Прямая линия с Путиным в нашем телеграмм. Присоединяйтесь

Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Африканские мотивы

7 798

А если я скажу, что существуют мотивы в русском фольклоре, которые относятся ко временам первоначальной миграции из с «чёрного континента», вы поверите?

Не спешите крутить пальцем у виска. Я вам постараюсь все доходчиво рассказать.

Можно ознакомиться с тем, как появились мифы и какие они бывают здесь – Немного о мифах.

С тем, как анализируют мифы, было в предыдущей части - Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Сравнительная мифология.

А можно забить и просто читать дальше.

Основания для гипотезы о распространении мифов с чёрного континента

Майкл Витцель в 2013 году попытался соотнести мотивы мифов народов мира с маршрутами расселения человечества из Африки и далее. В результате такого анализа он выбрал более 20 космологических мотивов и образов, которые имели 2 достаточно чётких ареала распространения: Континентальная Евразия с Северной Америкой как один ареал, Африка южнее Сахары, Индо-Тихоокеанский регион, Центральная и Южная Америки как другой ареал. Он предположил их генезис в эпоху выхода из Африки.

Берёзкин Юрий Евгеньевич согласился с общими выводами Майкла Витцеля, хотя и высказал натяжки по некоторым сравнениям. Берёзкин посчитал, что Витцель скорее сделал вывод интуитивно, чем опираясь на материал – верные наблюдения оказались смешаны с упрощениями и ошибками.

В базе Юрия Евгеньевича находится около 3 тысяч эпизодов и образов – фабульных, образных и структурных элементов повествований, повторяющихся в разных традициях. Таких традиций в базе набралось уже на тысячу. Генетики и археологи доказали происхождение человечества из Африки. А Берёзкин говорит, что анализ мифических мотивов показывает, что некоторые из них имеют африканское происхождение. Как же он это делает?

Реконструкция ранних миграций человека по данным исследования мтДНК

Показать распространение подобных эпизодов во времени и пространстве невозможно без наложения на пути древних миграций и культурных связей. Чтобы это сделать, необходимо связать распространённость определенных фольклорных эпизодов и образов с историческими процессами, известными из других научных дисциплин – археологии, генетики, лингвистики. Но археология и генетика ничего не говорят о нематериальных аспектах распространения культуры, а лингвистика не способна проникнуть во столь большую древность.

Было бы ошибкой строго связывать данные генетики и археологии с материалами мифологии и фольклора. Гены не переносят культуру, а распространение неолитических технологий совсем не должно коррелировать с истолкованием небесных объектов. Таким образом, распространение мифических сюжетов становится отдельным источником информации.

Что нам известно о миграциях? Генетики говорят, что около 100 тысяч лет назад человечество вышло за пределы Африки в Азию, по пути пересекая Красное море и Персидский залив, которые в те времена были значительно уже. Около 40-50 тысяч лет назад сапиенсы заселили центральную и среднюю Евразию, а также перебрались на континент Сахул (современные Австралия, Тасмания, Новая Гвинея).

Территория протоматерика Сахул и Сундаланд

Продвигаясь с прибрежной территории Азии во внутреннюю Евразию, человечество осваивало новые природно-климатические зоны. Подобные изменения в жизни должны были найти отражение и в изменении культуры. В эпоху же ледникового максимума евразийские народы севернее территории горных хребтов Альп, Кавказа, Гималаев оказались отрезаны от южных, индо-тихоокеанских народов. Контактной зоной оставалась только Восточная Азия. Эти популяции развивались изолировано друг от друга на протяжении нескольких тысяч лет.

Раз эти популяции практически не имели информационных связей, то их мифологические воззрения должны были всё дальше расходиться. При этом обитатели индо-тихоокеанского региона должны были сохранить больше традиций африканского континента – миграция людей из Африки в тропические области Азии не требовало кардинальной перестройки культуры, в отличие от миграции в холодные континентальные евразийские области. При этом возможность дополнительной миграции из Африки в Азию, как и обратная миграция из Азии в Африку, закрылась.

Где-то после прохождения периода максимума оледенения, сапиенсы мигрировали в Северную Америку. Древнейшие свидетельства говорят, что это произошло 14-16 тысяч лет назад. А после Северной, мигранты дошли и до Южной Америки. При этом в северную часть Нового Света перебирались всё новые группы людей. Таким образом, самая архаичная культура должна была оставаться в наиболее удаленных от Азии регионах – Южной Америке. Примерно в тот же период закрылась возможность миграций между Азией и Австралией, сделав последнюю ещё одной областью с архаичной культурой.

