадам-ханум сокрушалась, жалея казненного русского Царя.

Отец моей мамы - Исрафил Ибрагимов - был одним из руководителей подпольной большевистской организации Закавказья, по заданию которой работал в руководстве жандармского управления края. После революции стал народным комиссаром, возглавившим в республике борьбу с бандитизмом и контрреволюцией, и в сорок лет, после страшных пыток и издевательств - ему живому выкололи глаза и сожгли бороду, - был казнен, сброшен в безвестный нефтяной колодец. Потом его, правда, реабилитировали, назвали «рыцарем революции».

Его жена - моя бабушка по матери - Любовь Азимова, уроженка Смоленской губернии, после ареста и гибели мужа оказалась с тремя маленькими дочерьми на улице. Они выжили, наверное, благодаря доброму ангелу семьи - Евдокии, бабе Дуне. Я ее не застал, даже фотографии не сохранилось этой простой русской женщины. Она бежала в свое время в Баку, спасаясь от голода, и стала помощницей в доме моего деда и няней его детей, по сути, второй матерью. Когда же семья «врага народа» оказалась выброшенной на улицу, пошла работать на производство. Это спасло маму и ее сестер от неминуемой голодной смерти, а уже после Евдокия нянчила их детей, но так и не обзавелась собственной семьей... И если задуматься, что есть Россия в моей жизни и судьбе, то, наряду со многим и многим, объяснимым и не поддающимся объяснению, это еще и баба Дуня. За нее, голубушку, в Церкви частицу вынимают.

Отец еще мальчиком юнгой ходил на сухогрузе в Иран и тем помогал семье хоть как-то продержаться, пока не было отца и братьев, ушедших на фронт. Позже стал кадровым офицером, затем инженером, наделенным всевозможными талантами, ни один из которых так и не смог реализовать. Он любил читать мне книги на русском и привил любовь к литературе. Его старший брат Алик тоже был одареннейшим человеком. Отправился добровольцем на фронт, прибавив себе возраст, был пленен, прошел ад фашистских концлагерей, откуда бежал и сражался партизаном в Греции и Италии, после возвращения на родину был сослан в Сибирь, где было еще страшнее, чем в плену. Оттуда он тоже бежал, даже поступил в медицинский институт, но был разоблачен. В возрасте двадцати семи лет он умер на руках своей матери глубоким, изможденным стариком.

Но если говорить о том, через кого Христос пришел в мою жизнь, то это, наверное, другой брат отца - Ниджат. В нашей семье за необычайную доброту и детскую наивность его называли Пьером Безуховым. Был кадровым офицером, фронтовиком. Позже стал очень хорошим врачом-кардиологом. Не очень хорошо говорил по-азербайджански после многих лет жизни в Кисловодске, где его почему-то называли Николаем Александровичем. Все свое свободное время посвящал мне. И как он говорил о Христе! У Горького я встретил в очерке о Льве Толстом слова, что великий писатель о Христе говорил всегда без энтузиазма, тускло, не любил Его. А мой дядя, азербайджанец, отзывался о Сыне Божьем с очень большой теплотой. Говорил: «Ты не представляешь, какая хорошая вещь - христианство. Я тебе как врач скажу, что даже с точки зрения медицины очень хорошо, когда человек исповедуется и очищается от грехов». И рассказывал, что врачи старой школы первым делом задавали пациенту вопрос: «Вы никому ничего не должны?» - и советовали долги вернуть. Только если это не помогало, приступали к лечению. Дядя Ниджат не вступал ни в какую партию, был убежденным антикоммунистом. Очень любил книгу Массарика, президента Чехословакии и одного из лучших критиков марксизма. Обещал, когда вырасту, дать ее почитать.

У нас вообще была прекрасная библиотека. Еще прадед - надворный советник - был библиофилом. Эта страсть передавалась потом у нас из поколения в поколение. Среди книг помню прижизненное издание словаря Даля, тома Брэма, Большую детскую энциклопедию - дореволюционную, где я вычитывал, как делают шоколад, что такое полиграфия и так далее. А вот Корана не было. Я уже потом им обзавелся.

