Кратко о северном Китае и окрестностях. 5/10, Ляо и Сун.

22 1081

Рекомендую к прочтению тем, кто не понимает истоки военных умений Монгольской империи. 


Восстание Чжу Вэня, приведшее к государственному перевороту в империи Тан в 907 году и образованию государства Поздняя Лян, спровоцировало выход из под контроля различных губернаторов. В итоге Китай опять развалился на части. В этот раз Северный Китай смог сохранить единство (Поздняя Лян), а Южный Китай развалился на несколько государственных образований. Историки назовут это как период Пяти династий и десяти царств.

Ничем особо не примечательный период. Государства Южного Китая воевали друг с другом и окрестностями. Их назовут общим выражением "Десять царств", хотя не все они были одновременно, да и посчитали в это количество тоже не всех.

Северный Китай будет почти единым, но в нём сменится 5 династий в результате мятежей, 4 из которых будут иметь тюрка во главе.


Что интересно, севернее китайских земель и тоже в 907 году образуется новое государство - киданей. Это кочевое монгольское племя к этому времени обитало тут:

Кидани (Khitans)

Кидани являются монгольским народом, потомками Дунху (упоминал о них здесь) и родственными сяньби (о них здесь). История этого племени достоверно фиксируется соседями примерно с IV века н.э., так как они регулярно то воевали, то были в союзе с китайскими государствами, то были вассалами, то восставали.

У киданей до 907 года не было столицы или постоянной резиденции кагана - они меняли место стана в зависимости от сезона.

Переход от племенной федерации к империи с династической системой наследования происходит в правление киданьского вождя Абаоцзи (Елюй Амбагай). В 907 он провозглашает себя каганом, а в 916 императором, подчинив несколько соседних племён. Так появляется династия Ляо.

У этого государства функции правительства исполнял двор императора. Этот двор был кочевой и перемещался вместе с императором, который перемещался между 5ю столицами в течение года, устраивая в промежутках облавные охоты.

В 921 году были введены китайские чины и ранги. Чиновники были разделены по двум «администрациям»: северной, ведавшей киданями и другими кочевниками и южной, ведавшей китайцами. Ключевым органом была северная администрация. В северной части соблюдались традиционные для Великой Степи обычаи и иерархия, а южная была построена по образцу Танской империи.

Подобно владевшим китайскими землями кочевым династиям последующих эпох, киданьские властители поначалу сознательно противодействовали неизбежной в таких случаях китаизации. Они старались сохранять шаманские обряды, пищу и одежду степняков. Китайский язык старались не употреблять, разработали собственную систему письменности.

По приказу Амбагая в 920 году было создано большое киданьское письмо (из 1460 знаков), и в конце года императорским указом было приказано обнародовать его и ввести в употребление. В 925 году Деле — младшему брату Амбагая — была поручена встреча уйгурских послов; он в короткий срок выучил уйгурский язык, а потом создал малое киданьское письмо (из 350 знаков).

Ещё до образования империи кидани были умелыми ремесленниками и обеспечивали себя необходимыми в кочевом быту вещами. В частности, киданьские сёдла активно завозились в Китай. Железоплавильни были учреждены ещё при отце Абаоцзи. Золото и серебро добывали на истоках реки Ляохэ. Находят и изделия из меди и бронзы. О мастерстве лаоских кузнецов могут свидетельствовать погребальные проволочные костюмы (для предотвращения распада тела): анализ костюма из Хаоцаньин показал, что он сделан из медной проволоки с содержанием меди около 96,3 % и толщиной всего 0,5-0,8 мм.
Киданьская погребальная маска вместе с частью проволочного костюма.

Абаоцзи начал создавать Ляо с получения контроля над городами, где проживало оседлое население. Хотя обычные кидани оставались кочевниками именно города стали опорными пунктами власти киданьских императоров в растянутой империи. Судя по раскопанным ляоским городах, кидани специально оставляли обширные незастроенные пространства внутри городских стен. Вероятно пустые участки предназначались для установки юрт или выпаса лошадей.

Мебель киданьской династии Ляо.

В 926 Абаоцзи расширяет территорию за счёт соседнего царства Бохай (Balhae, можно увидеть на карте выше).

А ещё немного позже Ляо участвует в переворотах Северного Китая, за что с ним расплачиваются 16-ю округами в северных землях и данью. Это не помешало киданям уже через несколько лет наведаться в Китай на разбой так, что северная китайская (тюркская на самом деле) династия, приведённая ими к власти, перестала существовать.


В 960 году военачальник Чжао Куанъинь осуществил государственный переворот в Северном Китае и сам занял трон, основав династию Сун. На этом официально закончился период Пяти династий и десяти царств. В течение двух последующих деятилетий Чжао Куанъинь и его преемник Чжао Куанъи победили остававшиеся на территории Китая независимые государства, завершив объединение Китая к 982 году.