Одновременно с этим, в эпоху более благоприятного голоцена началась обратная экспансия из континентальной Евразии в индо-тихоокеанскую. Они приносили с собой новую культуру, однако и принимая что-то из местной, сложившейся ранее.

В общем, все эти данные о расселении человечества согласуются с гипотезой о переносе отдельных мифологических мотивов и образов из Африки в Азию и далее. При этом обратный перенос рассматривается как невероятный. А те контакты, которые были между ними в последние тысячелетия, относятся уже к переносу совсем других мотивов.

Как можно понять, наиболее архаичными оказались наиболее удалённые друг от друга мотивы. То есть культурные особенности распространялись кругами, вслед за переселением и контактами, в то время как на периферии оставались почти неизменные представления. Как я покажу когда-нибудь в дальнейшем, подобное распространение характерно не только в рамках всего человечества, но и отдельных его культурных общностей.

Кстати, о мифах, как источниках информации. Как можно увидеть из вышеприведённой карты распространения мотивов, Америка заселялась волнами. Можно предположить как минимум 2 волны переселенцев.

Мифологические мотивы из Африки

Если какие-то мотивы присутствуют на определённых территориях, а в остальном мире отсутствуют, то это скорее свидетельствует о наличии связей между такими территориями. При этом не совсем обязательно, чтобы эта связь была в виде массовой миграции, но некие устойчивые контакты обязательны. Стоит учесть, что чем дольше времени прошло от возникновения, тем больше лакун между территориями могло возникнуть. При этом некоторые мотивы могли повторно проникнуть на территории, с которых они раньше исчезли. Другие же мотивы могли позже проникать на территории, где их раньше не было. Это означает, что по ареалу присутствия одного мотива невозможно восстановить исторические процессы, которые стоят за его распространением. Поэтому исследователи используют анализируют целые кластеры мотивов, имеющих сходное распространение – чем больше мотивов в каждом кластере, и чем более схожи ареалы их распространения, тем надежнее связь таких мотивов с историческими процессами.

Изначально Берёзкин отметил как связанный с Африкой кластер мотивов с объяснением смертной природы людей. В этом кластере можно выделить следующие мотивы:

a36. Луна и бессмертие. Луна (месяц) противопоставлена людям как бессмертная смертным; выносит решение, быть ли людям смертными; живущие на луне бессмертны.
h4. Смена кожи как условие бессмертия. Те, кто меняют кожу (кору, одежду), бессмертны (вечно молоды).
h5. Люди и змеи. Рептилии или беспозвоночные противопоставлены людям как бессмертные смертным и/или ответственны за то, что люди не возрождаются; умершие превращаются в змей.
h3. Игры в похороны кончаются смертью. Смерть послана людям в наказание за излишнее сочувствие к умершему животному или за игры в похороны, во время которых те хоронят животное, дерево и т.п.
h11. Зов Бога. Люди смертны или дефектны из-за того, что отвечают на зов (либо произносят имя) существа, несущего смерть, или не слышат зова (не произносят имени; не отвечают на зов, не замечают) существа, обещающего бессмертие.

(Я перечислил не все мотивы кластера, но лишь для примера.)

В процессе исследования были замечены и другие кластеры, имеющие схожие ареалы. Например, кластер мотивов, который связан с появлением людей.

e5a. Люди из нижнего мира. Первые люди (иногда только мужчины или только женщины) выходят из-под земли или из небольшого объекта на ее поверхности (дерева, камня, тыквы и пр.). Выходящих много, это не просто пара первопредков.
e5c. Люди с неба. Первые люди или божества-первопредки спускаются с неба. Распределение этого мотива такое же, что и у предыдущего, лишь несколько менее четкое.

В обоих случаях люди не мыслятся созданными божеством, но, как и мир, существовали всегда, хотя и в пределах ограниченного пространства.

Кстати, о развитии мотива e5a можно будет вспомнить, когда начнём говорить о мифических представлениях праиндоевропейцев.