«ЕСЛИ НЕ ПРИМУ КРЕЩЕНИЯ - УМРУ»

В Баку было две мечети на двухмиллионный город, шиитская и суннитская. Имелись также две русские церкви и одна армянская, две синагоги, одна для европейских евреев, другая для горских. Рядом с одной из мечетей я поселился во время преддипломной практики в институте, когда снимал крохотную квартирку в верхней части Баку. Для меня даже стены вокруг мечети были святы, помню, ночью подходил к ним и целовал. Сердце жаждало Бога. Заходил и внутрь этих стен, благо они никогда не запираются по мусульманской традиции. У нас даже говорят про бесшабашных людей, всегда готовых принять других любителей развлечений: «У них дверь никогда не закрывается, как в мечети». Заходил, интересовался, как все устроено изнутри. Запомнилось помещение, где особый человек готовит мертвых в последний путь на мраморном ложе с углублением для тела. Покойников обмывают, потом посыпают душистым розовым тальком.

Но это только часть ритуала. В памяти сцена, как в небольшом бакинском дворике, выметенном и политом из шланга, сидят мужчины всех возрастов и внимательно слушают муллу, который долго размеренным речитативом читает на арабском языке суру из Корана. Поразительно то, что никто из присутствующих вообще не знает арабского! Несколько человек - откровенные атеисты, не исключено, что им был и сам усопший. Но как строги их позы, почтительно склонены головы! Заметно, что люди сосредоточены. Это происходит, как мне кажется, еще и оттого, что они стремятся уловить в убаюкивающем речитативе чужой речи знакомые слова, а таковые, пусть изредка, но все же встречаются. И это подспудное стремление людей к хоть какому-то осмыслению происходящего так понятно, так естественно. Вспоминаю собственное изумление, когда друг шепнул мне, что мулла, приглашенный на похороны его бабушки, вычитывал слова молитв из небольшой записной книжки, в которой они были записаны от руки кириллицей. Не исключено, что он и сам не знал арабского. Но люди, которые не понимали содержания читаемого им на чужом языке текста, тем не менее, внимали ему в ненарушимом молчании, даже с неким трепетом.

В какой-то момент я готов был стать настоящим мусульманином. Помню даже, как переписал от руки брошюру о том, как нужно совершать намаз. На рубеже 90-х приезжали миссионеры из Ирана, этнические азербайджанцы. Многих обратили. А что касается меня... намаза я так ни разу и не совершил. Бывал потом и в Стамбуле в самых красивых минаретах из белого мрамора. Но, знаете, ничто там не тронуло моего сердца. Я так остро это ощутил, может быть, потому, что в детстве любил бывать в армянском храме, знал, как тепло бывает душе в христианской церкви. Мы, мальчишки, часто бегали на Приморский бульвар. Баку расположен амфитеатром, спускающимся к этой набережной, которая тянется на много километров. Там были во множестве кафе, аттракционы, летали чайки. А церковь была так расположена, что миновать ее было трудно, и я любил там посидеть. Мне нравились иконы с армянскими надписями, хотя я их не понимал, очень любил запах ладана. Больше скажу, иногда я покупал недорогую свечку, пристраивая ее в подсвечнике, наполненном песком. Так приятно было их возжигать, потом слушать церковную службу, где я тоже не мог почти ничего разобрать, только отдельные армянские слова были знакомы. Пели там женщины из Бакинского оперного театра, который у нас звали Маиловским.

Этой армянской церкви больше нет... Как и Баку моего детства, с его неповторимой культурой. Она погибла. А я окончательно перебрался в Москву. В каком-то смысле я коренной москвич, до меня три поколения, еще с дореволюционных времен, жили поочередно в двух столицах - России и Азербайджана. Оба они для Ирзабековых - родные. И здесь уже я окончательно понял, что без Христа мое существование бессмысленно. Однажды вдруг сказал жене: «Если я не приму крещения, то умру». Не знаю, почему вырвались эти слова. Как рождается в человеке вера? Я долго ломал над этим голову, да и спрашивают меня часто: «Как ты, совершенно светский человек, пришел в православие?» Одна вещь несомненна - человек не сам избирает Спасителя. Вы помните Его слова: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Это в любом случае всегда дар, причем абсолютно не по заслугам, не потому, что ты хороший. Пятнадцать лет назад это случилось и со мной. В христианстве я нашел то, чего вообще нигде не мог найти - свободу. Свободу от самого большого страха моей жизни, который меня мучил с детства, - страха смерти.