Чжао Куанъинь, 1й император династии Сун, этнический китаец.

Новый император создал академии, которые давали большую свободу обсуждения и мысли, что способствовало росту научного прогресса, экономических реформ, а также достижений в области искусства и литературы. Заодно Чжао Куанъинь взял власть военных под свой контроль, положив конец эпохе военачальников, и тем самым предотвратил любое другое восхождение к власти, как это сделал он.

Попытка силой вернуть себе округа, переданные одной из предыдущих династий киданям, окончилась поражением и ответными нападениями империи Ляо. 

В 1004 году империи заключили мир. Сунские императоры выплачивали дань Ляо, а последние впитывали культуру и традиции сунского Китая. Дань не нанесла большого ущерба экономике Сун, так как кидани были экономически зависимы от импорта огромного количества товаров из Сун. Что еще более важно, Сун признало Ляо равным себе. Сун создала обширный оборонительный лес вдоль границы Сун-Ляо, чтобы помешать потенциальным атакам киданьской кавалерии.

В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории.

В 982 году под боком китайцев возникает тангутское государство, которое иногда называют смешно на русском - Си Ся (или Западное Ся, но так скучно). Тангуты - это народ, образовавшийся в результате слияния кочевых жунов (протомонгольские племена) и кочевых тибетцев.

В течение XI века империя Сун пытается завоевать Си Ся, но безуспешно. Попытка завоевать Дайвьет также закончилась неудачей.

Примерно в это же время политики империи Сун разделяются на лагери по причине разного подхода к реформам в государстве.

Думаю, вы догадались, что это в совокупности означает ослабление империи.


Ляо

Вернёмся к Ляо.

Основу армии Ляо, еще до объявления первого императора, составляла личная гвардия кагана, набранная из 2000 лучших молодых воинов всех восьми племён. Позже эту личную гвардию назвали "ордо".  Ордо кормилось за счёт приписанных к нему дворов китайцев и бохайцев. Воины ордо сражались как тяжёлая кавалерия, причём доспехи носили и всадники и кони. На вооружении находились копья, луки, мечи и булавы с длинными рукоятями, которые можно видеть на фресках. Каждого воина сопровождал фуражир и слуга. Фуражиру, обычно, давали доспехи и оружие.

Киданьский гвардеец

Со временем всё киданьское население от 15 до 50 лет было занесено в списки и разбито на десятки, сотни и тысячи. На одного воина должно было приходится: 3 лошади, 1 фуражир, 1 слуга. Из снаряжения: железные латы из 9 частей, чепрак, узда, латы для коня (железные или кожаные для животного послабее), 4 лука, 400 стрел, 2 копья (длинное и короткое), булаву-гудо, топор, алебарду, флажок, молоток, шило, огниво, лохань, 10,3 литров провианта (муки поджаренной на масле), мешок, крюк, зонт, 64 метра верёвки для лошадей. В походе воины должны были снабжать себя сами, обычно это означало грабёж населения.

Что-то мне это напоминает...

Ляоская армия, обычно, располагалась на поле боя тремя линиями: в первой располагалась лёгкая кавалерия, во второй всадники в доспехах, в третьей тяжёлая кавалерия на бронированных конях (чаще всего это и были "ордо"). Китайцы и бохайцы использовались как пехота: мечники, арбалетчики, обслуга осадных машин, главным образом при осадах. Иногда местное население сгонялось для использования в качестве первой волны атаки — своеобразного "живого щита". Полки ордо вступали в бой по очереди: по команде один полк из 500 или 700 человек атаковал линию противника и если им не удавалось пробиться, то полк отступал, а другой в это время начинал атаковать. Если линия противник была прорвана в одном месте, то все полки начинали наступление одновременно. Такая тактика применялась если противник оставался в обороне и сам не предпринимал активных действий. Сигналы подавались флажками и барабанами. Кидани не любили прорывать упорно сопротивляющийся строй врага, но предпочитали обождать 2-3 дня, восстанавливая за это время силы и ожидая ослабления решимости противника. В пыльной местности использовали хитрость: посылали перед строем врага скакать фуражиров с мётлами прикреплёнными к хвостам коней, когда поднималась сильная пыль, враги не видели с какой стороны и сколько ляосов их атакует. 

С конца XI века государство Ляо приходит в упадок. Опять же, удивительно, что это происходит практически одновременно с империей Сун.

В 1110 году в империи Ляо началась борьба за власть. 

В 1113 Агуда, глава клана Ваньянь, поднял восстание чжурчжэней против киданей. В 1115 году Агуда провозгласил себя императором и дал своему государство название "Золотое" (по-китайски — Цзинь). Согласно записям, Агуда сказал:

«Железо (Ляо) крепко, но ржавеет и крошится. А золото не ржавеет. К тому же цвет Ваньянь — белый».