Другие кластеры, связанные с выходом из Африки:

В целом, кластеры про смертную природу людей и про появление людей идеально соответствуют гипотезе о расселении людей из Африки на восток в Азию и далее в Австралию и Новый Свет. У кластера про отношения полов центры наибольшего разнообразия находятся в Америке и Меланезии, в то время как в Африке таких мотивов меньше. Значит, хотя мотивы и возникли в Африке, но развитие получили они уже позже, но до миграции в Америку. Мотивы, связанные с атмосферными явлениями хорошо распространены и в Европе, хотя тоже вышли из Африки.

Про африканские мотивы в нашем фольклоре

Африканских мотивов не так и много в нашем фольклоре.

Первым мотивом будет

a35. Пятна на лунном диске. Темные пятна на лунном диске — грязь, кровь, краска, след от удара, ожога на теле или лице персонажа, они не складываются в определенный образ.

(Данный мотив отрицательно коррелируется с мотивом о представлении пятен как образе существа, предмета или целой сцены.)

В наших краях такой мотив встретился у белорусов и русских Архангельского края. Интересно, что примерно схожее распространение имеет и мотив h4. Смена кожи как условие бессмертия – южная Европа и Передняя Азия.

(Распространение мотива a35. Красные точки на карте - культуры с данным мотивом)

Предполагается, что фигуративная интерпретация лунных пятен возникла в континентальной Евразии и потом распространилась, вытесняя изначальный мотив.

Схожее распространение имеет и мотив i82c. Венера — жена Месяца. Схожее, в смысле редкий гость в нашей культуре.

Значительно любопытнее другой мотив

i41. Радужный змей. Радуга есть рептилия (обычно змея), реже рыба или змееобразный опасный объект (змеиный язык, хвост скорпиона).

Данный мотив известен у русских центральных областей и Новгорода, литовцев, поляков, белорусов, северных и западных украинцев.

Ф.Ф. Полторацкий в своем рукописном сочинении “Народные приметы, суеверия и предрассудки, заговоры и ворожба из Новгородской губернии” (1878 г.) пишет, что

радугу называют змеей: она, опустивши жало свое в воду, набирает в себя воду, а после выпущает, отчего и бывает дождь; на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами.

На украинском Полесье говорят "Смок воду пйе". Но в целом у восточных славян радугу связывают обычно со змеем или драконом, который пьёт воду и наполняет ею тучи, откуда потом идёт дождь.

Берёзкин связывает наличие африканского мифа в Европе с возможностью сохранения изначального мотива у тех европейцев, которые в эпоху оледенения сохраняли свою популяцию на самом юге Европы – южнее Альп.

Ну а я ещё подозреваю, что Змей стал одним из первых божественных существ. Ведь есть мотив, который перекликается с Радужным змеем и имеет схожее распространение

i43a. Космический змей. Гигантская рептилия, змей, рыба, цепочка из рыб простирается над землей и/ли поддерживает небо. Обычно ассоциируется с Млечным Путем, иногда с радугой.

У некоторых народов этот образ превратился в Уроборос.

Впрочем, об этих родственниках Змея-нашего-Горыныча мы поговорим в следующий раз.

===

Предыдущие статьи по теме:

Немного о мифах

Древние корни индоевропейских сказок и неожиданные выводы

Реконструкция праславянской мифологии

Религия и змееборческий миф праиндоевропейцев

Эволюция мифов

Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Сравнительная мифология

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Минутка абхазской независимости

Минутка подлинной незавимости Абхазии. Власти этой страны всерьез хотят договориться с Грузией об увеличении поставок электроэнергии по методу "утром стулья, вечером деньги".Мы уж не бу...

"По-братски света не даёте? Ну и ладно". В Абхазии нашли выход из темноты и без России
  • pretty
  • Сегодня 08:38
  • В топе

КОШКИН Абхазия. Перепадная ГЭС-1. Имеются ещё две. Вопрос о восстановлении всех трех малых ГЭС поднимался и не раз, только вот предложения исходили от частных предпринимателей. Зная, как...

Обсудить
  • понадусерию забыли :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • А не могли ли эти мотивы связанные с луной и со змеёй могли появиться у разных народов независимо (что вижу, о том пою)? Есть ли какие-то маркеры, типа "рыдало пол маршрутки"?
  • :raised_hand:
  • Какие ж мы древние... и что такое на этом фоне последняя сотня лет? Капля в море!