«Я ВЕРНУЛСЯ К ВЕРЕ ПРЕДКОВ»

После моего прихода в Церковь пресеклись все прежние знакомства не только с азербайджанцами, но и с бакинскими евреями. Они не поняли меня, плохо говорили о Сыне Божием, а я этого не мог терпеть. Пришлось сделать выбор. В будущем нам всем придется делать его не раз. Ислам усиливается, и я бы приуныл... Ведь Спаситель говорил, что, когда придет судить мир, не знает, найдет ли веру на земле. Но еще Он сказал: «Не бойся, малое стадо!» Я и не боюсь. Когда христианин погибает за веру - это честь, о которой можно только мечтать.

Ко мне нередко подходят татары, азербайджанцы, таджики, которые тянутся ко Христу. Спрашивают: «А как ты пришел?» Я отвечаю. Нет, я не ощущаю себя ренегатом, перебежчиком, прибившимся к чужому. Я вернулся к вере предков, которые несколько столетий были христианами. «Мы гылындж-мусульмане», - говорила иногда бабушка. «Что это значит?» - спросил я ее. «Гылындж» - значит меч, наши предки - албанцы - были обращены в ислам силой оружия. В детстве, помню, я был очень вспыльчивым, кровь такая. Но бабушка, успокаивая меня, повторяла азербайджанскую поговорку: «Враг тебя - камнем, а ты его - пловом». «Что за глупость», - думал я, но, когда вырос, понял, что это ведь суть учения Христа. Из каких времен дошел до нас этот совет? Человек в азербайджанском звучит как «адам», что сразу же возводит нас к самым истокам ветхозаветной истории. Предатель же произносится как «хаин» - да-да, тот самый Каин, совершивший самое первое и тяжкое предательство, убийство единокровного брата. Чуждый человек - «хам», что также не нуждается в особых комментариях.

Еще большее удивление вызывает то, что в азербайджанском языке есть слово, обозначающее не просто свет, а нетварный свет. Обычный свет, например, сияние солнца называется «ишиг», а свет божественный - это «нур». Отсюда фамилии Нуриев, Нуралиев. Соболезнуя близким покойного, у нас говорят: «Пусть могила его наполнится нетварным светом». То есть фактически желают встречи со Христом. Я читал Коран, там близко этого нет. От древних азербайджанских священников сохранился и другой обычай: возлагать правую руку на голову, чтобы благословить, передать свою удачливость. Холостые, например, просят, чтобы их благословил друг, который удачно женился, нашел хорошую, добрую девушку. Одноклассники просили меня возложить руку, когда я выходил из кабинета экзаменатора с пятеркой в зачетке. Это идет еще от апостолов. Именно в Баку проповедовал и был распят ученик Господа Варфоломей. Проходя через наши края, распространял слово Божие апостол Фома, а первую церковь, «праматерь всех церквей на Востоке», основал у нас в местечке Гис святой Елисей. Он был рукоположен сводным братом Спасителя - патриархом Иерусалимским Иаковом. Восемнадцать столетий назад воссиял у нас свет Христовой веры.