Так в 1115 году возникла империя Цзинь - государство чжурчжэней.

Чжурчжэни - племена, населявшие в X—XV веках территорию Маньчжурии, говорившие на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы.

Мобильная чжурчжэньская конница взяла верх над огромным, но слабо подготовленным киданьским войском. В 1122 году Сун и Цзинь заключили стратегический союз против Ляо. Империя Сун пыталась вести наступательные действия против Ляо, но безуспешно. Ослабевшая империя киданей была окончательно разгромлена в 1125 году цзиньскими войсками. Последний император киданей был захвачен в плен чжурчжэнями.

Во время совместной атаки Северная экспедиционная армия Сун удалила оборонительный лес вдоль границы Сун и Ляо.

Действия Сун и Цзинь вытеснили киданей в Среднюю Азию, где те создали государство Западное Ляо. Западное Ляо сохранило многое из китайской культуры, воспринятой киданями, и в поздней учёной традиции рассматривается как настоящая китайская династия.

Важнейшим источником по истории киданей является Ляо ши — История династии Ляо, одна из 24 официальных династийных историй. Она была составлена в 1343 году коллективом из 23 авторов под редакцией Тогто при дворе монгольской по происхождению династии Юань. Полностью хроника состоит из 116 глав-цзюаней. Среди источников Ляо ши первое место занимают записки о деяниях киданьских императоров, собранные Елюй Янем. В 1639 году Ляо ши была переведена на маньчжурский язык и издана тиражом в 300 экз. под названием "Дайляо гуруни судури". Дополнения и исправления к Ляо ши (весьма неполной) были собраны и опубликованы Ли Эи и Ян Фуцзи под заглавием "Ляо ши ши и" ("Подборка пропущенного в истории династии Ляо") и "Ляо ши шии бу" ("Дополнение к сочинению "Подборка пропущенного в истории династии Ляо"). 
Другим источником является "Цидань го чжи" - "История государства киданей" авторства южносунского историка Е Лунли. 

Одним из результатов империи Ляо можно назвать то, что слово Китай (или Катай) закрепился как топоним Северного Китая. В таком виде оно и было принесено позже европейскими путешественниками в Европу.


Военная слабость армии Сун была замечена чжурчжэнями, которые немедленно разорвали союз, начав Сунско-цзиньские войны 1125 и 1127 годов. Из-за удаления предыдущего оборонительного леса армия Цзинь быстро прошла через Великую-Китайскую равнину к Кайфэну. В результате они захватили не только столицу, но и бывшего императора, текущего императора, и весь императорский двор.

Оставшиеся силы Сун перегруппировались под командованием самопровозглашённого императора Гао-цзуна и отступили к югу от Янцзы, чтобы основать новую столицу в Линьане (современный Ханчжоу). Чжурчжэньское завоевание Северного Китая и перенос столиц из Кайфэна в Линьань являются разделительной линией между периодами Сун. Новый период назвали Южная Сун.


Вот на этом я закончу рассказ сегодня.


Предыдущая часть истории этих земель:

От Ся до Чжоу.

О Цинь, Хань и хунну.

От 3х до 16ти, Север-Юг и каганаты.

Суй, Тан и каганаты.


... продолжение следует.

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

«Кинжалы» прилетели в загадочный особняк в Киеве: уничтожено логово убийц генерала Кириллова

Убийство военачальника готовили сразу три группы спецслужб УкраиныОтветным ударом за террористический акт, в котором погиб начальник войск радиационной, химической и биологической защит...

THAAD опять дали осечку: Появились видео, как хуситы одиночной гиперзвуковой ракетой пробили и THAAD , и всю израильскую ПРО

Накануне израильские военные информаторы достаточно бодро отчитались о удачной работе ПРО против двух баллистических ракет хуситов. По версии другой стороны, обе ракеты достигли цели, и военный руков...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Вот и добрались наконец до искомой эпохи. Иллюстрации классные, отдельное спасибо за них!
  • :thumbsup: :thumbsup: Всё интересней и интересней. Ждём продолжение. :sparkles:
  • Цзинь и Юань действительно очень интересные образования. Бывшие кочевники адаптировали административный гений китайской управленческой машины и создали довольно эффективные государства. Меня ещё всегда впечатляло, насколько дотошно они подходили к историческим записям. Были целые команды официальных историков, со своим кодексом чести, которые записывали буквально всё происходящее.
  • О киданях: В походе воины должны были снабжать себя сами, обычно это означало грабёж населения. У Карамзина о моголах: - питались всяким стервом (падалью), ели и саму человечину. Карамзин много чего вешал на монголов: - что супостата жалеть? А китайские источники насколько дискредитируют кочевнико - варваров?