Персы пытались вернуть нашу землю к огнепоклонству, но после многих сражений сказали, что пусть кто чему хочет, тому и поклоняется. А потом пришли арабы... Албания была в ту эпоху процветающей страной, имеющей высокоразвитую культуру, свой алфавит из 52 букв, и все это оказалось разрушено почти до основания, стерто с лица земли. И здесь мы сталкиваемся с самым, быть может, поразительным обстоятельством. Даже в России многие слышали о Бабеке, видели фильм, о нем снятый с огромным размахом. Это главный национальный герой Азербайджана, все остальные с ним рядом не стоят. Ему ставят памятники, его именем называют детей, о нем слагают стихи и песни. И чем же он отличился? Тем, что много лет боролся с арабскими завоевателями, разбил множество их армий, имея сотни тысяч сторонников, прежде чем его предали и выдали на казнь. Убивали героя страшно: отрубили руки и ноги, затолкав их в распоротый живот, а потом уже мертвого прибили ко кресту. «Крест Бабека» - так называлось это место в течение столетий. Почему ко кресту - понятно. Незадолго до смерти Бабек крестился в православие, а схвачен был, когда пробирался к своим единоверцам в Византию, чтобы собраться там с силами.

Мне было 18 лет, когда я впервые узнал о том, какую веру исповедовал Бабек, о том, что он носил крестик под доспехами. Об этом рассказал мне писатель Джалал Барбушат, он писал тогда книгу о Бабеке под названием «Обнаженный меч», собирал материал о нем, знакомился с источниками, в основном арабскими. Так что представьте, вдумайтесь - главный герой Азербайджана был православным христианином, погибшим в борьбе с людьми, которые принесли нам ислам. Я говорил об этом с нашими азербайджанскими учеными. Спрашивал: «Вы знаете это?» «Конечно, знаем», - отвечают. «А почему народу не говорите»? - «Ты что, нас убьют». И тогда я начал понимать, почему меня всегда, с детства так сильно тянуло в храм. Наша земля полита кровью бесчисленных мучеников за веру, среди которых не могло не быть моих предков. Именно они вымолили меня. Другого объяснения нет. И когда слышу, что я предал азербайджанский народ вместе с его верой, отвечаю: «Да нет, ребята, я домой к себе пришел».

Напоследок  видео с Василием Ирзабековым "Тайна русского слова." 


    Гибель "великого артиста". Зеленский и Нерон

    "Какой великий артист погибает!" - провозгласил, умирая 9 июня 68 года от Р.Х. совершил самоубийство, потеряв надежду избежать ареста и казни победившими мятежниками Луций Домиций Агено...

    "Теперь всем можно всё": Россия начнёт "работать" по объектам на Украине, "которые раньше не трогали" - эксперт

    В ближайшее время русские войска начнут "работать" по объектам на оставшихся территориях Украины, "которые раньше не трогали", считает блогер и обозреватель Сергей Колясников. "Теперь в...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      panurg 5 марта 2022 г. 17:29

      Второй шанс нашего поколения.

      30 лет! 30 лет наше поколение носило внутри себя горечь поражения. И это просто не горечь от того что мы проиграли в 1991 году, а от того что мы вовсе не дали боя, не выполнили присяги.Мы просто рассыпались и потеряли себя. Все эти годы нам приходилось оправдываться перед своими детьми, а что же вы любя свою Родину не вышли на её защиту. И мы н...
      1306
      panurg 17 февраля 2022 г. 00:58

      Великое стояние на Укре.

      Все помнят когда кончилось татаро-монгольское иго? В 1480 году войска московского князя Ивана третьего и войско Большой Орды под предводительством хана Ахмата несколько месяцев стояли друг против друга на реке Угре.Иван третий выступил в поход преодолев сопротивление брюхатых бояр нашёптывающих с перепугу ему "покорись или нас разорят" опёрся на моск...
      381
      panurg 17 апреля 2021 г. 21:56

      Мифология украинства, почему это не смешно.

      Малороссия "заколдованное место"... не вытанцовывается Украина хоть ты тресниГоворят что естественно то не безобразно. Как это частенько бывает с такими сентенциями это враки. Наш предмет рассмотрения "украинская мифология" ужасно безобразна, корява и шита белыми нитками. Но при этом абсолютно естественна.Любой вчера народившийся народ начинает создават...
      512
      panurg 12 февраля 2021 г. 00:36

      Кому будут подавать 14 февраля сигналы фонарями дети Навального.

      14 февраля. День влюблённых. Но вопрос в кого? В кого влюблены те кто планирует выйти 14 февраля и направить в ночное небо свои фонари?В господина Навального? А может быть в НАТО представители которого недавно провели онлайн встречу с гоподином Волковым и Ашурковым. А это идей Волкова выйти 14 февраля с фонарями в ночные мирные дворы.Я не знаю насколько...
      571
      panurg 6 февраля 2021 г. 22:54

      Навальный. Это не первое его оскорбление.

      Господин Навальный оскорбил старенького ветерана Отечественной войны. Казалось бы стыд и позор? Но нет сторонники Навального оправдываются тем что мол ветеран наймит Кремля и враг всего прогрессивного и демократического в России.Ну ок. Предположим. Для Навального со товарищами ветераны Великой Отечественной Войны ретрограды и враги. Их осталось по пальц...
      360
      panurg 2 февраля 2021 г. 12:04

      Насколько Россия эффективнее СССР во внешней политике.

      Устали печалиться по поводу внешних успехов России в мире? Тогда есть повод для гордости.Нет вы только посмотрите насколько нынешняя Россия эффективнее СССР во внешней политике... )))Целых ПЯТЬ лет пришлось ждать после визита министра обороны СССР Жукова в Бирму (для неучей это нынешняя Мьянма) чтобы совершился военный переворот и страна примкнула к соц...
      426
      panurg 23 января 2021 г. 19:20

      Как спасать детей из лап секты имени Навального.

      Наши нынешние дети воспитываются интернетом. Этот перелом произошёл на наших глазах. Мои старшие дети еще формировались на книгах, а младший уже полностью интернетный.Понимая что у нас ни в школе, ни на улице и уж тем более в интернетах нет никакого воспитания я озаботился его воспитанием сам.Каждый вечер заставлял пацана смотреть с нами советские фильм...
      463
      panurg 21 января 2021 г. 22:44

      Мог ли Трамп вернуть величие Америке?

      Сегодня одна половина США ликует, а вторая в трауре.Трамписты плачут, что им не удалось вернуть США былое величие. Злобные демократы украли у них победу и Америка теперь не будет великой.Но на самом деле это ведь чушь собачья. Положа руку на сердце что могло вернуть США действительное величие лучших её годов? Реальное величие США было в её экономике. На...
      805
      panurg 21 января 2021 г. 21:32

      Пора доставать старый наган? А ты готов к 23 января?

      У нас в России каждые десять лет на Новый год традиция. Просыпается нечисть, собирается на шабаш на лысой горе под официальным названием Болотная, завораживает молодоё дурачьё сказкой про "мы здесь власть" и ведёт её свергать кремлёвскую власть.А власть заставляет нас простых граждан нервничать потому как нянькается с этой нечистью изображая европейскую...
      628
      panurg 28 декабря 2020 г. 13:47

      Мигранты разъехались. Москву убирать некому.

      Эту статью я писал 10 лет назад... О последнем русском дворнике Москвы.Есть битвы, которые проходят совсем незаметно для общества и страны, хотя и в них есть свои герои и свои предатели. Такая вот негромкая битва недавно произошла в Москве в районе Измайлово.Трудится здесь в одном из кварталов уже как лет 25 дворник Коля. Тихий спокойный человек. Вроде ...
      492
      panurg 20 декабря 2020 г. 22:18

      Почему стал скучным Новый Год.

      Как то в начале 70-х когда я еще ходил под столом пешком случилась у меня страшная трагедия в жизни. Вечером, в последний день уходящего года, подустав ждать начала отмечания прихода Нового Года я решил на минуточку положить голову на подушку мол полежу чуток и потом всю ночь буду законно не спать, со взрослыми смотреть голубой огонёк, отмечать и весели...
      589
      panurg 10 декабря 2020 г. 11:33

      Советская цензура или российская желтуха?

      В СССР нас пытались воспитывать. Начинали этим заниматься с яслей и не отпускали до самой смерти. Нас воспитывали на каждом шагу. В школе пионерия и комсомол, на работе парткомы и профсоюзы. Худкомы контролировали кино, цензоры правили газеты и разрешали книги. Из нас кроили нового человека не спрашивая нашего мнения.Получилось? Частично. Основная масса...
      1001
      panurg 9 декабря 2020 г. 23:27

      Пик веры советского народа в себя и страну пришёлся на 50-е годы. Как советская молодёжь делала селфи.

      Есть у меня страсть. Я коллекционирую советские книги. Не абы конечно какие, а те которых мне так не хватало в детстве. Жили мы с мамой не богато и естественно у нас не было своей библиотеки. Книги были тогда в дефиците, а аппетит у меня был на них немеренный. Я мог за день проглотить книгу, но не насытиться и снова начинал искать чтобы еще почитать. И ...
      1989
      panurg 7 декабря 2020 г. 23:41

      Советский пионер не продавался за жевачку, но всё равно было уже поздно... Как мы теряли себя.

      В детстве я обожал шляться один по родному городу. Я ничего не боялся и забредал чёрте куда. Город был для меня как одна большая коммунальная квартира.Советские дети вообще мало чего боялись. Мы жили в лучшей стране мира и знали что у нас всегда всё будет хорошо.И вот как то гуляю по приморскому бульвару Баку семидесятых годов приморский б...
      632
      panurg 4 декабря 2020 г. 21:55

      Чубайс ВСЁ!

      Наконец то! Свершилась мечта уже не одного поколения российских граждан. А мы уж думали что ничего его не возьмёт. Ни ненависть всего русского народа, ни пуля полковника ГРУ, ни провалы в работе, ни разбазаривание советского энерго капитала начатого ГОЭЛРО, ни микродостижения в нанообласти...Нет другой такой же одиозной личности в постсоветской России. ...
      842
      panurg Юмор
      2 декабря 2020 г. 22:21

      Израильские чистки "русских" или как мой друг Лёха сотворял из советских людей евреев

      Попалось мне тут известие о том что в Израиле начались проверки репатриантов из СССР. Они там все считаются "русскими", а к русским если даже ты кошерный русский у них доверия мало.Проверяют же на истинность еврейства. Уж не знаю как происходит эта проверка днк берут у людей, черепа меряют или тору наизусть заставляют рассказывать. Мне процедура неизвес...
      990
      panurg 2 декабря 2020 г. 20:26

      Новое русское имперское сознание.

      Посмотрел я тут недавно видео где по улицам Баку ездят машины с празднующими жителями. И на некоторых машинах были флаги Азербайджана, Турции и России вместе. А в комментариях смотрю турецкие товарищи начали жаловаться мол не хотят они видеть рядом с турецким русский флаг. Им от этого становится грустно и неприятно и надо бы азербайджанц...
      526
      panurg 28 ноября 2020 г. 13:23

      Диаспоры в России. От безобидных землячеств до пятой колонны и государства в государстве.

      Написав статью "Почему русские и азербайджанцы нигде в мире не образуют диаспор, а у армян и евреев они есть везде" я увидел что подавляющее большинство людей не понимает что такое диаспора.Придётся провести маленький ликбез.Миллионы людей разных национальностей живут в мире не в своих этнических государствах. И если какие то народности переезжая в чужу...
      944
      panurg 23 ноября 2020 г. 19:47

      Если бы не карабахский конфликт то Азербайджан был бы сейчас и в Таможенном Союзе и в ОДКБ и ШОС.

      Не многие наверное знают что автором термина "эффект бабочки" был Лоренц. Зато многие читали Брэдбери "И грянул гром". Сюжет в рассказе основан на феномене "эффекта бабочки" когда одно не самое важное событие в виде взмаха крыла бабочки в конечном итоге вызывает колосальные последствия.Вот таким взмахом крыла для судьбы Азербайджана да и всего постсовет...
      322
      panurg 23 ноября 2020 г. 03:19

      В Берлине учитель съел человека. Как страшные сказки в Европе становятся былью.

      Прочитал сегодня новость в СМИ о том как в Берлине учитель убил и съел своего любовника.И вспомнил свой старый рассказ-страшилку написанный как пример мутации морали в разных обществах. Писал его для клуба психологии. И совершенно не думал, что такие фантазии могут воплощаться в жизнь.Но оказывается в современной Европе всё возможно. Если интересно то в...
      412
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика